В течение последнего месяца украинские банки под разными поводами - от открытия депозита до продления срока действия платежной карточки - стали просить своих клиентов заполнить дополнительные анкеты.
Некоторые вопросы в этих анкетах, а также "паспортизация" обмена валют, которая совпала по времени с активным распространением банковских анкет, заставили обычных клиентов банка чувствовать себя так, будто о них "собирается некоторое досье" - говорит госпожа Наталья. Она работает в бюджетном учреждении, сотрудники которого должны были ответить на предложенные банком вопросы, чтобы, всего-навсего, получить возобновленную зарплатную карточку.
"Не был, не участвовал, не состоял"
Среди предлагаемых банками вопросов - имеет ли клиент счета в других банках или кредитную задолженность перед другими банками, какова среднемесячная сумма доходов клиента, есть ли у него ценные бумаги, движимое или недвижимое имущество, принадлежность к определенной партии самого лица или его родственников. Некоторые банки даже предлагают клиентам указать метраж квартиры или марку авто.
"Мне незачем скрывать, но зачем банку, в котором я лишь получаю зарплату, знать что-то о моей семье или квартире?" - говорит госпожа Наталья.
Отдельным блоком идут вопросы о том, не принадлежит ли клиент к публичным лицам (членам правительства, депутатам, судьям, дипломатам), или же является членом семьи публичного лица.
Банки также интересуются, существует ли лицо, которое осуществляет контроль над финансовой деятельностью клиента.
НБУ хочет знать больше
Постановление №22 "О внесении изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга" в Национальном банка издали еще в конце января, а зарегистрировано оно было в апреле. Согласно постановлению, банки получили полгода, чтобы привести свою отчетность касательно клиентов в соответствие с новыми требованиями НБУ. Затем, как рассказывают в одном из больших украинских банков на условиях анонимности, конец октября - время, когда должны быть подбиты итоги выполненной работы, и именно этим объясняется активизация банков в анкетировании своих клиентов.
В НБУ объясняют потребность в усилении финансового мониторинга клиентов банков борьбой с "легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем", так же, как и "паспортизацию" обмена валют - борьбой с нелегальной конвертацией валюты и ее выводом за границу. " В НБУ также отмечают, что таким образом Украина последовательно выполняет требования международной организации из противодействия отмыванию грязных средств FATF, и что все требования постановления согласовываются с законами " О Национальном банке Украины" и " О банках и банковской деятельности", а вся информация, изложенная клиентами банков в анкетах, будет храниться с соблюдением банковской тайны.
В постановлении НБУ просит банки в течение полгода провести идентификацию "клиентов высокого уровня риска", к которым, в частности, принадлежат и " клиенты - публичные лица и связанные с ними лица".
"Большой брат" следит?
Сами банкиры не очень рады таким новациям, но вынуждены выполнять распоряжения Нацбанка - говорит глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. Он твердит, что и в банках есть впечатление, что они принимают участие в неком "сборе досье", ведь своих "проблемных" клиентов каждый банк знает и без анкетирования:
"Та информация, которую банки должны спрашивать у клиента согласно 22 постановлению Нацбанка, я, например, и сам бы не хотел сообщать банкам, и знакомым советую не давать. Банки лучше знают, как собрать информацию о своих клиентах, но когда очевидно, что массово собираются некие досье под маркой борьбы с коррупцией, то это едва ли кому-то понравится. Но банки вынуждены выполнять постановления регулирующего органа".
Александр Сугоняко призывает клиентов банков обращаться в суд, если они не согласны сообщать о себе те сведения, который их требует банк. Однако, как рассказали ВВС Украина в одной из ведущих юридических компаний, сами сотрудники фирмы были вынуждены недавно также заполнить подобные банковские анкеты, и решили не прибегать к обжалованию требований банка в суде.