Российская военно-морская база в Крыму вновь стала в центре скандала. А поводом стала история с удержанием севастопольской таможней более 14 тыс. тонн дизельного топлива Черноморского флота России. Эти объемы невелики, и с технической точки зрения нет никаких препятствий для дальнейшего функционирования Черноморского флота (корабли могут заправляться с танкеров в море или в Новороссийске). Но, инициировав публичное выяснение отношений, российские дипломаты заявили, что «действия украинских таможенных органов явно не вписываются в рамки отношений стратегического партнерства между Российской Федерацией и Украиной».
Кажется еще немного, и россияне заговорят словами, использовавшимися ими во времена Виктора Ющенко. Тем не менее пока ни одна из сторон не собирается уступать. «Киев показал Москве: не будете соглашаться с нашими требованиями — не будем давать вам здесь жизни», — так поясняет директор международных программ Центра НОМОС Дмитрий Штыбликов позицию украинской стороны. Причина же подобной принципиальности кроется не только в разном видении условий пребывания и функционирования российского Черноморского флота на территории нашей страны.
Конфликт, связанный с уплатой россиянами налогов на ввозимые в Украину грузы для подразделений Черноморского флота России в Крыму, вызревал давно. По меньшей мере, лет четырнадцать. По словам россиян, ЧФ РФ ежегодно платит подобных налогов 10—
15 млн. долл., что составляет практически половину поступлений в бюджет от севастопольской таможни.
В начале 2011-го россияне посчитали, что для выплаты подобных пошлин нет достаточных юридических оснований и инициировали переговоры об их отмене. Весной того же года состоялась встреча, посвященная обсуждению вопроса о таможенных пошлинах, но уже осенью Киев приостановил переговоры. Москва настаивала на их возобновлении и даже требовала вернуть часть произведенных платежей. В октябре 2012-го украинские и российские дипломаты вновь должны были вернуться за стол переговоров. Но встреча делегаций не состоялась. И в начале ноября Россия объявила о прекращении выплат в одностороннем порядке, а в конце месяца украинская таможня не дала ЧФ получить завезенное топливо, требуя выплаты налогов в виде НДС и акцизных сборов. Речь идет о сумме приблизительно в 1,2 млн. евро.
Мы далеки от мысли, что украинская таможня предъявляет Черноморскому флоту претензии, выходящее за рамки законодательства. «Таможне не до проблем Черноморского флота. Ей надо наполнять бюджет. А ведь правительство Крыма еще и требует компенсаций из центрального бюджета за использование Черноморским флотом земель и объектов», — отмечает в свою очередь эксперт по вопросам национальной безопасности Алексей Ижак.
Как уверяют в Гостаможслужбе, ни законодательство Украины, ни международные договоры, ратифицированные Верховной Радой, не предполагают предоставления льгот при ввозе на таможенную территорию товаров, поступающих по адресам войсковых формирований ЧФ РФ. А значит, за импорт топлива российские моряки-черноморцы должны платить 20-процентный налог в соответствиие с действующим украинским законодательством. И если российские моряки не хотят его платить, то пусть покупают дизтопливо в Украине…
Но причина столь жесткой позиции Киева и Москвы в этом конфликте заключается не только в живых деньгах. В украинско-российских отношениях все взаимосвязано. И поскольку сторонам не удается договориться о цене на российский газ, ужесточается позиция и по другим вопросам, напрямую не связанных с газовой проблематикой. В том числе и по «черноморским». Так что не удивительно, что обе стороны до сих пор ведут переговоры по поводу согласования порядка передвижений, связанных с деятельностью подразделений ЧФ РФ вне мест их дислокации, использования навигационно-гидрографических объектов (НГО) в Крыму, модернизации флота, базирующегося в Украине. Подписание же в июне 2012-го соглашения о взаимодействии в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах в местах дислокации подразделений ЧФ России в Украине — исключение из этого правила.
«По большому счету, история с удержанием дизельного топлива, возможно, и не играла бы столь большую роль, если бы не наличие других значительно более сложных проблем двусторонних отношений: модернизация ЧФ, делимитация морских границ, „мясо-молочные войны", цена на российский газ и, наконец, Таможенный союз», — полагает Алексей Ижак. Поэтому сегодня нет предпосылок для кардинального изменения позиции украинской и российской сторон и маловероятно, что до конца года будут подписаны какие-либо важные соглашения, регламентирующие пребывание подразделений Черноморского флота России на территории нашей страны.
И не случайно наши информированные собеседники из органов исполнительной власти отмечают: сегодня в вопросах упорядочения функционирования ЧФ РФ на территории Украины и подготовки соответствующих соглашений Киев и Москва не то что не продвинулись вперед, а сделали даже шаг назад по сравнению с прошлым годом. В том числе и в вопросе модернизации флота: Москва хочет усилить мощность своего флота на украинской территории, поскольку тот давно уже стал сборищем устаревшей военной техники.
Напомним, что после подписания Харьковских соглашений Киев был готов отказаться от своей давней позиции «класс на класс, тип на тип» и разрешить Москве ввести в состав Черноморского флота, базирующегося в Севастополе, более современные корабли и самолеты. Правда, украинская дипломатия решила увязать вопрос модернизации с проблемой делимитации украинско-российской морской границы. Эта сделка, возможно, и состоялась, если бы не более глобальный газовый вопрос. К тому же в Москве полагают, что не стоит ускорять процесс заключения соглашений по функционированию ЧФ РФ в Крыму: экономическая ситуация в Украине заставит украинских чиновников пойти на уступки России ради получения многомиллиардных кредитов.
Что же касается самого соглашения о модернизации, то Киев настаивает, чтобы в нем были прописаны не только механизм, процедура замены военной техники и вооружения, но также был зафиксирован и пункт обязательного согласования с Украиной замены кораблей и самолетов. А вот с последним россияне как раз и не согласны. Более того, украинская сторона пытается увязать соглашение с тем, чтобы модернизация происходила с участием украинских судостроительных предприятий — Черноморского и Херсонского судостроительных заводов и Севастопольского морского завода.
«Маловероятно, чтобы украинской стороне удалось добиться участия украинских судостроительных заводов в модернизации военной техники ЧФ РФ. Во-первых, у нас уже не те мощности, что были раньше. Во-вторых, у самих россиян не полностью загружены судоремонтные заводы, чтобы еще отдавать контракты украинским предприятиям. Украинские требования не будут приняты россиянами», — считает Дмитрий Штыбликов. Впрочем, в России решения принимаются не только исходя из коммерческих соображений — не исключена и политическая целесообразность. И если Москве будет выгодно дать контракт украинскому предприятию — она это сделает.
В том, что россияне не спешат подписывать соглашение о модернизации, играют роль и другие факторы. Например, до 2020 года планируется ввести в состав ЧФ РФ около двадцати кораблей. Но насколько реализуемы эти планы? Многие эксперты относятся к ним скептически. Ведь Черноморский флот не входит на сегодняшний день в число приоритетных для российского политического и военного руководства. Для России основные флоты — это Северный, Тихоокеанский, Балтийский. В соответствии с этим идет и перевооружение флотов. Хотя, конечно же, в связи с реализацией ряда проектов по транспортировке российского газа в европейские страны-потребители значимость Черного моря, а с ним и Черноморского флота, для России в последние годы возрастает.
Опять же, в России в связи с проблемами финансирования приостановлено строительство уже заложенных кораблей. Не надо забывать и о том, что Черноморский флот базируется не только в Севастополе. И если уж российская сторона хочет ввести в ЧФ РФ более современный тип или класс корабля или самолета, то она вполне может разместить их либо в Новороссийске, где к 2020 году планируют создать полноценную военно-морскую базу, либо в любом другом пункте базирования на своем черноморском побережье.
При этом, полагает Дмитрий Штыбликов, в контексте повышения боеготовности подразделений российского Черноморского флота, базирующегося в Крыму, вопрос модернизации не является на сегодняшний день ключевым для России. «Для России сегодня очень важными являются соглашения по количеству личного состава морской пехоты на территории Украины по перемещению войск вне гарнизонов. Это те вещи, которые влияют на боеготовность и напрямую нарушают ранее подписанные соглашения с Украиной», — полагает эксперт. Так, в соответствии с приложением №2 к соглашению о параметрах раздела ЧФ РФ, общее количество личного состава морской пехоты и личного состава морской авиации наземного базирования не должно превышать 1987 человек. Между тем, как утверждает Дмитрий Штыбликов, «на сегодняшний день эта цифра значительно превышена. Хотя этот факт и не афишируется российской стороной».
Пока же переговоры по этим и другим вопросам зашли в тупик: стороны не хотят найти компромисс. А нерешенные проблемы накапливаются.