Главная
Персональное дело Путина
Эксперты и журналисты продолжают спорить, что за план у России, каков план Путина и чего он хочет добиться. Его встреча с журналистами 4 марта особой ясности не внесла.
Я писал уже о том, что неадекватность российской власти объясняется пиаровской ловушкой, в которую она попала: наняла пиарщиков мочить украинскую оппозицию, журналисты по заказу рисовали соответствующие лживые картинки, Кремль в эти картинки верил и принимал ошибочные решения.
Главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков высказал свою версию того, почему президент России решил устроить военные действия в Украине.
Это интересно как краска, как деталь – для общего понимания логики российского руководства. Ремчуков рассказал об этом в эфире "Эхо Москвы":
- Дело в том, что после того, как Янукович в конце ноября не согласился подписать соглашение об ассоциации с ЕС и он слетал в Сочи к Путину, получил денежки 3 миллиарда с обещанием еще больших сумм, это случилось на пике популярности Путина и ощущения, что ему всё по плечу: Сирию разрулил, на "Большой двадцатке" в Петербурге удачно выступил. В Киеве там и спикер литовский выступал на Майдане, и какие-то министры иностранных дел. Наших замечено не было. И вдруг вот такая победа. И все говорили: "Путин утер нос".
После этого Путин пригласил всех людей, которые отвечают за внешнюю политику как открытую (МИД), так и разведчиков, и прочих всех общественных деятелей, которые обычно тусуются в странах СНГ, и сказал, чтобы они не совали свой нос в Украину, потому что он сам всё разрулит как разрулил сейчас. Видите, не было никого, а Украина отказалась идти в ЕС.
И с конца ноября фактически замерла деятельность тех структур, которые обычно должны готовить, разрабатывать различные сценарии, причем сценарии рабочие. Противостояние Майдан-Янукович продолжается – один план действий. Второй – Янукович разгоняет Майдан, оказывается в международной изоляции, наши действия и так далее.
Этого не было. Даже говорят люди, что посольство не интенсифицировало количество депеш, которые они слали в Москву в спокойное время и в это кризисное время. И когда случилось то, что случилось, самоликвидация Януковича, он исчез и стало понятным, что за него вообще никто не захотел выступать ни в Донецке, ни в Харькове, ни в Крыму, ни в Киеве.
Путин понял, что ему даже некого винить. Украина оказалась проигранной. А из-за того, что не было найдено никакой кандидатуры, которая бы консолидировала, ну, лидера Восточной, Южной Украины, какой-то фигуры. Просто их не было. Вот, был Янукович и всё. Януковича не стало, и все эти люди на фоне вот этой энергии, особенно радикальных заявлений Правого сектора, выглядели абсолютно такими, угасшими и не способными к какому-либо политическому сопротивлению.
И я был в Сочи на закрытии Олимпиады, я видел, какой был абсолютно потусторонний взгляд у Путина, потому что он понимал, что... Украина таким образом, пока он отвлекся на Олимпиаду и занимался только Олимпиадой, а никто ею не занимался.
И стало ясным, что у него нет никакого козыря больше переговорного, потому что там власть Майдана, Рада приняла законы, изменила какие-то положения конституционного характера, обеспечила себе большинство (реальное или сомнительное, но, тем не менее, большинство) в Раде и начала штамповать различного рода должностные указы.
И мне кажется, что Путин, оказавшись, что вообще нет никакой переговорной позиции, совершил маневр с Крымом с тем, чтобы, по крайней мере, у него появилась какая-то карта на переговорах, которую уступая или сдавая, или выторговывая себе какие-то гарантии и присутствие, допустим, нашего флота, какого-то уровня автономии в Крыму, он может разруливать эту ситуацию так, чтобы Запад считал, что они добились восстановления, как бы, суверенитета Украины над территорией, а Путин добился тех целей, которых в противном случае он бы не добился".
- Информация о материале
Осторожно – кибермошенники!
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий привело к тому, что современное общество в огромной мере зависит от управления различными процессами посредством компьютерной техники путем электронной обработки, хранения и передачи информации. А это, к сожалению, привело и к появлению новых видов преступлений, связанных, в частности, с незаконным вмешательством в работу систем и компьютерных сетей, хищением и несанкционированным изменением данных, присвоением средств и т. д., которые сегодня объединены под названием «киберпреступность». Одним из непосредственных объектов таких преступлений являются общественные финансовые отношения.
Борьба с киберпреступностью и кредитным мошенничеством в Украине остается достаточно острым вопросом, который встал перед правоохранителями и обществом. В связи с этим 6 февраля с. г. состоялась пресс-конференция на тему «Борьба с киберпреступностью и кредитным мошенничеством в Украине: 2013–2014 гг.». Экспертами на этом мероприятии выступили представители ведущих банков страны, а также заместитель начальника управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины Леонид Тимченко. В ходе выступлений они рассказали о результатах проделанной за прошлый год работы, а также ознакомили присутствующих с прогнозами на текущий год.
Киберпреступность набирает обороты
Как сообщила руководитель Форума безопасности платежных операций и кредитов Олеся Данильченко, 2013 г. охарактеризовался появлением в Украине нового типа мошенничества с банкоматами – Transaction Reversal Fraud (TRF). Принцип его заключается во вмешательстве злоумышленников в работу банкомата в процессе выдачи наличных с помощью специального устройства типа «вилка». Деньги при этом снимаются со счета пользователя, но банкоматом не выдаются, а переправляются на другие источники.
Убытки от такого вида мошенничества в основном ложатся на банк-эквайер (кредитную компанию, которая занимается организацией точек приема пластиковых банковских карт при помощи терминалов и банкоматов – прим. ред.), рисков причинения ущерба рядовым клиентам банков он, в принципе, не несет. Тем не менее, злоумышленники часто используют для осуществления мошеннических операций карточки клиентов банка, получив их в свое распоряжение, воспользовавшись доверием людей или же за незначительное финансовое вознаграждение. Поэтому клиентам необходимо помнить, что платежная карточка является собственностью банка, и пользователь не вправе передавать ее другим лицам ни при каких условиях, поскольку лично несет ответственность за все операции, осуществленные с ней. По прогнозам экспертов, именно TRF как вид мошенничества будет одним из наиболее распространенных киберпреступлений в 2014 г.
Еще один достаточно простой вид «банкоматного» мошенничества пришел в Украину в мае 2013 г. через Молдову из европейских стран, где обязан своим расцветом тем самым факторам, что и обозначенный выше TRF. Банками уже зафиксированы и подтверждены такие правонарушения в Одессе, Черновцах и Киеве. Сущность данного типа мошенничества заключается в том, что злоумышленники устанавливают на банкомат фальш-панель с липкой лентой внутри, на которую попадают купюры во время проведения пользователем карты операции получения наличных. Пользователь уходит, не получив наличность и думая, что произошел сбой в работе банкомата, а злоумышленник подходит и забирает выданные купюры, которые приклеилась к фальш-панели. Убытки в данном случае несет законный пользователь карты.
Учитывая, что данный вид мошенничества не зависит от типа карточек, не требует для реализации дорогостоящего оборудования, имеет высокую ликвидность (наличные злоумышленник получает сразу) и сложен для онлайн-детектирования, в этом году, по прогнозам экспертов, он продолжит свое развитие в Украине. В связи с этим банки разработали ряд рекомендаций для потенциальных жертв. Основные советы очень просты. Прежде, чем воспользоваться банкоматом, внимательно осмотрите его панель, в т. ч. щель, через которую выдается наличность, на предмет наличия оборудования, которое делает невозможным нормальное движение денег. Если же получить наличность не удалось, обязательно обратитесь в call-центр банка, который выпустил карточку, чтобы выяснить, почему это произошло.
Но главной угрозой для безопасности банкоматов в Украине, как и в предыдущие годы, остаются скимминговые устройства и камеры для записи пин-кодов. Комплект такого оборудования устанавливается злоумышленниками на банкоматы и позволяет незаконным способом получать информацию с платежных карт и пин-коды к ним для последующего изготовления дубликатов карт с целью получения с их помощью наличных в банкоматах. Статистика свидетельствует о том, что злоумышленники часто устанавливают скимминговые устройства на одни и те же банкоматы по 2–3 раза, поэтому общее количество таких инцидентов в среднем на 40–50% превышает количество банкоматов, на которых они были установлены.
В 2013 г. по фактам установки скимминговых устройств на украинских банкоматах правоохранительными органами неоднократно задерживались граждане Китая, Румынии, Болгарии и Молдовы. Отмечается и миграция в Украину скимминговых устройств из Европы – использование преимущественно карт с магнитной полосой делает нашу страну очень привлекательной страной для такого вида мошенничества. Поэтому в текущем году прогнозируется продолжение тенденции роста количества подобных преступлений.
Чтобы не стать жертвой такого мошенничества, специалисты рекомендуют подключиться к услуге SMS-информирования об операциях с использованием платежной карточки, указав свой актуальный номер мобильного телефона, и просматривать сообщения от банка сразу после их получения. Если вы не принимали участие в операции, о проведении которой получили сообщение, реагируйте немедленно. Кроме того, можно установить индивидуальные лимиты на операции с платежной картой – в частности, суточные ограничения на максимальную/общую сумму операций либо ограничения по региону пользования (например, только Украина, а зарубежные операции открывать в индивидуальном порядке на период путешествий).
Мошенничество в интернете
Мошенничество через интернет в Украине традиционно заключается в оплате товаров и услуг с использованием похищенных реквизитов платежных карточек. В начале 2013 г. украинские банки фиксировали тенденцию роста количества таких правонарушений в среде Card-not-present, однако во II квартале ситуация изменилась. Этому способствовал тот факт, что украинские банки обнаружили несколько фишинговых сайтов, которые под видом предоставления платежных сервисов собирали реквизиты платежных карт с целью их дальнейшего несанкционированного использования.
Впрочем, несмотря на текущую тенденцию к снижению уровня мошенничества в среде Card-Not-Present, глобальные мировые и европейские тенденции свидетельствуют о росте данной угрозы с применением методов социальной инженерии. Быстрое развитие и общая доступность новейших технологий вместе с мнимой анонимностью и безнаказанностью действий в интернете делают данный вид мошенничества очень привлекательным для молодежи. Чтобы не стать жертвой преступников, установите и регулярно обновляйте легальное антивирусное программное обеспечение на всех устройствах, с которых осуществляете расчеты в сети.
Мошенничество в системах дистанционного банковского обслуживания
По данным межбанковской системы противодействия мошенничеству, в 2013 г. украинскими банками было зафиксировано 468 фактов несанкционированного перевода средств посредством систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). По состоянию на 10 января 2014 г. в межбанковском «черном» списке получателей несанкционированных платежей находился 591 контрагент, данные о которых используются в локальных стоп-листах банков. Благодаря этому списку банки имеют возможность не только останавливать отправку несанкционированных платежей в пользу этих получателей и задерживать зачисление их входящих платежей, но и отслеживать открытие такими контрагентами новых счетов и предупреждать получение ими новых несанкционированных платежей.
Важной чертой мошенничества в системах ДБО в 2013 г. стали и DDoS-атаки, которые мошенники организуют как прикрытие с целью отвлечения внимания банков от проведения несанкционированных платежей. Такие атаки не позволяют пользователям проверить состояние счета через систему ДБО и своевременного уведомить банк о возможных несоответствиях.
Проанализировав содержание банковских веб-сайтов, специалисты констатировали, что большинство отечественных банков предоставляют своим клиентам рекомендации относительно безопасного использования платежных карточек и системы ДБО. Общий уровень эффективности и доступности такой информации можно оценить как удовлетворительный. Однако в процессе диалога эксперты отметили, что содержание рекомендаций банков, как и НБУ, должно быть пересмотрено в пользу эффективных и действенных советов по предотвращению и противодействию мошенничеству с платежными карточками и в системах ДБО.
Вопрос ответственности
Дальнейшее развитие национальной платежной системы и лояльность клиентов к платежным карточкам во многом определяется уровнем рисков мошенничества и тем, как ведется борьба с этой угрозой. Планировать системную работу в этом направлении без четкого понимания отношения к этой угрозе самих пользователей очень сложно. Но вместе с тем, и без поддержки со стороны закона бороться с кибермошенничеством – напрасный труд.
Участники диалога сошлись во мнении, что украинское законодательство неоправданно лояльно к преступникам в киберсфере по сравнению с мировой практикой. 17.01.2012 вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности», и теперь за совершение преступлений, предусмотренных ст. 200 и ст. 231 УК Украины, установлен лишь один вид наказания – штраф. При этом формально категория тяжести преступления с заменой вида наказания не изменилась, поскольку законом (ст. 12 УК Украины) заложен принципиально новый подход к ее определению – не только согласно сроку лишения свободы, но и по размеру штрафа.
В результате складывается весьма опасная ситуация, при которой преступник, за 10–15 минут осуществив, скажем, до 25 операций с использованием поддельных карт через один банкомат и получив до 200 тыс. грн, в случае задержания оплатит своеобразную индульгенцию в размере 51 тыс. грн и продолжит свою преступную деятельность. Ранее альтернативой штрафа было ограничение или лишение свободы, причем при квалифицированном составе (ч. 2 ст. 200) – на срок от 2 до 5 лет.
Комментарии
Леонид Тимченко, заместитель начальника управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины
– По данным органов внутренних дел, в 2013 г. на банкоматах было обнаружено и изъято 37 единиц скиммингового оборудования. Но одно такое устройство могло периодически устанавливаться на многих банкоматах разных банков. В продолжение статистики скажу, что за прошлый год по фактам использования скиммингового оборудования и поддельных платежных карт к ответственности было привлечено 164 лица. Не все из них являются гражданами Украины – среди задержанных было 19 иностранных граждан, в частности 6 граждан Молдавии, 3 гражданина Румынии, 5 граждан Болгарии и 5 – Китая. Большинство задержанных получили наказание в виде штрафных санкций или условного лишения свободы, однако двое граждан Румынии приговорены к 3 годам лишения свободы и на данный момент отбывают наказание.
Сумма ущерба, нанесенного в результате мошеннических действий в системе дистанционного банковского обслуживания, составила 87 млн грн, а сумма заблокированных или возвращенных средств – 76,5 млн грн. Последние цифры для нас – большое достижение, так как сумма заблокированных или возвращенных средств в процентном соотношении практически доходит до 90%.
Алексей Красюк, советник по информационной безопасности Украинской межбанковской ассоциации
– Чтобы обезопасить себя и свои деньги при использовании системы дистанционного банковского обслуживания, необходимо уделять огромное внимание тому, как защищен ваш компьютер, т. е. его программное обеспечение. Следует понимать, что компьютер – это такой же инструмент доступа к вашему счету, как и платежная карта. Если вы не доверяете платежной карте, то по аналогии должны задуматься, доверяете ли вы тому компьютерному обеспечению, которым пользуетесь, той антивирусной программе, которая не куплена, а, например, взломана. Ведь вводя в свой компьютер реквизиты доступа, вы должны быть уверены, что никто другой не может сделать это за вас.
При выборе банка, который будет вас обслуживать, обратите внимание, предоставляет ли он возможность второго фактора подтверждения платежа и второго канала входа в систему. Просто ввести логин и пароль – это в сегодняшних условиях «каменный век». Какой бы сложный пароль ни был, он может быть очень быстро взломан. Также вы можете воспользоваться услугой «лимит», которая будет гарантировать, что больше указанной суммы платеж или перевод средств не будет произведен, либо лимит будет запрещать проделывать те или иные операции на определенной территории, например, из-за границы. Очень важный момент также – SMS-информирование, благодаря которому вы сможете вовремя отследить и предотвратить мошеннические действия с вашими средствами.
Советы пользователю
Факторы, которые дают повод подозревать, что на ваш компьютер внедрено вредоносное программное обеспечение:
внезапное выключение компьютера во время работы системой дистанционного банковского обслуживания (ДБО);
необыкновенно медленная работа и произвольная перезагрузка компьютера при пользовании системой ДБО;
наличие в истории пользования системой записей входа с других IP-адресов или в нехарактерное для пользования время.
Если вы заметили нечто подобное во время пользования системой ДБО, немедленно отключите компьютер от интернета и позвоните в банк для получения консультаций относительно дальнейших действий.
- Информация о материале
Две параллельные реальности
Бесспорно, вопрос налоговой реформы является одним из первых вопросов, которые необходимо решить людям, пришедшим во власть. Без реформирования основной составляющей финансовой системы государства, являющейся, по сути, его кровеносной системой, не может быть и речи о качественном изменении украинской власти и украинского общества в целом.
Начнем с самого главного (прошу прощения за не присущий мне идеализм) — с отношения новой команды к этой самой власти, с целей, которые ставят перед собой чиновники. Основной проблемой украинской налоговой системы стала порожденная на протяжении нескольких десятилетий украинской независимости система двойных стандартов. Корень зла состоит в противоречивости задач. С одной стороны, государственные мужи должны обеспечить сверхплановые необоснованные на реальных экономических показателях поступления в государственный бюджет, с другой — создать благоприятный инвестиционный климат, налоговую службу с человеческим лицом. Обе задачи как бы правильные. Однако выполнение одной задачи делает невозможным выполнение другой. Вот и появляются две параллельные реальности: первая — в виде достаточно совершенного налогового законодательства и мило улыбающейся девочки в форме с рекламного плаката Миндоходов, вторая — в виде составленного акта налоговой проверки, имеющего со здравым смыслом столько же общего, сколько план по доначислению налогов, спущенный с центрального аппарата Миндоходов, имеет общего с действующим законодательством. Две реальности существуют параллельно, порою — не замечая друг друга, а порою — действуя друг другу вопреки.
Я никогда не забуду случай из своей свежей налоговой практики, когда статуса плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога было лишено огромное голландское сельхозпредприятие в Сумской области, привлекшее в украинскую экономику многомиллионные инвестиции,
за недоплату налога в сумме 3,4 грн. Добавьте к этому то, что налог был оплачен своевременно (до Нового года), а несвоевременно только зачислен на счет налоговой (после Нового года), а также то, что у предприятия существовала переплата по данному платежу, внесенная на единый казначейский счет в другом районе области. Не надо объяснять, каких усилий стоило вернуть утраченный статус.
Или еще пример. Известная фармацевтическая компания была подвергнута рейдерскому нападению со стороны государственных органов. Правоохранительные органы изъяли все документы компании по надуманному уголовному делу. Потом, конечно, отдали. Но прошло время, на протяжении которого состоялась налоговая проверка, не выявившая, естественно, подтверждений затрат предприятия на сумму 10 млн грн, что привело к доначислению налога и возбуждению уголовного производства по установившейся в другой, темной реальности государственной налоговой политики практике — уголовного преследования как средства эффективного шантажа налогоплательщиков. Вопрос был также решен. Но с каким трудом! И при этом все вменяемые презумпции, установленные действующим законодательством взащиту прав налогоплательщика, просто не работают. Их не замечают! И это понятно, ведь они — из другой реальности.
Существующие параллельно миры обуславливают поведение налоговиков, стимулируют практику злоупотребления ими своими правами и, более того, деформируют, девальвируют суть налоговой службы изнутри. Зачем налоговику изучать изощренные способы уклонения от налогообложения, совершенствовать свою непростую профессию, занимаясь самообразованием, да и просто — знать закон, если его все равно заставят прийти на проверку и доначислить не сколько он найдет, а сколько надо будет найти, и в большинстве своем (бизнесмены, не дайте соврать) — по договоренности с налогоплательщиком.
Ведь две параллельные реальности государственной налоговой политики порождают две параллельные реальности в налоговом поведении (планировании и учете) налогоплательщиков. Если мне все равно доначислят налоги по результатам проверки, какой смысл мне вести бизнес по закону, правильно и даже просто аккуратно? И почему мне не использовать те возможности, которыми кишмя кишит украинский рынок услуг по минимизации налогов? И бизнес (украинский больше, иностранный меньше) принимает правила двух реальностей, совершенствуя и приумножая его. Шок вызывают только резкие изменения общеустановленных правил игры. Вспомните 2010—2011 гг. Ведь до этого периода не было предприятия, не пользовавшегося услугами конвертационных центров. Тогда новая власть, абсолютно обоснованно, хотя и крайне резко закрутила гайки, что отобразилось едва ли не на каждой украинской компании. Введены новые правила — и НДС стали платить все. Это правильно и обоснованно. На это нечего возразить. Но включается вторая параллельная реальность в виде сертифицированных площадок и выборочного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за прошлый трехлетний период — и все уже не так однозначно. Где, как и кем сертифицированы эти площадки — изобретение команды профессионалов? Расскажите сейчас это тем, кто пользовался их услугами с ведома и благословения Миндоходов все последние четыре года в надежде, что к нему потом не придут!
Необходимо понимать, что конфликт между налогоплательщиком и налоговым органом является естественным, он изначально заложен в налоговые отношения в любом государстве. Поэтому задача, стоящая перед реформированием налоговой службы состоит не в том, чтобы такой конфликт упразднить, но в том, чтобы вывести его полностью в правовую плоскость, исключив какие-либо дополнительные возможности и способы его разрешения. Мир двух реальностей не нравится никому. Ни налоговикам, ни налогоплательщикам. Он просто не может нравиться нормальному человеку. Однако его принимают, причем и те, и другие, а со временем видят в нем не только минусы, но и плюсы. Две реальности развращают, деформируют изнутри не только налоговое ведомство, но и всю налоговую систему. Это, бесспорно, уже не те средневековые правила, существовавшие в Украине в конце 1990-х и начале 2000-х и предусматривавшие тотальное взяточничество на всех уровнях налоговой системы, но и далеко не налоговые отношения, существовавшие даже в середине ХХ в. в развитых странах мира.
Излишне, наверное, подчеркивать, что генератор двух параллельных реальностей — в голове механизма. И даже во главе не налогового механизма, но механизма государственного. Ведь именно оттуда исходят фантастические планы по сбору средств в государственный бюджет, порождающие требования платить налоги наперед, уплачивать необоснованные штрафы, не декларировать убытки…
Поэтому первой задачей людей в руководстве налогового ведомства должно стать упразднение второй, серой реальности налоговой системы. Установление законности во всей системе налоговых органов и соответственно сложившегося годами репрессивного характера взаимоотношений всемогущего налогового ведомства и бесправного по факту налогоплательщика. Здесь кроются негативы для наших героев, основным из которых является отсутствие моментального источника обогащения и дополнительных коррупционных бонусов. Только личный пример первого лица ведомства, у которого слова не должны расходиться с делами, способен что-то изменить. Отсутствие подковерных задач, скрытых планов, доплат в конвертах, неприкосновенных налогоплательщиков, а тем более налоговых заказов, даст тот четкий и внятный сигнал всей системе.
Таким образом, банально, но, во-первых, перед руководителем не должна стоять цель личного обогащения. Во-вторых, он должен быть достаточно амбициозен и независим для того, чтобы не выполнять сиюминутные требования премьера и президента относительно увеличения объема поступлений в госбюджет любыми средствами. Нет, над увеличением поступлений необходимо работать, как и необходимо противодействовать все новым и новым способам уклонения от налогообложения, как это происходит во всем цивилизованном мире. Но делать это так же, как и там — переигрывая налогоплательщиков интеллектом, а не тупым и беспощадным наездом и злоупотреблением своими полномочиями. В-третьих, руководитель налогового ведомства должен обеспечить прямой контакт с налогоплательщиками, на деле реализуя главный невыполненный лозунг уже бывшего президента. Он должен услышать каждого, чутко реагируя на любой, пусть даже и сомнительный сигнал о нарушениях в его ведомстве. И последнее. Он сам должен разбираться в предмете, но не быть из этой системы — ни сейчас, ни ранее. В крайнем случае, разобраться, самообразоваться, но очень быстро. Каждый руководитель должен соответствовать своему статусу.
Эти задачи крайне сложны. Они не для одного человека, но для слаженной команды единомышленников. И они — не на один год. Поэтому в кресле руководителя не нужен временщик, нужен человек, который станет родным для системы, сольется с ней воедино.
Еще один весьма важный момент: в пылу революционного азарта мы должны избежать большевицких методов построения нового мира на развалинах старого. У нас существует вполне внятное и правильное законодательство, которое необходимо совершенствовать, а не переделывать заново. Оно построено на двадцати годах проб и ошибок, на опыте поколений налоговиков. Поэтому требования очередных Шариковых от вчерашней оппозиции об отмене Налогового кодекса не просто безрассудны — они преступны в прямом понимании этого слова! Они не только наследуют подходы прошлой власти, но и развивают их на качественно новом и намного более опасном уровне.
Налоговое законодательство, бесспорно, надо совершенствовать. Доработке подлежат институт налоговых проверок, комплекс норм, направленных на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков (в т.ч. обжалование решений налоговой), полностью должен быть реформирован налог на недвижимость, усовершенствовать необходимо единый налог. Вообще стабильная и простая налоговая система — это миф, не реализованный ни в одной стране мира. Причем наше налоговое законодательство намного проще, наверное, потому что моложе, чем зарубежные аналоги. Например, законодательство о налоге на прибыль в Великобритании умещается более чем на 8 тыс. страницах! С тенденцией к увеличению объема. И нет страны в мире, где бы налогоплательщики были удовлетворены качеством налогового закона. Это соответствует его природе, не должно пугать и тем более порождать любые резкие движения относительно пересмотра законодательства в целом.
Точно так же обстоят дела и с вопросом люстрации налоговиков. Бесспорно, многих необходимо уволить. Некоторых даже посадить. Необходимо, в конце концов, ликвидировать налоговую милицию — искусственно придуманный орган в составе налоговой службы. Но налоговые отношения — очень сложные отношения, налоговое законодательство — крайне динамично и неоднозначно, а разрешение налоговых казусов, которыми занимаются налоговики каждый день, требует в первую очередь опыта и знаний. Это не то ведомство, где госчиновников можно за один день заменить студентами.
Более того, налоговое ведомство должно в полной мере, а не только для формы использовать потенциал учебных и научных учреждений, созданных при нем уже давно, а также специалистов извне. Также крайне важно международное сотрудничество. Это направление недоразвито практически во всех украинских ведомствах, кроме МИДа. Но именно здесь, в налоговом ведомстве, необходимость глубокого понимания международных тенденций, стандартов и норм чувствуется особо остро. Именно сюда необходимо привлечь исключительно молодые, новые кадры.
Результат реформы зависит от многих "но”. У нового первого лица налогового ведомства на пути будет множество препятствий, и не последнее из них — культура нашего общества, которое, как показывают последние дни, намного благосклоннее воспринимает популизм и откровенную швондеровщину, чем сухой и сложный язык правовых норм. Но именно такие подходы к реформированию ведомства в совокупности с постоянным, но ни в коем случае не радикальным усовершенствованием налогового законодательства, позволят постепенно, но необратимо отойти от политики двойных стандартов, что само по себе увеличит инвестиционную привлекательность нашей страны, поставив нашу налоговую систему в один ряд с налоговыми системами государств, к единению с которыми мы так стремимся. И только в этом случае кресло руководителя принесет для него единственный возможный в такой ситуации бонус, став трамплином для больших высот. Эта та единственная цель, которая должна мотивировать собой того чиновника, который возьмет на себя ответственность за налоговую систему государства в такой непростой исторический момент.
- Информация о материале
«Мы же не Москву брать собрались»…
Чем до сих пор занимались военкоматы по всей Украине? По сути, лишь тем, что отлавливали молодежь, упорно отлынивающую от службы в армии. Однако когда сегодня в военные комиссариаты пришли тысячи наших соотечественников для того, чтобы записаться в украинские Вооруженные силы, комиссариаты оказались явно к этому не готовы. У некоторых военкоматов столицы, например, в Оболонском районе, с самого утра образовались настоящие очереди из добровольцев, готовых сразу становиться под ружье…
- Не могу поверить: я всю свою жизнь успешно косил от армии, а теперь сам пришел «сдаваться»,– с грустной иронией произносит парень лет 25, подкуривая сигарету под Печерско-Голосеевским военкоматом.
Тем временем, к зданию по одному – по два подтягиваются люди. Настроение – невеселое, но явно решительное. Многие– добровольцы, по некоторым заметно – люди явно состоятельные. Новенькие джипы, на которых они приехали под военкомат, очевидно, свидетельствуют о готовности их хозяев не только воевать, но и финансировать Вооруженные силы.
–Бардак…,– возмущается владелец черного Land Cruiser, выходя из военкомата.– Я за свою службу успел трижды давать присягу – сначала Советскому Союзу, потом СНГ, а напоследок, перед дембелем, – Украине. И теперь готов защищать Родину. А вот в военкомате, похоже, к этому не готовы. Они даже толком не знают, что им со мной делать…
В комиссариате заявляют: пока официального решения о начале мобилизации не поступило. Соответственно, в военкомате могут лишь подготовить список добровольцев, а потом уже делать обзвон тех, кто им подходит.
Мужчина, вышедший из здания, признается: он– кадровый военный, хоть и в запасе. И готов к худшему. Тем не менее, в его словах чувствуется сдержанный оптимизм: говорит, что его бывшие сослуживцы, родом из Луганска, тоже записываются в армию. Притом, что ранее выступали против «майдановцев».
–Но тут другая ситуация. Мы же не Москву брать собрались. Мы будем защищать свою родную землю,– отметил он, и улыбнувшись на прощание, уходит.
Интересно, что некоторые добровольцы были явно предпенсионного возраста. Это им не мешало требовать от сотрудников военкомата, чтобы их кандидатуры также были рассмотрены.
В окошко к сидящей в дежурке женщине стучится мужчина. –Мне – 56... Меня, конечно, по возрасту вряд ли возьмут на службу. Но, может, мне где-нибудь место найдется? Служил в армии когда-то, могу пригодиться!
Тем не менее, большинство людей, приходящих в военный комиссариат, были людьми явно мобилизационного возраста. О том, что для многих приход в военкомат – душевный порыв, свидетельствовало хотя бы то, что некоторые молодые ребята приходили записываться в ряды армии даже… без паспорта. Кое-кто активно требовал записать его прямо здесь и сейчас, несмотря на то, что он сам из другого города.
Пока же начальство военкомата не придумало ничего лучше, кроме как созвать всех добровольцев в понедельник с самого утра. Чтобы разъяснить им дальнейшие действия...
- Информация о материале
Лес за деревьями
С устранением Виктора Януковича от власти в стране оказалась разрушенной монополия на коррупцию. Майдан интуитивно понял, что в парламенте разворачивается борьба за акционирование бесхозной доли. Понял и попытался воспрепятствовать. В результате чего разделил ответственность с новым правительством и получил свою первую взятку. Кадровую. Что касается денег, то их разделят другие.
Сформировать новое правительство можно было достаточно простым способом, разделив его на три квоты: коалиции, Майдана и Юго-Востока. Первая — для концентрации в зале необходимых голосов. Вторая — для учета мнения гражданского сектора. Третья — для укрепления целостности страны. При этом, очевидно, все квоты должны были быть заполнены профессионалами, имеющими опыт работы и способными зайти в кабинет и с первой минуты отдавать компетентные, актуальные распоряжения. И не имеет никакого значения, находился ли кризисный отраслевой менеджер в отряде КПСС и "воровал ли в голодные годы с поля колоски". Ведь мы же договорились, что Майдан-2014 — это не инфантильный Майдан 2004-го. А значит, за властью будет обеспечен глаз да глаз.
В условиях кризиса — экономического, внешне- и внутриполитического — стране как никогда нужны не просто порядочные управленцы, но и профессионалы. Ведь предыдущая власть угробила страну не только алчностью, но и дилетантизмом в вопросах управления ею. Компетентность и порядочность — два критерия, по которым необходимо было подбирать Кабмин. Времени объективно было мало. Задач — гора. Вариантов — несколько. В описанном мною не был заинтересован почти никто.
Второй вариант — олигархический. Пришедшая к власти оппозиция, с примкнувшими внефракционными и почти половиной фракции Партии регионов, строили на Кабмин свои планы — распаевание. Перехватив "водиці крапельку та кленовий листочок" на выпуске из страны всех, кто хотел улететь, власть взялась расписывать шахматку правительственных постов. И, очевидно, завершила бы успешно сей кропотливый труд, если бы не вмешалась Юлия Тимошенко, почувствовавшая холодок Майдана.
Вышедшая на свободу Юлия Владимировна особенно не расстроилась, почувствовав прохладный прием. Ведь она прекрасно понимала, что это в основном Майдан "протывсихов", и не отождествляла реакцию площади с реакцией своего электората. При этом она быстро уловила, что люди, граждански переросшие трех своих вождей, требуют иного качества работы исполнительной власти и присутствия в ней своих представителей-контролеров. Отказавшись от собственной кадровой раскладки, составленной еще в харьковской больнице, Тимошенко настояла на том, чтобы при формировании правительства коалиция учла кадровые интересы активистов Майдана. Именно этот, третий вариант формирования правительства и стал рабочим.
Таким образом, за смелость и мужество с людьми расплатились портфелями…
Я очень надеюсь на то, что люди, боровшиеся со взяточничеством, останутся столь же тверды и в ситуации, когда миллионы будут предлагать им. С профессионализмом — сложнее. Смелые кадровые эксперименты всегда хороши в то время, когда нужно развивать, а не спасать. Украине нужны парамедики. Мы же получили в основном правительство интернов. Способных зайти и включиться — ой как немного... Яценюк (премьер), Шлапак (Минфин), Гройсман (региональное развитие). Вот, пожалуй, и все. Хотя нет. Оперативно могут начать "вышивать гладью" Денисова (Минсоцполитики) и Продан (Минтопэнерго). Остальным — как завещал упавший Ленин: учиться, учиться и еще раз учиться...
По большому счету, сейчас в Украине лучшее время для реформ. Потому что реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги. Но завтра на этих людей обрушатся президентские выборы и связанная с ними конъюнктура. А сегодня министры рискуют, даже имея идеи, сгореть в гашении ежеминутных пожаров.
Уверена, что министр экономики Павел Шеремета, при других обстоятельствах способный сгенерировать ряд интересных и неординарных шагов, просто не представляет себе, какой бюрократический монстр ему достался. Игорю Тенюху — министру обороны — тоже не позавидуешь: крымские события при чехарде в Генштабе явно отвлекут его от мысли, где взять деньги на контрактников и как не оставить голой армию, в которой прошлый осенний призыв был объявлен последним, но которой бюджет выделен меньший, чем в прошлом году. Я не знаю, как будет руководить Минюстом Павел Петренко, не способный написать закон об амнистии лучше, чем помощник Кивалова. Я верю, что идею Сергея Квита об автономизации вузов большинство поддержит с воодушевлением. Но сможет ли Сергей Миронович как министр образования закрыть, например, девять из десяти высших учебных заведений Украины, уровняв их количество с Британией и Францией? Не знаю, будет ли хорош в мирное время героический доктор Олег Мусий. Есть люди войны и есть люди мира. Этот человек спас сотни жизней за последние три месяца. До этого он многие годы возглавлял Общественный совет при Минздраве. А убийственные схемы этого министерства вскрывало ZN.UA... Готов ли он спасать миллионы не дефибриллятором, а написанной наискосок отрицательной резолюцией?
Я не понимаю, что значит Антикоррупционное бюро, но догадываюсь, что для управления им у Татьяны Черновол есть только смелость.
Не знаю, что такое Люстрационный комитет. Но хочу обратить внимание Егора Соболева на то, что в кабинет одиозного кабминовского кадровика Юрия Евтеева претенденты уже потянулись нескончаемым потоком и отсев совершает он. Интересно будет посмотреть на критерии. Мне не вполне ясно, что такое сегодня СНБОУ. Я так долго занимаюсь украинской политикой, что имею возможность сравнивать. И когда я сопоставляю: "Горбулин—Парубий, Парубий—Горбулин", то просто теряюсь.
По большому счету, активисты Майдана получили вершки. Ставленники партий и ФПГ — ресурсные корешки. Но это еще не все. С Майданом, как я уже сказала, разделили ответственность. А деньги — поделят с второй волной назначений. Это будет Кабинет не столько министров, сколько замов и руководителей центральных органов исполнительной власти. Службы, комитеты, инспекции — все это на кону и в торгах. Люди, будьте бдительны! Ведь подавляющее большинство правяще-зарабатывающего класса так ничего и не поняло. Кто-то несет за посты, чтобы остаться, кто-то принимает, чтобы назначить: в кадровый муравейник с размаху уселась нова власть.
Вот лишь простой пример, демонстрирующий, что с Майданом была согласована лишь верхушка айсберга. Александр Шлапак — опытный финансист. И сейчас это имеет большее значение, чем его связи с Тендерной палатой и показания против Тимошенко в суде. Его кандидатуру согласовали с широкой общественностью, а дальше — уже без нее — будет назначен глава налоговой (и налоговых в регионах); глава Финмониторинга, которому система сигнализирует о десятках миллиардов подозрительных трансакций, но на выходе остаются лишь слезы; глава Госказначейства, дающий добро на каждую платежку из казны; руководитель таможни, дающий добро на платежки в казну; глава Фининспекции, призванный наблюдать за соблюдением законности теми, кто собирает, раздает, тратит и зарабатывает от имени государства...
А дальше — Укроборонпром, Укрспецэкспорт, НАК "Нафтогаз Украины", "Энергоатом", "Укрнафта", Укртрансгаз, Комиссия по лекарственным препаратам, Укрспирт, ДУС, Госкомзем... Вопрос один: все эти инструменты обогатят бюджет или назначенцев?
Украинская экономика имеет колоссальный резерв, спрятанный в коррупционных схемах. По большому счету, страна нуждается не столько в переливании крови, сколько в ее очищении. В том, чтобы ей перевязали и перетянули коррупционные раны. Вот лишь несколько схем, нуждающихся в наложении жгута на шею, ведь из-за них национальная экономика несет колоссальные кровопотери.
Первая. Налоговые площадки. Масштаб потерь от этой схемы специалистами оценивается в 100 млрд грн ежегодно. Буквально несколько слов о схеме работы бизнеса с "площадкой", раскрывающих механизм, который дает возможность не платить государству НДС и налог на прибыль, но при этом обналичивать деньги.
Площадка может продать на предприятие все, что угодно, от услуг до оборудования. Предприятие за площадку и от имени площадки само оформляет нужные документы, площадка их подписывает, регистрирует в едином реестре, отображает в приложении 5 декларации по НДС. После этого предприятие до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, уплачивает на расчетный счет площадки 11,5% комиссии от общей суммы выписанных документов. В дальнейшем всю оставшуюся сумму предприятие может обналичить путем перечисления на расчетный счет площадки. Таким образом предприятие может создать себе какой угодно налоговый кредит по НДС и валовые затраты, заплатив при этом 11,5% комиссии. При сопоставлении приложения 5 с декларацией по НДС и при налоговой проверке у предприятия не будет никаких проблем с подтверждением затрат, поскольку список всех площадок есть в каждой налоговой (налоговики их называют "финансовые партнеры").
Пример. Предприятие по итогам декларации по НДС должно уплатить в бюджет 100 тыс. грн. По итогам декларации по прибыли предприятие должно заплатить в бюджет 200 тыс. грн. Такую сумму предприятие не готово платить и обращается к услугам площадки.
Площадка выписывает на предприятие акт выполненных работ по маркетинговым услугам на 500 тыс. грн, в т.ч. НДС 83,33 тыс. грн. Предприятие уплачивает на площадку 57,5 тыс. грн (500 тыс. х 11,5%). В результате предприятие должно уплатить в бюджет НДС уже в размере 16,67 тыс. грн (100 – 83,33), а налога на прибыль — 120,8 тыс. грн (200 – (500/1,2 х 19%). То есть предприятие сэкономило сумму в 105,03 тыс. грн (100 + 200 – 57,5 – 16,67 – 120,8).
В дальнейшем в любое время предприятие может доперечислить на расчетный счет площадки остаток суммы и получить ее уже в виде наличных.
Вторая. Схема контрабанды бензина и нефтепродуктов. Ее ZN.UA подробно описывало, причем несколько раз. В одном из недавних номеров мы опубликовали основанную на доказательной базе статистику за 2013 г.: более 30% бензина и нефтепродуктов, потребленных в Украине, были реализованы на рынке без уплаты НДС и соответствующих акцизов. Потери для бюджета составили 6 млрд 958 млн грн. И это, разумеется, без учета потерь казны из-за недополученного налога на прибыль.
Третья. Контрабанда через "зеленку". Специалисты оценивают схему минимум в 30 млрд грн. Если бы жители Приднестровья съели, выпили и выкурили все то, что оформляется в украинских портах как транзит через территорию Украины с конечным пунктом в Приднестровье, то последствия были бы как при взрыве нейтронной бомбы. Однако подавляющее большинство всех этих полезных и вредных товаров возвращается в Украину и успешно реализуется на отечественном рынке без уплаты каких-либо налогов. Российская дыра и белорусская дырочка, безусловно, тоже присутствуют в раскладах. Но приднестровская дырища — задача №1.
Четвертая. В конце прошлого года при голосовании пакета законов, призванных обеспечить дополнительное пополнение бюджета, каким-то удивительным образом была снята нулевая ставка НДС на экспорт зерна. На металлолом, лес, шкуры и макулатуру нулевая ставка сохранилась. А вот экспортерам зерна в 2014-м опять должны возвращать 20%. Несмотря на то, что природы НДС в этом товаре, вывозимом крупным бизнесом, нет. На первом в 2014 году заседании азаровского Кабинета министров в нынешнем году министр финансов Колобов потребовал немедленного возвращения нулевой ставки для экспортеров зерна, и без того получающих весьма неплохую прибыль. Потери бюджета в случае сохранения 20-процентных "выплат ни за что" Колобов оценил в 10–15 млрд грн.
Пятое. Особое внимание власть должна уделить разборчивости в вопросах выдачи государственных гарантий под займы, проводимые различными министерствами и ведомствами. Само собой — тендерные закупки. Их прозрачность и ценовая оправданность должны стать одним из приоритетов.
Обязан заработать закон о трансфертном ценообразовании (напомним, что благодаря парламентской казуистике для основных экспортеров антиофшорный закон будет введен в действие с 2018 г., а не с 2014-го, как предусматривалось).
Рентные платежи. К этому вопросу в сфере добычи полезных ископаемых необходимо вернуться. По нефти и газу, учитывая отношения с Россией, — осторожно. Но неизбежно А рудой, может, все-таки стоит заняться, повысив для начала рентный платеж раз в десять, поскольку для выхода на среднеевропейский уровень повышать его нужно в 40?
Кабмин должен остановить реализацию пакетов облэнерго "25%+1 акция". Предыдущее правительство раздробило государственные пакеты и, продав за копейки их первую часть, запланировало за такие же копейки продать вторую...
На самом деле о схемах можно написать трактат. Главное — понять: новая власть пришла резать или пилить?
- Информация о материале
Дневник евротлантиста. Он проиграет
Когда читаю новости из Крыма и Восточной Украины, меня берет злость.
Да, не шок, не паника, а именно злость.Годами лучшие люди этой страны объясняли, что надо вступать в НАТО, что надо понемногу прощаться с российским Черноморским Флотом в Крыму, что надо пересматривать Будапештский меморандум и параллельно модернизировать армию, увеличивая расходы на оборону если не до рекоммендуемых натовских 2%, то хотя бы что-то рядом с ними. Но нет, говорило украинское население красноречивыми результатами соцопросов – нам никто и ничто не угрожает. Мы самая миролюбивая нация, наша хата всегда скраю, и даже теракты у нас если и получаются, то как в том анекдоте: "какая страна, такой и теракт". Как результат: только 20% украинцев сегодня за членство в НАТО. Нет, говорили предыдущие украинские власти, мы оставим Флот и откажемся от НАТО и Россия сразу же оставит нас в покое, будем сами рулить и грабить на своей территории. А если не подпишем Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, так оставят в спокойствии наверняка и надолго.
Ну почему было так сложно понять – человек, который на протяжении как минимум шести лет (начиная с известного монолога во времея Бухаресткого саммита НАТО) вдалбывает ключевым мировым лидерам, что Украина – это даже не государство, а историческое недоразумение, не успокоится, пока это недоразумение не будет устранено. Да, он наверняка хотел устранить это недоразумение с помощью долгосрочной операции – с помощью российских кредитов, покупки самых лакомых кусков украинской инфраструктуры, подкупа элит, продвижения идей "русского мира", визитов партриарха Кирилла, но Евромайдан второй раз после Оранжевой революции нарушил ход этой самой долгосрочной операции. Нет, он не поменял задач, он просто вместо долгосрочной операции сделал ставку на блиц-криг. Решить все раз и навсегда. То, что Путин планировал взять в Украине банками, сегодня намерен взять танками. Россия еще раз продемонстрировала, что миллионы, потраченные на Ketchum и других модных западных пиарщиков, которые разрабатывали концепцию ее "мягкой силы" потрачены зря. Она способна только на самую что ни есть "жесткую силу". Зачем тратить время на соблазн, если можно сразу изнасиловать? И население России на самом деле не против – оно в недавнем опросе Левада-Центра опять признало Украину одним из трех главных врагов России (так, что не надо говорить только о злом Путине).
У ВВП сегодня попросту нет времени и достаточных ресурсов, чтобы взять Украину, как Беларусь Лукашенко, на содержание. Именно "Украину" – а не Крым. Те, кто имел личный опыт общения с российским президентом, все как один утверждают, что Путин не успокоится, пока не будет контроливать Киев – "мать городов русских", не понимая, что на самом деле – это "мать городов руських". За воровство чужой истории дорого приходится платить.
Путин явно увлекся мифом о "великой победе". И для его закрепления среди масс, очевидно, уже мало георгиевских ленточек, реанимации товарища Сталина, пропагандистских эпопей в кинотеатрах. Ему понадобились настоящие фашисты, которые бы отвлекли внимание от девальвации рубля, падения производства и не мешали бы спокойно радоваться победой на Олимпиаде в Сочи народу-победителю. И он нашел этих "фашистов" – в Киеве на Майдане. Но защищать от них русскоязычное население Украины решил в Крыму, где народ тоже верит в киевских фашистов, которые им мешают жить, но взамен получил российские войска, которые им помешают провести курортный сезон (а, может, Путин хотел заодно устранить конкуренцию Сочи как летнего курорта?).
Некоторые эксперты говорят, что во всем виновата новая власть, которая спровоцировала Путина тем, что сразу же начала принимать неадекватные для внутреннней интеграции страны решения, трубить о НАТО и подписании Соглашения об ассоциации. Да, отмена закона была ошибкой и новую власть раскритиковали за это ее сторонники в Западной и Центральной Украине больше, чем ее противники в Восточной. О НАТО не было сказано ни слова. Более того, в программе нового правительства членство в НАТО не значится как цель. И, кстати, именно отсутствие этого пункта Борис Тарасюк назвал среди одной из причин, почему отказался от поста вице-премьера по евроинтеграции. Что касается Соглашения об ассоциации, то его подписание, как и в целом курс на ЕС, поддерживает существенно большее количество украинцев, чем интеграцию в Таможенный Союз (смотрите соцопросы) В чем тогда дело? Правильно, дело в том, что Россия почему-то считает, что новое руководство Украины, а заодно и ЕС, почему-то должны идти навстречу не большинству украинского народа, а пожеланиям Путина, который по-прежнему пытается поставить крест на украинской евроинтеграции. Не отложить в ее долгий ящик, а задушить в зародыше раз и навсегда. Отмена закона о языках – это только повод. Не было бы его, нашлась другая страшилка.
БТРы и захваченные объекты – это предмет большого геополитического торга. Россия заставляет выбирать: либо Соглашение с ЕС, либо раскол Украины и дестабилизация всего региона. Если в случае с Януковичем Россия играла на то, чтобы твердое "нет" Евросоюзу сказал сам Янукович, то теперь она явно стремится к тому, чтобы сам Евросоюз убрал предложение о Соглашении со стола. И здесь тот редкий случай, когда я полностью согласна с Юлией Тимошенко, что Соглашение с ЕС надо подписывать и – от себя добавлю – ратифицировать в парламенте СРОЧНО. Без пафоса, без анонсирования, без пакетного подхода (только вместе с Молдовой и Грузией), без скопления телекамер и фотовспышек. Оно не может быть предметом торга. Восстановление ядерного статуса как ответ на неработающий Будапештский момерандум – может, размещение элементов американской ПРО в Крыму – может, а Соглашение с ЕС – ни в коем случае. А еще у нас среди козырей, не забывайте, денонсация Харьковских соглашений и отказ от внеблокового статуса с автоматическим возвращением на путь интеграции в НАТО.
Интервенция России – это и наш шанс тоже решить все раз и навсегда. Наш шанс доказать, что мы не являемся историческим недоразуменим, как вдалбывает своим партнерам на каждом углу Путин.
Мы не должны сейчас качать истерику, почему ничего не предпринимает НАТО и что-то невнятное бурмочит Обама. Кто мы такие, чтобы они стали за нас горой? Мы их за нос годами и даже десятилетиями, то вступая в НАТО, то громко посылая его подальше. Мы не стали для них ни союзником, ни последовательным партнером. Пресловутая Статья 5 Вашингтоского договора, где "все за одного, один за всех", к нам не относится. Все, что мы можем сделать – это популярно и доходчиво объяснить нашим натовским и европейским друзьям, что азарт, как и аппетит, приходит во время еды: захватив (не дай Бог и чисто теоретически) Украину, он полезет дальше. Мы же помним, что точно также, как Украина – историческое недоразумение, расширение НАТО на Восток в представлении Путина – величайшее предательство Запада перед Россией. К счастью, донести этот мессидж нашим натовским друзьям удалось. Ссылаясь на 4 статью Вашингтонского договора наши хорошие друзья в НАТО убедили Альянс собраться на экстренное заседание – четвертое по счету, насколько я понимаю, такого рода мероприятие за всю историю Альянса.
Очевидно, что Путин хочет решить проблему в Украине чужими руками – руками самих украинцев. Но он проиграет, потому что стратегия "брат на брата" уже потерпела одно сокрушительное поражение в Киеве другой стратегии – "брат за брата". Потому что быть русскоязычным в Украине не значит не быть патриотом Украины. Потому что, многие "бандеровцы", которые в больном воображении российской пропаганды, должны были вторгаться на Юго-Восток, глубоко в душе больше готовы отпустить в свободное плавание Крым и двигаться к Украине-мечте, чем вечно жить в Украине-ностальгии. Он проиграет, потому что даже самые рьяные любители Путина в Украине, за самые щедрые гонорары не будут отдавать жизнь за то, чтобы быть с Россией. Он проиграет, потому что в его арсенале принуждения к любви Украины не осталось ничего, кроме БТРов. Он проиграет, потому что вся его надежда в Украине – это совок, а совок не хочет войны, он хочет жить, как живет – в дерьме, но в стабильности. Он проиграет, потому что бороться за Украину выйдут не только "бандеровцы" с Майдана.
И вообще, у меня давно появилось ощущение, что Путина в мире способен победить только один игрок – украинский народ. Запад доказал неоднократно, что он его переиграть не может (не хочет?). Придется это делать нам. Просто сделав один, но очень решительный отпор и один очень решительный, но правильный выбор. Благо, Путин пока что сам бежит в ловушку...
- Информация о материале
Страница 1091 из 2102
