Главная
Украинскому бизнесу необходима реанимация?
Промышленники и предприниматели совместно с членами правительства обсудили социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в государстве – 24 января в Киеве прошло расширенное заседание правления Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП). Среди участников встречи были вице-премьер-министр (ныне – и. о.) Юрий Бойко, президент УСПП, народный депутат Украины Анатолий Кинах, президент Торгово-промышленной палаты Украины (ТПП) Геннадий Чижиков, а также лидеры общественных организаций и отраслевых ассоциаций.
В ходе дискуссий участники не раз отмечали, что сейчас в Украине наблюдается неблагоприятная ситуация для ведения бизнеса и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Остаются нерешенными такие вопиющие вопросы, как высокий уровень энергоемкости продукции, значительный износ основных фондов, низкие производительность труда и конкурентоспособность, непосильные для бизнеса кредиты, что постепенно приводит к потере рынков сбыта отечественной продукции, упадку отраслей промышленности, безработице и т. д.
Из выступлений представителей отраслевых ассоциаций предпринимателей усматривалась обеспокоенность бизнеса современным состоянием отечественной экономики. Ведь в 2013 г. производство промышленной продукции сократилось на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительно снизилась инвестиционная привлекательность страны, что привело к сокращению притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Выступающие предприниматели и промышленники отмечали, что многочисленные программы и концепции, разработанные правительством и направленные на решение различных экономических и социальных проблем, не выполняются. Большие надежды представители бизнеса возлагали на Государственную программу активизации развития экономики на 2013–2014 гг., но ее реализация так и не началась.
Перспектива – за аграрно-промышленным комплексом
Позитивным моментом можно считать тот факт, что отечественный агропромышленный комплекс на сегодня по-прежнему остается одной из самых привлекательных сфер для иностранных инвесторов. Именно АПК продемонстрировал в 2013 г. высокие темпы развития. Объем производства в этой отрасли вырос за год на 13,7%. Благодаря хорошим погодным условиям и напряженному труду аграриев Украина получила беспрецедентно высокий, можно сказать, один из наиболее высоких урожаев – порядка 57 млн т. Эти результаты, безусловно, помогли улучшить и платежный баланс, и внешнее сальдо, и показатели экономики в целом. Но для Украины, которая является аграрной страной, это далеко не предельные результаты. Тем более, как было отмечено, в последнее время АПК также переживает определенные трудности.
Специалисты акцентировали внимание на том, что 2013 г. был для украинской экономики весьма сложным, так как отмечалось ухудшение конъюнктуры на мировых рынках. Резко снизился спрос на украинский экспорт, который, к сожалению, традиционно имеет сырьевой характер. Кризис коснулся в основном тех отраслей, которые составляют основу украинской экономики. Так, в машиностроительной отрасли спад производства составил 13,8%, в химической – 17,5%, в металлургической – 5,8%, в строительстве – порядка 14%.
Пути и методы решения насущных проблем
В ходе обсуждений и выступлений участники диалога высказывали свои предложения относительно путей выхода из сложившейся ситуации. Так, А. Кинах подчеркнул, что безотлагательно должны быть приняты меры по ликвидации коррупции, усилению контроля за целевым использованием государственных финансовых ресурсов, наведению порядка в государственных закупках и регуляторной системе. «Такие мероприятия промышленники и предприниматели считают неотложными. Они относятся к первому этапу выхода из кризиса», – резюмировал он. Исправить ситуацию в стране могут только системные действия, направленные на оживление отечественного конкурентоспособного производства и внутреннего платежеспособного спроса, реализацию программ импортозамещения и локализации производства, уверены в УСПП.
Дорогу малому и среднему бизнесу
Большое внимание, по мнению общественности, следует уделить малому и среднему бизнесу путем осуществления дерегулирования, снижения фискального давления, предоставления доступных кредитных ресурсов по ставкам не выше 12–13% годовых. Ведь для государства малый и средний бизнес – это, в первую очередь, налоги, которые оно получает в свою казну. Кроме того, он создает рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, таким образом, способствуя проведению социальных реформ. В Европе принято считать, что крупный бизнес и сам справится со своими проблемами, а вот малый нужно поддерживать, поощрять тех, кто решил заниматься предпринимательством.
Развитие малого и среднего бизнеса является важным условием трансформации экономики Украины. Расширение сети малых и средних предприятий способно ослабить монополизм, создать необходимые условия для развития конкуренции и заполнить ниши в потребительской сфере, в которых на сегодня преобладает импорт.
Подводя итоги дискуссии, участники заседания настаивали на безотлагательной встрече с представителями правительства Украины для обсуждения плана реализации государственных программ активизации, развития экономики и внутреннего производства, в ходе которой планируется поднять вопрос о необходимости повышения эффективности работы Министерства промышленной политики и Министерства экономического развития и торговли Украины.
Комментарии
Анатолий Кинах, президент УСПП, народный депутат Украины
– Необходимо уделить внимание внутреннему рынку страны. Сегодня Украина находится в очень высокой экономической зависимости. В первую очередь, в связи с низкой платежеспособностью внутреннего рынка, неразвитого и не защищенного современными методами. Если сравнивать, то в начале 2000-х гг. на внутреннем рынке Украины 72% реализованной продукции составляли товары, произведенные на территории Украины, и только 28% – продукция импортного производства. В 2013 г., к сожалению, импортной продукции на рынках страны уже 46%. Поэтому необходимо, чтобы Украина максимально сконцентрировалась как государство и задействовала все, что для этого необходимо, для реализации своего огромного потенциала.
Геннадий Чижиков, президент ТПП Украины
– Для того, чтобы экономическая ситуация в Украине улучшилась, необходимо придерживаться определенных принципов. Должны быть созданы равные условия для всех субъектов на нашем рынке, чтобы развивалась здоровая конкуренция. Если речь идет о государственных закупках, эту процедуру необходимо проводить абсолютно прозрачно и, прежде всего, дать возможность участвовать в ней малому и среднему бизнесу. Также мы должны быть экономическими патриотами, когда выходим за границу. И в этом вопросе необходимо объединяться с органами власти и правительством, защищая свои интересы, ведь внешний рынок очень жесток. К сожалению, у нас за последние годы складывается отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Положительное сальдо складывается как раз не с Россией и не с Европейским союзом, а с так называемыми третьими странами. Украине необходимо налаживать торгово-экономические отношения не только с ближайшими соседями, но и с Азией, Америкой, Африкой. Нам необходимы специальные программы, направленные на продвижение наших товаров в эти страны.
Юрий Бойко, и. о. вице-премьер-министра Украины
– Мы уже учли все ошибки, которые были сделаны в 2013 г. Учитывая эти ошибки, заданием правительства в 2014 г. должно стать усиления торгово-платежного баланса. Первые шаги на этом пути уже сделаны, так как уменьшено отвлечение валюты за границу. Но это только начало. Второй очень острый вопрос состоит в том, чтобы найти баланс между рынками России и Европейского союза. Необходимо найти возможность продолжать работать с Российской Федерацией, не утратив при этом рынка в Европе, так как там Украина также нашла понимание. Поиск новых рынков сбыта – также очень насущный вопрос. В этом направлении сделан большой шаг, и наработки, которые проведены с китайскими коллегами, очень пригодятся Украине.
- Информация о материале
Письмо: «Будет кризис и обнищание, и тот, кто окажется у власти, будет виновен во всём…»
...Если своим нет веры? Если такие проблемы с определением лидеров: и тот не такой, и этот не такой, а "таких как надо" - не видать? Найти вот там шведа или норвега подходящего и пригласить на президентсво. Латыша или литовца тоже хорошо было бы. А то опять эта вечная проблема Украины - два козака, три гетьмана.
Понимаю, что возможно, не владею всей информацией несмотря на постоянное наблюдение за новостями и чтение массы различных источников. Радует сила духа, готовность к борьбе, решительность и многое другое. Расстраивает повальная критика лидеров оппозиции в комментариях и неверие, что им можно доверять.
Хорошей власти не бывает. Бывает терпимая, более-менее честная и, как противоположность ей, деспотическая или тоталитарная (она же бандитская и коррумпированная). Но если сейчас народ понимает, что у него есть силы и ресурсы для контроля любых лидеров, кто бы там не пришёл после регионалов, то стоит доверить тем, кто был в оппозиции. Да, они рвутся к власти. Да, они не самые идеальные. Идеальных нет, и в ближайшем будущем не будет. Но у них есть какой-никакой опыт работы и контакты, и, я очень надеюсь, идеи по поводу выхода из кризиса и дальнейшего движения в ЕС.
Хорошо было бы, если бы они могли это как-то озвучить и обрисовать, в смысле перспективы для нормализации и как они собираются менять те же суды, прокуроров, милицию и т.д. Пусть вот Майдан спросит. Я думаю, они, просто как нормальные люди, боятся огромной ответственности. То, с чем им пришлось столкнуться, выходит за рамки их опыта и умения владеть ситуацией. Молодые-зелёные. А ситуация такая, что совершенно нереально кому-то одному или какой-то одной определённой команде вот просто так взять и всё решить с ходу.
Плюс, теперь они тоже знают, что народ их будет постоянно конролировать и критиковать. И это правильно, так и должно быть. Но будет кризис и обнищание, и тот, кто окажется у власти, будет виновен во всём. Конец политической карьеры. Точка. И в такой ситуации у Яныка опять есть шансы вернутся к власти. Обвинить во всём оппозицию, и наобещать електорату опять ту же стабильность. На юге и востоке поведутся, с удовольствием. Тройка это прекрасно понимает и ищет пути.
Им нужна поддержка Майдана для вдохновения. От критики у ребят могут просто опуститься руки, и, даже придя к власти, они не будут чувствовать что должны сделать что-то достойное, стоящее, не говоря уже о том, что бы принести себя в жертву, в смысле риска политической карьеры. Кому? Тем кто их поносит и критикует на каждом углу? Смысл? Будут как и все стараться нагрести в свой карман, и побольше, побольше. Поддержка и вера в их силы от народа была очень для них важна. Теперь они это потеряли и сами стали потерянными, и не знают, как себя вести и что делать, что говорить. До сих пор они как-то стараются, но уже без былого энтузиазма.
Яценюк был бы замечательным Премьером. По крайней мере, хоть немного разбирается в экономке. Турчинов тоже далеко не дурак. Кличко - Президентом, если сумеет набрать нормальную команду. Но это не получится в один день и сразу. Они боятся принять весь удар на себя. А кто бы не боялся?
Разгребать "авдиевы конюшни" после Януковича под силу только мифическим героям. Идеально было бы Юлю выпустить, она смогла бы навести порядок или его видимость хотя бы. Очень жаль, что многие ей тоже не доверяют и не поддерживают. Пропаганда рыгов сработала на дескридетацию Юли на славу.
А то вот может, если в Украине такие проблемы с выбором местных лидеров, то почему бы не пригласить на "царствие», как в далёкие времена, тех же варягов: это сработало очень даже неплохо. Ну если своим нет веры? Если такие проблемы с определением лидеров: и тот не такой, и этот не такой, а "таких как надо" - не видать? Найти вот там шведа или норвега подходящего и пригласить на президентсво. Латыша или литовца тоже хорошо было бы. А то опять эта вечная проблема Украины - два козака, три гетьмана.
Просто хотелось высказать такое вот мнение. А то впечатление складывается не очень хорошее. Разговоры о том что тройка "сливает" Майдан, что они только власти и хотят, и т.д. И что интересно, ни один из критиков себя в лидеры не предлагает. Зато без устали народ льёт грязь на оппо. Было бы более конструктивно писать им личные сообщения с собственным видением ситуации, желательно в весьма вежливой форме. Яценюк весьма доступен и на Фейсбуке, и на его личном сайте. Пора просто учиться культуре дискуссий, если уж мы все так готовы управлять государством. А то вот так много умных критиков, аж страшно.
Это "произведение" не претендует на публикацию, просто хотелось высказать своё наболевшее. Спасибо.
- Информация о материале
Кто устроил кризис неплатежей
Еще в начале января некоторые банки предупредили своих украинских контрагентов о том, что иностранные финучреждения стали жестко мониторить их международные трансакции и проверять стороны международных платежей. Зарубежные фининституты требуют раскрытия информации о бенефициарах украинских компаний, которые проводят платежи, и тщательно проверяют законность происхождения их средств. Под прицелом оказался практически весь бизнес, ориентированный на экспорт. Дотошность иностранных коллег уже заставила ряд крупных компаний скорректировать графики платежей. Ведь большинство представителей большого бизнеса не только работают со счетами в офшорах, но и имеют там аффилированные фирмы, задействованные в бизнес-цепочках.
Эксперты дают текущим событиям несколько объяснений. Одно из них — усиление борьбы международных регуляторов с оттоком средств в офшоры и тотальные проверки платежей по требованию налоговых органов. «Многие страны договорились об обмене налоговой информацией. А офшорные территории британских и американских юрисдикций, где находятся счета наших олигархов, не так давно взяли обязательство осуществлять автоматический обмен информацией», — поясняет руководитель департамента АФ «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов. В частности, к системе автоматического обмена информацией присоединились Каймановы и Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Мэн, Гернси и ряд других. Это не значит, что в их банках более не действует налоговая тайна. Однако операции между офшорами, на которых основывалась львиная доля схем оптимизации налогообложения, стали доступны для анализа фискальными органами стран Европы.
Еще одна возможная причина задержки платежей — усиление борьбы регуляторов за чистоту средств. Скрупулезные проверки банкиров могут проводиться в рамках рекомендаций FATF по борьбе с коррупцией и отмыванием денег. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом которой является и Украина, также вменяет в обязанности банков следить, чтобы деньги, проходящие через их счета, не имели коррупционного происхождения. Согласно требованиям этих документов средства, которые используются в подозрительных операциях, могут быть блокированы, а счета — заморожены. «Во многих странах приняты специальные законы, которые требуют от банков идентификации самого клиента и проверки назначения платежей. Это касается всех контрагентов. Есть периодические меры, вводимые той или иной страной или международными организациями в отношении определенных контрагентов или стран и территорий. Это нормальный процесс, инициаторами которого могут быть центральные банки, финансовая разведка или службы безопасности», — рассказывает директор, руководитель отдела по оказанию аудиторских услуг в финансовом секторе KPMG Украина Вадим Кунцевич. Многие финучреждения разрабатывают и собственные методики идентификации и проверки, даже более тщательные, чем официальные требования. Во многом это связано с их желанием оградить себя от репутационных рисков, лишний раз продемонстрировав свою прозрачность. Если возникают хотя бы малейшие подозрения в том, что деньги связаны с коррупционными источниками, банки запрашивают детализированную информацию.
Нынешние сбои в платежах могут иметь и событийную подоплеку. По мере эскалации в Украине кризиса и Европа и США все громче грозят санкциями — вплоть до ареста недвижимости и банковских счетов. Вводить их официально они пока не решаются. Ведь такой шаг мог бы означать автоматическое замораживание межгосударственных отношений. А вот пристальней отслеживать денежные потоки из офшоров в Украину Запад, безусловно, может. «Задержки в банковских переводах могут быть вызваны негласными санкциями по отношению к украинскому бизнесу. По сути, это инструмент давления на Украину со стороны других стран — тех же ЕС или США. При этом борьба с офшорами — всего лишь формальное основание для задержки и блокировки платежей», — убежден адвокат, директор компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine Иван Герасименко.
Практический эффект от таких мер может быть весьма болезненным для украинских компаний. По словам юриста ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Дмитрия Шемелина, проверки в новом формате, даже при наличии всех необходимых документов, вполне могут занять несколько недель вместо нескольких дней и фактически привести к тому же параличу платежей, что и прямой запрет операций. «Кроме того, более жестким проверкам подвергаются не только украинские компании, но и их иностранные контрагенты. Нетрудно представить, насколько иностранные коллеги теперь будут рады «делать бизнес» с украинцами», — отмечает он. Уклониться от контроля практически невозможно, поскольку мониторингу подлежат любые операции в долларах и евро, а не конкретные юрисдикции, между которыми проходит платеж. «Платежи в соответствующих валютах идут через корсчета банков, для которых эта валюта родная. Соответственно, они могут отслеживаться этими банками и их юрисдикциями. Попытка уйти от контроля означала бы необходимость не только перестройки технической цепочки платежей, но и их перевода в другие валюты. Однако едва ли они функциональны для тех проектов, под которые проводятся такие платежи», — говорит старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин. Это означает, что у Запада, вне зависимости от политической ситуации внутри страны, есть все рычаги для того, чтобы перекрыть украинскому бизнесу кислород, спровоцировав кризис неплатежей. Причем по мере того как международные регуляторы будут ужесточать контроль над офшорами, риски возникновения такого кризиса будут только увеличиваться.
- Информация о материале
За щитом безысходности
Подойдя к баррикадам, издали видишь кордон милиционеров, стоящих там днем и ночью. Колонки с этой стороны женским уставшим голосом убеждают их сложить оружие, не стрелять в мирных жителей и переходить на сторону народа. Однако кордон не двигается, никто не переходит. Они стоят там потому, что получили приказ.
Правоохранителей разного пошиба сейчас или ненавидят, или жалеют. Этот материал является попыткой понять психологию людей, которые безоговорочно выполняют приказы, неделями мерзнут и живут на сухом пайке. Они неразговорчивы, а с журналистами — особенно. Узнавать их мнения приходится в основном с помощью третьих лиц, имеющих с ними непосредственный контакт, — их друзей, коллег, а также врачей. Из-за страха, который сегодня вызывает тема протестов, почти все предоставившие информацию для статьи пожелали остаться анонимами.
Врач госпиталя ГУ МВД Украины в Киеве постоянно работает с теми, кто стоит по властную сторону баррикад на Грушевского. Она каждый день видит больных парней и не понимает, "почему они должны отдавать за эту бессмысленную борьбу свое здоровье". Врач возмущена, что в первых рядах, даже в условиях обострения, стояли обычные солдаты-срочники внутренних войск 1993—1994 гг. рождения. И только за ними, на расстоянии, — "Беркут", "Ягуар", "Барс"…
Солдаты — последние, кто должен там стоять
В интервью, организованном пресс-службой киевской милиции для одного из изданий, солдат внутренних войск Украины рассказывает: "У нас приказ, я служу, я должен выполнять его, иначе могут посадить. Говорят, что "Беркут" во всем виноват, а страдаем мы, солдаты срочной службы. Многие товарищи спрашивают: почему именно мы виноваты? Вот я стою впереди, и на меня толкают автобусы. Вот поступает команда надеть противогазы, мы стоим в пять шеренг, задние услышали, а передние — нет. И перед вами кидают дымовые шашки, пускают газ и бросают зажигательные смеси".
В дни, когда были беспорядки, в госпиталь привозили милиционеров с хирургическими травмами, ожогами, респираторными заболеваниями (потому что они несколько дней дышали гарью от горящих шин). В последнее время — в основном пневмонии из-за мороза. Самые типичные проблемы, конечно, — обморожения. 19 января центральный госпиталь принял более 50 человек, госпиталь ГУ МВД — около 40. Ежедневно обращаются за помощью до 20 правоохранителей.
Информацию от Юрия Луценко, что "беркуты" в 20-градусный мороз стояли в памперсах, ZN.UA частично подтвердили. Сержант внутренних войск заверил, что так стоят только спецназовцы, да и то не все. Военнослужащие же подобными средствами не пользуются.
Солдатам раздают китайские "теплые пакеты" от МВД, обещающие 16 часов тепла. "Проблемой является то, что у мужчин в течение длительного времени просто нет элементарных условий для обеспечения личной гигиены", — говорит доктор госпиталя. У солдат есть только форма и никакой сменной одежды. Она называет эти условия нечеловеческими.
Одного военнослужащего отпустили с Майдана только после четырех дней кашля, когда болезнь уже стала невыносимой. Он стоял в летних берцах, надетых на несколько пар носков. Солдаты и сами подтверждают такое состояние дел. Говорят, что зимняя обувь есть только у отдельных подразделений или у тех, кто сам смог ее себе приобрести. В берцы вкладывают женские средства гигиены, потому что они хорошо впитывают влагу.
Уже известный Александр Патлатенко, мать которого на всю страну объявила о намерении забрать его из армии, в интервью официальному каналу МВД убеждает, что кормят их нормально, и он, в общем, "на позитиве". Без камер "вэвэшники" расходятся в своих мнениях. Одним сухих пайков хватает, другим — нет. Врачи же уверяют, что такого питания для молодых ребят, которые днями стоят на улице в мороз, недостаточно. Медикам рассказывают, что те, у кого есть возможность, сбрасываются деньгами и докупают необходимые продукты. "Те же милиционеры, кто из райуправлений, вообще подсчитывают, во сколько им обойдется день простоять на Майдане", — говорит доктор.
Но у подавляющего большинства простых солдат денег нет. Курсант Училища профессиональной подготовки работников милиции УМВД Украины в Сосновом бору, с которым удалось пообщаться, говорит, что живет с теми, кто дежурит в центре столицы. Парень в последнее время не в восторге от условий работы милиционеров и убежден, что в дальнейшем не будет там работать. Его коллеги рассказывают, что спят преимущественно в холодных автобусах. "Что того уазика — он же греется, греется, а потом сразу остывает, — восклицает Сергей (имя изменено. — Ред.). — Но приходится терпеть. Ведь если хотя бы один парень перейдет на сторону протестующих — уволят командира".
Военнослужащим внутренних войск вообще не позавидуешь. Они стоят там, конечно, не за мизерное жалованье, их просто призвали на службу Украине. Однако вчершним решением правительство выделило МВД средства для повышения содержания солдат со 160 до 330 грн в месяц. Но не навсегда, а на два месяца из расчета на 4,5 тысячи человек. Если у кого-то вдруг сдадут нервы, и он бросит все и уйдет, то в самом лояльном случае ему грозит дисциплинарная ответственность, в наихудшем — уголовная. Судья может оперировать ст. 367 — служебная халатность, за которую предусмотрен штраф от 50 до 150 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности. Если это привело к тяжелым последствиям, а в условиях баррикад на Грушевского все возможно, то солдата наказывают лишением свободы на срок от двух до пяти лет и большими штрафами. Возможно и применение ст. 408 УК о дезертирстве (лишение свободы на срок от двух до пяти лет), а в крайних случаях — и ст. 111 о государственной измене, если суд события на Майдане определит как вооруженный конфликт. В этом случае солдату "светит" до 15 лет лишения свободы.
Заведующий кафедрой военно-гуманитарной подготовки Военного института КНУ имени Тараса Шевченко Виктор Безбах уверен: военнослужащих должны были психологически готовить и отбирать для событий, произошедших в центре столицы. Ведь тамошние обстоятельства, считает он, можно приравнять к боевым: "Это та же боевая психологическая травма, когда в милиционера бросают "коктейль Молотова", и он горит. Чем это отличается от напалма на поле боя?".
"Призывать, чтобы солдаты переходили на сторону народа? А кто определил, что по другую сторону баррикад не народ? Разве кто-нибудь исключал этого военнослужащего из состава украинского народа? Так же, как и митингующих никто не исключал. Военнослужащие не переходят, потому что у них есть чувство долга", — делится мыслями Виктор Григорьевич.
А вот курсант Сергей убежден, что стоящие там солдаты — последние, кому это вообще нужно. "Они же не контрактники!" — снова возмущается он. Его знакомым повезло, они мерзнут в зимних берцах, но "зимняя" эта обувь только по названию. Тонкая полоска меха неизвестного происхождения совершенно не спасает.
Дым Отечества
У сотрудников спецподразделений милиции ситуация получше. Они здесь, потому что это их работа. За которую сейчас неплохо платят.
Подруга другого сотрудника спецподразделения "Беркут" Мария (имя изменено. — Ред.) рассказала, что у ее знакомого близкие стоят по другую сторону баррикад…
По ее словам, то, что "беркутам" доплачивают, — правда. Но спят они в основном в автобусах или административных зданиях (видео в подтверждение этого уже не раз появлялись в СМИ). Питание, как и у солдат, — сухой паек. Однажды им привезли кашу, но она была такой, что бойцы почти всю ее выбросили в мусорный бак, а утром возле него лежала дохлая крыса. "Беркуты" уверены, что именно от каши.
Для них баррикады и кордоны — это рабочее место, говорит Мария. Большинство из них не думали, что дойдет до такого острого конфликта. А когда они уже оказались там, то заявление на увольнение писать было поздно даже тем, у кого такая мысль появилась.
У спецназа из одежды — несколько свитеров и теплые бушлаты. Проблемы с обувью не настолько критичные, как у солдат срочной службы. Врач из госпиталя вспоминает: "Как-то в кабинет зашли "беркуты". Запах от них просто ужасный. Это и из-за несоблюдения гигиены, и из-за дыма на Грушевского..."
Милиционеры стали заложниками
Председатель Профессионального союза аттестованных работников органов внутренних дел Украины Анатолий Онищук называет милиционеров и солдат внутренних войск заложниками ситуации. Ведь политики за 22 года независимости так и не выполнили свое "домашнее задание" по реформированию правоохранительной системы: ее переходу от репрессивных функций к социальным.
Профсоюз еще после событий во Врадиевке неоднократно обращался к премьер-министру Украины и требовал персональной встречи с ним, чтобы обсудить застарелые проблемы ведомства и персонала, требующие немедленного решения. Организация тогда подчеркивала, что врадиевский случай оголил проблемы правоохранительного ведомства и МВД в частности. Но, к сожалению, члены правительства так и не услышали их предложений и требований.
"Пусть политики лучше займутся другими вопросами и не требуют от милиционеров оставлять службу. Ведь госслужащие все 22 года независимости много говорили о том, что милиция изменилась. И все предыдущие министры отчитались перед тогдашними президентами, что милиция стала другой. А фактически политики ничего не сделали для того, чтобы это произошло. Поэтому сегодня у работников милиции к ним очень большое недоверие — ко всему тому, что они рассказывают и за что агитируют. Очевидно, такое недоверие есть не только со стороны милиции, но и общества в целом", — говорит глава профсоюза.
Он убежден, что разрешить конфликт и вернуть доверие общества к милиции может только глобальная реформа. "Для того чтобы реформа прошла успешно, качественные изменения должны носить опережающий характер", — уверяет Анатолий Онищук.
Анатолий Семенович много общается с милиционерами. Говорит, что они тоже устали от этого противостояния — и физически, и морально. Но перехода на сторону Майдана не будет. Можно написать рапорт, получить выходное пособие при увольнении. "Но куда он пойдет? Он умеет делать то, что он делает", — рассуждает он.
Пожар на Грушевского угас, но пламя борьбы еще тлеет, рискуя разгореться в любую минуту. Милиция продолжает стоять кордоном. Она уже давно ждет, чтобы все это закончилось. Потому что по ту сторону у многих друзья, знакомые и даже родственники. По эту сторону — служба, работа, долг. Колонки уже подвезены и со стороны милиционеров, чтобы заглушить информационную атаку "противника", которую время от времени усиливает голос "Океана Эльзы":
Скажи мені:
Чому ми живем на лінії вогню?
Ну не мовчи, не мовчи...
- Информация о материале
Не верьте власти ни на грош! Особенности налогообложения по-украински
Как может быть так, что не получив ничего, не работав вообще, я должен приносить и платить какие-то платежи? Где же это такое видано? В какой стране, в какой экономике, экономической системе? Раз назвался СПД, то должен, должен и еще раз должен этому государству в его безразмерные закрома…
Много лет назад было у меня ма-а-а-аленькое предприятие - СПД. Работало как-то, не валко, не шатко... Регистрируясь, я и другие такие же граждане точно знали, что в единый налог для СПД включены все без исключения налоги, сборы, обязательные платежи по таким предприятиям, предусмотренные законодательством. В том числе и, конечно, в Пенсионный Фонд (ПФ).
Я и платил. Перед началом каждого года аккуратно оплачивал за год вперед. Честно и добросовестно. В конце 2010 г., оплатил налог авансом за весь 2011-й. А вдруг мае 2011-го вышел новый закон о дополнительных платежах в ПФ. Получалось, что надо еще 400 гривен каждый месяц платить. Возмутившись нововведением, я снял все деньги со счета и прекратил вести вообще какую-либо деятельность. Не люблю, когда меня дурят. С этого момента, т.е. с мая 2011 года, последующие 3,5 года было полное молчание.
Но! На днях приходит бумага из исполнительной службы, что я должен заплатить в ПФ еще около 2000 гривен за 2011 год по результатам деятельности этого бездеятельного СПД...
Подождите, я же налог за весь год заплатил вперед, деятельность сразу прекратил, т.е. полгода оплаченных годовым налоговым платежом и так одарил это государство зря. Денег на счету ни тогда не было, и сейчас нет. За эти 3,5 года ни письма, ни суда, ни повестки какой-либо от ПФ не было. И сразу в исполнительную службу (ИС) с угрозами. Что за страна? Идти в ИС бесполезно, они покажут бумагу из ПФ. Идти в ПФ бесполезно - кто-то когда-то у них что-то решил?
Консультируюсь с юристом. Ответ: плати, иначе будет арест на машины, дом и прочее. Пока будем выяснять, заберут машину на штрафплощадку, больше потеряешь... Объясняю юристу, я не работал все то время, за которое требуют сбор в ПФ. И позже НЕ РАБОТАЛ! Откуда, с каких шишей я должен платить то, что не заработал? Из дома телевизор и холодильник продавать, только чтобы обеспечить какой-то налоговый и пенсионный бред? Как может быть так, что не получив ничего, не работав вообще, я должен приносить и платить какие-то платежи? Где же это такое видано? В какой стране, в какой экономике, экономической системе? Раз назвался СПД, то должен, должен и еще раз должен этому государству в его безразмерные закрома…
Юрист говорит, мол, ничего не могу сделать. Если бы был суд, позиция была бы, а без суда через ИС, арест имущества и кроме еще больших расходов, поездок по чиновникам и "решений вопросов" в ИС, ДАИ, и еще многом ничего не добьемся... Советую, отложи платежи за обучение детей, за операцию матери, сократи расходы на питание, но этот побор надо заплатить. Иначе будут проблемы.
Итоги
1. Вспоминаю лучший советсткий совет (немного переделал): если имеешь дело с государством, никогда ничего не пиши, если написал, не подписывай, если подписал, все отрицай и беги.
Нельзя в этой стране никакой бизнес вести никогда. Зарубил на носу и буду внушать детям.
2. Если ты хоть раз где-то засветился официально, тебя и через годы найдут, выдумают какую-то чушь и платить заставят. Вымутят, наедут, но заставят.
Когда-то в лихие 90-е приходили бандиты, и им можно было сказать: "Ну, нет в этом месяце ничего, не заработал, подождите". Верили и уходили. С нашим государством и его опричниками такое уже не проходит...
И сразу вспоминается место Украины во всех международных рейтингах бедности, развития предпринимательства, сложности налоговой системы и еще очень многое.
Эх, все-таки точно не ту страну назвали Гондурасом...
- Информация о материале
Не рассчитывая на помощь…
28 января депутаты Верховной Рады поддержали в целом законопроект №4030 «О внесении изменений в Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» относительно отсрочки вступления в силу положений п. 6 гл. VI «Заключительные и переходные положения» (ныне – Закон №733-VII). Согласно этому пункту, предоставление бесплатной вторичной правовой помощи малообеспеченным лицам, детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, беженцам, ветеранам войны, лицам, полностью или частично утратившим дееспособность, нуждающимся в психиатрической помощи, а также реабилитированным в соответствии с законодательством Украины, должно было бы обеспечиваться с 1 января 2014 г. Именно с этого момента указанные категории лиц могли бы бесплатно рассчитывать на:
защиту от обвинения;
представительство своих интересов в судах, иных государственных органах, органах местного самоуправления, перед иными лицами;
составление документов процессуального характера.
Необходимость отсрочки предоставления бесплатной правовой помощи перечисленным категориям граждан до 1 января 2015 г. объясняется авторами законопроекта №4030 отсутствием в 2013 г. финансирования расходов на развитие институциональной и материально-технической составляющих системы бесплатной правовой помощи, а также сокращением расходов на оплату деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную вторичную правовую помощь. Учитывая это, парламентарии приходят к заключению, что на сегодняшний день реализация положений Закона №3460-VI, по сути, не обеспечена надлежащими гарантиями финансирования со стороны государства.
Необоснованно, но необходимо
Невзирая на приведенные аргументы, отсрочка предоставления бесплатной правовой помощи была воспринята неоднозначно. Еще в минувшем году, давая заключение на тот же законопроект, проходивший под №3792, сотрудники Главного научно-экспертного управления ВР обратили внимание на то, что предполагалось отстрочить до 1 января 2015 г. вступление в силу именно тех положений Закона №3460-VI, которые предусматривают предоставление бесплатной вторичной правовой помощи социально незащищенным слоям населения, требующим повышенного внимания со стороны государства. По этому поводу в заключении указано, что Закон №3460-VI, к которому инициируются изменения, как свидетельствует практика его применения, имеет недостатки, связанные не только с нехваткой государственных средств на финансирование института бесплатной правовой помощи (в т. ч. вторичной), но и с наличием ряда необоснованных положений. В связи с этим существует насущная необходимость комплексного совершенствования законодательства в этой сфере. Поэтому внесение в Закон №3460-VI фрагментарных изменений в целом не поддерживается. Однако, поскольку в данном случае речь идет о внесении изменений, без которых в ближайшее время может возникнуть ситуация тотального неисполнения положений Закона №3460-VI, их принятие следует признать оправданным.
Мнение ГНЭУ было поддержано Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам верховенства права и правосудия, а также Министерством юстиции.
Не горит?
Следует указать, что практика оказания бесплатной правовой помощи в Украине является далеко не новаторской. Обязанность государства по обеспечению необходимого финансирования для юридической помощи неимущим и социально незащищенным лицам закреплена в Основных положениях о роли адвокатов, принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений.
Хотя речь в этом документе идет преимущественно об уголовных преступлениях, правительства государств заботятся и об участниках гражданского процесса. Так, о защите граждан в гражданском процессе беспокоится правительство Великобритании. Средства, выделяемые на такую защиту, распределяются между Citizens’ Advice Bureau (бюро по консультации) и Legal aid (адвокатами).
Среди стран СНГ помощь как в уголовных, так и в гражданских и административных делах отдельным категориям граждан за счет государства предоставляется в Казахстане, России, Беларуси, Молдове, Таджикистане, Литве, Латвии, Грузии. В этих странах создан отдельный орган, который осуществляет управление предоставлением бесплатной правовой помощи. Законодательство всех этих стран определяет, что финансирование бесплатной правовой помощи осуществляется из государственного бюджета, однако с этой целью могут использоваться и разрешенные законодательством другие средства.
Комментарии
Руслан Арсирий, член Совета судей Украины, член Совета судей административных судов
– Пока в Совете судей административных судов вопрос оказания бесплатной вторичной правовой помощи не обсуждался. Для того, чтобы сделать выводы, необходимо провести исследования, выяснить, сколько людей обращаются с подобными ходатайствами и обращаются ли вообще. Если говорить об Окружном административном суде Киева, то насколько я знаю, подобных обращений в суд не поступало. Хотя сам факт предоставления такой помощи быть должен, я не считаю, что сейчас назрела критическая необходимость вводить в действие подобные законодательные нормы. В данный момент в Окружном административном суде Киева гораздо большей проблемой является, например, вопрос о финансовом обеспечении предоставления переводчиков для иностранных граждан, поскольку переводчики не желают работать бесплатно.
Сергей Пойда, председатель Дарницкого районного суда Киева
– Безусловно, от внедрения правовой помощи по гражданским делам и делам об административных правонарушениях выиграли бы все стороны процесса. Я имею в виду как фигурантов судопроизводства, так и собственно суд, поскольку дело, участники которого общаются на одном – юридическом – языке может быть рассмотрено в более сжатые сроки.
Очевидно, что оказание бесплатной вторичной правовой помощи положительно скажется не только на сроках, но и, например, на качестве процессуальных документов, с которыми обращаются стороны в суд. Тем не менее, отсрочка предоставления бесплатной вторичной правовой помощи не играет принципиальной роли в вопросе качества отправления правосудия. Безусловно, положительных моментов это не добавит, но и не остановит осуществление правосудия судами Украины.
Словарь юриста
Бесплатная вторичная правовая помощь – вид государственной гарантии, заключающейся в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию. Включает в себя защиту от обвинения, представительство интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, а также составление процессуальных документов (ст. 13 Закона Украина №3460-VI «О бесплатной правовой помощи»)
Справка
В период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно центрами по оказанию бесплатной
вторичной правовой помощи выдано 76406 поручений адвокатам, в т. ч.:
22345 – для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи лицам, задержанным по подозрению в совершении преступления;
41877 – для осуществления защиты по назначению;
10009 – для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи лицам, к которым применено административное задержание;
2175 – для участия в проведении отдельных процессуальных действий.
Доля отказов от адвоката лицами, задержанными по подозрению в совершении преступления, за указанный период составляет 6,9%.
Всего центрами обработано 44035 процессуальных документов, в т. ч. 27808
постановлений следователей, 15361 определений судов, 572 постановления следственного судьи, 315 постановлений прокурора о назначении адвоката.
За указанный период времени на единый телефонный номер системы предоставления бесплатной правовой помощи поступило 79950 входящих звонков.
- Информация о материале
Страница 1102 из 2102
