Сложно подсчитать, во сколько уже обошлась и еще будет обходиться война на востоке Украины, если учитывать все убытки, как прямые, так и косвенные, которые она нанесла. В Верховную Раду Кабмином внесен законопроект о внесении изменений в госбюджет – некоторые социальные программы сокращаются в пользу повышенного финансирования армии.
«Страна в войне, надо финансировать армию, восстанавливать инфраструктуру, обеспечивать пострадавших, платить военнослужащим. И поэтому нам надо будет урезать ряд социальных программ», – констатировал невеселые перспективы премьер Арсений Яценюк.
Есть вполне конкретные цифры средств, в которых нуждается украинская армия. В распоряжение «Главкома» попали документы, в которых обозначены суммы затрат Украины на содержание армии в условиях войны, а также запросы Минобороны по поводу дополнительных ассигнований на армейские нужды.
В связи с тем, что некоторая информация в этих документах носит секретный характер, редакция приняла решение не публиковать их полностью. Тем не менее, даже некоторые общие данные дают представление о том, в каких условиях приходится украинским силовикам бороться с российскими наемниками, которых уже в открытую поддерживает российская армия.
37 тыс. грн. на участника боевых действий
Как известно, всего бюджет Минобороны на этот год составляет чуть больше 20 миллиардов гривен. Причем изначально бюджет составлял 15,5 миллиардов, но с началом боевых действий из резервного фонда госбюджета было выделено 4,77 миллиардов. Но и этих денег армии не хватает. Представители Минобороны требуют у государства еще средств, и правительство частично удовлетворяет эти требования.
Так на одну из самых затратных статей – денежное обеспечение военнослужащих – до конца года будет дополнительно выделено 2 миллиарда 177 миллионов гривен, при том что военные просили 3 миллиарда 291 миллион. Полностью будет профинансировано непосредственно награждение участников АТО – на 21,6 тысячу человек выделено 796,5 миллионов. В среднем, это около 37 тысяч на человека. Также Минфин почти полностью согласился профинансировать денежное обеспечение мобилизованных военнослужащих – на 52,7 тысяч человек выделено 1 миллиард 380 тысяч гривен, в среднем 26 тысяч на человека до конца года. При этом Минобороны просило почти 1,6 миллиарда. Пока что Минфин не согласился выделить средства на повышение должностных окладов военнослужащих на 55% с сентября этого года – на эти цели требуется почти 900 миллионов гривен.
Не профинансирована и заработная плата дополнительным сотрудникам военкоматов в количестве 2,8 тысяч человек – для этого необходимы дополнительные 96 миллионов до конца года. На выплату одноразовой денежной помощи семьям погибших Минфин готов выделить лишь 47,5 миллионов вместо требуемых 274 миллионов.
Как накормить 100 тыс. солдат?
Отдельно о питании. Чтобы полноценно накормить наших бойцов, нужен дополнительный миллиард гривен, из которого правительство готово выделить лишь половину (597,2 миллиона). Из них на личный состав (44 тысячи человек) и мобилизованных военнослужащих (52,7 тысячи человек) – приходится примерно одинаковая сумма по 278 миллионов. Отдельно выделено 40 миллионов гривен для питания участников АТО. На пополнение неприкосновенного запаса продовольствия Минфин пока денег не дал, хотя военные просят на это 270 миллионов.
Проигнорировано и требование пополнить запасы горюче-смазочных материалов – из необходимых 4,3 миллиардов на их закупку выделено лишь чуть меньше 2 миллиардов. Совсем все грустно со статьей «закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечения средствами связи» – из необходимых 650 миллионов в правительстве согласились предоставить целых 30,5 миллионов. Впрочем, военные рассказывают, что оружия хватает, другой вопрос, какого оно возраста и качества.
Еще хуже ситуация с закупкой медикаментов и медицинского оборудования – государство готово дать «на лекарства» лишь 12,2 миллионов из нужных 234-х. Полностью проигнорированы Минфином статьи по оплате услуг по перевозке вооружения, военной техники и личного состава (Минобороны просило 84,8 миллиона), по обеспечению подготовки казарменно-жилищного фонда к эксплуатации (346,6 миллионов) и увеличению расходов на денежное вознаграждение в иностранной валюте в связи с увеличением курса валют (47,8 миллионов). Всего же при необходимых, по подсчетам военных, 11 дополнительных миллиардов до конца года правительство готово выделить армии лишь 5 миллиардов.
Русский солдат балованный
В Минфине признают существование проблемы – на сегодняшнем заседании согласительного совета Верховной Рады министр финансов Александр Шлапак заявил, что на проведение антитеррористической операции на Донбассе необходимо около полутора миллиардов гривен в месяц. А до конца года на обороноспособность надо потратить 9 миллиардов. Всего в проекте изменений в госбюджет планируется выделить почти 17 миллиардов гривен на мероприятия, связанные с антитеррористической операцией, правда, эту сумму нельзя считать чисто «военной» – в нее входят расходы и на размещение беженцев, и на восстановление разрушенной инфраструктуры.
Понятно, что с финансовым обеспечением российской армии украинским коллегам тягаться не приходится – так Минобороны РФ рапортовало, что среднее денежное довольствие в российских вооруженных силах составляет более шестидесяти тысяч рублей (при примерном курсе 1 гривна к 3 рублям), что даже больше, чем в других отраслях тамошней экономики. С нашими армейскими окладами, конечно, не сравнить. Да и вряд ли в этом отношении вообще можно тягаться с милитаристской Россией, военный бюджет которой составляет больше двух триллионов рублей – это третий показатель в мире после США и Китая.
Но хотя военный бюджет северного соседа больше, чем бюджет всей Украины, даже при имеющемся довольствии украинская армия сумела восстановить свою боеспособность. Не стоит забывать, что военным в силу своих возможностей помогают неравнодушные граждане, что не находит отражения в статистике. Причем помощь эта предоставляется как деньгами, так и конкретным матобеспечением – от продуктов и медикаментов до бронежилетов и тепловизоров. Но увеличение финансирования армии, похоже, станет для нашей страны на ближайшие годы суровой необходимостью.