Для автомобилистов уходящий год принес немало испытаний. Не успев восстановиться после кризиса, потребители получили тридцатипроцентный рост цен на нефтепродукты. Реакция была адекватной — снижение потребления, в первую очередь частными автовладельцами. Если бы не активная подготовка к Евро-2012, еще не известно, как бы чувствовал себя и промышленный сектор — основной потребитель дизельного топлива…
Несмотря на очевидность причин происходящего — высокие мировые цены и рост налогов — выводов никто, похоже, не делает. Сегодня на рассмотрении правительства несколько «налоговых» инициатив, которые смогут достойно продолжить ценовую гонку в 2012 году. Потребитель топлива становится главным строителем светлого будущего — дорог, стадионов и нефтеперерабатывающих заводов.
За истекший год стоимость наиболее популярной марки бензина А-95 на украинских автозаправочных станциях выросла на 31,3% (2,45 грн. за литр), на дизтопливо — на 35,5% (2,54 грн. за литр). Сразу необходимо оговориться, что такое «лобовое» сопоставление цен в декабре 2010 и 2011 годов не совсем корректное. Дело в том, что уровень цен в декабре 2010 года нельзя считать объективным в связи с «переливом» рынка топливом, поставленным через фирму «Ливела» — безналоговым импортером, наделенным украинскими судами правом ввозить сырье и нефтепродукты без уплаты акциза и НДС.
Надо сказать, что в этом и заключалось то небольшое «добро», которое получил от работы этой феноменальной структуры украинский автомобилист: если нефть с августа по ноябрь 2010-го подорожала на 10%, то цены на украинских автозаправках в этот период оставались неподвижными, а в сентябре и октябре даже снижались вопреки внешней конъюнктуре. Иными словами, год назад и бензин, и дизельное топливо должны были стоить дороже. И таким образом сегодня «статистика роста» не выглядела бы столь внушительной.
Тем не менее основная составляющая этого роста имеет под собой вполне понятную основу. Первый фактор — рост нефтяных цен. Так, если среднегодовая цена нефти марки Brent в текущем году составила 113 долл./барр., то в прошлом — 79 долл./барр. Рост нефтяных котировок на 43% добавил ценам в Украине около 1,80 грн./л.
Вторым по значимости фактором стало увеличение налогов. Основной удар пришелся по бензину: с 1 января 2011 года акцизный сбор на него был увеличен почти на 40% — со 132 до 182 евро/т. Это добавило ценам еще 50 коп./л.
Особо напряженными выдался первый квартал 2011-го, в конце которого цены на нефть под влиянием событий в Ливии достигли посткризисного максимума — 125 долл./барр. В сочетании с новыми ставками налогов в апреле текущего года вполне реально замаячила перспектива роста цен на бензин А-95 до 11 грн./л. Тогда Минэнергоугольпром приняло едва ли не единственное в этом году продуктивное решение — инициировало временное снижение акцизного сбора до уровня 2010 года и тем самым не дало ценам на высокий октан уйти выше отметки 10,50 грн./л.
В отличие от первого квартала 2011-го украинцам больше повезло под занавес года. Возврат повышенных ставок акцизного сбора с 1 сентября крайне удачно совпал со снижением мировых котировок, что позволило избежать роста цен на бензоколонках.
Осенью цены стабилизировались, о чем говорит не только их непоколебимость на протяжении сентября — декабря, но и сопоставление с ценами на стелах европейских стран. Традиционно оставаясь наиболее низкими в Европе в абсолютном выражении, по показателю цен без налогов Украина находится в одной плоскости с соседними странами (см. рис. 1). Данный анализ цен представляется наилучшим индикатором адекватности внутреннего рынка, так как по своей системе обеспечения нефтепродуктами Украина является типичной европейской страной, т.е. не имеет большой собственной добычи нефти и газа. Эти энергоресурсы преимущественно импортируются, соответственно, сопоставимыми должны быть и цены реализации (см.рис. 1). В свою очередь приводимые иногда сравнения с ценами в России и Беларуси малопоказательны, так как в этих странах действует специальный режим поставок нефти на внутренний рынок, который фактически является дотацией потребителей за счет большой российской нефтедобычи.
Обратная сторона цены
Ценовые качели не прошли бесследно. Главным индикатором ухудшающегося самочувствия потребителей стало более чем очевидное падение продаж нефтепродуктов к концу года. По данным Госкомстата, по итогам 11 месяцев 2011 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года реализация бензина А-95 за наличный расчет на АЗС снизилась на 12,1%. Рекордный спад потребительской активности отмечен в Крыму (минус 24,2%) и Волынской области (минус 21,5%). Характерно, что вместе с периферийными областями весьма ощутимы темпы снижения потребления в крупнейших и, соответственно, наиболее платежеспособных регионах страны. Особое внимание — почти 20-процентным снижением продаж бензина А-95 — обратила на себя Донецкая область;Луганщина утратила почти 15% рынка. Ну а наиболее показательно выглядит происходящее на крупнейшем и самом платежеспособном рынке страны — столичном. Киевская область потеряла за 11 месяцев 16,23% продаж от уровня прошлого года, тогда как непосредственно столица — 13,5%.
Из 27 регионов Украины только в Запорожье отмечен рост наличных продаж А-95 — почти на 9%. В свою очередь, наименьшие темпы падения розничных продаж по итогам 11 месяцев 2011 года отмечены в Днепропетровской (- 2,46%), Николаевской (- 5,52%) и Херсонской областях (- 5,95%).
В основном на протяжении года небольшим амортизатором падения спроса на самую ходовую марку бензина выступал его менее качественный заменитель в виде бензина марки А-92. Судя по росту потребления, часть водителей в целях экономии вынужденно переориентировалась на А-92, продажи которого по итогам 11 месяцев текущего года подросли на 2,4%. Однако, вероятно, и этой отдушине приходит конец: в ноябре текущего года впервые за год было отмечено снижение продаж и этой марки — на 5,4%.
Не так все однозначно с дизельным топливом. Как и в случае с бензинами, здесь мы отчетливо видим капитуляцию «физиков»: дизельного топлива по средней цене 9,65 грн./л в минувшем ноябре они купили на 10,5% меньше, чем годом ранее, когда «тяжелое» топливо стоило 6,88 грн./л. Накопительный итог с начала года обозначил потери в размере 2,2% (см. рис. 2). Но ускорившаяся динамика падения в последние месяцы 2011 года говорит о том, что данная тенденция сохраняется.
Несколько оптимистичнее картина в промышленном секторе, который для дизтоплива является основным. Здесь потребление в январе—ноябре 2011-го выросло на 11,3% по сравнению с прошлым годом. Как показывает опрос трейдеров, многие из них связывают данную динамику с подготовкой к еврочемпионату, когда цена энергоресурсов не имеет особого значения.
Детские грабли
Говоря о прогнозах на 2012 год, приходится констатировать, что многое будет зависеть от чиновников. Создается устойчивое впечатление, что последние решили за счет топливных налогов решить все свои проблемы. Вице-премьер Борис Колесников, получатель акцизного сбора с нефтепродуктов для строительства инфраструктуры под Евро-2012, настойчиво продвигает идею нового повышения налогов — на 10% на бензин и более чем в два раза на дизтопливо. Расчеты показывают, что новые налоги добавят цене бензина 20 коп./л, а основной удар придется по промышленности — на 60 коп./л подорожает дизтопливо. Пещерный подход к данному вопросу продемонстрирован еще и тем, что Мининфраструктуры предлагает попутно отказаться от дифференцированной шкалы акцизов на дизельное топливо, которая на сегодня содержит принцип «лучше качество — ниже налог». Благодаря этой системе, действующей с 2007 года, украинские НПЗ перешли с выпуска ДТ по стандарту Евро-2 на Евро-4, не ниже Евро-4 идет к нам дизтопливо из Беларуси, не ниже Евро-5 — из Европы. Теперь же ведомство Колесникова предлагает унифицировать ставку акциза на максимальном уровне 100 евро/т, что, по сути, будет стимулировать обратный процесс — зеленую улицу низкокачественным сортам дизтоплива, преимущественно поступающего из Российской Федерации.
Кому мешают четыре ставки акциза и почему нельзя поднять всю шкалу, если уж так нужно, — непонятно. Скорее всего, просто некогда ломать над этим голову, или, как сегодня принято говорить, «заморачиваться».
Но больнее всего осознавать вероломную логику чиновников. Сам г-н Колесников многократно ставил диагноз проблеме недостаточных поступлений акциза: это и контрабанда, и фальсификат, и нелегальное производство. Какие инициативы, законопроекты, постановления мы увидели в связи с этим? Никаких… Вместо ликвидации теневого сектора — новые налоги на легальных поставщиков, а, по сути, — на конечных потребителей. Оно и понятно, потребитель — безликий, тогда как даже легкое прикосновение к теме «контрабаса» или нелегальных НПЗ приводит к неприятным разговорам с уважаемыми однопартийцами, однокабминовцами, не говоря уже о вездесущих интересах так называемого «параллельного направления». Неудивительно, что в правительственных кулуарах судачат, что инициатива Колесникова по акцизам имеет высокие шансы быть принятой…
До конца года должна появиться ясность и в отношении другой чиновничьей инициативы, способной оказать существенное влияние на цены. Речь о спецрасследовании в отношении импорта нефтепродуктов, инициированного в начале года Минэнергоугольпромом. Последствия подсчитать несложно: предложенный уровень барьера повысит цены на бензин на 1,30 грн./л, на ДТ — на 80 коп./л. Вроде бы как от идеи пошлин склонны отказаться, но лоббируется вопрос квот, что фактически тоже самое, только, как говорится, в профиль.Колесников хочет строить дороги и стадионы, Бойко хочет помочь модернизировать НПЗ. Заставив себя ценой неимоверных усилий поверить в бескорыстность данной активности и в преданность чиновников интересам страны, все равно не удается избавиться от вопроса: почему за все это должен заплатить украинский потребитель? Во всем мире это делает бизнес путем привлечения кредитов, инвестирования собственных средств и т.д. Да, потребитель потом возвращает эти вложения, получая новые услуги и товары улучшенного качества. У нас же, похоже, покупатель бензина и дизельного топлива сначала построит заводы, дороги, стадионы, а потом еще и заплатит за пользования этими благами. Ведь налоги потом никто не снизит, и это немногое, что абсолютно понятно.