Наконец-то, после года сорванных сроков, проваленных заданий и разочарований, руководство государства нашло виновника того, что для украинцев до сих пор не введен безвизовый режим. Для выполнения важной, но не очень почетной миссии «козла отпущения» избрали руководителя Государственной миграционной службы (ГМС) Сергея Радутного.
Точнее, теперь уже – бывшего руководителя.
«Только что мне доложили, что по моему настоянию руководитель Государственной миграционной службы отправлен в отставку, потому что по линии именно этого ведомства европейские партнеры предъявили больше всего нареканий», – заявил Петр Порошенко в четверг, представляя свое ежегодное послание к парламенту.
Визовый режим – это, конечно, важная цель. Но заявление Порошенко ложно, и это очень просто документально доказать.
Но хуже всего – если в руководстве государства действительно верят, что проблема – в руководителе ГМС. Потому что в таком случае не стоит ожидать, что Киев устранит настоящие препятствия для отмены виз. Поскольку эти проблемы лежат совсем в другой сфере.
Убеждены – для читателей не станет неожиданностью, что наибольшие проблемы ЕС видит в вопросе противодействия коррупции в Украине. Но Порошенко уже во второй раз предпочитает не упоминать об этом.
К слову, «Европейскую правду» сложно подозревать в излишней преданности Государственной миграционной службе – наше издание было, пожалуй, самым большим критиком этого ведомства во время внедрения «биометрических» загранпаспортов. Мы выходили со статьями, вызвавшими откровенное возмущение в руководстве ГМС и МВД, и рассказывали, что в странах-соседях паспортный сервис функционирует значительно лучше, чем у нас.
Не станем исключать, что у президента были претензии к руководителю ГМС. Вполне возможно, что они даже были обоснованными.
Но его ссылки на претензии именно к безвизовому диалогу кажутся несколько надуманными.
Европейцы не согласны
Немного сухой теории, без которой не обойтись. Украина получила План действий по визовой либерализации (ПДВЛ) в 2010 году, в 2014 – была переведена на вторую (последнюю) стадию его выполнения. ПДВЛ поделен на четыре блока, выполнение каждого из которых оценивается Брюсселем отдельно, есть также деление на 15 разделов, по которым Брюссель проводит регулярную оценку прогресса Украины. Когда Евросоюз признает выполнение всех показателей, должен быть запущен политический процесс отмены виз для граждан Украины.
Предварительная оценка прогресса Украины была проведена весной 2015 года, иее результаты не являются секретом. Так что определить, где на самом деле самый большой провал в исполнении, несложно – ЕвроПравда уже публиковала подробный анализ этого документа.
Но сейчас вернемся к этому документу, чтобы выяснить, какому из ведомств адресованы наибольшие претензии Еврокомиссии.
Худший показатель из 15, которые приводятся в отчете ЕК – в вопросе борьбы с коррупцией. В Брюсселе считают, что реформы, которые проводит Киев в этой сфере, фрагментарны, несистемны, а взаимодействие правоохранительных органов не налажено на должном уровне. И это точно не является сферой ответственности ГМС.
Но заявления президента не дают уверенности в том, что он понимает суть претензий ЕК. Еще в Риге, перечисляя проблемы, которые помешали отмене виз, Порошенко поставил этот вопрос на последнее место, отметив, что речь идет лишь о «некоторых шагах».
Претензии Еврокомиссии касаются не только антикоррупционной политики. В числе проблемных в отчете названы предотвращение и борьба с оргпреступностью (тоже компетенция правоохранительных органов, а не ГМС), противодействие торговле людьми (то же самое), уважение прав человека и защита меньшинств (компетенция ряда органов), политика в отношении беженцев (наконец – проблема из сферы ответственности уволенного Радутного).
Возможно, дьявол кроется в комментариях к другим блокам? Давайте прочитаем.
Итак, к ответственности ГМС относится блок «безопасность документов» – именно тот раздел, в котором содержится требование о биометрических «заграничных паспортах». Но тут же Еврокомиссия говорит о «почти полном выполнении» показателя.
Второй блок – внешняя миграция, контроль за границей и беженцы. По контролю за миграцией – снова хорошая оценка, с некоторыми рекомендациями в адрес ГМС (к примеру – относительно слабого знания иностранных языков работниками службы и необходимости предоставить им больше полномочий).
И, наконец, вопрос беженцев-иностранцев, которые просят убежища в Украине, о котором сказано выше. Оценка звучит так: «показатели (ПДВЛ) частично достигнуты, с хорошими перспективами дальнейшего исполнения». ЕС требует провести некоторые законодательные изменения, упростить процедуру предоставления убежища и улучшить условия в центрах временного пребывания беженцев.
Массовых претензий со стороны ЕС, о которых говорит Порошенко, в отчете Еврокомиссии просто нет.
А замечаний к правоохранительной системе, в частности к милиции, – точно больше, и они жестче, чем к миграционной службе.
Так может, проблема в том, что Порошенко просто нужно было найти «крайнего» для увольнения, не трогая Авакова и Шокина?
Претензии правительства
Как свидетельствуют источники «Европейской правды», инициаторами наказания Радутного были некоторые представители правительства, в частности, эту идею поддерживали в Министерстве иностранных дел.
У МИДа действительно есть причины обижаться на Радутного. Как минимум – еще со времен, когда только начиналось введение «биометрики».
Помните историю, когда в январе и феврале счастливые обладатели биометрического паспорта неожиданно выяснили, что их документ не принимают ни в одном консульстве? Проблемой было то, что украинская сторона «забыла» вовремя передать образцы документов в консульства шенгенских и других стран. Тогда общественное мнение возложило всю вину именно на МИД.
Не снимаем ответственности с дипломатов, но наши источники свидетельствуют: часть вины за эту позорную ситуацию лежит также на ГМС, где долго не реагировали на предупреждения министерства и не давали указания об изготовлении образцов документов для консульств.
Второй инцидент произошел в марте, когда диппредставительства Украины за рубежом были вынуждены остановить оформления паспортов для граждан, постоянно проживающих за пределами нашей страны. Причина – несовместимость баз данных с ГМСовской.
Источники говорят, что ГМС выдвинула заоблачные требования, чтобы эти базы синхронизировались. Но в конце концов ситуация была решена – в четверг в МИД в ответ на запрос «Европейской правды» ответили, что оформление паспортов в посольствах восстановлено в полной мере.
Но формальной причиной для того, чтобы «копать под Радутного», оказалось не это. Его обвинили в затягивании перехода на биометрические внутренние паспорта (ID-карточки).
Именно об этом говорил Порошенко в Риге, выдвигая претензии к ГМС. Именно эта претензия (правда, изложенная бюрократическим языком) содержится в слайдах авторства МИД о визовой либерализации, которые были представлены на заседании Совета реформ вечером 3 июня.
Этот пункт изложен бюрократическим языком и звучит как требование: «Создать модель первичной идентификации граждан и начать ее внедрение». Это – одна из восьми проблемных, по мнению МИД, сфер выполнения Украиной ПДВЛ.
Но даже по этому правительственному документу видно, что самые большие проблемы – не в сфере ответственности ГМС, а в деятельности правоохранительных органов.
Кстати, интересная деталь – в отчете Евросоюза отсутствует требование о введении биометрики на «внутренние паспорта», которая стала причиной для увольнения главы ГМС!
Для ЕС внутренние документы вообще не имеют значения. Важно, чтобы была гарантия от подделки и незаконного получения загранпаспорта.
Конечно, есть опасность, что кто-то подделает внутренний паспорт (а сегодняшние внутренние паспорта подделать несложно; к тому же в Крыму и на Донбассе осталось немало бланков) и на его основании подаст заявление на зарубежную биометрику.
Но источники «Европейской правды» в ГМС настаивают, что европейцам было достаточно контроля Киева над базой данных украинцев – ведь биометрику выдают на основании электронных данных, которые позволят отследить поддельный внутренний паспорт.
Справедливости ради отметим, что в неофициальных консультациях от Брюсселя действительно (и уже давно) звучат советы провести паспортную реформу. Ведь нынешние украинские паспорта с вклеенным фото вызывают у специалистов искреннее удивление – таких документов давно нет нигде в Европе. Но говорить, что это – ключевое требование ПДВЛ, да еще и «забывать» о проблемах в сфере борьбы с коррупцией со стороны президента – как минимум некорректно.
Стрелочник или виновник?
В заключение еще раз заметим – мы никоим образом не ставим целью «выгородить» бывшего руководителя ГМС.
Претензии к нему есть – и публично известные, и скрытые (в частности, ходят слухи о завышенной стоимости интеграции баз данных, выставленной службой).
«По миграционной службе действительно есть значительный кусок работы в рамках ПДВЛ. И, по моим наблюдениям, со стороны ГМС было замечено легкомысленное отношение к выполнению своего фронта работ, – рассказал «Европейской правде» научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. –
Но если говорить о ведомстве, у которого больше всего проблем с выполнением ПДВЛ, то я бы однозначно поставил на первое место МВД – не по количеству, а по качеству проблем.
В частности, они просто завалили интервью с оценочной миссией ЕС на тему борьбы с оргпреступностью. И, в конце концов, миграционная служба – тоже в подчинении МВД».
Но уволить Авакова – не так просто, как Радутного. Поэтому президент избрал более легкий вариант, очень похожий на поиск «стрелочника».
Правда, в администрации президента придерживаются другого мнения
«Не было цели выбрать виновника. Была цель подать сигнал другим: если будет промедление по другим вопросам, последствия будут точно такими же», – заявил «Европейской правде» заместитель главы администрации президента Валерий Чалый.
Вместо постскриптума
«Европейская правда» убеждена: наибольшая опасность для безвизового режима – не паспорта и даже не коррупция.
Наибольшая опасность – это когда руководители ставят ложные задачи и имеют ложные ожидания, потому что тогда цели точно не удастся достичь.
Еще до недавнего времени это также было проблемой Порошенко. Сначала напомним его обещание годичной давности.
План «безвизовый режим с 1 января», конечно же, сорвался, но и эта ошибка не научила президента. В начале 2015 года он вновь поверг в шок экспертное сообщество.
Как видите, якобы «последнее требование» выполнено, а визы до сих пор не отменены. Хотя еще тогда все причастные знали, что на самом деле невыполненных требований остался «вагон и маленький тележка». Но ведь кто-то дал Порошенко откровенно ложную информацию, которой он поверил!
Изменилась ли ситуация сейчас?
Александр Сушко, известный эксперт по вопросам безвизового диалога, достаточно оптимистичен.
«По сравнению с тем, что было до сих пор, уровень понимания задач со стороны лидеров государства значителен.
Сейчас президент точно не скажет, что не ввели паспорта и это последний критерий, как он говорил еще полгода назад.
Проблема в том, что это произошло поздно. И если бы президент и премьер с самого начала трезво ставили задачи, мы, возможно, уже сейчас могли бы ездить в ЕС без виз».
Остается надеяться, что ситуация действительно изменилась и вместо имитации выполнения ПДВЛ пойдет реальная работа. Работа всей власти, а не только ГМС, которая «попала под горячую руку».