«Министры приходят и уходят, а госсекретарь работает долгосрочно. Когда министр только приходит, с первого дня работы он не разбирается в тех вопросах, которые ведет. Однако он приходит с четким коалиционным соглашением, программой правительства, которую должен будет исполнить. Получается, что сотрудников, которые там до этого находились, они либо увольняют и назначают своих людей, которые ни в чем не разбираются и все расшатывают, либо вообще не понимают, как строить государственную политику. Вот тут ему должен помочь профессиональный государственный аппарат», – Алена Шкрум
Согласно новому Закону «О государственной службе», в Украине вводится новая должность – государственный секретарь. «Судебно-юридическая газета» разбиралась, что это за должность и зачем она нужна.
Попытка номер два
С принятием Закона о госслужбе в нашей стране активно заговорили о внедрении должности государственного секретаря. Отметим, что в Украине уже был негативный опыт деятельности такого института – он был введен указом тогдашнего президента Леонида Кучмы в 2001 г. и отменен им же в 2003 г.
На этот раз механизм уже, по сути, запущен, более того, закреплен на законодательном уровне. Так, ст. 6 Закона «Категории должностей государственной службы» говорит, что теперь к категории »А» (высший корпус государственной службы – прим. ред.) относятся и должности государственного секретаря Кабинета министров Украины и его заместителей, государственных секретарей министерств. Собственно полномочия государственного секретаря министерства изложены в переходных положениях закона, где сказано, что он является высшим должностным лицом из числа государственных служащих министерства, подотчетен и подконтролен министру.
Сначала предполагалось, что заработная плата госсекретаря будет в районе 12 тыс. грн в месяц (15–17 тыс. с премиями и доплатами). Но как известно, на такую зарплату хороших специалистов подобрать трудно, поэтому недавно правительство одобрило постановление, предусматривающее дополнительные надбавки за интенсивность труда и выполнение особо важной работы в размере не менее 50% должностного оклада каждая. Таким образом, в настоящее время зарплата госсекретаря министерства должна быть на уровне 35–37 тыс. грн в месяц. При этом он назначается на должность Кабмином по представлению Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы сроком на 5 лет с правом повторного назначения.
Основными задачами госсекретаря являются обеспечение деятельности министерства, стабильности и преемственности в его работе, организация текущей работы, связанной с осуществлением полномочий министерства. В ссоответствии с возложенными на него задачами, государственный секретарь:
- организует работу аппарата министерства;
- обеспечивает подготовку предложений по выполнению задач министерства и представляет их на рассмотрение министру;
- организует и контролирует выполнение аппаратом министерства Конституции и законов страны, актов Президента и Кабинета министров Украины, приказов министерства и поручений министра, его первого заместителя и заместителей, отчитывается об их выполнении;
- готовит и подает министру для утверждения планы работы министерства, отчитывается об их выполнении;
- обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в аппарате министерства;
- по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, утверждает штатное расписание и смету министерства;
- назначает на должности и освобождает от должностей в порядке, предусмотренном законодательством о государственной службе, государственных служащих аппарата министерства, присваивает им ранги государственных служащих, принимает решения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и пр.
Конкурс и требования
Согласно закону, до конца 2016 г. должны быть объявлены конкурсы, и их победители назначены на должности госсекретарей во всех 18 министерствах в Украине. 11 октября Кабмин своим распоряжением №732-р «Об объявлении конкурса на занятие вакантных должностей государственных секретарей министерств» объявил конкурс на замещение этих должностей в 8 министерствах:
Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины;
Министерстве внутренних дел Украины;
Министерстве экологии и природных ресурсов Украины;
Министерстве экономического развития и торговли Украины;
Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины;
Министерстве инфраструктуры Украины;
Министерстве информационной политики Украины;
Министерстве культуры Украины.
Конкурс будет проводить Комиссия высшего корпуса государственной службы.
Кандидатом на должность государственного секретаря министерства может быть гражданин Украины, имеющий высшее образование, общий стаж работы не менее 7 лет, включая опыт управленческой работы не менее 3 лет, и отвечающий другим требованиям, определенным законом. В приложении к указанному распоряжению КМУ изложены требования к профессиональной компетентности кандидатов.
Общие требования: высшее образование (магистр); стаж работы не менее 7 лет (общий); опыт работы на должностях государственной службы категорий »А» или »Б», или на должностях не ниже руководителей структурных подразделений в органах местного самоуправления, или на руководящих должностях в соответствующей сфере не менее 3 лет; свободное владение государственным языком.
Специальные требования: знание законодательства; профессиональные знания; наличие лидерских навыков; умение принимать эффективные решения; коммуникация и взаимодействие; управление изменениями; управление организацией и персоналом; управление публичными финансами; работа с информацией.
Мнение экспертов
Эксперты утверждают, что должность государственного секретаря существует в ряде европейских стран. По идее, он будет подчиненным министра. Основное его задание – выработать пути реализации инициатив министра, обеспечивать преемственность, институционную память и законность в работе министерства.
При этом госсекретарь является государственным служащим; руководит аппаратом министерства; не может заменять министра на заседаниях Кабмина (это функция политического заместителя министра); обеспечивает исполнение поручений министра; представляет министерство как юридическое лицо в гражданско-правовых отношениях; принимает индивидуальные акты относительно государственных служащих и др.
По словам народного депутата Украины Алены Шкрум, внедрение должности государственного секретаря сегодня необходимо и должно дать толчок реформе государственной службы. Но для того, чтобы эта должность была внедрена, на сегодняшний день очень важно, чтоб Верховная Рада приняла законопроект №4526-д, в котором более подробно прописаны полномочия государственного секретаря, а также их соотношение с полномочиями министра.
Однако некоторые эксперты утверждают, что внедрение должности госсекретаря несет большую угрозу. В частности, глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы в 2014 г. Денис Бродский отметил: «Это скорее «реформаторская фикция» правительства. Полномочия секретаря не до конца понятны. Того, что написано в Законе «О госслужбе», мало, а закон, где все детально прописано, еще не принят. Нет и инструментов для работы госсекретаря, нет команды, людей, с которыми он мог бы работать».
Кроме того, по мнению специалистов, институт государственного секретаря может быть использован как политический инструмент для контроля и влияния на министров.
Вместе с тем, не стоит забывать, что в большинстве демократических европейских стран государственные секретари успешно работают, поэтому можно надеяться, что и в нашей стране эта должность будет эффективной.
Как пояснил глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, член Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы Константин Ващенко, 11 октября правительство объявило отбор на первые 8 должностей государственных секретарей министерств. Общее количество секретарей будет составлять 18 человек плюс госсекретарь Кабинета министров Украины. «Очевидно, что сразу все конкурсы провести невозможно, поэтому все происходит поэтапно. До 28 октября кандидаты имели возможность подать соответствующие документы, а 7 ноября начался первый этап конкурсного отбора. Всего этих этапов 3: тестирование, решение ситуационных заданий и собеседование», – рассказал эксперт.
А. Шкрум подробнее остановилась на функциях и полномочиях госсекретаря: «Во-первых, эта должность есть почти во всех странах мира, просто где-то это называется генеральный секретарь, где-то – государственный секретарь. Это человек вне политики. У нас пока нет профессионального государственного аппарата. Ведь то, что было еще в советское время или до правительства Януковича, было уничтожено, когда увольняли всех, кто был в не »фаворе», и набирали своих людей. Тогда «вымели» сначала хороших людей, потом профессиональных, потом неугодных, потом тех, кто не брал взятки, и таким образом «вымели» всех. Для меня самым ярким примером является Минздрав, в котором работало наибольшее количество людей. Сначала там уволили всех профессионалов, которые протестовали против того, чтобы закупать вакцины по 400 грн вместо 100 грн, а потом добили оставшихся тем, что поставили зарплаты по 1000 грн и убрали все доплаты. Таким образом уничтожили все. Теперь же, когда госсекретарь приходит в министерство, он объявляет конкурс, набирает персонал, а затем следит за дисциплинарными производствами.
Сейчас до 80% поручений министров не исполняются. Если бы такое было в бизнесе, компания давно бы «загнулась». Но поскольку деньги выделяются из Госбюджета, это никого особо не волнует. Тем более, что министров часто саботируют, их идеи не пропускают. Но в дальнейшем руководить министерством будет именно госсекретарь. Он будет подписывать бумаги, контролировать документооборот, объявлять конкурсы. Конечно, министр может контролировать все, но секретарь должен хорошо разбираться в теме и в управлении персоналом. Потому что сейчас министр как «слепой котенок», заваленный делами, и не может во все вникнуть.
В идеале это должно быть так: министр приходит со своей программой и советуется с госсекретарем, что можно исполнить, а что нет в силу каких-то причин. Поскольку последний должен быть профессионалом своего дела, он может посоветовать министру, как поступить правильно. Например, есть генеральный директор и есть SEO. Так вот, SEO – это госсекретарь», – пояснила народный депутат.