Главная
Яхты в Украине станут общественным транспортом
На сайте Министерства инфраструктуры обнародован пакет законопроектов с изменениями к налоговому и фискальному законодательству. Их успешное прохождение через парламентские стены улучшит обеспечение украинской элиты вертолетами и яхтами. Впрочем, для слишком придирчивых оппонентов в Раде и Кабмине (документы будут вноситься в парламент от лица правительства), придумана безапелляционная «отмазка» – все фискальные послабления, предусмотренные законопроектами, призваны обеспечить стабильное обновление транспортного парка отечественных государственных авиа-, а также речных и морских перевозчиков.
В частности, министерство предлагает освободить от уплаты НДС и сбора за первую регистрацию операции по ввозу в страну самолетов и вертолетов; а также от уплаты сбора за первую регистрацию и таможенных пошлин операции по ввозу в страну суден с мощностью стационарного либо подвесного двигателя до и свыше 55 кВт, и суден без двигателя.
Чтобы разобраться в нормотворческих хитростях предложенных законодательных новаций, полезно для начала ознакомиться с аргументами министра инфраструктуры Бориса Колесникова (либо его первого зама Константина Ефименко – именно его инициалы красуются под пояснительными записками законопроектов). «Целью и задачами принятия этого акта является создание благоприятных экономических условий отечественным перевозчикам для приобретения современного парка воздушных судов и флота с целью безопасной и качественной перевозки пассажиров», – гласят пояснительные записки к документам.
Главное в этих посылах – пассажирские перевозки. Потому что уже в тех же пояснениях внимательному читателю не может ни броситься в глаза вторая часть министерских доводов. По флотской части спасения «пассажирских перевозок» в министерстве не могли придумать ничего лучшего, чем привести пример с бедственным положением в вопросе закупок «патрульно-спасательных катеров типа Patrol 150 SAR и лоцманских катеров типа «Балтийский». Мало ли на каких судах можно осуществлять пассажирские перевозки…
Дальше – еще лучше. Если забыть о пояснениях к законопроектам и обратиться непосредственно к предлагаемым изменениям, то получается, что к пассажирским видам транспорта приравняли: вертолеты, суда с мощностью двигателя до и свыше 55 кВт, и суда без двигателя. Поясним для читателей эту отраслевую терминологию. Суда со стационарным двигателем мощностью до 55 кВт (подвесные двигатели в принципе не лимитируются по мощности) – это ни что иное, как маломерные суда: моторные лодки, катера и гидроциклы. А суда без двигателя – это несамоходные баржи и спортивные яхты (именно эти яхты, как правило, сегодня еще выпускаются без двигателя). Что же касается вертолетов, то тут, учитывая пристрастие руководства страны к этому винтокрылому механизму, вопросов априори не должно возникать. Чем не пассажирский транспорт?
Так сказать «на закуску» приведем еще один посыл из официальных пояснений к этим законопроектам. В части, анализирующей регуляторное влияние проекта закона (обязательная составляющая любого законопроекта), неравнодушному читателю приоткрывается еще одна небольшая тайна: «Второй (но не приводящий к решению существующей проблемы – Ред.) способ – предоставление государственным предприятиям поддержки путем бюджетного финансирования или софинансирования». Оказывается, что речь идет о госперевозчиках! Думаем, не стоит приводить полный перечень еще «живых» предприятии с государственной долей, занимающихся пассажирскими перевозками по воде и по воздуху.
Что касается флота – из самых крупных пока еще пытается работать ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», имеющее суда еще с советской историей. А среди авиаперевозчиков ситуация еще хуже. На успешный с натяжкой бизнес тянет разве что ГАП «Украина», обеспечивающее перелеты первых лиц государства и чартерные рейсы. Но даже у этого предприятия в наличии только два борта со сроком эксплуатации менее четверти века: бизнес-джет Airbus A319CJ, рассчитанный на 39 пассажиров, и еще менее вместительный борт типа Falcon-900 на 19 мест (оба эксплуатируются на условиях финансового лизинга). Вряд ли Госуправделами отказалось бы от прямой покупки указанных самолетов для главы государства и правительства исключительно в силу фискальной нагрузки на операции по ввозу.
В конце лишь предложим авторам обсуждаемого законодательного пакета посетить сайт Минсоцполитики, где подопечные еще одного вице-премьера, – Сергея Тигипко, – уже который месяц кряду принимают от общественности предложения по «налогу на роскошь». Все опекаемые Борисом Колесниковым «пассажирские» джеты, вертолеты, яхты и катера там присутствуют как раз в качестве «объектов роскоши». Поэтому, видимо, по ним решили еще раз ударить налогом – на этот раз «льготным».
- Информация о материале
Александр Клименко: «Мое слово… в граните отливается»
Глава Государственной налоговой службы об индексах инвестиционной привлекательности и стратегии реформирования ГНС, электронной подписи и кадровых сокращениях, автоматическом возмещении НДС и борьбе с теневым сектором (в частности на рынке алкоголя), об отношении к Александру Януковичу и рецептах профессионального роста, а также о многом другом.
— Александр Викторович, как свидетельствуют многие исследования и опросы, именно налоговую политику традиционно называют одним из главных проблемных факторов для украинского бизнеса и инвестиционной привлекательности страны. И больше всего жалоб не столько на высокие ставки налогов, сколько на сложность их администрирования, ведения отчетности и т.д. Что скажете, это ведь сфера вашей ответственности?
— Прежде всего, скажу, что мы признаем существование этой проблемы и уже занимаемся ее решением. Налоговая служба — один из ключевых институтов, влияющих на бизнес-климат в стране. Мы осознаем всю меру ответственности и понимаем, что нам необходимо делать. И не собираемся перекладывать эту ответственность на чьи-то плечи и говорить, что мы дали свои предложения, а нас услышали или не услышали. Будем добиваться реализации каждой нашей инициативы и уже это делаем.
Что касается оценок и их адекватности. Сейчас существует несколько рейтингов, на которые все ссылаются. В частности, это индекс качества инвестиционного климата Европейской бизнес-ассоциации и индекс настроений инвесторов Международного фонда Блейзера и Украино-американского бизнес-совета, другие исследования.
Мы тщательно их все мониторим и, несмотря на объективность методологии подсчетов, видим и их недостатки. Они состоят, прежде всего, в недостаточной репрезентативности выборки, ограничивающейся членами этих организаций.
Поэтому сегодня мы вместе с очень известным и профессиональным социологическим центром, используя их опыт и научную базу, а также исходя из наличия у нас контактов с представителями абсолютно всех видов бизнеса, выстраиваем собственную методологию оценки качества инвестиционного и бизнес-климата в стране. Но я подчеркиваю, что эту методологию пишет не налоговая, а признанные профессионалы в этой сфере. На выходе получим продукт, который будет называться «Индекс инвестиционной активности». Он и будет тем показателем, который охватит и иностранных, и отечественных инвесторов.
Планируем сделать это исследование регулярным и проводить его как минимум дважды в год. Однако не исключено, что в будущем, если понадобится, будем проводить его ежеквартально.
— Будет ли к этому индексу достаточно доверия? Иностранцы ведь скорее поверят привычным для них исследованиям иностранных организаций. Таких, как, например, индекс Doing Business группы Всемирного банка, в котором наша налоговая система признана одной из наиболее обременительных на планете…
— Когда мы говорим о 181-м месте Украины по налогам, то давайте посмотрим, из чего оно складывается? Из отдельных показателей, в частности количества платежей по налогам и сборам, которых в Украине насчитали 135. Сообщаю, что сегодня эта цифра не соответствует действительности — их после принятия нового Налогового кодекса осталось 24.
Кроме того, учитываются затраты времени на администрирование налогов, в частности на заполнение форм и деклараций. Здесь у нас тоже очевидный прогресс. В начале 2010 года всего 34% предприятий использовали электронную форму отчетности. На конец 2011-го — 93%.
Также существенно уменьшаем сами формы отчетности. Например, мы инициировали сокращение формы для получения свидетельства плательщика НДС с десяти листов до трех, а сам процесс получения свидетельства уже сейчас будет занимать максимум шесть дней.
Учитывая эти и другие факторы, общий рейтинг Украины в нынешнем году вырастет, по нашим прогнозам, минимум на 14 позиций. Рейтинг в налоговой сфере вырастет еще больше даже с учетом того, что и другие страны тоже работают над улучшением своего бизнес-климата.
Но я хочу сказать, что здесь еще очень важна и разъяснительная работа, поскольку очень часто инвесторы остаются в плену устаревших стереотипов. Поэтому мы сейчас регулярно встречаемся с иностранными дипломатами и бизнесменами. Говорим как об уже сделанном, так и о планах.
Множество проблем, конечно, остается. В этой жизни не бывает черного и белого. Но, несмотря на инерцию мышления, инвесторы понемногу меняют свою точку зрения, и инвестиции в Украину сегодня уже идут. И макропоказатели экономики в этом плане достаточно сильны.
— Не очень-то и сильны… По официальной статистике, Кипр занимает первое место по инвестициям в Украину, 93% инвестиций, опять-таки, идут на Кипр. Можно ли говорить об инвестиционном климате, если главный партнер Украины — маленькое оффшорное государство? Чем вы планируете привлечь настоящих инвесторов?
— Не надо стричь всех под одну гребенку: есть Кипр и все. Пусть оттуда идет наибольший прирост — Кипр всегда доминировал. Но и из других стран тоже идет капитал, и показатели начинают наращиваться. Сегодня в выходе на украинский рынок заинтересованы и Китай, и европейские страны, и другие. Я считаю, что Украина уже сегодня очень интересна для иностранного инвестора.
— Давайте коснемся стратегии реформы налоговой службы. Какие ключевые факторы этой реформы?
— Во-первых, радикально уменьшаем количество проверок — за прошлый год почти на половину: до 12 тыс. по сравнению с 23 тыс. в 2010-м. В нынешнем году планируем сократить еще в полтора раза — до 8 тыс. Для малого бизнеса вообще введен мораторий на проверки — мы его продлеваем и на второй квартал 2012-го.
Во-вторых, в два раза увеличили возмещение НДС. 43 млрд. возмещено за 2011 год по сравнению с 24 млрд. в 2010-м. Из них 16 млрд. в автоматическом режиме. Сколько было скепсиса по поводу того, что автоматическое возмещение заработает? Нас тоже обвиняли, что это работает для нескольких предприятий, а сейчас это уже стало нормальной практикой!
В-третьих, дерегуляция. Мы сегодня сократили выдачу справок. 80% всех запросов идет на получение справки об отсутствии задолженностей, которая нужна для участия предприятия в тендерах и т.д. Она выдавалась за 15 дней, а сегодня выдается за пять. То есть за счет оптимизации внутренних процессов в три раза сократили сроки прохождения документов.
В-четвертых, сокращение функций и упрощение процессов позволит продолжить оптимизацию структуры и численности без потери качества работы. По процессам выдачи 12 основных видов справок мы подготовили сокращение сроков выдачи в три раза. За счет этого сокращения высвобождаются люди, которых можно без ущерба сокращать. Я — за то, чтобы сокращение носило системный характер.
В-пятых, аналитика и стратегическое планирование. Мы хотим быть понятными для бизнеса, для инвесторов, в том числе иностранных. Для этого Государственная налоговая служба впервые в практике работы государственных органов Украины привлекла лучших иностранных консультантов. Мы начали работу с всемирно известной консалтинговой компанией PriceWaterhouseCoopers по выработке стратегии с учетом всех мировых трендов.
— А будет ли, как того требовали Николай Азаров и Михаил Бродский, введена электронная цифровая подпись, о которой говорится уже не один год?
— Да, мы выполним эту задачу в срок, поставленный премьер-министром, — до 1 мая нынешнего года.
— Вы упомянули о сокращениях. Выполнила ли ваша служба указ президента о 30-процентном сокращении численности аппарата?
— Указ президента мы выполняем, но подходить к сокращению численности сугубо арифметически будет неправильно. Наша задача — сокращать штатную численность налоговой службы, не снижая при этом качества сервиса для плательщиков. Потому что налоговая служба затрагивает все слои населения. Каждый человек является плательщиком налогов. И если мы ухудшаем свой сервис, то это ощущается и очень болезненно воспринимается.
Последний пример — все говорили о сложностях с перерегистрацией малого бизнеса. Была такая надуманная проблема. Налоговая служба сделала все необходимое и даже больше. Мы продлили рабочие дни, работали в выходные и праздники, послали мобильные бригады и зафиксировали результат — отсутствие очередей. А те проблемы, которые были со статистикой (регистратором), очень оперативно решили и сделали все максимально удобно для плательщика. Мы провели эту кампанию и видим, что все, кто хотел, получили все необходимое.
Что мы сделали в цифрах? Сократили центральный аппарат на 20%. И если раньше в центральном аппарате было 35 департаментов, то сегодня их осталось 22. Мы сократили 81 налоговую инспекцию в регионах — осталось 387. За счет оптимизации структуры сократили дублирующие функции и объединили те, которые пересекались между департаментами. Было очень много сомнений — как все в итоге получится. Сегодня мы говорим: отлично получилось — процессы ускорились.
— Давайте посмотрим в абсолютных цифрах — до указа президента в налоговой было 62 тысячи сотрудников. Правильно? А сейчас сколько осталось?
— 55 тысяч.
— А где же тут сокращение на 30%? Общая численность сократилась чуть более чем на 10%. То есть можно констатировать невыполнение указа президента?
— На первое место мы поставили необходимость качественного обслуживания граждан. Поэтому инспекций на местах сокращение коснулось минимально и только за счет персонала, который обслуживал сами инспекции. Это кадры, бухгалтерия и т.д. Что же касается областных аппаратов, то тут мы пошли по максимуму, сократив их на 30%.
Заинтересован ли я в сокращении штата? Конечно, заинтересован! Потому что я хочу за счет этого сокращения повышать уровень заработных плат. Мы эту работу продолжаем.
— Была такая статистика — 1400 юридических лиц платят 80% от всех налоговых поступлений. Вы создали Центральный офис по работе с крупными плательщиками. Чем все остальные люди должны заниматься, и какой сервис и кому они должны предоставлять?
— Да, крупные плательщики дают 70% всех налоговых поступлений. Для работы с ними создается Центральный офис по работе с крупными плательщиками — это как офисный центр. Это стандартизация и единая методология, сопровождение крупных финансовых групп. Мы сегодня понимаем, что крупный бизнес, в простонародье — олигархи, должен платить налоги, как все. Эта группа дает основу бюджета Украины. И мы им должны предоставить лучший сервис, оставить надежный контроль, но не фискальный, а аналитический. Сегодня происходит институциональное становление центрального офиса плательщиков. Мы сегодня выстраиваем организационную, кадровую политику, правовую.
— Сколько будет сотрудников в этом центральном офисе?
— К концу года — минимум 3 тыс. человек.
— 3 тысячи человек будут обслуживать 70% налоговых поступлений. А 30% налоговых поступлений будут обслуживать 52 тысячи налоговиков?
— Это ошибочное суждение. Потому что сам по себе крупный плательщик не работает. Вокруг предприятия, входящие в его финансово-промышленную группу, и контрагенты. Есть крупное предприятие, где контрагентов более 123 тысяч! Например, крупный мобильный оператор, который работает по всей Украине, а платит налоги в Киеве. Нельзя мониторить только 1400 предприятий и получить 70% дохода. Интеллектуальная элита налоговой занимается работой с крупными плательщиками, но необходимо контролировать все предприятия, а это очень трудоемкий процесс.
— Что интересует бизнесмена, когда он говорит о налоговой? Первое: какой мне поставят процент с оборота моего предприятия? Второе: какой мне поставят процент штрафа? Третье: как зайти к человеку, который решает два первых вопроса? У нас существует де-факто налог с оборота. Зачем нам вообще эта сложная структура налоговой? Все равно ставится план. Кажется, мы играемся в эти показатели, справки, а на деле-то бизнес работает совсем по-другому…
— Я категорически с этим не согласен. Давайте говорить с цифрами. Смотрим штрафы: 2008 год — 20 тыс. проверок, доначислено — 1,7 млрд. 2009-й — 20701 проверка, доначислено — 1,6 млрд. 2010-й — 19,9 тыс. проверок, доначислено — 2,54 млрд. 2011 год — 11 тыс. проверок, доначислено 1,15 млрд. Видите динамику уменьшения? Это говорит о том, что никто предприятиям сегодня не диктует, сколько платить штрафов. Мы обеспечили более 200 млрд. грн. поступлений в бюджет. И мне сегодня нет смысла ставить план по штрафам — этот миллиард не играет принципиальной роли. А негатива от постановки плана я могу получить гораздо больше. Поэтому никто сегодня не приходит на предприятие и не говорит о планах по штрафам. Это стереотип, который, к сожалению, жив. Раньше, может, было. Но раньше и я был с другой стороны — до 2005 года занимался бизнесом.
Теперь о налоге с оборота. Если мы говорим по науке, я категорически против...
— Нет, если говорить по факту. Сейчас же фактически забирается доля с оборота…
— Давайте расставим точки над «і». Что касается налога с оборота, я категорический противник его введения, потому что малый класс торговли уйдет. Теперь относительно оборота, налоговой отдачи и того, кто и сколько вынужден платить. За последний год ни разу с бизнесменами никто так не разговаривал. И когда говорят, что есть такая средняя налоговая отдача и давайте платите среднюю ставку налога по отрасли, то разговор на этом же и заканчивается, потому что это не аргументы. Ни с одним человеком так нельзя разговаривать.
Сегодня мы активно используем и автоматизированную систему детенизации экономики — «Карту теневого сектора». Каждый месяц компьютер разделяет предприятия на шесть категорий, где видны реальный сектор, ямы, транзиты, те, кто не отчитывается, «спящие» предприятия. Видим мы и предприятие, которое воспользовалось схемами минимизации. И с этим предприятием мы разговариваем — но не на предмет того, что дайте нам больше денег, а о том, что эти сделки являются никчемными, поэтому необходимо вернуть все в бюджет.
Мы сумели кардинально перестроиться — в 2010 году сборы по налогу на добавленную стоимость составляли 4,5 млрд. грн. в месяц, а в 2011-м — 6,3 млрд. Это факт. Поэтому мы не говорим сегодня о налоге с оборота, и бизнес это уже почувствовал.
— В чем это проявляется?
— Платежи растут. Мы видим сокращение схемного кредита и минимизации налогов. Я сегодня вижу по цифрам уменьшение спроса на эту «услугу». Мы не победили еще, но спрос уменьшился в разы по сравнению с началом 2011 года. И сейчас эта тенденция продолжается. Если я вам называл 6,3 млрд. позитивных начислений по 2011 году, то в январе мы собрали уже 6,7 млрд. А относительно планов, которые мы доводим бюджету, то это маяки, основывающиеся на макроэкономических показателях. Есть соответствующая нормативно-правовая база, есть бюджет, который принят сегодня Верховной Радой Украины. Но нет ни одного предприятия, куда бы пришла налоговая и сказала: «С тебя столько налогов».
— Ни к одному не пришли?
— Не пришли. Это сегодня наша идеология.
— Почему же плательщики не замечают реформ в налоговой? Почему вице-премьер-министр Колесников на пресс-конференции говорит, что главная проблема реформ в Украине — налоговая и силовики. Он открыто назвал ваших сотрудников «барыгами и взяточниками в погонах», которых необходимо сокращать на 90%.
— Он это сказал в марте 2011 года! А сегодня, вы можете спросить у Бориса Викторовича, ситуация поменялась.
— То есть сразу все «барыги в погонах» резко перестали брать взятки и стали жить на одну зарплату?
— Вы говорите, что есть план по штрафам. Я вам привел системное решение и сказал, что в этом году количество проверок резко уменьшилось. Это — системный ответ на ваш вопрос. Вы спрашиваете: перестали ли брать взятки? Да, мы сегодня видим те факторы, которые создают коррупцию. Сегодня их и устраняем. Мы убрали фактические проверки. Была там проблема? Была. Мы установили мораторий на проверки в малом бизнесе. Это отмечают? Да.
Я вчера смотрел статистику по «Пульсу налоговой», куда поступают все обращения по коррупционным деяниям, затягиванию сроков, всему, что волнует плательщика, помимо законодательных проблем. У меня есть штат помощников, и я лично читаю наиболее содержательные и критические вопросы. Так вот, по 73% обращений вопросы были решены, и люди звонят и говорят нам спасибо.
— Если реформа проводится для бизнеса, она должна быть ему понятна, и бизнес должен это доверие как-тоартикулировать. В той же Грузии даже соцопросы показывают, что люди не видят коррупции в государственных органах. А у нас, как в анекдоте: мебель передвигают, а персонал сохраняется.
— Мы начали системный процесс. Но в любой реформе приходится преодолевать инерцию мышления. Как в налоговой, так и в бизнесе. В медицине есть такое понятие: «фантомные боли». Это когда человеку ногу или руку отрезали, а он все равно чувствует в ней боль. Вот такие же «фантомные боли» в налоговой сфере...
— По плану автоматическое возмещение должно было действовать для 90% предприятий уже в 2011 году, а вы в 2012-м планируете обеспечить только 80%.
— Тут полоса двустороннего движения. Есть в кодексе четко прописанные условия. И мы их в прошлом году даже понижали. Снизили долю экспорта, например. Дальше есть позиция предприятия, под которую нужно подстроиться. Там есть четыре отчетных периода. Но я же не могу фальсифицировать данные и вместо предприятий сочинять показатели отчетности! Поэтому мы со своей стороны обеспечили неукоснительное выполнение кодекса.
А в целом ни у одного предприятия сегодня нет накопления новых долгов. Есть проблемные моменты со схемой кредитной. Но если раньше была практика, когда предприятием подтверждался НДС и не возмещался, то сегодня мы решаем эту проблему.
— Мы от предприятий такого не слышим…
— У вас есть свой круг предприятий, с которыми вы общаетесь. У меня есть мой круг предприятий. Потому мы сегодня и вводим индекс инвестиционной активности, чтобы можно было говорить о репрезентативности выборки. Всегда есть люди, которые говорят, что все плохо.
— В прошлом году почти четверть миллиона предпринимателей закрыли свой бизнес. Это при тяжести и сложности процедуры ликвидации. И только 177 тыс. зарегистрировались снова...
— А что вас удивляет? Помните начало года? Появилась норма Налогового кодекса, не позволявшая плательщикам единого налога работать с юридическими лицами. Начали рассказывать, что 1,1 млн. плательщиков остались без работы. Мы тогда привели статистику: у 700 тыс. никогда не было контакта с юрлицом — это их не касается; 400 тыс. — касается. Из них 230 тыс. реально имели проблемы, а 170 тыс. предпринимателей, которые работали на едином налоге и тут же получали доход у этих же юрлиц. Поэтому мы говорим о том, что 170 тыс. предпринимателей использовались как раз для схем минимизации налогов. Это факт.
— А сейчас нет схем минимизации налогов?
— Схемы с использованием плательщиков единого налога стали экономически невыгодны. Теперь смотрим на статистику: 245 тыс. закрыто, 177 тыс. — новых, мы потеряли 67 тыс. предпринимателей. Но давайте проанализируем, что это за категории и почему они закрылись. И мы увидим, что только один предприниматель из восьми декларировал какие-либо доходы. Остальные были бездоходными предприятиями. Для чего?
— Да, наверняка среди них было определенное число минимизаторов. Но с другой стороны, это были люди, которые хотели работать легально и хоть какие-тоналоги государству платить. Сейчас они не делают и этого — ушли в тень и не платят вообще ничего. Это достижение?
— Это не достижение, но и не трагедия. Это нормальная работа. Есть предприятия, которые были закрыты по решению суда. Есть предприниматели, которые зарегистрировались на общей системе, исходя из тех льгот, которые предоставил Налоговый кодекс. Есть и чисто психологический фактор. Сколько было криков о том, что малый бизнес умрет? Люди это слышат и боятся. Ничего, не убили. Все перерегистрировали и все сделали. 2011 год мы заканчивали с приростом в среднем 10 тыс. предпринимателей ежемесячно. А это уже отразится на деловой активности. Я уверен, и это не только мои прогнозы, что по итогам первого полугодия мы будем иметь плюс 20—25% роста численности.
— Давайте посмотрим. Потому что тенденции показывают, что экономика уходит в тень. И мы видим, что она уходит в тень под налоговым гнетом, на примере той же спиртоводочной промышленности. Об этом в ноябре заявил первый вице-премьер Клюев. Спиртоводочная промышленность сократила легальное производство на 12%. При том что потребление сохраняется на прежнем уровне, а все другие отрасли пищевой промышленности показывают рост. Вот вам пример отрасли, которая уходит в тень.
— Акциза в 2011 году в Украине мы собрали 21,7 млрд. грн., что на 2,1 млрд. больше, чем за 2010-й. Теперь смотрим структуру платежей по акцизу. В этой структуре ликеро-водочные товары — 20%, пиво — 9, вино — 2,2 и 68% — это табачная продукция. Какая проблема есть? Падение производства, если мы возьмем официальную статистику, началось с 2008 года. Поэтому я не склонен считать, что это все резко уходит в тень.
— Так считают вице-премьер Клюев, Минфин и ассоциация производителей СОВАТ…
— Я же вам статистику привожу. С 2008 года идет падение производства. Тенденция это. Почему? Действительно, есть проблема. Это минимальная цена и отпускная цена спирта. У нас цена спирта сегодня — 155 грн. против 70 грн. в прошлом году. А если мы возьмем еще биржевые цены спирта, то увидим, что наш бизнес находится не в совсем равных условиях. Детенизация рынка — наша задача. В настоящий момент проходит крупномасштабная акция по выявлению фальсификата. За прошлый год выявлено 258 производителей нелегальной водочной продукции.
— Я две недели назад пошел на рынок и купил ящик водки по 12 грн. за бутылку…
— Зачем вам такая дешевая водка?
— Чтобы проверить, как вы выполняете поручение президента. Оказалось, плохо выполняете, и, стало быть, данные Минфина о том, что рынок водки на 40% работает в тени, а бюджет недополучил 2 млрд. грн. налогов, соответствуют действительности.
— Во-первых, цифру в 40% теневого рынка надо обосновать. Я бы с вами согласился, если бы мы уменьшили платежи. Но мы их увеличили. И вопрос лишь в том — на сколько? Кто-то ожидал 40-процентное увеличение, а получилось на 10%. Вот и вся разница. Мы не говорим, что платежи упали. Они выросли.
— А то, что на рынке водку продают дешевле минимальной розничной стоимости?
— Давайте сократим еще 30% сотрудников и будет у нас один инспектор на весь рынок. Кроме того, это обратная сторона медали, которая называется «Мораторий на проведение проверок малого бизнеса».
— Может быть, потому что инспекторов так много и все они кормятся с него, и стали возможны продажи водки по ценам ниже установленной?
— Безусловно, заявление можно легко сделать. Но в налоговой есть разные люди, и нельзя причесывать всех под одну гребенку.
— Почему вы их так защищаете? Вы же только недавно пришли. А у вас к ним такое отношение, будто вы с ними всю жизнь прожили.
— Я очень люблю людей, которые преданы своему делу. Среди 55 тыс. налоговиков есть люди, которые вызывают негативное чувство. А есть очень много людей, которые реально пашут. А я уважаю людей, которые трудятся. И неважно, чем они занимаются.
— Они не принимают декларации, пока взятку не дашь…
— Есть масса подразделений, которые не связаны ни с какими коррупционными явлениями. Это люди, которые сегодня работают и получают не такую большую заработную плату. Предприниматели хотят, чтобы налоговики работали до последнего клиента. Вот вы отдыхали 3 января, а у нас сотрудники вышли на работу. Им это тоже не нравится. Я вот до 11 ночи работаю. Поэтому я к людям всегда отношусь хорошо, если они работают. А если не работают, то наказываю их более жестко, чем это делает кто-либо другой.
— Кого вы наказали? Приведите пример вашей жестокости.
— Не жестокости, а жесткости. Например, недавно вышла статья о том, что налоговая служба закупила по тендеру дороже бензин. Проверили и видим, что налоговая купила бензин вместо 10 грн. за литр по 12 грн. Действительно, дочернее предприятие, которое учреждено налоговой службой, закупило этот бензин. В этот же день глава тендерного комитета дочернего предприятия был уволен, а руководитель предприятия получил официально взыскание. Тендер был в декабре, а информация прошла в январе. Мы расторгли договор с предприятием и все деньги, которые были перечислены, предприятие вернуло в налоговую службу. Все это было сделано в течение одного рабочего дня.
Второй момент. Мне пришел на «Пульс налоговой» звонок о том, что затягивают сроки проверок. Мы тоже очень жестко на это отреагировали. Если мы видим, что факты подтверждаются, человек уходит на меньшую должность и меняет направление деятельности.
— Есть какие-то высокопоставленные жертвы?
— Это замначальника районной инспекции.
— А по-настоящему большие жертвы, в центральном аппарате?
— Посмотрите, кто сейчас в центральном аппарате работает и в каком году человек пришел. Более 40% начальников департаментов поменялись в прошлом году.
— Это потому, что прежние не справлялись со служебными обязанностями? Это не стремление расставить своих людей, а именно профессиональные, объективные критерии?
— Совершенно верно. Те требования, которые предъявлялись нами, они не смогли выполнить. Залог успешной совместной жизни — смотреть в одну сторону. Мы вот и смотрим в одну сторону.
— А почему залогом успешной совместной жизни для подавляющего большинства нового руководства налоговой является происхождение из Донецкой области?
— Много ли из них донецких? Достаточно много. Но я вообще не вижу в этом какой-то проблемы. Уже даже есть термин «Донбасская школа менеджмента». Там есть достаточно мощные предприятия, мощный потенциал. Что такое руководство промышленным предприятием? Это та школа, которая сегодня воспитывает управленцев. И что плохого, что эти управленцы потом свой опыт могут переносить? Мне нет разницы — донецкий или не донецкий. Есть просто люди, которые умеют выполнять задачи лучше других, и они сегодня работают.
— А какую школу вы лично проходили в Макеевке, Константиновке или Донецке, которая позволила вам всего за семь лет госслужбы пройти всю карьерную лестницу снизу вверх? Все хотят знать этот рецепт успеха, ведь, например, в Днепропетровской, Харьковской, да и в других областях тоже очень много промышленных предприятий, но их представители почему-то свой опыт в налоговую сейчас перенести не могут…
— Я не считаю, что мне удалось пройти этот путь. Думаю,
- Информация о материале
Кибервыборы
Участники выборов в парламент приглашают для работы в партийных штабах хакеров со стажем. А это значит, что избирательная кампания будет походить на кибервойну без правил. А воевать есть кому, что наглядно продемонстрировали события 31 января. В этот день милиция заблокировала работу файлообменника еx.ua, на который приходится 25% от всего трафика украинского сегмента интернет. Но буквально в считанные часы получила ответный удар — сайт МВД подвергся хакерской атаке. Но, похоже, к «черным дням» стоит готовиться многим госорганами и партиям: в интернет-сообществах в открытую заговорили о хакерских флешмобах. Парламентские выборы только повысят градус борьбы.
Найти хакера, предлагающего взлом любых сайтов, в украинском интернете несложно. Обсуждение условий сделки быстро перешло к конкретным суммам. Условия корреспондента «ВД» — один из правительственных сайтов нужно атаковать три дня, один партийный — шесть дней. Хакер оценивает свою работу в $1600.
«Наш сервис валит любые сайты, соглашайтесь, мы сделаем все на высшем уровне», — призывает не медлить опытный взломщик. Корреспондент «ВД» начинает активно торговаться, требуя скидку. Собеседник уверенно парирует словами о сложной защите «заказанного» партийного сайта, который он готов атаковать уже в тот же день. Торги неожиданно обрываются самоуверенным обещанием: «Смотрите интересующий вас сайт, сейчас упадет!». И едва не выполнил этот заказ, что совсем не входило в планы «заказчика». Чтобы сбить прыть хакера, задействуем все возможные аргументы: «Мы прицениваемся, другие взломщики нам пообещали дешевле, советуемся с руководством…». «Ну как хотите, надумаете — обращайтесь», — слышим в ответ.
Стоит отметить, что некоторые взломщики изначально предупреждают, что не берутся за политические ресурсы. Но принципиальность эта, как правило, тает перед предложенными суммами. Уже на предстоящих парламентских выборах ожидаются нешуточные кибервойны между партийными штабами.
Black or white
Формируя штат хакеров, украинские партии имеют дело одновременно с «белыми» и «черными» специалистами. Основателю websecurity.com.ua хакеру Евгению Докукину нередко поступают прибыльные предложения использовать свои навыки в преступных целях. Каждый раз он отвечает отказом. «Работать на сомнительных заказчиков предлагают не сами хакеры, ведь они лишь наемные работники, а конкретные группировки, мафия, которая ими руководит», — отмечает Евгений Докукин. Компьютерный умелец считает себя «добрым» взломщиком, так называемым white hat hacker. Одна из последних его работ — анализ вероятных путей взлома сайта Европарламента, который состоялся 26 января 2012 года. В тот день Польша подписала Торговый договор в рамках ЕС о борьбе с контрафактной продукцией, который усиливает меры по борьбе с пиратскими сайтами. Эту атаку приписывают одному из самых известных интернет-сообществ Anonymous.
В отличие от Евгения Докукина, «черные хакеры» непубличны. «Такие «специалисты» никогда не попадают в поле зрения правоохранителей, не дают публичных интервью. Это профессионалы высшего класса», — рассказывает Владимир Голубев, директор Центра исследований компьютерной преступности. Тем не менее, даже такие скрытые профессионалы любят «светить» свои анонимные «ники» либо же название группировки. Причем такая странная реклама — признак именно украинских хакеров.
Начальник отдела по борьбе с киберпреступностью МВД Руслан Пахомов говорит, что именно тщеславие приводит за решетку многих киберпреступников: «Не знаю, то ли это особенности психологии, то ли ментальности, но именно наши хакеры часто после взлома какой-либо большой структуры любят оставить послание, что, мол, вас взломали из Украины. Такие плохо заметают следы». Возможно, этот самопиар привел к тому, что еще в 2010 году авторитетный исследователь из компании Trend Micro Пол Фергюсон в списке стран, продуцирующих киберугрозы, Украину поместил выше России. Тогда же ФБР выбрало две страны на всем постсоветском пространстве с высоким уровнем киберпреступности для внедрения своих агентов — Украину и Эстонию.
«Нашу страну начинают воспринимать, как «убежище» хакеров и киберпреступников, что часто осложняет ведение бизнеса честным компаниям», — убежден Юрий Омельченко, руководитель департамента защиты интеллектуальной собственности компании Microsoft Украина. — Так что можно сказать уверенно, Украина — один из лидеров рынка киберпреступности».
Политхакерность
Расценки на рынке хакерских услуг за последние три-четыре года несколько упали. Заказывая Ddos-атаку на сайты, корреспондент «ВД» столкнулся с готовностью хакеров существенно демпинговать. Так, за «обвал» каждого из сайтов нам предлагали по $l00 скидки. «Хакеров нанимают как для обеспечения внутренней безопасности информационных ресурсов партий, так и для деструктивных действий по отношению к оппонентам», — отмечает Ярослав Павловский, заместитель директора Института информационного общества. По его словам, нынешняя избирательная кампания уже вторая, в которой партии серьезно готовятся к кибервойнам. Первой были президентские выборы. На этой кибервойны будут вестись на новом уровне. В пользу такого предположения свидетельствует, в частности, тот факт, что в «больших» партиях, как правило, действует «серый лидер», который работает непосредственно с руководителем штаба, получает спецзадания как на счет обеспечения информационной безопасности, так и деструктивных атак. Именно этот лидер нанимает группу специалистов, чаще всего они работают вне штаба.
С одним из таких «серых лидеров», экс-руководителем отдела информационной безопасности «Нашей Украины» Игорем Колесником, удалось пообщаться «ВД». Правда, собеседник отметил, что занимался непосредственно безопасностью информации, атаки же на оппонентов они не практиковали. «Помимо мелких Ddos-атак были у нас и две большие, одна на выборах 2002 года, вторая — на выборах 2004-го», — рассказывает г-н Колесник. По его словам, последняя атака на президентских выборах была со стороны… силовых структур. В то же время он отмечает, что гораздо больше было попыток проникновения на внутреннюю почту сотрудников, хотя все это специалисты из отдела фиксировали и предотвращали.
По словам хакера Евгения Дикукина, в ходе Ddos-атак на партийные сайты можно существенно экономить, если нужны одноразовые «нападения». «Хакеры часто предоставляют такие услуги с дисконтом, например, первая атака бесплатно. И теперь партийцы могут смело работать по конкурентам, заказывать в разных конторах по одной атаке на оппонента. Эффективно и бесплатно. Сегодня один кладем сайт, завтра другой», — делится опытом хакер, допуская, что так партии с ограниченным бюджетом и поступают.
Возможно, так все и произойдет на предстоящих выборах. Судя по активности крупных политических игроков в формировании команд хакеров, атаки на интернет-ресурсы оппонентов, а также подконтрольных им СМИ, попытки проникновения на внутреннюю почту не заставят себя долго ждать. Вероятно, будут работать с оглядкой на Россию, где вся хакерская мощь проявилась на последнем волеизъявлении. «Хакерские атаки могут стать разрушительными «черными лебедями», если заблаговременно не позаботиться о защите. Ведь атаки непременно будут, когда кампания войдет в стадию, именуемую «накал», — прогнозирует политический консультант Андрей Кругляшов, работавший на российских выборах в штабе одной из партий. По его словам, станут необходимыми альтернативные коммуникационные системы, резервные страницы в соцсетях, на стены которых будет дублироваться нужный контент, будут цениться полузакрытые платформы, не позволяющие хакерам одномоментно генерировать множество ботов (разрушающие программы-роботы).
Политика XXI века
От выборов к выборам интернет занимает все бльшую долю в коммуникационном пространстве украинцев. А это значит, киберпровокации все чаще будут становиться частью избирательной кампании. На опережение в этом деле, по понятным причинам, действует глава Интернет-партии Украины Дмитрий Голубов. Семь лет назад он провел полгода в СИЗО по обвинению в краже денег с кредитных карточек путем взлома банковских сетей под ником Skript, но был оправдан. А сегодня он блокирует сайты и электронную почту финансовой пирамиды МММ, объявив кибервойну одиозному российскому бизнесмену Сергею Мавроди. Голубов оправдывает свои действия бездействием украинских правоохранителей. Однако у правоохранителей свое мнение, они сомневаются, что лидер интернет-партии одним своим авторитетом убедил регистратора лишить Мавроди домена: «Отключать сайт можно только в определенных законодательством случаях. Если бы каждый мог обратиться к регистратору домена, чтобы отключили не понравившийся сайт, то что тогда было бы?!»
Как бы там ни было, предстоящая схватка украинских партий в интернете также вряд ли будет сопровождаться арестами хакеров. Причина банальна. «Силовые структуры не способны оплатить услуги более-менее способных специалистов, там просто некому работать. У них самих, наоборот, отток людей, заработать трудно, а ради звездочек мало кто сейчас работает», — поясняет ІТ-специалист Василий Кондрашов, экс-глава School of Civil Hackers. Это означает, что уже в ближайшие полгода украинцы станут свидетелями борьбы без правил в киберпространстве, где «бомбардировкам» подвергнутся, вероятно, не столько партийные ресурсы, сколько информационные и телевизионные. 10 миллионов граждан нашей страны заходят в интернет каждый день. За их голоса и предстоит кибервойна с использованием всего технического арсенала хакеров.
- Информация о материале
История с ЕХ.UA как эпизод войны большого капитала против свободы Интернета
Если отбросить всю словесную шелуху вокруг истории с закрытием ЕХ.UA, то его суть сводится к конфликту между интернет-пользователями, желающими беспрепятственно обмениваться и скачивать видео, музыку и другой контент, и медиа-корпорациями и их собственниками, которые хотят на этом самом контенте делать деньги. Первых – миллионы, а если брать в масштабах всей планеты, то уже, пожалуй, и миллиарды, вторых (даже в масштабах опять-таки всей планеты) – несколько десятков, максимум сотен.
При этом корпорации, будучи не в состоянии справиться со свободным обменом контентом в Интернете другими методами, активно используют для борьбы со свободой Интернета государственные репрессивные машины.
И в первых рядах борцов со свободой слова и обмена информацией в Интернете находятся те самые государства, которые громче и пафоснее всех других провозглашают себя борцами за свободу во всем мире.
То, что украинское МВД попыталось (пока неудачно) сделать с ЕХ.UA, незадолго до этого с успехом осуществило американское ФБР в отношении одного их крупнейших мировых файлообменников megaupload.com, долгое время занимавшего 13-ю строку рейтинга самых посещаемых веб-ресурсов мира, у которого было свыше 150 млн. зарегистрированных пользователей.
ФБР не только закрыло megaupload.com, но и выдало ордер на арест всех его основателей и руководителей. Арестованным по всему миру по требованию США руководителям сайта, среди которых, кстати, практически нет граждан США (равно как и сам файлообменник был зарегистрирован не в США), грозят десятки лет тюрьмы по различным обвинениям, связанным с нарушением авторских прав.
В ответ на закрытие файлообменника последовали кибер-атаки хакеров из группы Anonymous на сайты Министерства юстиции и ФБР США, Белого дома, а также на сайты ряда американских корпораций, выступивших инициаторами преследования megaupload.com.
Или вспомним травлю сайта Wiki Leaks и его основателя Джулиана Ассанжа, которые на практике попытались воплотить в Интернете лозунг полной свободы слова, превращенный в фетиш национальной идеи США, за что и были теми же Штатами показательно наказаны. Но и закрытие файлообменников с арестами их руководителей, и Wiki Leaks с Ассанжем – это только цветочки. Ягодки мировые транснациональные корпорации и чутко откликающиеся на их просьбы власти стран Запада вот-вот обрушат на миллионы пользователей Интернета по всему миру.
Речь идет об уже наживших недобрую славу еще до своего принятия ACTA (англ. The Anti-Counterfeiting Trade Agreement) – торговом соглашении по борьбе с контрафакцией, и законопроекте SOPA (англ. Online Piracy Act).
ACTA – международное торговое соглашение, подписанное в конце прошлого и начале нынешнего года пока что только передовиками в деле «борьбы со злостными нарушителями авторских прав» (к коим относятся, например, пользователи ЕХ.UA и других файлообменников, т. е. большинство пользователей Интернета в Украине и не только) – странами Запада (США с Канадой, Евросоюзом и Австралией с Новой Зеландией) и некоторыми их сателлитами в Азии (Южной Кореей и другими).
Это замечательное прогрессивное соглашение позволит, например, таможенникам в подписавших соглашение государствах досматривать ноутбуки, MP3-плееры и мобильные телефоны на предмет незаконно скачанных или скопированных фильмов, музыки и других файлов. В случае их обнаружения носитель может быть конфискован или уничтожен, а его владелец будет обязан выплатить штраф.
Подобные меры уже начали действовать в США, а вскоре заработают и в других подписавших соглашение государствах. Так что, собираясь в скором времени в поездку в какую-нибудь из «самых свободных и демократичных стран мира», не забудьте теперь тщательно перешерстить содержание своего мобильника или ноутбука. А то, глядишь, из-за какого-нибудь рингтона или любимого фильма вполне можете лишиться собственной техники.
Разумеется, если вы при этом относитесь по взглядам к либералам-западникам (а таких среди пользователей того же ЕХ.UA и других файлообменников тоже немало), вас может утешать мысль о том, что вы, потеряв любимый гаджет, приобщились зато тем самым к высоким ценностям «цивилизованного мира». В отличие от тех отсталых непросвещенных элементов, кто не испытывает священного трепета при упоминании слов «США», «Европа» и «свободный рынок» и одинаково плохо относится как к попыткам задавить ЕХ.UA, так и к закрытию megaupload.com, давлению на Wiki Leaks или принятию ACTA и SOPA.
Конечно, эти проверки на границах и в аэропортах вряд ли будут тотальными, и шанс на то, что зацепят именно вас, невелик, но сам факт, что кто-то получает право копаться в вашей технике и ставить вас в положение потенциального преступника, налицо.
В законопроекте SOPA, находящемся сейчас на рассмотрении Конгресса США, предлагаются и вовсе драконовские меры по отношению к тем, кого корпорации-правообладатели и американские власти сочтут «пиратами» и «нарушителями авторских прав»: от внесудебного закрытия интернет-ресурса со свободным обменом контентом и до тюремных сроков до 5 лет для виновных в несанкционированном (на взгляд тех же корпораций и американских властей) потоковом вещании или другом распространении контента.
В истории с нашим ЕХ.UA, кстати, все тоже начиналось, как известно, с настойчивых требований западных корпораций «Adobe Systems Inc.», «Microsoft Corporation», «Graphisoft Inc.» (а также отечественного «1+1», который теперь, правда, отнекивается) привлечь к ответу «злостных нарушителей» из ЕХ.UA, включении Американской ассоциацией звукозаписи RIAA нашего файлообменника (наряду с «вКонтакте») в число 25 крупнейших «пиратских» веб-ресурсов мира и требований США закрыть его, что наше доблестное МВД и попыталось сделать, пока не получило «ответку» от интернет-сообщества.
Все вышесказанное, конечно же, совсем не означает, что Запад сам по себе является каким-то коварным злодеем, патологически стремящимся изничтожить свободу слова в Интернете. Тем более, что большая часть общества и в США, и в странах Евросоюза выступает против тех же ACTA и SOPA и пытается бороться со сжимающимися тисками «антипиратского законодательства».
В рамках этой борьбы были и протестные интернет-акции с временным самоотключением множества популярных сайтов во главе с англоязычной страницей Википедии, и хакерские атаки на сайты органов власти и медиа-корпораций, и выход тысяч людей на уличные акции протеста.
Но игнорирование мнения большинства своих сограждан по вопросам свободы Интернет-пространства, демонстрируемое как властями «демократического» Запада, так и разными украинскими правительствами – от «оранжевых» (если кто забыл, то напомню, что в 2008 г., при «демократических» президенте Ющенко, премьере Тимошенко и министре МВД Луценко МВД закрыло самую популярную на то время файлообменную сеть Украины infostore.org) до регионалов, зависит не от страны, названий партий или фамилий политиков, стоящих у власти и проводящих эту политику.
Тут все проще: бизнес есть бизнес, и ничего личного. Так как больше трех четвертей, если не больше, на мировом медиа-рынке и рынке программного обеспечения принадлежит западным корпорациям, то и инициатива загнать Интернет-пространство во всем мире в рынок (естественно, «свободный»: нет денег – свободен, на выход) по своим правилам, где за каждый клик придется платить, то и волна наступления на свободу интернета идет с Запада, накрывая попутно и нас.
Что, естественно, никак наши власти не оправдывает: просто отечественные олигархи делают деньги в основном в других сферах – и уж там, как все мы знаем, они разворачиваются по полной программе.
Миллиардные прибыли, получаемые крупными корпорациями, для хозяев этих корпораций несравненно важнее, чем право миллиардов людей по всему миру на свободу получения и обмена информацией. А значит, они оказываются важнее и для зависящих от крупного бизнеса политиков и властей везде, где господствует неолиберальная модель с приматом интересов бизнеса над интересами большинства общества.
Сейчас в таком положении – подавляющее большинство стран мира, включая так любимый нашими доморощенными либералами Запад, где бизнес-магнаты точно так же, как в Украине или других странах «третьего мира» (к которому мы, увы, уже тоже относимся по большинству параметров), или лично входят во власть (примеры Берлускони, клана Бушей и многих других), или напрямую на нее влияют.
История с ЕХ.UA – лишь один эпизод из большой войны большого капитала против не подконтрольному этому капиталу распространению информации в Интернете. А это, в свою очередь, проявление многолетней войны двух прямо противоположных тенденций.
Тенденции к КАПИТАЛИЗАЦИИ всего и вся, попытки превратить все, что только возможно, в товар и содрать с этого товара побольше прибыли. И тенденции к СОЦИАЛИЗАЦИИ – попытке обеспечить всему обществу, а не только отдельным платежеспособным его представителям, доступ к полноценной достойной жизни. Важной и уже неотъемлемой для многих частью которой в современном мире является и свобода обменом информации в Интернете.
Тем, кто выступает против закрытия ЕХ.UA и других файлообменников или против урезания социальных льгот афганцам, чернобыльцам и другим (то же движение Anonymous, кстати, не раз взламывало сайты западных правительств, оставляя послания против идущего сейчас по всему Евросоюзу курса на ужесточение социальной политики, урезания льгот и т. д.), или против «прихватизации» стратегических отраслей и предприятий, но при этом горячо поддерживает капитализм и воспринимает социализм как ругательное слово, пора разобраться с кашей в своей голове.
И определиться, какой из вышеназванных курсов – на капитализацию или на социализацию – он все-таки поддерживает. Иными словами: общество должно подчиняться и служить капиталу или капитал – обществу?
- Информация о материале
Лиса в курятнике: Хорошковский пошел за бюджетными деньгами
В начавшей обретать четкие черты системе сдержек и противовесов на верхушке украинской власти снова образовался перекос. С назначением Валерия Хорошковского министром финансов снова заговорили о монопольном усилении группы Фирташа в окружении Януковича. Но так ли все однозначно? Министр Хорошковский, безусловно, поставлен на место министра для распределения и контроля за денежными потоками. Но вот выиграет ли от этого Фирташ – это вопрос.
Новая надежда?
Хорошковский начинает играть ту роль «молодого дарования», которая ранее была у Яценюка, а потом у Тигипко – эти герои пока отправлены во второй состав труппы. Новым вызовам времени власть «конкретно держащим» показался бывший лидер «озимого поколения» (помните такое?) Валерий Хорошковский. Его назначение министром финансов взволновало весь околополитический Олимп по одной простой причине – его уже видят следующим премьером. И всем понятно, что конфигурация политических сил в Украине кардинально меняется.
Почему же Янукович сделал ставку на Хорошковского? Вряд ли он не догадывается об амбициях своего подчиненного и, безусловно, осведомлен о его умении достигать цели. И вряд ли главе государства не пытались объяснить, как Хорошковский в должности главы СБУ постоянно создавал сложности для Януковича-президента. Тут и спецоперации против правых националистов, и второй арест Тимошенко в СИЗО, и постоянное продвижение идей о покушении на главу государства. Неужели он после этого так доверяет Хорошковскому, что ставит его на один из самых серьезных в государстве постов – рядом с членами собственного «семейного» клана?
Мотивации Януковича могут быть уложены в две схемы.
Версия первая: «взятие под контроль». Суть ее состоит в устранении Хорошковского от управления силовиками и переводе его в изначально проблемное ведомство. Где, с одной стороны, он просто обязан принести Януковичу деньги «в клювике», а с другой – успех не гарантирует дальнейшего карьерного возвышения.
В спецслужбах Хорошковский был чужаком. Более присущее ему поле деятельности – как раз менеджмент, а не руководство карательным ведомством. СБУ при Хорошковским стало частью всеобщей системы «крышевания» и курирования различных отраслей легального и теневого рынков. Распределять денежные потоки эффективный менеджер Хорошковский умеет отлично, почему и оказался главным финансистом. Во главе СБУ он тоже был поставлен ради вполне конкретных задач. В первую очередь, ради возвращения газа, отобранного у Дмитрия Фирташа, и ради завершения расправы над Тимошенко. Но та излишняя самостоятельность, которую давал этот пост, в сочетании с тем, что Хорошковского считают главным фигурантом «русского лобби» в окружении президента, не давало Януковичу спокойно спать.
И гарант решил отправить Валерия Ивановича на новое поле деятельности. Теперь ему предстоит координировать и налоговую, и таможню, и Минэкономики. Специфику работы всех этих ведомств он знает. Да и опыт службы в СБУ ему весьма поможет: в эту структуру стекалось множество интересного фактажа обо всех потоках, схемах и откатах, в том числе и тех, которые могут идти мимо семьи президента.
На новой должности у Хорошковского может и не быть все так гладко: очень сложная сфера деятельности ему досталась. И главное – теперь он будет под намного более пристальным контролем лично Януковича, чем на посту в СБУ. Хорошковский теперь оказывается наедине с президентом и его ближним кругом. И будет выжимать из экономики все соки, дабы доказать: он достоин поста премьер-министра. А там, возможно, и стать потенциальным преемником Януковича.
Версия вторая: «посыл Путину». В данном случае речь идет о ставке на группу РУЭ, прежде всего, в тактическом плане – Украине нужен более дешевый газ. Хорошковский же – не просто член группы РУЭ, он считается в Белокаменной одним из пророссийских политиков – то есть, тем персонажем, которого безуспешно ищут в украинской политике уже долгие годы.
Уже циркулировали слухи, что от Януковича в Москве напрямую требовали сделать Хорошковского премьер-министром. Возможно, слухи эти распускались противниками тогда еще главы СБУ. Однако такая идея вполне логична. Переговоры по газу «зависли». А Дмитрий Фирташ с января потерял возможность получать среднеазиатский газ, который поступал к нему по льготной схеме с 1 апреля 2011 года. Фирташу нужно спасать принадлежащий ему химпром. И назначение Хорошковского должно стать сигналом Путину: в Киеве готовы пойти навстречу. Авось, обрадуются, и уступят в газовых переговорах. После чего Хорошковского премьером можно будет и не назначать…
Деньги маленькие – должность большая
Украинские эксперты в своих оценках назначения Хорошковского разделились на две группы. Одна считает, что новый поворот карьеры Хорошковского – это трамплин для взлета на премьерство и даже выше. Мнение этой части экспертного сообщества емко выразил директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Это можно рассматривать как еще одну ступень на пути восхождения Хорошковского.… Со временем возможно, чтобы премьер-министром стал молодой, телегеничный, гибкий и достаточно опытный политик, который смог бы повести Партию регионов на выборы».
Версии мотивации назначения Хорошковского полярны, но каждая может вести к премьерскому посту
Иное мнение – у аналитиков, считающих, что увольнение из СБУ – «понижение» для Хорошковского. Янукович «сливает» группу Фирташа как мешающую ему установить полный контроль над страной, и Хорошковский вовремя убегает от былого соратника, предлагая свои управленческие способности Януковичу, дабы остаться в «обойме».
Взгляды этой части экспертов формулирует политолог Юрий Романенко. «Янукович хочет обезопасить себя как от фронды олигархов, так и от народных волнений. В этих условиях ему нужно проводить тасовку кадров, и устранять те фигуры, которые ранее решали иные задачи. В силовых структурах нужен однозначно человек президента. Рокитский, ставший ныне и.о. главы СБУ, долго там не продержится. Потому для Хорошковского уход в Минфин – понижение. Он лишается мощной спецслужбистской автономии».
Хорошковский вовремя начал отходить от лоббирования интересов Дмитрия Фирташа, и теперь играет только на одном поле – президентском. Во всяком случае, ему удалось убедить в этом президента, и тот поставил его «на испытательный срок» в Минфин.
«Хорошковский начал дрейф в сторону семьи Януковича. Для Фирташа же уход от него такого игрока – поражение и предупреждение. В энергетическом секторе идут процессы перераспределения собственности. Фирташ владеет украинскими облгазами. Его монополия в этом плане мало кому нравится, и президенту тоже. Посредничество Фирташа и группы РУЭ в сфере газа раздражает и Януковича, и Москву. В ближайшее время группу Фирташа просто «вынесут», а следующим свой пост может потерять Бойко», - уверен Юрий Романенко.
Преемник поневоле
Версии мотивации назначения Хорошковского полярны, но каждая может вести к премьерскому посту для этого «эффективного менеджера»: либо в качестве преемника, либо – технического премьера.
Застрять «на финансах» он тоже может. Или быть послан на любую иную должность, где нужен будет «учет и контроль». Хотя логично, что после поста главы Минфина он может стать только вице-премьером. Такое назначение ему прочили уже в декабре 2011 года, пытаясь при этом соединить функции СБУ с финансовой разведкой, находящейся в ведении Минфина. Лоббировала это назначение все та же группа РУЭ. Тогда не получилось: ставить себя в зависимость от этой группы в период переговоров по газу Янукович счел неоправданным.
Теперь же он решил, что время Хорошковского пришло. И сразу насторожил все прочие группировки внутри элиты. Хорошковский становится первым конкурентом групп Ахметова - Колесникова и Клюева. Возможно даже временное единение этих игроков против столь опасного соперника.
Да и семья президента не может быть уверена, что Хорошковский будет послушно играть по нужным им правилам. До поры до времени он может изображать управляемость. И даже достаточно долго ее изображать – пока не почувствует, что настало время «расправлять крылья».
Ахметов проиграл?
Означает ли назначение Хорошковского поражение группы Ахметова? Только отчасти. Эта группа все более показательно уходит в бизнес, и максимально дистанцируется от политики. Пока что угрозы для положения Ахметова нет. Если Россия среагирует на назначение Хорошковского, и скинет цену на газ, тогда и Ахметов будет не в накладе. Если же этого не произойдет, то вряд ли Хорошковский начнет свою игру против Ахметова – для этого у него пока нет возможностей. Сейчас ему нужно доказывать свою эффективность во главе финансового ведомства.
Иное дело – стратегическое измерение этого назначения. Конечно, Азаров будет убран с поста, и убран в течение 2012 года. Наиболее вероятно – после выборов, когда могут образоваться новые центры влияния в самой Партии Регионов. Хорошковский в этот момент может оказаться единственной проходной кандидатурой на пост премьера.
Есть и иной вариант развития событий: Хорошковский станет сугубо техническим премьером еще до выборов. И «спалится» на этой должности – слишком много людей и факторов будут работать против него. Слишком опасен он как кандидат в преемники. В условиях, когда Янукович сделает его премьером, многим может показаться, что лучше сохранить старого вождя, чем выбирать нового – молодого, хищного и рьяного, да еще и пользующегося специфическим доверием в Москве...
Может быть, именно этого и хочет наш гарант?
- Информация о материале
Украинцев «убьют» по сети
Атака на сайты госорганов, доказала их невероятную уязвимость. Один из самых показательных примеров - на выходных в сеть попали даже файлы с серверов МВД. Приветствуя такие действия рядовые пользователи, видимо, не осознали в полной мере, какая опасность угрожает им самим. Сейчас правительство загружает в сеть десятки реестров с личными данными жителей страны. Учитывая отсутствие политики сетевой безопасности в стране, «виртуальный портрет» каждого украинца может быть легко сфальсифицирован.
Интернет-хулиганы сильней властей
За последнюю неделю чиновники убедились, что не могут оперативно реагировать даже на простейшие киберугрозы. Оказалось, что сайты органов исполнительной власти уязвимы даже перед таким «мелким хулиганством» как DDOS-атаки. Цель такого баловства - блокировка веб-ресурса путем отправки большого количества запросов, направленных на перегрузку сайта. Профессионалы-хакеры спланировали массированный штурм, направив миллионы подобных запросов от зомбированных вирусами компьютеров (бот-сетей) из разных стран на «заказанные» государственные ресурсы. По оценкам директора Украинского сетевого информационного центра Юрия Гончарука, подобная операция могла стоить заказчикам более $20 тыс.
Помочь хакерам, как оказалось, готовы 100- 300 тыс. украинцев, «обиженных» на власть из-за временного закрытия EX.ua. В социальных сетях появлялись отдельные группы, в которых составлялись списки сайтов-жертв. На их сервера участники групп посылали море запросов. В результате, на один из наиболее пострадавших сайтов- president.gov.ua – в часы пик отправлялось 140 тысяч запросов в секунду.
«Эти атаки можно было бы легко отбить, если бы Украина не сажала хакеров в тюрьму, а давала им возможность работать для государства. Так происходит во всём цивилизованном мире, куда мы так стремимся попасть», - заявил «Комментариям» лидер Интернет партии Украины Дмитрий Голубов.
В реальном мире такие виртуальные флеш-мобы могли бы выглядеть как массовая акция, во время которой тысячи законопослушных граждан вдруг начали помогать группе провокаторов забрасывать Администрацию Президента помидорами. А правоохранительные органы просто наблюдали бы за этим мракобесием и выясняли, кто и как реагирует на подобные выходки.
Первым делом президент, а остальные – потом
Государственная служба специальной связи и защиты информации (название органа говорит само за себя) выдало в прессу сообщение, что хакерская атака на сайт президента была отбита силами CERT (Computer Emergency Response Team, команда реагирования на компьютерные чрезвычайные события) только в прошлый четверг. Хотя «штурм дворца» начался еще во вторник вечером. Пресс-секретарь Госспецсвязи Игорь Конопацкий заявил «Комментариям», что ведомство отвечает только за защиту представительства президента в интернете. «Как видите, сайт президента грузится. Что касается остальных госорганов, то мы лишь контролируем, как они защищают свою информацию. Мы - не скорая помощь», - сказал он.
Самое интересное отличие от реальной жизни заключается в том, что тех, кто кидал помидоры давно поймали бы за руку и отвели, куда надо. Госспецсвязи тоже передала IP-адреса пользователей в правоохранительные органы. Однако сложно себе представить, как теперь они должны «отрабатывать наводку» - отправиться на экскурсию по домам и офисам в поисках единичных провокаторов?
Остальные госсайты, на которые совершалась DDOS атака – mvs.gov.ua, sbu.gov.ua, kmu.gov.ua - должны были «выплывать» из ситуации силами своих сисадминов. Больше всего пострадал сайт МВД, который «пролежал» два дня. Практика показала, что любой человек, знающий адрес сервера милиции, мог зайти на него и скачать оттуда, например, пиратские копии Windows. Это означает, что ftp-протокол ведомства на прошлой неделе был открыт для всех желающих; защиты данных фактически не было.
В Украине нет интернет-обороны
Сложно себе представить масштабы сетевого хаоса, если хакеры вдруг захотят продолжить «убивать» государство в сети и изберут для этого более серьезное оружие: вирусы и вредоносное ПО, блокирующее работу компьютерных систем и собирающее засекреченные данные. «Подавляющее большинство серверов – 99% – не защищены от массированных хакерских атак», – говорит Юрий Гончарук.
По словам Гончарука, государство так и не удосужилось выстроить вокруг своих сетевых ресурсов «эшелонированную оборону». Он говорит, что все сервера госорганов должны располагаться в защищенном датацентре Госспецсвязи. Он в свою очередь должен быть подключен по выделенным каналам ко всем основным украинским точкам обмена трафика. Но этого, по его словам, так и не было сделано. «В результате у государства нет возможности дать команду «Закрыть мир». Это означает, что на время DDOS-атак, в точках обмена трафиком закрывается выход на IP-адреса, находящиеся за пределами страны», - отмечает Гончарук. Иными словами, у нас нет интернет-ПВО: если вражеская ракета запущена, то есть 100% гарантия попадания в цель.
«Комментарии» вышли на связь с одним из офицеров CERT. Он рассказал, что государственную сетевую безопасность (а вернее, ее координацию) обеспечивается их небольшим отделом при Госсвязи, которых сотрудничает с более чем 100-та международными ведомствами подобного типа. «Мы бы хотели, чтобы наш отдел был больше», - сказал с надеждой офицер. Из разговора с ним выяснилось, что «сертовцы» получают информацию о сетевых угрозах, как от системных администраторов сайтов госорганов, так и из СМИ, обрабатывают ее, передают исполнителям на местах – МВД и СБУ – и дают рекомендации по защите пострадавшим госорганам.
Чтобы понять, насколько серьезно государство относится к своей собственной интернет-безопасности и безопасности граждан, можно представить, что многомиллионную страну охраняет МЧС и МВД, объединнный в один небольшой отдел. Дефицит кадров прогнозируемо отражается и на эффективности работы. Украли, например, у предпринимателя из магазина помидоры, которыми потом забросали Администрацию Президента. В итоге это оказалось проблемой предпринимателя. На оказание помощи бизнесмену времени и ресурсов нет, пусть сам разбирается. Тут, вон, президентский дом пострадал – весь от томатного сока красный. «Попытки создать в Украине отлаженную централизованную систему сетевой защиты закончились еще в 2005 году», - говорит Гончарук. По его словам, в развитых странах команды CERT помогают как государству, так и простым гражданам и бизнесу.
Крайних.net
Глава УСИЦ считает, что ответственность за безопасность украинцев в виртуальном мире в той или иной степени должны нести авторитетные в этой среде структуры – например, «Хостмастер» (техадминистратор национального домена .UA) или Интернет Ассоциация Украины.
Но в этих структурах пока так не считают и продолжают «переводить стрелки». «За все годы, которые мы технически сопровождаем домен gov.ua, сбоев в его работе не было», - заявили в «Хостмастере», добавив, что все вопросы по безопасности интернет-ресурсов должны идти опять-таки в CERT.
Получается, что в стране пока не разобрались, кто же является главным интернет-шерифом. А значит, если провести аналогию с популярной игрой, когда жители в очередной раз ночью пойдут спать, мафия снова проснется и будет делать, что ей вздумается.
Хакеры узнают об украинцах все
Тем временем в Украине поднимаются знамена глобальной информатизации. Власти готовят сразу несколько «высокотехнологичных» проектов: «Цифровой район», «Электронное правительство», «Государственный интернет», «Открытый мир».
Суть всех этих инициатив сводится к следующему: каждая мэрия, село, больница, школа, каждый украинец должны быть в обязательном порядке подключены к скоростной сети. Параллельно будет создан специальный государственный интернет-протокол, с помощью которого госведомтва будут обмениваться данными о жителях. Информация будет, по задумке, храниться в специализированных реестрах: образовательном, больничном, льготном. Каждый житель получит своего рода идентификационный код, по которому его будут опознавать в любой из этих систем. Это должно по идее облегчить жизнь простым гражданам: любой врач из любой больницы сможет запросить историю болезни пациента. Или, например, для передачи заявления в ЖЭК не будет необходимости стоять в живой очереди. Да и голосовать на выборах тоже можно будет из дому.
Но если посмотреть на все эти блага глазами хакера, то открывается непочатый край работ. Ведь если государство не удосужилось создать «интернет-милицию», то у кибер-преступников будут развязаны руки для организации любых преступлений. «Рано или поздно вся информация о людях и все реестры перейдут в электронный вариант. И тогда обнулить ее или что-то сделать с человеком будет очень просто. Как в фантастастическом фильме: если кто-то напишет, что человек преступник, то доказать обратное будет очень сложно. Эта проблема, которую нужно уже сейчас начинать решать», - резюмирует глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Петр Яцук.
- Информация о материале
Страница 1603 из 2102
