Разгром в 2005-м хакерской структуры Carderplanet и убийство главы корпорации UNA Дмитрия Загороднего, политика и спецслужбы, деньги и кровь... В свете нынешнего противостояния Украины и России, перешедшего в открытую фазу, история восьмилетней давности выглядит совсем по-иному.
12 октября 2005 года был найден застреленным в своей киевской квартире Дмитрий Завгородний, основатель и владелец корпорации UNA. Известный в узких кругах как один из талантливейших программистов страны.
Пятью месяцами ранее в Одессе защелкнулись наручники на запястьях Дмитрия Голубова — известнейшего на постсоветском пространстве хакера-«кардера», формального основателя хакерского ресурса Carderplanet.
В отличие от ареста Д. Голубова, убийство Д. Завгороднего не вызвало широкого резонанса. Хотя между двумя этими событиями существует прямая связь. И за Carderplanet, и за гибелью Д. Завгороднего стоят одни и те же люди. И спецслужбы.
В свете нынешнего противостояния Украины и России, перешедшего в открытую фазу, история восьмилетней давности выглядит совсем по-иному.
Трагедия Дмитрия Завгороднего
31 августа 2005 года известный на постсоветском пространстве разработчик анитивирусных программ Д. Завгородний отправился на деловую встречу возле универмага «Украина» в Киеве и не вернулся. Телефон его молчал. Супруга Анна заявление об исчезновении мужа написала в Подольском РУВД только 8 сентября — случаи «пропажи» главы семейства случались и ранее: он мог внезапно уехать, чтобы отдохнуть от дел.
Дмитрий объявился сам лишь 28 сентября, позвонив с мобильного телефона из... Италии. По его словам, он очнулся на берегу моря в городке Чивитавеккья, ничего не помнил, при нем были только кредитка и паспорт... Завгородний связался с домом благодаря посольству Украины в Италии и вернулся в Украину 4 октября, похудевшим на 15 килограммов. А через неделю наступила ужасная развязка — он был обнаружен застреленным в своей квартире и скончался буквально на руках у своего 10-летнего сына Романа, заставшего отца в предсмертных конвульсиях.
По версии следствия, Д. Завгородний застрелился из собственного охотничьего карабина. Мотив — не установлен.
А вот мнение вдовы покойного — Анны Завгородней: «...Самым сильным аргументом в пользу того, что моего мужа все-таки убили, я считаю то, что незадолго до своей гибели, буквально за несколько минут, Дима поставил на подзарядку мобильный телефон. Согласитесь, самоубийцы так не поступают. Хотя из квартиры ничего не пропало. Обстановка не была нарушена. Дима был застрелен из собственного винчестера, который хранился в его сейфе. Где ключи от несгораемого шкафа, знал только муж. Тем не менее, я почти уверена, что муж был убит...»
Перед гибелью Д. Завгородний влез в долги к частному лицу — Олегу Брагинскому, в то время — вице-президенту украинского филиала российского Альфа-банка. Условия ростовщичества были жесткими: Д. Завгородний взял «под честное слово» один миллион долларов США наличными под 40% годовых, обязуясь ежемесячно возвращать кредитору $43 000 процентов, а по истечении года — само тело кредита. Олег Брагинский был, в некоторой степени, коллегой Д. Завгороднего — в Альфа-банке он опекался электронными платежными системами и вообще инновациями в банковской сфере.
|
Дмитрий Завгородний |
Бизнес супружеской пары Д. Завгородних — разработка защитных программ (антивирусов) и установка защищенного программного обеспечения на компьютерные сети государственных учреждений.
Корпорация UNA участвовала в тендерах, проводимых госструктур — вплоть до Кабмина. Впереди был один из таких тендеров, который должен был принести UNA заказ на сумму 25 миллионов гривен. И вообще перспективы UNA были многообещающи: украинская корпорация было единственным отечественным предприятием в этом сегменте рынка. Во-вторых, цены, которые предлагала UNA на свой программный продукт, существенно отличались от цен конкурентов: если в одном из тендеров российская «Лаборатория Касперского» запросила у украинского заказчика больше 25 млн грн, то компания Завгородних — всего два миллиона.
Оборот UNA только в 2004 году превысил 20 млн грн. При этом, по утверждениям Анны Завгородней, не менее 25% от сумм полученных заказов приходилось отдавать посредникам — за лоббирование интересов UNA... Это мздоимство со стороны чиновников даже стало поводом для встречи Д. Завгороднего с председателем СБУ А. Турчиновым в 2005-м: программист поверил, что с приходом «оранжевой» власти ситуацию можно изменить к лучшему.
Вообще контакты Д. Завгороднего и его подчиненных со спецслужбами были регулярными. По воспоминаниям вдовы Д. Завгороднего, «муж рассказывал мне, что все наши телефонные разговоры прослушиваются сотрудниками СБУ, но не придавал этому особого значения. Внимание со стороны Службы безопасности к моему мужу оправдано. Программы, разработанные Димой, обеспечивают антивирусную безопасность в самых главных компьютерах страны — в Кабинете министров, Верховном суде, Секретариате Президента Украины... Разведчики несколько раз пытались вербовать наших сотрудников. Обращались с подобной просьбой и к Диме, но он отказался... Нас тогда бы выгнали из антивирусной тусовки. У нас, разработчиков компьютерных программ, это не принято. Хотя предложения нашим сотрудникам все же поступали...».
Как рассказывала А. Завгородняя уже после гибели мужа, некий большой туз из СБУдаже потребовал от ее мужа передать в распоряжение спецслужбы всю накопленную вирусную базу с исходниками программ — якобы для того, чтобы «проверить коды». Но Д. Завгороднему каким-то образом удалось отвертеться, как именно — вдова не знала.
А еще работники СБУ предупреждали Дмитрия Завгороднего о нежелательности его общения с уже упомянутым Олегом Брагинским, вице-президентом украинской «дочки» Альфа-банка. Который, по убеждению собеседников Дмитрия Валерьевича, являелся кадровым сотрудником одной из российских спецслужб. Но Д. Завгородний продолжал тесно общаться с О. Брагинским и даже занял у него деньги...
|
Олег Брагинский |
Что объединяло Д. Завгороднего и О. Брагинского? Ответ на это должно было дать пристрастное следствие, но его почему-то не было. Несмотря на значимость в контексте угрозы национальной безопасности фигуру Д. Завгороднего — ведь, повторимся, его компания отвечала за безопасность компьютерных систем, в том числе, и высших органов власти государства.
Между тем в последние месяцы перед гибелью с Д. Завгородним стало происходить что-то нехорошее. Помимо долгов (кроме миллиона с процентами Брагинскому программист был должен, по крайней мере, еще двум частным лицам), Д. Завгородний увлекся «электронными деньгами» и системами платежей — по воспоминаниям тех, кто его знал. В эту сферу своих новых интересов он никого не посвящал. В 2004-2005 годах программист уже постоянно пользовался пятью мобильными телефонами, при этом постоянно меняя номера и сами аппараты — к чему была такая секретность? А в Италии Д. Завгородний оказался, покинув Украину не из Киева, где пропал, а из... Одессы.
Разгром Carderplanet
5 июля 2005 года в Одессе был задержан некий Дмитрий Иванович Голубов, 1983 года рождения, по обвинению в мошенничестве с банковскими карточками. Голубов являлся известным хакером, руководителем сетевой организации Carderplanet и действовал под ником Script (aka Script). Он стоял за организацией взлома банков в США, в результате чего убытки финансовых учреждений Старого и Нового Света составили десятки миллионов долларов США.
Сам Д. Голубов отрицал свою причастность к «кардингу»: «В 2003 году я потерял паспорт, а через десять дней в Интернете появилось сообщение: „Я, Голубов Дмитрий Иванович, взламываю американские банки, ворую деньги с кредитных карточек. Я ничего не боюсь, так как милиция и прокуратура заодно со мной, в качестве своей безбоязненности я хочу выложить отсканированную копию паспорта, телефон и домашний адрес". Это является единственным доказательством моей виновности в деле».
Д. Голубов (aka Script) Фото: US Postal Inspection Service
Но следствие не разделяло оптимизма Голубова. Его давно «вели» сначала спецслужбы США. А позже, после ареста ряда его подельников в Европе, ФБР поделилась информацией с МВД Украины, и дальше Дмитрия Голубова уже разрабатывал главк УБОП...
Организация Carderplanet была создана в 2001 году. Ее виртуальной штаб-квартирой являлся сайт Carderplanet.com, где происходил обмен информацией и «вербовка» будущих сотрудников. Сайт был русскоязычным, но ворованная информация из банков, с сайтов электронной торговли, из госучреждений США, Великобритании и других государств поступала на его англоязычный форум.
Подражая мафиозным кланам, создатели Carderplanet называли себя «семьей». Но дампы — информация с магнитных полос платежных карточек (номер, срок действия, PIN-код) — были доступны лишь менеджерской верхушке Carderplanet.
Эти «менеджеры» и руководили целой командой завербованных студентов, которые снимали деньги в банкоматах при помощи поддельных платежных карт за комиссию — процент от снятой суммы. По данным следствия, всего в Carderplanet состояло более семи тысяч «пехоты», в основном из России, Украины и стран Восточной Европы.
Под руководством менеджерской верхушки Carderplanet изготовливались поддельные банковские карты международных платежных систем MasterCard, Visa, American Express и Diners Clap International. При помощи которых в банкоматах на территории более 20 стран деньги обналичивались. Деятельность этой группировки была столь масштабной, что именно усилиями Carderplanet в начале марта 2005 года Райффайзенбанк приостановил обслуживание своих карт в банкоматах на территории всей Украины. Примечательно, что кардерами «обносились» только западные банки; украинские и российские мошенники не трогали.
Разгром Carderplanet начался в 2004 году. Сначала во время отпуска на Кипре был арестован украинец, крымчанин Роман Вега (akaBoa), он же Роман Степаненко. Хакер был экстрадирован в США, где ему предъявили обвинение по 40 пунктам. Вега известен как создатель веб-сайта www.boafactory.net, где продавались пластиковые карточки либо данные с них, поддельные дорожные чеки и фальшивые документы.
При заходе на индексную страничку сразу бросалось в глаза: «Хочешь сделать себе российское гражданство за 3 дня? Нет проблем», «Нужен диплом об окончании престижного вуза? Запросто», «Сертификаты, свидетельства, визы, водительские права? Ты попал куда нужно, приятель». Boafactory предлагала подделку практически любых документов, при этом отличить фальшивку от подлинника было практически невозможно. Контора даже проставляла штампы о въезде и выезде из нейтральных стран, чтобы паспорт не выглядел новым.
Определить, что паспорт поддельный, мог только специалист после тщательной проверки номера документа и его «истории». Стоимость услуг зависела от сложности дела: цена на паспорт гражданина РФ составляла около $400, а паспорт гражданина Ирландии стоил до $25 тысяч. Еще Boa Factory занималась продажей дампов кредитных карт, оборудования для работы с реальным пластиком, готовых «голых» кредиток с голограммой и полосой подписи. Соотношение цена/качество, предлагаемые этой конторой, считалась лучшей в своем роде во всем мире (!) на то время, и ее услугами пользовались многие тысячи людей.
Скриншот одной из страниц www.boafactory.net
Следствие выяснило, что Р. Степаненко (был осужден к отбытию наказания в американской тюрьме) работал вместе с одесситом Дмитрием Голубовым. Возможно, именно откровения Романа Веги, стремившегося смягчить себе наказание, ускорили разгром Carderplanet и выявление его руководства.
|
Роман Вега (aka BOA) |
Весной 2005 года полиция Великобритании по материалам ФБР, Почтовой инспекции США и Секретной службы министерства финансов США задержали двух кардеров: 22-летнего уроженца Далласа Дугласа Хэварда и его сообщника Ли Эдвуда, на счету которых было $11,4 ворованных миллионов.
В апреле 2005 года оба признали себя виновными и в мошенничестве с платежными картами, и в принадлежности к Carderplanet. Их показания сделали возможными дальнейшие разоблачения, за что гуманный британский суд дал Хэварду шесть лет лишения свободы, а Ли Эдвуду — четыре.
А уже 7 июля 2005 года в Одессе УБОП «принял» Дмитрия Голубова — создателя сайта Carderplanet.com по прозвищу Script.