Многочисленные поломки корейских «Хюндаев» стали топовой темой в украинском интернете. Социальные сети разрываются от комментариев взбешенных пассажиров и сарказма наблюдателей. Большинство дискуссий вращается вокруг коррупции и откатах в Минтрансе. Реально же суть проблемы намного глубже.

Анна Каренина от несчастной любви бросилась под поезд. Но, о судьба!! Анна не знала, что вечерний экспресс был Хюндай. Битых три часа она валялась на рельсах, пока не простудилась. Дальше все пошло по классическому сценарию.

Очнулась в будке пьяного железнодорожника. Пневмония. Инвалидность. Брак с железнодорожником. Дети. Водка. Отсутствие денег и перспектив. 20 лет мучений и позора. Нелепая смерть из-за просроченной «Докторской». Забвение.

Вот как блестящую историю может изменить проклятое корейское железо.

Борис Толстов. Трилогия «Хюндайцы»

Сегодня Минтранспорта и инфраструктуры распространило заявление компании «Хюндай» относительно сложившейся ситуации.

«Компания «Хюндай» приносит извинения за причиненные украинским пассажирам неудобства и уже начала работы по ликвидации неисправностей, которые в первую очередь связаны со сложными зимними погодными условиями. Об этом говорится в письмах компании, направленных в адрес «Укрзализныци» и государственного предприятия «Украинская железнодорожная скоростная компания», — говорится в сообщении Мининфраструктуры.

Дальше министерство радует оперативностью реакции. Не закончился и декабрь, как цитирую, «уже внедрена программа подготовки поездов «Хюндай» к зиме, и поломок за последние два дня стало менше».

Кроме того, компания наняла семь новых специалистов по техническому обслуживанию, планируется увеличить и количество работников в Дарницком депо. Отлично!

Специалисты «Хюндай» решили проблему с доставкой и уже получили необходимые запчасти для ремонта поездов в Дарницком депо, в течение недели ожидаются новые поступления.

«Это первая наша зима в Украине, которая покажет нам сферы для совершенствования (наши слабые стороны). Каждый вид транспорта имеет проблемы в зимний период, такие как задержки, отмены рейсов», — говорится в письме «Хюндай».

Да, конечно, оперативно Минтранс пытается все переложить на корейцев, только дело не в них. Мы имеем с системным кризисом который можно назвать «хюндаизация».

Что такое «хюндаизация»? Это ситуация, когда осуществляются волюнтаристские попытки имплантировать в один технологический уклад единичные элементы иного, более передового технологического уклада.

Проще говоря, между Южной Корей и Украиной лежит пропасть в несколько десятилетий в развитии. Причем, если Корея последние 20 лет идет вперед, то Украина, наоборот, регрессирует к более отсталым формам общественного устройства, и, как следствие, идет инфраструктурному коллапсу.

Почему? Потому что инфраструктура – целостная система. Ее развитие требует целостного подхода в управлении. Следовательно, должен быть субъект, имеющий целостную картину, где инфраструктура встроена, как важный элемент необходимый для развития страны.

Присутствует ли бы такой субъект в нашей квазифеодальной стране? Нет. В Украине каждый из элементов государственного управления тянет одеяло на себя. Власть состоит из нескольких субъектов, чье целеполагание сосредоточено на максимальном извлечении прибыли с контролируемого сектора.

Проиллюстрирую тезис парой примеров.

Что делало украинское правительство, точнее говоря, ведомство Колесникова в связи с Евро-2012. Оно зарабатывало деньги на инфраструктурных проектах. Собственно говоря, стояла задача не вывести инфраструктуру страны на новый уровень, а вытащить как можно больше денег на дочерние частные кампании. Потому стоимость всех объектов постоянно увеличивалась.

Делались ли какие-то просчеты относительно потока людей, которые должны были пойти через Донецкий аэропорт? Или Львовский? Не делались. Для того, чтобы понять это достаточно посетить эти аэропорты.

Как рассказывал мне очевидец, когда Азаров приехал открывать Львовский аэропорт, то спросил, какова его пропускная способность.

- 1000 человек в час, — ответили ему.

- А сколько сейчас, — спросил он?

- 50…..

Это суть. Никто не заморачивался тем, как загрузить эти аэропорты. Если бы мы хотели развивать Львов и Донецк как хабы, то должны были заблаговременно готовиться к этому: заключать соглашения с лоу-костерами, закупить самолеты в парк национальных компаний, развернуть мощную промокампанию в Украине и за рубежом. Просчитать какое количество людей готовы использовать самолет в качестве альтернативы и так далее. Но этой задачи не стояло. Максимум на что рассчитывало руководство — пожинать плоды промоушена от Евро-2012. Дескать, потоки туристов или кого-то еще хлынут в Украину, узнав, что существует такая чудесная страна. Не хлынули. Потому что существуют десятки факторов, которые формируют стабильный спрос на такого рода услуги.

Наши СМИ упустили из виду важную новость из соседней Турции. Лоукостер «Пегас» покупает 75 «Аэробусов». При этом он сегодня обладает парком из 40 новых Боингов 737-800. Они летают везде. Из Антальи в Стамбул в день летает 25 авиарейсов. Из них штук 12 у «Пегаса». Стоимость 45 минутного полета раза в полтора дешевле, чем 12 часовой вояж на автобусе. Самолеты забиты людьми, как наши маршрутки идущие из центра Киева на Троещину. В Турции летать быстро, выгодно, безопасно. Вы можете регулярно улететь не только в Измир или Анталью, но и в Трабзон, Ван, Кайсери, Даламан, Бодрум, т.е. практически в центр любой провинции, и не только в центр.

Представьте, что в Украине вы каждый день можете за 40-50 долларов улететь в Луцк или Запорожье? В Турции эта система работает как часы.

Зачем турки закупают сегодня еще 75 новых самолетов? А они строят третий супер-аэропорт в Стамбуле. Они хотят стать главным перевалочным пунктом из Европы в Азию. Уверен, что по ходу они закроют и Украину.

В Беларуси я общался с директором одной крупной турфирмы. Он в восторге от турков. Они продвигают не просто полеты на их авиакомпаниях, а просчитывают в своих бизнес-планах сразу все. Полет на их самолете только часть схемы, включающей услуги туркомпаний, питание, гостиничный бизнес, шоппинг-туры. Турция, развивая авиасообщение развивает сразу несколько сопутствующих кластеров! СИСТЕМНО.

Чтобы ощутить разницу в подходах достаточно сесть во Львове в «Пегас» и слетать в Стамбул. Во Львове вас провожает пустой зал. Второй аэропорт Стамбула – Сабиха Гечкен встречает ордами итальянских и прочих пассажиров. И десятками лайнером взлетающих каждые полминуты.

Думаете с «Хюндаем» было иначе? Как бы не так. Сначала купили это чудо за 306 млн. долларов. Потом оказалось, что заполнить его нереально. Что сделали? Убрали удобные ночные поезда. Не поехали? Убрали маршрутки. Но тут начались поломки. Не потому, что Хюндай плохой поезд. Нет. Это поезд из другого технологического уклада. Где обходчик получает другие деньги, где иные стандарты, где иной уровень автоматизации.

Есть такой фильм «Кейт и Лео», где в нашем времени оказывается человек из 18 века. Ему очень тяжело интегрироваться в нашу эпоху по понятным причинам. Точно также «Хюндай» не может интегрироваться в нашу систему.

В Корее техника работает в рамках государственной системы. Она подразумевает цели и этапы их достижения. Там есть система образования, которая готовит специалистов, обслуживающих такую сложную технику. Там есть контролирующие органы не допускающую ситуацию, когда ремонт подвижного состава делается с помощью запчастей со списанных поездов, но проходящих по документации как новые. В Корее не ставят на локомотив старый двигатель, как новый, чтобы потом его чинить каждый день. Там нормальное функционирование инфраструктуры – инструмент для достижения главных общественных целей, т.е. всемерного развития корейских граждан, предоставления им соответствующих благ. В нашей системе инфраструктура рассматривается как средство для обогащения отдельных граждан. Это суть «хюндаизации», ее «альфа» и «омега».

Поэтому инфраструктура Украины стремительно откатывается на уровень, к которому уже откатилась наша политическая система, т.е. квазифеодальный. Именно поэтому уже невозможно прямым поездом добраться из Луганска в Ужгород. Когда шахтер из Донецка и лавочник из Львова не могут ездить друг к другу в гости, то они будут легкими жертвами политических манипуляций в духе «бандеровцы едят наших младенцев»

Страна распадается на инфраструктурные кластеры из-за жлобства, жадности и убогости. Если не исправлять ситуацию, то к 2025 году ситуацию будет выглядеть так….

К 2025 году Укрзалізниця окончательно обновила подвижной состав.

Крепкие китайские волы, запряженные цугом бодро тянули за собой корейские «Хюндаи» в любом направлении. И жара, и холод были им нипочем.

Пассажиры также стали менее прихотливыми. Крепостные крестьяне в холщевых рубахах и лаптях, были типичными представителями среднего класса.

Изредка попадались подвыпившие менеджеры среднего звена в синих костюмах Енакиевской колонии им. В.Ф. Януковича и классических шапках.

Элита летала на современных кукурузниках Пу-2. Впрочем, летала — громко сказано. Скорее подлетывала, ибо наногазового заряда хватало от всего на 50 км. Потом бурлаки, тянувшие кукурзник за длинный трос уставали и помирали. Приходилось ловить новых по опустевшим весям неньки, чтобы продолжить путь.

Але все ж покращення було видно скрізь.

P. S. Когда статья была уже опубликована, стало известно, что очередной «Хюндай» дал дуба на морозе.

О том, «как поссорились Геннадий Адольфович с Александром Владиленовичем», можно говорить долго и вдохновенно. Многолетняя война уже давно перешла из личностной плоскости в общегородскую: в споре мэра и одного из крупнейших бизнесменов Харькова уже упоминался аэропорт, а теперь – еще и стадион «Металлист».

Надо сказать, имя Ярославского в сознании каждого харьковчанина прочно ассоциируется в первую очередь именно с футбольным клубом «Металлистом». И не только с горячо любимыми «желто-синими», которые, попав к Александру Владиленовичу «под крыло», поднялись до уровня одной из сильнейших команд страны и Европы, но и с одноименным стадионом, который к Евро-2012 довели до более чем приличного международного уровня. Причем не только за бюджетные деньги, но и за инвесторские – в первую очередь, того же Ярославского.

То ли Геннадию Адольфовичу стало вконец обидно, что все заслуги в подготовке к Еврочемпионату приписывают президенту ФК, а не «городской громаде», как он любит выражаться, то ли еще что… Но, видимо, крепкую ассоциативную связь «Ярославский – «Металлист» Кернес решил разрывать. И с этой целью активно заговорил о том, что стадион необходимо вернуть городу. Напомним, на данный момент «Металлист» находится на балансе областного совета, а управляется футбольным клубом и областным коммунальным предприятием. Выгода от этого Ярославскому на лицо – пользование стадионом ему фактически ничего не стоит. Но и городу с областью стадион ни к чему, если там не будет играть «Металлист», который поддерживает арену в рабочем состоянии.

Однако у мэра Харькова свое видение этого вопроса. Кернес активно заговорил о лишении ФК «Металлист» его «доли» в управлении стадионом в конце ноября. «Мы точно понимаем, что такой крупный и комфортный объект, как стадион, должен работать на город. Клуб «Металлист» имеет очень большие льготы. Возможно, мы рассмотрим вопрос о приватизации стадиона. Если господин Ярославский захочет его выкупить, мы ему скажем спасибо. Но сейчас хочу сказать, что этот стадион не является собственностью господина Ярославского. Это коммунальная собственность харьковской областной громады. И 70% инвестиций в этот стадион были сделаны за счет разных бюджетов – местного и государственного», - заявил Геннадий Адольфович в интервью «Украинской правде».

Ярославский отреагировал на «наезд» весьма эмоционально. «Я такое слышал. Вся страна уже, наверное, слышала об этом ... По этому поводу рекомендую позвонить тому, кто заварил эту, извините за выражение, махновщину, - Кернесу. У него власть. Он, наверное, может позволить себе забрать стадион, эксплуатация которого обходится в 20 млн. грн. в год. Причем среди этих 20 миллионов пока не было потрачено ни одной государственной копейки», - сказал президент клуба.

«Ответ Чемберлену» Кернес готовил недолго. Уже 19 декабря, на итоговой сессии горсовета депутаты приняли обращение к главе облсовета Сергею Чернову с просьбой передать стадион «Металлист» в коммунальную собственность Харькова. Как отреагирует облсовет и губернатор Михаил Добкин на инициативу Кернеса неизвестно, но зато понятно, что Ярославскому не сложно будет представить дело как почти «рейдерство» - мол, я столько денег вложил в стадион, а теперь должен еще и платить за то, чтобы им пользоваться. Так что Геннадий Адольфович рискует на ровном месте заработать себе нехороший имидж захватчика – и более того, человека, посягнувшего чуть ли не на святое, на интересы любимого клуба харьковчан. И вникать в детали условий аренды и возможной выгоды для города в случае реализации инициативы Кернеса большинство харьковчан станет в лучшем случае во вторую очередь… На первом месте останутся эмоции. А для Кернеса такой поворот особенно опасен – ведь хотя он и получил в 2010 году поддержку трети избирателей, но те же выборы и подтвердили его большой антирейтинг – треть избирателей, фактически на зло Кернесу проголосовали за его злейшего врага Арсена Авакова. При этом треть харьковчан сохранила «нейтралитет». Но если Ярославский, который, кстати, в 2010 году однозначно дал понять, что он против избрания Кернеса мэром, всерьез возьмется за имидж мэра, то антирейтинг того грозит увеличиться чуть ли не вдвое.

Кроме того, пострадать может не только имидж Кернеса, но и реноме губернатора Михаила Добкина - их не зря называют «тандемом». Говорят, Михаил Маркович уже не раз оправдывался в Киеве за действия своего соратника перед руководством Партии регионов, которые вызывали у последних далеко не восторг… А ведь чаша терпения в один прекрасный момент может переполниться. И, если перед президентскими выборами на Банковой посчитают, что антирейтинг Добкина и Кернеса тянет вниз и рейтинг Виктора Федоровича, то несдобровать обоим. С губернатором вообще все просто – он человек, который назначается и увольняется Президентом. Кернес в этом плане менее уязвим – все-таки его должность является выборной, но Партия регионов уже не раз показывала, как она умеет «разбираться» с мэрами - своими и чужими – без какого-либо содействия избирателей.

Да и самого Ярославского со счетов сбрасывать не стоит - и не только в плане бизнеса и связей. Александр Владиленович в последние годы подчеркнуто держался в стороне от политики. Так было до последних парламентских выборов, когда он демонстративно поддержал в противовес промэрскому кандидату в нардепы от ПР Анатолию Денисенко самовыдвиженца Василия Салыгина. А его нежелание «дружить» с Добкиным и Кернесом многие и вовсе расценивали как эдакую негласную поддержку их политических противников, в том числе Арсена Авакова. И если Ярославский вдруг решит оправдать ожидания приверженцев этой версии – Кернесу и Добкину придется несладко.

За многие годы работы над уголовной тематикой я сталкивался только с двумя случаями расправы с судьями во времена позднего СССР — 70-х и 80-х годах. В одном случае вышедший из мест лишения свободы человек публично прострелил судье колено, сделав его инвалидом. Так он поквитался с судьей за свой незаслуженный срок, полученный за преступление, которого не совершал. В другом случае, но по той же причине, гражданин публично застрелил судью из обреза. Оба ЧП произошли еще в бытность СССР, и в обоих случаях следствие установило, что таки да, судьи «паяли срок» вопреки закону, присяге и совести. Что, правда, никак не умаляло вины мстителей. В обоих случаях граждане вершили самосуд публично, руководствуясь чувством оскорбленного человеческого достоинства, перенесенных унижений и, разумеется, мести. Что характерно: оба гражданина ранее судимы не были и не являлись представителями уголовного мира. Вполне добропорядочные граждане — до тех пор, пока не столкнулись с произволом суда.

Впрочем, такие случаи в «позднем» СССР были исключением. И не потому что тоталитарное государство, боязнь расправы со стороны прокуратуры или КГБ. Но потому, что правоохранительный механизм, пусть и в рамках той общественно-политической системы, РАБОТАЛ.

Была профилактика преступности, включая детскую, была реальная планка раскрываемости преступлений, была система отбора кадров на руководящие должности в милицию, прокуратуру и тот же КГБ, существовал профессиональный и моральный ценз для претендента на ту или иную должность в правоохранительной системе. Да, в республиках (особенно Кавказа, Закавказья и Средней Азии) были свои «национальные перегибы», но в целом система работала, укрепляя законность и осуществляя правосудие справедливо — в понимании и ощущениях подавляющего большинства граждан Советского Союза. НО — и это главное (!) — простому человеку не нужно было носить взятку в суд, милицию и прокуратуру для законного и справедливого разрешения своего дела (вопроса) по существу и в разумные сроки. И никто не мог безнаказанно растоптать его чувство человеческого достоинства. Исключения, как и всюду, были, но они лишь подтверждали правило. Потому и судей, и прокуроров убивали крайне редко.

Нет, я не воспеваю Союз и не идеализирую советскую судебную и правоохранительную систему. Просто эта система сформировала правосознание большинства украинских граждан. Со всеми плюсами, минусами и стандартами. Поэтому, мне кажется, что логичнее и понятнее анализировать нынешнюю криминогенную ситуацию в нашей стране через призму эффективности старой. Ведь европейскую систему и стандарты мы видели пока что, к сожалению, только по телевизору.

После трех убийств киевских судей, случившихся за последние четыре года, изуверское убийство в Харькове судьи и его семьи лично меня не удивило. Какими бы ни были мотивы убийц. Потому что судья в Украине — такой же гражданин и человек, как и все. И если в стране растет преступность, безнаказанно убивают сотни других сограждан (стреляют, режут, душат, топят и т.д.), то ничего странного в том, что жертвой преступников стал и обычный судья, проживавший не в Конче-Заспе под охраной УГО, перемещавшийся не в бронированном авто и не имевший возможности обставить себя охраной. Более того, отрезая четыре головы в день работника суда, убийцы точно знали, что их не найдут, поэтому действовали столь нагло…

Вопрос в другом — в реакции на это убийство украинского общества. Она такая же, как и на «подвиг» Мазурка. Черная злоба, ненависть в отношении любого представителя власти и особенно ее «вооруженного отряда» — правоохранительных органов. Тотальное недоверие к людям в любых погонах, кроме армейских. В убитых охранниках «Каравана» люди видели «бывших ментов», отсюда — готовность «мазурков» поддержать. Жутко читать комментарии на интернет-форумах, которые почему-то считаются площадками для общения наиболее «продвинутой», передовой, сознательной части украинского общества. Там — полное одобрение действий Мазурка и злорадство либо равнодушие в отношении убитого судьи. Но те же настроения и в селах, где нет Интернета, и где смотрят только телевизор — я ездил, спрашивал, разговаривал... Почему?

В любой нормальной стране убийство судьи — ЧП национального масштаба. Но не в Украине. Потому что в глазах очень многих украинских граждан слово «судья» никак не связано со словами «закон», «справедливость», «ваша честь». Наоборот — это синоним слова «взятка», «засудил» и «беззаконие». Обыватель, наблюдая все это годами, испытывая все на своей шкуре, не питает никаких теплых чувств ни к прокурорам, ни к судьям, ни к милиции. В его глазах все эти люди как минимум нахлебники, захребетники, живущие за казенный кошт, не выполняя своей работы. Хуже того: обыватель, особенно в провинции, прекрасно знает, чем живет и «дышит» тот же местный прокурор или судья, и каждодневно видит рост их благосостояния, примеры личной нескромности и часто распущенности. Но не видит служения Закону, принципиальности, человеческой порядочности. Еще хуже: едва ли не в каждом районе председатель суда, прокурор района и начальник райуправления милиции — одна шайка-лейка, полюбовно решая все возникшие вопросы и деля сферы влияния в районе, всех остальных прижимает «к ногтю». Профессия того же судьи в Украине стала просто сверхприбыльной. Поэтому недавний конкурс на 290 судейских вакансий собрал более 3000 претендентов. И это при сверхчеловеческой физической и психической нагрузках, которые действительно сегодня испытывает каждый работающий судья. Что это — жажда послужить Отечеству, неуемная тяга к справедливости?.. Конечно, нет: претенденты на судейскую должность прекрасно знают, что все эти нагрузки быстро «отобьются» в квадрате и кубе деньгами, новыми авто, квартирами, домами и земельными наделами. Потому что прайсы на судебные «услуги» в Украине общедоступны — в Сети с ними может ознакомиться каждый, если захочет проверить своего адвоката.

При такой организации судопроизводства в государстве «левак» судьям платить, конечно, будут. Но сочувствия (пощады) от сограждан, случись что, им ждать не стоит. В государстве остро не хватает справедливости. Унижение сограждан ложью, воровством, насилием, аморальностью, цинизмом, личным бескультурьем и малообразованностью чиновников украинская власть совершает ежедневно. Процесс взаимообразный — граждане все чаще и чаще будут отвечать власти тем же. Единицы — сознательно. Большинство — просто копируя модель поведения «верхов», молчаливо принимая эту модель за норму жизни.

Я далек от морализаторства, но это вам скажет любой опер «с земли»: убивают не за долг в миллион («эти еще наворуют!») — убивают за вовремя не отданную сотню (десятку, пятерку). Все чаще убивают за оскорбление, дотягиваясь до горла равного, если нельзя добраться до вышестоящего. Убивают из отчаяния. Убивают из мести. Убивают, когда вершат возмездие. Чем больше в обществе несправедливости и нищеты, тем больше будут убивать. И убивать будут тех, с кем эта самая несправедливость и нищета ассоциируются в первую очередь. Ренату Кузьмину, первому замгенпрокурора, не нравится, что «Звучат угрозы в адрес судей, прокуроров. Депутаты позволяют себе бить милиционеров. Все это, в конце концов, приведет к тому, что кто-то возьмет автомат и станет убивать судей или милиционеров». Ренат Равильевич, и прокуроров — тоже! Потому что когда прокурор ходатайствует перед судьей о закрытии уголовного дела в отношении главаря банды, на которой полсотни доказанных трупов, в сознании сограждан этот самый прокурор уже ничем не отличается от бандита. Если судья отпускает бандита еще «погулять», то и судья должен понимать — отныне в сознании сограждан он тоже — член банды. И уж, конечно, в глазах нормального большинства любой бандит всегда останется бандитом, какую бы «отмазку» ему не сварганили судья с прокурором. Со всеми возможными последствиями. И не нужно упирать на низкий уровень правосознания населения, его «малокультурность», мол, отсюда и «непонимание задач, стоящих перед правоохранительными органами», и «неприятие реформ» — это блажь и словоблудие. Все настолько очевидно, что бессмысленно рассчитывать на пощаду, если в стране вдруг случится гражданское противостояние, к которому ускоренным темпом нынешняя власть ведет общество. Еще раз: самая большая проблема даже не в том, что убили судью. Трагедия в том, что большинство граждан Украины в этом не видит трагедии, ассоциируя в своем сознании любого — честного и нечестного — судью с властью.

Кроме того, циничное харьковское убийство демонстрирует неспособность власти защитить своих же «слуг», представителей важнейшего государственного института. Власть неделю не может найти убийц судьи, казненного варварски, зверски, цинично. Зато эта же власть допускает «слив» оперативного видео из квартиры убитого: смотри, страна, как жил судья... Это — саморазрушение власти. Любой судья после этого сто раз подумает, какой приговор ему вынести тому же бандиту. Потому что власть и не защитит, и не отомстит, а вот бандит (или затравленный гражданин) отыграется точно!

В тотальном развале правоохранительной системы виноваты не «папередники» и не политики, клеймящие позором людей в погонах. И не язвительно-оскорбительные реплики подсудимых, сидящих в арестантских клетках. Окончательный развал правоохранительной системы — это когда бандиты назначают прокуроров, судей, начальников милиции, а сами с депутатскими мандатами проходят по стране хозяевами, принимая отчеты смотрящих. При этом нагло поучая граждан, как им с бандитами теперь нужно жить.

Все видят все... Развал правоохранительной системы — это труп Дикаева, это труп Мазурка, это труп судьи без головы. И невнятное бормотание министров в ответ на очередное указание президента «немедленно раскрыть и доложить». «Раскрывать» уже некому. Докладывать — нечего. Все «делают деньги», надеясь, что вовремя «сделают ноги». Но так не получится.

Украинский чиновник или политик отличается от европейского тем, что всегда стремиться сохранить не лицо, а задницу. Такой вот результат естественного отбора в нашем лесу. Иногда это требует переговоров. Бывает…

Азаров предложил оппозиции договариваться о сотрудничестве. Естественно, ради страны. А ради кого еще Николай Янович способен идти на такие жертвы и общаться с ненавистными «папередниками»? Конечно не ради того, чтобы что-то умыкнуть из бюджета и уж точно не из чувства самосохранения. Только ради страны, понятно. Оппозиция сама рвалась к такой дискуссии. Теперь есть шанс. Правда, приоритетные темы несколько разные.

Вообще формулировка «договориться ради Украины» в последние годы всплывает всегда при одних и тех же обстоятельствах. Пока у власти хватает сил и возможностей пилить и осваивать бюджеты самостоятельно, тянуть страну в сомнительные наднациональные структуры, не советуясь ни с кем – они в переговоры не вступают. С народом, с оппозицией и с террористами – никаких переговоров. Но когда вдруг сзади заходит жаренный петух со скверными привычками – начинается песня «Давайте жить дружно ради Украины». К самой формулировке претензий нет, а вот мотивы вызывают недоверие.

В самом деле – о чем оппозиция может сегодня договариваться с Николаем Азаровым? Что он предлагает? «Я предложил беспристрастно, конструктивно, исходя исключительно из национальных интересов, проанализировать вопрос улучшения условий нашего членства в ВТО, отношение к Таможенному союзу, сотрудничеству с МВФ. И найти компромиссы в этих вопросах при одном условии - компромисс должен быть в интересах Украины. Без популизма и шума», - рассказывает Азаров. Вопросы, безусловно, важные. Но не единственные, о которых хотелось бы поговорить.

В экономике кризис. Борьба с ним – долг любого политика, который работает и договаривается в интересах Украины. Об этом нужно говорить? Конечно. И, главное, есть горячие темы. Например, дефицит бюджетных средств. Николай Янович с треском впорхнул в премьерское кресло и сразу нарвался на скандал. Львов, Донецк, Ровно – все рвутся услышать честный ответ премьера, а он натурально дурака включает. Об этом стоит поговорить? Очень хочется. Главное, денег не то чтобы нет – их просто не хватает на всех. На людей, на местные советы с их расходами денег нет. А на элитную рыбалку для Януковича и Азарова с приближенными вот так прямо сейчас взяли и нашли 1,64 миллиона! Как сказал бы последователь дедушки Фрейда – «Хотите поговорить об этом?» Конечно, хотим и не только об этом.

О Таможенном союзе и ВТО тоже можно поговорить. И даже в широком контексте. Почему это власть подписала вступление России в ВТО, ничего не добившись взамен? Все свои интересы отстаивают, а наши просто прогнулись. И газ дорогой, и блокады торговые привычными стали. Или правильно тактику Николая Яновича на переговорах с Москвой злые языки прямо и с примерами назвали «Операция капитуляция?» Тогда об этом тем более нужно говорить. Но уже не с оппозицией, а с Генпрокуратурой. О сдаче национальных интересов. И именно туда в процессе переговоров тот же Тягнибок посоветует Азарову идти. Не скажет же он, в самом деле: «Микола Янович, вы слили национальные интересы Кремлю, но мы вас прощаем». То есть, поговорить тут есть о чем, а договариваться не о чем абсолютно.

Да, тем для разговора хватает, и вопросов у оппозиции полно. На главный вопрос «Коля, где бюджетные деньги?!» ответа ждем уже месяц или больше. Но это разговоры, а не договоры – разница в один слог, зато принципиальная. О чем оппозиция может не поговорить, а договориться с Николаем Азаровым? Чтобы он прекратил финансировать «резеденции-беседки-охоты-рыбалки» Виктора Федоровича и деньги направил на социальную сферу? Чтобы призвал к ответу Каськива за эту аферу с терминалом или Бойко за покупку вышек? Уволил министра внутренних дел после таких выборов? Чтобы, раз уж не по плечу эти простые решения, ушел в отставку сам и сегодня? Это самые насущные вопросы, но станет ли договариваться Николай Янович в таком ключе? Мне кажется – не станет. Вот, например, сторож склада шампуня с пеной у рта доказывает, что не ворует. А Азаров будет доказывать, что бюджет справедливый и социальный, а закупки честны и без признаков коррупции. Непродуктивный диалог имеет место в обоих случаях.

Естественно, оппозиция с премьером не будет договариваться. В первую очередь, потому что не о чем – причины смотри выше. Но есть и другая причина. Договоры эти не стоят бумаги, на которой будут написаны. Говорят, что лучше провести ночь с хорошей женщиной на надувном матрасе, чем с надувной женщиной на хорошем матрасе. Это справедливо и доходчиво. Не хотелось бы проводить прямых аналогий, просто организованная Януковичем операция «Зачистка поляны» не предусматривает сохранение в уравнении постоянной величины «Николай Азаров». Так что договоры с ним не стоят даже потраченного времени…

У нас нынче куда ни глянь — все упирается в финансы. Будь то кризис, бюджет, «покращення», выборы. О бизнесе я уж и не говорю, поскольку сегодня абсолютно непонятно, что означает это слово. То ли самое распространенное занятие потенциальных заключенных, то ли базу лозунга «Все во имя человека, все во благо человека...» Но с 1 января следующего года финансами обернется общественная деятельность и даже бывшее до сих пор совершенно нематериальным понятие этики. А раз так — то где-то какие-то цены непременно вырастут. Для примера поговорим об изменениях в закон «О нотариате» от 6 сентября 2012 г. № 5208 – VI.

Самое скандальное новшество дополнений — это создание поистине общественной организации — нотариальной палаты. Точнее, она существует и сейчас. Но с нового года ее общественная деятельность приобретет резко выраженный финансовый уклон — после того как непонятно кем будет принят новый устав. А пока его не приняли, на сайте палаты предлагается обсудить правила профессиональной этики нотариусов. Точнее, не столько обсудить, сколько написать по электронной почте свои замечания, которые непонятно кем и как будут учтены. Но спорных моментов в правилах хватает.
В настоящее время нотариальные услуги регулируются, пожалуй, наибольшим количеством всевозможных приказов Министерства юстиции Украины и других подзаконных актов. Начиная от учета бланков и заканчивая отчетами в финансовый мониторинг. То есть, должны подавать державе сведения о сделках, которые могут оказаться финансированием терроризма. При этом в воображении возникает картина маслом — приходит клиент и просит удостоверить сделку по финансированию международного терроризма. Или отмыванию денег.
Но если органам финмониторинга нотариусы отчитываются только о крупных сделках, то согласно пункта 5.2 правил профессиональной этики, которые вступят в силу в следующем году, нотариус обязан «... надавати до Нотаріальної палати України та відділення палати відомості, що стосуються професійної діяльності, включаючи відомості фінансового характеру, за встановленими радою палати формами і в затверджені строки...» То есть, все сведения о всех удостоверенных документах, клиентах, финансах. Прощай нотариальная тайна? А что касается финансов, так еще и членские взносы придется платить, финансировать всевозможные семинары, поездки и всякое такое прочее. То есть, помимо официальной налоговой службы получается еще одна — нотариальная. И уж она за уплатой оброка будет следить куда строже державы. По сути своей вводиться новый непредусмотренный системой налогообложения, незаконный налог. Деньги от уплаты этого налога будут присваиваться негосударственной структурой. Именно принудительная, незаконная, обязательная форма сбора денежных средств и будет составлять основу коррупционной деятельности нотариальной палаты.
Также неэтичным поведением будет называться снижение цены услуг. А их уровень, надо понимать, определит все та же общественная налоговая инспекция, именуемая нотариальной палатой. Однако, в ее правилах этики почему-то не упоминается, что цена может зависеть от множества причин. Например, от места расположения офиса. Понятно, что в селе будет одна цена, а в центре крупного города — совсем другая. Да и вообще стоимость нотариальных услуг — договорная, определяется договоренностью между нотариусом и клиентом. Но — может оказаться неэтичной. Так что нотариусы получат еще и антимонопольное ведомство в лице все той же общественной организации. Или, скорее монопольное — которое строго будет надзирать за соблюдением монополии.
А самое главное — непонятно, что же это за образование такое появится — нотариальная палата, которая в изменениях к закону скромно именуется «юридическим лицом». И ни гу-гу о его статусе — ООО оно будет, или ЧП, или общественная организация, а может и партия... И такую секретность можно понять, поскольку членство в той палате для нотариусов станет обязательным. А ни одного юридического лица с обязательным членством в нашей державе не предусмотрено. Учредители предприятия становятся таковыми исключительно добровольно. Членами общественной организации люди становятся не менее добровольно. То же самое относится к членам партии и акционерам АО. Тут на ум приходит разве что Германия 30-х. Вот там были такие организации с обязательным членством, назывались концлагерями. Или советская коллективизация, хотя формально она проходила исключительно добровольно...
Рекламы будущим монополистам на нотариате я уж написал достаточно. Теперь самое время узнать мнение скептиков — юристов Верховной Рады, которые вычитывают каждый законопроект и предоставляют депутатам свои замечания — надо признать, очень толковые замечания. Но прислушиваются к ним наши «законодатели» далеко не всегда. А зря. «Відповідно до нової редакції статті 16 Закону України «Про нотаріат» (пункт 9 розділу І проекту) на законодавчому рівні пропонується створити неприбуткову організацію - Нотаріальну палату України.
Однак, по-перше, зазначене не узгоджується з частиною другою статті 19 та частиною другою статті 85 Конституції України, оскільки Основним Законом України не передбачено повноважень парламенту щодо створення юридичних осіб шляхом прийняття закону.
По-друге, встановлення обов’язковості членства у зазначеній організації суперечить положенням статті 11 Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод 1950 року та статті 36 Конституції України.
Так в Україні гарантується право громадян України на свободу об’єднання в громадські організації для здійснення і захисту своїх прав і свобод та задоволення політичних, економічних, соціальних, культурних та інших інтересів, за винятком обмежень, встановлених законом в інтересах національної безпеки та громадського порядку, охорони здоров'я населення або захисту прав і свобод інших людей. Ніхто не може бути примушений до вступу в будь-яке об'єднання громадян чи обмежений у правах за належність чи неналежність до громадських організацій.
Згідно з положеннями зазначеної Конвенції кожен має право на свободу об'єднання з іншими особами, включаючи право створювати профспілки та вступати до них для захисту своїх інтересів. Здійснення цих прав не підлягає жодним обмеженням, за винятком тих, що встановлені законом і є необхідними в демократичному суспільстві в інтересах національної або громадської безпеки, для запобігання заворушенням чи злочинам, для охорони здоров'я чи моралі або для захисту прав і свобод інших осіб.” - написано в замечаниях.
Цинизм авторов правил нотариальной этики заключается в том, что, декларируя благородные цели и принципы профессионального самоуправления нотариусов в виде защиты их интересов, по сути, вводится неограниченный негосударственный контроль нотариальной деятельности в Украине.
Наверняка цена услуг и предоставление отчетности — не единственные интересные моменты нотариальной этики, поскольку аппетит приходит во время еды. Кстати, тут же возникает вопрос — кто ж у нас так алчно есть захотел? Ну, ответ тут простой. Нотариусов «регулирует» министерство юстиции, которым до недавнего времени руководил небезызвестный Александр Лавринович — как раз в то время, когда все эти нововведения и готовились. А если станет интересно, может ли нотариус послать палату вместе с ее финансовой этикой куда подальше, то ответ на него также будет простым. Послать-то он может, но с 1 января согласно статьи 12 закона «О нотариате», нарушение правил этики является основанием для аннулирования свидетельства на право занятия нотариальной деятельностью. Так что остается либо терпеть две налоговых и два антимонопольных комитета, плюс капризики начальства нотариальной палаты, либо сразу искать себе другую работу.
Тем более, что в связи с этими изменениями возрастает стоимость страхования профессиональной ответственности нотариусов. И теперь вместо 800 гривен нотариусы будут платить как минимум по 5000. А раз так, то и стоимость их услуг взлетит, поскольку кроме как с клиентов, получить эти деньги неоткуда.
Теперь в нашей державе не только бизнес имеет финансовый смысл, но и общественная деятельность. Последняя теперь становится выгоднее предпринимательства. Да если б только предпринимательства! Судя по правилам профессиональной этики нотариусов, общественная деятельность становится чем-то вроде частной фискальной службы. А этика отныне становится вполне финансовым понятием.

Первое заседание показало, что Рада неработоспособна. Регионалы сами виноваты, что создали ситуацию, когда свое мнение можно отстаивать только силой.

Оппозиция не может позволить создать правительство без соблюдения своих интересов. Если оппозиция сейчас упустит свой шанс, то она будет ресурсно ослабленной в 2013 году. Поэтому, она пытается выжать максимум из сложившейся ситуации.

Регионалы не смогли создать большинство без шантажа и подкупа тушек. Поэтому оппозиция ведет абсолютно верную игру. Для нее ничего не стоит затягивать время, для регионалов время — это все.

Стратегически для оппозиции ситуация улучшается, для власти ухудшается. Это формирует их мотивации.

Ключевой вопрос следующего года — ресурсы. Ресурсы Янукович может взять только у Путина. Путин потребует вступления в Таможенный союз. Европа ресурсов не даст, хотя и хочет получить рынок Украины. Европа платить не готова, Путин готов. Итог очевиден.

Допустим, через несколько дней Путин и Янукович подписывают соглашение о Таможенном союзе.

Что будет в Раде? Такой же бардак, как и сегодня. Соглашение не ратифицируют.

Что будет делать Янукович? Ну, конечно, он вынесет это на референдум, который позволяет проталкивать решения в обход Рады.

Дальше в условиях нарастающей истерии и ненависти попытаются провести вопрос о ТС через референдум.Если Янукович не решится, то эту миссию возьмет на себя Медведчук или кто то еще.

На востоке референдум протянут. Ведь Януковичу нужны деньги, но на Западе его не признают. Парламент не будет работать, потому что Свобода и оппозиция будут требовать отыграть ситуацию назад.

Рано или поздно, точнее говоря, где то осенью 2013 придут к мысли о необходимости перевыборов Рады. Потому что нужно нельзя будет принимать законы на референдумах.

Конечно, если к тому моменту не ликвидируют физически Януковича.

Если ликвидируют, то тогда выборы мы получим одновременные выборы и в Раду, и президента.

Конечно же, могут иметь место различные сроки. Когда референдум? Зимой, весной, летом?

Путин спешит, потому что его жмут внешние факторы, связанные с резким ухудшением геополитической ситуации для России в целом.

Янукович будет спешить, потому что его душит недостаток ресурсов и президентские выборы. Поэтому, скорее раньше, чем позже.

Из вышесказанного вытекает несколько сценариев и один ключевой тренд — в 2013 году разорвется единая политическая ткань страны.

Попытки навязать тот или иной сценарий той или иной политической силой будут встречать все более ожесточенное сопротивление.

Ожесточение будет расти, поскольку стороны прошли красную черту после ареста Тимошенко и попытки отыграть ситуацию назад обречены на провал.

В этой борьбе противоборствующие стороны взаимно аннигилируются. Ключевой вопрос — цена.

Цена в любом случае будет высокой. В 2013 году мы станем жить на порядок хуже, чем сейчас. Мы также будем жить на порядок менее предсказуемо, чем сейчас.

Возникнет вопрос на стабилизирующую силу. Он может быть удовлетворен в двух формах.

Первая — через потерю субъектности, что означает переход Украины, либо ее части под протекторат России и других субъектов (Румыния, Венгрия, Турция, Польша).

Вторая - через появление стабилизирующей силы, которая провозгласит в качестве приоритетной задачи прекращение хаоса и сбалансирование интересов всех социальных групп, или же их большинства.

В любом случае, нас ждет прекрасное время, интересные люди, много событий.