Милиция уже около 10 лет под предлогом поиска ворованных и утерянных телефонов собирает базу IMEI телефонов (уникальный 15-значный номер аппарата, который присваивается в процессе изготовления), привязанную к фамилиям и именам владельцев.

Как рассказал менеджер столичного рекламного агентства Артем Почепетский, у которого украли телефон, милиция довольно оперативно нашла его смартфон по IMEI коду, а в районном отделении ему даже показали терминал, который в реальном времени отслеживает, где находятся украденные телефоны с точностью до 5 метров.
Базу IMEI всех мобильных телефонов, ввозимых в страну, с 2009 года ведет Украинский государственный центр радиочастот. В случае кражи телефона центр радиочастот по заявлению из милиции вносит IMEI телефона в «черный список», а владелец такого аппарата рискует стать фигурантом уголовного дела.
Однако, как подчеркнул сыщик детективного агентства Юрий Конрад, оператор мобильной связи предоставляет информацию о местоположении мобильного телефона только при наличии открытого уголовного дела и по письменному запросу начальника РУВД. Также база помогает силовикам следить за перемещениями фигурантов уголовных дел и их контактами.
«С ее помощью во время футбольного чемпионата Евро-2012 украинские правоохранители отслеживали разговоры и перемещения лидеров группировок футбольных хулиганов», — рассказал депутат-регионал Василий Грицак, которого называют главным лоббистом силовиков в парламенте. По его словам, власти Великобритании передали украинским коллегам номера телефонов английских футбольных фанатов, приехавших в Украину.
Однако официально эту информацию в МВД не подтвердили. И неудивительно, ведь создание подобной базы в Украине хоть и началось давно, но до сих пор еще не урегулировано законом.

Интернет-контроль

От банальной слежки за телефонными разговорами украинские силовики перешли к более масштабным делам — контролю интернета.
В конце октября начальник управления МВД по борьбе с киберпреступностью Максим Литвинов проговорился, что анонимность пользователей соцсетей хорошо бы ограничить. Регистрацию по паспорту «Вконтакте» никто вводить не собирается, однако, вскоре может быть принят закон о продаже SIM-карт с идентификацией абонента, предположил Литвинов.
Еще один вариант — идентифицировать конечного пользователя оборудования, компьютера, ноутбука. Этим должны будут заниматься провайдеры, поскольку именно через них пользователи выходят в интернет. «Новые ограничения в сети несут угрозу злоупотреблений, коррупции, вымогательства и преступлений, и это намного опаснее», — считает член правления Интернет-ассоциации Украины Эллина Шнурко-Табакова.
Напомним, в октябре депутаты сделали еще один шаг в сторону ограничения права украинцев на приватность, проголосовав за закон о биометрических паспортах авторства того же Грицака. Согласно закону предполагается создать Единый демографический реестр населения, на основе которого будут выпускаться не только паспорта гражданина Украины и загранпаспорта с электронными чипами, но еще с десяток других документов.
По оценкам экспертов, в этой централизованной базе данных соберут всю возможную информацию о населении страны. Этот реестр соединит информационные системы самых разных ведомств: кроме баз данных ГАИ и налоговой, в него может попасть база Минздрава, где будут указаны диагнозы, фамилии лечащих врачей и лекарства, которые принимают пациенты, отмечает директор программы «Верховенство права» Международного фонда «Возрождение» Роман Романов.
«Учитывая уровень защиты государственных баз данных (они свободно продаются на рынке „Петровка"), новая база станет пользоваться повышенным спросом, ведь она объединит столько интересной информации об одном человеке», — говорит Романов.