Будущий парламент станет однопалатным по форме, но двухпалатным по сути. «Мажоритарщики» символизируют собой привязку к регионам. Днепропетровцы, донецкие, галичане и так далее. Прошедшие по партийным спискам депутаты являются олицетворением почти чистой политики. Они как бы олицетворяют общенациональные ценности. Во всяком случае, пытаются это делать. При таком раскладе у «объединенной оппозиции», раздираемой на части непреодолимыми противоречиями, нет ни малейших шансов сформировать парламентское большинство.

Да и природа самого большинства изменится. В принципе, оно и не нужно как таковое. Это после конституционной реформы 2006 года надо было изощряться, чтобы на основе партийных фракций слепить формализованное большинство. Иначе может быть роспуск Рады. В новом парламенте потребность в большинстве будет ситуационной. Выборы спикера и президиума ВР. Утверждение кандидатуры премьера (и все), дача согласия на утверждение Генпрокурора. Ну и, конечно же, бюджет. А больше ничего и не надо. Поэтому когда я слышу заявления бютовцев и «фронтовиков» о том, что «демократические силы» сформируют в Раде большинство, то ничего, кроме улыбки, это не вызывает. Какой смысл объединяться, если: а) максимум, что им светит, это 150 мандатов; б) оппозиционеры перегрызут друг друга в любом формальном объединении.

Нет, конечно, никто не запрещает парламентариям создавать большинство и даже формализировать его. «Регионалы» пока ставят перед собой задачу создать в будущем составе ВР большинство в количестве 240-250 депутатов, чтобы обозначить свою победу на выборах. Уже есть, по крайней мере, два будущих лидера «большевиков», которые в настоящее время расставляют своих людей на ключевых стартовых позициях. Однако, повторю, никакой особой политической нужды в подобной структуризации нет.

Наиболее вероятный сценарий развития событий следующий: в первую сессию ВР следующего созыва будет сформировано фракционно-мажоритарное большинство, которое в темпе сформирует персональный состав президиума парламента и выберет спикера. Причем за один раз, в пакете. Адаму Ивановичу Мартынюку даже нет смысла выезжать из своего нынешнего вице-спикерского кабинета. Правда, на этот раз он может рассчитывать даже на место Владимира Литвина. Коммунисты здорово прибавили электоральных оборотов. Если бы еще поменять руководство и модернизировать партию по технологии неокоммунизма, то левые могли бы взять до 15% голосов. Но и так они наберут не меньше десяти, что позволит нынешнему президиуму КПУ отчитаться об «избирательной победе». При наличии большинства будет утверждена кандидатура премьера. Состав Кабмина будет скорректирован с учетом пожеланий «большевиков». Как показывает практика, именно наличие своих креатур в правительстве на некоторое время цементирует большинство. Затем начинается политическая эрозия. Границы большинства размываются.

В первую очередь, за счет мажоритарщиков. Фракционно-групповая структура Рады резко усложняется. Если сегодня существует шесть парламентских группировок, то в будущем составе ВР их будет минимум в два раза больше. Теоретически их может быть 30 (по 15 в каждой). Никто и ничего не мешает депутатам покидать партийные фракции. Императивного мандата на самом деле не существует. Одна видимость.

Опять появится мода создавать группировки. Почему? Во-первых, чтобы иметь возможность участвовать в согласительных советах ВР. Во-вторых, получить гарантированное право озвучить свою позицию. В-третьих, обзавестись ресурсом для ведения политических торгов. В-четвертых, создать площадку для раскрутки собственной политической силы. В-пятых, доказать конкурентам-ипланам, что они таки ипланы. Можно еще долго перечислять.

При наличии такого количества субъектов парламентской деятельности теряет смысл понятие «золотой парламентской акции». Ситуационно будет не хватать десятка-другого голосов, однако системно шантажировать уже некого. Выйдете из большинства? Да ради Бога. Есть большой резерв желающих поучаствовать в работе Кабмина. Плюс губернаторы и так далее.

В отличие от провластных группировок, оппозиции необходимо демонстрировать единство постоянно. Технологически сделать это невозможно. Вы серьезно думаете, что бюто-«фронтовики» сумеют создать единую фракцию? Это иллюзия. Простой аргумент: в одной фракции по определению не может быть два кандидата в президенты. Плюс ко всему вероятен сценарий формирования альтернативной оппозиции. Депутатская группа пидорасов Олега Ляшко, «впердистые» депутаты Королевской, группа молчаливых боксеров Клычка, фашисты из «Свободы». Не знаю, дадут ли им пройти в Раду. Учитывая последние предвыборные тенденции, подобный сценарий более чем вероятен. Объясню почему. Встревоженная международная общественность напряженно наблюдает за ходом выборов. Запускаются набившие оскомину технологии под названием «использование административного ресурса», «фальсификация результатов выборов», «ограничение прав оппозиции на ведение свободной компании», «нарушение прав избирателей», «подкуп избирателей» и так далее. Все эти проекты имеют одну цель – создать «критическую массу» накануне официального опубликования результатов выборов. Зачем? Чтобы начать традиционный пиндосовский быдлосрач на тему «у них украли победу». Ну, все мы прекрасно помним, как это происходит. Ах, по результатам экзит-пола 500 мест из 450 в будущем составе парламента завоевала оппозиция. Коррумпированные члены Центральной избирательной комиссии подтасовали результаты. И так далее.

Есть несколько хороших контрходов, позволяющих нейтрализовать этот прессинг. Первый: создание благоприятных условий для баллотирования одиозных оппозиционных партий. В первую очередь имеется в виду «Свобода». С натяжкой можно приплести сюда Королевскую. Хотя я лично в этом не уверен. Европейским и американским наблюдателям, которые как бы оценивают прозрачность процесса, придется тупо поддерживать позицию одной политической силы: противоестественному объединению БЮТ-«ФЗ». В конечном счете все сведется к тому, что выборы недействительны, поскольку Тимошенко сидит. Очень слабая позиция, которая выставит наблюдателей в несколько идиотском свете. Впрочем, как всегда. Ну откажутся они признавать выборы «демократическими». И что дальше? Снова все начинать сначала? Кто от этого выиграет? Ресурсов дожать ситуацию и вынудить провести одновременные парламентские и президентские выборы у «евродемократов» нет. Для этого необходимо, как минимум, организовать второй майдан, что, как мы все прекрасно понимаем, в принципе невозможно.

Второй: затянуть с подсчетом голосов на несколько недель, пока вся эта грызня отстоится. Очень хороший, успокаивающий ход. Через пару недель населению будет абсолютно пофиг, кого там избрали.

Третий: разыграть карту мажоритарщиков. Назначить перевыборы в нескольких округах. Лучше всего столичных. Чтобы, значит, срач был пожестче. Вот и все.

Есть информация, что добиваться категорической отмены итогов компании амеры не будут. Они делают ставку на долгоиграющий проект Олега Рыбачука «Честно». Борисович организовал псевдолюстрационную контору, которая как бы занимается контролем соответствия будущего и нынешнего состава парламентов абстрактным критериям честности. Получил на это десять лимонов. Причем финансирование предусмотрено на 2013 год. Как говорится, флаг им в руки и гранты в… Таким образом, выбрана стратегия долгого и нудного траханья мозгов демценностями без кардинального обострения ситуации.

Кратко подведем итоги. Во-первых, будущий состав парламента будет обладать сложной фракционной структурой, что позволит: а) обходиться без структурированного большинства; б) размывать контуры оппозиции; в) свести роль Рады к дозированному участию в распределении властных и финансовых ресурсов.

Во-вторых, благодаря наличию в будущем составе парламента мажоритарщиков и радикальных группировок, существование «объединенной оппозиции» невозможно в принципе;

В-третьих, одной из главных особенностей будущей Рады станет то, что в ней будет проведена инаугурация нового президента. Но это тема для отдельного анализа.