Пирамида украинской власти, сконструированная по приходу Виктора Януковича на пост президента, наделила оного практически неограниченным правом принятия всех ключевых решений в стране. Это касается кадров, бизнесов, прав и свобод, и разумеется, выбора пути. Именно поэтому, сейчас многие на Востоке и Западе как страны, так и земного шара, пытаются понять: что решил Янукович? Хотя такой подход не совсем точный: решение о том, куда двигаться — к ЕС или РФ, либо оставаться на месте — Виктор Янукович принимает не один, а с Ринатом Ахметовым и ни с кем другим. Правда, не по обычной схеме — 50 на 50, а все же с правом сохранения за собой "окончательного голоса".
Со стороны поступки президента, либо лиц им инициированных, выглядят хаотичными и алогичными. Но так кажется лишь тем, кто является убежденным сторонником европейского либо российского векторов движения Украины. Первые — те, которые с самого начала тревожно спрашивали: "Неужели из-за него Европа не подпишет Соглашение об Ассоциации с 45-миллионной страной?" — недоумевают: почему Виктор Янукович не готов отпустить Юлию Тимошенко в Германию, выиграв при этом кредиты, инвестиции, рукоподаваемость, сохранность капиталов, свободу от Таможенного союза и имя на скрижалях, высеченное благодарными потомками? Вторые — те, что не менее тревожно с самого начала спрашивали: "Неужели он с ними подпишет Соглашение об Ассоциации?" — не понимают: как можно рвать цепи дружбы с братским народом, распылять электоральное ядро, подвергая риску результат 2015-го, отменять без объяснения встречи с представителями первой линейки российского бизнеса ради полета на футбол в Донецк, ругаться с "Газпромом" и вообще злить самого Путина?
Однако все дело в том, что действующий президент Украины не имеет убеждений. У него есть три задачи: стать самым богатым; быть самым сильным (или же казаться таковым); и оставаться у власти как можно дольше. Исходя из решения этих самых главных задач, глава государства и определяется в своих действиях. Беда? Конечно, беда. Для всей страны беда. Но в данный момент никто всерьез не может на это повлиять. И, что самое страшное, не хочет. Ибо если бы это было не так, то и фронтмэны оппозиции вели бы себя иначе; и под Радой не утром бы пара тысяч собралось, а во время прибытия Кокса и Квасьневского должно было бы стоять тысяч сто… (Кстати, соседи наши за свой евровыбор вышли стотысячным митингом на улицы Кишинева.)
Но мы ведь сейчас не о пассивных лузерах, правда? Мы о том, кто с нашего молчаливого согласия нашу же судьбу и вершит.
В принципе, Виктора Януковича устроит любое развитие событий, при котором ему удастся избежать выполнения унизительных, с его точки зрения, условий. В случае с ЕС — это освобождение Тимошенко. В случае с Кремлем — это вхождение в Таможенный союз.
Сначала давайте попробуем разобраться в его "европейской логике".
Сегодня, несмотря на накал страстей вокруг ситуации с решением судьбы Юлии Владимировны, Банковая "на 99% уверена", в том, что Соглашение об Ассоциации будет подписано, о чем Европа примет решение чуть ли не в день саммита. Ответ на вопрос "почему?" прост: геополитика. Однако и в факте неподписания Янукович ничего страшного не видит, поскольку важный для него вопрос — нахождение внешних денег на затыкание бюджетных дыр — он сможет решить и без результативного Вильнюсского саммита, а Запад никуда не денется. Потому что ему нужен украинский рынок, украинская земля, украинские недра, а самое главное — не нужен восстановленный Советский Союз. Иногда кажется, что, выбирая между Россией и Европой, Янукович выбрал США. Президент всегда с пониманием относился к интересам Вашингтона: от урана до Ирана, от шельфа до сланца… Янукович признает за Штатами силу. И не только потому, что самым могущественным государством на свете он считает... американскую финансовую разведку. Угроза восстановления Путиным Советского Союза— это осознанная опасность, сформулированная и донесенная до госсекретаря и президента США человеком, исполняющим роль челнока в американо-российских отношениях — Генри Киссинджером. Дипломатия от Банковой не в последнюю очередь зиждется на убеждении, согласно которому Обама, получивший от России сирийский удар, сноуденовскую пощечину и Путина на первом месте в рейтинге влиятельных политиков Forbes, будет готов на многое ради недопущения реализации заветных планов президента России по воссозданию империи под эгидой Таможенного союза. Такое усиление России не нужно и ключевым европейским странам, поэтому Украину нужно гарпунить и оттягивать от Москвы. Лучше это сделать посредством подписания Ассоциации, что даст возможность начать качественно менять ситуацию в стране уже сейчас. Но если такая возможность для западников будет несовместима с сохранением лица, то на Банковой убеждены: неподписание Ассоциации лишь ускорит (!) переговорный процесс с МВФ. Ибо "никто не позволит обанкротиться в центре Европы крупнейшему и непредсказуемому государству — раз; а, во-вторых, допустить критическую зависимость Украины от России, сформирующуюся в случае, если деньги для удержания экономики Виктор Янукович получит от Москвы" (а всем известно, что такое предложение на столе есть).
Янукович свято убежден в способности геополитического фактора перевесить все остальные несоответствия. Причем как сегодня, так и в будущем. Ведь он отрывает уже вторую дощечку от ящика Пандоры. Первая называется "избирательное правосудие", приведшее в тюрьму его политического оппонента. Вторая дыра — "избирательный поиск счетов", который он сегодня применяет к своему политическому оппоненту. И надо же — не боится бумеранга.
Контролируя ГПУ, МВД, СБУ, Налоговую милицию и Госфинмониторинг, Янукович направляет их усилия на поиск счетов Тимошенко и ее семьи как бы с целью возвращения стране похищенных средств. И в самом деле, не по следу же публикаций в независимых СМИ, аргументированных и доказательных, идти отечественным сыщикам. Наткнутся еще, чего доброго, на "ярдов" двадцать — все нажитое непосильным четырехлетним трудом нынешней команды. Так что своих президент не боится. А в силу геополитической заинтересованности потенциально опасные внешние силы не станут покушаться на тайники человека, контролирующего стратегически важную территорию.
Единственная угроза, которую Янукович может считать для себя реальной — это делегитимизация его собственной президентской власти. Именно она способна нарушить балансирование канатоходца и вынудить его свалиться к ногам победителя. Речь о выборах 2015 года. Если методы, брошенные на достижение победы, приведут к непризнанию Западом результатов и Янукович станет изгоем в ЕС и США, ему придется подписать акт о капитуляции с Путиным. Очевидно, понимая это, уже сегодня штаб Януковича разворачивает программу "Агитатор". В принципе, правильно было бы назвать ее "Контрольная закупка", или "Освоитель бюджета". Ибо предполагает она не столько традиционную игру регионалов "Перепиши протокол", сколько стимулирование недостающих для победы 4–5 миллионов человек. Под реализацию этой программы, требующей накопления аргументов и инвентаризации потенциально лояльного электората и происходит губернаторская чистка. По разным данным, аргументов понадобится много. В зависимости от региона — от 1600 до 2500 на душу.
Но мы отвлеклись и забежали в будущее, точнее, в один из его вариантов. Возвращаясь в день сегодняшний, необходимо понять одно: что Янукович собирается делать с Тимошенко? После встреч с целым рядом информированных регионалов, мне показалось, что ничего. "С вероятностью 99%" Юлия Тимошенко ни свободы, ни клиники "Шаритэ" не увидит. Даже если парламент сподобится на принятие какого-нибудь из законопроектов. Даже самого кандального. "А справку о какой неизлечимой болезни немецкие медики предоставят суду? Протрузия? Межпозвоночная грыжа? Так у нас их чудесно лечат. Что? Не доверяет нашим врачам? Так пусть приезжают немецкие и оперируют ее тут, со своими инструментами, профессорами и сестрами милосердия. Разве мы можем оказывать давление на суд? Нас ведь немцы со шведами-поляками уже научили, что он должен быть независимым". Далее можно не продолжать. Многотерпеливые Кокс с Квасьневским уже почувствовали, что значит быть шариком в пинг-понге между Банковой и Грушевского. Возможно, к числу держателей ракеток добавят Печерский или какой-нибудь районный суд г. Харькова.
Почему Янукович не отпускает Тимошенко? На этот вопрос пытались ответить многие, в том числе и ZN.UA. Одной из общепризнанных причин является его страх перед ее возможностью фениксового восстановления. Янукович убежден в том, что накопленная ЮВТ потенциальная энергия на свободе, даже ограниченной свободе, превратится в кинетическую. Вы никогда не задумывались: почему тайфунам дают только женские имена?.. А Виктор Федорович, похоже, думает об этом постоянно. То она видится ему во главе оранжевого митинга в Вильнюсе; то не сходящей с российских телеканалов в телемостах из палаты "радистки Кэт"; то на встречах с лидерами европейских государств. Словом, она придумает, как смешать карты. И четкая убежденность в этом заставляет Януковича склоняться к варианту сохранения статус-кво.
Но есть и вторая причина. Янукович несомненный альфа-самец в своей политической стае. Вожак получает почтение и подчинение в случае, когда он силен и справедлив. Но Янукович совершил одну ошибку. Серьезную. Похоже, уже осознаваемую, но сейчас не об этом. В первый ряд при разделе добычи он посадил Семью. Не аксакалов, не многолетних товарищей по охоте, а щенков, взявшихся ниоткуда и съедающих почти все. Стая — от рыжих до седых — ропщет. Но страх мешает реагировать на отсутствие справедливости. И если Янукович отпустит Тимошенко — альфа-самца вражеской стаи, которую считают наиболее опасной все те, кто находится с ним рядом, он лишится эффективной и действенной поддержки всех, кто признает альфа-самца в нем. Не спрашивайте, почему во главе государства оказался человек, перенесший правила уличного выживания на управление государством и его внешней политикой. Это просто какой-то альфа-капец.
Может ли Виктор Федорович объяснить все это западным дипломатам и лидерам государств? Вряд ли. А вот попытаться объяснить, что они защищают не ту — он пробует активно. В посольства Украины уже направлены ЦУ как именно доносить до правительств стран пребывания новые тезисы, на этот раз исходящие не от Рената Кузьмина, а от Александра Клименко. Суммы аффилированные с Тимошенко и, по словам регионалов, обнаруженные за рубежом, варьируются от официальных 200 миллионов до шепотом произносимых 3 миллиардов. Источники ZN.UA утверждают, что Госфинмониторинг (финансовая разведка при Минфине), СВР и специально нанятая команда, специализирующаяся на международной банковской паутине, обнаружили около 200 банковских счетов, якобы связанных с Юлией Тимошенко. Поговаривают, что не обошлось без проводников и даже называют имена: Данилёв и Шепелев. По словам больших регионалов, география богатая — от Канады до Северного Кипра, от Тайваня до Чехии, от Штатов до Германии, от Франции до Новой Зеландии. Носители информации утверждают, что большинство счетов принадлежит офшорам Александра Тимошенко, некоторые числятся за дочерью. Якобы лидеры европейских государств на территории которых были открыты счета "без кода плательщика налогов", либо "без разрешения Центробанка" — как то Германия и Франция — уже проинформированы украинской властью.
Какой процент правды в информации об этих финансовых трофеях? Этого не знает никто. Пока это лишь хвастовство хантеров. Или блеф заказчиков охоты на Тимошенко. Что же касается конкретики, то Сергей Лещенко, автор книги о судебном процессе над Лазаренко в Америке, разбил в пух и прах заявление Миндоходов о намерении вернуть стране деньги, "украденные Лазаренко и Тимошенко". Мне же не удалось не то что получить копию анонсированных властью исковых заявлений в швейцарский и американский суды, но даже узнать в какие именно суды станет обращаться Миндоходов в сопровождении Минюста и нанятой британской компании юристов...
По совокупности всего вышеизложенного, повторюсь. Янукович будет доволен в случае если ЕС сочтет возможным подписать Соглашение в Вильнюсе. Даже допуская мысль о том, что в отместку за Юлю ряд стран Евросоюза заявят о своей готовности ратифицировать Соглашение в парламентах только после выборов 2015 года. А если не будет Ассоциации и паче чаяния МВФ откажет в кредитах, то, с точки зрения президента, и это не катастрофа. Ведь деньги МВФ от российских денег отличаются тем, что они связаны и куда тщательнее контролируются с точки зрения использования. Это, конечно, хорошо для государства — меньше разворуют. Но плохо для выборов — меньше маневра.
Вопреки достаточно популярному мнению о том, что Янукович обо всем договорился с Путиным, дела обстоят несколько не так. По большому счету, они никогда не договорятся, но это не исключает взаимного использования на определенном этапе. В Таможенный союз Янукович идти категорически не хочет. Помните знаменитую фразу Павла Лазаренко, вынесенную в заголовок его интервью "Зеркалу недели"? "Я не политик, я — хозяин". Ее автором сегодня мог бы быть Виктор Янукович. Он хозяин этих охотничьих угодий и делегировать право бить дичь тут может только он. Возможно, именно поэтому официально — с целью поисков дополнительных источников для пополнения бюджета — обсуждается вопрос срочной приватизации целого ряда объектов. И среди них — всегда интересовавшие Россию "Южмаш", "Турбоатом" и "Антонов".
Будет ли Путин мстить за попытку бегства? Конечно, будет! Но главная цель хозяина Кремля — возрождение империи, поэтому немедленная вендетта не может служить самоцелью. Неподписание соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС он вправе будет считать (и подавать общественности) как свою личную победу. Кремль не должен позволить Украине сбежать со своей орбиты сегодня, а как именно он поставит на место безмятежно строптивого Януковича завтра, — вопрос фантазии, а не возможностей.
Известно, что правительство Украины ведет переговоры и с ЕС, и с американской стороной о компенсации потерь, связанных с реакцией Кремля на украинские евроустремления. Однако насколько адекватными будут результаты этих переговоров и насколько оперативно можно будет эту помощь получить? Это важный вопрос, ибо Виктор Янукович не ожидал столь серьезной и ощутимой, в первую очередь для экономики Востока, реакции Путина. И тут без всякой образности стоит заметить, что многие члены фракции Партии регионов не на шутку встревожены складывающейся ситуацией. Останавливаются не просто заводы — целые отрасли. Российская блокада — чувствительный инструмент. И его удар на себе почувствовали многие — от голоса партии, чей плотный график российских гастролей резко разгрузился, до владельцев вагоно- и машиностроительных заводов, чья продукция лишилась шансов пересечь границу. Металл, конфеты, химия, трубы — это не только потери владельцев. Это — урезание зарплат либо увольнение рабочих. Больно. Причем больно, в первую очередь электорату Януковича и его, электората, работодателям.
В принципе, столь сложные времена пережили многие — от Эстонии до Польши. Но большинство граждан этих стран четко знали куда они идут, к чему стремятся, ради чего терпят тяготы и лишения. Они возрождались, разрывая пуповину и получая возможность самостоятельно и осознанно восстанавливать степень родства своих экономик с российской. Януковичу же, определяющему вектор движения вверенной ему страны, по большому счету все равно в какой ценностной системе сохранять власть и деньги. Он так самоуверен, так хитер, так могущественен, что… Впрочем, о Павле Лазаренко я уже вспоминала.