Главная
Авантюра Каськива: китайский «лыжный инструктор» за $372 млн
Едва усевшись в президентское кресло, Виктор Янукович заявил, что «подолает руину» с помощью инвестиционных проектов. Да не простых, а национальных. Мол, заграничный капитал привлечем – деньгами страну завалим. «Я буду также нести ответственность за эти проекты, и работать над их реализацией – с одной стороны, как президент, с другой – как исполнитель», - заявил Виктор Фёдорович.
От слов тут же перешли к делу. Создали специальную контору – «Рога и копыта» Государственное агентство инвестиций и управления национальными проектами Украины. Руководить учреждением поставили закаленного на баррикадах оранжевой революции «полевого командира», перебежавшего в стан «контры», Владислава Каськива.
Контора солидная получилась – за три года в неё влили более двух миллиардов бюджетных гривен. А зарубежные инвесторы «отвалили» (по словам Каськива) аж 9 млрд грн. Вот только ни одному журналисту еще не удалось выведать у Госинвестпроекта, кто именно эти заграничные богатые «буратины», рискнувшие доверить клике Януковича миллиард с «мелочью» полновесных долларов. Контора Каськива все запросы отфутболивает к дочерным структурам, которые, «шифруясь», отвечать отказываются.
Среди важнейших национальных проектов было озвучено строительство железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь» - так называемый проект «Воздушный экспресс».
Первоочередной вопрос, который нужно было решить, – получение земли под строительство железнодорожного полотна. Учитывая, что Каськив еще в 2011 году заявил, что через неделю-две строительство пойдет ударными темпами (даже серебряный костыль вбил), создавалось впечатление, что вопрос земли уже решен. По крайней мере, сам Каськив божился, что земля уже выделена. Но сегодня Госинвестпроект признает, что земли у них нет. А землераспорядители (Госземагентство, Киевсовет, Бориспольская РГА и т.д.,) намекают, что и не будет, ведь контора Каськива даже не обращалась к ним с ходатайствами о выделении земли.
Из документов следует, что Госинвестпроект обращался только по поводу земли для строительства участка городской кольцевой дороги вокруг Киева, но здесь пока даже не определен маршрут.
Чрезвычайно важным является и еще один момент. Как видно на официальной кадастровой карте Украины, железнодорожный маршрут в аэропорт «Борисполь» пройдет через немалое количество земельных участков, которые сейчас находятся в собственности различных физических и юридических лиц.
Принудительное отчуждение таких объектов возможно только по решению суда. Судебное разбирательство – очень длительная и сложная процедура (многолетняя эпопея с отселением Русановских садов тому доказательство). Это как минимум 4-5 лет тяжб. Но эта работа, оказывается, даже не начиналась.
То есть, строительство может начаться где-то через пятилетку. А тот факт, что ни Госинвестпроект, ни ГП «Воздушный экспресс» по сей день так и не обратились с ходатайствами о предоставлении им земли и не ведут судебно-претензионную работу с владельцами, говорит об одном: железную дорогу в «Борисполь» никто и не собирается строить.
Хотя нельзя сказать, что по этому «проекту» работа не ведется совсем. Все эти годы одно «направление» продвигается очень даже активно. Речь о «выбивании» $370 млн китайског кредита под строительство.
Кредит получить таки удалось. Несмотря на то, что имеются государственные гарантии, в 2012 году его застраховали под 10% от суммы – на более чем $36 млн. Половину страховки уже оплатили (180 млн грн.), оставшуюся часть собираются покрыть за счет самого кредита.
Необходимость затрат на страховку в Госинвестпроекте объясняют тем, что таковым было предварительное требование китайцев перед заключением кредитного соглашения. Но кредитное соглашение № BLA201123 с государственным Экспортно-импортным банком Китая было заключено годом ранее – 5 июля 2011-го. Поэтому заключение страхового договора в 2012 году не могло быть предварительным условием кредитного соглашения, подписанного за год до этого.
Примечательно и то, что сначала китайцы требовали страховку «аж» под 7% от суммы кредита. Но такой «грабеж» зело возмутил Каськива. Он начал вести переговоры о более низкой ставке. И заключил страховой договор под 10% - на 3% выше, чем изначально предлагали финансисты из Поднебесной. Нерасторопные китайцы, наверное, до сих пор ломают голову, почему украинские «комбинаторы» сделали такой финт ушами.
Но главный вопрос заключается в другом: зачем вообще брать кредит на строительство, под которое сейчас нет земли и в ближайшем будущем не предвидится?
На веб-портале государственных закупок была размещена официальная информация о том, что, по результатам закупки у одного участника, Государственное предприятие «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона» 17.05.2013 заключило с Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подрядов (СМСЕС) / China national machienery industry comlete engineering corporation договор о организации железнодорожного пассажирского сообщения г. Киев - аэропорт «Борисполь». Однако, в интернете не удалось найти сайт китайского предприятия с таким названием.
С наиболее подходящим названием есть сайт предприятия CHINA NATIONAL MACHINERY COMPLETE INDUSTRY ENGINEERING CORPORATION. Он довольно содержательный, на нем размещена информация о большом количестве конкретных объектов компании, но какие-либо упоминания об Украине отсутствуют.
В интернете есть сайт предприятия с похожим названием, а именно – China National Complete Engineering Corporation (CCEC). Судя по его наполнению, которое очень редко обновляется, Украина едва не единственный партнер этой компании. Однако, как название, так и аббревиатура сей «конторы» не совсем совпадают с «реквизитами» компании, фигурирующей в анналах Госинвестпроекта и на сайте госзакупок.
Кроме того, на сайте CCEC отсутствует какая-либо информация о уже реализованных проектах (страница «Достижения» даже не открывается). Таким образом «солидность» этой «конторы» под вопросом.
Конечно, нельзя утверждать, что китайская компания, которой перепадет $370 млн кредита, - подставная. Тем более, что Интернет безграничен, и журналисты могли не заметить «правильный» сайт China national machienery industry comlete engineering corporation. Однако и в Госинвестпроекте не смогли предоставить точное название китайской компании, с которой заключен договор на строительство «Воздушного эекспресса», как и адрес ее представительства в Интернете, не говоря уже о копии первой страницы договора с ней.
Подчиненные Каськива посоветовали обратиться к Государственному предприятию «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона». Но там гордо заявляют, что они не государственный орган, а коммерческая компания, посему никакой информации предоставлять не будут.
То есть, информация о китайском «лыжном инструкторе», который освоит $370 млн кредита, покрыта мраком тайны. Но точно известно, что возвращать деньги китайцам (плюс проценты) придется украинским налогоплательщикам.
- Информация о материале
Как спасать документы и данные от изъятия
У системного администратора и руководителя компании должна быть возможность экстренной и дистанционной смены паролей.
Как хранить документацию компании
1. В офисе должен находиться необходимый минимум документов.
2. Самые важные документы стоит поместить в банковскую ячейку, оформленную не на компанию-юрлицо, а на физлицо, не являющееся штатным сотрудником компании. 120–250 грн./месяц.
3. Документы, имеющие стратегическое значение, лучше хранить в офисе адвоката, обслуживающего компанию.
Система паролей в офисе
Пароли должны быть стойкими (правильно сформулированными) и временными– то есть меняться каждый день.
Важно
У системного администратора и руководителя компании должна быть возможность экстренной и дистанционной смены паролей.
Где хранить данные, чтобы избежать стороннего к ним доступа
1. Клауд-сервис («облачный» сервис хранения информации – на удаленном сервере). от 10 евро/месяц
2. Виртуальный сервер за рубежом (Collocation). 400–1600 грн./месяц
3. Выделенный сервер за рубежом (Dedicated Server in eU). 900–2400 грн./месяц
Важно
Работа с важными документами на клауд-сервисе должна проводиться без локальной копии и даже кеширования сессий в браузере.
Как быстро восстановить работоспособность компании после изъятия носителей
Приобрести новые компьютеры (ноутбуки) и подключить их к виртуальному или удаленному серверу(клауд-сервису), где хранится вся важная документация.
Как защитить используемый клиент-банк
Клиент-Банк – это локальная программа, которая хранит локально все выписки, проводки и прочую финансовую информацию. В случае изъятия компьютеров данные «уходят» вместе с техникой. Выход – создание виртуального компьютера бухгалтера на клауд-сервисе («облачном» сервисе).
При этом все важные данные внутри бухгалтерской виртуальной машины хранятся в виде закриптованного (шифрованного) диска, а ключ от расшифровки хранится на другом, неизвестном, сервере и периодически (каждые 5–10 минут) проверяется. Это позволяет закрыть доступ к зашифрованному диску путем удаления ключа на секретном сервере.
Важно
Такая защита клиент-Банка гарантирует, что доступ к проводкам не получат конкуренты и злоумышленники, но не спасет от тех, кто может по сфабрикованному решению суда получить доступ к информации о банковских операциях непосредственно в банке, обслуживающем юрлицо.
Дополнительная защита информации
1. Пересохранение всех важных данных в виде запароленного архива на клауд-сервисе («облачном» сервисе), к которому имеют доступ лишь уполномоченные лица компании.
2. Сервер компании (физический) разместить за пределами офиса.
3. Данные могут размещаться на специальном шифрованном разделе физического(офисного) сервера,однако при этом каждая перезагрузка сервера будет требовать ручного вмешательства, чтобы подключить этот диск к системе.
4. Запретить хранение или автоматически удалять все локальные копии файловчерез 5–10–30 минут после закрытия.
5. Использовать шифрованные диски для локальных копий,если без локальных копий не обойтись.
6. Использовать в офисе только закрытый и зашифрованный Wi-Fi.
* Подготовлено при содействии It-специалистов, адвокатов АК «Кравец и Партнеры», АК «Правочин».
- Информация о материале
«Многофункциональный ракетный» детектив или "Сапсан": Куда делись деньги?
Не так давно министр обороны Павел Лебедев заявил о том, что Минобороны отказывается от дальнейшей разработки многофункционального ракетного комплекса (МФРК) «Сапсан». «Мы отказались от программы «Сапсан» по той причине, что за несколько лет предприятие потратило 200 с лишним миллионов гривен и не выдало не то, что опытного образца, за пять лет оно даже не выдало документации»,- уточнил Лебедев, выразив надежду, что правоохранители дадут правовую оценку такому неэффективному использованию бюджетных средств.
В мечтах об оружии сдерживания
Напомним: о том, что Вооруженным Силам Украины нужен новый многофункциональный ракетный комплекс (взамен давно устаревшего тактического комплекса «Точка-У» дальностью действия 120 км), впервые было заявлено в 2007 г. В апреле 2009 г создание ракетного комплекса было официально признано неотложной потребностью, и его разработчиком было определено государственное конструкторское бюро «Южное», которое во времена СССР специализировалось на создании межконтинентальных баллистических ракет. Главным исполнителем заказа стало ГП «ПО «Южный машиностроительный завод». Планировалось, что уже с 2012 г начнется серийное производство новых МФРК. Сроки были определены не случайно: технический ресурс имеющихся на вооружении комплексов «Точка-У» будет исчерпан к 2015-2016 гг.
Однако в реальности к концу 2009 г работы по комплексу были заморожены, едва начавшись, – Минобороны и разработчики никак не могли сойтись в цене и определить общее видение технических особенностей нового МФРК. Уже при нынешней власти, в апреле 2011 г, было заявлено, что конструкторское бюро «Южное» возобновило разработку «Сапсана». Более того: вскоре правительством была утверждена рассчитанная на период 2011-2025 гг Целевая оборонная программа по созданию многофункционального ракетного комплекса «Сапсан» в интересах ВС Украины и его закупке по гособоронзаказу. Планировалось, что создание этого комплекса потребует до 3,5 млрд грн (около $450 млн, тогда как – указывали украинские разработчики - создание близкого по ТТХ оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер» обошлось России в $1 млрд), а его испытания начнутся в 2015 г.
Многофункциональный ракетный комплекс получил такое наименование потому, что при патологической бедности украинского Минобороны разработчики намеревались одним выстрелом перебить толпу зайцев, то бишь одним комплексом удовлетворить ракетный голод всех видов Вооруженных сил Украины – Сухопутных войск, ВМС и Воздушных сил. То есть «Сапсан» должен был оснащаться различными ракетами, предназначенными для выполнения совершенно различных задач - одноступечатой баллистической ракетой для сухопутчиков с дальностью стрельбы от 30 до 280 км (т.е. играть роль обычного оперативно-тактического ракетного комплекса, ОТРК), зенитной ракетой дальнего радиуса действия для подразделений противовоздушной обороны Воздушных сил с дальностью действия от 10 до 150 км, и противокорабельной ракетой среднего радиуса действия (5-100 км) для ВМС. При этом ракеты разного назначения должны были укомплектовываться в контейнеры, устанавливаемые на комплексе в мобильной или стационарной наземной версии.
В близких к ОПК аналитических структурах рассказывали о планах на базе «Сапсана» сделать еще и реактивную систему залпового огня (РСЗО), но это был уже явный перебор – и без того «Сапсан» мог бы бороться за звание самого «универсального» ракетного комплекса в мире. По крайней мере, о реальных разработках РСЗО на базе «Сапсана» мы так и не услышали. Да и вообще вскоре оказалось, что Минобороны готово «потянуть» лишь одну версию комплекса – в виде ОТРК для Сухопутных войск (как утверждали в военном ведомстве, это был бы первый этап, после которого были бы заказаны и другие версии МФРК). Планировалось заказать для начала 200 таких оперативно-тактических комплексов, которыми ракетные подразделения начали бы укомплектовываться с 2016 года.
Особо стоит отметить тот факт, что по сути на «Сапсан» должны была быть возложены очень важная задача в деле обеспечения обороноспособности Украины – он по сути должен был стать даже не военным, а военно-политическим оружием. Смысл такового – в способности поражать объекты на территории противника до боевого столкновения войск, что имело бы мощный сдерживающий эффект для потенциального агрессора. Правда, дальность комплекса – менее 300 км (но с возможностью увеличения до 500 км) не делала бы этот эффект особо мощным, но, с другой стороны, практически все соседи Украины поблизости от границ с ней имеют мощную инфраструктуру. Тогда как в современных условиях поражение, например, объектов энергетики или химической промышленности даже обычными средствами могут иметь результаты, сопоставимые с применением оружия массового поражения.
Факт налицо: наличие военно-политического оружия для внеблоковой нынче Украины с ее микроскопической армией и полным отсутствием подготовленного мобрезерва – условие, пожалуй, просто непременное. И это – не просто умозаключение автора. Необходимость наличия способности поражать объекты противника на его территории (то есть, по сути, – наличие военно-политического оружия) зафиксировано в одном из базовых документов в сфере обороны нашей державы – Стратегическом оборонном бюллетене Украины (введен в действие Указом Президента Украины № 771\\2012 от 29 декабря 2012 г).
Почему «стражам неба» не нужен новый комплекс?
Интересно, что фактический отказ от «зенитно-ракетной» версии «Сапсана» сопровождался весьма странным брожением в Воздушных силах. Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы украинские подразделения противовоздушной обороны катастрофически быстро теряют возможности защищать воздушное пространство страны. Устаревшие комплексы типа С-125 еще несколько лет назад были выведены из боевого состава и сняты с вооружения, но с более-менее новыми (также советской разработки и выпуска) С-200 и С-300 также проблемы. Во-первых, эти комплексы все равно устаревают, при том, что производились они в России. А во-вторых, после трагического случая на учениях в Крыму, когда украинские ПВО сбили над Черным морем российский Ту-154, учения с применением этих комплексов на территории Украины были запрещены.
Это стало серьезной проблемой: в войсках постоянно уменьшалась и уменьшается численность офицеров, которые реально стреляли из этих комплексов, молодежь осваивает их «по книжке». В 2003 году украинские полигоны открыли для учений подразделений ПВО, но запрет на стрельбу из комплексов С-200 (с наибольшей дальностью стрельбы) сохранился. Правда, по договоренности с Россией отдельные расчеты украинских зенитно-ракетных войск регулярно ездят на российские полигоны (в частности, на полигон «Ашулук» в Астраханской области РФ) и производят учебные пуски там. Но, понятно, таким образом все зенитно-ракетные войска все равно не подготовить.
Кроме того, на фоне перманентного сокращения украинской армии противовоздушный щит Украины превратился в сплошное решето – сегодня в этом плане резиденция Януковича «Межигорье» куда лучше защищена, чем масса важнейших стратегических объектов (правда, Минобороны рассказывает, что защищает не «Межигорье», а недалеко расположенную дамбу Киевского водохранилища, но это детали). В командовании Воздушных сил ВС Украины (как известно, в Вооруженных силах Украины ВВС и ПВО объединены в один вид) и Генштабе прекрасно осознают эту печальную реальность. Так, еще в январе 2010 года в то время командующий Воздушными силами Вооруженных сил Украины генерал-полковник Иван Руснак заявил, что в среднесрочной перспективе с целью усовершенствования системы противовоздушной обороны на территории Украины планируется развернуть дополнительные зенитные ракетные подразделения. По его словам, относительно среднесрочной и долгосрочной перспективы развития Воздушных сил в зенитных ракетных войсках предусмотрено развертывание дополнительных зенитных ракетных подразделений с целью усовершенствования системы ПВО. А также снятие задач по прикрытию важных государственных объектов мобильными зенитными ракетными системами, с переходом для этих целей на стационарные комплексы.
Дело, конечно, нужное, но возникает вопрос: а чем вооружать эти самые дополнительные зенитные ракетные подразделения? И вот в Генштабе нашли выход: подняли вопрос о возвращении в боевой состав безнадежно устаревших комплексов С-125, снятых с вооружения несколько лет назад (С-125 «Печора», по классификации НАТО — SA-3 Goa, был принят на вооружение в СССР еще в 1961 году). В данном случае речь идет об их возвращении на боевое дежурство после модернизации, схему которой разработали на предприятиях украинской оборонки, — в частности, на ОАО «Научно-производственное предприятие «Аэротехника-МЛТ».
Заметим, что идея вернуть эти комплексы в войска не нова, — в свое время начальник зенитно-ракетных войск командования Воздушных сил ВС Украины генерал Юрий Галушко заявлял, что возвращение С-125 после их модернизации позволило бы сделать более эффективной нынешнюю систему зенитно-ракетного прикрытия важных государственных объектов. Хотя в реальности же речь идет не о повышении эффективности, а о самом настоящем «залатывании дыр» в воздушной обороне нашей державы.
Между тем, все комплексы С-125 — а это около 30 дивизионов — были выведены из боевого состава к 2004 году, часть из них сразу же была продана за рубеж. Согласно озвученных планов Минобороны, к 2015 году можно вернуть в войска не менее 9 модернизированных комплексов, а всего в Украине осталось таких комплексов на 20 дивизионов. То есть былой противовоздушной мощи все равно не нарастить, если не закупать новые системы ПВО за рубежом или не производить своих. Да и большой вопрос: насколько комплексы разработки 50-60-х годов прошлого века, пусть и модернизированные, могут удовлетворять современным требованиям.
А модернизация старья обходится не так уж и дешево. В частности, один модернизированный комплекс С-125 обошелся бы Минобороны в сумму от 2 до 5 млн грн в зависимости от комплектации (для сравнения, на приобретение жилья для военнослужащих в 2013 году выделено из госбюджета всего 12 млн грн).
К слову, нынешний командующий Воздушных сил генерал-лейтенант Юрий Байдак также не особо вспоминает о «Сапсане». Сегодня в арсенале командования этого вида Вооруженных сил все та же фишка – модернизировать комплексы, которые были разработаны в СССР (никого почему-то не смущает, что производившая их Россия уже сняла их с производства, т.е. даже закупить комплектующие для последующего ремонта, собственно, не у кого). С одной стороны, это, действительно, требует меньше средств, чем разработка и закупка новых комплексов. Но, с другой стороны, с таким подходом весьма непросто добиться соответствия украинской противовоздушной обороны современным требованиям.
Вот пример. Осенью 2012 года в Житомирской области прошли приемо-сдаточные испытания отремонтированного зенитно-ракетного комплекса С-300ПТ. Работы проводились в рамках «Программы восстановления боеспособности техники ЗРВ Воздушных сил Вооруженных сил Украины до 2017 года». Присутствующие на испытаниях заместитель министра обороны Украины Дмитрий Пляцук, командующий Воздушными силами ВС Украины генерал-лейтенант Юрий Байдак и начальник управления Зенитно-ракетных войск Воздушных сил ВС Украины полковник Дмитрий Карпенко ликовали: благодаря ремонту ресурс дивизиона продлен на 5 лет, или 5 тысяч часов. Они же сообщили: в 2013 году планируется отремонтировать четыре ЗРК С-300ПС и один «Бук М1». Никто не спорит: комплексы С-300, производившиеся с 1978 года, вполне удовлетворяют современным требованиям, однако ресурсы их эксплуатации практически исчерпаны. Тогда самостоятельно Украина может осуществлять лишь мелкие ремонтные работы по этому комплексу, а для серьезного ремонта и модернизации необходимо обращаться к российским производителям.
Однако еще в 2011 году Россия сообщила, что прекратила производство зенитно-ракетных установок С-300, - последний такой комплекс для российской армии был произведен в 1994 году, однако на сегодня закрыто и производство на экспорт. Смешно, но в это же время принятая «Концепция реформирования и развития Вооруженных сил Украины до 2017 года» предусматривает эксплуатацию в будущем именно С-300.
Отчего же в Минобороны и командовании Воздушных сил так цепляются за старые комплексы? Здесь надо вспомнить, что именно ремонт (или, как говорят в Минобороны, «восстановление боеготовности») и модернизация позволяют легко и просто «дерибанить» выделенные на эти цели средства – поди проконтролируй истинную стоимость выполненных работ. Тогда как с производством новых вооружений, того же «Сапсана» например, сделать это куда сложнее – известна конкретная цена изделия, и от нее никуда не деться. Так что модернизация может быть дешевле лишь с первого взгляда, потому как в итоге для обороноспособности страны она может оказаться слишком дорогой...
Как Минобороны с «Лучом» сотворили чудо
Между тем, и в версии ОТРК уже в начале 2013 г с «Сапсаном» возникла странная ситуация. Он не числился в финансируемых программах создания новых вооружений, а нынешнее руководство Минобороны, рассказывая о перспективном облике армии, вовсе не упоминало об этом проекте. В июне этого года, во время авиационной выставки в Ле Бурже глава Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев (а именно его агентство курировало создание комплекса) признался журналистам, что «финансирование проекта составляет около 10% от планируемого». А специалисты ГКБ «Южное» на условиях анонимности заявили, что военное ведомство проект не финансирует, а заблокировало его «на уровне исполнителей».
Кстати, тогда же глава ГКАУ Юрий Алексеев сообщил, что технически и технологически предприятия ракетной отрасли вместе со смежниками полностью готовы к созданию этого комплекса. Проект, содержащий, отмечал Алексеев, 99% украинских комплектующих и привлекающий 47 предприятий, может стать основой формирования национального неядерного щита сдерживания. По его словам, хотя тестовые испытания топлива для ракет «Сапсана» еще не проводились, задача уже технологически решена.
Также на Ле Бурже генеральный конструктор - генеральный директор ГКБ «Южное» Александр Дегтярев сообщил не особо приятное известие: по его словам, действительно, работы над «Сапсаном» продолжаются, но в настоящее время ракета создается в интересах... иностранного заказчика. А за счет завершения опытно-конструкторских работ по проекту «Гром», как называется экспортная версия, продвинется и «Сапсан». При этом экспортный вариант будет иметь дальность действия до 280 км, украинская же версия будет иметь задел модернизации до 500 км. «Полагаю, «Гром» появится раньше «Сапсана», — заявил гендиректор ГКБ «Южное», добавив, что обе ракеты должны быть по характеристикам «никак не хуже российского «Искандера».
Это заявление вызвало недоумение. То есть тот факт, что Минобороны не финансирует проект, вряд ли кого-то удивило: на фоне перманентного недофинансирования армии такое отношение военных к собственным программам по созданию новых вооружений уже давно стало нормой. Но вот кто из иностранных потенциальных покупателей мог заинтересоваться еще не созданным первым для Украины ракетным комплексом подобного типа – остается неясным.
Ведь то, что ГКБ «Южное» и «Южмаш» в свое время создавали лучшие в мире межконтинентальные баллистические ракеты, вовсе не означает, что они способны тут же произвести и замечательные оперативно-тактические комплексы. Грубо говоря, это все равно, что производитель замечательных джипов заявил бы, что решил создать отличную гоночную машину по техническому регламенту «Формула-1», и к нему сразу бы выстроилась очередь. Представить такое трудно: потенциальный покупатель явно захотел бы сначала увидеть продукцию «в железе» (а не на чертежах), испытать ее, а затем уже выдавать авансы на покупку – ведь речь идет о новом для данного производителя классе техники. А потому кто финансирует «Гром» на стадии чертежей – остается загадкой.
Но еще большей загадкой стало прозвучавшее позже заявление министра обороны Павла Лебедева о том, что Минобороны нашло замену «Сапсану». В частности, он заявил, что данному ракетному комплексу уже на сегодня есть эффективная альтернатива. «Другое предприятие оборонного комплекса создало ракету, которая по некоторым параметрам оказалась эффективнее, а ее производство на территории Украины имеет более широкие перспективы в экономическом плане. Оно предусматривает большую загрузку отечественных предприятий, а также продажу изделий на рынки третьих стран. Планируется, что опытный образец мы получим уже в этом году, а его производство начнется в 2014-2015 годах», - заявил он.
Если это правда, то разработку такого «альтернативного» комплекса можно считать техническим чудом. Ведь тот же похороненный нынче «Сапсан», учитывая, что Украина раньше не разрабатывала и не производила ракетной техники подобного класса, создавался долгие годы, и все же не на пустом месте. До него первые навыки в проектировании таких ракетных комплексов украинские ракетостроители из ГКБ «Южное» получили, работая над предшественником «Сапсана» - оперативно-тактическим ракетным комплексом «Борисфен». В 2010 году тот же генеральный директор ГКАУ Юрий Алексеев заявлял: «Работы над созданием национального оперативно-тактического комплекса под названием «Борисфен» начались еще в 2006 г (в реальности, по некоторым данным, первые наработки этого комплекса появились еще в 1994 году! – прим. «СЛЕД».). Однако из-за организационных и финансовых трудностей этот проект устарел еще на «бумажной» стадии. На смену ему пришел «Сапсан». По сути, это улучшенный под последние требования военного ведомства «Борисфен». Но кто же, работая параллельно с ГКБ «Южное», мог втайне создать подобный комплекс с чистого листа?
В конце концов ИА «Укринформ» со ссылкой на того же Павла Лебедева сообщило: новым разработчиком ОТРК станет «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч», создающее противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) и элементы управления, контроля и диагностики зенитных ракет и торпед. Известие было странным: да, КБ «Луч» - сильнейший производитель, один из лучших в своей нише в СНГ, но между производимыми им противотанковыми комплексами и баллистическими ракетами разница не меньшая, чем между скутером и самосвалом. При этом самое странное в том, что КБ «Луч», если верить Павлу Лебедеву, не имея (в отличие от проекта «Сапсан») никакого госфинансирования, втайне уже фактически создало новый оперативно-тактический ракетный комплекс, который будет готов уже в этом году, а со следующего года готово его производить! Поверить в подобное непросто.
Show Must Go On
Но главное в другом. В заявлениях Лебедева мы видим некоторую неувязочку. В частности, он заявил, что ГКБ «Южное» и «Южмаш» по сути «кинули» Минобороны на 200 с лишним млн грн. И действительно, согласно официальному заявлению директора Департамента финансов Министерства обороны Украины генерал-лейтенанта Ивана Марко, Минобороны выделило в 2011 году на «Сапсан» 19,5 млн грн, а в 2012 году в бюджет было вбито 196 млн грн – всего выходит 215,5 млн грн.
Однако, как мы упомянули выше, всего два месяца назад глава Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев заявил, что «финансирование проекта составляет около 10% от планируемого» - то есть Минобороны в 2012 году потратило на проект всего около 20 млн грн (т.е. всего, вместе с финансированием в 2011 году – менее 40 млн грн, что и может объяснить ступор в работе над проектом, но никак не 200 млн, и тем более не 215,5 млн грн). В любом случае, кто-то из двух чиновников говорит неправду – либо Лебедев, либо Алексеев. Если же глава ГКАУ не лжет, и разработчики действительно получили лишь 10% от заявленной суммы, то Минобороны стоило бы объяснить, куда делось порядка 175 млн грн, якобы направленных на «Сапсан».
В целом же простое изучение хроники заявлений министров обороны с момента реанимации «Сапсана» в 2011 году наталкивают на интересные размышления. Итак, Михаил Ежель в должности министра поддерживал «Сапсан». Что он с этого имел – загадка, но сменивший его Дмитрий Саламатин тут же продемонстрировал весьма прохладное отношение к проекту – сразу же начались проблемы с финансированием. Зато в это время Минобороны усиленно раздавало заказы на ремонт и модернизацию техники – по схемам, позволяющим лихо дерибанить бюджетные средства (недавно «СЛЕД» писал об этой схеме относительно ремонта кораблей ВМС. Она же применима и для всех других видов военной техники и вооружения).
И вот Минобороны возглавил Павел Лебедев. Пожонглировав цифрами, он в две секунды доказал, что «Южное» и «Южмаш» куда-то девают многомиллионные средства, щедро раздаваемые (по его словам, понятно) военным ведомством, и тут же заявил о смене разработчика и производителя – в пользу предприятия, никогда не занимавшегося подобным видом вооружений.
А ведь это странно. Если кто-то из ракетостроителей (точнее – чиновников отрасли, потому как простые конструкторы и работяги такие вопросы не решают) все же украл деньги, предназначенные для «Сапсана», стоило бы разобраться в этих махинациях и наказать виновных, поставить на их место более чистоплотных товарищей. К чему же сразу рубить проект, над которым долгие годы работали лучшие в стране разработчики этой техники, и на который уже затрачены миллионы (которые едва ли кто вернет)? Вот в России после отставки министра обороны Сердюкова мы видим целую полосу скандалов, связанных с разного рода махинациями в «оборонке», но ведь никто не спешит выкидывать предприятия, чье руководство было в них замешено, из цикла производства оружия для российской армии. Потому что такие действия – бред чистой воды, и к настоящим национальным интересам не может иметь никакого отношения. А в Украине подобное поведение министра странным образом ни у кого не вызвало вопросов.
В итоге же имеем схему: одного разработчика комплекса Минобороны на ровном месте заменило на другого, параллельно выкинув (по словам министра обороны) более 200 млн грн на ветер. И тут же предложило другого – без всяких гарантий, что история не повторится. Стоит ожидать, что следующий министр обороны предложит «своего» производителя –например, в виде разработчика авиационных ракет. Этот веселый цирк может длиться бесконечно, и результатом его будут растраченные миллионные и миллиардные бюджетные средства. Но вот увидит ли в итоге украинская армия долгожданный ракетный комплекс – еще большой вопрос. А пока в Минобороны уверены: Show Must Go On, господа, шоу должно продолжаться!
- Информация о материале
НКРСИ установит тарифы операторам и провайдерам
В НКРСИ на финальной стадии подготовки находится законопроект с очень длинным и пространным названием, который в телеком-отрасли коротко окрестили «анализ рынков». Однако за видимой простотой названия скрываются впечатляющие амбицииНацкомиссии. Документ не только на законодательном уровне значительно расширяет полномочия НКРСИ по определению игроков с существенной рыночной долей (SMP — сокр. от Significant Market Power или значительная рыночная сила), но главное — попутно фактически наделяет Нацкомиссию правом утверждать тарифы операторов и провайдеров SMP в качестве штрафной санкции за обладание существенной рыночной долей.
Госорган, в частности, предлагает дополнить закон о телекоммуникациях статьей 39-1 «Регуляторные обязательства для операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынке определенных телекоммуникационных услуг», где в п. 3 НКРСИ наделяется правом накладывать на операторов или провайдеров SMP регуляторные обязательства относительно:
• расчета себестоимости телекоммуникационных услуг, указанных НКРСИ;
• представление на согласование в НКРСИ тарифов (тарифных планов) на предоставление услуг потребителям на рынках определенных телекоммуникационных услуг.
Данное нововведение авторы, не скрывая, называют одним из ключевых: «В случае отсутствия достаточных оснований для применения SMP-операторами тарифных предложений на предоставление телекоммуникационных услуг, Комиссия, с целью защиты интересов потребителей, имеет право заблокировать их внедрение».
Но тут возникает вопрос, по каким критериям НКРСИ будет оценивать наличие или отсутствие конкуренции на том или ином рынке? В законе о телекоммуникациях данная процедура не описана. В п.2 ст. 18-1 предлагаемого законопроекта очень пространно сказано, что Нацкомиссия оценивает тот или иной рынок «по установленным ею критериям». Что это за критерии, и в каком нормативно-правовом акте они описаны — в НКРСИ так и не ответили.
Например, критерии, по которым Нацкомиссия оценивает состояние конкуренции на рынке услуг пропуска трафика четко прописаны в соответствующем документе: «Порядок анализа рынков услуг пропуска трафика и определения операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом». Он действует с 2011 года. Однако аналогичного порядка для анализа остальных рынков очевидно пока не существует. А без обоснованного решения о неконкурентности рынка процедура определения операторов с существенной рыночной долей, и уж тем более наложение на них какие-либо обязательств, выглядит сомнительной.
Примечательно, что Минэкономразвития, которое участвует в процессе согласования законопроекта НКРСИ, в комментарии «proIT» высказало принципиальное замечание о «необходимости определения исчерпывающего перечня критериев, по которым НКРСИ намерено анализировать состояние экономической конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг, с целью внедрения четкой процедуры проведения такого анализа».
Кроме того, Минэкономразвития негативно относится к инициативе Нацкомиссии взять на себя полномочия по фактическому регулированию тарифов операторов и провайдеров: «Министерство высказало принципиальное замечание о необходимости исключения из проекта закона положений, которыми вводится государственное регулирование тарифов (тарифных планов) на предоставление телекоммуникационных услуг операторами, провайдерами телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынке определенных телекоммуникационных услуг, как таковых, не согласуются с действующим законодательством».
Тем не менее, Александр Баринов, главный исполнительный директор life:) высказывает противоположное мнение: «Астелит продолжает поддерживать идею внедрения регулирования операторов со значительным рыночным преимуществом (SMP) на мобильном рынке Украины, как единственную возможность оздоровить конкуренцию среди операторов. Определение SMP-операторов — это эффективный инструмент формирования конкурентного рынка, ведь, если такой оператор злоупотребляет своим рыночным преимуществом и ограничивает конкуренцию, на него накладываются определенные ограничения, в т.ч. и в тарифообразовании».
По словам Александра Баринова, в таком случае для компаний со значительной долей рынка и для субъектов хозяйствования, которые не обладают рыночным преимуществом, условия конкуренции выравниваются, а соответственно сама конкуренция — усиливается. От этого выиграет потребитель, ведь именно у него, в итоге, есть широкий выбор поставщика услуг. «Однако такое эффективное регулирование розничного рынка будет иметь смысл лишь при условии детального анализа рынка и объективного определения операторов со значительным рыночным преимуществом, а также дальнейшего рационального применения данного инструмента», — отмечает топ-менеджер life:).
С критериями определения игрока SMP на рынке телеком-услуг все предельно ясно: в законе о телекоммуникациях написано, что это оператор или провайдер, доля дохода которого на определенном НКРСИ рынке в течение года, предшествующего проведению анализа рынка, превышает 25% суммарного дохода всех конкурентов, полученного за тот же период времени. Но в то же время, с условиями анализа рынка на предмет отсутствия конкуренции все далеко не так однозначно.
Поэтому, если законопроект НКРСИ будет принят в текущей редакции, он позволит Нацкомиссии при желании достаточно вольно манипулировать понятием «уровень конкуренции на анализируемом рынке» и навязывать игрокам тарифные планы на свое усмотрение.
- Информация о материале
Русский план, осмысленный и беспощадный
В том, что Россия наступает, сегодня уже не сомневается никто. В том, что тактическая цель этого наступления — срыв подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, — тоже. В плотной дымовой завесе противоречивых сообщений СМИ ведутся лишь дискуссии, как расценивать первые залпы Москвы, что это — сигнальные ракеты, или рвутся уже боевые снаряды?
Получив последние сводки от надежных источников с линии огня, мы можем утверждать: Россия открыла первый украинский фронт. Пока что первый.
Как свидетельствуют донесения разведки ZN.UA, еще до недавнего времени Россия не рассматривала экономическую войну как основное средство противодействия сближению Украины с ЕС и заключению ассоциации. Кремль был уверен, что нахождение Тимошенко в тюрьме — самый надежный залог того, что Соглашения не будет. В том же, что Тимошенко останется в тюрьме, сомнений у Кремля также не было. И Москва позволила себе расслабиться. Не так, чтобы совсем закрыла глаза на наши проевропейские шуры-муры, но, видимо, решила, мол, ладно, пусть нагуляются перед свадьбой — с Таможенным союзом, разумеется.
Но, утверждают наши источники, в начале июня Москва получила ошеломляющую информацию из Берлина: фрау Меркель уже не считает тюремное заключение Ю.Тимошенко непреодолимым препятствием для ассоциации с Украиной и склоняется к подписанию Соглашения. Проснулась Москва быстро и, как вы понимаете, не в лучшем настроении. Немедленно было проведено экстренное совещание, на котором, согласно информации источника ZN.UA, советнику президента РФ С.Глазьеву Путиным была поставлена задача срочно разработать стратегию недопущения подписания Украиной соглашения с ЕС и втягивания ее в ТС.
Глазьев призвал на помощь Медведчука, являющегося не только многолетним доверенным лицом Путина, но и, как утверждают посвященные, уже год выполняющим по предложению… Януковича роль "связного" Банковой с Кремлем. Дело в том, что Виктор Федорович, перебрав на роль конфидента несколько кандидатур — от Левочкина и Бойко до Порошенко и Клюева, — не удовлетворился ни одной из них. Путин и Янукович говорят на "разных языках", поэтому им нужен переводчик, роль которого порой и выполняет кум президента РФ.
Стратегия давления на Украину была разработана в сжатые сроки и положена Путину на стол. В ходе анализа допущенных ошибок в Москве пришли к выводу, что они впервые проиграли информационную войну Украине. Был проведен тщательный мониторинг украинского телеэфира, и российскому лидеру продемонстрировали не только впечатляющую "нарезку" сюжетов основных украинских телеканалов о том, какой плохой Таможенный союз, и как хорошо Украине будет после заключения ассоциации с ЕС, но и приложили список владельцев этих каналов, а также подробную информацию об их бизнесе и внешнеэкономической деятельности на российском направлении — и о Пинчуке с его трубами и ялтинскими европейскими инициативами, и о Порошенко с конфетами и "Богданами", лично агитирующего с телеэкрана за ассоциацию, и о Коломойском, нагло укравшем "Укртатнафту", и о Левочкине, Фирташе, Ахметове, наводнивших Россию своей продукцией, но позволяющих своим каналам очернять Таможенный союз, и о Семье, талдычащей о европейском выборе, но желающей заработать на российских нефтяных потоках — в общем, обо всех, кто "жирует" за счет России и платит ей черной неблагодарностью.
Кремль был взбешен — нельзя так беспардонно кусать руку кормильца. Украину необходимо поставить на отведенное ей в ТС место, ударив по ряду ее экономических столпов. Нанося удар по самым крупным украинским товаропроизводителям, экспортирующим продукцию в Россию, Москва намерена создать существенные проблемы их бизнесу, тем самым заставив владельцев усмирить свои распоясавшиеся СМИ и потребовать от руководства Украины отказаться от ассоциации с ЕС в пользу Таможенного союза. Но и без давления олигархов украинская власть, по замыслу, вскоре должна ощутить дыхание войны даже в глубоком тылу.
По некоторым оценкам, за семь месяцев 2013-го украинский экспорт снизился на 12%, в Россию — более чем на 20%. Если данная тенденция не изменится, и от третирования украинского импорта РФ не отступится, то до конца года Украина может потерять от пяти до восьми млрд долл.
Проблемы с бизнесом у крупнейших экспортеров и налогоплательщиков, формирующих значительную долю как бюджета, так и ВВП, неизбежно приведут к снижению производства, уменьшению поступлений в бюджет, невыплатам зарплат либо сокращениям рабочих мест и… что? Правильно — к росту недовольства электората, и так не сильно жалующего нынешнюю власть. Одна из целей Кремля — выбить электоральную почву из-под ног Януковича в восточных и южных областях страны. Российская социология показывает, что хозяину Банковой в разной мере доверяет 21% граждан Украины, а хозяину Кремля — 42%. Исходя из этих цифр, в Москве рассчитывают, что в поисках виновного в резком ухудшении социально-экономической ситуации в стране и крахе надежд на восстановление дружбы и любви с Россией крымчане и одесситы, харьковчане и запорожцы, луганчане и донетчане укажут на того, кому доверяют меньше, и в противостоянии Януковича и Путина поддержат последнего.
Сводки с таможенного поля боя
Сверстанной в июне стратегии подчинения Украины пылью припасть не дали. Ее реализация началась немедленно. Честь стать первыми жертвами выпала В.Пинчуку ("Интерпайп") и С.Таруте (Индустриальный союз Донбасса): 16 июля премьер РФ Д.Медведев объявил о решении российского правительства не продлевать на второе полугодие квоты на беспошлинный ввоз украинских труб. Следующим под губительный для украинского шоколада огонь стратегического партнера попали П.Порошенко и его "Рошен".
О массированной атаке на украинских производителей-экспортеров широкая общественность узнала в минувшую среду. Федерация работодателей Украины (ФРУ) сообщила, что с 14 августа 2013 г. "в профиль риска системы управления рисками Федеральная таможенная служба РФ к первым четырем десяткам предприятий, попавшим туда в июле этого года, добавила всех без исключения украинских экспортеров. При этом мероприятия предупреждения риска еще более усилены". По информации ФРУ, российская таможня подвергает украинские грузы тотальной проверке, включая выгрузку, перегрузку и загрузку их назад в транспорт. "Все это приводит к увеличению сроков простоя вагонов и других транспортных средств, и, как следствие, ведет к удорожанию или срыву поставок товаров, порче продукции, подрывает позиции украинских производителей на рынке РФ. При этом российский рынок для многих украинских предприятий является критически важным", — подчеркивают в ФРУ. По подсчетам Федерации, экспорт украинских товаров в РФ во втором полугодии прогнозировался на уровне 8,5 млрд долл. "Потери Украины от описанных действий российской стороны могут достичь, в зависимости от развития событий, до 2–2,5 млрд долл. только во втором полугодии текущего года", — подсчитали в ФРУ.
Ситуация с продукцией украинских предприятий, испытывающих сейчас трудности в общении с таможенной службой России, несколько иная, чем в случае с "Рошеном", которому официально объявили о запрете на ввоз его продукции и даже назвали какую-никакую как бы причину. Внезапное, небывало пристальное внимание ФТС РФ к украинскому экспорту, никто официально ни Украине, ни ее производителям не поясняет.
Правительство РФ официально открестилось от недружественных действий, пояснив, что решение об остановке украинского импорта принималось российской таможенной службой, разумеется "дикорастущей". В ФТС РФ заявили о расширении перечня необходимых документов и упорно препятствуют попаданию украинской продукции на российский рынок. По свидетельству представителей многих отечественных компаний, чей товар не может пройти растаможку в РФ, стражи российской таможенной границы действуют по шаблону: повертев в руках сертификаты происхождения товара СТ1, позволяющие его беспошлинный ввоз в РФ в рамках зоны свободной торговли СНГ, выражают сомнение в подлинности документа и требуют еще каких-то подтверждений, проведения экспертизы. А пока предлагают оставить товар на терминалах таможни (на месяц-другой), вручая прейскурант на услуги хранения, разгрузки и загрузки. Не нравится такой вариант, нужно срочно доставить товар покупателю? Пожалуйста, платите таможенную пошлину, установленную для европейских импортеров (вы же в Европу хотите, не правда ли?), и проезжайте. Будете подавать в суд? Да пожалуйста! Через полгода он вынесет решение, тогда и приходите. Продукцию некоторых украинских компаний, например, поставляющих в Россию овощи и фрукты, на границе с особым пристрастием начали проверять и фитосанитарные службы. У некоторых, как, например, у "Метинвеста" таможня стала требовать отбор проб, в результате которого нарушается целостность металлопродукции.
Съемочные группы некоторых телеканалов мотаются по пограничным пропускным пунктам, отслеживая ситуацию. Не обнаружив огромных очередей из фур, успокаивают телезрителей: мол, пока еще не все так плохо. Но дело в том, что многие крупные производители проводят растаможку своего товара не на границе, а уже на территории России на таможенных пунктах в местах назначения товара. Может, кто-то заглянет и туда? Что там происходит?
И, вроде бы, формально не к чему придраться: россияне действуют в соответствии со своим таможенным кодексом, строго следуя букве, да и духу тоже, кодекса и внезапно объявленных подзаконных актов. "Итальянская забастовка", да и только: все скрупулезно выполняют свои обязанности, четко следуют инструкциям, а дело, в нашем случае — украинский экспорт — стоит. Вон и в Госдуме поясняют: никакой политики, просто бюрократические сложности, ведь Украина — не член Таможенного союза, в ТС ей было бы проще…
Многие украинские экспортеры, как, например, "Оболонь", решили не испытывать судьбу и вообще приостановили свой экспорт в РФ, желая выждать и посмотреть, на какие новые таможенные изыски пойдут россияне. Ждать, возможно, придется долго, ведь изысков, и далеко не только таможенных, у тех заготовлено немало — целая Стратегия. Ее текст мы и публикуем в этом номере ZN.UA на стр. 3. Это наша информпомощь отечественной власти, которая, возможно, поймет, какую контрстратегию разрабатывать…Не стоит бояться объема текста. Прочтите. Не пожалеете.
Почему проспали
А теперь один из самых главных вопросов: почему Украина оказалась абсолютно не готова к такому повороту событий? Говорят, Николай Янович тоже очень нервно задавался им на последнем заседании Кабмина. Надо же! А вот по нашей информации, еще в феврале В.Януковича проинформировали о возможных экономических "санкциях" России; о том, что страны Таможенного союза разрабатывают новые требования к качеству продукции; предупредили, что необходимо готовиться, в том числе, и к возможной полномасштабной экономической блокаде. Президент, как утверждают наши источники, поделился информацией с премьером, тот якобы отмахнулся, мол, не беспокойтесь, все решим.
На том, видимо, обсуждение "украинской стратегии", проработки решений возможных экономических проблем с Россией и закончилось. Хотя тревожные звоночки продолжали поступать. И от украинских посольств, свидетельствовавших о работе россиян в странах Европы по созданию сложностей для подписания Соглашения об ассоциации и пропаганде Таможенного союза. И от самой России, предупреждавшей (правда, признаем, вяло), что в случае создания ЗСТ с ЕС Украина столкнется с экономическими трудностями со стороны ТС. И от экспертов, не веривших, что Россия так просто "отпустит" Украину. И от бизнеса. Кстати, цитировавшееся выше заявление ФРУ — уже третье по счету.
Но на Банковой и Грушевского почему-то были спокойны, то ли обманувшись вялостью России в зимне-весенний период, то ли уверовав в собственный антикризисный гений, то ли положившись на обычное "авось пронесет".
Где были, чем занимались наши разведка и контрразведка, непонятно. Видимо, соглашение о неведении специфической работы на территории партнера выполняет только украинская сторона… Куда смотрело наше посольство (посол, кстати, сейчас в отпуске, хотя, говорят, находится в Москве), по идее, призванное не только держать руку на пульсе двусторонних отношений, но и улавливать его малейшие изменения? Мощный выброс адреналина в Кремле все они прошляпили.
По нашей информации, уже в июле, когда у ряда украинских производителей начались проблемы на таможне, глава ФРУ Д.Фирташ написал докладную Януковичу, в которой привел выдержки из документов Федеральной таможенной службы РФ, содержащих список 49 "рискованных" украинских предприятий, и проинформировал о возникших трудностях. В связи с чем только на прошлой неделе (!) президент дал поручение СНБОУ координировать работу по оценке ситуации и ее прогнозированию, а также по подготовке ответных мер, поскольку, наверное, наконец-то осознал, что это вопрос национальной безопасности, а не частные проблемы приватного бизнеса, как об этом во всеуслышание заявлял первый вице-премьер С.Арбузов.
Только сейчас, очевидно, будет создаваться ситуационная комната. Еще только в зародыше планы открытия в правительстве горячей линии для украинских экспортеров, у которых возникли проблемы с поставками продукции в Россию. Только в последние дни департаменты Минэкономики начали, причем достаточно вяло — мозговым штурмом это никак не назовешь, раздумывать: а что же со всем этим делать? И, наконец, только вчера Азаров создал группу (во главе с вице-премьером Ю.Бойко) по урегулированию ситуации. В группу даже не вошел представитель МИД, зато был включен "постпред ТС в Украине" В.Мунтиян.
А ведь у Виктора Федоровича был еще один шанс попытаться предотвратить надвигающуюся проблему, либо, осознав неизбежность, попытаться подготовиться к ее минимизации. Тем более что к моменту визита Путина на празднование крещения Руси первые предприятия из списка "риска" уже начали испытывать сложности. По информации наших источников, никакого игнорирования Путиным Януковича (так смаковавшегося и отечественными, и российскими СМИ) во время последнего приезда ВВП в Киев не было. Да, первая их встреча в самом деле продлилась 15 минут. А потом, как свидетельствуют наши конфиденты, Путин якобы предложил Януковичу: "А поехали на круглый стол к Медведчуку". Тот отказался, сославшись на важные международные встречи. "Да и вам не советую", — сказал Янукович Путину. Проигнорировав замечание, позднее Путин приехал к Януковичу в "Залесье" с десятком папок по заявленным к переговорам вопросам. Общение двух президентов продолжалось около четырех часов. Правда, как судачат злые языки, провести их Виктор Федорович предложил за… охотой на куропаток. Так что серьезной беседы о наболевшем не получилось. "Залесье" Владимир Владимирович покинул, обогатившись двумя "новостями" — Янукович хорошо стреляет и Тимошенко из тюрьмы не выйдет, даже после 2015 г.
По информации ZN.UA, Путин рассматривал возможность еще одной своей встречи с Януковичем на этих выходных. Двум президентам 17–18 августа компанию в Крыму должен был составить казахстанский коллега. Но Путину нужен был конкретный результат. Поскольку Киев белый флаг пока не вывесил, визит был отменен. Ждут-с.
В Киеве же пытаются активизировать мозговую деятельность, однако при остром дефиците мозгов сделать это весьма проблематично. Ну почему только вчера, спустя месяц (!) после первых тревожных сообщений из России относительно "Рошена", украинская делегация отправилась в Москву выяснять отношения с г-ном Онищенко? И насколько профессиональна и широкопрофильна эта группа "быстрого" реагирования? Почему только в минувший четверг свежеиспеченный постпред Украины при Евразийской экономической комиссии В.Суслов промямлил, что в пятницу, 16 августа, в Суздале, куда вылетела делегация во главе с вице-премьером Бойко, попытается (!) в рабочем порядке включить в повестку дня ЕЭК вопрос о проблемах с прохождением украинских товаров через таможенную границу России. "Насколько это удастся сделать, сказать сложно. Пока в повестке дня этот вопрос не стоит", — "порадовал" чиновник. Почему он там уже не стоит, если проблемы у наших экспортеров начались еще в середине июля?
Да потому, что власти это было не нужно. Потому что она считает, что это личные проблемы пинчуков, тарут, порошенок, коломойских и прочих крупных денежных мешков. Потому что до сих пор Азаров и Арбузов, по нашей информации, отдавали указание министрам "не поддерживать!", очень избирательно помогая лишь тем, кто смог заинтересовать Семью то ли долей в бизнесе, то ли еще какими-то "весомыми аргументами". Потому что у Семьи лишь две задачи — удержать ситуацию до выборов и сохранить собственные доходы.
Но только наши недальновидные и недалекие "пастухи" не понимают, что тучные отары украинского бизнеса, которые они безбожно стригут и доят, необходимо не только холить и лелеять, но и защищать поголовье от северных варягов. Иначе стричь и доить их будут другие.
Янукович никак не признает, что главная опасность для его власти и состояния — не Тимошенко, а Россия. Придя к власти и боясь потерять симпатии основного электората, он заигрывал с Кремлем, вместо того, чтобы озадачить лучшие мозги страны разработкой долгосрочной стратегии отношений со стратегическим соседом. Этого не было сделано даже тогда, когда эти отношения стали накаляться. Хотя ради справедливости заметим: а кого озадачивать? Арбузова? Прасолова? Кожару? Смешно. Хотя, наверное, все-таки трагично. Для страны, государственная машина которой неэффективна даже в мирное время. Что уж говорить о чрезвычайном экономическом положении.
Проснулся — подумай, что ты сделал для Украины
Эти слова экс-президента РФ Б.Ельцина сегодня должны относиться к каждому украинскому политику, чиновнику, бизнесмену, журналисту и гражданину.
И все же, что Украина может сделать в сложившейся ситуации? Вот самое элементарное.
— Немедленно запустить ситуационный центр, где группы экспертов и юристов смогут вести поиск решений и нарабатывать комплекс ответных и превентивных мер.
— Безусловно, нынешние украинские проблемы должны стать предметом международного рассмотрения. Как считают многие эксперты, Киев должен обратиться в ВТО, членом которой является и Россия. Как свидетельствуют наши европейские собеседники, Украина может рассчитывать на солидную поддержку Евросоюза в рамках организации. Думается, не останутся в стороне и США, и другие члены ВТО, поскольку Россия — единственная за всю историю страна, начавшая нарушать правила организации (причем не только в отношении Украины), не пробыв в ее рядах даже года. И хотя официально Россия пока не пояснила свои действия на украинско-российской таможенной границе, ее методы — явное ограничение торговли и должны стать предметом рассмотрения ВТО.
— Необходимо запросить срочные консультации и с Еврокомиссией, ведь это из-за своего стремления подписать ассоциацию с ЕС украинская экономика оказалась в зоне российского прицельного огня. Но одновременно необходимо максимально выполнить пункты "списка Фюле", дабы к ноябрю не осталось задолженностей по "домашнему заданию".
— Стоит обратиться и в Питерский арбитраж зоны свободной торговли СНГ, ведь свободной нашу торговлю с Россией сегодня не назовет никто.
На меморандуме, подписанном странами-гарантами после отказа Украины от ядерного оружия, серьезно останавливаться не будем, поскольку даже во времена "газовой войны" 2009-го никто не попытался воспользоваться его механизмами, к слову, весьма эфемерными.
— Ряд экспертов считает, что необходимо вводить зеркальные меры относительно российских производителей, ограничив их экспорт в Украину. Да, от этого пострадают и украинские предприятия, но на войне без потерь не бывает. Тем более на войне нервов. В конце-концов, грузинам же удалось выстоять...
— Замечательный объект для пристального внимания — ЧФ РФ в Крыму.
— А что, если остановить прокачку российского газа, например, усомнившись в его российском происхождении или сочтя его качество не соответствующим украинским стандартам? Евросоюз взовьется? Так нужно же выводить наши проблемы на международный уровень. Думаете, шутим? Нет, услышали это предложение от весьма серьезных людей. "На войне как на войне", — говорят они.
Мы же считаем, что выдержать эту "психическую атаку" можно, только объединившись. Должны консолидироваться украинские олигархи, ведь очевидно, что время, когда проблемы можно было решать индивидуально, по принципу "каждый сам за себя", прошло. Общая угроза должна сплотить и подтолкнуть к выработке плана скоординированных действий.
Должно мобилизоваться и украинское общество. Да, Россия — наш сосед и партнер, называющийся стратегическим. Но ведет она себя не по-соседски и уж тем более не по-партнерски. Неужели для кого-то это все еще не очевидно? Украинское интернет-сообщество уже взорвалось призывами к согражданам не покупать российские товары. У нас для этого не меньше оснований, чем у американцев и европейцев, демонстративно выливающих в последние недели на асфальт российскую водку.
Россия вряд ли ожидает от Украины действенного отпора. И потому, что не хуже нас с вами знает цену украинской власти — ее интеллекту, профессионализму и патриотизму. И потому, что последние полтора десятка лет Киев реагировал на все козни Москвы либо жалкой улыбкой Ванюкина, либо злобным шипением — не более. Украина так и не сподобилась задействовать Меморандум о гарантиях ее безопасности, обратиться в Стокгольмский арбитраж, профукала возможность решить многие свои экономические проблемы с Москвой в рамках ВТО на этапе вступления туда России.
В канун Дня Независимости гражданам, власти, оппозиции, журналистам, "третьему сектору" предстоит решить, какая Украина нам нужна. "Подарочная" или настоящая. Которую нужно заслужить и которую необходимо отстоять.
- Информация о материале
Украинский привкус африканских синергий
Растиражированная украинскими СМИ история о том, как бывший замглавы Госрезерва Украины Виктор Бречко украл в далекой Либерии 4 миллиона долларов, на самом деле касается еще одного (довольно известного в начале "нулевых”, но сегодня слегка подзабытого) украинского бизнесмена — Евгения Уткина. Сага о том, как один из первопроходцев отечественного IT-бизнеса занялся сырьевым бизнесом в Западной Африке и что из этого вышло может служить хорошим кейсом для исследования "История развития капитализма в Украине”.
"В современных бизнес-школах — INSEAD, Berkley, Университете Наварры, где я периодически прохожу курсы, учат не тому, как правильно вести бизнес. Там учат, как создавать правильную атмосферу. Вот чтобы ты пришел, и тебе хорошо было”.
Евгений Уткин, "Инвестгазета”, 11 марта 2012 года
Вкратце напомним историю в том виде как она была описана в украинских СМИ. Бывший замглавы Госрезерва Украины Виктор Бречко вместе с двумя бывшими офицерами украинского миротворческого вертолетного батальона Константином Соколовским и Александром Сибирцевым разыскивается в Либерии за мошенничество, подделку документов и хищение имущества в особо крупных размерах (либерийские СМИ сообщают, что на самом деле обвиняемых в этих преступлениях шестеро — помимо вышеупомянутых персонажей это Сергей Кондратенко (Sergei Kondratenko), Роман Тихонов (Roman Tikhonov) и Олеся Сорокина (Olesia Sorokina).
Якобы украинцы нанесли голландской компании West African Synergies Liberia (WAS Liberia) несколько миллионов долларов ущерба — в прошлом году были остановлены проекты WAS Liberia по деревообработке и золотодобыче. Бречко с помощью поддельных документов переоформил на фиктивные компании и продал несколько десятков единиц дорогостоящего оборудования и транспортных средств, а деньги, вырученные за реализацию техники, присвоил. Но преступление было обнаружено лишь в мае 2013 года, когда Бречко перестал отвечать на звонки и исчез в неизвестном направлении.
Так эта история описывается в украинских медиа. В либерийских же основной упор делается на то, что Виктор Бречко покупал у местных алмазы и с помощью украинских офицеров, входящих в контингент ООН, нелегально переправлял их в Антверпен — мировой центр обработки и торговли бриллиантами — после чего они продавались уже по всей Европе. То есть фактически речь идет о так называемых "кровавых алмазах”. Не исключено, что эти поставки осуществлялись под прикрытием официальных операций голландской компании.
После знакомства с этой историей стало очевидно, что это лишь часть правды, поскольку не верилось, что кто-то не из постсоветского пространства способен набрать в компании для работы в Либерии исключительно наших соотечественников, да еще в таком количестве. Что же касается голландского происхождения WAS Liberia, то оно не должно вводить в заблуждение. Например, у Рината Ахметова половина холдинговых компаний зарегистрирована как раз в Нидерландах. Уже после беглого анализа сайта West African Synergies становится очевидным, что эта компания, созданная в 2011 году, действительно имеет тесные связи с нашей страной, и они не ограничиваются вышеупомянутыми менеджерами "в бегах”. Голландскую компанию возглавляют Михаил Уткин (Michael Utkin) и Фрэнк МакГоверн (Frank McGovern). Карьера первого тесно связана с "Квазар-Микро” (c 2002 по 2006 годы), культурно-образовательным центром "Мастер-класс” (год был генеральным директором), KM Core (где параллельно с работой в голландской компании он уже два года числится вице-президентом). Все это проекты принадлежат отцу Михаила — Евгению Уткину.
О втором руководителе WAS Фрэнка МакГоверна Евгений Уткин лично рассказал "Инвестгазете” во время интервью 2012 года. В 1993 году именно МакГоверн начал учить украинского бизнесмена английскому языку. В итоге их знакомство переросло в бизнес-партнерство, в результате которого в Украине был создан центр изучения английского "Оксфорд-класс”.
Таким образом, с большой долей уверенности можно констатировать, что WAS и его либерийские проекты принадлежат Евгению Уткину. Что же заставило украинского бизнесмена, который еще несколько лет назад был известен как крупнейший украинский IT-предприниматель, искать счастья в далекой Либерии, да еще в итоге (пусть и косвенно) вляпаться в скандал с "кровавыми алмазами”.
В марте 2012 года Евгений Уткин заявлял: "Мне страшно, реально страшно сейчас за все то, что происходит в моей стране”. Видимо, именно этот страх и разочарование в прежнем бизнесе заставили украинского бизнесмена сменить сферу и страну своих инвестиций.
Напомним, что 1990 году главный инженер Киевского НИИ микроприборов Евгений Уткин основал компанию "Квазар-Микро”, которая вначале ввозила персональные компьютеры, а через некоторое время начала их сборку в Украине. Со временем "Квазар-Микро” стал партнером и первым представителем в СНГ таких ведущих игроков мирового IT-рынка как Intel, Oracle и Microsoft. Репутация местного гуру информационных технологий сыграла не последнюю роль в назначении Уткина в 1998 году председателем Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Кстати, в то время в него же входил и Виктор Бречко.
В 2004 году российская АФК "Система” Владимира Евтушенкова приобрела у Уткина 51% "Квазар-Микро” за 28 миллионов долларов. В феврале 2006 года Уткин был назначен на должность президента "Ситроникса” (IT-направление АФК "Система”). Под его руководством "Ситроникс” вышел на Лондонскую фондовую биржу с рыночной капитализацией 2,3 млрд. долларов и стал крупнейшей хай-тек компанией в Восточной Европе. Однако спустя полтора года Евгений Уткин увольняется из "Ситроникса”. Причиной стало то, что в первом полугодии 2007 года оборот российской компании упал на 20%, а ее убытки достигли 80 миллионов долларов, в результате чего глобальные депозитарные расписки на акции "Ситроникса” подешевели более чем в 2 раза. Тем не менее "Ситроникс” выкупает у Уткина еще 30% акций "Квазар-Микро” за 116,9 млн. долларов.
Начинается мировой финансовый кризис, и в июне 2009 года новая компания Уткина "Kvazar-Micro Securities” выкупает у "Ситроникс” бизнес-направление и бренд "Квазар-Микро” за 50 млн. долларов. В сентябре 2010 года Евгений Александрович создает инвестиционный холдинг КМ Core, который объединяет 12 хай-тек компаний в нескольких странах мира. Бизнесмен заявляет, что намерен вложить в них 100 млн. долларов и ожидает, что через 5-7 лет капитализация каждого из активов холдинга превысит эту сумму
Впрочем, судя по либерийскому скандалу, украинский предприниматель уже тогда решил запускать стартапы не только в сфере высоких технологий, а сделать ставку на традиционные ценности в виде сырья. В 2011 году с этой целью и была создана голландская West African Synergies.
Как пишет либерийская пресса, Виктор Бречко предложил свой проект инвесторам еще в 2009 году и получил первые 2 млн. долларов в виде займа на разведку полезных ископаемых. Бывший украинский чиновник вводил в заблуждение инвесторов о ходе реализации их проектов и паралельно наладил нелегальную добычу и скупку алмазов у местных. Свидетели утверждают, что как минимум три камня весом от 30 до 89 карат были скрыты от либерийского правительства.
Было приобретено оборудование для заготовки леса на сумму 2,2 млн. долларов. Этот бизнес в основном и курировали бывшие украинские офицеры Константин Соколовский и Александр Сибирцев. Планы были грандиозными: вложить в регион, где заготавливался лес, 50 млн. долларов, и на эти деньги создать не только заготовку, но и переработку леса в пеллеты (биотопливо), и производство электроэнергии для 50-100 тысяч домохозяйств. Предполагалось привлечь к финансированию этого проекта даже Международную финансовую корпорацию.
Однако более близкое знакомство с проектом показало, что участки, на которых предполагалось добывать лес, не содержат древесины необходимых пород и, кроме того, на 60% их территории местные жители уже ведут сельское хозяйство. Виктор Бречко пообещал инвесторам продать технику и вернуть инвесторам деньги, но выполнил это обещание лишь наполовину. То есть технику продал, но деньги поделил с командой.
Проект добычи золота выглядел более многообещающим. Здесь были получены 4 лицензии на разведку месторождений, привлечены геологи из Великобритании и Канады, а также южноафриканская консалтинговая компания. Все шло хорошо до 13 мая этого года, когда Виктор Бречко поставил инвесторов в известность, что он и его команда оставляют проект и требуют с ними расчитаться. Только тогда инвесторы выяснили, что и здесь вся техника уже продана Бречко и его командой. И когда 24 мая прокурор Монровии (столица Либерии) издал постановление об аресте трех украинцев, их уже и след простыл…
Все, что сегодня живоописует либерийская пресса, выглядит слегка трагично, но в большей степени смешно. Очевидно, что бывший глава украинского Госрезерва, которого инвестор фактически оставил без присмотра (ну не считать же в качестве таковых "мажора” и пожилого учителя английского языка), не смог ему простить подобного виктимного поведения и пустился во все тяжкие. Судя по всему, более чем 20-летний опыт собственного бизнеса и обучение в престижных западных бизнес-школах так и не научили Евгения Уткина простой истине, что критерием отбора руководителей должны быть не лояльность и родственные связи (та самая "атмосфера” или, если хотите, "зона комфорта”), а все-таки профессионализм. Особенно когда речь идет о незнакомом бизнесе в далекой стране.
Справедливости ради стоит сказать, что Евгений Александрович не одинок в своем желании искать счастья в Африке. Сегодня компанию ему, например, составляет бывший вице-премьер, глава СНБО и акционер "Индустриального союза Донбасса” Виталий Гайдук и экс-нардеп и хранитель собственности нынешнего президента Эдуард Прутник, которые пытаются добывать алмазы в Лесото. А значит, не исключено, что вскоре нас ожидают новые главы авантюрной трагикомедии "Украинцы в Африке”.
Кстати, в свете описанной выше истории West African Synergies становится ясна причина, по которой Украина в этом году не отправила в Либерию миротворческий контингент нашего Министерства внутренних дел. Ранее предполагалось, что 140 украинских миротворцев будут обучать местную полицию, охранять персонал и объекты ООН, а также морской порт и аэродром, куда доставляются грузы для миссии. Но, видимо, ООН неофициально дала понять, что ей хватает проблем с уже находящимся в этой африканской стране украинским контингентом (56-ой отдельный вертолетный отряд Минобороны численностью 275 человек плюс еще четверо военных наблюдателей и офицеров штаба миссии ООН). И не стоит страну еще больше позорить.
- Информация о материале
Страница 1225 из 2102
