Я уговорила двух прохожих стать понятыми и быть присутствующими при сдаче налоговой отчетности. Я зафиксировала факт грубого отказа в приеме документов, а потом прислала их по почте. Другого способа придерживаться закона у меня не было.
Нет сил терпеть произвол, который совершается руками чиновников во всей стране.
Я руководитель малого предприятия, бизнеса, который в этой сложной экономической ситуации просто старается выжить.
Того самого малого бизнеса, которого, по уверениям существующего правительства, ни коим образом не должны затронуть всяческие тревожные нововведения законодательного характера, направленные на усиление налогового давления.
Вдоль последнего отчетного периода я столкнулась с изобретением, наверное, самого премьера Николая Азарова. Речь идет о беспроигрышном способе наполнения бюджета за счет штрафов, которые поступают от "недобросовестных" субъектов хозяйствования за "несвоевременно" представленную налоговую отчетность.
Парадокс, однако определенная категория плательщиков, как выяснилось, не может подать декларации даже после окончания определенного законом срока. Вот как работает система в Орджоникидзевской районной налоговой администрации города Запорожье.
Отчетность принимается на первом этаже помещения Государственной налоговой администрации в комнате 101, к которой всегда существует, мягко говоря, бесконечная очередь. Но перед тем документы необходимо подписать у "своего" налогового инспектора в комнате 301, расположенной на третьем этаже.
После "визирования" - если повезет - можно возвращаться к своей очереди, если нет - бланки придется "визировать" в налоговой милиции. Налоговая милиция расположена в другом крыле той же здания на втором этаже. Словом, в лучшем случае после всех марафонов можно даже успеть к своей очереди.
Шестого, седьмого и одиннадцатого мая 2010 года я пыталась подать декларацию по налогу на прибыль предприятия - безрезультатно. В итоге, срок пропущен - штраф 170 гривен. И это лишь одна декларация.
Причин отказа в принятии деклараций ни налоговый инспектор, ни сотрудники налоговой милиции, к которым рекомендует обратиться налоговый инспектор, не озвучивают. Говорят, что фирма "в списке", и предлагают выяснять обстоятельства в налоговой милиции. Налоговая же милиция уверяет, что ей о списках ничего не известно. Замкнутый круг.
С 14 по 20 мая я старалась подать декларацию с НДС и коммунального налога. Снова безрезультатно. Итог, думаю, должны быть тот самый: дважды по 170 гривен. Вообще - 510 гривен за три "неподанные" отчета.
Сразу хочу отметить, что я добросовестно веду хозяйственную деятельность и планирую бороться за свои права, которые в данном случае грубо нарушены. Конечно, 510 гривен - небольшие деньги, скажете вы. Так, можно было бы и не обращать внимания на этот неприятный случай, если бы не те обстоятельства, о которых я недавно узнала.
В загадочных "списках" лишь в Орджоникидзевском районе Запорожья более 430 фирм, которых незаконно лишают права своевременно подать налоговую отчетность.
Здесь, как мне было неофициально объяснимо, "и злостные неплательщики, и предприятия с аннулированными свидетельствами плательщиков НДС, и банкроты, и "предприятия с криминальным уклоном".
Поскольку мое предприятие не является злостным неплательщиком налогов, мое свидетельство плательщика НДС не аннулировано и я не банкрот, то единая причина - "криминальный уклон".
Мое предприятие не имеет в штате нанимаемых работников. Всю хозяйственную деятельность ведет руководитель. При необходимости для выполнения тех или иных работ привлекаются специалисты по договору подряда. Все платежи осуществляются через расчетный счет. За весь срок с момента регистрации фирма ни разу не была убыточной.
Месячный объем продаж за последний отчетный период составил 3 188,9 гривны.
Сотрудник налоговой милиции, смеясь, говорил, что к "криминальному уклону" я не дотягиваю, но отчеты мои он не примет. "Лучше заплатите штраф", - советовал чиновник.
Неотвратимо приближается следующий отчетный период. Снова 510 гривен штрафа?
Сборщик налогов "успокоил": за два- три недели будут другие списки, соответственно, есть вероятность, что состав предприятий в них изменится.
Нужно ли говорить, что немного найдется предприятий и предпринимателей, готовых пойти на конфликт с налоговой администрацией? Дешевле согласиться на штраф.
Как доказать свои напрасные попытки подать отчетность своевременно? Пока ты бегаешь по кабинетам, тебя вводят в заблуждение и подталкивают к определенным безрезультатным действиям. В итоге, времени не хватает даже для отсылки отчетов по почте. Сотрудники подразделений строго придерживаются полученных от руководства указаний - быть уволенным никто не желает.
Обычно попытки найти правду приводят к многочисленным проверкпм предприятия. Так или иначе, работать некогда. Как быть, когда ты все понимаешь, но не можешь своими силами противостоять этому адскому механизму?
Я сделала следующее: уговорила двух прохожих стать понятыми - это было непросто - и быть присутствующими при сдаче отчетности. При этом я письменно зафиксировала факт немотивированного грубого отказа в приеме документов, а потом прислала их курьерской почтой с описанием вложения. С опозданием, конечно, но не по моей вине.
Другого способа выполнить свои обязанности у меня не было.
20 мая 2010 года я дозвонилась в налоговую администрацию Киева. В телефонном режиме изложила суть своей жалобы. Меня перенаправили в, кажется, Департамент внутренних расследований в Запорожье.
Там мне вежливо объяснили: они узнали, что система формирования "списков" в самом деле действует - предприятия выбирает компьютер.
Эту ситуацию я расцениваю как безосновательное преступное ограничение гражданских прав и свобод, совершенное по предварительному сговору служащими для получения вознаграждения.
Это вынуждение человека к действиям, которые могут быть классифицированы как налоговое преступление. Это намеренная нанесение ущерба деловой репутации предприятия и его руководителя.
Восхищение вызывает не только преступная изобретательность этого изысканно-извращенного узаконенного способа получения дополнительных денег, которых явно недостаточно в бюджете, но и способ, характер и инструментарий его внедрения.