Главная
Параллельная реальность: как главный налоговик Украины работал конферансье
На небольшой сцене кинозала крепко сбитый мужчина в жилетке и щегольских запонках рассказывал о нелегком труде художников, выполнивших 18 тыс. рисунков к мультфильму «Город мечты». Это был новый председатель Государственной налоговой службы Александр Клименко.
30-летний чиновник впервые появился на публике после вступления в должность на презентации мультика о налогах — в роли конферансье: дарил цветы артистам и приглашал на сцену ветеранов налоговой службы.
Мультфильм получился на любителя. Основная идея: если бы все платили налоги, мы жили бы в городе Солнца (то есть в «городе мечты»). Эта гипотеза не находит поддержки у экономистов. Крупнейший эксперт по странам третьего мира, перуанский экономист Эрнандо де Сото считает, что такой город Солнца на практике окажется несколько мрачноват: без теневой экономики многие жители стран третьего мира и постсоциалистических государств умрут с голоду. Но, судя по восторженной речи Александра Клименко, он больше склонен доверять сказочнице Людмиле Богдановой (автор сценария).
Впрочем, основной месседж, который пытался донести до общественности новый председатель, звучал так: «Основная миссия налоговой сегодня — сделать все, чтобы налоги платились добровольно». Жаль, что слова в данном случае расходятся с делами.
Как дела
А дела обстоят так. Несмотря на вялотекущий кризис, налоговики в 2011-м совершили прорыв: только в первом полугодии (более свежих данных пока нет) налоговые поступления выросли на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (здесь и далее информация из аналитической записки ГНСУ об основных статистических показателях за первое полугодие 2011 года – ред.). Предприятия обрабатывающей промышленности, например, заплатили налога на прибыль на 122% больше, чем в первом полугодии 2010-го, оптовики и розничные торговцы — на 60%. Подобная картина характерна для всех отраслей украинской экономики. Хотя по данным Госстата, рост ВВП в октябре 2011 года по сравнению с октябрем 2010 года составил 7,2%, а рост промпроизводства — лишь 4,7%. В чем секрет успеха налоговиков?
Отчасти в том, что число внеплановых проверок увеличилось в полтора раза год к году — до 18 тыс. Справедливости ради отметим, что плановых проверок проводилось меньше и их число, по словам Александра Клименко, будет снижаться и впредь. Но существуют более действенные инструменты влияния на предприятия, нежели плановые проверки. Возросло количество уголовных дел: на 12,6% относительно первого полугодия 2010-го — до 2 тыс.
Казалось бы, какие-то 12,6%... Однако для бизнеса столь небольшое, на первый взгляд, усиление контроля со стороны налоговой милиции стало чем-то вроде маленького землетрясения: значительно участились визиты на предприятия людей в масках, обыски и изъятия документов. Это как раз и есть та самая оперативно-следственная работа. «Коррупционное, административное, налоговое, в том числе и уголовное давление на бизнес намного увеличилось», — констатировал в ноябре председатель Совета Нацбанка Петр Порошенко.
Быть бизнесменом в Украине становится все более и более опасным. Уголовная ответственность, согласно ст. 212 УК, наступает в том случае, если действия должностного лица привели к неуплате налогов в «значительных», «крупных» и «особо крупных» размерах. Если предприниматель (или должностные лица предприятия) не уплатили в бюджет 470,5 тыс. грн и больше, это дает повод налоговой милиции возбудить уголовное дело. Минимальная сумма вроде бы и правда значительная… Но это теория.
«На практике налоговая возбуждает дела не только по статье об уклонении от уплаты налогов, но и по таким статьям, как служебная халатность или подделка документов, — рассказывает старший партнер юридической компании «КМ Партнеры» Александр Минин. — Дело в том, что раньше налоговая милиция имела право расследовать только дела, возбужденные по ст. 212. Но с 1 января этого года вступили в силу изменения в УПК, и теперь налоговая милиция может расследовать дела по любой статье в том случае, если дело как-то связано с неуплатой налогов». Таким образом, порог финансовых нарушений может быть значительно ниже. «Если еще год-два назад возбуждение уголовного дела по итогам налоговой проверки было исключением, то теперь это становится чуть ли не правилом», — говорит Александр Минин.
Вопросы психологии
После вступления в силу «самого либерального Налогового кодекса в Европе» (по выражению премьера Николая Азарова) у инспекторов появилось множество поводов для внезапных визитов в офис налогоплательщика. Однако, пожалуй, самый распространенный из них — информация о том, что один из поставщиков компании имеет признаки фиктивности. Такие предприятия — с признаками фиктивности — на налоговом сленге называют еще «налоговыми ямами». Признаков фиктивности множество: от отсутствия компании по месту регистрации до «недостаточного количества сотрудников и оборудования» для ведения хозяйственной деятельности. На самом деле довольно много украинских предприятий зарегистрированы не там, где реально находятся (покупка юридического адреса в свое время облегчала процесс регистрации). Что же касается «недостаточного количества сотрудников», то это и вовсе субъективный критерий.
Но даже если компания не имеет признаков фиктивности, но ведет активную деятельность, среди ее контрагентов, при желании, всегда можно будет найти налоговую яму. И тогда — ждите гостей. Александр Минин отмечает, что о возбуждении уголовного дела менеджеры компаний нередко узнают «по первому следственному действию» — это когда в офис ломятся люди в масках. Самое страшное, если с таким контрагентом у компании существует договор на значительную сумму или общее количество сделок тянет на уклонение от уплаты налогов «в особо крупных размерах». В этом случае — должностное лицо подвергнется таким мерам воспитательного характера, как подписка о невыезде, допросы и даже арест личного имущества.
В большинстве случаев цель налоговиков — не посадить собственника, директора и бухгалтера, а раскошелить. Ведь согласно ч. 4 ст. 212 УК, лицо, возместившее государству вред, нанесенный несвоевременной уплатой налогов, освобождается от уголовной ответственности. Правда, происходит это не автоматически, а через суд. Соглашаясь «возместить государству ущерб», плательщик тем самым признает себя виновным. Кстати, по статистике ГНСУ, несмотря на рост числа уголовных дел, количество осужденных в первом полугодии 2011-го уменьшилось на 16,3% — до 180. Таким образом, уголовное преследование становится банальным инструментом давления на бизнес и способом наполнения бюджета. «Сегодня возбуждение уголовного дела — один из самых распространенных примеров давления на бизнес, — говорит старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. — Силовики ведут себя агрессивно: применяют силу, не пускают адвокатов, ведут допрос по десять часов, насильственно удерживают сотрудников в душных помещениях…».
Конечно, было бы лукавством утверждать, что налоговики кошмарят лишь кристально честных налогоплательщиков. Последних в Украине не так уж много. Как известно, в рейтинге Всемирного банка Doing Business — 2012 украинская система налогообложения занимает 181-е место в мире (хуже только в Конго и Венесуэле). Стало быть, вести бизнес в такой стране, не нарушая налоговое законодательство, довольно сложно. Поэтому у налоговиков выработался стереотип общения с предпринимателями: был бы налогоплательщик, а дело найдется. «Должностные лица полностью «белых» предприятий тоже могут стать фигурантами уголовных дел, такие люди особенно раздражают налоговиков тем, что имеют «наглость» доказывать свою правоту», — рассказывает Александр Минин.
Впрочем, инструменты давления из арсенала Уголовно-процессуального кодекса — это все же крайняя форма воздействия. В большинстве случаев дело ограничивается начислением штрафных санкций по результатам проверки (любой). По словам руководителя налогово-юридической практики компании «Эрнст энд Янг» в Украине Владимира Котенко, если еще год назад инспекторы могли проверить предприятие, не найти нарушений и уйти, то сейчас они просто так не уходят.
Все это уже было. Именно так наполнялся бюджет в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда председателем ГНАУ был Николай Азаров. Тогда в лексиконе предпринимателей и появился термин «маски-шоу», а у налоговиков — «мобилизация средств в бюджет». Налоги в те времена не собирались, они мобилизовывались всеми возможными методами, в том числе и с помощью уголовных дел. В 1997 году, когда налоговой милиции еще не было, в украинских судах рассматривалось 487 уголовных дел, связанных с неуплатой налогов. С появлением этой организации количество дел взлетело по экспоненте: в 1998-м налоговой милицией в суд было направлено 2181 дело, в 1999-м — 4020 дел, тогда как не направленных в суд, а «находящихся в производстве» было порядка 10 тысяч! Судебных вердиктов по таким делам выносилось не так уж и много: в 1998-м — 719 обвинительных приговоров, в 1999-м — 1195. То есть почти в четыре раза меньше, чем хотелось бы налоговикам.
С тех пор изменилось как законодательство, так и правоприменительная практика, но психология фискалов была точно такой же.
Люк в будущее
Может ли новый председатель ГНСУ переломить этот тренд? Вряд ли: согласно закону о госбюджете-2012, налоговикам придется мобилизовать 288,6 млрд грн — на 14,2% больше, чем в этом году. При этом прогнозный показатель роста ВВП — 5,5%. Скорее всего, в следующем году налоговые инспекторы и милиционеры будут действовать еще жестче. Что же до риторики Александра Клименко… Она не нова. Николай Азаров в бытность свою налоговиком тоже любил посетить конкурс детского рисунка и высказаться о партнерских взаимоотношениях с налогоплательщиками.
Но на самих налогоплательщиков гораздо большее впечатление производило кое-что другое: уничтожение группы «Дэнди», дело ЕЭСУ, разгром банка «Славянский»… Однако максимально ярко существовавшую тогда атмосферу иллюстрирует подзабытая ныне история смерти малого предпринимателя Сергея Каверина.
29 октября 1999 года в помещении налоговой милиции Приморского района Одессы, расположенной на третьем этаже Одесской киностудии, произошел пожар. В огне погибли четыре налоговика, посетительница киностудии и директор частного предприятия «Люк» Сергей Каверин. Четверо получили тяжелые ожоги. Налоговая милиция сгорела дотла. По одной из версий, Сергей Каверин разбил бутылку с быстровоспламеняющейся жидкостью, затем вынул зажигалку и начал выкрикивать угрозы с требованием вернуть ему изъятые документы.
Пока в Одессе шли похороны, высшие чиновники ГНАУ — председатель Николай Азаров и его первый заместитель Виктор Жвалюк — давали пресс-конференции. Сергея Каверина называли взбесившимся алкоголиком и злостным неплательщиком. Погибшие налоговики были представлены как герои. «В полном смысле слова на линии огня столкнулись служебный долг и обезумевшая жадность» — так охарактеризовал события осени 1999 года «Вестник налоговой службы» (№ 41 за 1999 год).
В те страшные дни я был в Одессе. Пытаясь понять, что же на самом деле произошло и кем был этот человек, я разыскал его семью, предприятие и тех людей, с которыми он общался незадолго до смерти. Так вот — это был нормальный человек.
Бывший инженер Сергей Каверин шесть лет создавал малое предприятие по производству колбасы «Люк». «Люк в будущее», — любил шутить предприниматель. Никогда особых проблем с властями у Сергея не было до 1999 года. Налоговики пришли внепланово, изъяли документы. Впоследствии было установлено, что при неблагоприятном для Каверина повороте дела ему могли бы инкриминировать уклонение от уплаты налогов на 7 тыс. грн. Кроме того, без изъятых документов Сергей Каверин работать не мог. Предприятие остановилось, последние дни Сергей прожил в состоянии крайнего нервного напряжения.
Что стало причиной столь экстраординарного поведения успешного 44-летнего женатого мужчины с высшим образованием? К тому же он был еще и верующим: ходил в церковь, жертвовал на ремонт храмов, помогал нищим… «Вы понимаете, горе какое, — со слезами рассказывала Анна, старшая сестра Каверина. — Сережа жил и торопился делать добро... У него было очень развитое чувство собственного достоинства и обостренное чувство справедливости». Возможно, именно эти качества и сыграли роковую роль в его судьбе.
20 августа 2001 года над покойным состоялся суд, который вынес оправдательный приговор.
Философия выживания
Мог бы сегодня суд вынести такой оправдательный приговор — вопрос. Судебная реформа усилила зависимость судей от Высшего совета юстиции (а следовательно, и от исполнительной власти). Впрочем, разговоры о полном параличе судебной системы — все же миф, которым, кстати, активно пользуются налоговики, заявляя несговорчивым налогоплательщикам о том, что предприниматели в спорах с налоговыми инспекциями выигрывают не более 4% дел. Это ложь. В первом полугодии в пользу налоговиков было принято 5,1 тыс. судебных решений, в пользу налогоплательщиков — 2,3 тыс. (из аналитической записки ГНСУ для внутреннего пользования).
Юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Екатерина Вознесенская уверена, что налоговики блефуют. По ее мнению, это свидетельствует о том, что контролеры на самом деле боятся исков.
А вот Александр Минин не столь категоричен. Задумчиво помешивая ложечкой чай, он объясняет: «Понимаете, если речь идет о налоговых обязательствах до миллиона гривен, есть надежда, что суд будет объективен. А если больше миллиона — высока вероятность, что решение будет приниматься с оглядкой на «государственные интересы».
Мы беседуем в кафе напротив старого ботанического сада, пьем чай с печеньем. У Александра был тяжелый день. «Выезжал сегодня на «маски-шоу». Трех человек закрыли — директора, заместителя и начальника охраны. И я точно знаю: это «белая» компания!» — вазочка с профитролями пустеет. Психологи утверждают, что сладкое помогает снять стресс, но по Александру этого не видно. «Сейчас я вынужден констатировать: даже в том случае, когда компания не нарушила закон, формальных методов для решения споров может быть недостаточно», — со вздохом произносит он и смотрит в окно. За окном ранняя ночь. Ничего не видно…
- Информация о материале
Простой рецепт уничтожения Украины. Made in USA
Когда я задумал эту статью, то решил, что крайне необходимо указать, где именно все это произошло, дать название города, села, кафе, имена и фамилии действующих лиц. Так сказать, заклеймить позором со «всей силой пролетарской ненависти». Но потом я подумал – а какой в этом смысл? Ведь подобное происходит не только там. Такое происходит повсеместно. Так убивают наше будущее…
Этот вечер в пригородном селе, административно входящем в состав одного из областных центров Украины, ничем особенным не отличался. Темень на улице, жители – кто готовится отойти ко сну, кто смотрит по «голубому ящику» очередную мыльную оперу, кто бороздит просторы Интернета. Единственный источник света и звука – одно из немногих кафе, чаще именуемое местными жителями кабаком или ганделиком. В другие дни через пару часов многочисленные его посетители в разной степени подпития и состоянии «мирности» расползлись бы по домам, но не в этот раз.
В начале одиннадцатого вечера в прокуренное гремящее музыкой помещение ганделика, что не повсеместно, не традиционно и не типично для села, в котором не знают в лицо своего участкового, зашло пять оперативников, а точнее оперативниц из криминальной милиции по делам детей. Это было тоже нетипично, потому что на весь район областного центра, включая пригород, их полагается всего три. Все остальное было как всегда: в зале, кроме перепуганного бармена и пары официанток, около 30 посетителей, компания мужиков, встречающих откинувшегося с зоны кореша, и добрые две трети «отдыхающих» с бутылками водки, пива и слабоалкоголки на столе, по внешнему виду на совершеннолетие явно не тянущих. Закуска не ресторанная: чипсы, орешки, соленая рыба, бутерброды.
Всем, кроме не пионерского вида мужиков, было предложено предъявить документы, подтверждающие, что они достигли возраста, когда можно приобретать и употреблять спиртное и слабоалкогольные напитки. Возраст этот у нас, в отличие от советских времен, «в полном соответствии с действующим законодательством» съехал с 21 года до 18 лет. Вот тут-то и началось самое интересное! Кто-то пытался просочиться на улицу, кто-то рылся в карманах в поисках какого-нибудь документа, кто-то чуть ли не лез под стол, пытаясь притвориться ветошью. Но был и ещё один вариант реакции – бурное возмущение незаконными действиями милиции. Инициатором его стала девушка-подросток – 15-летняя первокурсница медицинского колледжа, поддержанная четырьмя своими подругами, тоже будущими медиками.
Вот некоторые её высказывания: «Какое вам дело, что я пью?.. Вы не имеете права!.. Я не обязана носить с собой документы… Не мешайте отдыхать!.. У нас демократическое общество!.. Вы нарушаете права человека!..».
Заткнуть рот жертве демократии было непросто. Всем подросткам милиционерши предложили вызвать в кафе родителей или, как вариант, поехать с ними в райотдел и дожидаться родителей, дабы быть переданными из рук в руки уже там. После долгих препираний будущая медсестра всё же позвонила родителям. Они приехали всего минут через десять. Их высказывания о случившемся мало чем отличались от реакции их 15-летней дочери, пьющей пиво в прокуренной забегаловке. Обозвав сотрудниц детской милиции «тупыми погаными ментовками», они забрали свое чадо и уехали, громко хлопнув дверцами «широкого» джипа. Через некоторое время появились родители и других подростков. Всем им выдали на руки повестки явиться на следующий день в райотдел. Там в отношении подростков, достигших 16-ти лет, сотрудники КМДД составили админпротоколы за распитие спиртного. За более младших пришлось отдуваться родителям, но уже за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей – уже более года назад мэрия ввела «комендантский час» для несовершеннолетних. Составлен был протокол и на владельца кафе, продававшего спиртные и слабоалкогольные напитки несовершеннолетним, а также инициирован вопрос лишения его лицензии на их продажу.
Я специально проверял. Его действительно оштрафовали и даже лицензии лишили, а не «побрили» на энную сумму, как это зачастую бывает, но все это для того, чтобы через две недели выдать новую лицензию. Бюджету нужны деньги! А как он их получит – вопрос десятый.
А теперь немного скучных чисел. Среди украинских подростков 13-15 лет курят 63 %, хоть единожды употребляли алкоголь – 90 %, а наркотики – 14 %. По выводам Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН, по детскому алкоголизму Украина занимает первое место в Европе – 40 % подростков пьют регулярно, а более 120 тысяч находятся на учете. По данным руководителя проекта «Здоровье учащейся молодежи» Ольги Балакиевой, 33 % опрошенных подростков начали употреблять спиртное в возрасте 13-15 лет, а более 15 % попробовали алкоголь впервые в 10-11 лет. Каждый десятый ученик шестых и каждый пятый восьмых классов, а также каждый третий старшеклассник и каждый второй студент профессионально-технических учебных заведений и вузов хотя бы раз в неделю употребляет алкоголь. Чаще всего подростки пьют пиво – 21 % употребляет его еженедельно, в том числе 27 % юношей и 14 % девушек, и слабоалкогольные напитки.
Пивной алкоголизм молодежи стал общегосударственной проблемой. Такой проблемой, что на нее, в конце концов, обратил внимание генпрокурор Виктор Пшонка. Не так давно на Всеукраинском совещании по вопросам защиты прав ребенка он заявил: «Фактически каждое десятое преступление совершено несовершеннолетними в состоянии опьянения. В текущем году выявлено почти 10 тысяч несовершеннолетних, которые распивали спиртные напитки и находились в нетрезвом виде в общественных местах. Наблюдается стремительное распространение так называемого пивного алкоголизма. Не последнюю роль в этом играет агрессивная реклама напитков. Поэтому необходимо, чтобы Верховная Рада приняла закон, который запретит рекламу алкогольных напитков и, прежде всего, пива».
Как известно, в этом году был провален законопроект № 1014-2 об ограничении рекламы пива. Лобби у производителей алкогольных напитков и пива там мощное.
Но искренен ли Виктор Пшонка в своих заявлениях или просто «отрабатывает дежурную программу»? Рассказавшие мне историю о сельском ганделике «детские милиционерши» склоняются ко второму.
В кодексе Украины об админправонарушениях есть статья 180, наказывающая взрослых за доведение несовершеннолетних до состояния алкогольного опьянения. А в уголовном кодексе есть статья 304. В соответствии с ней, взрослые за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, занятие попрошайничеством и азартными играми могут получить от трех до семи лет лишения свободы, а за те же действия, если их совершили отец, мать, отчим, мачеха, опекун, попечитель или лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию потерпевшего – от 4 до 10 лет.
Вы спросите, а при чем здесь генпрокурор? Очень даже при чем. Ведь основная его задача надзирать за соблюдением законности. А законы должны быть одними для всех и толкование их тоже. И в первую очередь подчиненными генпрокурора. Вот тут-то и подтверждается в очередной раз – закон, что дышло. Большинство местных прокуроров полагают, что для привлечения к уголовной ответственности спаивающего детей взрослого необходимо, чтобы в отношении него были составлены админпротоколы по статье 180 за то, что он, как минимум, дважды напоил одного и того же подростка. Задокументировать такое почти нереально. А вот на Закарпатье, в Киеве и Запорожье почему-то успешно возбуждают и направляют в суд уголовные дела, не требуя, чтобы оба раза подросток был одним и тем же. И в суде они тоже проходят. Там достаточно, чтобы взрослый дважды довел до состояния алкогольного опьянения любого несовершеннолетнего.
Но пьют у нас не только дети. Пьют взрослые, с которых, как это ни хрестоматийно прозвучит, они берут пример. Но всегда ли так было?
Обратимся немного к истории. Помните «Пьяную ночь» из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»:
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали.
Барахталися пьяные
И стоном стон стоял!
Вопреки описанному и традиционному мнению, в те времена на одну даже не пьющую, а просто употребляющую водку крестьянскую семью приходилось девять непьющих. В Российской империи потребление алкоголя на душу населения во все века было самым низким из всех промышленно развитых стран. Его уровень колебался волнообразно, но всегда оставался самым низким в мире – в пределах 3-4 литров в год. Когда в 1914 году количество потребляемого на душу населения чистого алкоголя достигло 4,7 литра в год, был введен сухой закон. Не исключением стал и Советский Союз. В 1960 году алкоголя в нем потребляли всего 3,2 литра в год.
А теперь обратите внимание: 1962-й год ознаменовался «разрядкой международной напряженности» и началом потепления отношений между находящимися в состоянии «холодной войны» Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. Дружба «тоталитарной империи зла» с «оплотом демократии» продлилась до 1979 года. И как раз к 1979 году количество потребляемого советскими гражданами алкоголя с 3,2 возросло до 10,8 литра в год. Странное совпадение, не правда ли? С 1979 по 1986 год – новый виток противостояния между двумя сверхдержавами – и потребление алкоголя начинает снижаться, причём не дожидаясь 1985 года, когда был введен горбачевский «полусухой закон». Странно? В 1986 году потребление алкоголя составляет уже 3,5 литра на человека в год. А с развалом Советского Союза оно снова начинает увеличиваться, причем неуклонно.
В 2003 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, лидером по потреблению алкоголя является Уганда (17,6 л на душу населения в год). Далее идут Люксембург (15,6 л), Ирландия (13,7 л), Венгрия (13,6 л), традиционно Молдова (13,2 л), Чехия (13 л), Хорватия (12,3), демократические Германия (12 л), Великобритания (11,8 л) и Дания (11,7 л). Российская Федерация в этом антирейтинге находилась на 22-м (10,3 л), а Украина с результатом в 6,1 литра – на 61-м месте.
В 2004 году в Украине, по упрямому мнению прогрессивной мировой общественности, победила демократия и общечеловеческие ценности. Как ни странно, одновременно с этим количество потребляемого украинскими гражданами алкоголя стало резко увеличиваться. И в 2011 году его стали выпивать уже по 15,6 литра в год. Всего за несколько лет больше в два с половиной раза! В 2011 году уже по 15,76 литра стала выпивать постсоветская Россия и по 15,13 литра – Беларусь. Справедливости ради стоит сказать, что возросло потребление алкоголя и в странах-лидерах пьяного европейского рейтинга – Чехии и Венгрии, но лишь примерно на 3 литра.
И еще одно наблюдение. До вхождения американских войск в Ирак на всю страну едва насчитывался десяток врачей-наркологов. Всемирная организация здравоохранения требовала, чтобы они были. Так, на всякий случай. После приобщения страны к общечеловеческим ценностям особых проблем со спиртным в традиционно непьющей исламской стране не возникло, зато всего через год количество наркоманов, прежде всего среди молодежи, увеличилось в такой прогрессии, что ВОЗ стала бить тревогу и собирать в Ирак врачей со всего мира.
Соединенным Штатам не нужен сильный и самостоятельный Ирак, ведь, как в том анекдоте, над американскими стратегическими запасами нефти опять обнаружены какие-то страны, а воевать можно не только при помощи оружия. Особенно если творчески осмыслить и развить краткую гитлеровскую директиву 1942 года об основах оккупационной политики на восточных территориях: «Необходимо свести славян до языка жестов. Никакой гигиены, никаких прививок. Только водка и табак».
А нужны ли Соединенным Штатам самостоятельные, экономически сильные и стабильные постсоветские страны? Лично я в этом вовсе не уверен.
- Информация о материале
Чернобыльцы будут искать защиты в Европейском суде
Донецкие ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС намерены обратиться в Европейский суд по правам человека для восстановления прежних размеров своих пенсий, установленных в предусмотренном законом судебном порядке.
Об этом сообщил один из членов инициативной группы протестующих в Донецке чернобыльцев Владимир СУМАРОКОВ, который 12 января участвовал в массовом собрании ликвидаторов у здания регионального управления Пенсионного фонда.
По его словам, сегодня более 200 чернобыльцев собрались вместе, чтобы выяснить фактическую ситуацию по выплатам пенсий ликвидаторам аварии на ЧАЭС и согласовать свои намерения по коллективному обращению в Европейский суд по правам человека.
«У нас в Украине не выполняются ни нормы «Чернобыльского закона», ни решения судов, которые никто не отменял. А нормы «Чернобыльского закона» говорят о том, что во всех случаях пенсия инвалидов-чернобыльцев I группы не должна быть ниже десяти минимальных пенсий по возрасту; инвалидов II группы – восьми минимальных пенсий по возрасту и инвалидов III группы – шести минимальных пенсий по возрасту», – сказал В.СУМАРОКОВ.
Однако, подчеркнул чернобылец, сегодня пенсия ликвидаторов аварии начисляется, исходя из размеров прежней заработной платы. «Оказалось, что почти 90% инвалидов-чернобыльцев с 1 января фактически потеряли свою пенсию», – заявил он.
При этом В.СУМАРОКОВ отметил, что шахтеры, которые направлялись на ликвидацию аварии с угольных предприятий, «не потеряли в пенсиях», а те, кого направляли от военкомата, – получили в январе в несколько раз уменьшенную пенсию. «У многих ликвидированы справки о первичном пребывании на ЧАЭС, и люди не могут восстановить свою зарплату. Потому что они в 1986-1987 годах были на станции, но по приезду сдали справки о своем пребывании на ЧАЭС, о заработной плате, а через 3 года эти справки были ликвидированы. И сейчас мы эти справки фактически не можем восстановить ни через архив, ни через Министерство обороны. Справки сохранились у горняков, потому что они оставались на шахте», – объяснил чернобылец.
При этом он добавил, что «все ликвидаторы тогда были в равных условиях радиационного заражения, а сегодня получают по-разному: либо чуть больше 1 тыс. грн., либо больше 8 тыс. грн».
«Мы начали работать с юристами по обращению в Европейский суд по правам человека, и, я надеюсь, что к концу месяца мы все-таки все судебные решения, которые сегодня на руках у чернобыльцев, вышлем, и будем ждать результата», – сказал В.СУМАРОКОВ.
Чернобылец также подчеркнул, что Конституционный суд Украины только признал конституционным Закон о бюджете, но нигде не сказано, что он отменил решения судов по пенсиям. «Да и Конституция Украины гарантирует обязательное выполнение решения судов на всей территории страны. Никто эту норму не отменял», – заявил активист.
В Донецке чернобыльцы с 14 ноября 2011 года пикетировали Управление Пенсионного фонда в области, требуя выплатить им законные пенсии в полном объеме.
Ночью 24 ноября Донецкий окружной административный суд удовлетворил иск Донецкого горсовета о запрете акции протеста возле облуправления ПФУ из-за угрозы теракта.
27 ноября сотрудники МЧС в сопровождении милиции согласно решению суда о запрете акции без предупреждения демонтировали палатки, в которых голодали чернобыльцы.
Во время демонтажа умер 70-летний шахтер Геннадий Коноплев, который был председателем ветеранской организации участников и детей войны в городе Родинское.
29 ноября на месте демонтированной палатки чернобыльцы установили новую, рассчитанную на 60 человек.
Ночью 1 декабря Донецкий окружной админсуд снова вынес решение о запрете протестующим чернобыльцам проводить свою акцию.
11 декабря по итогам переговоров большая часть чернобыльцев согласилась на предложенные условия власти прекратить акцию, получив гарантию выплаты пенсий в полном размере за ноябрь и декабрь 2011 года. Они добровольно демонтировали свои палатки.
Вместе с тем, группа чернобыльцев не согласилась на предложенную властью компенсацию пенсий. Их палатку демонтировали силой.
Конституционный Суд Украины 26 декабря 2011 года принял решение по делу по конституционному представлению народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) пункта 4 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год». В частности, КС определил, что Кабинет министров имеет право устанавливать размер социальных выплат в соответствии с финансовыми возможностями государства. КС признал конституционным пункт 4 заключительных положений закона о государственном бюджете Украины на 2011 год, которым правительству предоставляется право устанавливать размер социальных выплат таким категориям граждан: чернобыльцам, детям войны и лицам, уволенным с воинской службы.
Оппозиционные народные депутаты, которые присутствовали во время оглашения решения КС, скандировали: «Позор!».
Напомним, статья 22 Конституции Украины запрещает сужение прав граждан, в частности социальных: «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение состава и объема существующих прав и свобод».
- Информация о материале
«Серые» айфоны отключат весной
Народными депутатами Юрием Мороко и Виталием Коржом в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, который предполагает внести изменения в закон «О Телекоммуникациях» относительно использования в сотовых сетях устройств, законность ввоза которых не подтверждена. Но как рассказал Юрий Мороко, в нем прописан принцип обязательного отключения мобильных телефонов, IMEI-коды которых не попали в белый список устройств.
База данных IMEI (международных идентификаторов мобильного телефона, состоящих из 15 цифр) была сформирована «Укрчастотнадзором» еще в 2009 году. В 2011 году в ней насчитывалось почти 103 млн. кодов, из которых 95,5 млн – идентификационные номера «белых» устройств.
Операторы обязаны постоянно обновлять данные по количеству работающих терминалов в их сетях. Система IMEI должна была помочь отбелить импорт мобильных устройств. Но она до сих пор так и не заработала в полную силу. Несмотря на то что принципы работы системы предполагают принудительное отключение аппаратов, в случае если абоненты не смогли доказать их законность, операторы не спешили это делать. Они руководствовались тем, что согласно закону, не могли в одностороннем порядке прекращать оказание услуг мобильной связи, какими бы аппаратами их клиенты не пользовались.
«База IMEI уже сейчас работает на полную силу – с технической точки зрения. Другое дело, что операторы пока не могут отключать нелегальных абонентов. Но это уже юридические нюансы, за которые УГЦР не отвечает», - заявил директор УГЦР Павел Слободянюк.
Юрий Мороко предполагает, что у законопроекта будет быстрая судьба – по его ожиданиям, через Верховную Раду он пройдет в течение 2-3 месяцев. «Когда изменения к закону вступят в силу, оператор обязаны будут уведомлять абонентов, коды телефонов которых не попали в белый список, о необходимости их легализации. Если этого не произойдет, оператор обязан будет отключать такие устройства», - сказал депутат.
По его словам, у абонентов в таком случае есть единственный выход: обратиться к продавцу, который продал «серый» товар и постараться вернуть его. «Во время подготовки законопроекта мы подсчитали, что таких устройств не окажется много – около 100-150 тыс. К тому же отключение не коснется телефонов, которые были зарегистрированы операторами в базе до вступления законопроекта в силу», - отмечает он.
Отметим, что в последнее время большую часть телефонов в Украину завозят легально. На серый импорт, по прошлогодним данным НКРС, приходится не более 2-3%. Это приблизительно 200-300 тысяч мобилок в год.
В МТС и life:) рапортуют о готовности отключать телефоны неопределенного происхождения. «Единственной причиной, почему мы не отключали нелегальных абонентов раньше, было отсутствие для этого юридических оснований. Если появится соответствующий закон, как же мы против него пойдем? Хотя у меня есть сомнения по поводу того, что депутаты примут этот невыгодный для себя закон. Они же сами пользуются нелегальными «айфонами», завезенными из соседних стран», - заявил директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» Олег Проживальский.
- Информация о материале
Произвольная интерпретация
Год назад вступление в силу Налогового кодекса на первых порах вселяло надежду в то, что власть ввела, хотя и не вполне однозначные и не всегда справедливые, но в целом понятные и, самое главное, обязательные для всех, включая саму власть, правила игры в налоговой системе государства. Правила, которые не будут меняться в процессе самой игры в зависимости от настроения, целей и краткосрочных задач сиюминутного наполнения бюджета. А если и будут меняться, то хотя бы заблаговременно, в заранее установленном простом, но таком не милом сердцу украинской власти всех мастей законотворческом порядке.
Однако уже сейчас с уверенностью можно констатировать: надежды не оправдались. Старая украинская традиция регулирования налоговых отношений на уровне писем и разъяснений, идущих вразрез с нормами закона, вызывающих бурное негодование бизнеса, однако, по факту, имеющих большую силу, чем нормы закона, обрела новую жизнь в новейшей правоприменительной практике государственной налоговой службы (ГНС). И если до 2011 года такая практика могла быть объяснена разнородностью и противоречивостью налоговых норм, содержащихся в десятке различных несогласованных законодательных актов, то сегодня объяснить произвол налоговых разъяснений нельзя какими-либо объективными обстоятельствами.
За чертой между правом и злоупотреблением
Без всякого сомнения, конфликт интересов государственной налоговой службы и плательщиков налогов заложен в самой природе налоговых отношений. Он не может быть упразднен в принципе, и желание налоговой службы взыскать в доход государства как можно больше обязательных платежей настолько же понятно и объяснимо, насколько и нежелание плательщиков их платить. Государственная налоговая служба обязана работать над новыми возможностями пополнения государственного бюджета, изыскивая скрытые объекты налогообложения, выявляя и пресекая неправомерную оптимизацию налогообложения со стороны плательщиков и, конечно, истолковывая коллизионные нормы налогового законодательства исключительно в пользу государства. Это то, что лежит в основе деятельности налоговиков, то, что поручило им общество, и то, в чем мы не вправе их обвинять. Сталкиваясь со всегда объяснимым, но иногда не вполне обоснованным нежеланием плательщика платить налог, конфликт перерастает в судебно-правовую плоскость, где и получает, если даст Бог, справедливое правовое разрешение.
Но ситуация меняется, когда действия налоговой, направленные на достижение ее целей, переходят определенную черту, отделяющую реализацию права от злоупотребления им, а порою и правомерное действие от правонарушения. Когда ГНС действует, откровенно нарушая нормы права или давая свое, идущее вразрез с законами формальной логики и просто здравого смысла толкование правовых норм. Именно таковые проявления налогового цинизма со стороны органов государственной налоговой службы, свидетельствующие о правовом нигилизме ее чиновников, на самом деле не только не создают предпосылки для увеличения налоговых поступлений, но и дискредитируют саму идею справедливого налогообложения, лежащую в основе любой цивилизованной системы налогообложения. Таким образом, какой из сторон налоговых правоотношений приносит больший вред авантюризм отдельно взятых чиновников, желающих подменить нормы налогового закона собственным его толкованием, неизвестно. Полагаем, что в равной степени от таких действий страдают интересы и налогоплательщиков, вынужденных адекватно реагировать на налоговый произвол чиновников, и государства, вынужденного оправдываться в таких действиях как перед украинским обществом, так и перед международными организациями, оправдывая и без того небезукоризненный инвестиционный имидж украинской экономики на международной арене.
Вспомним хотя бы сентябрьское письмо (№828/3/15-1212 от 08.09.2011 г.) тогдашнего главы Государственной налоговой службы В.Захарченко, в котором он «прощал» убытки прошлых периодов всем налогоплательщикам, «спасая», как ему казалось 7 млрд. гривен недопоступлений в государственный бюджет. Реакция, последовавшая как со стороны налогоплательщиков, так и международных организаций, как со стороны оппозиции, так и некоторых представителей от власти, заставила Виталия Юрьевича неоднократно пожалеть о проявлениях единоличного нормотворчества, идущих вразрез с нормами закона. Отметим, что настолько же однозначная, насколько и масштабная реакция бизнес-сообщества на проявления налогового беспредела со стороны руководства ГНС Украины, заставила налоговую службу несколько пересмотреть свое отношение к убыткам прошлых периодов, однако, как оказалось впоследствии, не создала необходимых предпосылок для воздержания от подобных проявлений налогового нормотворчества в будущем.
Штраф уже облагается НДС?
На протяжении осени 2011 года количество злоупотреблений налоговиков своими правами, равно как и прямых нарушений ими правовых норм кратно возросло, более того приобрело новые формы. Сегодня мы можем говорить о массовости подобных злоупотреблений как об одной из основных характеристик современной государственной налоговой политики в Украине.
Чего только стоит многострадальный налог на добавленную стоимость (НДС). С непредсказуемостью и многообразием толкования ГНС норм, регулирующих его уплату, могут поспорить разве что толкования китайской Книги перемен. Но способ, которым удается чиновникам-толкователям находить скрытые тайные смыслы в незамысловатых и чисто славянских гексограммах книги пятой Налогового кодекса, вызывает недоумение не только у налогоплательщиков. Как, скажем, анализируя п. 188.1 статьи 188 НК, можно было прийти к выводу о том, что налогом на добавленную стоимость облагается штраф по договору за задержку оплаты или поставки товара? Воистину тут надо обладать толкиеновской фантазией и выдающимися креативными способностями. Ведь в норме, предписывающей относить к базе налогообложения НДС любые суммы, передаваемые продавцу в связи с компенсацией стоимости товара, нашли намек на то, что штраф за несвоевременную поставку товара (т.е. деньги, которые уплачиваются не покупателем продавцу, а наоборот — продавцом покупателю) являются компенсацией его стоимости! Равно как и штраф за несвоевременную оплату стоимости товара! Но именно к такому выводу пришла Государственная налоговая служба в письме (или «толковании») №6727/7/15-3417-26 от 19.11.2011 г. В духе лучших традиций чернокнижного толкования абсолютно немотивированный документ предоставляет возможность органам ГНС произвести доначисление «несвоевременно» уплаченного» в государственную казну налога на добавленную стоимость с сумм штрафов, а также штрафы (простите за каламбур), начисленные на сумму недоимки в связи с необложением налогом штрафов. Разве даже призрачные доходы госбюджета в виде доначислений соответствующих сумм недоимки могут сравниться с дискредитацией государственной налоговой политики вследствие принятия такого, мягко говоря, неоднозначного разъяснения?
Отказ и в добровольной, и в обязательной регистрации…
Еще пример. Все эксперты положительно оценили дополнение ст. 182 НК, согласно которому право на добровольную регистрацию плательщиком НДС получили лица, уставный капитал или балансовая стоимость активов которых превышает 300 тыс. грн. Но где между строк этой же ст. 182 налоговики обнаружили, что такое юридическое лицо к заявлению о регистрации плательщиками НДС должно прилагать документ, подтверждающий имущественное состояние учредителей, т.е. справку из органов государственной налоговой службы о поданной декларации, или заключение аудитора о финансовом состоянии юридического лица — учредителя? А как вам требование о предоставлении заключения оценщика о стоимости вклада, если вклад сформирован в натуральной форме?! Кто вообще возложил на ГНС полномочия по проверке правомерности формирования уставного капитала юридического лица? В каком законе в соответствии со ст. 19 Конституции Украины это записано? Такого закона нет. Зато есть письмо ГНС Украины от 01.11.2011 г., в котором заместитель главы этого уважаемого ведомства со ссылкой на общие положения НК, предоставляющие налоговикам право на сбор налоговой информации, рекомендует налоговым службам вытребовать соответствующую информацию по своей инициативе. Учитывая то, что полномочия налоговых органов выписаны в кодексе очень широко, предположим, что соответствующие документы могут быть вытребованы у плательщика. Но тогда возникает другой вопрос. А если у плательщика такие документы отсутствуют или не подтверждают его финансовое состояние, является ли это основанием для отказа в регистрации плательщиком НДС? Конечно, нет! Ответ очевиден для правовой системы, в которой установлен приоритет действия закона над его толкованием. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика украинской налоговой системы, в Украине ответ на поставленный вопрос далеко не однозначен.
Что уж говорить об общепринятой в 2011 году практике отказа в регистрации плательщиков НДС, подлежащих обязательной регистрации! Им просто массово отказывают в такой регистрации по формальным основаниям, т.е. в связи с нарушениями при подаче заявления о регистрации. Логика действий налоговой проста. Налогоплательщик, обязанный зарегистрироваться плательщиком НДС, обязан начислять налоговые обязательства начиная с 11 числа месяца, следующего за месяцем, в котором он достиг соответствующего объема налогооблагаемых операций. Регистрация плательщика нужна лицу исключительно для начисления налогового кредита по НДС, на сумму которого он имеет право уменьшить свое налоговое обязательство.
Таким образом, как и в случае с аннулированием регистрации плательщика НДС, государство получает выгоду, «прощая» плательщику начисленный налоговый кредит по НДС в полном объеме. Но если в случае с аннулированием регистрации налоговая, как правило, имеет достаточно для этого формальных оснований, и налогоплательщик, скажем, находящийся не по своему юридическому адресу, как правило, виноват сам, то в случае с отказом в регистрации лиц плательщиками НДС законных оснований у налоговой не много, в связи с чем налоговики, выполняя неформальное указание, вынуждены импровизировать, фактически выдумывая формальные основания для отказа в регистрации. Конечно, такой отказ можно обжаловать, но это займет много времени, на протяжении которого бизнес не может стоять. Вот и выстраиваются плательщики в длинную молчаливую очередь просителей к налоговому руководству.
Нивелирования предписаний закона его исполнением
«Практика налогового толкования» нашла свое наиболее сильное применение касательно НДС, однако им не ограничилась. Выше приведены только частные примеры злоупотребления налоговых правоприменителей в сфере налогообложения отдельными налоговыми платежами. Но подобные подходы распространяются на все сферы налогового регулирования. Так, письмом от 26.09.2011 года №2096/6/22-2314-115 налоговая служба фактически отменила для решений о проведении проверок плательщиков действие п. 56.1 ст. 56 НК, которым устанавливалась процедура двухуровневого обжалования решений налоговой службы. Теперь такие решения нельзя обжаловать в административном порядке. Основания для такой позиции государственной налоговой службы выписаны достаточно туманно и прикрываются более чем неоднозначной аргументацией. Хотя, казалось бы, чем рискует налоговая, рассмотрев жалобу (в пределах все той же системы налоговых органов) на решение о проведении проверок плательщика? И разве не полезней было бы для поддержания собственного имиджа и хоть какого-топодобия справедливости все-таки дать таким жалобам ход в пределах процедуры административного обжалования? Однако забота о собственном имидже, наверное, не самая приоритетная задача руководства налоговой службы, которое, наследуя худшие традиции ручного управления налоговой системой, созданные до провозглашения независимости Украины, а усовершенствованные после, активно внедряет практику нивелирования предписаний закона его исполнением.
Именно эта практика является сегодня наиболее опасной не только для украинской налоговой системы, но и для экономики в целом. Ведь Налоговый кодекс, принятый впопыхах в конце 2010 года, до сих пор имеет огромное количество коллизий и недоработок, являющихся источником конфликта между бизнесом и налоговой. Более того, сами по себе налоговые отношения крайне конфликтны по своей природе. Таким образом, точек приложения знаний и опыта профессионалов в ГНС более чем достаточно. Но когда эти знания и опыт используются в нарушение закона, когда налоговая консультация не разрешает конфликт норм, а создает его, очевидно, что ситуация развивается, мягко говоря, в неправильном направлении. Возможно, самое время напомнить сотрудникам ГНС Украины о пунктах 4.1.4, 56.21 НК, закрепляющих один из основных принципов налогового права — презумпции правомерности решений плательщика налогов в случае, если налоговая норма может быть истолкована в пользу как налогоплательщика, так и налогового органа? И это если допускается неоднозначное толкование вследствие несовершенства правовой нормы, а не порождается самим налоговым органом!
Так или иначе, сегодня тенденция регулирования налоговых отношений на уровне разъяснений еще может быть остановлена и это, конечно, зависит не столько от сознательности налоговых чиновников, сколько от того, насколько системно взвешенно и последовательно будут действовать представители налогоплательщиков, бизнеса. Ведь если каждое проявление налогового произвола не будет оставаться без внимания общества независимо от того, чьих интересов оно касается, зато будет подвергаться независимой оценке и критике, а также обжалованию в суде, шансов избежать установления тотальной диктатуры будет намного меньше.
- Информация о материале
В Украине внедрят суды присяжных, домашний арест и новые залоги
Президент Украины Виктор Янукович направил в Верховную Раду Украины новый проект Уголовно-процессуального кодекса (УПК).
По словам советника президента - руководителя Главного управления по вопросам судоустройства Администрации президента Андрея Портнова, новый проект УПК, в частности, предлагает усовершенствовать процедуру судебного рассмотрения: отменяется институт возвращения дела на досудебное расследование, то есть суд заканчивает дело или оправдательным, или обвинительным приговором, сообщает Интерфакс-Украина.
Кроме того, важным элементом нового УПК будет оптимизация системы мер пресечения. Согласно положениям проекта кодекса, такая мера пресечения, как содержание под стражей, будет иметь исключительный характер. Портнов отметил, что для применения такой меры обвинительная сторона должна будет в суде доказать, что другие меры пресечения не смогут обеспечить надлежащее поведение подозреваемого.
Впервые также вводится такая мера пресечения, как домашний арест. К подозреваемому будут применяться электронные меры мониторинга.
Кроме того, предлагается новый подход к применению залога. Также устанавливаются конкретные сроки проведения следствия. Если преступление незначительной тяжести, то следствие должно быть ограничено сроком 6 месяцев, за более тяжкие преступления следствие не должно превышать во времени 12 месяцев. Соответственно, подозреваемый не может содержаться под стражей более 12 месяцев.
Портнов также сообщил, что проект кодекса определяет четкий перечень оперативно-розыскных действий. К тому же ликвидируется такая стадия, как дознание в уголовном процессе, – она объединяется с досудебным следствием. Кроме того, вводится суд присяжных: таким образом, лицо, которое обвиняется в совершении преступления, за которое предполагается пожизненное заключение, может потребовать, чтобы его дело рассматривал суд присяжных.
Из новшеств Портнов подчеркнул, что предлагается в судебном зале не отгораживать подсудимых от общего зала с помощью железной клетки - предлагается заменить ее стеклом или другим прозрачным материалом.
- Информация о материале
Страница 1622 из 2102
