В этот раз теракт международного уровня. Боевики сбили Boeing 777 малайзийских авиалиний, видимо, поджидая очередной самолет сил АТО. И сами поспешили в этом признаться на странице Вконтакте своего главаря Игоря Гиркина: "В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой "Прогресс". Предупреждали же - не летать в "нашем небе". А вот и видео-подтверждение очередного "птичкопада". Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали".
Прозрение пришло к террористам достаточно быстро. Сообразив, что был сбит не транспортник, а пассажирский самолет международного сообщения, они стали отрицать свою причастность к теракту через облюбованные российские СМИ.
Очень вскользь в украинских СМИ прошла информация об отмененном накануне полёте украинского самолёта Ил-76 в зону боевых действий. Но, учитывая многочисленные утечки информации из штаба АТО в пользу террористов, можно предположить, что зенитчики ждали крупноразмерную цель, каковой является транспортник Ил-76 (а именно такой самолет Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины был сбит при заходе на посадку в ночь с 13 на 14 июня в аэропорту Луганска) Т.е. не исключено, что самолет просто перепутали. Правда, Boeing исчез с радаров на высоте 10 тысяч метров. Возникает вопрос – чем его могли сбить?
Для работы по высотным целям переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), которыми в избытке снабжены сепаратисты, не подходят. Здесь нужна иная техника. Например, зенитно-ракетный комплекс "Бук". "Бук" (индекс ГРАУ— 9К37, по классификации МО США и НАТО — SA-11 Gadfly) и его модификации "Бук-М1" (9К37Ми 9К37М1) — самоходный зенитно-ракетный комплекс. Это значит, что он не привязан к стационарным позициям ПВО, и может быть выдвинут практически в любую точку.
Такой комплекс предназначен для борьбы с маневрирующими воздушными целями на малых и средних высотах (от 30 м до 14 — 18 км), в том числе в условиях интенсивного радиопротиводействия – т.е. наличия активных помех.
Боевое применение этих комплексов было связано с войнами на постсоветском пространстве.
- Война в Абхазии — российским ЗРК "Бук" сбит абхазский штурмовик L-29, при этом погиб командующий ПВО Абхазии Олег Чанба.
- Первая чеченская война — 1 отдельный зенитно-ракетный дивизион использовался российскими войсками.
- Война в Южной Осетии (2008) — по заявлению Министерства обороны Российской Федерации, в ходе войны в Южной Осетии в 2008 году предположительно комплексами "Бук-М1" украинского происхождения в Грузии были сбиты все 4 российских боевых самолёта (в том числе тактический разведчик Ту-22МР и три штурмовика Су-25).
Ранее российские сайты с гордостью рассказывали об уничтожении украинских систем ПВО и захвате воинских частей в Луганской и Донецкой области. В частности, 29 июня 2014 года бойцы ДНР взяли под контроль воинскую часть №А-1402, на вооружении которой были ЗРК "Бук". Правда, по заверениям одного из заместителей Стрелкова, бывшего капитана ПВО Федора Березина, для уничтожения цели летящей на высоте 10 000 метров, потребовалась бы система не слабее С-400, которой "просто нет на сегодняшний день на вооружении ДНР". Те "Буки", которые были захвачены в части ПВО в Донецке на сегодняшний день проходят ремонт, и как сообщил Березин, "сегодня не собьют и толстую, ленивую куропатку".
Произошедшее – далеко не первый трагический случай, когда во время локальных конфликтов сбивают гражданские самолёты. 3 июля 1988 года над Персидским заливом был сбит самолёт Airbus авиакомпании IranAir. Он выполнял коммерческий пассажирский рейс Тегеран – Дубай. Через несколько минут после вылета из Бендер-Аббаса самолет был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с ракетного крейсера "Vincennes" ВМС США. Погибли 290 человек, включая 16 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей.
Во время пуска ракеты крейсер Vincennes находился в территориальных водах Ирана. Американское правительство заявило, что иранский самолёт по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждало, что Vincennes сознательно атаковал гражданский самолёт.
Вспоминается и более ранний инцидент – 1 сентября 1983 года советским истребителем "Су-15" был сбит пассажирский "Боинг 747" южнокорейской авиакомпании KoreanAirLines. Самолет, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк – Сеул, вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над рядом советских военных объектов и был сбит истребителем-перехватчиком Су-15, после чего упал в океан и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
Трагедия в Донбассе, похоже, войдет в историю военных противостояний как одно из самых крупных крушений самолетов гражданской авиации. А может, и как самое крупное.