Там на шахтах угольных пареньков приметили.
Руку дружбы подали, повели с собой…
Вроде как из песни
"Власть взяли донецкие"... Расхожая фраза, которую, наверное, каждый взрослый житель Украины, да и половина детей, поймет без лишних пояснений, а то и покивает — с гордостью или с плохо скрываемым раздражением. Но любой стереотип рано или поздно требует практической проверки. А то ведь на иных кухнях уже десятилетиями утверждают обратное — что в Украине у власти "бандеровцы" и "западенцы". Что ж, слухи слухами, но есть официальные биографии, факты и цифры.
В принципе, изучая присутствие "донецких" во власти достаточно было бы поверхностного взгляда. К донбасскому землячеству в Украине относятся: президент, премьер-министр, два вице-премьера, глава парламента, секретарь Совета нацбезопасности, глава Нацбанка, генпрокурор и главы четырех самых значимых судов, включая Конституционный. Расценить подобное положение дел иначе, нежели отказ в доверии к местным элитам других регионов Украины невозможно. Причем, речь идет не только о, в большинстве своем, оппозиционных западных регионах, но и об электорально президенту близких — Харькове, Одессе, Крыме, Запорожье... Более того, этим самым близким не доверяют даже управление собственными малыми родинами... Но это — лишь верхушка айсберга 300-тысячного украинского штата чиновников.
Мы копнули немного глубже — изучили официальные биографии почти трехсот человек, в чьи функциональные обязанности входят разработка, принятие и реализация решений во всех сферах. Нас интересовали три критерия: где родился; где учился и проходил важные этапе в становлении карьеры; где находится центр жизненных интересов (формулировка, вошедшая в моду в связи с "кличковской" темой) — место проживания, уплаты налогов, ведения бизнеса. Информацию брали из открытых и официальных источников — к чести нашей страны, в большинстве случаев она там все-таки находилась.
Изначальная идея "посчитать всех донецких в правящей верхушке" быстро переросла в "оценить пропорцию представительства всех регионов страны в высших эшелонах власти". Мы сознательно не изучали биографии народных избранников. Именно потому, что они народные, а не президентские. Нас интересовал расклад в тех сферах, где президент при решении кадровых вопросов играет ключевую роль: состав правительства; состав министерств на уровне замов (начальников департаментов мы проанализировали лишь в двух из них — МВД и Миндоходов, но не включили их в график); руководство служб и нацкомиссий; руководство ГПУ, СБУ, пяти украинских судов и квартеты областных властей (губернатор, прокурор, налоговик и милиционер). Всего 287 чиновников, вершащих государственную политику, надзирающих за законностью и выносящих окончательные судебные вердикты.
Результаты перед вами. И они заставили задуматься.
Собственно, вы можете оценить все сами. Те, кто говорил о "бандеровской власти", посрамлены — западные регионы страны представлены наиболее скромно, даже с учетом своей относительной малонаселенности. Тогда как результат Донбасса (округленный нами до суммы Донецкой и Луганских областей) превзошел даже наши смелые ожидания.
Полученные данные послужили яркой иллюстрацией того, какие рычаги и инструменты президент считает в управлении государством ключевыми. Например, Верховный суд, имеющий сейчас статус "английской королевы", не имеет в рядах своего руководства ни одного представителя Донетчины. То ли дело Конституционный суд, где "македонцев" — восемь из восемнадцати, или Высший хозсуд, где из "донецких степей" происходит глава, один из трех его заместителей и руководитель аппарата. В министерствах концентрация донбасского землячества прямо соответствует близости министерства к силовым рычагам или крупным финансовым потокам. МВД и Миндоходов — вне конкуренции, причем это касается и руководства региональных подразделений названных министерств. А сравнение "донбассизации" Гепрокуратуры и СБУ наглядно иллюстрирует, насколько широко разрослись полномочия первого органа и как низведены возможности второго.
Это плохо? Да, плохо. Но не потому, что эти назначенцы уходят корешками в донецкую степь. Разумеется, мы не хотим в чем-то обвинить всех выходцев из донецкого региона и уж, тем более, превратить факт происхождения оттуда в позорный знак. "Донецкие" ничем не хуже, как, впрочем, и не лучше "днепропетровских", "киевских", "харьковских", "одесских", "тернопольских" или "сумских". Скажем больше: нахождение на высших постах в стране аномального количества выходцев из Галичины или Закарпатья было бы таким же опасным симптомом. Потому что свидетельствовало бы: перечень приоритетных критериев кадровой политики власти не включает в себя профессионализм, креативность, интеллектуальность. Доминантой в этой политике является личная преданность и чегоизволизм. Система "свой—чужой" в худших традициях Средневековья.
Но проблема в том, что на дворе уже не Средневековье и даже не Новое время. Перед Украиной стоит ряд стратегических вызовов — политических, экономических, демографических, культурных, социальных... В ситуации чередования внешних и внутренних кризисов руководство Украины, вся исполнительная власть, президентская вертикаль должны быть сгустками интеллектуального и менеджерского ресурсов, способными всесторонне обкатывать рождающиеся решения, выбирать самые лучшие и имплементировать их быстро и четко. Для этого должны действовать если не нормальные социальные лифты, когда умных и ярких специалистов выносит на вершины власти сам ее механизм, то хотя бы разумная кадровая политика авторитарного лидера — пусть он сам ищет таланты, раз уж взялся отвечать за все. Но ищет не только в родном регионе! Ибо стране нужны самородки, а не холостая порода. По идее, мудрый руководитель особое внимание должен уделять тем, кто способен перечить и идти наперекор, если надо защитить от ошибки. Такие люди — опора настоящей государственной машины. Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление, а не обреченно, но угодливо постанывает, прогибаясь.
Чиновничество, набранное по принципу землячества и личной преданности султану, на прорыв неспособно. Во-первых, оно никогда не поправит вышестоящего, сколь бы фатально тот ни ошибался. Во-вторых, у него никогда не будет достаточного уровня профессионализма — просто потому, что требуемое количество профессионалов и во всей-то стране сыскать весьма непросто, а уж в одном регионе и подавно. Максимум, на что способна государственная машина, укомплектованная такими кадрами — лихорадочные реакции на наиболее очевидные угрозы с планированием на один ход вперед. Шансов у такой страны нормально устроить свое бытие в современном мире сравнимы с шансами шимпанзе нормально адаптироваться в человеческом обществе. За примерами далеко ходить не надо: кто просчитал последствия введения повышенных пошлин на импортные автомобили или утилизационного сбора? Ну просто на два шага вперед? Ну просто ответную реакцию? Кто просчитал последствия от введения Россией новых требований к импортируемым товарам, хотя их перечень и суть были известны с 2011 г.? Кто оказался готовым к торговой войне, хотя о возможности таковой говорилось годами? Даже боюсь спросить: кто к этому подготовился?
Пока нас отчасти спасает то, что наши соседи и основные конкуренты по ряду направлений страдают той же болезнью. "Питерские" до сих пор остаются для РФ тем же, чем для нас являются "донецкие". И ситуации, когда бывший водитель становится завхозом газового монстра, а бывший мебельщик берется за руль одной из наиболее многочисленных армий планеты, уже давно не выходят за рамки общей кадровой политики. А поскольку у них это началось раньше, чем у нас, мы можем видеть, к чему это приводит в итоге. К серости. Даже при том, что Петербург заслуженно носит имя российской культурной столицы, достаточного количества ярких лидеров и управленцев там просто не оказалось, а тем, что были, быстро пришлось принимать общие правила игры. С тех пор вокруг трона лидера равномерно колышется серая масса однотипных подпевал, основной профессиональный навык которых — умение выглядеть верными и полезными. Вы еще удивляетесь, почему политика РФ по отношению к Украине неизменно зиждется на ложных предпосылках и пустых стереотипах? Так где ж найдется дурак, который пожертвует собой и попытается донести до кремлевского
центра принятия решений, что тот неправ?
Поэтому Россия упускает свой шанс на модернизацию. Поэтому невероятные сырьевые запасы лишь в малой степени влияют на нынешнее благополучие большинства россиян и совсем не влияют на их благополучие в будущем. Но в силу огромности закромов Россия может себе позволить серость: "носорог плохо видит, но это не его проблемы". Украина — нет. Там, где толстый похудеет, худой околеет. Украине необходимо не просто жить, а пробиваться, и для этого нужно собрать все имеющиеся средства.
В том числе — кадровые.
В том числе — за пределами Донбасса. Это ведь очевидно всем. Впрочем, почти всем.