В 2008 году читатель, дозвонившийся на прямую линию газеты КП в Украине, спросил Олеся Довгого, на тот момент секретаря Киевсовета, участвовавшего в раздаче столичной земли: «Слышали, вас Юрий Луценко [тогда — глава МВД] хочет вызвать на допрос? А по какому поводу?» И получил ответ: «Подобные заявления Луценко, на мой взгляд, это очередная неудачная попытка обратить на себя внимание. Потому что он, как обанкротившийся политик, давно перестал быть интересен украинцам».
Прошло около восьми лет. И 12 мая 2016 года Довгий, член депутатской группы Воля народа (ВН), сделал все, чтобы его оппонент вновь стал интересен украинцам: экс-секретарь Киевсовета, как и 16 его коллег по ВН, проголосовал за назначение Луценко генпрокурором. Аналогичную лояльность проявили депутаты еще одной группы — партия Відродження (ПВ).
Кандидатуру Луценко, внесенную президентом Петром Порошенко, поддержали 264 парламентария. Причем лишь 205 из них являлись членами правящей коалиции, состоящей из БПП и Народного фронта (НФ). Их усилий не хватило бы, но на помощь пришли ВН и ПВ, добавившие 40 голосов.
Обе группы объединяют парламентариев с сомнительным прошлым: часть из них некогда враждовала с представителями нынешней власти, кое‑кто зарабатывал на подозрительных бизнес-схемах, а некоторые из этих депутатов играли заметную роль в почившей Партии регионов (ПР).
Голосование по главе ГПУ было не первым, когда эти люди поддержали коалицию. Например, именно они обеспечили избрание Владимира Гройсмана премьер-министром, добавив 39 к 206 голосам коалиции.
Все это заставило аналитиков говорить о новом неформальном парламентском союзе. «По самым важным вопросам, особенно кадровым, работает формула 2+2»,— объясняет политолог Владимир Фесенко. Первая двойка здесь — это члены коалиции, а вторая — ВН и ПВ. «Конечно, [со стороны ВН и ПВ] это не политическая благотворительность», — уверен эксперт, уточняющий, что власть различными способами стимулирует депутатов.
Вольные волеизъявители
Воля народа появилась в конце ноября 2014‑го как объединение разношерстных депутатов-мажоритарщиков.
Лидером стал ныне покойный Игорь Еремеев, мультимиллионер, собравший возле себя в Раде близких соратников и партнеров, таких как Степан Ивахив и Ярослав Москаленко. К ним примкнул Иван Фурсин, многолетний бизнес-напарник Дмитрия Фирташа, а также близкий к Еремееву и Порошенко парламентский старожил Владимир Литвин.
В Воле народа оказался и бизнесмен-сибарит Александр Онищенко, бывший нардеп ПР, имеющий газовый бизнес.
Год назад Еремеев трагически погиб, но группа не прекратила существование — ее возглавил Москаленко. Более того, в сентябре 2015‑го в нее влился Довгий. Сейчас ВН насчитывает 19 парламентариев.
Экс-секретарь Киевсовета оказался в группе не просто так. Сергей Лещенко, депутат от БПП, объясняет: именно Довгий теперь занимается сбором голосов для нужных властям законопроектов или кадровых назначений. Он стал мостом между Порошенко и Волей народа.
В БПП, уточняет Лещенко, у Довгого есть проверенные политические партнеры — Игорь Кононенко и Сергей Березенко. С обоими он знаком еще со времен совместной работы в Киевсовете в составе блока Леонида Черновецкого.
Но благосклонность, которую Воля народа проявляет к властям при ключевых голосованиях, вызвана не только деятельностью Довгого. Ряд депутатов ВН, по мнению Сергея Лещенко, имеют свои интересы в госкомпании Укргаздобыча (УГД).
Еще во времена Еремеева замглавы правления этой структуры стал Вадим Шленчак, экс-владелец сети заправок Калина. Калину купил Еремеев и влил ее в свою топливную империю WOG.
Летом 2015‑го УГД возглавил Олег Прохоренко и попытался уволить Шленчака. Тот ушел на больничный, затем — в отпуск по уходу за ребенком, а когда его все же уволили, через суд восстановился в должности.
Подобное упорство, по мнению Лещенко, имеет прозаичное объяснение. Шленчак, работая в УГД, разместил средства компании — 373,1 млн грн — на депозит в Банке инвестиций и сбережений, близком к ряду депутатов группы Воля народа. Акционерами банка являются Ивахив — ему принадлежит 9,9 % акций, и жена Москаленко, имеющая пакет в 5 %.
Новое руководство Укргаздобычи попыталось вернуть средства на счета компании, даже обратилось в суд, но неудачно. Однако в конце мая истекает срок депозита, сообщает Лещенко.
Сам Москаленко рассказал НВ, что знаком со Шленчаком с конца 1990‑х. «Но он мне не друг, не сват и не брат. Я бы ему посоветовал, даже если предложат, не идти сейчас работать в УГД»,— говорит лидер Воли народа. Также он объясняет, что деньги УГД оказались в Банке инвестиций и сбережений только потому, что там предложили более выгодные условия, чем в других финучреждениях,— 26 % годовых. В конце депутат заверил: как только срок депозита закончится, банк вернет средства УГД.
С УГД группа Воля народа связана не только вкладами: бизнес-структуры ряда депутатов ВН имеют с госкомпанией договоры о совместной деятельности по добыче газа. В частности, речь идет о фирме ХАС, одним из акционеров которой является нардеп Онищенко.
Новое руководство компании решило разорвать договор с ХАС и сумело это сделать 20 мая в Хозяйственном суде Киева.
Онищенко также фигурирует в уголовном производстве о нанесении убытков государству при добыче природного газа структурами, связанными с ним.
Сейчас УГД пытается разорвать договор о совместной деятельности с еще одной компанией — фирмой Цефей, которую участники рынка связывают с Москаленко. Сам нардеп уверяет, что продал свою часть акций в Цефее в 2014 году.
За день до голосования о назначении Луценко представители ГПУ и СБУ провели обыски в Укргаздобыче с выемкой документов. «Компания, на которую претендует эта группа [Воля народа], сейчас подвергается репрессиям», — объяснил Мустафа Найем, представитель БПП.
Москаленко утверждает, что сейчас Воля народа не имеет никакого отношения к УГД. «Сейчас два клана только могут бороться за УГД — НФ и БПП, но не Воля народа», — говорит нардеп. Но в итоге его депутатская группа поддержала кандидатуру Луценко.
Из регионального пепла
В депутатской группе Відродження собрались в основном люди, напрямую связанные с ПР. Показательна история одного из сопредседателей ВН Виталия Хомутынника.
Ему 39 лет, из которых более десяти он числился в рядах ПР, возглавлял молодежное крыло этой партии. Только в последние дни Майдана — 21 февраля 2014 года — Хомутынник покинул регионалов. И создал депутатскую группу Экономическое развитие, состоящую из таких же «беженцев».
В марте 2015‑го группа распалась, но на ее месте образовалось нынешнее Відродження. Компанию Хомутыннику в руководстве этой группы, ставшей партией, составили еще два экс-регионала — депутаты Виктор Бондарь и Валерий Писаренко. Сейчас под крылом данной троицы находится 23 мандата.
Компания подобралась соответствующая лидерам. В ПВ состоит Евгений Геллер — донецкий бизнесмен, бывший регионал и экс-глава бюджетного комитета предыдущего созыва. А также Владимир Кацуба — отец братьев Кацуб, которые во времена Януковича оказались причастны к одной из самых громких афер — закупке так называемых вышек Бойко, сопровождавшейся миллионными долларовыми откатами.
У Відродження даже есть «свой» мэр — харьковский градоначальник Геннадий Кернес, баллотировавшийся на пост именно от этой политсилы.
Действия группы во многом определяет политика, которую ведет днепропетровский миллиардер Игорь Коломойский. Ведь именно он, по словам Лещенко, является теневым партнером «видродженцев».
По мнению Фесенко, Коломойский с помощью группы Хомутынника и близких к нему внефракционных нардепов «меняет» политическую лояльность ПВ на свои интересы в сфере погашения долга Укрнафты перед бюджетом и получает рефинансирование ПриватБанка.
Виктория Войцицкая из фракции Самопоміч вспоминает, как лидер ПВ в марте 2015‑го приезжал в офис национального оператора Укртранснафта поддержать владельца группы Приват в его попытках сохранить контроль над этой госструктурой.
А журналисты программы расследований Схемы зафиксировали, как пять нардепов группы Відродження — Дмитрий Святаш, Владимир Кацуба, Станислав Березкин, Геннадий Бобов и Валентин Ничипоренко — за день до голосования на пост премьера приезжали в киевский офис Коломойского. После чего ПВ поддержала кандидатуру Гройсмана.
Святаш уверяет, что ходил не к Коломойскому, а кушал в находящемся рядом ресторане Da Vinci. «Я выходил, стоял Кацуба, а журналисты говорят — они ходили к Коломойскому. Какая прелесть! Мне теперь нельзя проходить по улицам рядом?» — переспрашивает он. И добавляет, что знает Коломойского 12 лет, но это не означает, что днепропетровский бизнесмен влияет на его решения.
Хомутынник связан с Коломойским еще и бизнесом, в чем он сам признался НВ. Но назвать компанию, в которой пересекаются их интересы, депутат отказался. При этом он утверждает, что голосование по Гройсману с днепропетровским миллиардером не обсуждал.
Оппоненты Хомутынника утверждают, что он часто контактирует с Борисом Ложкиным, главой Администрации президента. Обсуждают ли они при этом политические вопросы? Лидер Відродження говорит об этом так: «С Борисом Ложкиным, как и с Игорем Коломойским, мы встречаемся периодически. С обоими у меня давние товарищеские отношения».
У Хомутынника есть и собственные интересы, которые он может защищать в обмен на лояльность ПВ. Связаны они, по словам Найема, с таможней: «Таможня частично так или иначе отдана под влияние господина Хомутынника».
Лидер Відродження является рядовым членом парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, но, по словам ряда депутатов, неформально курирует работу этой структуры.
Андрей Журжий, депутат фракции Самопоміч и первый замглавы «налогового» комитета, уверен: с ПВ власти уже «рассчитались» за поддержку Луценко. Для этого депутаты от коалиции фактически провалили попытку Журжия и еще нескольких депутатов инициировать увольнение Романа Насирова, главы Государственной фискальной службы и его зама Сергея Билана. Оба чиновника, как считает представитель Самопоміч, удобны Хомутыннику.
Еще в конце апреля комитет разнес в пух и прах отчет Насирова и Билана, выдвинув к обоим претензии по поводу злоупотребления на таможне и неоднозначную систему администрирования НДС. Журжий говорит: депутаты готовы были рекомендовать правительству расследовать деятельность чиновников, но не было кворума.
Комитет решил вернуться к этой теме 12 мая, когда в парламенте проходило голосование за назначение главы ГПУ. И после его удачного для Луценко исхода члены коалиции из комитета решили оставить руководителей ГФС в покое. «Произошел сговор олигархических групп с БПП и НФ»,— уверен Журжий, под «олигархической группой» имея в виду Хомутынника и Ко.
Сам Хомутынник утверждает, что за все время работы комитета не ввязывался в политические интриги и не давал рекомендаций по увольнениям или назначениям. «Привязывать к нам Насиров и Билана, которые имеют прямое отношение к НФ и БПП как минимум примитивно»,— говорит он.
Попутчики власти
В ПВ, и ВН еще в прошлом году оказались на особом положении в Раде, объясняет Фесенко: обе группы периодически «поставляли» голоса правящей коалиции.
Но сейчас, когда большинство состоит всего из двух фракций, и голосов в обрез, «воленародцы» и «видродженцы» получили если не золотую, то серебряную акцию в ВР. В ситуации, когда не все члены БПП и НФ поддерживают инициативы коалиции, каждый дополнительный голос важен для власти. А у Воля народа и Відродження их 42. «Влияние этих групп усиливается», — уверяет Лещенко.
К услугам ВН и ПВ коалиция, по наблюдениям аналитиков, пока обращается в критических случаях. Но есть риск, что аппетиты этих парламентских команд будут расти, отмечает Фесенко. «Это же акционерные общества по интересам», — резюмирует эксперт.