Главная
Чумовой шопинг, или Как офлайн сопротивляется онлайну
День Святого Николая, Новый год и Рождество — пора самых горячих покупок не только для украинцев. Уже много лет традиции празднований во всем мире поддерживаются и распространяются неутомимыми маркетологами, ведь именно в эти дни розничная торговля делает сумасшедшую выручку, а люди тратят десятки миллиардов долларов на подарки и товары со скидками.
Только американцы в «черную пятницу» 2017-го планировали выложить около 60 млрд долл. на товары со скидками, соответственно, аналогичную сумму в период массового ажиотажа должны были получить магазины США. Для Украины подобную статистику найти сложно, но, судя по очередям в торговых центрах, наши соотечественники также потратили немало в последнюю пятницу ноября. Однако очереди — это лишь вершина айсберга, потому что все больше покупателей заказывают товары в интернет-магазинах. Китайский ритейлер Alibaba продал товаров на миллиард долларов всего через две минуты после старта «Дня холостяка» — популярного в Китае праздника, а через сутки наторговал свыше 25 млрд.
По прогнозам статистического портала Statista, до конца 2017 г. доля онлайн-коммерции составит 10% от всего мирового ритейла. Например, в 2016 г. это было 8,7%, тогда как в 2015-м онлайн-торговля занимала всего 7,4% рынка. Зато к 2021 г. электронной коммерции пророчат откусить одну шестую от всех глобальных продаж. В какой степени этот тренд затронет Украину, и чего следует ожидать отечественным потребителям и бизнесменам?
Глобальные тренды
В мире основными драйверами распространения онлайн-продаж выступают США и Китай. В 2016 г. китайский рынок электронной коммерции вырос сразу на 26%, тогда как в США рост составил 15,6%.
Рынок интернет-продаж Поднебесной в значительной степени растет благодаря усилиям Alibaba Group с их площадками и сервисами, среди которых Alibaba.com, Alibaba Pictures, Aliexpress.com, Taobao.com, Alipay и 1688.com. В рамках площадок покупатели и продавцы имеют возможность напрямую договариваться о поставках. То, для чего раньше требовалось посредничество торгово-промышленной палаты или посольства, сегодня стало возможным при наличии компьютера либо смартфона с доступом к Интернету. При этом площадки выступают гарантами честности контрагентов, а также занимаются доставкой продукции и даже могут помогать в расчетах. Вот почему Джек Ма, основатель Alibaba Group, сегодня является самым богатым китайцем.
Что касается США, здесь безоговорочным лидером онлайн-коммерции выступает Amazon. Компания, стартовавшая с простого книжного онлайн-магазина, удачно выбрала курс на максимальную клиентоориентированность. Результат — база из десятков миллионов лояльных покупателей в США и за пределами страны, а также титул самого богатого американца с состоянием более 100 млрд долл. у основателя Amazon Джефа Безоса.
Интересно, что в двух крупнейших экономиках мира самыми богатыми людьми одновременно являются основатели, владельцы значительных пакетов акций и действующие руководители онлайн-ритейлеров. Этот факт хорошо иллюстрирует то, что происходит с глобальной торговлей. Впрочем, неплохо онлайн-коммерция растет в Европе, где за 2016 г. доля сектора увеличилась на 15%. Среди стран-лидеров — Германия, Великобритания и Дания.
Украинские особенности
Что касается Украины, то в 2016 г., по официальным данным, онлайн-коммерция составляла около 3% от всего оборота розничной сферы. Тогда как аналитики рынка говорят о вдвое большей доле на уровне 6% от совокупных продаж. Однако важны не столько объемы, сколько сам показатель роста. Например, многие магазины говорят о том, что за текущий год их трафик увеличился на 30–50%. Это тренд, учитывая, что подобную динамику они наблюдают в течение последних лет.
Примечательны отчеты о недавней «черной пятнице» по-украински. В 2017 г. значительное количество ритейлеров смогло получить на 100–150% больше заказов, чем в прошлом. И все же они не дотянули до показателей своих западных коллег, где магазины за одни сутки делают месячную выручку. Так, по словам менеджеров одного из крупнейших украинских онлайн-магазинов, в «черную пятницу» они наторговали сумму, равную собственному обороту за одну-полторы недели.
И это касается не только электроники, которую многие привыкли покупать в Интернете и относятся к этому, как к абсолютно нормальному явлению. Очень активно растет сегмент магазинов одежды и аксессуаров. Люди понимают, что вместо примерки можно детально ознакомиться с размерами и выбрать любую вещь на глаз, сэкономив время и деньги.
Следует сказать, что на отечественный онлайн-рынок серьезно повлияло развитие сервисов по доставке товаров, а также внедрение магазинами платежных систем. Как результат, клиенты получили широкие гарантии защиты от разных видов мошенничества. Например, если покупаешь одежду, то за 40 грн можно попросить курьера принести вещь к тебе домой или на работу, примерить ее, а уже потом решить, подходит ли тебе новая блуза или брюки. Также уходят в небытие оплаты на карточку и отправка товара «только после предоплаты». Что касается механизмов расчетов на сайтах, они также стали более безопасными. Все это серьезно продвинуло украинскую онлайн-коммерцию вперед.
Другая важная тенденция — распространение Интернета. Сегодня к пользователям глобальной паутины можно отнести свыше 22 млн украинцев. И это число постоянно растет за счет увеличения покрытия в небольших населенных пунктах. Собственно, поэтому мы наблюдаем положительную динамику потенциальной аудитории интернет-ритейлеров.
Почему люди выбирают интернет-магазины
Сегодня многие любители шопинга делают покупки с собственных электронных девайсов. Во-первых, обычно цены в интернет-магазинах оказываются ниже, чем в офлайн-точках продаж. Этому способствуют более низкие затраты онлайн-магазина. Например, ему не нужно платить аренду в самых дорогих торговых центрах. Сюда же входит отсутствие необходимости делать дорогой ремонт. Обычно в онлайн-магазинах намного меньше персонала, чем у их физических конкурентов. Также они более гибкие в плане уплаты налогов и работы с кассами.
Большинство об этом не задумываются, но сегодня онлайн-магазины могут крайне эффективно взаимодействовать с клиентом. На самом деле Facebook и Google знают о нас буквально все. С другой стороны, тот же Amazon и сам собирает о клиентах много разной информации. Будьте уверены, если у вас есть фирменная подписка Amazon Prime, а также вы пользуетесь стриминговым сервисом компании, то ритейлер всегда сумеет предложить вам то, от чего вы просто не сможете отказаться.
Более того, у современного человека, являющегося целевой аудиторией онлайн-ритейлеров, обычно наблюдается хроническая нехватка времени. Он много работает, ходит на йогу, кросфит или в бассейн, регулярно путешествует и посещает различные экономические и бизнес-форумы. Конечно, живя по такому напряженному графику, он не хочет и не может найти время для полноценного похода в магазин. Вместо этого человек берет свой мобильный телефон, заходит на любимую онлайн-платформу и заказывает товар с доставкой до двери.
Причем это уже сегодняшняя реальность. Тогда как реальность завтрашнего дня выглядит еще более оптимистичной для онлайн-продавцов. Например, Amazon начинает практиковать доставку дронами. Выглядит это следующим образом: клиент сделал заказ, дальше роботы собрали его на складе и отдали дрону, который или принес нужную штуку прямо домой, или нашел клиента по геолокации в телефоне и отдал посылку, пока тот шел из офиса к автомобилю. Или вместо заказа через телефон была озвучена фраза «купи стиральный порошок» вашей смарт-колонке, которая стоит в гостиной. А холодильник вообще обошелся без напоминания — он сам увидел, что молока нет или срок его годности истек, и заказал новую бутылку.
Конечно, для всего этого офлайн-точки продажи просто не нужны. Ведь процесс обеспечения домохозяйства всем необходимым уже совсем скоро станет максимально автоматизированным и персонализированным. Более того, перечисленные технологии уже есть и в некоторых странах даже доступны широким массам.
Онлайн-магазины выходят в люди
Но почему тогда Amazon открывает в США свои физические букшопы, а за ним и многие другие онлайн-ритейлеры энергично выходят на рынок «кирпичных магазинов»?
На самом деле сегодня очень мало успешных бизнесов, занятых продажей товаров. Например, человеку редко нужен фен. Вместо этого он может хотеть сухие волосы, красивую укладку или эффект ветра на фотографиях в Instagram. И если фен продать становится все сложнее из-за активной конкуренции, то можно реализовать конкретные бонусы от его применения.
Именно поэтому традиционные форматы супермаркетов и сетевых магазинов отмирают. Вместо них люди отдают предпочтение Интернету, дискаунтерам или шоурумам с невероятным для ритейла уровнем сервиса. К слову, все три формата сегодня развиваются. Тогда как традиционные для США и Европы «департамент-стори» и сети массово закрывают свои точки.
Да, интернет-магазины нацелены на прогрессивную аудиторию, желающую покупать товары быстро и с доставкой до двери. Она динамично растет, включая все новые демографические группы. Если 10–15 лет назад покупки в Интернете были делом early adopters (тех, кто первым выбирает новинки), то сегодня в западных экономиках многие люди в возрасте имеют аккаунты в популярнейших онлайн-магазинах.
Дискаунтеры направлены на широкие группы населения со средним и небольшим доходом. Например, в Украине самой известной сетью является АТБ. Она также и наибольшая по общему количеству магазинов. В США и Европе это Walmart, Lidl и другие. Эти магазины максимально сокращают затраты за счет экономии на персонале, налогах, складировании, а также на эффекте масштаба. Они всегда занимают серьезную долю рынка и имеют значительную власть над поставщиками, диктуя производителям не только максимально приемлемый уровень цен, но и набор товарных позиций.
Третий возрастающий сегмент — это дорогие магазины с высоким средним чеком, рассчитанные на зажиточную аудиторию. В связи с дальнейшим усилением расслоения между богатыми и бедными некоторые экономисты уже сейчас выделяют рынок товаров и услуг высокого сегмента в отдельную торговую систему. В таких магазинах продают, скорее, не сам товар, а ощущения. Но даже премиальные бренды, среди которых Louis Vuitton, Armani, Hugo Boss, Givenchy и другие, прилагают все больше усилий для продвижения в Интернете.
Интересно, что именно к третьему сегменту присоединяются онлайн-ритейлеры в США. Онлайн-магазины, многие из которых уже больше десяти лет работают на рынке, сегодня массово открывают большие и красивые шоурумы в самых дорогих локациях с заоблачной арендой за квадратный фут. Причем этот факт совсем не коррелирует с ценой товаров, реализуемых через такой магазин. Например, дешевая одежда или предметы для быта могут продаваться на одной улице с максимально дорогими товарами от hi-end производителей. Более того, очень часто такие магазины зарабатывают значительно меньше, чем тратят, ведь их основная цель — продвижение интернет-бренда среди аудитории и повышение лояльности целевого сегмента, который ценит эмоции намного дороже, чем вещи.
В связи с этим мы видим двойной тренд. С одной стороны, физические сети массово закрывают собственные магазины, лишаясь десятков и сотен наименее прибыльных точек. С другой — онлайн-магазины выходят в люди, открывая кирпичные шоурумы на самых дорогих торговых улицах.
При этом все больше нетипичных для онлайна товаров и услуг приходят в цифровую сферу. Уже сегодня онлайн-сервисы, в том числе в Украине, предлагают доставку продуктов до двери из любого крупного магазина, такого, как «Ашан», «Метро» или другого. Также появляются туристические компании полного цикла, работающие только в онлайне. Пользуясь их услугами, человек может забронировать билеты, купить страховку, выбрать отель, экскурсии и даже спланировать все трансферы за границей. Получается, что цифра съедает не только сегмент розничных продаж техники и одежды, но и другие сектора.
Что нас ждет?
Можно увидеть единственный возможный путь развития физических сетей, которые хотят выжить в электронном мире следующих десяти лет. Очевидно, что офлайн-ритейлеры имеют неоспоримое преимущество перед онлайн-точками в виде уже существующих локаций с полноценным набором информации об их эффективности. Занявшись оптимизацией бизнес-процессов, они в относительно короткие сроки могут выбросить все наименее прибыльные магазины.
Далее с помощью концентрации ресурсов следует задуматься над созданием дополнительной ценности в пределах своих магазинов. Например, это может быть установка электронных витрин с доступом на сайт магазина, открытие в части заведения кофейни, установка оборудования от магазинов высшего сегмента — что угодно, что способно дать клиентам больше ощущений от покупок.
В один момент наши любимые магазины возле дома были съедены супермаркетами. А точки продажи техники на рынках проиграли конкуренцию новым крупным сетям. Но теперь вчерашние хищники сами становятся жертвами, и уже через 5–10 лет многие привычные для нас форматы останутся далеко в прошлом. Зато на их место придет Интернет, относительно низкие цены и яркие красочные шоурумы.
- Информация о материале
Курченко продав Онищенку і Фуксу права на «гроші Януковича»
Олігархи Онищенко і Фукс придбали у втікача Курченка компанію, яка володіє 160 мільйонами доларів заморожених активів екс-президента Януковича.
Про це йдеться в розслідуванні Al Jazeera.
У розпорядженні телеканалу опинився контракт, згідно з яким Олександр Онищенко і Павло Фукс є сторонами у незаконній оборудці.
- Информация о материале
«Харківводоканал» купує реагенти у фірми, яка платить зарплату замдиректору водоканала
Постачальником хімічної речовини праєстол для КП «Харківводоканала» у 2017 році було ПП «Сервіс О.К.», в якому в цей же рік отримував зарплату заступник директора харківського водоканалу Віктор Булгаков. Про це повідомив «Харківський антикорупційний центр».
Заступник гендиректора по експлуатації каналізаційного господарства КП «Харківводоканал» Віктор Булгаков задекларував 292,5 тис.грн. доходу в 2017 році від зайняття підприємницькою діяльністю в київському приватному підприємстві «Сервіс О.К.».
Саме це підприємство є у лютому 2017 року було обрано постачальником реагентів для КП «Харківводоканал» на 992 тис грн. Ціна за тонну реагента марки «Праєстол 853 ВС» склала 150 тис. грн., а вартість тони реагента марок «Праєстол 859 ВС» та «Праєстол 854 ВС» – 186 тис. грн.
Місце поставки – Харків, проспект Гагаріна, 354. За цією адресою знаходиться комплекс біологічної очистки Безлюдівський, який підпорядковується комплексу «Харківводовідведення», яке зараз очолює Віктор Булгаков.
В 2016 році Віктор Булгаков на посаді директора комплексу «Харківвідведення» заробив 255,65 тис.грн., що менше, ніж він отримав від ПП «Сервіс О.К.» в 2017 році.
«Сервіс О.К.» не перший раз поставляє праєстол на «Харківводоканал». В 2015 році фірма отримала підряди на суму 10,79 млн грн.
Власником та керівником ПП «Сервіс О.К.» є Володимир Червонюк.
Віктор Булгаков, згідно електронної декларації за 2016 рік, має готівкою 42 тис.дол., 125 тис.грн. Крім цього Булгаков володіє автівкою BMW 525I 2005 року випуску, а в 2008 році придбав квартиру площею 122,5 кв.м. за 418,1 тис.грн.
- Информация о материале
Извращенцы, предатели, воры – собирательный образ «командиров ДНР»
В ОРДЛО царят законы выживания и принцип «чем хуже, тем лучше». Чем более беспринципный и отвратительный персонаж, тем больше у него шансов достичь кадровых высот в НВФ «днр». По данным группы «Информационное сопротивление», в подразделениях так называемого «1 АК днр» продолжаются кадровые ротации и разнообразные интриги, связанные с перестановкой в руководящих звеньях незаконных вооруженных формирований.
В связи с этим предлагаем поближе познакомиться с некоторыми «героями», которые руководят российско-оккупационными подразделениями в ОРДЛО. Вопрос – что именно сделало их такими – скорее, антропологический и немного экзистенциальный. Мы склоняемся к тому, что главари «1 АК днр» - продукт системы, по принципу «бытие определяет сознание». С другой стороны, правила игры в среде «ополчения» сформированы с непосредственным участием наших героев. Извращенцы, стяжатели, воры, готовые предать бывших соратников ради перспектив материального обогащения – знакомьтесь, предводители «ополченцев» «днр».
Позывной «Корса» - бывший мент, военная преступница
Недавний обстрел Новолуганского (боевики накрыли жилые дома из РСЗО «Град») связывают именно с командиршей боевиков «днр» Ольгой Качурой (позывной «Корса»). Эта особь, по данным многих источников, командовала подразделением РСЗО, которое обстреливало дома гражданских. В прошлом начальник штаба Кировского райотдела Донецкой милиции, в «дырявых» войсках Качура открыла в себе тягу к кровавым провокациям против мирного населения, в особенности – в канун религиозных праздников. Обстрел Новолуганского, в результате которого тяжелые ранения получили несколько человек, частично разрушены школа, детсад и больница, был осуществлен в канун 19 декабря – день Св. Николая.
Это та самая «Корса», которая с блеском в глазах рассказывала о том, как подчиненные ей террористы, обвешавшись украинскими флагами, вели обстрел из РСЗО «Град» с территории занятых боевиками населенных пунктов.
«Качура Ольга Сергеевна - подполковник милиции в запасе. Уволена из органов внутренних дел в феврале 2011 года. Последняя должность - заместитель начальника отдела - начальник штаба Кировского райотдела Донецкого горуправления милиции. Бывшие сослуживцы характеризуют ее как редкостную тварь, любительницу спиртного», - так характеризовал «Корсу» начальник Главного управления МВД Украины в Донецкой области Вячеслав Аброськин (сейчас занимает должность первого зампредседателя Нацполиции).
Возвращаясь к вопросу мотивации и того, что движет «командирами» боевиков. Здесь, очевидно, психиатрический случай. Склонность к садизму, кровавым провокациям, упоение от ощущения мнимой безнаказанности – система производит «идеальные» кадры.
Им нужен металл
Еще одна «каста» - это материально мотивированные «защитники русского мира». Пилить металлолом, греться у потоков «гуманитарки» и ГСМ из РФ – вот профессиональные сферы, в которых реализуют свои таланты «командиры». Правда, таким рвением часто недовольны российские кураторы ОРДЛО, и это недовольство имеет тенденцию к нарастанию.
Рассмотрим личность еще одно «хероя» - проворовавшегося первого заместителя 11 отдельного мотострелкового полка Эдуарда Пелишенко (позывной «Крым»). Слишком большие аппетиты и профнепригодность данного персонажа привели к тому, что в октябре 2017 года было принято решение о его увольнении с должности. Очевидно, проштрафился Пелишенко неслабо, ведь по итогам деятельности подразделений «1 АК днр» в 2017 году его полк занял 2-е место. Чтобы потянуть время и подыскать себе не менее выгодную должность, Пелишенко залег на дно: ушел на «больничный».
Тем временем, в бывшем подразделении «Крыма» пошел слух о том, что его якобы отправляют на повышение в 100 отдельную мотострелковую бригаду. Другой причиной смещения называют необходимость «расчистки» должности в пользу дальнейшего карьерного роста командира 2 мотострелкового батальона Ильи Емельянова (позывной – «Малой»). Данный персонаж якобы пользуется личной поддержкой главаря «днр» Александра Захарченко.
Примечательно, что еще недавно Пелишенко и Емельянов имели совместные «бизнес-проекты» по распилу на металлолом конструкций промышленных объектов оккупированного Донецка, нелегальной добыче и сбыту угля, реализации фиктивно списанных горюче-смазочных материалов и т.д.
Об их «предпринимательской деятельности», возможно, стало известно командиру полка Антону Тарасову (позывной «Грозный» гражданин РФ, имя и фамилия вымышлены – ИС), до которого также дошли слухи о сокрытии в бригаде вопиющих фактов употребления подчиненными Емельянова наркотиков, массового злоупотребления алкоголем, теневом «бизнесе» руководящего звена.
Именно чтобы «отбелить» себя перед командованием «1 АК днр», «Грозный» принял решение – сделать крайним Пелишенко, распространив слух, что инициатором его смещения якобы выступает Емельянов, позарившийся на должность первого заместителя командира бригады.
О настоящей мотивации
Если копнуть чуть глубже, то становится очевидно: «Грозный» организовал склоку между Пелишенко и Емельяновым, чтобы перераспределить сферу влияния на сложившуюся систему переработки в металлолом промпредприятий оккупированного Донецка, в частности, оборудования шахты «Октябрьская». Да, цинично и неприкрыто – вот такая она, настоящая «защита русскоговорящих» на Донбассе. Освобождая население от несуществующих «биндер» и «натовских негров», «ихтамнеты» попутно освобождают оккупированные районы от остатков былой промышленной мощи Донбасса.
Но вернемся к нашим героям. Чтобы углубить взаимное подозрение и недоверие между «бизнес-партнерами», «Грозный», в доверительной беседе к Пелишенко, сообщил последнему, что инициатором его смещения с должности непосредственно выступил Емельянов, а он, фактически, только выполнил указание высшего руководства. Поверил Пелишенко «коллеге» из России или нет, история умалчивает.
Тем временем, в 100-й бригаде боевиков «днр» все ждут выздоровления Пелишенко. И одновременно готовятся к встрече очередного командира. А тот уже «наводит справки» о находящихся в районе ответственности бригады предприятиях, которые могут стать потенциальными объектами для личного обогащения.
Конечно, эти небольшие эпизоды – лишь небольшие штрихи к системе, действующей в среде командования боевиков и роли в ней российских наемников и «ихтамнетов». Но это – детали мозаики, из которых состоит общая картина, собирательный образ «командира ополченцев» в ОРДЛО.
- Информация о материале
И шо с попами делать
Ещё в октябре 2017 года центр Разумкова провёл очередное исследование на тему доверия граждан различным институтам. Так, традиционно из всех институтов государства и общества граждане Украины больше всего доверяют волонтёрам, церкви и армии, где церковь набрала свой кредит доверия аж в 64,4% и оказалась на втором месте. Довольно высокий уровень, не так ли? Особенно в стране, где наивный избиратель начинает стремительно разочаровываться в своих симпатиях уже через месяц после выборов. Однако, если церковь в Украине имеет очень высокий кредит доверия для наших соотечественников, то мы можем предположить, что она может и влиять на их действия и помыслы, да?
Сосуществование
Церковь всегда играла значительную социальную и политическую роль в жизни человека. В течение многих веков, когда не было средств массовой информации в современном понимании, «слово пастыря» было едва ли не единственным возможным способом донесения информации до человека. Ну и первые «бестселлеры», то есть книги, которые массово печатались, были как раз на религиозную тематику, в частности, Библия. К тому же при церкви зарождались первые современные школы и университеты. То есть церковь имела важнейший ресурс для существования общества и государства — информацию, а как мы знаем, кто владеет и распоряжается информацией, тот может контролировать ситуацию.
Поэтому неудивительно, что пути церкви и государства всегда были тесно переплетены. Государство хотело иметь власть над церковью, распространяя свою монополию на управление, а церковь превращалась из духовного института воспитания человека в политический, непосредственно участвуя в политических процессах или влияя на них.
Именно поэтому на рубеже Нового времени, с появлением первых современных демократий был изобретён оптимальный путь взаимодействия и сосуществования — отделение церкви от государства. Государство таким образом гарантирует, что не имеет никакого права на вмешательство в деятельность церкви. А церковь является элементом гражданского общества, имеет свою определённую автономию, своё управление и должна, не вмешиваясь в жизнедеятельность других институтов, выполнять свою добрую миссию — помогать нуждающимся, выполнять культовые функции или наставлять на правильный путь тех, кто с него сбился (тут уж выбирайте то, к чему ваша душа лежит). К тому же оба эти института обязуются гарантировать право граждан на свободу совести и вероисповедания, то есть исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также уважать такой выбор человека.
Итак, мы имеем незыблемый принцип, что государство не вмешивается в деятельность церкви. Но, скажите, как быть сегодня, когда уже начинается четвёртый год российско-украинской гибридной войны?
Гибридная война — это новое поколение войн, война информационного общества, где информация (а значит, и пропаганда) является основным оружием врага, применяются различные, порой непредсказуемые методы экономического, политического, уголовно-террористического характера. Более того, такой перечень не исчерпывающий. На что хватит фантазии стратегов врага, то и будет новым оружием. И вот церковь, к сожалению, как и религия вообще, снова становится таким гибридным методом деструктивного характера.
Пакостники в рясах
Меня смущает уже самый первый вопрос (исходя из названия самой «организации»): не является ли это угрозой национальной безопасности во время войны иметь формальные и неформальные связи с государством-агрессором? Ответим на него позже. А пока просто немного перечислим мелкие и не очень пакости. В этом плане на ПиМ есть очень хороший цикл статей Татьяны Деркач о казаках-разбойниках и дядьках в рясах, поэтому коротко.
Как до агрессии церковь Московского патриархата представляла гибридную угрозу для государственности, так и с началом агрессии РФ против Украины у нас есть (как говорят западные юристы) reasonable doubts — то есть основания считать действия церкви МП нелояльными к Украине. Конечно, любую подрывную деятельность трудно доказать, и особенно — начать любой судебный процесс. Однако есть много свидетельств и фактов, что такая подрывная деятельность действительно имела место.
Опять же, о больном и местечковом — харьковский сепар Андрей Бородавка в одном интервью прямо сказал, что в Харькове сепаратизм финансировался по таким каналам: Генконсульство России, центр «Россотрудничество», пророссийские организации, народные депутаты Украины и (о боже, как неожиданно) УПЦ МП.
При различных епархиях (например, Харьковская, Запорожская, Сумская и т.д.) создавались и создаются общественные организации, открыто ориентированные на РФ, парамилитарные организации — частные охранные фирмочки или же боевые дружины кизяков. И надо отметить, что (опять же, полной статистики нет) большинство пророссийских казачьих организаций в Украине приняли участие в войне на Донбассе именно на стороне сепаратистов и россиян.
Да и просто вспомните 2014 год. Помните многочисленные митинги священнослужителей МП в Симферополе, Славянске, Донецке, Луганске, их письменные требования или коллективные обращения к патриарху Гундяеву повлиять на Путина? Не, не помните? Да, и я тоже… Зато я помню убитых в Славянске пастора-протестанта и его семью.
Кроме неприкрытой подрывной деятельности, были и менее уязвимые, но оттого не менее пакостные действия, которые всё равно имеют большое влияние на верующих и информационную повестку дня. Например, отказ проводить молебен по нашим защитникам на востоке или отказ провести обряд отпевания погибшего воина. Опять же, случай из поста Гудыменко в Запорожье.
Вообще, Запорожская епархия удивительная в своей упоротости упёртости. Ещё 20 марта 2016 года там «предали анафеме» патриарха Филарета.
Если вы смотрели прилёт наших освобождённых ребят в Харьков 27 декабря, то там был забавный контраст между речами патриарха Филарета и митрополита Онуфрия. Хотя бы даже то, что патриарх пел гимн, а митрополит гордо молчал (не подумайте — я не ура-патриот, но это очень интересный триггер «свой-чужой» во время исполнения гимна). Разница в эмоциональном наполнении их речей. Ну спасибо, что хоть Онуфрий вовремя остановился в упоминании полковника Гундяева и не стал его благодарить.
Харків. Зустріч звільнених з полону
Харків. Зустріч звільнених з полону
Publié par Радіо Свобода sur mercredi 27 décembre 2017
(Гимн с 1:20:42, выступления с 1:30:25.)
Правовой статус
Все разговоры о независимости, автономии и бла-бла — абсолютная фикция. Итак, «право широкой автономии» для УПЦ МП было предоставлено Архиерейским собором Русской православной церкви в 1990 году. Но Киевский митрополит является постоянным членом Священного синода Русской православной церкви, а украинский епископат принимает участие в Архиерейских и Поместных соборах РПЦ, в выборах патриарха Московского и всея Руси.
На последнем соборе РПЦ был совершён гибридный кульбит в связи с готовящимися вмешательствами государства на законодательном уровне. В устав РПЦ внесли минимальные правки, где указали центром управления УПЦ МП Киев (тем самым якобы указывая на её «независимость») и вывели положения из одной главы в новую Х главу, полностью посвящённую УПЦ МП.
Однако даже этот псевдонезависимый кульбит сам себе противоречит. Например, пункт восьмой — решение о создании или ликвидации епархий, входящих в УПЦ МП, и об определении их территориальных границ принимаются её Синодом с последующим утверждением Архиерейским собором РПЦ. Пункт десятый — решение Поместного и Архиерейского соборов РПЦ обязательные для УПЦ МП, а пункт двенадцатый — суд Архиерейского собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской православной церкви.
Итак, каким образом должно реагировать государство на подобные действия? Когда существует угроза национальной безопасности, но правовыми способами реально трудно доказать вину (тем более только отдельно взятых лиц, а не организации в целом). Потому любые попытки вмешательства в деятельность будут расцениваться как посягательство на Конституцию и на деятельность религиозной организации и, следовательно, могут нанести ощутимый удар по Украине ещё раз, ведь враг очень хорошо умеет использовать любые информационные поводы для раздувания проблемы и расшатывание ситуации в государстве.
Пока единственным завершённым шагом со стороны государства был запрет служить капелланами священникам из МП в подразделениях Национальной гвардии Украины. Кроме этого, власти не оставляют попыток создать единую поместную православную церковь, что очень важно в условиях цивилизационного противостояния с Россией.
Законопроекты
(скучно, проматывайте)
Сегодня в Раде находятся два законопроекта на эту тему. Первый — №4128 авторства народного депутата Еленского и других.
Этим проектом дополняется действующий Закон «О свободе совести и религиозных организациях» пунктом об упрощении процедуры внесения изменений или перерегистрации уставов религиозных общин. Так, авторы предлагают, чтобы судьбу прихода решали сами верующие этой общины, а не епархиальное руководство или митрополия. Таким образом, изменения смогут внести с согласия большинства членов общины на приходском собрании.
Возникает логичный вопрос: а кто же является членом общины, ведь в большинстве приходов отсутствует фиксированное членство? Законопроект определяет, что принадлежность к обществу определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины. С одной стороны, это хорошо, когда верующие сами решают судьбу религиозной жизни. С другой стороны, это может быть использовано и в обратном направлении, ведь при наличии хорошей материальной базы, информационной поддержки и других действий со стороны РПЦ, епархии УПЦ МП могут даже расширить своё влияние. Вай нот, как сейчас модно стало говорить. Да и я с трудом верю в «решение прихода», когда у нас люди не всегда ОСМД могут нормально создать, а тут — целый приход.
Второй законопроект, который вызвал резонанс в СМИ — это документ № 4511. Он создаёт новые условия для функционирования конфессий, центры управления которых находятся в стране-агрессора (теперь понимаете, зачем Собор созывали?). Так, вводится подписание дополнительных договоров между государством и религиозными организациями таких конфессий для установления специального статуса. Устанавливается обязательное согласование кандидатов на высшие церковные должности и приглашённых иностранных религиозных деятелей (или проповедников) с государственными органами. Также в случае сотрудничества представителей общины с террористами государство оставляет за собой право прекратить деятельность такой общины.
Действительно, этот законопроект более радикальный и очень трудно предсказать все последствия. Однако правовая основа для него уже немного создаётся. Как только будут приняты соответствующие законопроекты по реинтеграции оккупированных территорий, в них будет обязательное определение РФ как государства-агрессора. А значит, мы можем позволить себе право контролировать любые организации, которые подчиняются, контролируются или имеют другие связи с центрами в РФ. Ведь если правильно прописать, то факт упоминания в их уставе центра управления не будет иметь большого значения. Есть факт подчинения, даже косвенного, агрессору — будьте добры, соблюдайте закон.
Иной путь
Я был бы не против, чтобы эти проекты стали законами. Но это тяжело. У нас СБУ почему-то не может заняться действующими сепарами в рясах, выбивать их хотя бы точечно. Тем более мы не можем отрицать, что в МП наверняка есть и нормальные, во всяком случае не личности с антиукраинскими настроениями. Такие методы будут со скрипом продвигаться, и уж точно не перед выборами. Это ж электорат может обидеть, правда? А там ещё и суды могут пойти, обращения к западным партнёрам — мол, мы основоположные права ограничиваем… Короче то, что называется ассиметричными действиями.
А вот «добровольный» переход епархий МП в КП поможет разбавить этих людей, ассимилировать и переподчинить. Так как же можно вывести из-под подчинения епархий МП и стимулировать создание единой поместной украинской церкви таким образом, чтобы не оказать агрессору моральное право манипулировать мыслями общины и не проводить дальнейшую подрывную деятельность?
Я вижу радикальный, но мягкий способ. Надо бить по самому больному. А поскольку в моём понимании церковь МП — это больше бизнес-учреждение и агент влияния, чем религиозная организация, то и наказывать гривней.
Как только РФ будет на законодательном уровне окончательно определена как агрессор —ввести обязательное налогообложение деятельности епархий МП, точнее религиозных организаций, прямо или косвенно подчиняющихся или сотрудничающих с агрессором. Фактически, если они сотрудничают с агрессором и/или его институтами, то они «иностранные агенты» (агенты влияния — называйте как хотите), а, значит, мы имеем право предоставить им особенный статус, в том числе как плательщика налогов. Причём полный «соцпакет», то есть налог на доход физических лиц, налог на прибыль (свечечки, иконки) и 1,5% военного сбора (тут должен быть гомерический хохот), а также обеспечить уплату ЕСВ для наполнения Пенсионного фонда, налог на аренду церковных земель (в местный бюджет), недвижимости и тому подобное. Забрать все льготы и ввести декларирование имущества.
Таким образом, такое материальное стимулирование будет одним из необходимых элементов мягкого принуждения к переходу епархии в КП (ведь зачем платить больше, если по соседству такая же халява, как и раньше), где они будут ассимилироваться, а их деятельность — контролироваться более взвешенно.
Послесловие
Понятное дело, что с плеча рубить глупо. Налог — это явно не санкция, это стимул. А особый правовой статус будет просто очередным знаком того, что, господа, вы — чужие и вам здесь не рады. Ну и опять же, спешка для нас опасна. Надо действовать тоже гибридно и ассиметрично, ведь уже ж все поняли, с кем мы имеем дело? Гибридная Россия, где власть — это гибрид криминалитета и чекистов, с гибридной церковью, где священники — те же чекисты, которые «рубят бабки» в своих бизнес-центрах. И пока с ними имеют связи наши священники, то это гибридная угроза, и, значит, пора им определиться: трусы надевать или крестик снимать. А действительно хорошие священники МП (такие же есть, да?), я полагаю, всегда найдут себе место в КП.
- Информация о материале
В новый год с новыми тарифами: за что украинцы будут платить больше
Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ), с 1 января повысила прогнозную оптовую рыночную цену на электроэнергию, а также тарифы на водоснабжение для 60 водоканалов. «Апостроф» разбирался в последствиях этих решений для простых украинцев.
Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), повысила прогнозную оптовую рыночную цену (ОРЦ) на электроэнергию. С 1 января ОРЦ увеличилась на 9,5% – с 1365,72 грн/МВт-ч до 1495,46 грн/МВт-ч (без НДС). С 1 апреля цена вырастет еще на 6,1% – до 1586,69 грн/МВт-ч (без НДС).
Однако означает ли это, что электроэнергия подорожает для населения? Ранее «Апостроф» писал, что наибольший риск повышения тарифов связан именно с электроэнергией.
По словам источника «Апострофа» в правительстве, на сегодня говорить о росте тарифов на электричество для населения преждевременно.
«Вопрос нужно изучать. Пока еще это повышение ни о чем не говорит. Возможно, тарифы [для населения] будут каким-то образом балансировать», - сказал собеседник издания.
Эксперты согласны с такими выводами. «Тарифы на электроэнергию увеличиваются для небытовых потребителей (малого, среднего, крупного бизнеса, бюджетных организаций – школ, больниц, детских садов). Для населения на электроэнергию тарифы не выросли», - пояснил «Апострофу» бывший член НКРЭКУ Андрей Герус.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что в ближайшее время не будут повышаться тарифы для конечного потребителя.
«Может быть, найдут какие-то резервы. НКРЭКУ будет проводить методологическую работу, чтобы увязать цены для населения с изменением ОРЦ», - сказал он в комментарии «Апострофу».
Почему повысились цены на воду
Регулятор в конце декабря прошлого года также повысил тарифы на водоснабжение и водоотведение для ряда водоканалов Украины (всего 60 лицензиатов).
Так, для «Харьковводоканала» тариф на водоснабжение установлен на уровне 8,38 грн/куб. м (рост на 16,71%), на водоотведение – 4,36 грн/куб. м (рост на 9,55%); для «Днепрводоканала» на водоснабжение – 6,47 грн/куб. м (рост на 4,69%), на водоотведение – 4,25 грн/куб. м (рост на 0,47%); для «Львовводоканала» на водоснабжение – 7,09 грн / куб. м (рост на 10,61%), водоотведение – 3,62 грн/куб. м (рост на 5,85%).
Повышение тарифов объяснили ростом расходов на оплату труда, стоимости электроэнергии и рядом других факторов.
Отметим, что это решение НКРЭКУ непосредственно отразится на тарифах на воду для населения в соответствующих городах.
«Тарифы на воду – это уже как раз для населения. Электроэнергия – самая большая статья себестоимости водоканала – составляет около 40%. Поэтому повышение тарифов на электроэнергию сразу же повлекло за собой повышение тарифов на воду для населения (в 60 городах Украины)», - отметил Андрей Герус.
Инфляция на старте
При этом если даже правительство найдет резервы и не поднимет тарифы на электроэнергию для населения в ближайшее время, это повышение в любом случае скажется на украинцах.
Как поясняет Андрей Герус, повышение тарифов на электроэнергию является дополнительным фактором роста инфляции в стране. Так, бизнес заплатит за электроэнергию по новым тарифам уже в январе, а с февраля начнет дорожать продукция соответствующих предприятий.
«В первом и втором кварталах мы будет наблюдать повышение цен на товары и услуги в связи с тем, что в их себестоимости электроэнергия будет дорожать», - резюмировал Герус.
- Информация о материале
Страница 129 из 2102
