Конкурентные войны на отечественном кинопрокатном рынке вышли на новый уровень. Ранее главными соперниками здесь были дистрибьюторы, занимающиеся прокатом фильмов голливудских студий-мейджоров. Сегодня в гонку за лидерство включились компании, работающие с продуктами независимых кинопродакшенов. Резонансным событием стал перехват в этом году «Интер-Фильмом» пакета релизов российской группы компаний «Парадиз» у ее давнего партнера в Украине компании «Аврора-Фильм». Права на семь из девяти картин, которые «авроровцы» намеревались выпустить в прокат зимой-весной 2014 года, перешли к сопернику. В экспертных кругах вероятной причиной произошедшего называют более выгодные условия, предложенные «Интер-Фильмом». В отличие от «Авроры» эта компания занимается кинопрокатом не только в Украине, но и в Казахстане, Азербайджане, Молдове и других странах СНГ.
Надо сказать, обе компании не являются самыми заметными фигурами в кинобизнесе. По итогам прошлого прокатного года «Авроре» удалось выбиться лишь на пятую строчку кассового рейтинга дистрибьюторов. Ей досталось 7,75% объема общих кассовых сборов, или $8,5 млн. за прокат 31 картины (здесь и далее данные компании «Медиа Ресурсы Менеджмент». — Ред.). Примерно такую же позицию занял «Интер-Фильм» — 7,6% общего бокс-офиса, или $8,41 млн. за 20 из 25 выпущенных релизов. Теперь же «Аврора» останется далеко позади своих основных конкурентов, ведь картины из пакета «Парадиза» составляли более 85% репертуарного плана компании, благодаря им удавалось собирать неплохую, по меркам независимого кино, кассу. У «Авроры», конечно, остается контракт с Bazelevs Distribution, а значит доступ к продолжениям мегауспешных франшиз «Елки» и «Горько!» (их недавние релизы собрали по $2,3 млн.). Однако пакет картин Bazelevs крайне скудный: на следующий год запланировано всего четыре фильма.
«Интерфильмовцам» же оторванного у «Авроры» куска (примерно 4% рынка) хватит для того, чтобы в текущем прокатном году стать в один ряд с игроками, занимающимися доходным мейджорским кино, а именно «Киноманией» (дистрибьютор Warner Bros., 15% общей кинокассы) и Ukrainian Film Distribution, UFD (дистрибьютор XX Century Fox, 14,3%). Они сами все последнее десятилетие всячески теснят друг друга, конечно, не вырывая из рук контракты, а выдавливая релизы конкурента из кинотеатров. Суть такой игры проста. Имея козырь в виде кассового фаворита, в котором заинтересованы все кинотеатры, можно дать в нагрузку к нему еще пару слабеньких релизов и «выбить» столько сеансов и залов, что сопернику негде будет разместить свои фильмы. В эту игру играют не только «Киномания» и UFD, но и бессменный лидер рынка B&H, в пакет релизов которого входят фильмы четырех голливудских гигантов — Universal Pictures, Sony Pictures, The Walt Disney Company и Paramount Pictures. В результате страдает бокс-офис даже хитов первого эшелона. Так, в прошлом году «Сталинград» подкосил сборы «Гравитации», а в позапрошлом «Хоббит» подкорректировал кассу картины «Жизнь Пи».
В отличие от B&H заработки «Киномании» и UFD уязвимы. Их позиция на рынке зависит от графика релизов флагманских франшиз голливудских партнеров-мейджоров.
По поводу роста на рынке доли «Интер-Фильма» «Киномании» пока волноваться нечего. Декабрьский «Хоббит», скорее всего, станет лидером этого прокатного года — $4,75 млн., да и новый фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» вряд ли подведет. В случае с UFD не все так прогнозируемо. Новым частям эпопей «Как приручить дракона» или «Люди Икс» далеко до успеха «Ледникового периода». Да и в целом работа с брендами «Фоксов» оставляет желать лучшего: вспомнить хотя бы «Крепкий орешек-5» или «Сайлент-Хилл-2». Единственная надежда UFD на удержание позиций — финансовый успех локального кино. Здесь уже положено хорошее начало благодаря высоким сборам картин «Любовь в большом городе-3» ($2,9 млн.) и «Вий 3D». Однако репертуарный план в этой области у UFD ограничен. Поэтому не исключено, что компания возьмется за активный поиск новых источников ходового локального продукта, выманивая себе контракты конкурентов. Более того, ради перспективы повысить кассовые сборы российские компании оставляют без фильмов собственные дочерние предприятия в Украине. Так случилось с картиной «С 8 Марта, мужчины», которая ушла в портфель «Интер-Фильма».
Динамика развития рынка кинопроката говорит о том, что эскалация «драк» между дистрибьюторами неизбежна. Последние три года Украина демонстрирует сдержанный рост сборов — на уровне 10%. На фоне повышения цен на билеты и увеличения числа современных кинотеатров это говорит скорее о стагнации отрасли, чем о ее развитии. Понимая ситуацию, дистрибьюторы будут пытаться сконцентрировать у себя наиболее ходовые кинорелизы, а значит случай с «Авророй» вряд ли будет последним.