На днях Юлия Тимошенко заявила, что не исключает масштабных акций протеста против фальсификации результатов октябрьских выборов. Никаких акций не будет, в унисон заявили представители власти, по привычке обвинив оппозицию в попытке выдать желаемое за действительное. Однако, как стало известно «Комментариям», в штабе партии власти прорабатывается вариант противодействия возможным народным волнениям, пусть и не таким масштабным, как это хотелось бы оппозиции.
Стоит вспомнить, что запреты на проведение мирных собраний в Украине принимались еще до старта предвыборной гонки. Так Киевский окружной админсуд на основании письма начальника Броварского милицейского управления принял решение о нецелесообразности проведения с 17 июля массовых мероприятий в городе Бровары «в связи со сложной оперативной обстановкой в государстве и проведением превентивных мероприятий на территории города». В чем сложность оперативной обстановки в городе-спутнике Киева так и осталось непонятно. Вряд ли в том, что по Броварскому округу баллотируется «регионал» Сергей Федоренко, которого в народе называют «массажистом Азарова»? Зато вполне понятно, что судебная вертикаль будет и дальше выносить подобные решения в тех населенных пунктах, где прогнозируемо, может возникнуть послевыборное противостояние между «победителями» гонок из числа «регионалов» либо их сателлитов и «проигравших», способных вывести людей на улицы.
Однако метод запрета с последующим разгоном массовок плюсов власти не добавляет. Особенно если разгонять народ придется не в одном городе, а сразу в нескольких. Это уже попахивает не новым майданом, а реальным бунтом. Что на фоне негативных экономических ожиданий граждан намного опаснее для власти, уже не первый год взращивающей в обществе разочарование и страх. Посему для начала майдан попытаются приручить, дав возможность недовольным выпустить пар, а затем все превратиться в абсурд. Иными словами, Западу, где выборы с очень высокой долей вероятности назовут недемократическими, покажут, что на самом деле у нас с демократией не все так плохо, и что мы еще не скатились до Беларуси, значит – ни о каких санкциях против официального Киева говорить не следует.
Для начала майдан локализируют и замкнут в столице, чтобы не дать возможности разрастаться протестам. Его инициаторами должны стать не объединенные оппозиционеры, а те политсилы, которые по итогам выборов останутся вне стен парламента. Здесь очень важно, кто первым застолбит за собой майдан, поскольку остальным придется либо присоединяться, либо создавать свои майданы, что будет выглядеть карикатурно. Мол, оппозиция даже митинговать вместе неспособна. Последующие шаги уже были обкатаны властью на предыдущих акциях протеста – от Налогового майдана, который покололи на «своих» и «чужих» и с одними договорились, а других просто убрали с Майдана Незалежности, до протестных акций под Верховной Радой, когда одних сразу разгоняли, а другим странным образом давали возможность брать штурмом здание парламента. Результатом «правильного» майдана, где все мирно и никого не бьют, станет не только красивая картинка для Запада, но и согласие власти с некоторыми требованиями митингующих. Например, ЦИК назначит перевыборы в каком-то из округов, где фальсификации были совсем уж явными. Или же, что тоже очень даже вероятно, прирученный майдан используют для начала переговоров по формированию после выборов так называемого «правительства народного доверия», в которое войдут видные инициаторы протестов - псевдооппозиционеры.
Но многие эксперты считают, что «прирученный» майдан – слишком заумная технология для власти, где «голубей» гораздо меньше, чем «ястребов». «Схема будет такой: скоро последуют демонстрации, акции протеста, но одну акцию пропустят, вторую пропустят, а с третьей обойдутся очень жестоко. Причем, это не будет полностью искусственным мероприятием, в котором СБУ будет подбирать «протестантов» или выискивать своего «попа Гапона». Будет найден повод, самый невинный: рост цен, потеря каких-нибудь льгот одной из социально незащищенных групп, либо же студенческие митинги. После чего за дело возьмется суд, который состряпает дело по типу «Pussy Riot», когда все тянуло на «административку», а в результате барышень отправили в колонию», - предположил политолог Виктор Небоженко. По его мнению, логика такого поведения власти проста: после того, как в тюрьме оказались Юлия Тимошенко и Юрий Луценко, осталось поставить на место улицу.