Российское вторжение в Украину не было предметом беспокойства цивилизованного мира — Запад оставил Украину один на один с международным терроризмом, прекрасно оснащенным всеми видами бронетанковой техники, артиллерии, стрелкового оружия, ПВО и неограниченным арсеналом боеприпасов. Катастрофа малазийского "Боинга-777" показала, что война в Украине — это главная горячая точка на геополитической карте. И хотя многое в этой катастрофе уже очевидно, но если Украина не будет системно работать над политической, правовой и информационной составляющими этой катастрофы, мы можем серьезно ослабить свои позиции и позволить России усилить давление на Украину.

Контекст

13 июля обстановка в зоне боевых действий в Луганской и Донецкой областях резко обострилась. Украинские войска были готовы отрезать от границы группировки боевиков в районах Луганска и Донецка, и наступление продолжалось. Однако в тот день противник начал активные контрдействия. Мобильные группы террористов с большим количеством бронетехники, в тесном взаимодействии с артиллерией, минометами и батареями реактивных систем залпового огня внезапно нанесли серию ударов по вышедшей в приграничные районы группировке украинских войск. Эффективность действий этих новых отрядов террористов была высокой, поскольку экипажи боевых машин имели высокий уровень подготовки. Было нарушено снабжение и коммуникации ряда наших частей. В этих условиях украинское командование использовало авиацию для организации снабжения; для поиска и уничтожения артиллерийских позиций и танков. Боевые самолеты обстреливались из десятков переносных зенитно-ракетных комплексов и артиллерийских зенитных установок, а также самоходных зенитно-ракетных комплексов "Стрела-10". Эффективность воздушной поддержки резко снизилась. А 14 июля был сбит украинский военно-транспортный самолет Ан-26, выполнявший задание по снабжению аэропорта Луганск. Ан-26 был смертельно ранен на высоте 6200 метров, что значительно превышает потолок средств войсковой ПВО. Такое же активное противодействие встретили украинские пилоты и 16 июля — в районе Снежное—Торез был сбит штурмовик Су-25, боевые повреждения от зенитных ракет получили два истребителя-бомбардировщика Миг-29. СНБО Украины заявило, что штурмовик был сбит российским истребителем. Официальные органы отмечали, что при осуществлении полетов в приграничной зоне наши самолеты сталкиваются с противодействием российской ПВО. В результате 17 июля ВВС Украины получили приказ оставаться на базах. Фото- и видеоматериалы свидетельствуют, что противник развернул в этом районе зенитно-ракетный комплекс "Бук-М1". Для эффективного применения этого комплекса необходимо как минимум наличие пусковой установки, машины управления огнем и машины с радаром для обнаружения воздушных целей. Это до 20 человек квалифицированных специалистов, причем имеющих постоянную практику применения этого комплекса. О наличии "Буков" в составе ПВО многократно заявляли многие лидеры террористов в "ЛНР" и "ДНР".

Стало очевидно, что противник использует эффективную систему ПВО, и борьба с ней требует изменения тактики. Поэтому в зоне АТО 17 июля украинская авиация не летала. Это подтверждается докладом командующего Воздушных сил Украины Верховному Главнокомандующему вечером 17 июля. Малазийский лайнер был сбит на территории, которая не контролируется украинскими силами, и ближайшее подразделение армии находится в 50 километрах от места падения самолета. Никакими средствами ПВО в данном районе Украина не располагает.

Лайнер, на борту которого находились 298 человек, летел с западного направления, то есть со стороны центральных регионов Украины. Его вел днепропетровский центр управления воздушным движением "Украэроруха", и борт был взят на сопровождение ростовским диспетчерским центром, которому его должны были передать через несколько минут. Но в 16:20 борт MH17 "провалился с эшелона" — внезапно рухнул вниз. Никаких сигналов о помощи, никакой попытки спланировать. "Боинг-777" погиб, разваливаясь в воздухе. Посмотрев на место, и украинские, и российские диспетчеры обменялись мнениями и решили, что самолет сбит.

В 16:40 полковник ГРУ РФ Игорь Безлер доложил по телефону своему куратору в Москве полковнику Василию Геранину, что российскими "казаками" уничтожен гражданский самолет.

В это же время первой на место падения самолета прибыла съемочная группа российского телеканала "Лайфньюс", который осуществляет информационное освещение и поддержку всех боевых столкновений террористов. Судя по скорости прибытия, точности определения места падения самолета, а также закадровому общению сотрудников, они ожидали здесь найти украинский самолет Ан-26 или Ил-76.

В 17:00 новости "Лайфньюс" сообщили об уничтожении "ополченцами" украинского Ан-26. А сайт террористов "Русвесна" заявил, что, возможно, был сбит украинский штурмовик, который выпускал ракеты. Такого рода информация была мгновенно перепечатана всеми российскими СМИ, включая все основные информационные агентства.

Официальные представители администрации президента США уже заявили, что причиной гибели лайнера стал пуск ракеты "земля-воздух" зенитно-ракетного комплекса. И что этот ЗРК не принадлежит украинским силам.

Президент России Путин сразу возложил всю ответственность за катастрофу на Украину. "Народный губернатор" "ДНР" Губарев в интервью официальным российским СМИ уверенно заявил, что лайнер был сбит украинскими силами в Днепропетровской области и пролетел до места падения 200–
300 километров. Главарь террористов Стрелков-Гиркин предположил инсценировку и провокацию украинских властей — поскольку трупы пассажиров, с его точки зрения, "несвежие".

Зато МВД Украины показало кадры перемещения пусковой установки "Бук" на трейлере из города Снежное — на пилонах из четырех ракет осталось только две.

Руководство Украины всю вину за катастрофу возлагает на Россию и лично на президента Путина.

Версии

1. "Боинг" был сбит ЗРК "Бук", который был переправлен в район Снежного из России с российским экипажем. В составе комплекса находится не менее трех боевых машин для поиска целей и управления огнем, необходим квалифицированный расчет, имеющий практику применения комплекса, — не менее 20 специалистов.

2. Это был ЗРК "Бук", захваченный у украинских вооруженных сил. Официальные власти опровергают возможность захвата комплекса. Террористы утверждали, что якобы один такой комплекс был ими захвачен и отремонтирован. Однако кроме фотографий пусковой установки других свидетельств этому не было. Сама по себе ПУ обеспечить прицельную стрельбу не может. Специалистов по применению комплекса в Украине не так много, и ни одного офицера ПВО в составе террористов никогда замечено не было. То есть, российский след снова очевиден.

3. Роковой выстрел произвел ЗРК С-300 ПВО Российской федерации, осуществлявший прикрытие группировки террористов из приграничного района и предпринявший пуск ракеты с территории РФ на удалении от "Боинга" на дальность 80 километров.

Каковы последствия?

Последствия для той стороны, которая будет признана виновной в уничтожении лайнера, могут быть критическими. Единой практики реагирования мирового сообщества на такие катастрофы нет. Все зависит от конкретной ситуации, от аргументов сторон, от политического климата и общественного мнения. Наиболее корректной аналогией в данном случае является гибель "Боинга-747" над шотландским Локерби. Полковник Каддафи и полковник Путин имели во многом одинаковый жизненный и политический опыт и одинаковые амбиции. В результате трехлетнего расследования катастрофы была неопровержимо доказана вина ливийских спецслужб в организации диверсии. Каддафи обрек Ливию на жесточайшие международные санкции, поддержанные ООН, политический крах, а спустя много лет полковника настигло и личное возмездие. Ливия выплатила только прямую компенсацию ущерба жертвам в размере около
3 миллиардов долларов.

Первоочередные вопросы

Право

Кто, с правовой точки зрения, и в каком объеме несет ответственность за катастрофу? Есть ли вина Украины в том, что не был закрыт воздушный коридор над зоной боевых действий? Нет, потому что международные воздушные коридоры работают по всей планете, потому что никакие партизаны и диверсанты не располагают боевой техникой и расчетами для поражения высотных лайнеров. За каждым мощным ЗРК стоит государство, и ответственность этого государства можно установить.

Россия уже сейчас акцентирует внимание, что Украина несет ответственность за хаос в Донбассе и неспособность контролировать ситуацию. Поэтому первоочередная задача наших властей — показать причастность российского командования к планированию, подготовке террористов. И в Локерби, и в расследовании инцидента с уничтожением над Сахалином лайнера корейских авиалиний ключевое значение имело доказательство управления и командования теми, кто уничтожил самолеты со стороны государственных структур. Нам нельзя позволить России разделить ответственность на обе стороны конфликта. Вина Кремля должна быть однозначной и неоспоримой. Именно с целью сокрытия улик Кремль требует изучения обломков самолета на территории России. Это категорически неприемлемо. Любое расследование, где Россия получает какие-либо права и полномочия, для Украины совершенно недопустимо.

Политика

Сможет ли горе остановить войну? Главной проблемой может стать попытка Путина использовать трагический инцидент для прикрытия дальнейшей эскалации войны. Нельзя допустить превращения нашего воздушного пространства в закрытую для полетов зону. Это будет именно тот эффект, который, вместо разоблачения террористов, сыграет им на руку. Необходимы доказательные инициативы украинской стороны, которые бы четко показывали на ответственность стороны российской. Необходимо осуждение России в Украине — органами украинской юстиции, с квалификацией этого преступления как террористического акта. Необходимо реально разорвать дипломатические отношения и другие виды связей, что является логичным и неизбежным шагом в случае признания РФ страной-организатором международного терроризма.

Экономика

Да, украинскому бизнесу будет нелегко — но по-другому выиграть в глобальной войне с Путиным нельзя. Не обойдется и без жертв, которые наши парни на фронте приносят каждый день, чтобы остановить агрессию.

Россия начала активно лоббировать в международном сообществе идею отказа от использования украинского воздушного пространства для полетов гражданской авиации. Таким образом, Украина будет нести и дополнительные финансовые потери. Экономический бойкот в случае инцидента над Сахалином очень эффективно воздействовал на страну, виновную в уничтожении самолета. На две недели на международных авиалиниях была приостановлена деятельность советского "Аэрофлота".

P.S. Сухие строчки. Жесткие факты. Колючие выводы. А девчушка с уютным чудиком у иллюминатора малазийского "Боинга" больше уже не улыбнется.