Приходится констатировать факт, что мысли о необходимости проведения досрочных парламентских выборов в 2017 году в Украине уже прочно укоренились в обществе. С этой целью украинское информационное пространство с завидной регулярностью сотрясают громкие информационные скандалы и разоблачения, в правительственном квартале ежедневно организовываются проплаченные митинги, а политические оппоненты и власть обвиняют друг друга в коррупции и профессиональной непригодности.
Но если трезво посмотреть на внутриполитический баланс сил, то у Петра Порошенко есть все силовые, финансовые и медиаинструменты для удержания ситуации под контролем до 2019 года. Несмотря на то, что олигархи заключили временное соглашение с Порошенко, они параллельно готовят плацдармы и концентрируют ресурсы для политической борьбы. Системные политические инвесторы понимают, что решение о возможной перезагрузке власти не зависит от украинского президента и тем более - от разношерстной и разномастной оппозиции. Все ожидают, пока поменяется геополитическая конъюнктура, дабы вступить в борьбу за статус договороспособного партнера не только с Западом, но и РФ.
Возможность проведения досрочных парламентских выборов в Украине зависит от того, смогут ли Трамп и Путин договориться о параметрах нового мирового устройства и разделе сфер влияния. В этой связи для украинского руководства существует два сценария развития ситуации в стране: курс на многовекторность или продолжение конфронтации с РФ.
Первый мирный сценарий предусматривает достижение геополитического консенсуса между США и РФ, возможно, даже и за счет украинских интересов. Этот сценарий развития событий кажется пока маловероятным, но вместе с тем – он самый проблемный для политического выживания украинской власти. В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно обещал американским избирателям, что в многополярном мире Вашингтон больше не станет выполнять роль глобального полицейского, а сконцентрируется на решении внутренних вопросов. Если между Вашингтоном и Кремлем будет достигнут геополитический консенсус по Сирии и Украине, то внутриполитическая украинская турбулентность будет усилена неформальным давлением Запада для скорейшего выполнения Киевом Минских соглашений, что в принципе невозможно без перезагрузки парламента. Нынешняя структура Верховной Рады, большинство в которой представлено «политическими ястребами», не сможет в полном объеме выполнить политический компонент Минских соглашений, а также принимать другие важные пакетные решения по НАТО, ЕС или же гипотетической российско-украинской нормализации отношений. И вполне возможно, что такие договоренности могут быть оформлены за спиной украинского руководства, которое будет дальше верить в то, что Украина является центровым игроком в мировой геополитике.
В частных беседах многие западные дипломаты указывают на такой «возможный нож в спину» для Киева, хотя при этом и отмечают, что международная политика – прагматична и цинична, а Украина при таких раскладах должна иметь «план Б». Пока что создается впечатление, что «план Б» у нас отсутствует, поскольку власть заточена на экзистенциальный конфликт с Россией. Все понимают, что война в Сирии, аннексия Крыма и конфликт на Донбассе являются одними из элементов глобального геополитического противостояния между коллективным Западом и РФ. Для США важно закрыть «сирийский вопрос» для того, чтобы политически контролировать ЕС с помощью беженцев, а также держать в постоянном тонусе Турцию и Иран.
Для России же, наоборот, Украина – это зона особых интересов и влияния. И вполне вероятно, что Кремль попытается разыграть с Вашингтоном сирийско-украинскую карту. Если Трамп и Путин смогут договориться, то нынешняя украинская власть «политических ястребов» никак не вписывается в этот геополитический пасьянс. При таком сюжете развития событий существуют риски, что Запад будет давить на Порошенко и требовать досрочных выборов в парламент, дабы завести туда более договороспособных игроков. Если Порошенко не согласится на перевыборы, то тогда могут быть включены другие рычаги влияния, как например – шантаж с международной валютной поддержкой или же бесконечное затягивание решения по безвизу. Хотя эти вопросы никак не связанны с Минскими соглашениями, однако их могут очень даже использовать как рычаги влияния на Киев. Тем более, что в 2017 году в ключевых странах ЕС может поменяться власть.
Впрочем, многие дипломатические собеседники отмечают, что модель поведения Дональда Трампа будет зависеть от первых кадровых решений в Пентагоне, прокуратуре и казначействе. Если Трамп сформирует свою команду и окружит себя своими людьми из бизнеса, тогда не исключено, что может быть взят курс на оттепель с Кремлем и отстранение от мировых дел. Если это будут ярые республиканцы, то, скорее всего, будет взят курс на конфронтацию с Кремлем. Ведь лоббисты увеличения военных заказов сидели без крупной прибыли уже около 10 лет. Последние крупные кампании были в Ираке и Афганистане. И военные коммерсанты не упустят возможности где-то побороться за демократию, испытать новые вооружения, при этом освоить новые бюджеты. Поэтому Трампу придется считаться с Республиканской партией, ведь без учета интересов партийной махины дело может дойти и до импичмента.
В связи с этим вторым и наиболее вероятным сценарием развития ситуации является продолжение геополитической конфронтации между США и РФ.
Владимир Путин и Дональд Трамп, как два Бонапарта, могут между собой не договориться. Здесь будет играть роль исключительно фактор личности в мировой политике. Если коммуникация не сложится, то Сирия и Украина могут опять стать горячими точками на геополитической карте мира. И не исключено, что новые очаги напряжения могут появится в обозримом будущем в Центральной Азии или Балтии. А о досрочных парламентских и президентских выборах в Украине придется тогда забыть. Вашингтону нужны будут политические ястребы, с помощью которых можно будет сделать неприятно Кремлю. Тем более, Вашингтоном за последние три года в Украину уже инвестировано очень много финансовых, человеческих, репутационных и военных ресурсов. Поэтому так просто отступить тоже не получится.