25 января Совет национальной безопасности и обороны принял решение о введении санкций против России. Суть его изложена в официальном сообщении в кратком абзаце: «Для усиления давления на Россию СНБО принял решение об обязательном применении на территории Украины санкций, введенных странами ЕС, Швейцарской конфедерацией и странами Большой семерки в отношении Российской Федерации, и внес предложения по их усилению».
Из этого следует несколько моментов. Во-первых, руководство государства так и не созрело для принятия самостоятельного решения о применении ограничительных мер к стране-агрессору, хотя закон «О санкциях» вступил в силу еще 12 сентября. Во-вторых, учитывая многочисленные непубличные и публичные призывы стран-партнеров к введению санкций Украиной, можно говорить о решении вынужденном. Совпавшем во времени с продлением и усилением санкций, уже введенных ЕС и США, начиная с момента оккупации Крыма.
Все это время (скоро год!) украинская власть не только не решалась на введение серьезных санкций, но и не пыталась синхронизировать с Западом действия по торгово-финансовому принуждению России к прекращению агрессии и восстановлению территориальной целостности Украины. Зато, в промежутках между очередными воззваниями к США и ЕС об ужесточении их санкций, проворачивала один за другим гешефты с агрессором — с заботой о сохранении крупного бизнеса на оккупированных территориях и активов украинских олигархов в самой России.
Несколько примеров в доказательство. Закон «О санкциях», предоставляющий возможность применения почти трех десятков ограничений к иностранному государству и его резидентам, и абсолютно противоположный по целям и задачам закон о свободной экономической зоне в оккупированном Крыму принимались ВР Украины практически одновременно, в августе 2014-го — с разницей в два дня. И вступили в силу в сентябре — с разницей в две недели. На деле же, тотчас заработал лоббистский закон о СЭЗ «Крым», позволивший почти 2 тыс. украинских предприятий поставлять товары на оккупированный полуостров, спасая тамошнюю власть от продовольственного кризиса, а множеству компаний украинских олигархов — продолжать получать прибыль без отчислений в украинский бюджет (а как их взимать на оккупированной территории?) и с помощью нехитрых схем легализоваться по законодательству РФ с соответствующим пополнением дырявого бюджета Крыма. Закон «О санкциях» «пригодился» только четыре месяца спустя, когда СНБО принял решение о присоединении к международным санкциям.
Второй показательный пример мы наблюдали в декабре, когда ЕС принял решение о введении санкций относительно Крыма. По сути, речь идет о блокаде оккупированного полуострова: запрете на торговлю товарами в две сотни наименований, на предоставление технологий в ряде сфер — транспортной, телекоммуникационной и энергетической, поиска, разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов, запрет на инвестиции, открытие новых предприятий и покупку недвижимости, работу европейского турбизнеса, заход кораблей в порты Крыма и т.д. 20 декабря это решение ЕС вступило в силу. 30 декабря между украинским госпредприятием «Укринтерэнерго» и российской компанией «ИнтерРАО» был подписан скандальный контракт на импорт российской электроэнергии и поставку ее в Крым. По фиксированной, сниженной на 15%, по сравнению с нынешней, цене и с драконовскими условиями поставки. Крайне невыгодный в экономическом плане, вредный, а то и преступный с точки зрения национальной безопасности (увеличение зависимости от страны-агрессора, к тому же АРК в опубликованной копии контракта именуется Крымским федеральным округом), и ничем неоправданный шаг Украины на фоне усиливающихся санкций западных партнеров против России и Крыма в частности. Которые, в том числе, и ценой потерь своего бизнеса, таким образом борются за нашу территориальную целостность.
Могу ошибиться, но, кажется, первый публичный призыв к совести украинских политиков-дельцов прозвучал в конце октября. Посол США в Украине Джеффри Пайетт в интервью «Фокусу» заметил: «Принципиально важно, чтобы украинские решения в сфере экономики и торговли не подрывали то воздействие, которое должны оказывать европейские и американские санкции. Это не лучшая ситуация, когда украинские фирмы получают коммерческую выгоду, в то время как европейские или американские фирмы вынуждены терпеть убытки в результате действий по поддержке украинского суверенитета и территориальной целостности».
Примечательно, что две недели спустя премьер Арсений Яценюк в прямом телеэфире обратился к СНБО (!) с призывом о скорейшем введении Украиной санкций против России.
«Я снова обращаюсь к Совету национальной безопасности и обороны. Два месяца назад правительство внесло предложение о введении санкций, которые бы, в том числе, запрещали ряд торговых операций с Россией. Весь мир санкции ввел — мы ждем нового пришествия, пора уже и Украине, наконец, ввести санкции», — сказал Яценюк, попутно заметив, что с введением санкций импорт российского угля нужно будет прекратить.
Действительно, 22 августа, т.е. после принятия закона о санкциях, но до его подписания президентом, министр юстиции Павел Петренко сообщил, что Кабмин подготовил на рассмотрение СНБО перечень документов о введении санкций в отношении РФ как государства, а также 65 юридических и 176 физических лиц, большинство из которых — граждане РФ, в том числе — высокие должностные.
Судьба этих документов известна — санкций нет. Нет никаких гарантий, что и в нынешнем случае мы получим не только усиление международных санкций, как об этом сообщается по результатам заседания СНБО 25 января, но и присоединение к ним в полной мере.
По информации ряда независимых источников ZN.UA, на заседании СНБО решение как документ о введении санкций Украины не принимался — было принято принципиальное решение о применении на территории Украины санкций, введенных странами ЕС, Швейцарской конфедерацией и G7 в отношении РФ. Документ еще готовится — соответствующее поручение дано Кабинету министров. Наутро субботы, 31 января, по поручению премьера А.Яценюка в МИДе намечено проведение межведомственного совещания, на котором, по словам собеседников ZN.UA, должны быть конкретизированы сферы применения санкций и перечни юридических и физических лиц. Несколько источников также сообщили ZN.UA, что в СНБО и правительстве считают, что не все международные санкции следует применять в Украине. Некоторые западные секторальные санкции нельзя перенять один к одному ввиду несоответствия украинским реалиям. Например по запрету на кредитование российских компаний. Или передаче технологий по глубинной добыче нефти.
На сегодняшний день ясность есть только относительно составленного в октябре «черного списка» политиков, журналистов и деятелей культуры, включающего около 800 человек. Но он до сих пор так и не начал действовать.
Но самое интересное, что Украина, скорее всего, не будет применять санкции ЕС в отношении Крыма. Аргументы следующие: во-первых, Крым — это Украина, как же мы можем вводить санкции в отношении собственной территории и граждан. Во-вторых, «мы уже и так все там обрубили, что можно было». И еще один собеседник сообщил, что санкции по Крыму Украина уже ввела — это якобы предусмотрено законом об оккупированных территориях.
Позвольте, а что ЕС, США и Большая семерка ввязались в санкции, считая, что Крым — это не Украина? Или они вводились не для того, чтобы Крым был возвращен Украине?
Лукавство видно невооруженным глазом и в утверждении о том, что украинская власть создает своими действиями некий дискомфорт оккупационным властям. С учетом контракта, на поставку купленной у России дороже, чем поставляется в Крым, электроэнергии — скорее наоборот. Но кое-что, конечно, обрубили, вот только кто оказался наказанным? Резкое прекращение сообщения с Крымом (железнодорожного и автобусного) ударило, прежде всего, по украинским крымчанам — тем, кто переехал на материк, но продолжает навещать родственников, по студентам, которые перевелись из крымских вузов, по предпринимателям, которые вывели на материк бизнес, но имеют потребность в поездках на полуостров. Особенно больно ударило, поскольку транспортный коллапс произошел в канун новогодних и рождественских праздников. И что немаловажно, от Новоалексеевки до «российской» границы люди либо шли пешком, либо по 10 часов стояли в «тянучке», наблюдая за растянувшейся на десяток километров вереницей фур с товарами для Крыма — для них режим остался прежним, закон о «СЭЗ», который походя еще и сделал украинских граждан с крымской пропиской нерезидентами, никто не обрубал. А вот если бы международные санкции применялись не избирательно — пришлось бы. Как и рвать контракт на поставку российской электроэнергии в Крым. Но мы на это пойти не можем — за ними стоят те, кто имеет активы в Крыму и России, и кто сегодня принимает решения в стране.
Санкции Украины — торговые и финансовые — могли бы стать мощным подспорьем для дипломатических усилий, если бы принимались вовремя или хотя бы — симметрично таким же действиям Кремля. Ведь торговая война России началась задолго до оккупации Крыма и войны на Востоке. Она, по большому счету, в истории украинско-российских отношений никогда не прекращалась. Войны газовые, трубные, сырные, мясные, кондитерские … И никогда не находила симметричного ответа со стороны Украины. Даже когда на нашу землю пришел оккупант, продолжающий умело использовать все инструменты влияния и давления.
В руках у Киева было как минимум три козыря, с помощью которых можно было с одной стороны сдерживать агрессию, с другой — защищать своих граждан от преследования со стороны российских властей. Три козыря — это слабости Крыма, которые были всегда — зависимость от материковой Украины по электроэнергии, воде и продовольствию (75%). Два из них уже проданы, причем в убыток…