Верховная Рада единогласно отменила закон о разграничении земель государственной и коммунальной собственности, который приняла в июне, а потом приняла его повторно, производя впечатление филиала сумасшедшего дома. По этим шараханьям видно, что вокруг земельного вопроса идет серьезная политическая борьба.
Подобный законопроект №9001-д «О рынке земель», инициированный регионалом, главой комитета ВР по вопросам агарной политики и земельным отношениям Григорием Калетником, так и не дошел в феврале до второго чтения. Он был жестко раскритикован. Оппоненты выступили тогда против ограничения, что максимальная площадь земли сельскохозяйственного назначения, которая может находиться во владении одного физического лица,— 100 га. И высказали сомнения в том, что планируемый Государственный банк земли избежит коррупционных схем, поскольку будет монополистом.
Когда стало ясно, что закон «О рынке земель» буксует, 13 февраля был зарегистрирован другой законопроект на ту же тему — заместителем господина Калетника Валерием Бевзенко (соавторами выступили депутаты Роман Ткач, Станислав Мельник, Сергей Терещук) — с названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по разграничению земель государственной и коммунальной собственности» (№10043).
В пояснительной записке авторы сочли «нецелесообразным отнесение исключительно к государственной собственности земель под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющих национальное и общегосударственное значение, ведь смена собственности на указанные земли никоим образом не влияет на режим их использования». Или думали, что «нецелесообразным является отнесение к государственной собственности земель под водными объектами общегосударственного значения, ведь в таком случае формирование земельных участков для размещения гидросооружений, других объектов, которые одновременно размещаются на землях дна водоема и суши, в пределах населенных пунктов будет невозможным».
И решили, соответственно, что «существует объективная необходимость изменения подходов к разграничению земель государственной и коммунальной собственности на законодательном уровне». Другими словами, это очередная попытка зауже 20 лет провести земельную реформу: разгосударствление части земель и передача их частному бизнесу. Закон №10043 был принят Верховной Радой 21 июня этого года (за — 238, против — 23).
Однако оппозиционные депутаты — Иван Кириленко, Николай Томенко и Сергей Сас — внесли предложение по его отмене. И парламент вчера утром, к несказанному удивлению многих, единогласно проголосовал за это предложение (за — 297, против — 0).
Мы сразу попросили прокомментировать депутата Сергея Саса это решение Верховной Рады. Какие основные претензии он и его коллеги предъявляли к отмененному закону? «Во-первых, авторы даже не ввели в закон такое понятие, как «Государственный земельный банк». Во-вторых, законопроект в таком виде дает возможность применять коррупционные схемы относительно приватизации государственных земель. Отчуждать их в пользу юридических и физических лиц»,— сказал депутат. По мнению нардепа, аналогичная история была с законом Григория Калетника — только немного с иной стороны.
«Государственных земель в Украине — 14 млн. гектаров. Это земли обороны, науки, земли водного фонда. На сегодняшний день нет закона, регулирующего земельный вопрос. «Землелиада» продолжается двадцать лет. И будет продолжаться до тех пор, пока не прекратятся попытки «заграбастать» госземли корпорациями, частным бизнесом. Уж очень велик куш. Но должна быть, в конце концов, проявлена политическая воля и донесено до сведения всех: есть земли под контролем государства — и точка!» — говорит Сергей Сас
Однако, по словам бютовца, под видом благих намерений и заботы о правовом урегулировании земельного вопроса снова и снова хотят растащить все до кусочка. «Эта власть доказывает, что прекрасно умеет заниматься «дерибаном» то одних активов, то других. А то, что регионалы проголосовали сегодня за отмену этого закона, связано с приближением избирательной кампании. Они хотят предотвратить истерию вокруг земельного вопроса накануне выборов»,— предположил депутат. И процитировал «Фауста» Гете: «Во всем большом есть постепенность, а не внезапность и мгновенность».
Однако эти строки в применении к украинскому парламенту не оказались пророческими. Замспикера, коммунист Адам Мартынюк в 20:20 вновь вынес этот закон на обсуждение. Депутат Сас потребовал прекратить беспредел, мотивируя тем, что этого закона уже нет в повестке. Это не смутило Адама Ивановича: он поставил вопрос о включении этого законопроекта в повестку дня, за что и было немедленно проголосовано. Приняв или отклонив ряд поправок, закон №10043 был вновь принят. В тот же день.
«i» поинтересовались у замглавы фракции ПР Михаила Чечетова: утренняя поддержка регионалами постановления Саса, Томенко, Кириленко — это что? Легкое помешательство? Михаил Васильевич был, как всегда, парадоксален: «Мы проголосовали за это постановление для консолидации зала».
На самом деле, по информации из других источников, стало известно, что из Администрации президента пришло указание — принять этот законво что бы то ни стало после обеда. Власть, в принципе, давно и пока безрезультатно лоббирует земельный вопрос. И наверху, по-видимому, решили его «дожать».
«Мы просто отменили голосование, которое было в июне. Весь день земельный комитет работал, а вечером с поправками закон приняли опять»,— объяснил господин Чечетов. И добавил: «А зачем тянуть: год, два? Мы же не оппозиция. Нормально работаем. Все по закону».
На этот счет у оппозиции были возражения. «Они на законную процедуру чхать хотели,— заявил «i» Сергей Сас.— Вчера утром было поддержано мое постановление с коллегами: заотмену голосования за закон во втором чтении и в целом. И по процедуре, если ликвидировали голосование, закон возвращается — он считается принятым только в первом чтении. После этого две недели депутаты должны вносить свои предложения. Регламент предусматривает сокращение этого срока до семи дней, но никак не — утром отменили, а вечером приняли».
А если говорить по существу принятого закона №10043, то, по словам господина Саса, раньше полномочия по урегулированию земельных отношений были у местных администраций и местных органов самоуправления. По новому закону эти полномочия отдадут Государственному агентству земельных ресурсов Украины под руководством Сергея Тимченко. Это значит, что все местные органы управления будут отстранены от решения этих вопросов, а все эти функции делегированы центральному органу исполнительной власти.
«Проблема в том,— говорит бютовец,— что полномочия между центральным офисом и территориальными в этом законе не выписаны. Но теперь для решения земельного вопроса в любой Кацапетовке будут взятки даваться в Киеве. Это станет рассадником коррупции. Все новые механизмы отчуждения земель непрозрачны. И если раньше местные органы учитывали интересы своего населения, то сейчас будут учитываться только интересы тех, кто дал взятку».
По словам господина Саса, главное юридическое управление указывало в своем заключении на целый ряд нарушений норм Конституции в этом законе. «Вероятно, будут «дорабатывать» потом, как в языковом законе»,— иронизирует оппозиционный депутат.
Хотелось бы еще обратить внимание на одну деталь. За закон №10043 проголосовали: за — 242, против — 27, воздержался — 1. Так вот, «политики новой генерации»: Наталья Королевская, Евгений Суслов и Михаил Логвиненко — за. То есть карточки членов «Украины — вперед!» были у регионалов, поскольку «новые политики» в сессионном зале отсутствовали. Относительно их «оппозиционности» отпадают всякие сомнения.