В Украине нет такой области, где бы суды в течение 2009 года не рассматривали дела о банкротстве физических лиц.

Полтора года назад нашу страну постиг такой экономический кризис, который не видели нигде в современном мире.

Банки же, вместо того, чтобы питать экономику деньгами, занялись мародерством и начали грабить население.

Уже много написано о средствах такого мародерства. О том, как деньги, которые национальный банк выделял на рефинансирование, то есть на спасение банковских учреждений, шли на покупку валюты, что подняло ее стоимость почти вдвое. О том, как вместо того, чтобы вбрасывать деньги в экономику, банки выбивали из украинцев последнюю наличность на погашение кредитов, следствием чего стало вопиющее сокращение оборотных средств и банкротство многих украинских предприятий.

Никогда не забуду, как руководитель одного крупного украинского банка с иностранным капиталом на мой вопрос на «Банковском форуме»: «Что же делать тем украинцам, у которых нет денег на погашение кредитов?», ответил в присутствии телекамер, мол, украинцы должны перестать есть, а сэкономленные деньги должны нести в его банк. Да еще и очень гордился своим "умелым" ответом.

Украинцы же оказались очень законопослушной нацией. Для них слово "банк" - это синоним власти и могущества, поэтому многие из них несут последнюю копейку в банк, пытаясь "быть в графике" кредитного договора.

Во всем мире реструктуризация банковского кредита - это уменьшение процентной ставки, увеличение срока кредитования, списание всех штрафов и даже отмене части долга.

И именно на этих условиях некоторые банки, работающие в Украине, реструктуризировали свои обязательства перед иностранными инвесторами.

Однако для многих украинцев так называемая "реструктуризация", которая была предложена банками, означала даже увеличение процентов и приводила к положению, когда заемщик ежемесячно несет деньги в банк, но его долг только увеличивается.

Что мы видим сейчас? Если человек не в состоянии своевременно погашать даже небольшой беззалоговый потребительский кредит (которые насильно навязывались банковской рекламой), этот кредит оборачивается такими штрафными санкциями, что задолженность людей возрастает в 10 и даже более раз.

В конце 2008 года, когда стало ясно, что кризис - это надолго, Консультационный центр по вопросам банкротства предложил всем желающим украинцам, которые имели соответствующие Закону обстоятельства, воспользоваться своим правом на банкротство. Этот путь был единственным выходом для многих людей.

Последствием банкротства является потеря всего имущества, так как его продают по настоящей рыночной стоимости, деньги направляются банкам, а непогашенная часть долга списывается судом. То есть человек-банкрот освобождается от пожизненных долгов перед банками.

Понятно, что на этот шаг, на сознательную потерю всего имущества, человек может пойти только когда находится «на грани», когда пытки банковских коллекторов становится невыносимым, и другого выхода уже нет.

По статистике таких людей по всей Украине в течение 2009 года набралось более 1000 человек.

Нет такой области, где местные хозяйственные суды не возбуждали дела о банкротствах физических лиц - предпринимателей.

Вот она - печальная статистика человеческого отчаяния и боли (количество возбужденных в судах дел о банкротстве физических лиц - предпринимателей):

Автономная республика Крым - 139, Винницкая область - 52, Волынская - 20, Днепропетровская - 61, Донецкая - 45, Житомирская - 22, Закарпатская - 55, Запорожская - 116, Ивано-Франковская - 19, Киевская - 19, Кировоградская - 22, Луганская -- 35, Львовская - 20, Николаевская - 18, г. Севастополь - 21, Одесская - 57, Полтавская - 32, Ровенская - 18, Сумская - 82, Тернопольская - 11, Харьковская - 127, Херсонская - 59, Хмельницкая - 47, Черкасская -- 33, Черниговская - 42.

Общее количество - 1172 человек *.

* согласно бюллетеней государственной регистрации.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в Украине зарегистрировано более 2 500 000 физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, т.е. тех, кто имеет право согласно Закону подать заявление о банкротстве.

Не все банки соглашались с тем, что они теряют контроль над человеческими судьбами, и теперь все будет решаться в суде. Некоторые из банков обжаловали решение о банкротстве, что привело к тому, что часть решений были отменены из-за неподготовленности юристов вести этот тип дел и отсутствие судебной практики. Но многие решения местных судов прошли "чистилище" Апелляционных судов и Высшего хозяйственного суда Украины, которые оставили их без изменений, и подтвердили наличие у граждан Украины права на банкротство.

Сейчас со стороны представителей банков звучат заявления о существенном увеличении объема проблемных кредитов в течение 2009 года, что будет иметь следствием более жесткую политику в отношении отбора имущества у должников.

По моему мнению, это приведет к прямо противоположному - все больше людей будут принимать для себя решение идти в банкроты.

Я не призываю людей не платить банкам. Более того, я всегда подчеркиваю, что лучшее, что может сделать заемщик, - это своевременно выполнять условия кредитного договора, а в случае невозможности он должен пытаться договориться с банком о приемлемые для себя условия реструктуризации кредита.

Но что делать тем, кто не может платить, кто пытается договориться с банками о рассрочки, списание, прощение, но банки не желают их слышать?

Я считаю, что банки не могут разговаривать со своими клиентами языком угроз, террора и запугивания.

Это неправильно и несправедливо.

Нельзя банкам под лозунгами вроде возврата депозитов физическим лицам, доля которых во многих иностранных банков в объеме выданных кредитов не превышает 15%, совершать "насилие" и "ограбление" собственных клиентов.

Ибо всем банкам следует иметь в виду, что в США количество банкротов в течение 2009 года составила 1 200 000 человек. И если банки не остановят свое наступление и не сядут за стол переговоров со своими клиентами, гораздо больше украинцев могут пойти в банкроты.