С устранением Виктора Януковича от власти в стране оказалась разрушенной монополия на коррупцию. Майдан интуитивно понял, что в парламенте разворачивается борьба за акционирование бесхозной доли. Понял и попытался воспрепятствовать. В результате чего разделил ответственность с новым правительством и получил свою первую взятку. Кадровую. Что касается денег, то их разделят другие.
Сформировать новое правительство можно было достаточно простым способом, разделив его на три квоты: коалиции, Майдана и Юго-Востока. Первая — для концентрации в зале необходимых голосов. Вторая — для учета мнения гражданского сектора. Третья — для укрепления целостности страны. При этом, очевидно, все квоты должны были быть заполнены профессионалами, имеющими опыт работы и способными зайти в кабинет и с первой минуты отдавать компетентные, актуальные распоряжения. И не имеет никакого значения, находился ли кризисный отраслевой менеджер в отряде КПСС и "воровал ли в голодные годы с поля колоски". Ведь мы же договорились, что Майдан-2014 — это не инфантильный Майдан 2004-го. А значит, за властью будет обеспечен глаз да глаз.
В условиях кризиса — экономического, внешне- и внутриполитического — стране как никогда нужны не просто порядочные управленцы, но и профессионалы. Ведь предыдущая власть угробила страну не только алчностью, но и дилетантизмом в вопросах управления ею. Компетентность и порядочность — два критерия, по которым необходимо было подбирать Кабмин. Времени объективно было мало. Задач — гора. Вариантов — несколько. В описанном мною не был заинтересован почти никто.
Второй вариант — олигархический. Пришедшая к власти оппозиция, с примкнувшими внефракционными и почти половиной фракции Партии регионов, строили на Кабмин свои планы — распаевание. Перехватив "водиці крапельку та кленовий листочок" на выпуске из страны всех, кто хотел улететь, власть взялась расписывать шахматку правительственных постов. И, очевидно, завершила бы успешно сей кропотливый труд, если бы не вмешалась Юлия Тимошенко, почувствовавшая холодок Майдана.
Вышедшая на свободу Юлия Владимировна особенно не расстроилась, почувствовав прохладный прием. Ведь она прекрасно понимала, что это в основном Майдан "протывсихов", и не отождествляла реакцию площади с реакцией своего электората. При этом она быстро уловила, что люди, граждански переросшие трех своих вождей, требуют иного качества работы исполнительной власти и присутствия в ней своих представителей-контролеров. Отказавшись от собственной кадровой раскладки, составленной еще в харьковской больнице, Тимошенко настояла на том, чтобы при формировании правительства коалиция учла кадровые интересы активистов Майдана. Именно этот, третий вариант формирования правительства и стал рабочим.
Таким образом, за смелость и мужество с людьми расплатились портфелями…
Я очень надеюсь на то, что люди, боровшиеся со взяточничеством, останутся столь же тверды и в ситуации, когда миллионы будут предлагать им. С профессионализмом — сложнее. Смелые кадровые эксперименты всегда хороши в то время, когда нужно развивать, а не спасать. Украине нужны парамедики. Мы же получили в основном правительство интернов. Способных зайти и включиться — ой как немного... Яценюк (премьер), Шлапак (Минфин), Гройсман (региональное развитие). Вот, пожалуй, и все. Хотя нет. Оперативно могут начать "вышивать гладью" Денисова (Минсоцполитики) и Продан (Минтопэнерго). Остальным — как завещал упавший Ленин: учиться, учиться и еще раз учиться...
По большому счету, сейчас в Украине лучшее время для реформ. Потому что реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги. Но завтра на этих людей обрушатся президентские выборы и связанная с ними конъюнктура. А сегодня министры рискуют, даже имея идеи, сгореть в гашении ежеминутных пожаров.
Уверена, что министр экономики Павел Шеремета, при других обстоятельствах способный сгенерировать ряд интересных и неординарных шагов, просто не представляет себе, какой бюрократический монстр ему достался. Игорю Тенюху — министру обороны — тоже не позавидуешь: крымские события при чехарде в Генштабе явно отвлекут его от мысли, где взять деньги на контрактников и как не оставить голой армию, в которой прошлый осенний призыв был объявлен последним, но которой бюджет выделен меньший, чем в прошлом году. Я не знаю, как будет руководить Минюстом Павел Петренко, не способный написать закон об амнистии лучше, чем помощник Кивалова. Я верю, что идею Сергея Квита об автономизации вузов большинство поддержит с воодушевлением. Но сможет ли Сергей Миронович как министр образования закрыть, например, девять из десяти высших учебных заведений Украины, уровняв их количество с Британией и Францией? Не знаю, будет ли хорош в мирное время героический доктор Олег Мусий. Есть люди войны и есть люди мира. Этот человек спас сотни жизней за последние три месяца. До этого он многие годы возглавлял Общественный совет при Минздраве. А убийственные схемы этого министерства вскрывало ZN.UA... Готов ли он спасать миллионы не дефибриллятором, а написанной наискосок отрицательной резолюцией?
Я не понимаю, что значит Антикоррупционное бюро, но догадываюсь, что для управления им у Татьяны Черновол есть только смелость.
Не знаю, что такое Люстрационный комитет. Но хочу обратить внимание Егора Соболева на то, что в кабинет одиозного кабминовского кадровика Юрия Евтеева претенденты уже потянулись нескончаемым потоком и отсев совершает он. Интересно будет посмотреть на критерии. Мне не вполне ясно, что такое сегодня СНБОУ. Я так долго занимаюсь украинской политикой, что имею возможность сравнивать. И когда я сопоставляю: "Горбулин—Парубий, Парубий—Горбулин", то просто теряюсь.
По большому счету, активисты Майдана получили вершки. Ставленники партий и ФПГ — ресурсные корешки. Но это еще не все. С Майданом, как я уже сказала, разделили ответственность. А деньги — поделят с второй волной назначений. Это будет Кабинет не столько министров, сколько замов и руководителей центральных органов исполнительной власти. Службы, комитеты, инспекции — все это на кону и в торгах. Люди, будьте бдительны! Ведь подавляющее большинство правяще-зарабатывающего класса так ничего и не поняло. Кто-то несет за посты, чтобы остаться, кто-то принимает, чтобы назначить: в кадровый муравейник с размаху уселась нова власть.
Вот лишь простой пример, демонстрирующий, что с Майданом была согласована лишь верхушка айсберга. Александр Шлапак — опытный финансист. И сейчас это имеет большее значение, чем его связи с Тендерной палатой и показания против Тимошенко в суде. Его кандидатуру согласовали с широкой общественностью, а дальше — уже без нее — будет назначен глава налоговой (и налоговых в регионах); глава Финмониторинга, которому система сигнализирует о десятках миллиардов подозрительных трансакций, но на выходе остаются лишь слезы; глава Госказначейства, дающий добро на каждую платежку из казны; руководитель таможни, дающий добро на платежки в казну; глава Фининспекции, призванный наблюдать за соблюдением законности теми, кто собирает, раздает, тратит и зарабатывает от имени государства...
А дальше — Укроборонпром, Укрспецэкспорт, НАК "Нафтогаз Украины", "Энергоатом", "Укрнафта", Укртрансгаз, Комиссия по лекарственным препаратам, Укрспирт, ДУС, Госкомзем... Вопрос один: все эти инструменты обогатят бюджет или назначенцев?
Украинская экономика имеет колоссальный резерв, спрятанный в коррупционных схемах. По большому счету, страна нуждается не столько в переливании крови, сколько в ее очищении. В том, чтобы ей перевязали и перетянули коррупционные раны. Вот лишь несколько схем, нуждающихся в наложении жгута на шею, ведь из-за них национальная экономика несет колоссальные кровопотери.
Первая. Налоговые площадки. Масштаб потерь от этой схемы специалистами оценивается в 100 млрд грн ежегодно. Буквально несколько слов о схеме работы бизнеса с "площадкой", раскрывающих механизм, который дает возможность не платить государству НДС и налог на прибыль, но при этом обналичивать деньги.
Площадка может продать на предприятие все, что угодно, от услуг до оборудования. Предприятие за площадку и от имени площадки само оформляет нужные документы, площадка их подписывает, регистрирует в едином реестре, отображает в приложении 5 декларации по НДС. После этого предприятие до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, уплачивает на расчетный счет площадки 11,5% комиссии от общей суммы выписанных документов. В дальнейшем всю оставшуюся сумму предприятие может обналичить путем перечисления на расчетный счет площадки. Таким образом предприятие может создать себе какой угодно налоговый кредит по НДС и валовые затраты, заплатив при этом 11,5% комиссии. При сопоставлении приложения 5 с декларацией по НДС и при налоговой проверке у предприятия не будет никаких проблем с подтверждением затрат, поскольку список всех площадок есть в каждой налоговой (налоговики их называют "финансовые партнеры").
Пример. Предприятие по итогам декларации по НДС должно уплатить в бюджет 100 тыс. грн. По итогам декларации по прибыли предприятие должно заплатить в бюджет 200 тыс. грн. Такую сумму предприятие не готово платить и обращается к услугам площадки.
Площадка выписывает на предприятие акт выполненных работ по маркетинговым услугам на 500 тыс. грн, в т.ч. НДС 83,33 тыс. грн. Предприятие уплачивает на площадку 57,5 тыс. грн (500 тыс. х 11,5%). В результате предприятие должно уплатить в бюджет НДС уже в размере 16,67 тыс. грн (100 – 83,33), а налога на прибыль — 120,8 тыс. грн (200 – (500/1,2 х 19%). То есть предприятие сэкономило сумму в 105,03 тыс. грн (100 + 200 – 57,5 – 16,67 – 120,8).
В дальнейшем в любое время предприятие может доперечислить на расчетный счет площадки остаток суммы и получить ее уже в виде наличных.
Вторая. Схема контрабанды бензина и нефтепродуктов. Ее ZN.UA подробно описывало, причем несколько раз. В одном из недавних номеров мы опубликовали основанную на доказательной базе статистику за 2013 г.: более 30% бензина и нефтепродуктов, потребленных в Украине, были реализованы на рынке без уплаты НДС и соответствующих акцизов. Потери для бюджета составили 6 млрд 958 млн грн. И это, разумеется, без учета потерь казны из-за недополученного налога на прибыль.
Третья. Контрабанда через "зеленку". Специалисты оценивают схему минимум в 30 млрд грн. Если бы жители Приднестровья съели, выпили и выкурили все то, что оформляется в украинских портах как транзит через территорию Украины с конечным пунктом в Приднестровье, то последствия были бы как при взрыве нейтронной бомбы. Однако подавляющее большинство всех этих полезных и вредных товаров возвращается в Украину и успешно реализуется на отечественном рынке без уплаты каких-либо налогов. Российская дыра и белорусская дырочка, безусловно, тоже присутствуют в раскладах. Но приднестровская дырища — задача №1.
Четвертая. В конце прошлого года при голосовании пакета законов, призванных обеспечить дополнительное пополнение бюджета, каким-то удивительным образом была снята нулевая ставка НДС на экспорт зерна. На металлолом, лес, шкуры и макулатуру нулевая ставка сохранилась. А вот экспортерам зерна в 2014-м опять должны возвращать 20%. Несмотря на то, что природы НДС в этом товаре, вывозимом крупным бизнесом, нет. На первом в 2014 году заседании азаровского Кабинета министров в нынешнем году министр финансов Колобов потребовал немедленного возвращения нулевой ставки для экспортеров зерна, и без того получающих весьма неплохую прибыль. Потери бюджета в случае сохранения 20-процентных "выплат ни за что" Колобов оценил в 10–15 млрд грн.
Пятое. Особое внимание власть должна уделить разборчивости в вопросах выдачи государственных гарантий под займы, проводимые различными министерствами и ведомствами. Само собой — тендерные закупки. Их прозрачность и ценовая оправданность должны стать одним из приоритетов.
Обязан заработать закон о трансфертном ценообразовании (напомним, что благодаря парламентской казуистике для основных экспортеров антиофшорный закон будет введен в действие с 2018 г., а не с 2014-го, как предусматривалось).
Рентные платежи. К этому вопросу в сфере добычи полезных ископаемых необходимо вернуться. По нефти и газу, учитывая отношения с Россией, — осторожно. Но неизбежно А рудой, может, все-таки стоит заняться, повысив для начала рентный платеж раз в десять, поскольку для выхода на среднеевропейский уровень повышать его нужно в 40?
Кабмин должен остановить реализацию пакетов облэнерго "25%+1 акция". Предыдущее правительство раздробило государственные пакеты и, продав за копейки их первую часть, запланировало за такие же копейки продать вторую...
На самом деле о схемах можно написать трактат. Главное — понять: новая власть пришла резать или пилить?