Перепуганная беспримерным давлением Кремля украинская власть явно не желает делать свою страну участницей новых международных газоторговых инициатив — каждый из этих проектов реализуется с разными векторами, но в итоге целью каждого является выведение новых продавцов газа в Турцию, далее в Румынию и к южным границам Украины. Это удар по российским интересам не на словах, а на деле.

Азиатские провалы

Наименьшую известность из этих проектов имеет пока еще небольшой газопровод Иран — Ирак, обещающий дополнительные объемы газа для Турции и компаний, желающих закупать газ на европейском выходе ее ГТС. Пока этот ресурс закупают Греция и Болгария. А Украина в числе сторонников ирано-иракского проекта не числится. Небольшой ирано-иракский газовый проект известен прессе меньше, чем крупный азербайджано-турецкий газопровод TANAP, от возможности участия в строительстве которого Украина упорно отказывалась в 2007–2011 годах. Тогда многие официальные лица в Киеве называли его чуть ли не профанацией. Вспомнили в Украине о полезности этого проекта только перед началом его реализации в 2012 году.

Но медлительность не позволила нашей стране стать владелицей акций одноименного консорциума, а премьер-министр Николай Азаров, заявлявший о готовности украинской стороны вложить в проект 800 млн. евро, был в очередной раз осмеян большинством российских СМИ и некоторыми ее украинскими сателлитами.

Ситуация, очень похожая на ситуацию с TANAP, сложилась и с самым крупным на сегодня новым газоторговым проектом региона — азербайджанско-туркменским Транскаспийским газопроводом (TCG). Для того чтобы стать полноправными участниками его строительства, госкомпаниям Украины необходимо приобрести доли в месторождениях Туркмении. Разговоры в стиле «Украина покупает месторождения» ведутся еще с 2001 года, но украинские планы по наращиванию добычи газа Туркменией так и не перешли в рабочую плоскость. В то же время TCG уже в 2017–2020 годах может способствовать увеличению поставок газа в Турцию и Восточную Европу на 30 млрд. м3 м в год. Но Украине уже поздно присоединяться к проекту.

К чести правительства Украины, оно все же худо-бедно пытается справиться с неудачами на азиатском направлении перспективных поставок газа из Средней Азии. Речь идет о российском проекте «Южный поток», который тоже нацелен на увеличение поставок газа в Турцию и страны ЕС и долго время считался враждебным Украине, так как привел бы к сокращению транзита газа через территорию нашей страны. Однако сейчас именно этот газопровод может оказаться залогом расширения поставщиков газа в Украину.

Дело в том, что недавно Кабинет министров Украины без тендера отдал ведущим европейским акционерам российского газопроводного проекта «Южный поток», корпорациям ENI и EDF, несколько украинских месторождений на шельфе Черного моря. Это нефтегазоносные структуры Субботина, Абиха, Маячная и Кавказская. Тендерной процедуры удалось избежать потому, что партнеры этих корпораций, украинские государственные «Черноморнефтегаз» и «Воды Украины», являются обладателями прав на эти месторождения. Большинство из них расположены сравнительно недалеко от будущей трассы российского «Южного потока».

Поток во благо

Принцип организации этого российского газотранспортного проекта таков, что каждый его европейский инвестор имеет три очень привлекательных для развития украинского рынка права импорта газа. Первое — это право на твердую квоту в прокачке газа из РФ в Румынию и другие страны. Второе — это право свободной реализации этого газа, то есть хоть в Молдову, хоть в Украину, хоть в ЕС. И третье — это право покупать в РФ или Средней Азии газ по ценам ниже текущих за счет списания ранее вложенных в строительство инвестиций. С учетом этих нюансов приглашение на украинский шельф европейских обладателей указанных прав означает, что у Киева (если доселе враждебный ему «Южный поток» будет достроен) появится шанс найти партнеров для весьма экономного импорта газа.

Решение о выделении части шельфа акционерам «Южного потока» Кабмин закрепил распоряжением №825-р еще 17 октября, но до сих пор никто из официальных лиц страны (если не считать заклинаний в стиле «нарастим-повысим-углубим») не смог объяснить логику неожиданного для многих появления на отечественном шельфе корпораций ENI и EDF. Если предположить, что ENI и EDF удастся выйти на украинский рынок импорта хотя бы с объемом до 3 млрд. кубометров в год каждая, то есть на уровне уже вышедшей на этот рынок германской RWE, эти три корпорации вместе взятые смогут существенно расширить список компаний — поставщиков газа в Украину. И расширение может состояться сразу же после запуска «Южного потока», строительство которого планируют завершить аккурат к намеченным в Украине на 2015 год президентским выборам.

В последнем случае Москва и Киев смогут получить инструмент для реализации на практике пресловутой идеи «совместной интеграции» в Европу. Причем интеграции в такой важной для ЕС сфере, как поставки газа. Но у подобного газового прогноза на 2015 год есть и изъян — российский «Газпром» и его местные партнеры вряд ли согласятся на совместную интеграцию без полного операционного контроля над украинской ГТС. А в таком случае ныне выходящие на украинский рынок добычи корпорации ENI и EDF, а также уже вышедшие на этот рынок конкуренты — ExxonMobil, Shell и Petrom, будут вынуждены надолго принять правила игры российской монополии. Если же «Газпром» не сможет установить эти правила до 2015 года, на украинском рынке условия будут действовать энергетические законы ЕС и его корпораций. А с уменьшением влияния российской монополии на ее самый крупный внешний рынок сбыта — украинский — усилятся и конкурентные позиции европейских компаний на рынках Средней Азии.