Главная
На кого указал Палица, или "Забудьте про Майдан"
Губернатор Одесской области Игорь Палица, назначенный на этот пост еще до выборов президента страны, остается править регионом. Во всяком случае, пока. Его соратник и покровитель Игорь Коломойский, пролоббировавший назначение Палицы, после встречи с Петром Порошенко сохранил за собой должность главы Днепропетровской области. Однако сохранит ли олигарх контроль над Большой Одессой с ее портами и топливно-энергетическими предприятиями — вопрос. И непревратится ли Одесчина, ставшая после аннексии Крыма стратегическим регионом, в удельное княжество, учитывая баланс власти в Одессе после победы на мэрских выборах Геннадия Труханова? Его фиесту, напомним, не в последнюю очередь, обеспечивал (в результате договоренностей с бизнесом) тот же Коломойский.
Словом, успех ломки старой системы власти на Одесчине — в руках губернатора. Сможет ли Палица в своей части справиться с задачами, которые взял не себя президент страны для построения нового демократического государства без казнокрадов и смотрящих?
Прошел всего лишь месяц с момента назначения Палицы. Но первые шаги на посту губернатора, связанные с формированием команды единомышленников, показали: последняя перезагрузка власти в регионе — это возвращение ключевых чиновников режима Януковича в областную администрацию.
"Скромное" обаяние буржуазии
Напомним, само назначение народного депутата Украины, мультимиллионера из списка Forbes И.Палицы на пост губернатора — это результат договоренностей между Турчиновым и олигархами. Они были продиктованы необходимостью успешно провести выборы и обеспечить мир и спокойствие в юго-восточных регионах Украины в условиях агрессии Кремля. С этой задачей Палица справился. Его, как соратника Коломойского, который приезжал представлять Палицу и вводить его в курс дел, Одесса после кровавых событий 2 мая встретила как спасителя. Его речь на заседании сессии областного совета об ответственности и задачах власти дважды прерывалась аплодисментами. Встречи с представителями общественности, интеллигенции, религиозных конфессий, семьями погибших 2 мая, многочисленные пресс-конференции показали открытость власти, готовность к диалогу и понимание целей, поставленных Майданом.
Более того, губернатор сразу выделил из своего фонда по 200 тыс. грн семьям погибших в результате трагических событий (это свыше 9 млн грн). Под патронатом Игоря Палицы было объявлено о создании благотворительного фонда для доплат милиционерам, врачам, учителям, для строительства социальных объектов и других благих целей во имя процветания Одессы. Уже есть 25 бизнесменов, согласных внести по 2 млн грн каждый. В их числе и губернатор. При этом Палица подчеркнул, что создание фонда он приветствует и поддерживает, но участие в нем — это не индульгенция для бизнеса. "Не ждите моей помощи в ускорении и решении каких-то незаконных дел. Я помогать не буду", — заявил он.
Словом, губернатор показал себе как активный руководитель, готовый взять ответственность за судьбу страны в столь сложное для нее время и повести за собой других. Он говорил правильные слова, которые ни у кого не вызывали раздражения, пока не последовали дела.
Общественное мнение взорвалось сразу же, как только стали известны первые кадровые назначения на ключевые посты в областной администрации. И совсем скисло после обнародования письма губернатора на имя Генпрокурора Украины Олега Махницкого о лоббировании на пост прокурора области кандидатуры, предложенной областной администрацией.
Напомним, Палица просил назначить на эту должность Николая Стоянова, к которому со стороны общественности был шквал претензий. Сильно известная личность. Почему-то вспомнилось ни к чему не относящееся: "Его из Гестапо за зверства выгнали…"
Стоянов работал на различных должностях в Одесской областной прокуратуре, занимал пост заместителя прокурора. Дважды возглавлял прокуратуру Николаевской области в 2003–2004 и 2005–2011 гг. В СМИ его имя связывают с лидером партии "Родина" Игорем Марковым и лоббированием его интересов. В письме же Палица сообщал, что назначение Стоянова "будет иметь положительный резонанс, служить стабилизации ситуации и положительно воспринято общественностью".
В тот же день, когда Палица представлял коллективу Стоянова, общественность пикетировала прокуратуру. Но важно отметить другое. Сможет ли прокуратура после лоббистской услуги губернатора быть независимой и объективно оценивать работу И.Палицы и его команды в плане соблюдения законов? То-то и оно. Впрочем, ответ благодарного прокурора не заставил себя долго ждать. "Поддерживаю все начинания губернатора. Мы идем с ним в одной команде", — заявил Стоянов, выступая на встрече с представителями бизнеса, организованной губернатором. При этом прокурор высказал и свое отношение к люстрации: "Если общественность будет назначать милиционеров, налоговиков… будет уже не смешно". Что касается коррупции, Стоянов заметил следующее: "Все борются и никак не поборют. Не несите деньги — и не будет коррупции", — посоветовал он бизнесу…
Тест для прокурора
В конце прошлого года суд г. Ильичевска своим решением вернул областной прокуратуре одного уголовное дело на дополнительное расследование. Оно касается почти 2,5 га зеленой зоны у самого берега моря, отобранной чиновниками у детского туберкулезного санатория "Люстдорф" и переданной бесплатно по 10 соток частным лицам под возведение коттеджей. Потом эти участки были несколько раз перепроданы. Сам же берег чиновники отдали под строительство приватного яхт-клуба. Под всеми распоряжениями, позволившими уничтожить санаторные земли, стоит подпись тогдашней главы Овидиопольского района Натальи Чегодарь — ныне новоназначенного первого заместителя губернатора Палицы.
Прокуратура до сих пор, вот уже на протяжении семи лет, пытается через суд отменить эти решения, хотя санаторная земля уже давно застроена. Судилась с чиновницей и одесская мэрия, так как это территория Одессы. Подробно об этом беззаконии "ЗН" писало в нескольких номерах. В конечном итоге прокуратура возбудила уголовное дело, но не против Чегодарь, а против "стрелочников", выполнявших ее распоряжения — начальника районного отдела земельных ресурсов и главного врача санатория. По этой причине суд г. Ильичевска, где рассматривается это дело, в октябре прошлого года вернул его областному прокурору на дополнительное расследование. Из судебного постановления вытекает, что прокуратура не учла, что решения были приняты главой Овидиопольской райгосадминистрации Натальей Чегодарь.
Прокуратура в условиях тотальной коррупции и телефонного права и не могла учесть. Чегодарь после прихода к власти команды Януковича пошла на повышение. Ее поставили первым замом губернатора области, возглавляемой тогда Эдуардом Матвийчуком. И еще тогда, к слову сказать, ее назначение вызвало шок среди районов области. Но лишь после его отставки, в ноябре прошлого года, Чегодарь была тоже смещена с должности.
После ее ухода у прокуратуры появилась возможность объективно провести расследование факта разбазаривания санаторных земель, ставших сегодня, после аннексии Крыма, на вес золота. Но, увы. Палица вернул Чегодарь в кресло первого заместителя губернатора, несмотря на возмущение общественности и град нелицеприятных вопросов со стороны СМИ.
Детский санаторий — не единственный грех Чегодарь. Чиновница прославилась в области и другими земельными аферами, будучи на посту главы Овидиопольского района, самого богатого в регионе — здесь расположен промрынок "Седьмой километр". Но истинное сокровище района — это побережье Черного моря с просторными песчаными пляжами и ровными пахотными землями под боком у Одессы. Благодаря раздаче этих ценных территорий, Чегодарь стала "своей" для высокопоставленных чиновников, прокуроров, судей, нардепов, олигархов, — словом для всех, у кого в руках была власть и тугой кошелек. Все это позволило ей уйти не только от ответственности, но и продвинуться вверх по служебной лестнице.
Игорь Палица в те годы тоже обзавелся землей в Овидиопольском районе. Это были наделы бывшего КСП "Маяк", с раздачей или распродажей которых тоже вышла своя эпопея. По словам же губернатора, вместе с иностранными компаниями на этой территории он планировал возвести морской курорт по типу Буковеля. Но тогда помешал кризис. Теперь общими усилиями он намерен начать реализацию дорого проекта уже в этом году. По словам Палицы, за колхозную землю Чегодарь заставила внести в фонд при райгосадминистрации большую по тем меркам сумму, и она пошла на строительство новой школы. Но данный факт сути дела не меняет.
В областной прокуратуре есть немало материалов о земельных махинациях Чегодарь. Но вместо того, чтобы их запросить, губернатор на встрече с общественностью заявил, что готов пересмотреть свое решение о ее назначении, если ему будут предоставлены соответствующие факты. По словам руководителя Одесской областной организации Комитета избирателей Украины Анатолия Бойко, губернатору были предоставлены ознакомительные материалы. Однако Палица, тем не менее, назначил Чегодарь своей правой рукой.
Самое возмутительное то, что Чегодарь шагнула в исполнительную власть, став главой района, на волне оранжевой революции. И благодаря таким как она чиновникам завоевания Майдана-2004 были растоптаны без зазрения совести. Поэтому ее назначение сегодня, после революции достоинства — это вверх цинизма, очередная пощечина Майдану.
"Давайте не будем про Майдан…, — сказал Палица, отвечая на мой вопрос о кадровых назначениях. — Для меня главное — профессиональные качества человека, а не его политическая принадлежность…. Я отвечаю за Чегодарь — коррупции не будет".
В четверг стало известно о назначении еще одного заместителя губернатора. Им стал хорошо известный всем бывший вице-мэр Одессы, бывший заместитель главы Киевской городской госадминистрации Михаил Кучук. Он, как и всегда, будет курировать строительную сферу.
Очень короткая у новой власти скамейка запасных. Что не новый чиновник, то бывший руководитель... Но не без "изюминки". Судите сами о гремучей смеси: губернатор Коломойского назначил замами человека Ангерта и человека Левочкина. Воистину, Одесчина и политически "многонациональна".
Что скажет президент?
Первые кадровые назначения — важные сигналы, которые власть посылает бизнесу, обществу, стране в целом. К сожалению, Одесса показала: произошла перезагрузка власти, но не очищение ее рядов. Люстрация для чиновников и правоохранителей — это вообще ругательное слово. Им бы хотелось, чтобы оно ушло из обихода в небытие вместе с Майданом. Но что дальше? Сколько еще нужно перезагрузок власти, чтобы очистить чиновничьи кабинеты от взяточников и коррупционеров?
В стране — президент с новой фамилией, в области — губернатор, в городе — мэр, а уверенности в том, что страна способна двигаться по пути построения нового демократического государства, честной, открытой, не коррумпированной власти, — нет.
После инаугурации президента область хотела бы получить четкие сигналы от официального Киева, что ее ждет. В том числе — в кадровой политике. За последние полгода Палица — третий губернатор. Это ненормально. Как ненормально гадать на кофейной гуще: "усидит или не усидит?". А тем временем идет формирование нового аппарата областной администрации, смена начальников управлений, глав районов и т.д.
Конечно, никто Палицу не считает калифом на час. Но все видели картинку накануне выборов: кандидат в президенты Порошенко в Одессе в окружении своих соратников. Палицы среди них не было.
- Информация о материале
Пир во время АТО
Из-за боев на Донбассе украинцы не слышат, как новая власть прощает шпионаж в пользу РФ, грызется за портфели и пилит миллиарды.
В редакции издания «Наши Гроші» принято считать, что странная Антитеррористическая операция (АТО) однажды стала не столько войной с террористами, сколько дымовой завесой для сохранения коррупции того, против чего боролся Майдан.
Наши военные стали генератором плохих новостей о все возрастающем количестве трупов. Власть пытается сохранить лицо, придумывая хорошие новости об арестах, уголовных делах, «деблокировании» и т.д. И при этомв худших традициях Януковича принимает закон, которым выводит в тень военные закупки. К счастью, он еще не подписан президентом, однако случай симптоматический.
Все это создает толстый поток военных новостей, по которому мирное население не видит тонких струй коррупции, подтачивают и так хрупкие достижения Майдана. А он был всего три месяца назад. Между тем существуют и другие , менее популярные, зато не менее важные новости. Некоторые из них мы собрали вместе чтобы не потерять их в военном дыму.
Российского мобильного оператора не наказывают за шпионаж
В апреле контрразведка СБУ выяснила, что в России есть коммутатор, на который поступали данные мобильного оператора МТС о местонахождении украинских абонентов и их разговоры. Фактически речь идет о некоем виде технической разведки. МТС, который принадлежит россиянам, конечно, все отрицал. Однако Нацкомиссия по регулированию связи и информатизации вынесла компании предупреждение о нарушении лицензионных условий. МТС, в свою очередь, обратился в суд.
Кульминацией стало 16 мая. В этот день Нацкомиссия подготовила акт о том, что МТС так и не обеспечило условий для сохранения персональных данных абонентов. И на ближайшем заседании должна была вынести компании второе предупреждение, которое бы стало и последним, поскольку оно означало бы лишение лицензии мобильного оператора. В этот день председатель Нацкомиссии Петр Яцук встретился с представителем МТС и сообщил, что мобильный оператор должен быть наказан.
Сразу после этого Яцука срочно вызвали в Администрацию президента Украины, и после разговора глава Нацкомиссии слег в «Феофанию».
А 17 мая Турчинов уволил Яцука и других членов Нацкомиссии, назначив новый состав. В нем оказалось два бывших сотрудника МТС. После этого вопрос о вынесении МТС второго предупреждения исчез из повестки дня Нацкомиссии. Подробно эту историю можно прочитать здесь.
Продажей конфиската займется родная фирма бизнес-партнеров нового министра юстиции
Продажа конфискованного имущества в Украине всегда была чрезвычайно выгодной для отдельных субъектов хозяйствования, которые получали монополию на это дело из рук государства. Величина этого «рынка» достигает 20 миллиардов гривен в год.
И вот «Наші Гроші. ТВ» раскопали, что новая власть определила новые уполномоченные фирмы в этой сфере. Одной из них стала фирма «Лик торг», записанная на некоего Александра Борисюка. Однако еще недавно эта фирма называлась «Акционер», ее основателем был Олег Степаненко, директором - Олег Ельчик.
Эти господа также были совладельцами компании «Мегаполис капитал» вместе с Павлом Петренко, новым министром юстиции, именно в сфере компетенции которого и находится государственная торговля конфискатом. При этом фирма «Лик торг» даже после переименования и изменения учредителей сохранила прописку на ул. Ушинского, 40 в Киеве. По этому же адресу прописана адвокатская омпания «МЛГруп», среди владельцев которой еще недавно были министр Петренко с сестрой Оксаной. Подробно эту историю можно прочитать здесь.
«Батькивщина» и «УДАР» дерутся за пост в Нацкомфинуслуг
Нацкомиссия по регулированию финансовых услуг при Януковиче, когда ее возглавлял Борис Визиров, неофициально получила репутацию заведения, где каждое согласование может стоить сотни тысяч долларов.
В новые времена эта Нацкомиссия официально стала первым государственным органом, который не может работать из-за наличия сразу двух руководителей от различных группировок.
В начале апреля «Батькивщина» пролоббировали на пост главы Нацкомиссии бизнесмена Максима Полякова, в прошлом заммэра Умани.
Однако уже через несколько дней «УДАР» пролоббировал на эту должность Андрея Волкова, который ранее работал в страховом и банковском бизнесе.
Оба назначенца считают себя законными руководителями, поэтому Нацкомиссия практически перестала работать. И до решения конфликта еще далеко, стороны обмениваются медийными атаками. Бютовскому Полякову инкриминируютякобы рейдерский захват «Уманьхлеб». «УДАРовскому» Волкову припомнилиего работу на «Альфа-банк», который принадлежит россиянам.
«Укргаздобыча» под руководством людей Бойко - Кацубы реанимировала схему Курченко для Еремеева
Здесь было все тихо и просто. Новый призыв руководства государственной «Укргаздобычи» сформировали широко известные в узких кругах представители знаменитых деятелей: экс-министра энергетики Юрия Бойко, экс-председателя тендерного комитета «Нафтогаза» Сергея Кацубы, председателя энергетического комитета Верховной Рады Николая Мартыненко.
Эта гвардия без проволочек приступила к реанимации схемы по продаже сжиженного газа, на которой зарабатывал миллиарды кооператив им.Курченко.
Сейчас эта схема реанимирована в значительно меньшем масштабе, речь идет о прибылях в десятки миллионов. Однако в нынешние времена и такие деньги являются счастьем для многих.
Курченко зарабатывал так. Его фирмы монопольно оккупировали аукционы «Укргаздобычи», на которых скупали сжиженный газ якобы для населения по 2 тыс. грн./т. На самом же деле газ сразу перепродавали по рыночной цене: в 4-5 раз дороже.
Новое руководство «Укргаздобычи» сделало несколько иначе. Был заключен прямой договор с фирмой «ВОГ» нардепа Игоря Еремеева, по которому цена топлива ниже рыночной «всего» на 20-30%. Эта маржа стоит более десяти миллионов гривен в месяц. Подробно эту историю можно прочитать здесь.
Бюджет теряет миллиарды в пользу Коломойского
Благотворительная заправка военных «частным» бензином довольно быстро конвертировалась в сверхприбыли топливной группы днепропетровского губернатора Игоря Коломойского.
Его «Укртатнафта» оказалась единственной компанией в Украине, которой на днях удалось приобрести на спецаукционепочти 400 тыс. тонн нефти по 9600 грн./т, что является ниже рыночной цены на 15%. Доход от сделки - 645 млн грн. Это те деньги, которые недополучили продавцы нефти, если бы продавали ее по рыночной цене. В этом случае крупнейшим продавцом нефти была «Укрнафта», контролируемая тем же самым Коломойским, поэтому и шуиа никто не поднимал.
Тем более, что все произошло по легализированным правилам на уровне правительства. Дважды судимый и оправданный лоялист «Привата» Игорь Диденко, только став замминистра энергетики, пролоббировалправительственное решение, по которому нефть на спецаукционах можно продавать именно с 15% дисконтом по отношению к рыночным ценам. И снова никакой огласки. Хотя именно такие схемы действовали при преступной власти Януковича.
Продолжение следует
- Информация о материале
Почему в Кремле люто ненавидят государство Украина
Очевидно, что сейчас Украина находится в самом опасном положении за все время после 1991 года. Перенесшая революционный шок страна не получила времени, чтобы оправиться и начать необходимые реформы в мирной обстановке. Сразу же после бегства Януковича Украина подверглась российской агрессии, сначала в форме оккупации Крыма, а затем - организации войны в Донбассе. Эта война пока что идет по абхазскому сценарию 1992-1993 годов - с завозом наемников из России, формированием групп местных боевиков, и отдельными операциями российских спецназовцев. Одновременно существует постоянная угроза прямого военного нападения России.
Примечательно, что весь нынешний украинский кризис, с самого начала, устроен именно Кремлем. Формирование нынешней ситуации началось с того, что Янукович неожиданно принял решение об отказе от подписания Соглашения об Ассоциации. Это явилось сигналом "евразийского" разворота во внешней политике, что для украинского общества было категорически неприемлемо. Это решение Янукович принял в результате жесткого давления Кремля. Соответственно, именно действия России спровоцировали Майдан. Затем, в период Майдана, Кремль постоянно призывал Януковича к бескомпромиссной позиции по отношению к протестующим. Результатом стало кровопролитие в Киеве и бегство Януковича. В дальнейшем же Россия перешла к совершенно очевидным и дерзким действиям силами своей армии и спецслужб, которые создают опасности не только для Украины, но и для самой РФ.
Россия, развязав агрессию против Украины, пошла на большие риски. Возникает естественный вопрос - зачем они это делают? У обитателей Кремля должны быть серьезные причины для принятия решений, которые, в конечном счете, вполне могут привести к краху Российской Федерации в ее нынешнем виде. Попытки объяснить происходящее исключительно злобой или психическими расстройствами Путина и его соратников поверхностны и неточны.
Ключевым мотивом Кремля является то, что текущая попытка превратить Россию в один из мировых центров силы не может увенчаться успехом без контроля над судьбой Украины. Для них приемлемы лишь две формы существования Украины - либо в их (и только их) безраздельной сфере влияния, либо Украина должна быть разделена на части, из которых некоторые контролируются из Москвы, а прочие находятся в совершенно беспомощном и хаотичном состоянии. Кремль попытался добиться первого варианта. Венцом именно этой попытки стало принуждение Януковича начать разворот от Европы к Евразии. Однако на улицах Киева украинский народ недвусмысленно продемонстрировал, что реализация такого сценария физически невозможна. Соответственно, в понимании кремлевских, их единственный шанс на сохранение жизнеспособного имперского проекта заключается во втором варианте - разделе Украины на части. Что они и пытаются сделать сейчас. Значительный риск, на который они идут из-за этой попытки, мотивирован тем, что, с их точки зрения, иначе добиться стратегических целей нельзя.
Контроль над судьбой Украины российское руководство полагает необходимым по целому ряду причин - от геостратегических до более конкретных.
Украина нужна Москве в качестве буфера, геополитического барьера с Европой, позволяющего контролировать самые разные формы влияния, которые могут исходить с Запада - от вопросов безопасности до политических идей. Особая важность Украины в этом плане обусловлена ее длинной границей с центральной частью России. Две другие ключевые, по похожим причинам, страны - Беларусь и Казахстан, уже находятся в российской сфере влияния.
Еще один мотив Кремля - недопущение формирования под боком у России нового регионального геополитического центра в Киеве. При всем своем нынешнем плачевном состоянии, Украина имеет большой потенциал, который может быть реализован, если страна будет нормально развиваться. Перед нами пример Польши, которая в последние годы стала заметным европейским игроком. А Украина, как по населению, так и по территории, крупнее Польши. Но, в отличие от последней, Украина вплотную прилегает к центру России, что делает ее усиление крайне нежелательным для обитателей Кремля. Москва, на протяжении всей своей истории, постоянно стремилась зачистить окружающие территории с целью недопущения формирования альтернативных ей геополитических центров. Нынешние события являются продолжением этой традиционной московской стратегии.
Есть у Кремля и более конкретные причины. Это и желание использовать для развития России демографический и экономический ресурс Украины (или, хотя бы, ее половины); и стремление получить надежный доступ к черноморскому побережью с Севастополем и Одессой; и огромная важность для России элементов военной промышленности, которые имеются в восточной Украине; и украинские запасы сланцевого газа. В целом, пакет причин, мотивирующих Россию во что бы то ни стало предотвратить выход Украины из-под ее влияния, действительно впечатляет.
Однако, помимо перечисленных источников российской мотивации, есть еще кое-что, присущее как российской власти, так и значительной части российского общества - иррациональная, формируемая на подсознательном уровне патологическая ненависть к украинскому государственному проекту как таковому. После 1991 года многие страны, раннее входившие в СССР, испытали на себе агрессивный настрой, исходящий из России. Грузии в этом смысле довелось оказаться в первом ряду. Но жгучая ненависть российских державников к украинской государственности по своей страсти, накалу эмоций, по своей надрывности не сравнима ни с чем. Они ненавидят сам факт существования независимой от них Украины.
Причина этой ненависти кроется в том, что Украина является отличным от России вариантом развития общего исторического корня, который в средние века именовался Русью. Полтысячи лет Москве удавалось удерживать монополию в этом отношении. После XV века единственной попыткой создать иной государственный центр на историческом пространстве бывшей Киевской Руси была гетманская Украина XVII-XVIII веков, которая ослабла после первых же лет своего существования, а затем потерпела крах и была поглощена Российской империей. Существование по-настоящему суверенной Украины в ее сегодняшних границах разрушает российскую монополию на историческое наследие Руси, впервые со времен Московского княжества. Украина - это иная, немосковская Русь. Мало кто из имперски настроенной части россиян это столь четко осознает, и еще меньше из них в этом признаются публично. Но реальная причина испытываемой и громко выражаемой ими в отношении Украины ненависти - именно страх перед конкурентным государственным проектом в общем географическом ареале, и с теми же историческими корнями.
Причем, проект этот может оказаться во многих отношениях более успешным. Россия изначально была наиболее деспотичным государством в Европе (кроме, разве что, Османской империи). Затем, лишь через несколько лет после начала демократизации в 1905 году, она отдала себя в руки совершенно античеловеческого режима большевиков. Теперь она является разлагающейся империей с тяжелейшим внутренним системным кризисом и весьма сомнительным будущим.
Украина - если она выстоит сейчас - имеет шанс на блестящие перспективы. Нет, не в ближайшем будущем. Напротив, в данный момент очевидно, что даже при самом благоприятном сценарии развития событий украинцам предстоит перенести немало тягот, как минимум экономического характера. Но если Украина успешно выдержит нынешние испытания, в долгосрочной перспективе она может стать одной из самых успешных стран Восточной Европы, и не только.
Именно это и неприемлемо для российских державников. Успешное, сильное и демократическое государство с центром в Киеве самим фактом своего существования послужит дискредитации московского авторитарного проекта. Причем, в глазах как окружающих народов, так и многих людей, живущих в пределах Российской Федерации. Сочетание размера Украины, ее географического расположения и большого потенциала с ее же происхождением от общего с Россией исторического корня порождает страх в российских имперцах. Очевидно, включая обитателей Кремля.
В данный момент Россия делает все, чтобы ликвидировать перспективы Украины в зародыше. Россияне включили все имеющиеся в их распоряжении механизмы для уничтожения Украины, кроме масштабного военного вторжения. Они пойдут и на этот шаг, если их нынешняя "абхазская" тактика не принесет желаемого результата.
Текущая цель Кремля - полный раздел Украины в виде отторжения Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей. Донбассом россияне ограничиваться не собираются. Он им нужен лишь для того, чтобы, опираясь на его территорию, продолжить дробление Украины. В конечном счете, они намерены создать на отнятых украинских землях (кроме Крыма) подконтрольное им образование, которое, по всей вероятности, обзовут "Новороссией". Не имеет особого значения, аннексирует ли РФ это образование формально, оставит ли в качестве "непризнанной республики", или придумает что-то еще. Это дело техники. Суть будет заключаться в полном контроле этой территории Россией.
Остальной части Украины уготована незавидная судьба. Россияне могут попытаться посадить марионеточное правительство в Киеве, но, даже если этого не произойдет, судьба неоккупированной части все равно будет крайне плачевна. В случае реализации кремлевского сценария, остаток Украины станет совершенно беспомощной территорией - без выхода к морю, без перспектив развития, и, скорее всего, с царящим политическим хаосом, который будет регулярно подогреваться из Москвы.
Украина сейчас стоит на распутье. Борьба идет не за европейскую интеграцию, и не за Донбасс или Крым. Борьба идет за само будущее Украины. За то, будет ли она свободным, процветающим и сильным государством, или же станет сломанной игрушкой в руках кремлевских деспотов. Хорошая новость заключается в том, что исход этой борьбы зависит в основном от самих граждан Украины. Независимо от того, что делает Кремль сейчас, и на что он пойдет в дальнейшем.
- Информация о материале
Может ли Путин загнать джинна обратно в бутылку?
Мне на глаза регулярно попадаются статьи, авторы которых доказывают, что Путин из рейтинговых соображений БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ввести в Украину свои войска, т.к не может загнать джинна обратно в бутылку.
Дескать, оболваненное зомбоящиком российское население (здесь и далее под россиянами я буду подразумевать только "одобряющих внешнюю политику Путина", остальные не должны принимать на свой счет) жаждет крови бандеровцев, и если Путин «бросит русских» Донбасса, то потеряет свой рейтинг и вообще превратится в глазах электората в слабака.
За последние месяцы я пообщался с сотнями обезумевших россиян, которые с пеной у рта доказывали, что «Украина не государство», «вас (хохлов) надо зачистить», «скоро мы введем танки» и даже неоднократно пытались угрожать лично мне. Достаточно почитать комментарии к некоторым постам в моем жж. Все это так. И, тем не менее, я уверен в том, что Путин без рейтинговых потерь легко может выйти из ситуации с Донбассом, на время отложив проект «Новороссия».
Как и прежде, я считаю, что аннексия Донбасса Путину не нужна. Для него намного предпочтительнее, чтобы Донбасс якорем висел на шее Украины, ограничивая ее маневр в сторону Запада. Ну и пусть Украина за свой счет дотирует убыточные шахты, в России своих шахт хватает. Если бы удалось поднять бучу от Одессы до Харькова – это другой разговор, но с «Новороссией» не сложилось, а один Донбасс сам по себе никому не интересен.
Теперь что касается свихнувшегося электората Путина. В большинстве своем это обычные люди, талантливо инфицированные имперским величием. Это вполне объяснимо. Люди хотят гордиться своей страной. Кто-то гордится тем, что мэр его города на велосипеде ездит на работу, а кто-то до одури гордится отечественными газом и нефтью. На велосипедах только лохи ездят. Не говоря о том, что мэров в великой стране скоро будут назначать, не отвлекая россиян от телевизора ненужными выборами, поэтому какая разница, на чем мэры ездят? Деньги все равно углеводородные: новые закачаем, если надо будет. Путину виднее.
Люди хотят быть причастными к великим делам, и Путин с Киселевым дают им такое возможность: Олимпиада, Крымнаш – смотрите, россияне, это все благодаря вам!
Но для полного ощущения собственного величия не хватает базы для сравнения. И в этой роли выступает Украина.
«Посмотрите на Украину, - радуются некоторые россияне, - разве это армия??? Одеты некрасиво, организации никакой… А майдан? Сборище бомжей, фу! К счастью, у нас такого никогда не будет! Сколько народу положили, чтобы Януковича выгнать, хотя могли бы через годик спокойно его переизбрать... А это обожествление запада? В то время, как наш Путин всем показывает кузькину мать, украинцы раболепствуют перед западом, а могли бы показывать кузькину мать вместе с нами, как все достойные люди. Ну, конечно, не наравне с нами, это понятно».
Отказ украинцев интегрироваться в СССР 2.0 для них необъясним. «Назло папе отморожу себе уши». Непризнание российского величия задевает их за живое, лишая единственного повода для гордости. Как будто на премьеру спектакля Нерона никто не пришел. Что бы сказал по этому поводу Нерон? Отсюда постоянное стремление унизить Украину во всем.
Т.е. унижение украинцев первично, а мечты о погромах вторичны.
Исходя из всего вышеизложенного, Путину достаточно потешить манию углеводородного величия соотечественников. И они его поддержат. Для этого подойдут следующие тезисы:
1. «Русские в Украине не заслужили, чтобы мы их защищали».
И в самом деле: русские граждане юго-востока Украины не устраивают многотысячные митинги с триколором, и даже в Донецке местные мужчины не торопятся с оружием в руках воевать за ДНР , и . Разве это справедливо? Нет. Право называться русским надо заслужить! Что по этому поводу подумает рядовой телезритель? «Эти русские в Украине недостаточно русские, не то что героические мы! Не заслужили право на защиту – мучайтесь в своей жалкой Украине, рабы!». Уж поверьте, он его адресовал не одесситам, которым российская помощь совершенно не нужна, а россиянам.
2. «Ополченцы Донбасса оказались мелкими уголовниками».
Тут никаких особых усилий предпринимать не надо, достаточно опубликовать биографии неофашиста Губарева, бывшего мммщика Пушилина и т.п. Там же клеймо ставить негде.
Плюс невзначай показать ролик о разграблении «Метро» в Донецке.
Что скажут благонадежные россияне у телевизора? «Фу, какие жалкие людишки, а мы их защищать хотели…»
3. «Мы заставили Украину уважать права русских».
Тоже очень простой ход. Выступает Лавров и говорит, что Россия сумела добиться от "киевской хунты" обещания не расстреливать мирных русских тысячами. Американцы с европейцами были против, разумеется, но как только Ярош и Тягнибок получили письмо от командующего российскими ВДВ, они тут же наделали в штаны и попросили пощады. Поэтому мы временно позволим "киевской хунте" оставаться на троне, но будем за ними внимательно следить.
Зрители в восторге: ай да Лавров, ай да все наше любимое правительство, как же здорово они уделали трусливых хохлов! Даже без применения силы!
Для пущей убедительности можно взять интервью у русскоязычных граждан Украины, которые признаются на камеру, что им уже не страшно.
4. «Бюджет России не резиновый, а нам еще Крым поднимать и готовиться к чемпионату мира».
Здесь тоже просто. «Подъем» Крыма после «двадцатилетнего угнетения бандеровцами» обходится российскому бюджету в копеечку. А нам еще футбольный чемпионат проводить! Спасение русских «Новороссии» это хорошо, но дорого!
Кому не понравится, что он русский более высокого сорта, чем тот русский, который в «Новороссии»?
5. «Это все геополитика, Россия будет отстаивать свои интересы».
Эта загадочная фраза может означать, что угодно, ею можно объяснить любую глупость и подлость. Какой-нибудь политик с деревянным лицом скажет, что «геополитическая ситуация изменилась» и всё понятно. То есть, ничего не понятно, но звучит убедительно, правда?
Помните, как аннексию Крыма на полном серьезе объясняли тем, что Россия была «вынуждена» опередить американцев, которые собирались строить в Крыму базу НАТО? Нет, что вы, это не бред! Это геополитика! Вот так.
Таким образом, Путин легко может включить заднюю передачу. Если захочет. Но это означает только то, что решение Путина никак не зависит от мнения телезрителей. Их в любом случае накормят лапшой, а они попросят добавки, как обычно.
На данный момент шансы на российскую интервенцию на материковую Украину уменьшились. И, если Украина сумеет грамотно решить вопросы с бандами сепаратистов, которым, безусловно, Россия будет неофициально помогать, то российская армия останется в стороне.
PS Весьма уместна цитата из классики:
"То и дело ярость в толпе перекипала через край, и голос оратора тонул в зверском реве, вырывавшемся из тысячи глоток. Свирепее всех кричали школьники.
Речь продолжалась уже минут двадцать, как вдруг на трибуну взбежал курьер и подсунул оратору бумажку. Тот развернул ее и прочел, не переставая говорить. Ничто не изменилось ни в голосе его, ни в повадке, ни в содержании речи, но имена вдруг стали иными. Без всяких слов по толпе прокатилась волна понимания. Воюем с Остазией! В следующий миг возникла гигантская суматоха.
Все плакаты и транспаранты на площади были неправильные! На половине из них совсем не те лица! Вредительство! Работа голдстейновских агентов!"
- Информация о материале
Что означает военное положение для граждан?
Вопрос о введении военного или чрезвычайного положения на Донбассе ставился в самом начале антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей. Ставился общественность, экспертами, отдельными депутатами. Но власть не видела такой необходимости. Многие объясняли это опасностью срыва президентских выборов. Сегодня, когда выборы Президента позади и в Украине избран легитимный Глава государства, вопрос о военном положении был поднят на самом высоком уровне.
Быть или не быть военному положению на Донбассе?
3 июня 2014 года исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов поручил секретарю Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андрею Парубию проработать вопрос о введении военного положения на территории Донецкой и Луганской областях, где в настоящее время проходит антитеррористическая операция.
Данное распоряжение немного удивило общественность, так как известно, что Турчинов на посту главы государства остается последние дни, а новоизбранный президент Петр Порошенко до сих пор однозначно не высказался по этому вопросу. Возможно, этот вопрос поднялся именно сейчас, за несколько дней до инаугурации новоизбранного президента Украины, чтобы было время проработать механизмы и тонкости данной процедуры, и Петр Порошенко смог бы сразу после вступления в должность объявить введение военного положения на Востоке страны.
”Целесообразность введения военного положения на Востоке должны оценивать исключительно специалисты. Если специалисты докажут, что другого эффективного пути для урегулирования ситуации нет, значит у президента и Верховной Рады будут все причины принять и утвердить именно такое решение”, - высказал свое мнение «ОстроВу» Глава Комитета по вопросам прав человека, Народный депутат Украины от фракции «УДАР» Валерий Пацкан.
В. Пацкан настаивает, что данное решение должно быть взвешенным, "чтобы не навредить гражданскому населению и основываться на четком понимании - безопасность граждан Украины превыше всего”.
"Власть должна показать жителям восточных областей, что их никто и ни при каких условиях не собирается бросать на произвол судьбы”, - подчеркивает "ударовец”.
В свою очередь, еще один нардеп от фракции "УДАР”, Глава комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, Виктор Чумак во время эфира на "5 канале” сообщил, что не видит потребности вводить военное положение, так как это может вызвать остановку производства на Востоке Украины и ограничение прав и свобод проживающих там граждан.
"Я не вижу потребности введения военного положения для улучшения эффективности антитеррористических операций. Это можно сделать уже имеющимися сегодня средствами”, - подчеркнул В. Чумак.
Исполняющий обязанности заместителя главы Администрации президента Андрей Сенченко во вторник 3 июня высказал мнение, что Петру Порошенко все же придется ввести военное положение на Донбассе. При этом он добавил, что ранее этот вопрос не поднимался из-за возможного срыва президентских выборов 25 мая.
Аналогичное мнение, хоть и не так однозначно, высказал первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема, который сообщил, что после вступления в должность Петра Порошенко будет проведено срочное заседание СНБО, на котором и будет рассмотрен вопрос о введении военного положения.
"Военное положение, которое может быть введено на территории Донецкой и Луганской областей, оно может как способствовать, так и навредить в решении этого сложного вопроса... К этому вопросу нужно подходить чрезвычайно осторожно", - добавил Ярема.
Сам же новоизбранный президент Украины Петр Порошенко вопрос о введении военного положения никак не комментирует, обещая лишь в день свой инаугурации 7 июня представить план по стабилизации ситуации на Донбассе.
А пока вопрос «быть или не быть военному положению» висит в воздухе, «ОстроВ» выяснил, что ждет жителей Донецкой и Луганской областей, если власть примет соответствующее решение.
Что такое военное положение
Порядок введения военного положения регулируется Законом Украины «о правовом режиме военного положения», который был принят в 2000 году. Данный документ определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности.
Военное положение также предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления более широких полномочий, которые необходимы для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности.
Предложение по введению военного положения в Украине или в отдельных ее местностях подается Президенту Украины Советом национальной безопасности и обороны. А вводится военное положение указом действующего главы государства, который должен утвердить украинский парламент. Кстати, согласно закону, Верховной Раде дано всего лишь два дня, чтобы утвердить этот указ. После этого информация о введении военного положения немедленно объявляется через средства массовой информации. Так что скрыть от общественности принятие такого решения невозможно.
В указе должно быть дано обоснование необходимости введения военного положения, пределы территории, сроки, а также: где вводится особый режим, задания военного командования, органов государственной власти и местного самоуправления, исчерпывающий список прав и свобод человека, а также прав и законных интересов юридических лиц, которые временно ограничиваются.
Примечательно, что военное положение не ограничено и может быть продлено указом президента на любой срок.
Решающим в данных условиях является тот факт, что в условиях военного положения недопустимо прекращение полномочий органов государственной власти таких как, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров, местные органы власти, а также суды, органы прокуратуры и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и досудебные расследования.
Учитывая, что П. Порошенко уже не раз озвучивал необходимость перезагрузки парламента, это дает основания сомневаться во введении им ВП. Хотя, определенные искусы перед новоизбранным президентом военное положение ставит. Например, в период военного положения разрешается ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, если они угрожают суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности. Поэтому, в последнее время сильно нелюбимые "Партия регионов” и "Коммунистическая партия Украины” могут оказаться под угрозой запрета. Не удивительно, что в последнее время нардепы массово покидают ряды некогда провластных партий. И рассчитывать на голоса регионалов и коммунистов в голосовании о введении военного положения вряд ли стоит.
Отменяется же военное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях Указом Президента Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины в случае устранения угрозы нападения или опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, о чем немедленно объявляется через средства массовой информации.
С предложением об отмене военного положения к Президенту может также обратиться Верховная Рада Украина.
ВП на практике. Как это выглядит
В случае наступления военного времени может наступить введение трудовой повинности для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения. То есть, местные власти имеют полное право "попросить” уйти с предыдущего места работы (если она не связана с оборонной сферой) и заставить работать на обеспечение обороноспособности страны. Работникам, привлеченным к выполнению общественно полезных работ по их окончании будет предоставлена предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная на том же или, по согласию работника, на другом предприятии.
Местная власть может также использовать все мощности и трудовые ресурсы предприятий как частной, так и государственной форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы и проводить другие изменения производственной деятельности.
Выходит, что местные власти смогут зайти на любой завод, скажем господина Ахметова, и постановить, что с этого момента предприятие будет работать в круглосуточном режиме, а все сотрудники будут работать для нужд обороны, а не для нужд отдельно взятого человека. Но и это еще не все. Для нужд обороны можно будет у этого же предприятия Ахметова изъять для временного использования любое имущество, в том числе и транспортные средства, сооружения, машины, механизмы и так далее.
Самым неприятным для населения Донбасса может стать введение комендантского часа. Это означает запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений.
Впрочем, «ДНР» уже ввела комендантский час в Донецке, так что этой неприятности от военного положения, жители Донбасса могут уже и не заметить.
В период военного положения устанавливается особый режим въезда и выезда на определенной территории, а также вводятся ограничения свободы передвижения граждан, иностранцев и движения транспортных средств. Правоохранители смогут проверять документы у всех подряд, а в случае необходимости даже проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан.
Это, в принципе, уже и так практикуется террористами «ДНР», так что…
Разрешается также осуществление контроля за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, учреждений и организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и разъяснительной работы среди войск и населения. В случае же нарушения или невыполнения мероприятий правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающее оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, другие средства связи.
Местные власти получают полное право и на другие ограничения прав и свобод населения:
- запрещать торговлю алкогольными напитками, оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, и веществами на спиртовой основе;
- запрещать призывникам и военнообязанным менять место проживания без ведома военного командования. А в Украине, как известно, был возобновлен призыв в армию;
- принудительно изымать и отчуждать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны:
- отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение обязанностей;
- изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций — учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества.
Во время военного положения для всех жителей региона устанавливается так называемая военно-квартирная повинность, которая предполагает расквартирование военнослужащих и размещение военных частей, подразделений и учреждений. Скорее всего, для поселения военных, прибывших в новый регион, будут использоваться гостиницы, отели, хостелы и общежития. Разумеется, что все это будет происходить на бесплатной основе.
Также жители Донбасса смогут вспомнить времена, когда хлеб и другие товары первой необходимости выдавались по талонам, ведь военное положение предполагает нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, а также лекарственными средствами.
Местные власти смогут проводить эвакуацию населения из мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, имеющих важное государственное, хозяйственное и культурное значение. Неясным остается только вопрос, каким образом это будет происходить, если даже мэр Донецка Александр Лукьянченко признал, что эвакуация миллионного города фактически невозможна. Что уже говорить и небольших населенных пунктах...
Все тонкости и аспекты введения военного положения и сопутствующих мероприятий прописываются в указе Президента Украины. Он может содержать как все возможные вышеперечисленные ограничения прав и свобод граждан, так и отдельную их часть.
В условиях военного положения также запрещаются:
- изменение Конституции Украины;
- проведения выборов Президента Украины, Верховной Рады и органов местного самоуправления;
- проведения всеукраинских и местных референдумов;
- проведение забастовок.
Вместе с этим введение военного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Любые попытки использовать введение военного положения для захвата власти влекут ответственность согласно закону.
Всем физическим и юридическим лицам предполагается возмещение убытков, причиненных при введении военного положения или возврат имущества, которое было на время позаимствовано для нужд обороны.
Нужно отметить, что военное положение с конца мая ввели и самозванные власти так называемых "Донецкой народной республики” и "Луганской народной республики”. По всей видимости, именно так они оправдывает бесконечные случаи мародерства, грабежей, убийств, насилия, захватов зданий и транспортных средств…
- Информация о материале
Коридор жизни
Сегодня счет идет на секунды. Потому что секунда может решить: кому жить, а кому — прекратить. И если кто-то до сих пор думает, потягивая коктейль на веранде ресторана или грызя представительские орешки в офисе, что касается эта страшная фраза только тех, кто волею судьбы или приказа оказался в зоне АТО, то он трагически ошибается. Ибо мы здесь распоряжаемся их секундами. Их жизнями. Что, еще пьем? Грызем? Челюсть не свело?
С начала антитеррористической операции на Донбассе прошло 53 дня. Они ударили нас Славянском, Мариуполем, Донецком, Краматорском, Красным Лиманом, Лисичанском, Луганском… И всеми обрушившимися в этой связи гражданскими противоречиями и спорами до одурения. О патриотах и террористах, олигархах-спасителях и олигархах-предателях, чеченцах и зомбированных местных… Про самолеты, бомбы, "ноны", "нурсы". Про видео с покалеченными женщинами под зданием Луганской ОГА: столичные знатоки их тут же окрестили, "тетками-сепаратистками, которым головой надо было думать, прежде чем околачиваться под захваченным зданием ОГА". В итоге выносящих мозг правд, в которых еще предстоит разбираться в мирное время, оказалось много. Истина же — одна: Украина воюет (точнее, учится воевать) за свою территорию. Но ведь и за людей, на ней проживающих — тоже?
С однозначным ответом на этот вопрос сложнее. И не только потому, что Донбасс таки оказался на коленях, и за погребенных под мифом собственной славы шахтеров там воюют и гибнут безусые мальчики с Волыни. Но если все решения приняты, и Донбасс — по-прежнему наш, включая жителей со всеми их страхами и фобиями, то, позвольте спросить, почему только на 45-й (!) день антитеррористической операции уполномоченный пресс-секретарь штаба АТО Владислав Селезнев заявил, что штаб готов организовать коридор для вывода мирных жителей из "горячих" точек? И почему после его заявления прошло уже целых девять дней?! 777 тысяч 600 секунд! А коридора как не было, так и нет. А "финальная стадия" набирает обороты.
Почему активист общественной организации "Восток-SOS" Анна Мокроусова, обратившись пять дней назад на горячую линию Кабмина с просьбой дать контакты чиновников и служб, способных помочь волонтерам наладить организованный вывод людей из зоны АТО, так и не получила ответа через 432 (!) тыс. секунд?!
А теперь представьте себе человека, среднестатического жителя региона со средним специальным образованием, сталкивающегося с государством крайне редко. А тут кругом свистит, взрывается, мародерствует, кричит от боли и немеет от страха война… У человека и его семьи есть острое желание вырваться из этого ада. Куда бежать? К кому обращаться? На что надеяться? Где приклонить голову и накормить детей?
Я попыталась найти ответы на эти вопросы. Посмотрите, что вышло.
…На вечер запланировано продолжение разговора с бывшей коллегой из Макеевки. Наташа Хрусталева, главный редактор городской газеты, позвонила и попросила помощи: надо расселить семьи с маленькими детьми из Славянска. И пообещала рассказать позже, как они уже вторую неделю на полуразбитой от ухабов восьмиместной "Газели" возят беженцев из Славянска в Макеевку. "Сегодня забрали 22 человека. У молодой мамы на руках месячный ребенок. Другая семья с тремя детьми с трех часов ночи пряталась на кладбище, в ожидании нашей "Газели". Прибывших расселяем здесь же — в Макеевке. Но ищем запасные варианты за пределами области, на случай активизации военных действий и у нас в городе".
Со всем этим сижу, как чумная. Потому что военные действия могут активизироваться в моем родном городе, где было прожито 33 года. Родственники, одноклассники, друзья, коллеги… Целый мир. Им всем в любой момент тоже может понадобиться и коридор, и место, где они могли бы преклонить голову. Я одна не справлюсь.
Проблему беженцев по сути можно разделить на две части: непосредственную организацию вывода беженцев из зоны военных действий или АТО, а также дальнейшее, уже юридическое закрепление их прав и социальных гарантий. Включая выплаты, медицинские услуги и жилье (временное или постоянное) на новом месте.
Что на счет первой задачи говорит законодательство? Перелопатила законы о борьбе с терроризмом, основах национальной безопасности, СБУ, гражданской обороне. Прямого конкретного пункта об организации коридора вывода из зоны АТО людей в наших законах нет. Зато есть прямое указание — на то, что многочисленные органы государственной власти, создав межведомственный комитет или группу, обязаны обеспечить защиту прав мирного населения на территории АТО. Что, вероятно, включает, и вывод мирных жителей из зоны, где существует опасность для их жизни. Об этом же, собственно, идет речь и в четвертой Женевской конвенции 1949 г., защищающей права мирного населения во время войны. Читать которую, если честно, исходя из происходящего в стране сюрреализма (расстрел "Бесом" заложников!), просто невыносимо.
Но что в итоге имеем? Так как времени на письменные запросы в министерства и ведомства практически не было, пришлось использовать существующие в Интернете официальные источники информации и "телефонное право". В силу того, что вторжение на территорию Украины вооруженных формирований с территории "братской страны", а также проведение АТО напрямую связаны с национальной безопасностью страны, открыла сайт СНБО. И что? С момента начала событий на Востоке страны и разворачивания АТО, СНБО не приняло ни одного решения, касающегося вопроса защиты прав мирного населения. В том числе и в рамках известного решения СНБО по Востоку Украины от 13.04.2014 г. "О безотлагательных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины". Отсутствие каких-бы то ни было инициатив в СНБО на этот счет мне подтвердили и неофициальные источники в Совете. Порекомендовав, правда, обратиться к министру Минсоцполитики Людмиле Денисовой, которая якобы и занимается интересующим меня вопросом.
"Людмила Леонтьевна, добрый день. Необходим ваш оперативный комментарий по организации коридоров для беженцев из зоны АТО. В частности из Славянска. Вопрос жизни и смерти людей. Готова с вами встретиться в любое удобное время". "Я на заседании правительства! — оперативно ответила министр. — Мы не занимаемся эвакуацией! Эти вопросы — у МВД и их службы чрезвычайных ситуаций".
Ок. Блоги Арсена Авакова читаю регулярно. Про коридор и защиту прав мирного населения не читала. Параллельно мониторю Интернет. Стоп. И.о. заместителя главы Администрации президента Андрей Сенченко заявляет о том, что для беженцев зарезервировано аж 39 тыс. мест в санаторно-курортных учреждениях страны. Эти места были организованы еще под крымских переселенцев. Стоявших, кстати, вчера с плакатами под ВР, требуя предоставить им статус беженцев и работу. Но это, как мы понимаем, уже вторая часть нашей истории, с которой, возможно, столкнутся и переселенцы с Востока. Если доберутся, конечно, до указанных Сенченко учреждений. И если ВР таки примет законопроект Сергея Соболева "Об обеспечении прав и свобод граждан, проживающих в зоне проведения АТО или переселившихся из нее", поданный в ВР 3 июня. Ну, хоть 3 июня… А может быть здесь, в законопроекте у Соболева, есть про коридор? Увы, только про пенсии и др. социальные выплаты и права. Что на втором этапе, конечно же, немаловажно.
Но как все-таки людям добраться-то до второго этапа? Возвращаясь к Сенченко, отмечаю, что вопрос доставки 39 тыс. потенциальных устроенных беженцев зам. главы администрации минует. В то же время, утверждая, что все идет по плану. По какому, тоже не уточняет. Как, впрочем, не уточняет и вице-премьер Виталий Ярема, оперирующий в информационном пространстве той же цифрой Сенченко. Теперь читаю внимательно: Виталий Ярема — глава межведомственного координационного штаба по временному размещению переселенцев. Груз с плеч?
Пишу смс. Примерно такого же содержания, как и Денисовой. Ярема на вопрос "жизни и смерти" не ответил. Занят, наверное, очень. Но зато снял трубку заместитель главы службы вице-премьера Александр Кондратенко. И достаточно внятно пояснил, что "по интересующему вопросу стоит обратиться в Минрегионстрой, к заместителю министра Семчуку. Он курирует это направление. А Ярема только озвучивает результаты работы штаба". Более того, Кондратенко посоветовал параллельно обратиться еще и к министру Кабинета министров Остапу Семераку, "координирующему вопрос на уровне аппарата Кабмина".
По крайне мере — не тупик. Развилка. Есть куда двигаться дальше. В результате бютовец Остап Семерак получил свою тревожную смс. Пока молчит. Сколько уже секунд? 172 тыс. 800. А вот замминистра Семчук вообще оказался… в отпуске. Но зато ответил вице-премьер министр — Владимир Гройсман и вывел запыхавшегося автора, так сказать, на новые рубежи. За что, кстати, я ему весьма признательна. "Единого ответственного министерства за эвакуацию и проблемы беженцев действительно нет, — заявил Гройсман. — Есть штаб, который возглавляет Ярема. Туда и я вхожу, и другие министры, профиль которых связан с решением вопроса. Однако наше министерство занималось и активно продолжает заниматься переселением военных из Крыма. Что касается Востока, то мы таких задач не получали. Но Ярема проводит регулярные селекторы с областями. И, насколько мне известно, львиная доля нагрузки по вывозу людей легла на областные администрации. И их бюджеты".
Итак, спускаемся ниже по лестнице государственного управления, параллельно названивая вышеупомянутому пресс-секретарю АТО Владиславу Селезневу. Потому что на ключевой роли штаба АТО и СБУ в истории с коридором продолжает настаивать один ответственный работник аппарата Кабмина, которому я рассказала историю Анны Мокроусовой, позвонившей на горячую линию Кабмина с просьбой помочь вывозить беженцев из зоны АТО.
"Ищите концы в штабе АТО. Ведь они ведут операцию, и они за нее отвечают. Что касается горячей линии Кабмина, то ваша общественница, конечно же, получит ответ. Правда, не позднее одного месяца после подачи запроса. Как и предписывает закон об обращении граждан. Да, у меня у самого на этот счет болит душа. Ведь люди по кустам от бандитов сейчас прячутся. Но никаких других команд нам не поступало". Пока молчит Селезнев — звоню в СБУ. Пишу Наливайченко. "Только между нами" мне рассказывают о том, что ни глава штаба АТО Василий Крутов, ни Валентин Наливайченко сами ничего не решают. Только Верховный главнокомандующий может принять такое решение. Кому ж теперь смс писать — еще Александру Турчинову? Или уже Петру Порошенко?..
Но уже на связи заместитель главы Донецкой государственной администрации, начальник Департамента здравоохранения Елена Петряева.
— Елена Борисовна, вы ставили на селекторных совещаниях, которые проводит Виталий Ярема, вопрос о коридоре для мирных граждан? Как и куда выехать человеку, не имеющему родственников в других областях или средств к существованию? Насколько вообще вы координируете свои действия с центральной властью и волонтерами? Вообще можете рассказать, сколько людей, куда и как выехали из Донецкой области?
— Вопрос о коридоре ставили неоднократно. Коридора вообще нет. Ни для вывода людей, ни для доставки гуманитарной помощи. Никто ни с кем ни о чем не договаривается. Нам очень трудно провозить в горячие города и районы медикаменты, продукты питания. В тот же Святогорск, который вмещает обычно 4,7 тысяч человек, а сейчас там 25 тысяч переселенцев из Славянска. Поставщики продуктов совершают подвиги и чудеса мужества. Коммунальное предприятие "Фармацея" под обстрелами везет лекарства больным.
Мы, безусловно, понимаем, что все это организовывать достаточно сложно. Ситуация меняется чуть ли не каждый час. Появляются какие-то новые группировки. Нам приходится самим договариваться. Притом, не только с вооруженными формированиями, но и с нашими подразделениями. К примеру, мы уже нашли общий язык с руководством АТО, но вот вчера не смогли договориться с военными, которые зашли в область. В результате мы не можем вывезти раненого хирурга из Краснолиманской больницы. У него осколок попал в голову. Поврежден мозг. Человека нужно везти в нейрохирургию в Донецк — не разрешили! Железная дорога от Артемовска дает дрезину, но нужно как-то довезти до Артемовска!
Сейчас очень много противоречивых данных, которые касаются и количества выехавших за пределы области граждан, и того, как они, собственно, выезжают. Сначала о количестве. Я руководствуюсь данными Управления государственной миграционной службы в Донецкой области. По состоянию с 1.04 по 1.06 было снято с регистрации по месту проживания — 20 196 человек. Из них более 4000. — выехали в другие области Украины. 1500 тыс. — в Крым. Остальные — за границу.
Но ситуация меняется каждый день. Истинного положения не знает никто. Точных цифр нет. Кто бы и что ни говорил. Ситуацией не владеет ни один человек. И не потому, что мы не отслеживаем. А потому что каждый день идет процесс вывоза людей из разных точек. Разными силами, людьми и организациями. Волонтерами, бизнесменами, политиками, чиновниками. Люди из разных источников узнают о возможности уехать и уезжают. У нас в нескольких городах идут боевые действия. И то, что было на вчера, сегодня становится неактуальным. У нас погибших, прошедших через судмедэкспертизу, официально — 140 человек. Умножьте на 10. Здесь все — и армия, и мирные, и ополченцы.
Сегодня мы вывозим больных из тубдиспансера — между Славянском и Красным лиманом. Там перебили силовой кабель. Что касается системы здравоохранения, мы еще в феврале, когда был Майдан, подписали приказ о подготовке эвакуации пациентов за пределы учреждений. Первой эвакуировали психбольницу в Семеновке — попала бомба, погиб один из врачей. Сейчас здание охраняют сторожа. Больные распределены по лечебным учреждениям.
В Донецке — близ аэропорта эвакуированы два лечебных учреждения. Интернаты и приюты из горячих точек вывезены. Эвакуация детей и школ — в плановом порядке. Сегодня попал снаряд в Славянский интернат для психохроников, он был эвакуирован, но ранены два сотрудника, охранявшие подсобное хозяйство.
Еще одна проблема — финансовый коридор. Заблокированы казначейские счета в Славянске и Краматорске. Бюджетники там не получают зарплату. У нас очень большая проблема со "скорой". Из 9 бригад, работавших в Славянске, сейчас работают только три. Люди уходят в отпуска и уезжают. Уже есть заявления оставшихся: до конца недели не получат зарплату — уйдут. Оказывать помощь будет некому. Они ведь под пулями выезжают. Нужно переключить счета на другие города. Должна быть воля и совместная работа области и Минфина".
Хаотичность сложившейся на Востоке ситуации подтверждают волонтеры.
Наталия Хрусталева, главный редактор газеты "Макеевский рабочий":
— О центральной власти ничего сказать не могу. Ни денег, ни обещанного коридора, ни программ — нет. Областная власть если и есть, то не до всех доходит. Губернатора нет. Пресс-служба не работает. Нам помогают наши друзья — бизнесмены, руководители предприятий, которые организовывают коридоры из ДНР. Вывезли уже 73 человека. Берем только женщин и детей. Как находим людей? Когда возили гуманитарку, нам дали контакт двух славянских женщин. Вот сейчас звоним им, и они дают нам людей. Объявляем сбор возле исполкома, вывозит водитель-волонтер Сергей Пожидаев на "Газели".
Люди действительно терзаются. Сегодня едут, а завтра — перестали стрелять и уже не едут. Никто не хочет покидать дома. Вчера уговаривали двух пожилых людей. Дети выехали, а у них кошки и собаки. Не поехали. Люди, которым есть куда — уже выехали. Остались те, кому некуда. И кому не за что. И таких очень много. У нас есть группа в Фейсбуке. Там вывешиваем объявления и контакты. Люди звонят. Случай недавний — семья, четверо детей. Срочно помогите уехать. "Берите такси — езжайте в Краматорск, мы встретим и оплатим". За 10 км 600 гривен заплатили. В последние дни из Славянска не выпускали мальчиков старше 15 лет. Национальная гвардия не выпускала. Раненых тоже не выпускают.
Есть и такие, которые никогда никуда не поедут. Мужья в ДНР, жены — с маленькими детьми. Говорят, если мы уедем — их всех убьют".
Анна Мокроусова, активист общественной организации "Восток-SOS":
— Мы начинали из Луганска и области, где огромное количество сел и людей там затерявшихся. Без доходов и родных. Многие действительно хотят выехать. Объявления представителей власти о том, что АТО продлится год-полтора, напугает кого угодно. Особенно под звук автоматных очередей вооруженных до зубов террористов, армии и пр. Но не многие додумываются позвонить на горячую линию Кабмина. Кабмин должен дойти до людей сам. Какой-то централизованной программой и решением об организованном вывозе людей. С финансированием и транспортом. Пока же даже те, кто дозваниваются на горячую линию Кабмина, получают или такой вежливый отказ, как я, или их отсылают по кругу по министерствам. А министерства отправляют к нам. В частности — Минсоцтруда.
…Понимает ли наша власть, что коридора, который привел бы к спасению сегодня нет не только для жителей Востока. Его нет и для всех нас. Для Украины. Которая вряд ли выдержит испытание войной без человечности.
- Информация о материале
Страница 1027 из 2102
