К глобальному «торгово-экономическому противостоянию» Киева и Москвы подключилось Минобороны Украины. В ведомстве заявили о том, что некоторые нынешние проблемы в военно-техническом сотрудничестве с Россией не пугают наших бравых генералов и чиновников. Потому как, во-первых, нам и без россиян хорошо, и на освобождающееся место партнеров якобы облизываются толпы военных из других стран, готовые платить за «дружбу» с Украиной. А во-вторых, сами россияне, дескать, только делают вид, что им разонравилось с нами «дружить», а сами спят и видят возвращение взаимной любви и нежной привязанности.
В частности, речь идет о злополучном тренировочном комплексе по подготовке пилотов палубной авиации НИТКА в Крыму, от использования которого на правах аренды россияне отказались в нынешнем году. Комментируя этот прискорбный факт, замминистра обороны Украины - руководитель аппарата МО Украины Владимир Можаровский заявил, что в Украине российскую сторону неправильно поняли. «Россия официально не отказалась от использования комплекса НИТКА в последующие годы. Сейчас украинская и российская стороны продолжают обсуждать вопрос использования полигона на взаимовыгодных условиях» - порадовал он, выступая на брифинге в Киеве.
Одновременно Можаровский дал понять, что аренда россиянами комплекса НИТКА нужна украинскому Минобороны, как собаке пятая лапа. Мол, у нас и без того желающих из других стран потренироваться в Крыму – хоть пруд пруди. «Есть другие страны, которые проявляют определенный интерес к использованию комплекса НИТКА. В частности, это Индия и Китай», - уточнил чиновник. Правда, оговорившись, что «конкретных договоренностей по этому вопросу пока не достигнуто».
В общем, как следует из слов заместителя министра обороны, тревожиться за судьбу комплекса НИТКА не стоит – он как приносил, так и будет приносить деньги в украинский госбюджет.
Экзамен по дипломатии для воротилы оружейного бизнеса
По странному совпадению, ровно год назад, в августе 2012-го, тогдашний министр обороны Украины Дмитрий Саламатин точно также пылал оптимизмом по поводу комплекса НИТКА. Только тогда причиной безудержной радости и оптимизма были некие договоренности... с россиянами, которые сейчас стали не особо интересными как партнеры украинскому военному ведомству.
В частности, после пятого заседания подкомитета по сотрудничеству в сфере безопасности украинско-российской межгоскомиссии, которое прошло в Киеве год назад, и встречи с руководителем военного ведомства РФ Анатолием Сердюковым, министр обороны Украины Дмитрий Саламатин радостно сообщил, что между Украиной и Россией «существует хороший, доверительный формат взаимоотношений в военной сфере». Который, по словам Саламатина, «включает проведение учений, обмен делегациями по актуальным вопросам реформирования вооруженных сил, сотрудничества в сфере противовоздушной обороны и другие направления».
Одним из примеров такого «доверительного формата» как раз и была названа договоренность о дальнейшем использовании российской стороной украинского полигона НИТКА в Крыму, где тренировались летчики российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Согласно договоренностям, Москва должна была платить за использование полигона «живыми» деньгами, - ранее расчет за аренду объекта осуществлялся запчастями российского производства к украинским истребителям. При этом плата якобы увеличилась с 700 тыс до 2 млн долл.
Еще одной победой в переговорах по комплексу НИТКА в Минобороны Украины назвали то, что новые соглашения лишали Россию «монополии» на его использование. До того дня, согласно базового двустороннего соглашения 1997 года, здесь могли проходить обучение лишь российские летчики (самим украинским военным, как известно, этот полигон не нужен, поскольку в составе ВМС Украины нет и не предвидится авианосцев), а доступ летчиков палубной авиации третьих государств закрыт. Вопрос о том, чтобы параллельно с россиянами допускать к обучению на базе комплекса и других иностранных летчиков, поднимался Киевом в 2008-2009 гг, но безрезультатно.
В России об этом предложении «вспомнили» с приходом к власти Януковича, но уж очень оригинально. В частности, еще весной 2012 года Анатолий Сердюков (тогда – министр обороны РФ) после своей первой встречи с только назначенным на пост министра обороны Украины Дмитрием Саламатиным заявлял, что его ведомство разработало проект соглашения о передаче полигона НИТКА в полную аренду России. При этом возможное обучение летчиков других стран на этом полигоне шло бы под российским контролем. Как у Москвы не получилось протолкнуть это хитрое предложение, учитывая тогдашнюю соглашательскую позицию Киева, - до сих пор не понятно.
Саламатин ликовал: Россия наконец пошла на уступки, и теперь Украина может параллельно сдавать полигон в аренду и третьим сторонам! Вот он, «хороший, доверительный формат взаимоотношений в военной сфере»! Украинский министр обороны даже заявил, что «изменения в использовании НИТКА - пример прагматического подхода в отношениях оборонных ведомств Украины и России».
Для Саламатина вопрос с комплексом НИТКА был немаловажен. Речь, конечно, не о его трогательной заботе об интересах государства. Просто за три месяца до этого президент Виктор Янукович своим Указом № 364 от 30 мая 2012 г «Вопросы Украинской части Украинско-Российской межгосударственной комиссии» ввел министра обороны Саламатина в состав этой самой комиссии на должность главы подкомитета по вопросам безопасности. И договоренность с россиянами по комплексу НИТКА была серьезной проверкой способности Дмитрия Альбертовича решить хоть какой-то вопрос в сфере военно-технического сотрудничества. Ранее, на должности главы «Укроборонпрома», он отличился редкой способностью ставить под угрозу срыва самые «жирные» для Украины контракты с иностранными клиентами, практически железобетонно гарантированные благодаря усилиям других переговорщиков.
Как, например, в случае с иракским контрактом на поставку БТР на полмиллиарда долларов, когда Саламатин возжелал выкинуть к чертовой матери американского посредника (понятно, всунув на его место своего) – при том, что этот контракт обеспечивали и предоставили Киеву именно США. Не смотря на все пояснения даже не американской, а иракской стороны о недопустимости таких действий, Саламатин никак не желал отдавать американским посредникам процент с контракта (раз уж можно было платить его своим людям), и последний оказался под серьезной угрозой срыва. За сим последовали другие проявления «дипломатического таланта» будущего главного полководца страны, после чего стало предельно ясным, что Саламатина на пушечный выстрел нельзя пускать к переговорам с иностранцами.
Но договоренности с НИТКА были немного из другой оперы. С друзьями из России и Саламатину, и сменившему его нынешнему министру обороны Павлу Лебедеву априори было общаться куда проще – все же свои люди, не хитрые арабы или еще более хитроумные американцы. Ведь недаром Саламатина считали «ставленником Москвы» (говорило за себя недавнее российское гражданство, да и тесть в лице бывшего вице-премьера РФ Сосковца – это вам не фунт изюма). А Павла Лебедева в Севастополе всегда воспринимали как большого «друга России» - к слову, одной из первых его инициатив на посту министра стали планы строить в Севастополе жилье «для военных двух стран», совместно со скандальным Стройуправлением ЧФ РФ, в последние годы «кинувшим» на деньги многих инвесторов из числа простых граждан. Казалось бы, кому как не этим господам решать вопрос с представителями Москвы!
Провал тандема «друзей России»
Но, тем не менее, договоренности с Россией по комплексу НИТКА, так лихо разрекламированные Саламатиным, оказались полной туфтой. Для начала оказалось, что когда Москва «разрешила» украинской стороне использовать комплекс для подготовки военных третьих стран, то речь вовсе не шла о том, чтобы Украина заключала договора с кем-то кроме самих россиян. Вовсе нет.
Суть этого «разрешения» состояла в том, что готовить иностранных военных в Крыму, на украинском комплексе, собирались... сами россияне. При этом они настолько были уверены в том, что решение этого вопроса у них в кармане, что вбили пункт о подготовке летчиков палубной авиации Индии в контракт на поставку в эту страну 45 самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ для индийского авианосца «Викрамадитья», построенного также в РФ. И вот в августе 2012 года, когда украинское Минобороны радовалось возможности готовить на комплексе НИТКА военных из третьих стран, в Минобороны России заявили, что поскольку пункт о подготовке экипажей внесен в контракт с Индией на поставку самолетов палубной авиации, то для подготовки индийских летчиков будет использоваться комплекс НИТКА в Крыму, который россияне на тот момент арендовали у Украины. А кроме индийцев, у Минобороны Украины в потенциальных клиентах оставались разве что китайцы – но об этих кудесниках поговорим чуть позже.
Саламатин эти заявления Минобороны РФ счел недостойными комментариев (это понятно, ибо было не совсем ясно, чему тогда радоваться в «чудо-договоренностях» Дмитрия Альбертовича с господином Сердюковым), а вскоре ушел с поста министра, предоставив разбираться дальше с российскими военными Павлу Лебедеву. Кстати, Янукович вскоре издал соответствующий Указ №181 от 2 апреля 2013 года, которым исключил Саламатина из состава украино-российской комиссии, и ввел в нее Лебедева. Таким образом, Павел Валентинович стал главной фигурой в сфере сотрудничества Украины и России в оборонной сфере.
Последний бодро взялся за несколько иные аспекты «украино-российского партнерства в военной сфере» - в частности, как мы упомянули, попытавшись объединить собственные таланты дельца от строительного бизнеса с огромными возможностями главных махинаторов в этом сегменте в Севастополе – российскими военными строителями. Но как раз перед этим чиновникам Стройуправления ЧФ чудом удалось выпутаться из очередного скандала - Ленинский районный суд Севастополя оправдал друзей-финансистов этой структуры в деле о махинациях на сумму в 5,7 млн грн. И, очевидно, в попытках на время «залечь на дно» российские военные дельцы не откликнулись на горячую просьбу Лебедева о сотрудничестве.
Это очень разозлило Павла Валентиновича. В апреле 2013 года, не дождавшись согласия россиян, он вдруг принялся катить бочку на весь спектр военно-технического сотрудничества с Россией. Лебедев заявил, что Россия гробит на корню все совместные проекты в области военно-технического сотрудничества, не отвечая на попытки МО Украины слиться в братских объятиях. «Мы готовы решать все вопросы. Но такое впечатление, что России это не надо», – утверждал он. Перечислив разные аспекты сотрудничества, которые загибаются якобы по вине Москвы (однако, понятно, не упоминая о своих прежних строительных планах), Лебедев упомянул соглашение между РФ и Украиной по самолету Ан-70, заявив, что «оно не выполняется с российской стороны».
В Москве упоминание об Ан-70 вызвало бурный резонанс. Там слегка ошалели от такой наглости и тут же напомнили Лебедеву, что этот проект если и остается в живых, то только благодаря российским деньгам, поскольку Минобороны Украины финансирует свои обязательства менее чем наполовину. Одновременно, после показательного выступления украинского министра обороны, РФ и впрямь продемонстрировала серьезное охлаждение к сотрудничеству с Украиной в военной сфере. Что касается комплекса НИТКА, то мечты украинского МО о заработке на сдаче его в аренду россиянам немедленно ушли в плоскость ненаучной фантастики.
Стоит полагать, весь расчет украинских полководцев строился на том, что у россиян нет альтернативы комплексу в Крыму – как известно, подобных полигонов для летчиков палубной авиации в мире на сегодня лишь два – в Украине и США. Но вместе с тем совершенно не являлся и не является тайной тот факт, что близ российского города Ейск на Кубани полным ходом идет строительство комплекса, аналогичного НИТКА - по заявлениям директора Федерального агентства специального строительства РФ Григория Нагинского, прозвучавших на протяжении 2012 г, окончание строительства в России всего авиакомплекса для морской авиации запланировано на 2015 год. А в марте 2013 года тот же Нагинский заявил о намерении уже нынешней осенью ввести его в эксплуатацию. Как уточнил глава Спецстроя, «глобально там строительные работы практически закончены. Думаю, что в августе-сентябре этого года там уже самолеты будут летать».
Не будем спорить, возможно, со сроками ввода в строй комплекса в Ейске российский Спецстрой слегка поторопился. Однако не вызывает сомнений, что Россия уже в обозримом будущем закончит строительство своего аналога НИТКА. В связи с чем возникает резонный вопрос: что за басни впаривает честной публике заместитель Лебедева господин Можаровский, рассказывая, что «сейчас украинская и российская стороны продолжают обсуждать вопрос использования полигона на взаимовыгодных условиях»? Кого пытаются обмануть в МО Украины – себя или всех остальных?
О хитром полковнике Яо Цзюне
Но гораздо интересней история с двумя другими потенциальными клиентами (конечно, если верить Можаровскому) для комплекса НИТКА – Индией и Китаем. Что касается первой, то, как мы упомянули, пункт о подготовке летчиков палубной авиации ВМС Индии вбит в контракт с Россией на поставку российских самолетов для индийского авианосца «Викрамадитья». В связи с этим еще в 2009 году Индия заключила с российским «Рособоронэкспортом» сопутствующий контракт на сумму 60 миллионов долларов на строительство в индийском штате Гоа аналога комплекса НИТКА в виде объекта SBTF (Shore-Based Test Facility), разработанного российским ОАО «Невское ПКБ».
Летом этого года индийская сторона заявляла, что комплекс будет введен в строй уже до конца 2013 года. Однако даже если эти сроки будут сорваны, все равно договариваться с Украиной об аренде НИТКА в Крыму индийцам нет никакого резона – для подстраховки россияне вполне могут временно использовать для подготовки индийских летчиков и свой комплекс в Ейске. В любом случае, говорить о серьезной заинтересованности со стороны Индии украинским комплексом, похоже, никак не приходится.
С Китаем история вышла и того круче. Минобороны Украины уже не менее шести лет рассказывает о том, что китайцы проявляют величайший интерес к комплексу в Крыму, и готовы тренировать там своих летчиков. Неоднократно представители МО КНР приезжали в Крым – своими глазами потаращиться на это инженерное чудо. Впрочем, весь этот «интерес» сопровождался мелкими недоразумениями, на которые почему-то в МО Украины упрямо не обращали внимания, вещая о незыблемости украино-китайской дружбы.
В частности, в 2008-2009 годах по заданию китайских спецслужб как минимум две группы шпионов пытались выкрасть технологию строительства НИТКА. СБУ тогда бодро рапортовала, что злоумышленники были задержаны на месте преступления, а коварные планы китайской военщины - сорваны.
В шпионском интересе китайцев к комплексу НИТКА проявлялись и граждане России. Так, зимой 2011 г был осужден к 6 годам лишения свободы Александр Ермаков, шпионивший против Украины в пользу Китая по комплексу НИТКА и задержанный в 2010 г. Вместе с 35-летним сыном этот товарищ зарегистрировал в оффшорной зоне фирму по оказанию посреднических услуг в сфере поставок оружия. Основным ее профилем стал сбор военно-технической, эксплуатационной, методической, научно-технической информации, как по собственной инициативе, так и на заказ. В конечном итоге у Ермакова заказали сбор информации по комплексу НИТКА — добыть документацию по созданию полигона, его использованию, посулив $1 млн, выдав задаток и снабдив фотоаппаратами.
А в июле 2010 г Военный апелляционный суд Центрального региона вынес приговор по обвинению в шпионаже старшего полковника Народно-освободительной армии Китая Яо Цзюня, который в качестве слушателя проходил курсы повышение квалификации в Украине. Правда, китайского полковника не посадили: освобождая шпиона от тюрьмы, суд объяснил причину освобождения существованием «смягчающих обстоятельств», не разъяснив, однако, какими именно были эти обстоятельства. Несмотря на то что, Яо полностью отрицал выдвинутые в его адрес обвинения о краже украинских секретов, суд счел, что имеющиеся доказательства полностью подтверждают факт совершения преступления предусмотренного ч.1 статьи 114 Уголовного кодекса Украины (шпионаж). Какие именно секретные данные собирал китайский шпион, судья сообщить отказался, ссылаясь на то, что дело рассматривалось в «закрытом режиме». Однако, по некоторым данным, интерес разведчика вызвала именно НИТКА.
Как бы там ни было, информация об украинском комплексе таки уплыла в Китай. Иначе трудно объяснить тот факт, что когда в 2011 году западные издания опубликовали спутниковые фотографии нового тренировочного центра авиации ВМС Китая, расположенного на острове Хулудао, тот оказался до боли знакомым – один в один крымская НИТКА. Одновременно отпали сомнения в том, что КНР создает свою учебную базу для подготовки своих летчиков палубной авиации. В связи с чем возникает тот же вопрос: о каких китайцах в Крыму рассказывают нам сегодня в Минобороны Украины? Зачем им теперь украинская НИТКА вообще нужна?
В итоге имеем не шибко лицеприятную картину. Минобороны Украины, стремясь любой ценой скрыть собственные позорнейшие провалы в сфере военно-технического сотрудничества, неуклонно пытается самым примитивным обманом создать иллюзию благоденствия и процветания. На время, возможно, военным чиновникам и удастся пустить пыль в глаза согражданам. Но, увы, деньги от этого в бюджет не потекут, а партнерство с коллегами из других стран уж точно не укрепится.