Главная
Судебная реформа. Вариант №…
Реформа судебной системы не отличается открытостью и кажется довольно запутанной, учитывая постоянное появление различных законопроектов по этому вопросу. Создается впечатление, что каждая политическая сила имеет на сей счет особый взгляд. Так, «Судебно-юридическая газета» уже писала о варианте реформы, предложенном советом при Администрации Президента (см. №49-50 от 19 декабря 2014 г.). Есть еще и правительственный законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» по совершенствованию основ организации и функционирования судебной власти в соответствии с европейскими стандартами», который Министерство юстиции не так давно направило в Венецианскую комиссию для анализа.
А 17.12.2014 под №1497 в парламенте был зарегистрирован еще один законопроект с аналогичным правительственному названием. Его инициаторами выступили депутаты Оксана Сыроид, Елена Сотник, Андрей Журжий и др. 13 января он был принят парламентариями за основу как президентский. Теперь рабочая группа при Комитете ВР по вопросам правовой политики и правосудия будет нарабатывать на основе двух законопроектов один согласованный документ.
Вернут ли полномочия Верховному Суду?
Согласно положениям законопроекта №1497, не вернут, но расширят. В частности, ВСУ сможет:
пересматривать дела на предмет неодинакового применения норм не только материального, но и процессуального права;
решать вопросы о допуске дел к рассмотрению в Верховном Суде Украины;
определять юрисдикцию для проблемных с этой точки зрения дел до решения дела по существу;
рассматривать дела на основании не только решений Европейского суда по правам человека относительно Украины, а и решений комитетов, созданных при ООН, компетенцию рассматривать индивидуальные заявления которых признала Украина.
Хозяйственную специализацию не оставят в покое
Законопроект предлагает объединить суды гражданской и хозяйственной юрисдикций, объясняя это тем, что гражданский процесс ничем особенным, кроме субъекта, от хозяйственного не отличается. Местные хозяйственные суды должны быть реорганизованы в окружные суды по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Соответственно, они будут рассматривать, кроме гражданско-хозяйственных, также отдельные категории уголовных дел. Апелляционные жалобы на их решения будут рассматривать апелляционные суды в областях. А кассационная инстанция – Высший хозяйственный суд Украины будет объединен с Высшим судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Должны быть объединены в перспективе и процессуальные кодексы – ГПК и ХПК Украины.
Административную ветвь судебной системы также предлагается слегка видоизменить – апелляционные жалобы по пенсионным и социальным спорам, согласно проекту, должны рассматривать не апелляционные, а окружные административные суды.
Дисциплинарные новшества
В соответствии с законопроектом, судью можно будет привлечь к дисциплинарной ответственности исключительно в порядке дисциплинарного производства, которое представляет собой процедуру рассмотрения органом, определенным законом, обращения, в котором содержатся сведения о нарушении судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи.
При этом для привлечения судей к дисциплинарной ответственности определен четкий перечень оснований. В частности, дисциплинарная ответственность будет грозить судье за нарушение сроков или промедление в рассмотрении дела, принятии решения и внесении его ЕГРСР, за нарушение правил судейской этики, непредоставление заявления и других документов в соответствии со ст. 4 Закона Украины «Об очищении власти», за использование статуса судьи с целью незаконного получения им или третьими лицами материальных благ или иной выгоды.
Перечень возможных дисциплинарных взысканий в проекте также приводится: замечание, выговор, строгий выговор, временное отстранение от правосудия (от 1 до 3 месяцев), заключение о нарушении присяги, которое делает невозможным дальнейшее пребывание лица на должности судьи, прекращение пребывания судьи в отставке. Предусмотрены также порядок и сроки погашения дисциплинарных взысканий. Например, выговор погашается через год, а строгий выговор – через 18 месяцев со дня применения.
Должны произойти изменения и в дисциплинарных органах. Так, в случае принятия законопроекта можно будет попрощаться с Высшей квалификационной комиссией судей Украины и поздороваться с квалификационно-дисциплинарной комиссией судей (по образцу аналогичных органов адвокатуры и прокуратуры), которая будет состоять из квалификационной и дисциплинарной комиссий.
Дисциплинарное производство в отношении судей местных и апелляционных судов будет осуществлять дисциплинарная комиссия, которая будет образовываться квалификационно-дисциплинарной комиссией судей из числа ее членов. А вот в отношении судей высших специализированных судов и Верховного Суда Украины дисциплинарное производство будет осуществляться Высшим советом юстиции.
При этом законопроект предлагает создавать комиссии по предварительному изучению жалоб (заявлений) о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, которые будут проводить соответствующие проверки и решать вопрос об открытии дисциплинарного производства. Такие комиссии будут действовать в структуре квалификационно-дисциплинарной комиссии и Высшего совета юстиции.
Судейское самоуправление авторы инициативы также не обошли вниманием – предусмотрено отказаться от конференций и советов судей, которые образуются по принципу специализации. Из органов судейского самоуправления останутся только съезд судей Украины, Совет судей Украины и собрания судей в каждом суде.
Судьи под контролем
Законопроект предусматривает проведение проверок добродетели и мониторинг образа жизни судей. Такой мониторинг должен проводиться для установления возможной разницы между уровнем дохода судьи и его семьи и имеющимся у них имуществом. Стоит отметить, что за установление такого несоответствия, как и за недобросовестное поведение во время проверки, предусмотрена дисциплинарная ответственность. При этом определение процедуры указанных «мероприятий» законопроект оставляет за антикоррупционным законодательством.
Кадровые новшества:
уменьшение количества административных должностей в судах за счет заместителей председателя – полный отказ от указанной должности в небольших судах и уменьшение количества заместителей в больших;
лишение Президента и ВР полномочий переводить судьей;
ведение конкурсных принципов при назначении судей на все должности в судах общей юрисдикции, а также при отборе в члены Высшего совета юстиции и квалификационно-дисциплинарной комиссии судей;
специальной подготовкой судей будет заниматься исключительно Национальная школа судей.
Некоторые процессуальные изменения:
исковое заявление, заявления о пересмотре заочного решения, апелляционную жалобу и т. д. можно будет подать по электронной почте. Справедливости ради стоит отметить, что судебное решение также можно будет получить по электронной почте;
кроме традиционных сведений, в иске, заявлении о пересмотре судебного решения, апелляционной жалобе и т. д. обязательно надо будет указывать официальные электронные адреса (при наличии);
проведение предварительного судебного заседания по делам искового производства станет обязательным (кроме отдельного производства);
рассмотрение дела с нарушением правил юрисдикции или подсудности не будет основанием для отмены судебного решения, если лицо, принимавшее участие в деле, оспаривает его, не ссылалась на эти обстоятельства.
Хорошие новости для участников процесса
На радость истцам, их обязанность определять подсудность будет передана судам. Суд не сможет вернуть иск на основании его неподсудности или непринадлежности к юрисдикции суда, а должен будет передать его по назначению. Вопрос об отводе судьи будет рассматривать другой судья того же суда, а не тот же судья, как сейчас. Имеющие возможность и желание смогут без разрешения суда вести видеозапись судебных заседаний, и только в исключительных случаях, предусмотренных законом, суд сможет как-то ограничить это право. Еще один позитив – увеличение сроков на апелляционное и кассационное обжалование: обжаловать судебное решение в апелляционном порядке можно будет в течение 20 дней (сейчас 10), а в кассационном – в течение месяца (сейчас 20 дней).
Электронное правосудие
Позитивной новеллой законопроекта можно признать создание правовых основ для внедрения электронного правосудия, которому для расширения практики использования явно не хватало прямой законодательной предпосылки (см. №42 от 3.11.2014 г.). Для этого предлагается внести изменения в ряд законодательных актов. Например, в ст. 11-1 ГПК Украины как для суда, так и для участников процесса и других лиц предлагается предусмотреть возможность отправлять и получать процессуальные документы (в т. ч. судебные повестки) как в письменной, так и в электронной форме по электронной почте. А вот об SMS-повестках в законопроекте упомянуть забыли.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что предполагается использование только официальных электронных адресов, которые должны состоять из идентификатора, отметки @ и доменного имени. Идентификатором для юридических лиц будет являться идентификационный код юрлица, филиала или представительства, а для физических – регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика. Доменным именем будет являться имя в домене mail.gov.ua.
Важно, что в случае принятия законопроекта официальный адрес электронной почты будет приравниваться к адресу местонахождения или места проживания и может использоваться субъектами электронного документооборота для осуществления официальной переписки в соответствии с Законом «Об электронных документах и электронном документообороте» без необходимости применения электронной цифровой подписи (!).
Как никогда актуально то, что в законопроекте прописаны особенности функционирования судов в особых условиях: во время проведения антитеррористической операции, действия военного или чрезвычайного положения. Этим вопросам посвящен отдельный раздел XIІІ. В частности, предусмотрена возможность Президента Украины по представлению Государственной судебной администрации изменять местонахождение суда (населенный пункт, где он находится). Также возможно изменение территориальной подсудности. Так, в случае невозможности надлежащего функционирования отдельных судов председатель соответствующего высшего специализированного суда по представлению ГСА может своим распоряжением определить другие суды для рассмотрения дел соответствующей юрисдикции.
Что особенно интересно, в случае невозможности надлежащего функционирования отдельных судов предусмотрена возможность командирования следственного судьи другого суда (с его согласия или в случае его мобилизации в соответствии в Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации») для осуществления на соответствующей территории судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве.
***
ВСУ не хватает полномочий – неоспоримый факт. Электронному суду не хватает законодательной «почвы» – справедливое утверждение. Судам, которые работают сейчас в особых условиях, однозначно не хватает законодательно прописанного механизма функционирования при таких обстоятельствах. Но вот то, что ликвидация хозяйственных судов упростит судебную систему, вызывает сомнения.
Несомненно, Закон «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 г. требует изменений. Однако актуальность реформы ради реформы сомнительна. Учитывая, какие задачи и функции возложены на судебную систему, экспериментировать с ней, «рубить с плеча», принимать кардинальные изменения, не продумывая последствия, недопустимо.
- Информация о материале
Командир взвода дончанин Александр Микешин: «Глядя на то, как мать и ребенок лежат в луже крови, я сказал себе, что буду воевать до конца»
Когда мы брали пленных, говорили с ними, поняли, что им все равно, что происходит, лишь бы деньги платили. Мне, например, надо взять какую-то высоту, кровь из носу, и я либо погибну, либо ее возьму, а наемникам - пофиг, возьму я ее или нет. Им надо до вечера дожить, потому что вечером зарплата – и все. Но мальчиков 19-летних мне жалко.
Они потом плачут на допросах и клянутся, что они не знали, куда их везут, что им сказали - на учения. И это правда, но они - военнослужащие и должны выполнять приказ.
Мое звание - младший лейтенант. Я - командир третьего взвода, третьей роты батальона им. Кульчицкого. Сам родом из Донецкой области, Селидово, есть такой городок ( Находится под украинским контролем. - Ред.). У меня трое детей, сын и 2 дочери. Раньше я работал шахтером, но, когда приехал в Киев, а это случилось несколько лет назад, начал работать в фирме, которая занимается пластиковыми окнами. Когда объявили мобилизацию в "Нацгвардию", пошел добровольцем.
Я потерял полвзвода в аварии под Артемовском. Наш автобус столкнулся с грузовиком. Это было столкновение "лоб в лоб", потому что у КРАЗа лопнуло колесо.
Я как старший сидел впереди возле водителя и мне повезло, потому что меня выкинуло через лобовое стекло. Сначала меня записали, как "200-го", успели даже помянуть в части, но назло врагам - я живой
В том месте, где я сидел, от автобуса ничего не осталось. Меня нашли местные люди, которые ехали по дороге. Я лежал на расстоянии 20 метров от аварии, в кювете. Нас вывезли в Артемовскую больницу, а оттуда в Харьков.
Меня очень впечатлило, как после похорон одного из бойцов на Западной Украине нас встречали жители. Когда мы выходили из столовой после поминок, люди выстроились в ряд и хлопали нам, выкрикивая "Слава Украине!"
Среди бойцов погиб мой близкий друг. Мне было очень тяжело: первых два дня вообще хотелось застрелиться. Потому что звонит то чья-то жена, то чья-то дочь: "Почему папа умер, ты же обещал их вернуть?" В бою я бы старался их уберечь, но здесь - стечение обстоятельств. Сколько я боролся за то, чтоб мы стали взводом. Когда мы были на ротации, мы не сидели дома, а бегали по лесам, занимались. Мой взвод был идеально готов к выполнению задач, и я его потерял в один миг. Половина погибла, половина сейчас недееспособна. Мне 7 числа сообщили, что умерла моя бабушка, а я никаких эмоций уже не испытываю, потому что я так устал хоронить хлопцев, что воспринял смерть бабушки как факт. Хотя она была мне очень дорогим человеком, воспитывала меня, когда я был маленьким. После того, как я выйду из больницы, буду собирать новый взвод, но у нас есть флаг, на котором записаны все фамилии наших погибших бойцов - они будут воевать с нами и дальше. Они навсегда останутся в нашем третьем взводе.
Когда мы стояли под Дебальцевым, оно как раз было почти в кольце, там был такой маленький выступ между Горловкой и Енакиевым - это Углегорск. За счет того, что мы его держали, получилось уже не кольцо, а мешок. Мы там вели бои, которые для меня сложно назвать тяжелыми, потому что привычно. Нас не били "Градами", в основном бои велись стрелковым оружием. Мы стояли в прямом контакте с врагом, видели, как они менялись, как они кушали, а они видели нас. В городе стоял террикон, и однажды разведка доложила, что на нем никого нет, а он находился буквально в двух километрах от наших блокпостов. Туда заехали наши ребята, а оказалось, что там есть враги и окопались они уже очень неплохо. И из наших ребят, которые туда заехали, получилось трое раненых и один убитый. Погиб парень, Ерема, ему был 21 год, он не должен был ехать, но в последний момент запрыгнул на БМД, попросился с нами. На следующий день мы выехали к этому террикону на двух БМП, нас было 8 человек, и разбили их в хлам. Заодно взорвали вражеский склад боеприпасов. Наш снайпер снял двух вражеских снайперов, вот так мы отомстили за Ерему.
С мирными жителями у нас были отличные отношения, они нас водили к себе купаться, стираться, грели нам баню, давали воду, потому что мы стояли в голом поле и держали линию танкового прорыва. А к нам всегда прибегали детки 7-8 лет и говорили: "Мама, просила крупу".
Мы им риса, гречки, всего дадим, а благодаря волонтерам, у нас всего было достаточно. Волонтеры и в больнице нас засыпают всем необходимым. Именно они помогли мне увидеть детей, которых я не видел почти год, с тех пор как началась война. Они живут на Донбассе. Я просто был шокирован тем, как они изменились. По сыну, а он - старший, ему 14 будет, заметно, что возмужал, а доця, ей уже 7, - это было такое маленькое чудо, а сейчас такая умная стала. Она сидит на коленях, меня обнимает и говорит: "Папа, послушай теперь меня", и рассказывает такие умные вещи, что я удивлен. А третья дочка у меня от второго брака.
Я - патриот и многим объяснял, что поменять Родину за один день я не могу, я всегда был украинцем, восхищаюсь нашими козаками, и горжусь, что я их потомок. Я ничего не имел против россиян, пока они не пришли на мою землю. А раз пришли, то разговор короткий. И кто бы это ни был: россияне, американцы, еще кто-то, главное, что они ворвались на чужую землю и стреляют по моим близким, которых мы должны защищать. Для своих некоторых донецких друзей я - предатель, бандеровец, "укроп". Они не друзья мне больше, зато теперь у меня появились братья, а это лучше, чем друзья.
Мне, как ни странно, жалко российских матерей, чьих сыновей мы называем "рефрижераторные войска". Они же не просят своих детей: "Идите и убейте хохла!" Один человек замутил это все, а расплачиваются с обеих сторон. Но мы умираем героями, а они - вообще неизвестно кем. Многих из них даже домой не довозят.
У меня дядя - пресс-секретарь командующего войск Российской Федерации по воронежскому округу. Это мой крестный, но теперь он - по ту сторону. Он хотел забрать мою мать к себе, но она не захотела ехать в Россию, решила пожить у меня. Хотя мать и голосовала сначала за "ДНР", сейчас все осознала.
Тогда многие голосовали. Причем не против Украины, а они голосовали за Донбасс.
А когда поняли, что это пришли не патриоты Донбасса, а просто российские наемники, начали менять мнение. Я это видел и в Дебальцеве, и в Славянске. К нам подходили бабушки, обнимали и говорили: "Ребятки, только не уходите больше, пожалуйста".
Я никогда не забуду мертвую женщину с маленьким ребенком в Славянске. Их обеих насмерть накрыло осколками. По нам лупили из минометов, а она попала под мину, перебегая дорогу. У нее была маленькая девочка, по возрасту примерно такая же, как моя младшая дочь, около двух лет.
И глядя на то, как мать и ребенок лежат в луже крови, они ведь ничего плохого не сделали, оружия в руки не брали, ни в кого не стреляли, а просто хотели жить, я сказал сам для себя, что я буду воевать до конца.
Но Бог меня бережет в который раз, и я надеюсь, что до конца войны проживу. Был момент, когда по нам танк бил сепарский в Углегорске и брусчатка летела в разные стороны. За счет того, что мне сначала влетел камень в глаз, я остался жив, потому что следом полетели осколки и попали по камню, вместо моего лица. Там таких моментов много, все не пересчитать. Еще до войны, когда я работал в шахте, тоже Бог уберег от смерти. Моя бригада полностью погибла в загоревшейся шахте, а я проспал и не вышел на работу вовремя. Это был 2004 год, шахта "Украина", в городе Украинске.
Пацаны наши, солдаты, - безбашенные полностью. Это ребята, которые готовы на все. Я видел 19-летних срочников танкистов, мы их "мишками" называли, потому что они ростом маленькие, и они, когда по танку ползают, на мишек похожи. Ребята погибли. Они горели под Славянском 4 часа в танке и отстреливались до последнего патрона, но танк не бросили. Это герои. Я ими даже больше чем горжусь. И это просто маленький пример того, как мы сейчас сгруппировались и поднялись. Мне комбат говорит, что могу теперь месяца три дома побыть, подлечиться, а я ему - что на следующей неделе выхожу, собираю вещи и назад, на войну. Тогда он возмущенно: "Вы - психи, ненормальные!!" Отвечаю: "Так точно! И этим гордимся!
Когда мы брали пленных, говорили с ними, поняли, что им все равно, что происходит, лишь бы деньги платили. Мне, например, надо взять какую-то высоту, кровь из носу, и я либо погибну, либо ее возьму, а наемникам - пофиг, возьму я ее или нет. Им надо до вечера дожить, потому что вечером зарплата - и все. Но мальчиков 19-летних мне жалко.
Они потом плачут на допросах и клянутся, что они не знали, куда их везут, что им сказали - на учения. И это правда, но они - военнослужащие и должны выполнять приказ.
Я бы очень хотел, чтобы о нас не забывали. Чтоб не вышло так, как с афганцами: были воины, а теперь никому не нужны.
А еще я хотел бы какой-то свой маленький уголочек, домик, огородик и жить себе просто спокойно. Мечтаю вернуться к себе на Донбасс. Отвезти туда вторую жену и младшую дочь, показать им свою родину. Очень хочу, чтоб как мы были единой страной, так и остались.
Я стал более отрешенным, многое кажется такими мелочами, по сравнению с тем, что сейчас происходит на востоке. Поэтому, когда я дома, я мало куда-то выхожу, лежу -читаю. Со многими мне просто не о чем говорить, то, что хочу сказать я, не поймут они, то что говорят мне - не понимаю я. Важнее всего - человеческая жизнь. Раньше я не думал об этом, жил сегодняшним днем. А сейчас я задумываюсь об этом постоянно, переживая о своих детях.
После войны, конечно, надо будет реабилитироваться, вливаться в эту жизнь. Каждый спрашивает: "Ну что там на войне?" Я не знаю, что им сказать, я не могу объяснить, что такое война, даже если очень захочу. Никогда не поймешь, что это такое, пока не будешь друга вытаскивать из-под огня, пока на себе ее не попробуешь. Войну можно только пережить.
- Информация о материале
Местные деньги
В 2015 году правительство делает первые шаги на пути к децентрализации власти. В том числе и в бюджетной сфере. Реформа даст местным бюджетам миллиарды гривен дополнительных ресурсов. Дополнительные средства можно будет привлечь за счет двух новых источников доходов, направляемых непосредственно в местные бюджеты. Во-первых, это налог на недвижимость, во-вторых - сбор с продаж подакцизных товаров. Куда направлять полученные деньги будут решать сами местные советы.
Личный счет
На протяжении долгих лет регионы полностью зависели от воли из центра и вынуждены были просить деньги. Теперь местные бюджеты будут иметь большее количество финансовых ресурсов, пропорциональное эффективности их работы.
Раньше в местные бюджеты закладывались расходы на выполнение собственных и делегированных полномочий, и, исходя из уровня прогнозируемых доходов общины, государство либо забирало остаток средств, либо покрывало дефицит дотацией.
Теперь изъятие «лишних» средств будут основываться на других принципах. Появились две новых дотации: базовая и реверсная. Основываясь на данных прошлого года, Минфин подсчитывает «индекс налогоспособности». Сначала высчитывает среднюю цифру заработка всех территориальных общин. Потом проводятся расчеты по каждому региону. И в итоге, если «индекс налогоспособности» окажется выше 1,1 то от суммы средств, которые поступают в общину от налога на доходы физлиц и (для областей) от налога на доходы частных предприятий, вычитаются 110% от среднего по стране показателя по таким поступлениям. Половину получившейся разницы изымает государство. Если индекс налогоспособности у общины ниже 0,9, ей достается базовая дотация в размере 80% от недостающей суммы. Если индекс оказывается на уровне 0,9-1,1, государство ничего не получает от такой общины, но и ничего ей не отдает.
«Бюджетная децентрализация подразумевает, с одной стороны, возможность для регионов самостоятельно устанавливать ставку и собирать налоги. С другой стороны - предусматривает ответственность за использование собранных денег», - отметил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Что касается налогов, то правительство передает местным бюджетам 10% налога на прибыль предприятий, 100% государственной пошлины, 100% платы за предоставление административных услуг, 80% экологического налога, акцизный налог, 25% платы за недра, налог на имущество, единый налог, налог на прибыль коммунальных предприятий, местные сборы, другие налоги.
«Я прошу местные власти воспользоваться тем, что они просили 20 лет, но только теперь получили: самостоятельностью. Мы дали удочку, и теперь ваша задача - поймать рыбу и дать возможность регионам получать больше денег», - отметил Яценюк.
Кабмин снимает с руководителей местных общин их самую большую головную боль, беря на себя финансирование медицины и образования. Города областного значения, районы и области будут получать из госбюджета две новых субвенции - образовательную и медицинскую, которые возместят их потери.
«Благодаря внедрению новой модели финансирования местные бюджеты получат дополнительные ресурсы для выполнения государственных функций - 22-23 млрд. грн. Также они получат дополнительный ресурс для реализации своих новых полномочий - примерно 36 млрд. грн», - отметила министр финансов Украины Наталья Яресько.
Антикризисная децентрализация
Президент Украины Петр Порошенко назвал бюджетную децентрализацию одной из основных экономических реформ в стране.
Глава государства уверен, что дерегуляция экономики и бизнес-процессов, сокращение расходов на государственный аппарат, наряду с реальной бюджетной децентрализацией, предоставляющей широкие возможности регионам, являются ключевыми экономическими реформами в Украине на текущем этапе.
«Мы существенно сокращаем бюджетные расходы, мы уменьшили бюрократический аппарат, мы решительно децентрализуем бюджет и предоставляем больше возможностей регионам», - заявил Порошенко в ходе выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Президент подчеркнул, что новый парламент и правительство Украины стремятся изменить Украину, сделать ее совершенно новой, используя при этом опыт стран ЕС, Сингапура, США. При этом Европа и Америка не только помогают Украине на уровне консультаций, но и готовы подкрепить реформы финансами. В итоге децентрализация поможет стране быстрее выйти из кризиса. Теперь все зависит от местных властей, от того как они справятся с дополнительными правами и обязанностями, возложенными на них в налоговой и бюджетной сферах и если регионы докажут, что они готовы справиться с новыми вызовами, их полномочия будут расширяться и в дальнейшем.
- Информация о материале
Порошенко, введи!
25 января Совет национальной безопасности и обороны принял решение о введении санкций против России. Суть его изложена в официальном сообщении в кратком абзаце: «Для усиления давления на Россию СНБО принял решение об обязательном применении на территории Украины санкций, введенных странами ЕС, Швейцарской конфедерацией и странами Большой семерки в отношении Российской Федерации, и внес предложения по их усилению».
Из этого следует несколько моментов. Во-первых, руководство государства так и не созрело для принятия самостоятельного решения о применении ограничительных мер к стране-агрессору, хотя закон «О санкциях» вступил в силу еще 12 сентября. Во-вторых, учитывая многочисленные непубличные и публичные призывы стран-партнеров к введению санкций Украиной, можно говорить о решении вынужденном. Совпавшем во времени с продлением и усилением санкций, уже введенных ЕС и США, начиная с момента оккупации Крыма.
Все это время (скоро год!) украинская власть не только не решалась на введение серьезных санкций, но и не пыталась синхронизировать с Западом действия по торгово-финансовому принуждению России к прекращению агрессии и восстановлению территориальной целостности Украины. Зато, в промежутках между очередными воззваниями к США и ЕС об ужесточении их санкций, проворачивала один за другим гешефты с агрессором — с заботой о сохранении крупного бизнеса на оккупированных территориях и активов украинских олигархов в самой России.
Несколько примеров в доказательство. Закон «О санкциях», предоставляющий возможность применения почти трех десятков ограничений к иностранному государству и его резидентам, и абсолютно противоположный по целям и задачам закон о свободной экономической зоне в оккупированном Крыму принимались ВР Украины практически одновременно, в августе 2014-го — с разницей в два дня. И вступили в силу в сентябре — с разницей в две недели. На деле же, тотчас заработал лоббистский закон о СЭЗ «Крым», позволивший почти 2 тыс. украинских предприятий поставлять товары на оккупированный полуостров, спасая тамошнюю власть от продовольственного кризиса, а множеству компаний украинских олигархов — продолжать получать прибыль без отчислений в украинский бюджет (а как их взимать на оккупированной территории?) и с помощью нехитрых схем легализоваться по законодательству РФ с соответствующим пополнением дырявого бюджета Крыма. Закон «О санкциях» «пригодился» только четыре месяца спустя, когда СНБО принял решение о присоединении к международным санкциям.
Второй показательный пример мы наблюдали в декабре, когда ЕС принял решение о введении санкций относительно Крыма. По сути, речь идет о блокаде оккупированного полуострова: запрете на торговлю товарами в две сотни наименований, на предоставление технологий в ряде сфер — транспортной, телекоммуникационной и энергетической, поиска, разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов, запрет на инвестиции, открытие новых предприятий и покупку недвижимости, работу европейского турбизнеса, заход кораблей в порты Крыма и т.д. 20 декабря это решение ЕС вступило в силу. 30 декабря между украинским госпредприятием «Укринтерэнерго» и российской компанией «ИнтерРАО» был подписан скандальный контракт на импорт российской электроэнергии и поставку ее в Крым. По фиксированной, сниженной на 15%, по сравнению с нынешней, цене и с драконовскими условиями поставки. Крайне невыгодный в экономическом плане, вредный, а то и преступный с точки зрения национальной безопасности (увеличение зависимости от страны-агрессора, к тому же АРК в опубликованной копии контракта именуется Крымским федеральным округом), и ничем неоправданный шаг Украины на фоне усиливающихся санкций западных партнеров против России и Крыма в частности. Которые, в том числе, и ценой потерь своего бизнеса, таким образом борются за нашу территориальную целостность.
Могу ошибиться, но, кажется, первый публичный призыв к совести украинских политиков-дельцов прозвучал в конце октября. Посол США в Украине Джеффри Пайетт в интервью «Фокусу» заметил: «Принципиально важно, чтобы украинские решения в сфере экономики и торговли не подрывали то воздействие, которое должны оказывать европейские и американские санкции. Это не лучшая ситуация, когда украинские фирмы получают коммерческую выгоду, в то время как европейские или американские фирмы вынуждены терпеть убытки в результате действий по поддержке украинского суверенитета и территориальной целостности».
Примечательно, что две недели спустя премьер Арсений Яценюк в прямом телеэфире обратился к СНБО (!) с призывом о скорейшем введении Украиной санкций против России.
«Я снова обращаюсь к Совету национальной безопасности и обороны. Два месяца назад правительство внесло предложение о введении санкций, которые бы, в том числе, запрещали ряд торговых операций с Россией. Весь мир санкции ввел — мы ждем нового пришествия, пора уже и Украине, наконец, ввести санкции», — сказал Яценюк, попутно заметив, что с введением санкций импорт российского угля нужно будет прекратить.
Действительно, 22 августа, т.е. после принятия закона о санкциях, но до его подписания президентом, министр юстиции Павел Петренко сообщил, что Кабмин подготовил на рассмотрение СНБО перечень документов о введении санкций в отношении РФ как государства, а также 65 юридических и 176 физических лиц, большинство из которых — граждане РФ, в том числе — высокие должностные.
Судьба этих документов известна — санкций нет. Нет никаких гарантий, что и в нынешнем случае мы получим не только усиление международных санкций, как об этом сообщается по результатам заседания СНБО 25 января, но и присоединение к ним в полной мере.
По информации ряда независимых источников ZN.UA, на заседании СНБО решение как документ о введении санкций Украины не принимался — было принято принципиальное решение о применении на территории Украины санкций, введенных странами ЕС, Швейцарской конфедерацией и G7 в отношении РФ. Документ еще готовится — соответствующее поручение дано Кабинету министров. Наутро субботы, 31 января, по поручению премьера А.Яценюка в МИДе намечено проведение межведомственного совещания, на котором, по словам собеседников ZN.UA, должны быть конкретизированы сферы применения санкций и перечни юридических и физических лиц. Несколько источников также сообщили ZN.UA, что в СНБО и правительстве считают, что не все международные санкции следует применять в Украине. Некоторые западные секторальные санкции нельзя перенять один к одному ввиду несоответствия украинским реалиям. Например по запрету на кредитование российских компаний. Или передаче технологий по глубинной добыче нефти.
На сегодняшний день ясность есть только относительно составленного в октябре «черного списка» политиков, журналистов и деятелей культуры, включающего около 800 человек. Но он до сих пор так и не начал действовать.
Но самое интересное, что Украина, скорее всего, не будет применять санкции ЕС в отношении Крыма. Аргументы следующие: во-первых, Крым — это Украина, как же мы можем вводить санкции в отношении собственной территории и граждан. Во-вторых, «мы уже и так все там обрубили, что можно было». И еще один собеседник сообщил, что санкции по Крыму Украина уже ввела — это якобы предусмотрено законом об оккупированных территориях.
Позвольте, а что ЕС, США и Большая семерка ввязались в санкции, считая, что Крым — это не Украина? Или они вводились не для того, чтобы Крым был возвращен Украине?
Лукавство видно невооруженным глазом и в утверждении о том, что украинская власть создает своими действиями некий дискомфорт оккупационным властям. С учетом контракта, на поставку купленной у России дороже, чем поставляется в Крым, электроэнергии — скорее наоборот. Но кое-что, конечно, обрубили, вот только кто оказался наказанным? Резкое прекращение сообщения с Крымом (железнодорожного и автобусного) ударило, прежде всего, по украинским крымчанам — тем, кто переехал на материк, но продолжает навещать родственников, по студентам, которые перевелись из крымских вузов, по предпринимателям, которые вывели на материк бизнес, но имеют потребность в поездках на полуостров. Особенно больно ударило, поскольку транспортный коллапс произошел в канун новогодних и рождественских праздников. И что немаловажно, от Новоалексеевки до «российской» границы люди либо шли пешком, либо по 10 часов стояли в «тянучке», наблюдая за растянувшейся на десяток километров вереницей фур с товарами для Крыма — для них режим остался прежним, закон о «СЭЗ», который походя еще и сделал украинских граждан с крымской пропиской нерезидентами, никто не обрубал. А вот если бы международные санкции применялись не избирательно — пришлось бы. Как и рвать контракт на поставку российской электроэнергии в Крым. Но мы на это пойти не можем — за ними стоят те, кто имеет активы в Крыму и России, и кто сегодня принимает решения в стране.
Санкции Украины — торговые и финансовые — могли бы стать мощным подспорьем для дипломатических усилий, если бы принимались вовремя или хотя бы — симметрично таким же действиям Кремля. Ведь торговая война России началась задолго до оккупации Крыма и войны на Востоке. Она, по большому счету, в истории украинско-российских отношений никогда не прекращалась. Войны газовые, трубные, сырные, мясные, кондитерские … И никогда не находила симметричного ответа со стороны Украины. Даже когда на нашу землю пришел оккупант, продолжающий умело использовать все инструменты влияния и давления.
В руках у Киева было как минимум три козыря, с помощью которых можно было с одной стороны сдерживать агрессию, с другой — защищать своих граждан от преследования со стороны российских властей. Три козыря — это слабости Крыма, которые были всегда — зависимость от материковой Украины по электроэнергии, воде и продовольствию (75%). Два из них уже проданы, причем в убыток…
- Информация о материале
Партнер семьи Януковичей Дмитрий Святаш 20 миллионов прокутил в долг
Пока экономика Украины уверенно приближается к дефолту, бывшие регионалы, пролезшие в постреволюционный парламент, тратят на «красивую жизнь» десятки миллионов гривен. Ситуацию усугубляет то, что тратят они не свои деньги, а кредитные средства, полученные от европейских финансовых структур на развитие бизнеса.
Со дня победы Революции достоинства и свержения режима Януковича прошел почти год. Однако, ситуация в стратегических для страны сферах жизнедеятельности не изменилась. Бывшие регионалы продолжают грабить украинцев и иностранных инвесторов, в судах процветает тотальная коррупция, реформы, обещанные правительством, остаются только на языках и бумаге.
Более трех лет представители «УкрСибБанка» - дочерней структуры ведущей в ЕС финансовой группы компаний BNP ParibasGroup и ЕБРР, пытаются защитить в украинских судах свои права. В частности — обязать владельца автомобильного холдинга «АИС», народного депутата Украины Дмитрия Святаша, вернуть полученный кредит и проценты за 6 лет. Общая сумма долга на данный момент составляет $1 млн в долларовом эквиваленте.
Афера Святаша и его партнера по нечистому бизнесу Владимира Полякова строилась на банальной схеме «развода» на деньги банковских учреждений. На фиктивные фирмы, созданные в структуре «АИС», за подписью подставных, не раз судимых директоров, в период 2007-2009 годов были оформлены кредиты «УкрСибБанка» на общую сумму более $100 млн. Целевое назначение кредита — развитие корпорации.
Вместе с тем, учитывая респектабельность заемщика, «УкрСибБанк» предоставил Святашу право пользования услугой овердрафт. Говоря простым языком, эта услуга позволяла заемщику списывать со своей кредитной карты на текущие расходы суммы, превышающие остаток на счету. Однако в установленные договорными обязательствами сроки Д. Святаш должен был вернуть на кредитную карту потраченную сумму плюс проценты.
Текущие расходы Святаша оказались более чем весомыми. За небольшой промежуток времени нардеп снял с кредитной карты сумму, эквивалентную $1 млн. Тратил эти деньги, в основном, на покупки предметов роскоши в дорогих магазинах и ужины в фешенебельных ресторанах. Однако возвращать кредит «УкрСибБанку» Святаш не собирался.
Банк решил перевести отношения с недобросовестным заемщиком в русло судебных разбирательств. Однако, во времена правления Януковича, суды под различными предлогами становились на сторону Святаша, принимая достаточно странные решения, направленные на затягивание процесса и постепенное освобождение одиозного регионала от платежных обязательств.
Более трех лет суды не могут сосчитать, сколько же потратил со своей кредитной карты Д. Святаш. Хотя для этого необходимо обладать навыками математики младших классов средней школы. Счета, предоставленные истцом, отправляются на все новые и новые экспертизы и пересчеты.
После Майдана, бегства Януковича и анонсированных новым премьер-министром Украины реформ — в том числе люстрации судей и правоохранительных органов, у французских банкиров появилась надежда наконец-то отстоять свои законные интересы в суде. Тем более, что новое руководство страны начало очень тесно общаться с европейскими финансовыми институтами на предмет выделения Украине кредитных ресурсов.
Однако, надежды пока так и остаются надеждами. В судах ничего не изменилось, коррупции не поубавилось. 21 января текущего года Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), вместо рассмотрения иска «УкрСибБанка» по сути, удовлетворил ходатайство Д. Святаша и передал дело на рассмотрение Харьковскому апелляционному суду. Французских банкиров такое решение суда обескуражило, так как объективных причин для переноса дела из Киева в Харьков не было.
Столь странное решение играло лишь в пользу экс-регионала. Дело в том, что именно Харьков «подарил» Святашу путевку в новый созыв Верховной Рады Украины. А потому шансы на объективное рассмотрение дела харьковским судом призрачны.
Когда высшие должностные лица Украины начнут реальную борьбу с коррупцией в судах — остается загадкой. Как, впрочем, загадкой остается и то, когда тот же МВФ предоставит нашей стране очередной кредитный транш.
По мнению экспертов, судебный беспредел в деле «УкрСибБанка» может обернуться очень печальными последствиями для всей страны. По мнению эксперта Александра Охрименко, если собственники банка — французский BNP ParibasGroup и ЕБРР обратятся с жалобой в МВФ, ни о каком дальнейшем кредитовании Украины речь идти уже не будет. По крайней мере, до восстановления стабильности и реализации анонсированных премьер-министром А. Яценюком реформ по прекращению коррупции в судах. Впрочем, об этом уже четко заявила глава МВФ Кристин Лагард.
- Информация о материале
Житие святаго и праведнага Ратомира Владимировича
24 декабря 23 года от Поднятия с колен (6 января 2024 года по общемировому летоисчеслению).
Проснувшись с утра, Император Русского міраВладыка Земли, Луны, Солнечной системы, Галактики Млечный путь и всея Вселенной, Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил России, Главнокомандующий Воинства Небесного, Начальник Генерального штаба по подготовке к Армагеддонскому сражению и Генеральный конструктор колеса и каменного топора [в далнейшем для краткости - просто Император]Владимир 1-й понял: сегодня что-то должно произойти!!! Об этом свидетельствовала нестерпимо чешущаяся *опа. Не открывая глаз Император почесал это место. Привычные пальцы быстро нащупали причину зуда - длинная толстая влажная нитка, прилипшая к ягодицам. "Наверно соломинка, которой набит матрас, подумал император, но почему она влажная? Да и вроде как шевелится". Владимир вытащил предмет из-под одеяла, сшитого из необработанных овечьих шкур,и открыл глаза. В пальцах извивалась длинная - сантиметров 15 - аскарида. Царь брезгливо отбросил паразита в сторону.
"Боже, царя храни" - грянуло трио от давно нетопленого камина. Это отец и сыновья Газмановы - придворные исполнители гимнапри пробуждении Императора (гИмнопевцы, по документам, гимнОпевцы по народному). Пели они, почему-то, на мотив "Эскадрона моих мыслей шальных". Даже 43-летний Родион Олегович был стариком в стране, где средняя продолжительность жизни составляла для женщин 40, для мужчин - 35 лет. 73 летний Олег Михайлович вообще считался древним стариком. Но несмотря на более чем почтенный возраст, он по-прежнему прыгал, словно у него было шило в том месте, зуд в котором разбудил Императора этим утром. "Допрыгается, идиот старый! - подумал Император, который был моложе Газманова-старшего всего на год. - Еще плита на голову упадет".
Словно в подтверждение, кусок плиты перекрытия килограмм под 30 обвалился прямо на голову Олега и разломился надвое. Тот лишь почесал ушибленное место и перестал прыгать. Гимн был допет до конца. Император поднялся с ложа.
- Приветствуем тебя, о богоносный! - радостным хором воскликнули гимнопевцы. Владимир лишь кивнул им головой в ответ.
- Сколько тебе говорить: перестань прыгать! - злобно зашипел он на Олега. - Пятый этаж уже непригоден для жилья и работы, так ты и остальные разрушь. И так от Кремля только это здание и осталось...
- А я прыгаю от радости, что живу под Вашим мудрым правлением, - по-молодецки бодро ответил тот.
Ничего не ответив, Император вышел из комнаты. Дверь вела прямо в конференц-зал. Этот зал и опочивальня Императора остались единственными помещениями, пригодными для пребывания людей на четвертом этаже Дворца Съездов - единственного уцелевшего здания в Кремле. В Москве кроме него остались только Храм Христа Спасителя - резиденция патриарха Григория (в миру Ивана Ослописькина, бывшего актера), сталинская высотка, в свое время расрашенная руфером Мустангом и, как насмешка судьбы, Киевский вокзал.
Как только Владимир вошел, все присутствующие встали. Император бегло оглядел присутствующих. Почти все лица были знакомы: министр обороны Гиркин, патриарх Григорий и его помощник архиепископ Димитрий (Энтео), премьер Рамзан Кадыров. Впрочем некоторых не было.
- Где Димка Медведев и Олежка Царев? - задал вопрос Император Владимир, заметив отсутствие друзей.
- Померли, Ваше Величество, - патриарх всеми силами пытался изобразить печаль, но это у него плохо выходило. - Помянем усопшие православные души,с этими словами патриарх извлек из недр своей рясы мелкую бутылочку, но архиепископ Димитрий ловко выхватил тару из рук своего начальника. Только теперь Владимир увидел, что патриарх вдрызг пьян, куда пьянее обычного.
- Как умерли? - удивился правитель.
- По боле вожьей... поле дожьей..- так и не выговорив, Григорий (Иван Ослописькин) мешком опустился на пол и пьяно захрапел.
- Когда полгода назад Господь свел огнь с неба в виде молнии и уничтожил последнюю бесовской генератор сатанинской электрики - отвечая Дмитрий Энтео всем видом и интонациями выражал полную покорность и смирение, - Дмитрий Анатольевич впал в жесточайшее уныние ("раньше это называлось депрессией", подумал вдруг император и тут же испугался: с чего это вдруг иноязычные слова вспоминаются?), что не сможет теперь играть на своем демонском обльщении - Айфоне. Сперва супруга подпаивала его самогоном из древесных опилок, но два месяца назад и дрожжи вышли в стране. Тогда он перешел на отвар из маковой соломки. Вот сердце и не выдержало. А Олег Анатольевич, напившись зелья макового, полез на древо высокое, в Тарзана поиграть, да упал на руины Спасской башни и на прут металлический трочащий нанизалси.
Император с подозрением посмотрел на Рамзана. Но премьер сам с открытым ртом внимал Энтео. "Умный гад, этот Энтео, - подумал Владимир. - А раз умный - значит опасен. Надо будет за ним присматривать".
В дальнем углу стояла группа людей, одетых в медвежьи шкуры.
- Кто это такие? - грозно спросил правитель у Гиркина, который отвечал и за охрану правителя.
- Ходоки к Вам, Ваше величество, - по-военному четко ответил министр обороны.
- Кто вы и чего хотите, смерды, - обратился император к ходокам. Те стушевались. Из среды их вышел огромного роста детина с большой дубиной, вытесанной из ствола дерева.
- Из Сибири мы, батюшка Император,- начал громила свою речь. - Местность наша раньше называлась городом Барнаул, что на Алтае. Теперь косачи [китайцы - прим.пер] называют край наш Ай Тал, а города нету.
- Отчего нету города? - спросил Владимир по-отечески.
- Ну, когда восемь летов тому мы отказались от сугреву домов, дабы дать отпор косачам, пиндосам и жидобандеровцам. Но вдруг стены в домах начали рассыпаться. Предатели Родины распространяли слух, что это от того, что дома не отапливаютси, и что Вы, батюшка (ужо простите, что повторяю крамолу) нарочно так сделалиси. Но мы их быстро того... - детина красноречиво махнул дубиной.
- Информация о материале
Страница 862 из 2102
