Конечно, у нас есть майор Мельниченко, который, судя по всему, в обмен на что-то готов в очередной раз достать очередные неизвестные ранее «пленки Мельниченко». И, судя по всему, на сегодня именно они являются самым ценным достоянием украинских следователей. Иначе трудно представить, почему Мельниченко так легко вернулся в Киев и почему так гуманна к нему наша Фемида. И в свете того, что в своих заявлениях украинские прокуроры ссылаются именно на сведения, которые им сообщил Мельниченко, возникает как минимум один простой вопрос: почему эту информацию выдает экс-майор и откуда ему так много известно?

Есть еще один далеко не риторический вопрос: поверят ли во всю эту историю украинцы? Вероятно, они могли бы в нее поверить, если бы суд был открытым и транслировался в прямом эфире, если бы доказательства прокуроров и свидетелей были четкими и несбивчивыми. В конце концов, они бы поверили, если бы не было одного ляпа в Конституции. В Основном законе, в статье 103-й, где описывается, кто может быть президентом Украины, забыли вписать норму о том, что осужденные не могут баллотироваться. Проще говоря, Тимошенко де-юре не может баллотироваться в нардепы, но имеет полное право баллотироваться в президенты.

Но если мы вернемся к вопросу, почему Кузьмину аннулировали американскую визу и он, по сути, стал невъездным в США, то следует понимать — это политическое решение, адресованное президенту Украины. Суть этого решения-послания очень проста — США не нравится все то, что делается в Украине, и они переходят от устных предупреждений к действиям.

Если кто-нибудь думает, что США завтра же заблокируют чьи-то счета, он глубоко ошибается. Дипломатия работает в несколько иных временных рамках. Прежде всего, американские дипломаты будут ожидать, кто из украинских вельмож побежит к ним — а в том, что побегут, можно не сомневаться. Американцы будут ждать, что им будет предложено и как эти обещания станут воплощаться в жизнь. И лишь потом, когда станет понятно, что сигнал с Кузьминым никого в Киеве не насторожил, будет выбрана первая жертва. И можно не сомневаться, что эта жертва будет выбрана из ближайшего окружения президента. Возможно, это будет Иванющенко, возможно, Александр Янукович. Быть может, кто-нибудь еще. Но тут необходимо, чтобы у нас поняли: ситуация 2012 года кардинально отличается от той, которая была десять лет назад, когда был убит Георгий Гонгадзе и начался «кольчужный скандал». Из Украины никто не намерен делать страну, которая входит в условную ось зла. США будут демонстрировать украинскому народу, что все его беды исходят от верхушки политической власти. И именно это должен понять Виктор Янукович.

У нас же, как обычно, затянут традиционную песню о том, что Запад нас бросил, и мы вынуждены повернуться лицом на восток. Но есть одна-единственная проблема — в Москве никто не гарантирует Януковичу избрания на второй срок (если бы он этого не понимал, мы бы уже давно вступали в Таможенный союз). Россиянам сегодня нужна нестабильная Украина, которая по максимуму сдаст все, а потом сменит руководство.

Есть ли у нас выход? Да, есть. Запад готов закрыть глаза на определенные проблемы с демократией и, не исключено, что будет готов закрыть глаза даже на Тимошенко (никто ведь не мешает принять закон об амнистии, который запретит Тимошенко заниматься политикой, а Запад поможет отправить ее на лечение). От Януковича требуется создать видимость определенных реформ и дать зеленую улицу целому ряду западных компаний — прежде всего в сфере атомной энергетики, добычи газа и некоторых других отраслей экономики. Плюс — установить единые правила игры для бизнеса (проще говоря, коррупция из хаотичного состояния должна уложиться в четкий тарифицированный механизм). В конце концов, это позволит всем зарабатывать больше.

Что будет, если в Киеве не поймут этого сигнала? Первым и главным следствием станет то, что в 2015 году у нас будет новый президент. И мы снова начнем все сначала.