Главная
В цейтноте. Путинская политика в Украине пробуксовывает
Недавний визит Владимира Путина, якобы для общего празднования очередной годовщины крещения Руси и Дня военно-морского флота, удостоверил, что стареющий российский президент сильно нервничает по поводу развития ситуации в соседней стране и готов хвататься за любые возможности, пусть иллюзорного влияния, на принятие решений в Украине. Ситуацию для него усложняют недостаток времени, оставшегося до украинских президентских выборов и старта Евразийского союза в 2015 году, и еще более близкая перспектива подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС в ноябре. Она хоть и не сделает невозможным, однако способна сильно усложнить перспективу втягивания Киева в реставрационный проект Путина на постсоветских территориях, стать для Кремля очередным и значительно более ощутимым поражением в геополитическом соревновании с Западом за постсоциалистические страны по сравнению с интеграцией последнего балканского союзника - Сербии в ЕС. Вместе с тем упомянутая геополитическая борьба и реставрационный курс на территориях бывшего СССР для российского президента - это им определенные ключевые индикаторы успешности внешней политики и вообще его президентской миссии, на которые базируется имидж "сильного лидера снова сильной России".
Как предполагают отдельные эксперты в Украине, новая позиция Путина такова: если придется отпустить Киев в торгово-экономическом смысле, то надо будет усилить идеологическое влияние, удержать его в духовно-культурном, цивилизационном единстве в пределах "Русского мира". Растиражированные хозяином Кремля в нашем государстве месседжи традиционно переполнены риторикой о кровных и духовных связях, которые "неразрывны". Об этом он, в частности, заявил, принимая вместе с Виктором Януковичем парад российских и украинских моряков в Севастополе: напомнил о "прочности и преданности принципам наших предков, которые столетиями жилы вместе, работали и защищали общую Отчизну, сделали ее могущественной, большой и непобедимой… У нас общие корни, культура и религия. Наши кровная и духовная связи неразрывны". Аналогичные месседжи звучали и на мероприятиях по поводу годовщины крещения Руси. Однако для российской риторики последних лет они не новы.
Выступление Путина на организованной Виктором Медведчуком конференции "Православно-Славянские ценности - основа цивилизационного выбора Украины" вызвал разные реакции обозревателей и экспертов. Кстати, очень показательно, что во время последнего визита в соседнюю страну ВВП пообщался с Януковичем минут 15, вместо того демонстративно отдав предпочтение своему куму. Кто-то акцентировал внимание на том, что российский президент таким образом старается шантажировать Виктора Федоровича. Другие скептически отметили обычное желание помочь куму, осознавая всю маргинальность его политического проекта в современных украинских политических реалиях. Однако на самом деле Путин, очевидно, вынужден был "опуститься" до "Украинского выбора" Медведчука, потому что сейчас просто нет альтернативы. Провальный опыт деятельности разных российских блоков и движений, а в последнее время и все более очевидный крах экспансии церковного "Русского мира" под омофором Патриарха Кирилла сильно сузили Путину пространство и ограничили время для маневра. Не исключено, лидер РФ все-таки понял, что Украина объективно не Россия, поэтому надо действовать более радикальными методами. Но на этот момент у него фактически осталась возможность положиться или на бесперспективных в украинском контексте коммунистов (что, похоже, и было сделано во время последних парламентских выборов), или же на одиозного экс-руководителя Администрации Леонида Кучмы Виктора Медведчука с его "Украинским выбором". Как бы там ни было, а Янукович, который, похоже, вопреки всему, понял, какую опасность несет его "Межигорью" перспектива сближения с Кремлем, уже давно не удовлетворяет Путина, как наместник губернии в Евразийском союзе. Однако возможность потери Януковичем власти в 2015 году при нынешних электоральных настроениях и политической палитре, похоже, еще больше беспокоит ВВП.
Вместе с тем, опустившись до уровня Медведчука, Путин не только признал, что нет на сегодня среди украинского политикума сильного персонажа, на который можно сделать ставку. Он таким образом продемонстрировал, насколько капитулянтским относительно Кремля и его неоимперского пространства должен быть потенциально приемлем для Москвы вождь в Украине. Янукович с "Семьей" ему не по душе, вопреки готовности последнего строить в Украине вторую Россию. В "Семье" понимают, что только при российской модели можно быстро вырастить бизнес-империю (такую как, скажем, у ее друга Ахметова, а то и большую). А именно это она и поставила себе главной целью, если судить по последним большим аферам внутри государства и расстановке "своих" людей по всей вертикали власти. "Украина Януковича", как показали три последних года, может быть полностью открытой для гуманитарной экспансии с Востока, неуклонной русификации своего культурного и информационного пространства, а также развития отечественной социально-экономической и общественно-политической модели по российскими лекалам. И вместе с тем она не намерена поступаться интересами, которые зациклены на быстром развитии бизнес-империи: Янукович и его "Семья" по своей природе не готовы пускать на собственную территорию "чужих", а это неизбежно произошло бы с интеграцией Украины в неоимперские проекты Кремля.
Путин вместо этого послал украинскому обществу и отдельно Януковичу очередной сигнал, что на статусе лояльного или даже полностью сателлитного государства он останавливаться не собирается и хочет полнейшего преодоления следствий "самой большой геополитической катастрофы ХХ столетия", которой в свое время назвал распад СССР и возникновение независимой Украины. И ликвидировать эту "аномалию", "которая даже не государство" (по выражению Путина в разговоре с Бушем- Младшим в Бухаресте 2008 года), могут лишь люди вроде Виктора Медведчука, который, как считают, был главным действующим лицом в дожимании позднего Кучмы до согласия на интеграцию в ЕЭП в 2003-м.
Впрочем, Медведчук сейчас представляется слабоватой фигурой, чтобы результативно влиять на развитие ситуации в Украине 2015-го, а тем более играть какую-то серьезную роль в срыве подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре в этом году. Даже если сравнивать его с другими политико-идеологическими и информационно-пропагандистскими проектами, которые раз за разом начинаются с чистого листа в Украине, имея почти нулевую эффективность, но умелое руководство, которое с пользой для себя осваивает многомиллионные транши Кремля. И, разумеется, Путин не преувеличивает возможностей своего кума. Вместе с тем Москва находится в цейтноте. В самом деле, Соглашение об ассоциации не приобретет полного действия до ратификации всеми 28 странами ЕС, которая может затянуться на годы и чему Кремль с помощью своих лоббистов в европейских странах, очевидно, будет мешать под разными поводами. Однако экономическая часть Соглашения - о ЗСТ - приобретет силу сразу после подписания, она способна заблокировать интеграцию Украины в Таможенный и Евразийский союзы.
Поэтому к Вильнюсскому саммиту в ноябре, на котором запланировано подписание Соглашения об ассоциации, от Кремля вполне можно ждать каких-то неожиданных ходов. Как это уже случалось в истории России, когда определенные события во внутренней или внешней политике угрожали ее стабильности. Например, может вспыхнуть скандал, подобный ситуации с якобы продажей Украиной систем противовоздушной обороны "Кольчуга" Ираку, которая испортила отношения Кучмы с Западом на старте путинской политической карьеры и в начале реализации реинтеграционных проектов на постсоветских территориях. Или, скажем, выльется новая волна компромата на украинскую власть, но более масштабная при информационной поддержке и изобличением и с акцентом на политикум Запада (цель - окончательно убедить ЕС в преступности режима Януковича, а затем заставить европейских лидеров не подписывать Соглашения об ассоциации).
А проекты вроде "Украинского выбора" или медиа-холдинги, заточенные под "темники" от Кремля, очевидно, созданы на перспективу, в частности под президентские выборы 2015 года. Их задача, вероятно, состоит в работе над расширением в Украине пророссийского электората, прежде всего за счет бывших приверженцев Партии регионов и Януковича. Показательно, что украинско-русские медиа в стране сейчас активно нагнетают ситуацию, фактически подавая информацию сугубо в негативном контексте: касается ли это решений и действий нынешней власти, общественных ли процессов, трендов, событий. Не исключено, что Путин рассчитывает воспользоваться потенциальным вакуумом власти в ряде регионов Юго-востока страны, тотально контролируемых ныне пророссийскими регионалами, который вполне может возникнуть в случае попыток отстранить Януковича от власти во время массовых акций протеста, например в случае фальсификации выборов по образцу 2004 года. Или в случае его проигрыша в 2015-м на президентских гонках кому-то из проевропейских лидеров современной оппозиции. Опасность окончательно потерять влияние на Украину 2008-го, когда ее руководство обратилось к НАТО с просьбой о предоставлении ПДЧ, для Москвы была крайне значительной. И угрозы повторения ситуации после выборов 2015-го в Кремле, очевидно, просчитывают.
Риски для Украины в этом контексте усиливаются тем, что режим Януковича, который не воспринимает ее как полноценное суверенное государство, игнорирует вопрос национальной безопасности. Это хорошо видно, в частности, на подборе кадров в силовых структурах, спецслужбах, где ныне собралось много генералов, откровенно лояльных к России. Значит вряд ли будет разработано какое-то эффективное противодействие возможным спецоперациям "стратегического партнера", как с приближением саммита в Вильнюсе в ноябре в этом году, так и на время проведения президентских выборов 2015-го. Ценность государства Украина "Семья" трактует исключительно с точки зрения сохранения в ней власти. Поэтому нынешний режим не будет формировать системных предохранителей негативным для национальной безопасности сценариям извне. Янукович, похоже, до сих пор убежденный: потеря власти в 2004-м стала следствием случайности, недостаточной готовности к экстремальным сценариям и измены Кучмы, а потому он уверен в своей способности удержать все под контролем в 2015-м. Поэтому Банковая уже ныне активно готовится отвернуть внутренние угрозы, в частности стараясь взять под контроль протестное движение и расставляя своих людей на должностях, от которых непосредственно будут зависеть результаты президентских выборов. Вместе с тем внешних угроз она совсем не принимает во внимание. И, похоже, Путин и сориентированы на него силы в Украине, в частности и в самой Партии регионов, готовятся использовать ограниченность и недальновидность Януковича в собственных интересах.
- Информация о материале
Арбузов пропустил удар
Николай Азаров вышел из отпуска и внимательные зрители затаили дыхание. Нет, новых инициатив и неожиданных реформ от мощного старика никто не ждал – откуда? Все, что мог скеативить Николай Янович, он уже давно сделал и мы теперь в этом по самые ушки. Вопрос был совершенно в другом…
Как известно, после ухода в отпуск Азарова его обязанности исполнял первый вице-премьер Сергей Арбузов. Поскольку именно его уже давно прочат в преемники Николаю Яновичу, эту работу в статусе и. о. многие справедливо расценивали в качестве экзамена. Учитывая то, что и Виктор Янукович в это время был в отъезде, Арбузов фактически остался «дежурным по стране».
Такой экзамен можно считать достаточно серьезным испытанием. И не только в качестве премьера. Мы не будем повторять уже приевшиеся шутки на тему «Арбузов у руля, Янукович в Форосе, а 19 августа все ближе». Пока речь идет исключительно о премьерском кресле. Конечно, к главному креслу Арбузов присматривается (наверняка присматривается – плох тот министр, который не мечтает стать президентом). И, что гораздо важнее, вероятность продвижения Арбузова в это кресло рассматривают другие серьезные люди. Но пока – рано. Да и люди рассматривают не только Арбузова.
Так вот, главной задачей Сергея Арбузова было показать, что в качестве премьера он справляется нормально, никаких всплесков народного недовольства, скачка цен или колебаний курса гривны не наблюдается. Можно менять. И у Азарова было два варианта. Первый – поблагодарить заместителя за плодотворную работу (и идти потихоньку паковать чемоданы), а второй – таки найти огрехи в работе и устроить большой разбор полетов. Азаров выбрал второй вариант.
Поводом для гнева отдохнувшего премьера стало повышение коммунальных тарифов в нескольких населенных пунктах. "Летнее затишье отдельные чиновники в регионах использовали для того, чтобы попытаться "тихой сапой" повысить тарифы на услуги ЖКХ. В нескольких городах и местечках семи регионов, где услуги определяет местная власть, состоялись такие попытки", - зловеще сказал Азаров на заседании Кабмина. "Чем может быть обоснован такой скачок тарифов? Они что электроэнергию покупают в Великобритании, и зарплату выплачивают как в Норвегии?" - поставил вопрос премьер. Вопрос риторический, но Азаров любит такие вопросы. Кстати, риторические ответы он тоже любит, но Арбузову от этого не легче.
И позиции Арбузова сразу перешли из статуса «За время отсутствия ничего не произошло» в положение «Не уследил, упустил, виноват». Но Николай Янович не ограничился нагоняем на заседании, вовсе нет. Старик оказался не только мощным, но еще и коварным. Можно сказать, злокозненным он себя показал. Потому что покарать провинившихся чиновников и на радость народу восстановить справедливость он поручил Александру Вилкулу. У которого свои виды на карьерный рост и неплохие шансы. Сразу два удара по Арбузову за день – крутовато.
Что имеем в сухом остатке, который наверняка нужные СМИ донесут до населения, а нужные люди – до Януковича. За время несения службы на высоком посту Сергей Арбузов показал, что пока не готов к такой должности, допустил просчеты и чуть не вызвал социальный взрыв. Пришел мудрый Азаров и навел порядок. И Александр Вилкул рядом – весь в белом народный любимец. Конечно, говорить о нокауте в такой долгой игре не стоит. Но этот раунд Арбузов определенно проиграл. Впрочем, впереди еще много интересного. И все может измениться… для многих
- Информация о материале
Потешный генерал и его «браслеты Бриоти»
Фантасмагорический побег экс-ректора Налоговой Академии Петра Мельника (кстати, его прыть говорит о силе украинской медицины – совсем недавно в суд Мельник являлся исключительно в инвалидной коляске), которого содержали под домашним арестом с хваленым браслетом слежения, может соперничать по своей абсурдности с закупкой «столичным губернатором» Александром Поповым каштанов «Бриоти».
Итак, первый вопрос, который возникает в этом контексте – что же это за такие «браслеты Бриоти» приобрела доблестная украинская милиция, что от них можно легко избавиться и через сортир скрыться в неизвестном направлении, что будет замечено только приблизительно через полдня?
Всенедоумение, сарказм и тревогу по этому поводу доброй половины украинцев лучше всего, пожалуй, выразил милицейский генерал Геннадий Москаль. «На самом деле у милиции не было никаких электронных браслетов. Что это за браслеты, если их можно легко снять и сбежать? Где их делали? В кооперативе купили или на Караваевых дачах? А может это взяли какой-нибудь детский китайский браслет? Вывод напрашивается простой: если нельзя контролировать одного Мельника, то, как МВД хочет контролировать все государство? Но на самом деле никакого четкого контроля не было: какая страна – такой и браслет», - резюмировал Геннадий Москаль.
А вот с этого места уже начинается смех сквозь слезы, потому что милицейская «клоунада» с «браслетами Бриоти» будет иметь несколько серьезных последствий.
Прежде всего, возникает вопрос, почему глава МВД Виталий Захарченко не боится выглядеть смешно? Судя по всему, ответ на этот вопрос заключается в том, что имидж простачков и «клоунов», у которых такие же большие и добрые сердца, как у мам, лучше образа «врадиевских насильников». Расчет следующий – традиционно народ достаточно снисходителен к «дурачкам» и, если смеется, то, возможно, злиться уже не будет. Правда, зачем Президенту такое «потешное» силовое ведомство, тоже вопрос не праздный. И ответ на него следующий – все это шутовство просто маска паяца, за которой скрывается холодный расчет. И, если в МВД рассчитывают, что кто-то поверит милиционерам, что они просто по глупости «прошляпили» крупного взяточника Мельника, покровителем которого в свое время был сам премьер Николай Азаров, то они очень сильно ошибаются.
Сколь бы старательно милиционеры не прикидывалась клоунами, большинство украинцев будут подозревать, что Мельнику просто дали убежать. «Комментарии» уже писали, что беспризорным «регионалам» грозит публичная порка, однако, судя по всему, она отменяется, как и показушная борьба Президента с коррупцией, в которой якобы нет «своих» и «чужих». Собственно, беспризорных «регионалов» «давят» давно – живыми свидетельствами этого являются Святослав Пискун, Василий Горбаль, Василий Грицак, но на привселюдное обозрение, как в случае с Мельником, это не выставлялось. Правда, с Мельником вышло совсем нелепо – власть сказала «А», начав публичный процесс против известного и заслуженного «регионала», но «Б» уже сказать не может. Впрочем, в будущем из исчезнувшего Мельника можно будет извлечь дивиденды, а именно – устроить экс-ректору громкую поимку в духе ареста Алексея Пукача накануне президентских выборов, а там и разоблачительный процесс провести. А вдруг поглядит народ на это и поверит, что Президент таки борется с коррупцией, а глава МВД уж не «клоун», а «муж».
- Информация о материале
Антикризисный взрывпакет
Начавший разгоняться российский каток будет, вероятнее всего, только набирать обороты по мере приближения своеобразного момента истины для Украины — запланированного на ноябрь подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего и формирование зоны свободной торговли с ЕС.
Время для активизации российского давления выбрано, как всегда, "удачное". Неблагоприятные факторы внешней конъюнктуры сошлись воедино: на фоне высоких цен на энергоносители фактически стагнирует мировая экономика, а вместе с ней и зависимая от мировой конъюнктуры украинская. Тем временем сигналы американского центробанка о возможном начале сворачивания многомиллиардной программы накачки своей финансовой системы деньгами вносят нервозность в жизнь международных финансовых рынков, из-за чего стоимость заимствований для украинских заемщиков на внешних рынках оказалась сейчас слишком высокой.
Возобновление финансирования МВФ по причине нежелания украинской стороны повышать дотируемые на многие миллиарды газовые тарифы для населения и теплокоммунэнерго выглядит маловероятным.
Тем временем госбюджет уже выполнятся с большими напрягами, поэтому осенние вызовы для обеспечения макрофинансовой стабильности очевидны. Как очевидно и то, что в этой ситуации необходим поиск дополнительных внутренних ресурсов поступлений в госказну. По данным ZN.UA, сейчас в правительстве идет активный поиск таких источников. Задача непростая: удержать экономику — наполнить бюджет — сохранить доходы хозяев жизни от паразитирующих на бюджете схем. При этом, по возможности, уйти в канун выборов от применения непопулярных в рядах избирателей мер. Но колдовать над принятием окончательного перечня шагов будут Арбузов, Азаров, Янукович. Сегодня же мы поговорим о том перечне мер, который, по данным ZN.UA от ряда источников в администрации президента и Кабмине, подготовили члены правительства и привлеченные эксперты.
Что происходит?
О перипетиях и нынешних сложностях внешнеторговых взаимоотношений Украины с Россией и другими странами ZN.UA уже немало писало и еще обязательно напишет. Пока большинство возможных и уже объявленных санкций по отношению к Украине не вступили в силу, последствия их введения сложно оценивать в конкретных гривневом, долларовом или процентном эквивалентах. А посему оценки носят весьма прикидочный и условный характер.
Текущие тенденции во внешней торговле, а точнее, статистические отчеты о ее состоянии вызывают смешанные чувства. С одной стороны, отечественный экспорт, согласно последним статистическим данным, в июне продолжил падение (на 12,3% по отношению к июню 2012-го). Причины — снижение поставок зерновых на фоне сокращения их прошлогодних запасов, экспорта продукции машиностроения (из-за перенасыщения российского рынка грузовыми вагонами) и продолжившегося падения экспорта продукции черной металлургии (хотя они и значительно замедлились по сравнению с прошлым месяцем — до 6% по сравнению с 25,7% в мае).
В то же время июньское сокращение товарного импорта оказалось почти в два раза большим (на 21,8%). В основном вследствие сокращения поставок природного газа (в 3,6 раза за июнь, а в целом за полугодие их физический объем уменьшился на 35,1%). Сокращение импорта продукции машиностроения составило 11,4%, и это расценивается, в частности, как результат введения пошлин. Кроме этого, второй месяц подряд продолжается падение импорта потребительских товаров и, в частности, промышленных изделий (на 12,2%).
Итог — за шесть месяцев этого года дефицит текущего счета (баланс торговли товарами плюс услуги плюс денежные трансферты) сократился до 3,7 млрд долл. (по сравнению с 5,8 млрд в аналогичном прошлогоднем периоде).
Как эти тенденции расценивают чиновники? В экономическом министерстве настроены, похоже, чрезмерно оптимистично. Действительно ли можно утверждать, как там заявляют, что украинская экономика уже научилась работать в условиях кризисных явлений?
Что ожидается?
Во втором полугодии, как прогнозирует большинство экспертов, в ходе подготовки к отопительному периоду и пополнения запасов ПХГ объемы закупок газа неизбежно возрастут, а значит, ситуация во внешней торговле ухудшится. Если за первые шесть месяцев объемы импорта голубого топлива составили 10,6 млрд кубометров, то в целом на 2013 г. прогнозный баланс предусматривает 27,3 млрд кубометров.
Признавая это обстоятельство, в Нацбанке все же прогнозируют, что по итогам нынешнего года, в отличие от 2011–2012 гг., платежный баланс будет все-таки сведен с профицитом. Обусловлено это, как там считают, отчасти хорошими результатами полугодия (положительное сальдо платежного баланса в целом, с учетом операций с капиталом и финансовых операций, составило 3,26 млрд долл. — в восемь раз больше, чем за такой же период 2012 г.). А отчасти — ожиданиями того, что ухудшение ситуации с финансовым счетом будет умеренным, так что его профицит все-таки перекроет дефицит текущего счета.
Насколько обоснованы эти прогнозы? Особенно если учесть, что положительный итог первого полугодия был получен в основном благодаря удачной конъюнктуре мировых финансовых рынков, воспользовавшись которой, государству и корпоративным заемщикам удалось разместить евробонды на 6 млрд долл.
Однако с тех пор ситуация на мировых финансовых рынках значительно ухудшилась из-за объявления главы центробанка США о возможном сворачивании программы количественного смягчения, в рамках которой производилась ежемесячная многомиллиардная накачка финансовых рынков денежной ликвидностью (только в рамках последнего, третьего, этапа программы QE-3 — около 800 млрд долл.).
Одно из не самых благоприятных сообщений нынешней недели — сразу четыре представителя американских монетарных властей отметили готовность сократить объемы QE-3 уже в нынешнем году. Основанием для этого стали опубликованные в прошлую пятницу данные о состоянии американского рынка труда, согласно которым в прошлом квартале в Штатах ежемесячно занятость росла в среднем на 196 тыс. рабочих мест, а значит, оживление экономики стало уже ощутимым настолько, что она не нуждается в столь внушительной денежной подпитке.
Возникший новый всплеск нервозности на мировых финансовых рынках смогли несколько подуспокоить только превзошедшие рыночные ожидания статистические данные о внешней торговле и промышленном росте в Китае.
Но это — частности. В целом же нынешнюю ситуацию в мировой экономике сложно назвать чрезмерно обнадеживающей — несмотря на практиковавшиеся в последние годы более чем щедрые денежные вливания, она так и не смогла толком восстановиться с момента начала кризиса в 2007–2008 гг. А посему все применявшиеся в последние годы инструменты стимулирования — это, скорее, пилюльно-терапевтические методы, не ведущие к качественному оздоровлению больного пациента. Особенно это справедливо в отношении Европейского континента, где продолжает витать призрак долгового кризиса, угрожая в любой момент снова обрести вполне реальные и осязаемые очертания.
Тем временем на второе полугодие приходится выплата обязательств перед МВФ на 2,5 млрд долл. Также Минфину предстоит погасить размещенные на внутреннем рынке валютные облигации на 1,4 млрд долл (вероятнее всего, они будут замещены новыми выпусками).
Но главное — это сезонный рост спроса на иностранную валюту. Удастся ли властям с ним совладать предстоящей осенью, зависит от их способности обеспечить контроль над ситуацией в отношении настроений наших соотечественников. Пока в Нацбанке констатируют повышение доверия к гривне. Так, рост депозитов населения в национальной валюте за семь месяцев текущего года составил 17,8% при одновременном сокращении валютных на 0,6%. В результате, как отмечают в НБУ, уровень долларизации депозитов сократился с 43,7% в начале года до нынешних 39,6%. Подспорьем в борьбе за умы граждан власти считают даже слишком умеренную инфляционную ситуацию. Согласно опубликованным на нынешней неделе данным официальной статистики, индекс потребительских цен в июле снова снизился (на 0,1%).
Умеренный рост инфляции, очевидно, совсем не помешал бы фиксирующей "минуса" экономике. Одной из главных палочек-выручалочек, на которую ставят отечественные политики и чиновники, является рекордный урожай, которого в нынешнем году предположительно будет собрано 57–58 млн тонн.
За завершившийся в июне 2012/2013 маркетинговий год Украина экспортировала рекордные 23 млн тонн зерновых. Как ожидают в Минагропроде, с июля 2013-го по июнь 2014-го экспортеры продадут около половины собираемого нынче урожая, то есть приблизительно 27–28 млн. тонн. Баланс торговли аграрной продукцией составит около 11 млрд долл. (в прошлом году — 10,3 млрд долл.).
Что планируется?
И все же прироста от продаж зерна на экспорт будет, очевидно, мало для обеспечения необходимых компенсаторов в виде не только валютных, но и бюджетных поступлений. Видимо, осознавая это обстоятельство, в правительстве снова вернулись к вопросу поиска дополнительных источников поступлений в госказну.
Речь идет о разработке целого комплекса мер, призванных улучшить ситуацию в госфинансах. Как известно, по причине продолжающегося спада в экономике даже заложенный в госбюджете достаточно умеренный план бюджетных поступлений выполняется сейчас очень непросто.
Согласно бюджетному закону, он принят с дефицитом в 50,4 млрд грн (3,2% ВВП), доходами — 361,5 млрд, расходами — 411,9 млрд, предельным уровнем госдолга на 31 декабря 2013-го — 483 млрд грн. Как ранее сообщал Минфин, дефицит доходов госбюджета по итогам первого полугодия достиг 22,7 млрд грн, сводного бюджета — 28 млрд грн.
Согласно ряду экспертных прогнозов, по итогам года дефицит госфинансов (с учетом дефицита НАК "Нафтогаз Украины" и Пенсионного фонда) может составить около 4–6% ВВП (при запланированных 3,5%). Такие проблемы бюджета в былые времена решались за счет инфляции, но сейчас по итогам семи месяцев текущего года она пока нулевая.
Поэтому в нынешней ситуации для компенсации потенциальной недоимки приходится искать альтернативные традиционным источники. Как известно, перед самым уходом парламентариев в отпуска правительству удалось провести через парламент ущемляющий интересы крупного бизнеса законопроект о трансфертном ценообразовании. И даже добиться его вступления в силу с 1 сентября с.г. Однако имплементация этого закона может оказаться делом непростым, да и не быстрым. Так что основные результаты его введения, скорее всего, начнут проявляться уже в следующие годы.
По этой причине, по данным источников ZN.UA в администрации президента, на Грушевского наконец решили всерьез подступиться к вопросу пересмотра налоговых льгот. Шаг, который планировался еще при разработке правительственной программы стимулирования экономики и обсуждался в ходе переговоров с МВФ, однако до последнего времени откладывался по причинам
своей "чувствительности". Согласно правительственным подсчетам, общая сумма льгот по налогу на прибыль и НДС составила в прошлом году более 100 млрд грн (почти 22 млрд — по налогу на прибыль и свыше 88 млрд — по НДС). При этом сумма потерь налоговых поступлений из-за существования этих льгот оценивается в сумму свыше 15 млрд грн — по налогу на прибыль и 30 млрд — по НДС (в 2011-м — свыше 40 млрд грн).
В почти половину прошлогодних недопоступлений НДС — около 15 млрд грн — госбюджету обходится поддержка предприятий сельскохозяйственной отрасли, пользующихся соответствующей налоговой льготой. Пункт об изменении режима налогообложения для АПК был зафиксирован в проекте меморандума с МВФ, так пока и не подписанного сторонами. Сейчас налоговые льготы для агросектора снова под угрозой минимум частичной ликвидации. Как ожидается, это должно принести в казну дополнительно от 10 до 13 млрд грн.
Надо сказать, что многие инициативы, призванные стать источником дополнительных поступлений в бюджет, уже зарегистрированы в парламенте в виде законопроектов, поданных народными депутатами. В частности, речь идет об отмене освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Украины природного газа и энергосберегающих товаров (законопроект нардепа Килинкарова №2473); введении пониженной ставки НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (Бахтеева, Хомутынник, №2475а); отмене освобождения от уплаты ввозной пошлины при ввозе на территорию Украины летательных аппаратов по договорам оперативного лизинга (Килинкаров, Калетник, №2482а); увеличении на 4,8% (индексация) ставок акцизного налога на пиво, алкогольные изделия, спирт этиловый и табачные изделия (Хомутынник, №2876-д); усилении требований к проведению азартных игр (Царев, №2945).
Особняком стоит инициатива облагать налогом на недвижимое имущество коммерческую (нежилую) недвижимость (по ставке 1–2,7% размера минимальной заработной платы за 1 кв. м) — законопроект был ранее разработан Госкомпредпринимательства, но на рассмотрение КМУ не подавался.
И, наконец, едва ли не наибольшее количество горячих дискуссий ведется вокруг инициатив по легализации зарплат, объемы теневых выплат которых оценивались в прошлом году налоговиками в 170 млрд долл. С этой целью, помимо пряников в виде снижения ставки единого социального взноса (ЕСВ), обсуждается и значительное усиление ответственности за нарушение работодателями и нанятыми работниками законодательства о труде в части легального трудоустройства, оформления трудовых отношений, выплаты зарплаты без оформления трудовых отношений и т.п. При этом на одной чаше весов — социально взрывоопасные аспекты подобных нововведений, на другой — миллиарды гривен, которые такие нововведения могут принести.
Это — только очень выборочный перечень потенциальных нововведений, которые должны быть вскоре поданы на рассмотрение первых лиц правительства. В их числе — и целый ряд новшеств, которые должен обеспечить и Национальный банк в подотчетных ему сферах регулирования. С подачи последнего (об этом уже просачивалась информация в СМИ) рассматривается возможность возврата к прошлогодней идее введения 10-процентного сбора с продажи валюты на наличном рынке (правда, только на случай возникновения чрезмерных спекуляций и волнений в отношении гривни — как временная и заградительная норма).
Тем временем остается пока непонятным, вернется ли правительство к рассмотрению реального, а не мнимого законопроекта о роскоши, вокруг которого в свое время ломалось так много копий. И возьмется ли всерьез за наведение порядка в сфере сбора акцизов на нефтепродукты и пересмотрит ли, наконец, политику в сфере государственных закупок, на которых в настоящий момент формируются баснословные состояния отдельными хорошо известными лицами. Чем не способ для наведения порядка в госфинансах? Или для того, чтобы наконец прикоснуться к "священным коровам", даже злобы сегодняшнего дня мало?
- Информация о материале
Суд узаконил отказ Рады показывать декларации о доходах депутатов
Окружной административный суд Киева признал законным отказ аппарата Верховной Рады предоставить по запросу активистов декларации о доходах депутатов. Решение приняла судья Арина Литвинова.
Как передает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, суд отказал в иске директору Центра политических студий и аналитики Виктору Тарану к аппарату парламента. Эксперт просил аппарат Рады предоставить ему декларации о доходах спикера и лидеров всех фракций. Однако аппарат парламента лишь сообщил о том, что декларацию Виталия Кличко можно найти в газете Голос Украины, а декларацию Арсения Яценюка - с его согласия - передал по электронной почте. Однако Таран отрицает, что получал что-либо по почте.
По мнению Тарана, декларации действительно содержат конфиденциальную информацию - место проживания, идентификационный код, паспортные данные. Однако аппарат ВР мог заретушировать эти данные и предоставить декларацию.
Таран сообщил, что обжалует решение суда. "Это очень опасный прецедент. Нормы закона о доступе к публичной информации, по сути, начали действовать в этом году. И сейчас мы формируем практику, каким образом чиновники будут отчитываться. И если в этом году у нас чиновники научатся скрывать информацию, если они увидят, что им это будет сходить с рук, то, естественно, в следующем году мы получим еще меньше деклараций чиновников. Информация и далее будет скрываться", - сказал он.
- Информация о материале
Ментовской беспредел
Блин, кругом беспредел. Ментовской, гадство, беспредел. Один нормальный пацан в клуб пошел, потусоваться там с чиками, туда-сюда - и на тебе, под раздачу попал, налетел ОМОН, стали обыскивать, нашли какую-то таблетку у него, экстази говорят, он и не в курсе был - это они подбросили, суки. Ну, слава богу, папаня у него деловой, толстый такой Депутат Иваныч, отмазали его нафиг. Адвокат, который отмазывал так и сказал:
- Вот суки эти менты, ты в следующий раз, когда в клуб пойдешь, так карманы зашей, они и не подбросят.
Он так и сделал, пошел в стриптиз-бар, карманы зашитые, веселый такой, а тут опять эти "космонавты" налетели, давай обыскивать... И что бы вы думали?! - нашли у него траву какую-то, карманы зашитые, так они в носки ему подбросили, папаша с адвокатом опять приехали, отмазали. Папаня этот так орал на сына:
- Ты дурак что-ли?
- Так, папа, я карманы-то зашил, а они мне в носки запихали.
- Все, - сказал папа, - снимай носки, так теперь ходи, босиком.
Он в очередной раз пошел в клуб - сколько же без отдыха-то можно? И опять так неудачно - они там в засаде сидели, схватили, скрутили, смотрят - носков нет, карманы зашитые, а это что? А это медальон у него на шее висел, так они туда ему порошок какой-то насыпали, кокс говорят. Беспредел творят такой, что не увернешься. Адвокат с папашей пыхтели, пыхтели, еле-еле отмазали, а пацан твердит папаше:
- Не мое это - подбросили.
Последний раз пацан пошел, папа даже проверил - все зашито, босиком и без медальонов. Чист парняга, не придерешься. Папа спокойный такой, сидит пиво пьет - и тут опять звонок, он аж до потолка подскочил, поехал конечно, злой как черт, адвокат раньше него приехал, папа адвокату на спину плюнул даже. Сынок опять начал кричать, подбросили мол, беспредел, спасай папа. Папа на ментов как зверь смотрит:
- Где, - говорит, - нашли?
Лейтенант ему на ухо сказал, папаша покраснел сначала, потом побелел, потом как грелка сдулся и тихо так пацану своему говорит:
- Подбросили говоришь? - Тут он ему такого леща отвесил, что лейтенант аж крякнул. Потом сказал:
- Теперь так, сынок, выбирай - или ты в тюрьму идешь, или я тебя отмазываю, но жопу тебе лично суровыми нитками зашью.
Пацан конечно тюрьму выбрал.
Папаша у него, хоть и депутат, но слово держит.
Беспредел, блин…
- Информация о материале
Страница 1231 из 2102
