Главная
Парламент возродил Нацгвардию: кто и как будет защищать Украину?
13 марта Верховная Рада Украины приняла за основу и в целом законопроект №4393 «О Национальной гвардии Украины», внесенный председателем Верховной Рады, и. о. Президента Украины Александром Турчиновым. За него проголосовали 262 народных депутата из 330 зарегистрировавшихся в зале.
Закон преобразовывает внутренние войска Министерства внутренних дел в Национальную гвардию Украины – воинское формирование с правоохранительными функциями, которое войдет в систему Министерства внутренних дел Украины. Он определяет функции Национальной гвардии, вытекающие из ее предназначения и задач, ее общую структуру и численность. Нормы закона упорядочивают руководство Национальной гвардией Украины, прохождение военной службы и трудовые отношения, определяют обязанности, права и ответственность военнослужащих. Также Закон устанавливает порядок принятия мер физического влияния, использования специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники военнослужащими. Попробуем разобраться, какие перемены принесет стране принятый законопроект.
Итак, в ближайшее время на базе внутренних войск МВД Украины будет сформирована Национальная гвардия Украины – военное формирование, предназначенное для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Также на Нацгвардию будут возложены функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами в обеспечении государственной безопасности и защиты государственной границы, пресечении террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций. По организационно-правовому статусу Национальная гвардия Украины будет действовать самостоятельно.
Необходимость создания такого подразделения диктуют реалии сегодняшнего дня. На Национальную гвардию Украины также будет возложена задача выполнять служебно-боевые задания в интересах граждан, общества и государства как в условиях мирного времени, так и при чрезвычайных ситуациях. Она также будет принимать участие в обеспечении обороны Украины, защите ее суверенитета и территориальной целостности, безопасности пограничного пространства, государственной независимости и национальных интересов в случае вооруженной агрессии, вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения (боевых) действий.
Новое – хорошо забытое старое?
Следует отметить, что принципиально нового понятия данный законопроект не внес. Напомним, что это уже не первая попытка возобновления функционирования Нацгвардии. В основу законодательной базы создания нового воинского формирования будут заложены нормы Закона «О Национальной гвардии Украины» №1775-XII от 4.11.1991 и Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины» №2235-ХII от 26.03.1992, которые также были направлены на обеспечение достойной защиты прав и свобод украинских граждан.
Однако в 2000 г. Национальная гвардия была расформирована на основании Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины» №1363-XIVот 11.01.2000 г. Этим законом личный состав, военная техника, вооружение, фонды и остальное имущество соединений, частей, учреждений НГУ были переданы внутренним войскам МВД и Вооруженным силам Украины. Выполнения функций по охране дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории Украины было возложено на МВД. «Нацгвардия исчерпала свои возможности, а потому некоторые ее подразделения переподчинены внутренним войскам. НГУ искусственно дублировала функции Минобороны, МВД, СБУ, погранвойск, следовательно, процесс переподчинения абсолютно логичный», – заявил тогдашний министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко.
Авторы принятого законопроекта №4393 утверждают, что восстановление Национальной гвардии Украины целесообразно проводить на базе соединений и частей внутренних войск МВД с привлечением лучших, не скомпрометированных, честных и порядочных офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых, военнослужащих запаса Вооруженных сил Украины, а также бойцов самообороны Майдана.
О структуре создаваемого подразделения
Согласно ст. 5 обсуждаемого Закона, Национальная гвардия будет подотчетна и подконтрольна Верховной Раде Украины. Непосредственно руководить Национальной гвардией будет командующий, также назначаемый Верховной Радой по представлению Президента Украины сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не сможет быть командующим Национальной гвардии более двух сроков подряд.
Организационно Нацгвардия будет состоять из главного управления, соединений, воинских частей и подразделений, военных учреждений, военных учебных заведений и учебных частей. Организационную структуру и численность соединений, воинских частей и учреждений НГУ будет определять и утверждать Верховная Рада Украины. План дислокации Национальной гвардии будет разрабатывать ее главное управление, однако он будет согласовываться с Кабинетом министров Украины и утверждаться Президентом Украины. В обязанности командующего Национальной гвардии будет входить утверждение штата соединений, воинских частей и учреждений. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Нацгвардии осуществляет Кабинет министров Украины за счет средств Государственного бюджета.
Личный состав НГУ планируется сформировать из военнослужащих и лиц, работающих по трудовым договорам. Комплектование Национальной гвардии военнослужащими будет осуществляться на контрактной основе. Военнослужащие будут принимать военную присягу на верность украинскому народу, у них будут единые для Вооруженных сил Украины воинские звания и знаки различия. Вместе с тем, вводятся некоторые ограничения по принятию на службу в Национальную гвардию Украины. Общая численность Нацгвардии составит до 60 тыс. человек, а при необходимости может быть увеличена – соответствующее решение будет принимать Верховная Рада.
Национальная гвардия Украины – военное формирование, предназначенное для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, что включает в себя:
охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности,
взаимодействие с правоохранительными органами в обеспечении государственной безопасности и защиты государственной границы,
пресечение террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций.
В Нацгвардию вошли первые 500 добровольцев
14 марта утром около 5 сотен добровольцев собрались на Майдане Независимости в Киеве, чтобы организованно отправиться на полигон в село Новые Петровцы под Киевом.
Перед ними выступил секретарь СНБО Андрей Парубий, который пожелал им сил и успехов. Журналистам он уточнил, что полигон Внутренних войск в Новых Петровцах «наиболее адекватен сегодня для обучения». «Этот полигон способен вместить и быстро провести обучение 500 человек. Первая наша группа сегодня туда уже выезжает», – отметил А. Парубий.
По прибытию на полигон добровольцы пройдут медицинское обследование, после чего приступят непосредственно к подготовке. Обучение будет длиться до 15 дней, и это, по словам г-на Парубия, будет «боевая армейская подготовка». «Решение о создании Национальной гвардии дает нам возможность очень быстро мобилизовать наших добровольцев», – отметил секретарь СНБО.
Отметим, что Нацгвардии «по наследству» от внутренних войск МВД переходит выполнение ряда правоохранительных функций. Кроме того, во взаимодействии с правоохранительными органами она должна будет принимать участие в обеспечении госбезопасности, защите госграницы, пресечении террористической деятельности, а также в деятельности по обезвреживанию военизированных вооруженных группировок.
Общая численность Нацгвардии составит до 60 тыс. человек, при необходимости количество личного состава может быть увеличено – соответствующее решение принимает Верховная Рада.
Комментарии
Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины
– В ближайшее время мы объявим мобилизацию в Нацгвардию. Значительное число гвардейцев будут призваны для охраны границ Украины и гражданского порядка в стране. Это – как ответ на дестабилизацию извне. Не военная реакция, а организованный ответ гражданского общества. Отмечу, что в военкоматах страны по собственной инициативе запросили мобилизацию несколько десятков тысяч человек. И это вне системы организованной целенаправленной мобилизации.
Андрей Парубий, секретарь Совета национальной безопасности и обороны
– В основу функций Национальной гвардии Украины будут положены обеспечение государственной безопасности и защита государственных границ, прекращение террористической деятельности на территории страны, а также деятельности военизированных формирований. И мы будем обращаться ко всем активистам, которые хотят присоединиться к Национальной гвардии Украины. Самооборонцев, которые пойдут в гвардейцы, сразу же начнут обучать несению службы.
Олег Тягнибок, народный депутат Украины
– Создание Национальной гвардии Украины дает возможность мобилизовать сегодня в ее ряды тех украинцев, которые имеют желание, силы, возможности и патриотизм защитить свою Родину. Достойно защитить территориальную целостность нашего государства, украинскую Конституцию и, наконец, свои семьи и весь украинский народ. Данная структура будет создана на основе уже существующих структур, но даст возможность мобилизоваться патриотически настроенным людям, которые имеют военный опыт, прошли военную службу и способны защищать Украину. Агрессия со стороны России вызвала волну национального патриотизма, и для того, чтобы из желающих добровольцев была создана государственная структура, был принят данный закон. Промедление с принятием данного закона было бы крайне опасно. Финансирование, которое будет разработано профильными специалистами, будет полностью обеспечено.
Виктор Чумак, народный депутат Украины
– Создание Национальной гвардии Украины можно назвать альтернативой внутренним войскам, поскольку у последних сегодня очень низкий уровень доверия. Также Национальная гвардия берет на себя 2 дополнительные функции: участие совместно с Вооруженными Силами Украины в отражении внешней агрессии и совместно с правоохранительными органами – в охране государственных границ. Это дает возможность без дополнительного расширения Вооруженных Сил направить около 60 тыс. человек на охрану государственных границ. Тем более, что Национальная гвардия Украины будет более контролируемой, контроль парламента над этим формированием будет гораздо выше.
Александр Турчинов, председатель Верховной Рады, и. о. Президента Украины
– Совместно с правоохранительными органами Национальная гвардия Украины будет принимать участие в прекращении террористической деятельности, которая развернулась на территории Украины, а также в операциях по обезвреживанию незаконных военизированных формирований и ликвидации боевого конфликта путем ведения военных боевых действий и выполнения заданий по территориальной обороне.
- Информация о материале
Бунт на экспорт: что такое «Русская весна»
Недавно секретарь СНБО Украины Андрей Парубий заявил, что силовым структурам удалось предотвратить масштабную провокацию «пророссийских активистов» Русская Весна (РВ) по дестабилизации ситуации в восточной части страны. По данным секретаря СНБО, операция задумывалась в восьми областях Украины 16 марта.
Планировался в 12 часов сбор так называемых митингов, провозглашение так называемых народных губернаторов, захват областных администраций. Но уже на 21 число они планировали так называемый «крестный ход» на Киев. Сегодня мы можем говорить, что этот их план не был осуществлен и был провален — сказал Парубий.
Однако, учитывая хаос на украинских границах и временную слабость органов МВД, опасность российского вмешательства во внутренние дела Украины по-прежнему остается. Санкции Запада немного отрезвили кремлевское руководство, но очевидно, что просто так Москва от Украины не отстанет. Одним из эффективных средств «мутить воду» останется заброс диверсантов и провокаторов — не случайно, что инициатива введения визового режима была озвучена в Киеве. РФ, напротив, «выражает сожаление» по поводу желания соседей укрепить пограничный режим и об ответных мерах даже не заикается. Еще бы — тогда о массовом десанте экстремистов в восточную часть Украины придется только мечтать.
Разумеется, люди с российскими паспортами, участвующие в митингах и беспорядках в Донецке, Харькове, Луганске и пр. составляют только определенную, теневую часть «сепаратистских» процессов. Однако именно им принадлежит наиболее агрессивная и провокационная роль — они завозят российскую символику, устанавливают ее на украинских органах власти, разжигают беспорядки, распространяют идеи «референдумов», «федерализации», «единого народа» и проч. В свою очередь, сторонников этих лозунгов среди украинских граждан трудно назвать собственно украинцами — они говорят исключительно на русском и ненавидят «бандеровцев» по одному факту их существования. Самозваный «народный губернатор» Донбасса Павел Губарев состоял в фашизоидном Русском национальном единстве (РНЕ) и прокремлевской социалистической партии Натальи Витренко. А выкрики, которые доносятся из уст дончан и харьковчан («Беркут! Беркут!», «На колени!», мат-перемат) свидетельствуют об их специфической российской ментальности.
В то же время, пророссийские митинги в «небандеровской» Украине нельзя назвать массовыми. В разгар «русской весны» численность донецких сепаратистов, выходивших на улицы, не превышала 10 тыс. человек. Последний митинг собрал не более 2 тыс. и прошел под совсем уже маразматическими лозунгами «Янукович — наш президент!». Основной контингент собравшихся — пенсионеры, местные коммунисты, городские сумасшедшие и вездесущие российские гастролеры, среди которых затесался даже негр-нацбол из Латвии.
История вопроса
Надо сказать, что практика экспорта дестабилизации обстановки в постсоветских странах была опробована Кремлем задолго до украинских событий. Главные тревожные симптомы возможной экспансии — наличие устойчивой русскоязычной диаспоры, раздача российских паспортов местным жителям, дислокация вооруженного контингента РФ на территории суверенного государства. «Паспорта» и «дислокация» оказались решающими факторами в 2008 году, когда Россия принялась «защищать» своих миротворцев и граждан от «агрессии» Грузии. Все три фактора сошлись в 2014 году в Крыму, где без проблем удалось организовать карикатурный «плебисцит» о добровольном вхождении в состав РФ.
В опасной зоне находится Прибалтика, что уже отмечали экс-президент Латвии Вике-Фрайберга и действующий глава Литвы Даля Грибаускайте. И членство в ЕС/НАТО не должно усыплять бдительность местных силовиков — ведь именно Балтия (конкретно — Эстония) еще в апреле 2007 года стала опытным полигоном для обкатки технологий по дестабилизации.
Речь идет о беспорядках в Таллинне, когда «пророссийские активисты» устроили погромы в центре города из-за переноса памятника советским солдатам. Эстонская полиция довольно жестко тогда подавила «русскую весну», хотя и не смогла предотвратить акты мародерства и вандализма. Было задержано 1160 человек. Среди них 85 граждан РФ и 308 апатридов. Единственный погибший — гражданин России Дмитрий Ганин. Полиция зафиксировала 148 объектов, которые пострадали от действий вандалов.
Активное участие в таллинских событиях приняли члены прокремлевского молодежного движения «Наши», причем не только эстонский «филиал» организации, но и прибывшие из России комиссары. Впоследствии им запретили въезд на территорию Эстонии, а также в Шенгенскую зону. Трудно сказать, сколько было «засланных казачков» среди задержанных полицией граждан РФ, поскольку многие из русскоязычных эстонцев являются бипатридами. Это особенно странно, ведь двойное гражданство в республике запрещено. Тем не менее, по официальным данным, более 15 тыс. человек в Эстонии имеют помимо эстонского гражданства еще и российское, что можно смело назвать угрозой национальной безопасности.
По горячим следам таллинского «шедвелла» командующий эстонскими Силами обороны генерал Антс Лаанеотс публично заявил, что истерия и последующие силовые действия защитников Бронзового солдата были«масштабной, одобренной на высоком политическом уровне, тщательно продуманной и подготовленной спецоперацией РФ против Эстонии». С аналогичным заявлением выступил и тогдашний министр юстиции Рейн Ланг. Неоднократно о том, что за апрельскими беспорядками стоят спецслужбы РФ, говорил член парламента, реформист и театральный режиссер Райво Ярви.
Одним из наиболее удобных поводов для демонстрации силы и устрашения «врагов России» остаются международные футбольные соревнования. Любые стычки здесь можно списать на «околофутбол», разборки фанатов. Но из «околофутбольного» ряда явно выбиваются беспорядки в Хельсинки в июне 2009 года, когда российские хуллс превратили центр финской столицы в зону боевых действий. По итогам столкновений было задержано около 30 россиян. Также нельзя назвать «фанатскими разборками» массовое побоище в Варшаве в ходе Евро-2012, где россияне схлестнулись с польскими болельщиками. В обоих случаях россияне непременно хотели пройти по центру города многотысячным маршем и обязательно с использованием провокационной советской символики. Показательно, что даже представители власти РФ допускали накануне столкновений откровенно разжигающие заявления. Например, перед матчем с Польшей, в ответ на рекомендации поляков избежать на марше флагов СССР, министр спорта Виталий Мутко заметил, что не надо нам, дескать, советовать с чем ходить. Сами решим.
Украина на очереди
И вот после Эстонии-2007, Грузии-2008, Финляндии-2009, Польши-2012 пришел черед Украины. Сюда ринулись толпы веселой гопоты, пользуясь проходным двором на границах. И в отличие от предыдущих зарубежных экспедиций Кремлю удалось мобилизовать под свой интерес не только дежурную карманную «комсу», но и нафталиновый политический хлам по типу НБП, РНЕ и т.п. Это можно считать несомненным успехом Путина. Долгое время российские экстремисты были головной болью для властей — в целом контролируемой, но далеко не всегда адекватной силой. И тут подвернулся удобный случай сделать из радикалов потенциальных союзников, да еще натравить их на «жидобандеровцев» и «западных подстилок». И скорей всего бОльшая часть путинских туристов отправилась в Украину не за деньги, а по «зову сердца», ну и также по причине маргинального статуса внутри своей страны.
По данным Госпогранслужбы Украины, начиная с 4 марта пограничники не пустили на территорию страны более 8 тыс. человек из России, которых можно было подозревать в организации массовых беспорядков. 77 человек получили статус нон-грата, 63 человека были задержаны после участия в экстремистской деятельности. Даже если предположить, что данные цифры завышены «для отчетности», то масштаб проникновения диверсантов все равно выглядит внушительным. Ведь скольких еще не остановили, и они курсируют от города к городу, убеждая обывателя в массовости пророссийских настроений в Юго-Восточной Украине.
Задействованы персонажи на любой вкус. Например, питерский нацист, член организации «Черная сотня» некий Антон Раевский. Прибыл в Одессу тренировать местную самооборону — группу из 50 человек, которая ходит на пророссийские марши в Одессе в униформе, масках, с щитами и дубинками. Организация занимается также уничтожением украинской символики в городе.
Или латвийский гражданин Айо Бенесс, «дитя фестиваля», гражданин Латвии, путешествующий со своими друзьями-нацболами по всей немайдановской части Украины. Латвия уже собирается лишать Бенесса гражданства за его участие в экстремистских акциях. В своем фейсбуке, ничуть не смущаясь, бравый лимоновец пишет буквально следующее:
Я выступил с небольшой речью на митинге в Симферополе, заявив, что на Крыму мы не остановимся и пойдем освобождать от неонацистской мрази прочие города Украины — Донецк, Харьков, Одессу, Николаев, а потом и Киев. Мы хотим объединить Россию, Украину и Беларуссию — братские славянские народы в едином государстве. А затем придет черед и Прибалтики, Кавказа, Средней Азии и т.д. Наша программа максимум — это восстановление СССР в обновленной форме.
Народное ополчение в Симферополе закончилось. Позавчера был мой последний день дежурства в народном ополчении. Поскольку Крым стал официально частью России и в город вошли «вежливые люди», отряды самооборонцев расформированы. Часть ребят возможно будет служить в вооруженных силах Российской Федерации, а часть — станет дружинниками для поддержания порядка в городе. Нашу роту отпустили домой. Ребята попрощались со мной, а генерал и полковник пожали мне руку и поблагодарили за хорошую службу.
Итак, товарищи нацболы, Крым взят практически без единого выстрела и без потерь для партии! С моей точки зрения мы-другороссы проявили себя достойно. Поэтому двигаемся дальше, на Юго-Восток. Слава России !!!
Алексей Худяков, монархист, член «Щита Москвы», а также прокремлевского Румола приехал в Донецк бороться с «оранжевой заразой». Был замечен в окружении Павла Губарева. Ранее, по собственному признанию, «проводил акцию Георгиевская ленточка в десятках городов на Украине, и автопробег Ханты-Мансийск — Севастополь».
Москвич Михаил Чуприков (он же Мика Ройнкайнен), член прокремлевского движения Местные, прославился тем, что водрузил флаг России над харьковской ОГА.
А вот какие рекомендации дает своим соратникам (и просто русским людям), отправляющимся в Украину, многолетний лидер РНЕ Александр Баркашов:
По результатам поездки наших инспекторов в Восточные и Юго-Восточные регионы Украины, а также в силу того, что стихийный отъезд наших соратников в Украину продолжается, считаю необходимым дать некоторые рекомендации тем, кто решил именно сейчас туда поехать.
Рекомендую выезжать группами не менее трёх человек. Если пересекаете границу по железной дороге или на автобусе, то ехать раздельно.
В связи с ужесточением контроля со стороны украинских таможенно-пограничных служб, рекомендую местом назначения своей поездки называть Киев или Львов. Потому что русские добровольцы туда не поедут и эти места назначения не вызовут подозрения у украинских погранслужб.
По приезду на Украину — обязательно быть на постоянной связи со своим региональным руководством или с центральным руководством, с тем, чтобы в последующем можно было обеспечить связь и взаимодействие между всеми прибывшими, в том числе и стихийно, группами соратников.
Наиболее оптимальным местом приложения ваших усилий на сегодняшний день является Донецк. Во всяком случае, там вы будете востребованы.
Обращение Баркашова датировано 6-м марта, и Донецк «Петрович» советует для посещения не случайно. Именно здесь «пророссийские активисты» устроили наиболее крупные беспорядки 13 марта и напали на участников митинга «За единую Украину», после чего погиб член ВО «Свобода».
РНЕ засветилось в украинских событиях и с другой стороны, более «респектабельной». Например, в СМИ прошла информация, что в крымском референдуме все-таки участвовали некие международные наблюдатели. Занималась надзором за выборами российская организация (с международным статусом) CIS-EMO во главе с Алексеем Кочетковым, который в 90-е годы был одним из ближайших соратников Баркашова и главным редактором «Русского порядка» — основного печатного издания РНЕ. За рубежом CIS-EMO «наблюдает» за выборами, как правило, в зоне интересов Российской Федерации — в Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии. Очевидно, что речь идет о подставной организации, призванной проводить интересы Кремля на подотчетных CIS-EMO территориях и выборах.
Итак, «нашисты», нацисты, нацболы — все побывали тут. В целом, действия «путинских туристов» в Украине напоминают интернациональные отряды в Красной армии в годы Гражданской войны. Тогда в помощь молодой социалистической республике со всего света потянулись красные фанатики, отличавшиеся, между прочим, высоким уровнем боеспособности и убежденности. Китайцы, латыши, венгры, югославы в значительной степени повлияли на итоги Гражданской войны. На стороне РККА воевало около 300 тыс. таких вот добровольцев.
Сейчас, на первый взгляд, опасность распространения «пророссийского» вируса силам молодой киевской власти удалось локализовать. Но если дать слабину и не укрепить границу, то вереница соседских баламутов вновь потянется в гости к поистине братской Украине. «Русская весна» понимает только силу.
- Информация о материале
Госреестрами по-прежнему управляет старая власть
События Евромайдана, бегство «Семьи» и последующая российская интервенция в Крым совершенно вывели из общественного внимания скандал, произошедший с госреестрами прошлой осенью. Скандал, надо признаться, достаточно актуальный и по сей день, поскольку речь идет в т.ч. о реестре избирателей. С одной стороны, декларации новой власти о принципах прозрачности и приверженности европейским стандартам в вопросах госуправления дают надежду, что ситуация развяжется в ближайшее время в пользу государства и граждан. С другой стороны, озвученные прошлой осенью объемы средств, выделяемых на обслуживание госреестров, позволяют предположить, что материально-заинтересованные стороны не сдадут место у «кормушки» без боя.
Напомним, что на пресс-конференции по результатам 100 дней работы на посту министра юстиции Елена Лукаш заявила, что до её прихода на должность, в Госинформюсте действовала схема, которая нанесла государству убытки в размере $400 млн. По ее словам, компания-разработчик «Арт-мастер» оформила право собственности на реестры, поэтому до июля 2013 года государство было вынуждено перечислять ежемесячно за право пользования реестрами более 10 млн. грн.
Иными словами, государство еще 10 лет назад было «поставлено на счетчик» заинтересованными лицами, причастными к компании «Арт-мастер» и действовавшая на то время власть предпринимала попытку вырваться из этой зависимости в свойственной для себя манере ― путём обхода сервера лицензирования, организацией маски-шоу в офисе компании-разработчика и блокировки её счетов.
В ответ на такие действия команда «Арт-мастер» заявляет о пиратстве со стороны государства. В частности, Алексей Ковальский, и.о. гендиректора компании заявил, что расценивает «остановку работы и взлом ПО госреестров 1-3 октября 2013 как акт государственного пиратства при поддержке Министерства юстиции» и добавил: «На глазах у всей страны государственным предприятием «Информационный центр Министерства юстиции (Госинформюст) совершается преступление: крадется программное обеспечение, взламывается хакерами и это подается, как «восстановление работы» госреестров».
Через несколько дней Алексей Ковальский написал Елене Лукаш письмо, в котором опроверг слова министра по поводу получаемых компанией роялти в размере 10 млн. грн. и одновременно озвучил явно бредовую сумму ― около 6 млрд. грн ― которую якобы пришлось бы потратить государству, если бы оно самостоятельно 13 лет занималось поддержкой госреестров.
Между тем, менее, чем через месяц после «рейдерского захвата» Минюстом госреестров и обнародования фантастической коррупционной схемы на сотни миллионов долларов, министерство выделило Госинформюсту 309,55 млн. грн. на обслуживание 18 госреестров. Кроме того, на первое полугодие Минюст уже запланировал тендер на выделение Госинформюсту еще 355 млн. грн. для сопровождения госреестров. Правда 21 января 2014 Минюст отменил этот тендер.
Непомерные финансовые аппетиты Госинформюста таки попали в сферу интересов правоохранительных органов, в результате чего Главное следственное управление МВД открыло уголовное производство по ч.2 ст.364 (злоупотребление властью или служебным положением), ч.5 ст.191 (присвоение имущества в особо больших размерах) и ч.2 ст.361 УК (несанкционированное вмешательство в работу компьютеров).
«В рамках этого уголовного производства осуществляются следственные действия по совершению бывшими должностными лицами Предприятия (Госинформюста — прим. авт.) уголовно наказуемых деяний, в том числе, и по заключению договоров с ООО «Арт-мастер» и ООО «3-Т», по которым последним перечислялись огромные суммы авторского вознаграждения за пользования компьютерными программами, которые являются составляющими Государственных реестров», ― рассказал «proIT» Леонид Богданов, генеральный директор ГП «Информационный центр».
Он также обращает внимание, что по результатам комиссионной экспертизы в сфере интеллектуальной собственности, проведенной в рамках уголовного дела, было установлено, что ПО госреестров не являются объектами права интеллектуальной собственности, поскольку фактическая функциональность и форма таких компьютерных программ не соответствуют технической документации, предоставленной на исследование.
«Учитывая это, Предприятием (Госинформюст) был подан иск о расторжении авторского договора, которым передавалось право пользования компьютерной программой «Государственный реестр вещных прав», и взыскании всей суммы роялти, которая была оплачена компании «Арт-мастер». На данный момент Хозяйственным судом Киева открыто производство по хозяйственной делу и назначено судебное дело к рассмотрению на 14.04.2014 года», ― говорит Леонид Богданов.
Кроме того, Госинформюст подал заявление в Антимонопольный комитет против «Арт-мастера» по поводу монопольной продажи последней электронных цифровых подписей для доступа к госреестрам по ценам в 33 раза выше среднерыночных. По словам гендиректора Госинформюста, оплата роялти по договорам с «Арт-мастером» была прекращена с сентября 2013 и сейчас все отношения с ООО «Арт-мастер» и ООО «3-Т» прекращены.
На сегодняшний день функционирование госреестров обеспечивает Госинформюст. «Счета компании не были заморожены, работники имеют надлежащую квалификацию и значительный опыт», ― утверждает Леонид Богданов.
Он говорит, что одновременно Госинформюст разрабатывает новое ПО на принципиально новой основе: «Главной задачей, кроме повышении уровня функциональности информационной сети Минюста, было недопущение влияния одного разработчика на сеть и обязательная государственная собственность на результат. Ориентировочный срок внедрения нового ПО ― в июле-июне 2014». При этом гендиректор госпредприятия подчеркнул, что до завершения работ по созданию нового ПО невозможно должным образом рассмотреть вопрос о тарифах на его обслуживание.
Фактически позиция Госинформюста ― технического администратора госреестров ― сводится к тому, что все контакты с разработчиками злополучных госреестров прекращены еще в сентябре 2013 и госпредприятие сейчас единолично администрирует госреестры, параллельно разрабатывая свою версию реестров. Но все это плохо согласуется с позицией распорядителя реестров ― Государственной регистрационной службы.
В частности, пресс-службе Укргосреестра в комментарии «proIT» сообщили, что как раз сейчас с разработчиками госреестров идут переговоры относительно урегулирования дальнейших взаимоотношений. «Первоочередной вопрос переговоров ― ликвидации схемы выплаты роялти за использования программного обеспечения. Также рассматриваются вопросы по поводу дальнейших доработок реестра. При этом прорабатывается в том числе вопрос выкупа программного обеспечения в государственную собственность, что позволит осуществлять дальнейшую доработку программного обеспечения силами технических администраторов», ― сообщили в пресс-службе «Укргосреестра.
Примечательно также и то, что руководящий состав Укргосреестра и технических администраторов реестров, распорядителем которых является Укргосреестр, практически не изменился с марта 2013 года. А Леонид Богданов остается на должности генерального директора Госинформюста с 4 декабря 2013.
В Укргосреестре, в отличие от Госинформюста, мало верят в способность государства самостоятельно создать современную систему ведения госреестров по той причине, что уровень зарплат, как в государственных органах, так и в госпредприятиях существенно ниже рыночной отлаты труда специалистов необходимой квалификации. Там также говорят, что пока не получали предложения о помощи в создании новых систем госреестров от IT-компаний на рынке.
Впрочем, сами IT-компании готовы предложить свои услуги и ждут лишь конкурса. По словам их представителей, в создании системы госреестров нет ничего сложного. Александр Ефремов, директор по развитию «Компьютерные информационные технологи» говорит, что в Украине есть десятки, а то и сотни компаний, которые могут реализовать такую задачу: «Нужно учитывать, что в нашей стране IT-бизнес движется по восходящей и Украине входит в топ-5 стран по развитию IT в мире, а в госреестрах я ничего уникального не вижу».
В свою очередь Юрий Сивицкий, соучредитель «Софтлайн-ИТ», отмечает, что его компания не предлагала Минюсту свои услуги по созданию систему госреестров, но если будет объявлен конкурс на разработку, то компания будет в нем участвовать. «По нашим оценкам на создание софта для реестров Минюста нужно от 6 месяцев до года. Говорить о точном количестве специалистов нельзя, так как в процессе разработки нужно привлекать различные проектные группы на определенных этапах — всего порядка 5-6 групп по 10 человек. По стоимости разработка реестров и передача их в госсобственность будет соответствовать сумме, которую ежегодно платили в виде роялти, но это будет разовый платеж.
Дальнейшая поддержка нужна, но речь идет о суммах в 10 раз меньше стоимости разработки, либо она вообще может выполняться силами специалистов ГП «Информационный центр» и/или «Укргосреестра» если разработку проведут на платформе-конструкторе. То есть, у компетентного специалиста госструктуры будет возможность вносить коррективы в работу информационных систем в соответствии с изменениями в законодательство, без необходимости менять код», ― рассказывает Юрий Сивицкий.
Другой участник рынка, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что для восстановления доступа к реестрам (после их блокировки 1 октября ― прим. авт.) привлекали специалистов из 5-6 компаний. «Скорее всего, эти компании и пригласят на разработку реестров — это будет не проект какой-либо одной компании, а совместная работа проектных групп разных участников рынка. Но это будет в неопределенной перспективе, так как в этом году бюджет вообще пустой и вряд ли на информатизацию появятся деньги. А через год ситуация может измениться кардинально», ― объясняет специалист.
В результате складывается весьма парадоксальная ситуация. В то время, как технический администратор госреестров прекратил все отношения с сомнительными «разработчиками» и пытается через суд вернуть уплаченные государством роялти, взятые с потолка, старое руководство Укргосреестра еще рассматривает какие-то варианты сотрудничества со скомпроментированными компаниями. При этом десятки украинских IT-компаний готовы хоть сейчас принять участие в конкурсе и по рыночной цене создать и передать в собственность государства систему госреестров. Очевидно, что новой власти необходимо в ближайшее время вмешаться в эти процессы, чтобы взять под контроль доступ к госреестрам и окончательно прикрыть старую «кормушку».
- Информация о материале
Жизнь с врагом: что делать в сфере безопасности
Острая фаза военно-политического кризиса так или иначе завершится, а новая реальность, созданная за последний месяц, останется. Украине предстоит жить и развиваться в условиях, когда соседом на востоке является не стратегический партнер (хоть и весьма сложный), а очевидный противник; в условиях, когда платой за внешнеполитические ошибки становится не проигрыш на выборах, а потеря территориальной целостности или даже самой независимости государства. И одно осознание этого факта должно стать толчком к глубокому переосмыслению политики безопасности Украины, и не только ее, конечно. На самом деле мы стоим на пороге создания нового государства. И должны понять, что речь сейчас идет о выживании, причем для многих из нас в самом что ни на есть простом смысле — физическом.
Последние события в РФ только подтверждают такой вывод. В России уже предлагают штрафовать за "распространение содержащей недостоверные сведения информации, умаляющей заслуги погибших при защите Отечества, авторитет Российской империи, СССР, Российской Федерации, их вооруженных сил" (законопроект депутата Государственной Думы РФ О.Михеева от 25.03.2014 г.).
Незаметно проходят сообщения о том, что 18 марта 2014 г., в день аннексии Крыма и Севастополя, В.Путин назначил Владислава Менщикова начальником Главного управления специальных программ Президента РФ (ГУСП), пятым руководителем Главка после его создания на основе 15 ГУ КГБ СССР. Его предшественник Дмитрий Рыжков пробыл на должности всего чуть более двух лет. В прошлом оба — офицеры органов госбезопасности РФ. Среди задач ГУСП — организация мобподготовки, мобилизации высших органов государственной власти РФ, а также обеспечение их функционирования в условиях военного времени. Ориентировочная численность ГУСП — до 20 тыс. чел.
Возможно, это просто совпадение, однако во время предыдущих кризисов, возникших после 1991 г., руководителей Главка не меняли. Так что в России — все серьезно, несмотря на браваду, В.Путин понимает, к чему идет, и готовится к большой войне.
И нам необходимо отважиться посмотреть правде в глаза, отбросить многолетние мантры о том, что у Украины нет внешней угрозы. Сегодня это в лучшем случае — откровенная глупость, а в худшем — преступное вранье.
Принять как непреложную реальность то, что нам нужны не только и не столько символы и подписи на декларациях, а настоящая, осязаемая помощь и гарантии. Будапештский меморандум в одночасье превратился в ничего не стоящую бумажку. А какие под ним стояли подписи! Не бумажка — броня! Почему же мы думаем, что другие столь же уважаемые договоры не могут рассыпаться в столкновении с новооткрывшимися обстоятельствами?
А значит, что бороться надо не только и не столько за вступление в НАТО (в новом дивном мире ст. 5 Вашингтонского договора вполне может и не сработать), сколько за то, чтобы Украина обладала достаточным оборонным потенциалом и возможностью оперативного привлечения поддержки союзников для нанесения противнику неприемлемого ущерба. Стоит бороться не за подписание договоров, хотя и это, безусловно, необходимо, а за доступ к ресурсам, и не только материальным, а организационным, информационным и т.д., к опыту НАТО, к процессу консультаций и принятия решений.
Нам нужна не только и не столько перспектива членства в Евросоюзе, а вполне осязаемый безвизовый режим, открытые рынки, финансовая и консультативная помощь Брюсселя, полноформатное участие в Общей политике безопасности и обороны ЕС и т.д. Именно на решении конкретных вопросов взаимодействия и должна сконцентрироваться украинская дипломатия.
А символы? Что ж, они, безусловно, важны, но если будет обеспечено главное — реальная интеграция Украины в структуры Западного мира, после придут и символы. Всему свое время. К слову, подписание Ассоциации с ЕС, даже в донельзя урезанном виде, — позитивный пример такого символа. Евросоюз, подписывая Соглашение с очевидно временным правительством, тем самым придает ему дополнительную легитимность, подрывает центральную идею российской пропаганды о нелегитимности киевских властей.
Осознание внешней угрозы ставит целый ряд важнейших вопросов. Назрела необходимость глубокой перестройки самой парадигмы безопасности. Формируя в 1990-е правовую базу национальной безопасности, украинский законодатель исходил из подхода человеческой безопасности (human security), предельно широко трактуя проблематику. Именно поэтому СНБО Украины последние десятилетия занимался всем: от развития жилищно-коммунального хозяйства до обеспечения населения качественными и доступными лекарственными средствами. Спору нет, вопросы важные и актуальные. Однако при этом внешняя политика, оборона, противодействие иностранным спецслужбам как-то отошли на второй план. А заниматься необходимо, в первую очередь, этими "неинтересными" и "неденежными" проблемами. С лекарствами, да и с закупками Кабинет министров как-то разберется и сам. А не разберется — на то есть парламент и выборы.
В Украине необходимо восстановить в правах традиционное понимание национальной безопасности как спектра проблем, которым занимаются дипломаты, военные и разведчики с контрразведчиками. И все. При этом стоит отказаться от набившего оскомину вполне советского понятия "государственная безопасность", при таком подходе абсолютно излишнего.
Кстати, следует отметить, что вопрос десоветизации сегодня действительно превращается в актуальнейшую задачу в сфере национальной безопасности. Главное —только четко разобраться, в чем же состоит советскость, и не упустить из виду такие ее родовые черты, как чрезвычайщина, невежество и хамство.
И если кажется, что законодательные изменения сегодня не ко времени, то стоит помнить, что спокойное время для Украины настанет теперь нескоро, очень нескоро.
Без стабильного и профессионального чиновничества успешная Украина невозможна. В Украине необходимо создать настоящую Государственную службу, причастность к которой должна стать предметом гордости. Надо обеспечить полную деполитизацию и департизацию бюрократии. Нулевая толерантность к коррупции — задача даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. И, конечно, профессионализм, который должен стать принципиальным условием не только для карьерного роста, но и для сохранения достигнутых позиций.
Все это выглядит благими пожеланиями в стране, где за прошедшие годы новый министр назначался каждые 43 дня, где глава державы назначает и увольняет чиновников вплоть до уровня председателей районных государственных администраций. Напомним также, что в Украине прошло пять волн зачистки государственной службы по политическим мотивам (2002, 2005, 2006, 2008, 2010 гг.).
Уже сегодня следует предпринять ряд простых, однако эффективных мер. Следует сократить количество назначений, осуществляемых президентом и Кабинетом министров, стоит восстановить институт государственных секретарей, разделив наконец-то политические и административные должности. Необходимо набраться мужества и обеспечить полноценное расследование громких ситуаций последних лет. Прежде всего, речь о событиях вокруг Майдана, приведших к гибели более сотни человек. Виновные должны ответить по всей строгости закона.
Теперь к вопросу о коррупции. Успешное противодействие ей требует построения новых институтов. Уголовное преследование — ключевое направление, но все действия в этой области — Сизифов труд, если не будут системно задействованы антикоррупционные процедуры. Сегодня для борьбы с коррупцией нужен не столько комиссар Каттани, сколько чиновник, который обеспечит построение новой институциональной среды.
Следует уже сегодня инициировать процесс проведения комплексного осмотра сектора безопасности, причем не декоративного, каким он был в 2005–2007 гг., а реального, и обеспечить на его основе принятие реальных, подкрепленных ресурсами, в том числе финансовыми, Стратегии национальной безопасности и Программ развития органов сектора безопасности. Ключевыми должны стать задачи, решение которых будет возложено на эти органы, а не имеющаяся ресурсная или правовая база. Украине необходимо обеспечить свою безопасность в условиях, приближенных к военным. А значит, следует изыскивать средства и строить военные объекты.
Делать это надо быстро — времени в обрез. Но задача безотлагательная, на самом деле стратегическая. Не проведя аудит, невозможно осознанно и уверенно провести изменения к лучшему.
Осуществить такую процедуру, разработать и реализовать реформы может только работоспособный Совет национальной безопасности и обороны. Этот государственный орган должен опять стать политической кухней, уйдя с авансцены и ограничив публичность до необходимого минимума.
Дело Совета и его аппарата — готовить стратегические решения, и именно на этом должна быть сконцентрирована его активность. Необходимо воссоздать систему аналитического сопровождения этой деятельности, и здесь речь, прежде всего, — о Национальном институте стратегических исследований, который должен заниматься именно стратегическими исследованиями в прямом контакте с СНБОУ, МО, МИДом и спецслужбами, а не тем странным делом, которое в Украине почему-то обозначают словом "наука".
Украине необходимы небольшие, но эффективные органы сектора безопасности. Они обязаны четко понимать, к каким сценариям развития событий мы должны быть готовы.
Анализ развертывания российской агрессии четко свидетельствует: россияне будут максимально избегать прямых боевых столкновений, акцентируя внимание на подготовке территории к вторжению. Главная роль при этом отводится спецслужбам и их агентуре. Именно они обеспечивают дестабилизацию ситуации, последующий захват административных зданий и других ключевых объектов. Вооруженные силы же в таких сценариях играют завершающую роль, они скорее фиксируют уже достигнутое и выступают гарантом его необратимости. Причем, действуют не под своим флагом. Операции осуществляются на грани силового противостояния, интенсивность вторжения остается на как бы предпороговом уровне. Танковых колонн в стиле Второй мировой нет и, скорее всего, не будет. Все делается крайне ограниченными силами.
Гораздо более важную роль играет психологическая и шире — информационная война, можно прогнозировать активизацию спецслужб РФ на киберфронте.
Сегодняшнее руководство России — блестящие тактики, весьма неплохие специалисты в оперативном искусстве, а вот со стратегией — традиционные проблемы. К счастью, современный уровень российского стратегического мышления очень далек от того, что демонстрировал И. Сталин.
Ныне Кремль все так же отчетливо знает свою цель — увековечить сегодняшнюю российскую власть, перестроив мировой порядок под себя. Москва великолепно владеет определенным набором инструментов, однако дальше начинается не гибкость, как было у вождя народов, а начинаются импровизации. На первых этапах эти два понятия практически неотличимы по своим результатам, а вот дальше... Тем не менее, это вопросы завтрашнего дня, а сегодня РФ владеет инициативой, а Украина действует в реактивном режиме, постоянно запаздывая. И что характерно, не пытаясь преодолеть эту проблему.
Ключевое внимание следует уделить координации органов сектора безопасности и стратегическому планированию. Противодействие российской угрозе возможно обеспечить лишь на системном уровне, с полным задействованием всего арсенала сил и средств. И речь не только о СНБОУ, но и о координации спецслужб.
Приоритетное внимание должно быть уделено Силам специальных операций Вооруженных Сил Украины. Процесс их создания должен быть наконец-то завершен. Эти Силы наряду со спецслужбами должны сыграть ключевую роль в отражении агрессии. Впрочем, об обороне лучше напишут профессиональные военные.
Принципиальное значение имеет эффективность контрразведывательных и разведывательных органов страны. Они должны получить эффективную координацию и постановку задач, обеспечить действенное решение задач противодействия разведывательно-подрывной активности иностранных, в первую очередь, российских спецслужб, обеспечить контрдиверсионное направление, наладить информационную и аналитическую работу. Отдельное место должна занять задача обеспечения безопасности и надежности телекоммуникаций, от которых зависит система управления.
Конечно, информация из открытых источников — вещь, безусловно, важная и необходимая, но не достаточная. Украине нужна разведывательная информация, и возможности получить и обработать ее есть.
Достичь вышеперечисленные цели в принципе возможно, главное — четкое понимание перспектив, проработанность планов и решительность, но и гибкость руководства. Ну и, конечно, ресурсы. Впрочем, безопасность — дело дорогостоящее и ключевое для любого государства. И Украина убеждается в этом, увы, на своем опыте.
Уже сегодня стоит думать о реформе правоохранительных органов, однако это очень сложная задача, требующая чрезвычайно осторожного и выверенного подхода. Впрочем, это не аргумент в пользу затягивания, а напоминание о серьезности задачи.
Приведенный список — лишь небольшая часть того, что необходимо было делать для спасениягосударства еще вчера. Сегодня — поздно, а вот завтра?
P.S. Авторы обращаются в Мещанский районный суд г. Москвы с просьбой рассмотреть данную публикацию на предмет признания ее экстремистской.
- Информация о материале
Налоги и тендеры: как изменить экономическую модель государства, чтоб меньше воровали
Одними из крупнейших источников получения незаконных доходов в Украине всегда были и есть уклонение от уплаты налогов «платформ» и оффшоров, и махинации при проведении тендерных процедур. На самом деле, это нетрудно исправить, нужно только желание властных структур. И вот каким образом.
Этот текст — от предпринимателя с десятилетним стажем, компания которого предоставляет реальные услуги, с оборотом в десятки миллионов гривен в год. Его предложения созданы с учетом личного опыта и открыты для обсуждения.
Борьба только начинается, Украина стоит на пороге перемен. Есть реальная возможность создать страну свободных людей. И если мы этого не сделаем, то все жертвы и страдания последних трех месяцев были напрасными, и второго такого шанса не будет.
Есть очень много шагов, которые необходимо выполнить: полная люстрация (посредством коррупционных расследований и расследование преступлений) всех органов власти и госслужащих, закрытие всех дел против репрессированных и невинно осужденных преступным режимом и их освобождение, расследование преступлений и наказание всех виновных в организации, предоставлении и выполнении преступных приказов, приведших к человеческим страданиям и смерти, и многое другое.
Но одновременно с этим обязательно необходимо создать в стране новую экономическую модель, при которой никто не смог бы снова воровать государственные средства в таких размерах, как это происходит последние 23 года.
Одними из крупнейших источников получения незаконных доходов в Украине всегда были и есть уклонение от уплаты налогов с помощью создания и использования «платформ» и оффшоров, и махинации при проведении тендерных процедур. На самом деле, это не очень трудно исправить, нужно только желание властных структур, и вот каким образом.
Налоги с юридических лиц
Для предотвращения уклонения от уплаты налогов для физических лиц оставить подоходный налог и налог с недвижимого имущества и роскоши (машины стоимостью более 50 000 у.е., яхты стоимостью более 100 000 у.е., драгоценности стоимостью более 10 000 у.е., и т.д.).
Для юридических лиц необходимо отказаться от всех существующих налогов и сборов и ввести налог с оборота. К чему это приведет? А вот к чему:
— 90% численного состава налоговой администрации становится ненужными (зато появляется много неплохих бухгалтеров и экономистов для предприятий). Все обязательства по контролю, начислению и перечислению на государственные счета налога с оборота несут банки;
— руководителям предприятий больше не нужно скрывать свои доходы и НДС, все зарплаты становятся «белыми»;
— наполнение бюджета начнет происходить уже сегодня, а не тогда, когда налоговые, таможенники и другие выдавят эти средства из предприятий;
— за счет уменьшения цепочки стоимость товаров уменьшится (становится невыгодным перепродавать товары, исчезают посредники, путь от поставщика / производителя до конечного потребителя становится намного короче);
Что для этого необходимо?
1. Самое трудное — это заставить новую власть ввести такие изменения в законодательстве.
2. Верно рассчитать процент налога (на основе статистических данных 2013 года и несколько предыдущих, где учесть общий объем банковских платежей, показатели госбюджета на 2014 год, и среднестатистическую погрешность на уменьшение, из-за принятия такого закона, общего объема банковских платежей), по моим подсчетам, это 5-6% от полученных предприятием средств.
3. Прописать все нюансы, связанные с принятием таких законов (при перечислении со счета юридического лица на счет физического лица дополнительно — налог на прибыль, ограничения в использовании наличных средств и т.п.).
4. Внести изменения в Закон о государственных закупках, иначе часть, направленная в виде налогов, будет вновь украдена (необходимые изменения — читай ниже).
Как побороть «откаты»?
Как побороть тендерную мафию? Только создав условия, при которых невыгодно возвращать заказчикам «откаты». Что для этого необходимо? Только два важных шага:
1. Самое трудное — это заставить новую власть ввести такие изменения в законодательстве (я не зря второй раз ставлю этот пункт на первое место);
2. В каждом тендере 80% суммы «отката» закладывается в стоимость материалов и оборудования, закупаемых, поэтому необходимо сделать следующие шаги:
А) Создать открытый реестр товаров, производимых в Украине, куда все производители и продавцы могут вносить свои предложения по стоимости их товаров, при этом благодаря конкуренции стоимость товаров будет на порядок ниже. Запретить выставлять в тендерах стоимость товаров выше, чем лучшее предложение в реестре.
Б) На товары, которые завозятся на таможенную территорию Украины, позволить выставлять в тендерах стоимость не выше, чем заявленная в таможенной декларации с учетом всех налогов и сборов. Что это значит? А то, что импортеры не смогут продать Госпредприятию товар с заниженной таможенной стоимостью, это увеличит доход государства с таможни, и не нужно будет давать взяток. Сделать открытый реестр декларируемых на таможне товаров, вместе с ценой.
В связи с вышеизложенным, появится здоровая конкуренция, и у заказчиков на местах не будет возможностей требовать с исполнителей работ или поставщиков товаров «отката» — из-за того, что будет очень трудно заложить его в стоимость выполнения работ, услуг или поставку материалов.
Я не знаю, какой будет моя Украина через 2, 5 или 10 лет, но сегодня мне кажется, что у нас появился шанс изменить ее к лучшему, так давайте же сделаем для этого все возможное.
***
От редакции: изменения нужно начать делать прямо сейчас, и успеть закончить их внедрение в первые полгода новой власти — как показывает опыт, после этого их воплотить практически нереально. Уже есть сигналы, что новая власть просто попытается «завязать» на себя коррупционные механизмы, которые были введены старой.
По тендерам — необходимо проводить прозрачно все тендеры, где есть хотя бы копейка государственных денег — без исключений. При этом, процедура должна быть простой, и нужно внимательно следить, чтобы не было создано новой коррупционной «тендерной палаты».
Открытые реестры, открытые данные с таможни и открытые местные бюджеты — также должны быть обязательными и закрепленными в законодательстве.
Госказначейство должно обнародовать все движения средств раз в сутки. Только радикальная прозрачность и приобретенная нами за три месяца активность снизу для контроля за властью плюс самоорганизация смогут изменить нашу страну.
- Информация о материале
Прагматичное «сумасшествие» Путина. Экономический аспект захвата Крыма
Аннексия Крыма — не безумие, а истерия лидера РФ, вызванная геополитическим бессилием. Он признает, что российская экономическая система беспомощна, а ресурсоориентированная модель государства обречена на крах в тот момент, когда Москва потеряет монопольное положение на глобальном рынке природных ресурсов.
Крымская кризис твердо упрочил в украинских и мировых медиа образ кремлевского вождя как шизофреника с имперским комплексом. Но это — поверхностная картинка, далекая от истинных мотивов российской агрессии.
3 марта после телефонного разговора с Путиным Меркель рассказала Обаме о том, что президент РФ «живет в другом мире» и что она не уверена, «сохранил ли он контакт с реальностью». Такого не ожидали от немецкого канцлера, которая относится к хозяину Кремля доброжелательно и с пониманием, прибегая к дипломатическим выкрутасов всегда, когда тот делает провокации, даже на уровне Евросоюза.
С тех пор пошло-поехало: Путин такой, Путин сякой его называют Путлер, вешают на психику этого политика все, что творится в Крыму, делая из него больного, которым он на самом деле не является. Журналисты вспоминают парады Гитлера, пропаганду Геббельса и т.д...
Такая постановка вопроса не является безосновательной. Но полностью списывать действия руководителей России на глупость или личные комплексы — недальновидно и ошибочно, потому что можно упустить глубинные причины аннексии Крыма. А их целый ряд, ведь резкие шаги в геополитике всегда делаются на основании комплексного анализа и сравнения позитивных и негативных последствий. Так и теперь.
В первые дни крымского кризиса Евгений Марчук в одном из эфиров сказал, что дестабилизацией ситуации на полуострове Москва хочет создать ось Приднестровье — Крым — Абхазия (и Южная Осетия), которая выступила бы буферной зоной между Россией и НАТО на юге. Тогда это прозвучало странным, ведь казалось, что агрессия РФ ускорит движение Украины в сторону НАТО, и потому наличие упомянутой оси потеряет смысл. Теперь понятно, что генерал Марчук в чем-то прав.
Заметим: в Черном море есть огромные залежи углеводородов. По оценкам экспертов, местные запасы природного газа составляют 45-75 трлн м3, большинство из которых залегает в экономической зоне Украины; по крайней мере, так было до аннексии Крыма.
Эти резервы голубого топлива сопоставимы со всеми его запасами в России (48 трлн м3), которая на сегодня является крупнейшим газоэкспортером в мире и регулярно злоупотребляет своим монопольным положением. Перспектива массовой разработки черноморских залежей была достаточно близкой: речь шла о нескольких годах, хотя они и имеют форму метангидратов, для разработки которых необходима специальная, уже сейчас имеющаяся технология извлечения метана, требующая глубоководного бурения.
Если добавить к этому 7-22 трлн м3 сланцевого газа, залежи которого находятся в континентальной части Украины, и потенциал добычи метана из угольных пластов (6-8 млрд м3 в год), то картина становится совсем завершенной. Ведь суммарных украинских запасов голубого топлива хватит нам на тысячу лет, даже если энергозатратность экономики сохранится на нынешнем уровне — в 3-5 раз большей, чем в развитых странах.
Используя имеющиеся технологии в полной мере, Украина может обеспечить еще одну революцию — глобальную энергетическую, которая будет иметь ряд далеко идущих последствий.
Во-первых, мы не только полностью обеспечим собственную энергонезависимость, но и станем глобальным игроком на рынке углеводородов.
Во-вторых, цена на газ упадет вследствие появления конкуренции, от дефицита которой страдает прежде всего европейский рынок.
В-третьих, нефтегазовая монополия России исчезнет, и Кремль не сможет навязывать свои политические условия не только Украине: он не будет иметь ресурсов, чтобы вообще быть глобальным геополитическим игроком.
В-четвертых, компании нефтегазового сектора, которые являются экономическим базисом мощи российских олигархов, утратят свою мощь. Поэтому РФ придется трансформировать свою олигархическую политико-экономическую систему, что будет сопровождаться социальной нестабильностью и иметь непредсказуемые последствия.
В-пятых, цены на газ выровняются. Вследствие сланцевой революции на сегодня цена голубого топлива в США составляет $ 156 за 1 тыс. м3, тогда как Европа покупает российский газ по $ 388. Со сланцевым газом Штаты получили огромное преимущество над Евросоюзом на уровне экономической системы, что красной нитью проходит через финансово-экономические успехи и неудачи стран ЕС последних лет.
Более того, американцы поддерживают этот выгодный дисбаланс цен, потому что у них действует запрет на экспорт энергоносителей, который мог бы уравновесить мировые цены.
Безусловно, Кремль все это понимает. Для него реализация энергетического потенциала Украины — смерть во всех ее проявлениях. Поэтому все эти газовые игры и схемы, которые Москва играла с Киевом на протяжении десятилетий, выкручивая нам руки, направлены только на одно: не допустить реальной независимости Украины, при которой истинно суверенная власть мгновенно возьмется организовывать энергетическую безопасность страны.
В этом контексте россказни о братских народах видятся мифом, и даже идеология «Русского мира» — побасенки, которыми вуалируют настоящие экономические интересы России. Иначе почему Москва вовсе не спешит забрать под свой кров Среднюю Азию или даже ту же Беларусь?
Некоторые российские эксперты говорят о привлекательности, даже критичности для РФ украинских активов в военно-промышленном комплексе, авиа- и судостроении. Мол, для обеспечения геополитических амбиций Путина нужна сильная боеспособная армия. Кремль якобы может ее профинансировать, но не имеет достаточных физических мощностей, чтобы вооружить. И без украинских производителей («Мотор Сич», «Антонов», «Заря-Машроект», николаевские и крымские судостроительные заводы и т.д.) здесь не обойтись.
Допустим, что, захватив Крым, Россия получила несколько судостроительных и судоремонтных заводов, которые позволят сократить отставание от темпов, заложенных в федеральной программе перевооружения. Но на кон поставлено гораздо больше: сама возможность вести геополитическую игру, ее экономический базис, то, что обеспечивает Россию финансовыми ресурсами.
Поэтому неудивительно, что одним из первых шагов «крымской власти» была конфискация Черноморнефтегаза и озвучивания планов передать компанию «Газпрому», который якобы заинтересовался добычей углеводородов в Черном море. На самом деле газовому монополисту РФ те залежи не интересны, по крайней мере — пока, но для него, как и для всей путинской России, критически важно, чтобы они надолго остались там, где находятся сейчас, — под землей.
Независимость Украины — это вопрос жизни и смерти для Путина, его олигархического свиты и России в целом. Ставки в игре, которая в последние месяцы развернулась на территории нашего государства, для Кремля являются заоблачными, поэтому он не может быть только режиссером и оставаться в стороне, а вынужден сам стать игроком, по сути, опустившись на уровень Киева.
То, что называют «безумием» Путина, на самом деле является войной за выживание. Аннексия Крыма — не безумие, а истерия лидера РФ, вызванная геополитическим бессилием. Он признает, что российская экономическая система беспомощна, а ресурсоориентированная модель народного хозяйства обречена на крах в тот момент, когда Москва потеряет монопольное положение на глобальном рынке природных ресурсов, прежде всего энергетических.
Такая позиция приводит его в ужас и подталкивает к активным действиям. Украине это реально угрожает тем, что на Крыме Путин не остановится. Вероятно, он готов «откусить» ровно столько нашей территории, сколько достаточно для того, чтобы Украина не стала конкурентом России на мировом рынке энергоресурсов. А заодно и прихватить активы, необходимые для обеспечения военной мощи Кремля в стратегической перспективе. Количество крови украинцев и русских, которую Путин может пролить для достижения цели, видела, пожалуй, только Вторая мировая война. Поэтому не стоит самоуспокаиваться его «безумием» и имперскими комплексами.
А что же ЕС и США? В том-то и дело, что ничего. Пока Европа покупает дорогой российский газ, Штаты тихо потирают руки. Они вне конкуренции, ведь пользуются очевидными преимуществами, которые дает дешевое голубое топливо их экономике и доллару как мировой резервной валюте. (вчера ситуация в корне изменилась: Обама разрешит экспорт американского газа в необходимых Европе объемах — А.).
Правда, нестабильность в Украине затрагивает интересы отдельных американских компаний, которые планировали добывать здесь нефть и газ, однако пока в США есть газ сланцевый, американцы готовы жертвовать частными интересами в пользу национальных. Зато Европа занята диверсификацией источников энергоресурсов. ЕС понимает особенности ведения бизнеса в Украине. Поэтому нефть и газ нашей национальной добычи и падение цены, связанное с ними, кажутся европейцам слишком отдаленной и довольно призрачной перспективой. В Евросоюзе уже прозвучали призывы дать Украине прямую перспективу членства, но пока это первые ласточки, которые, как известно, весны не приносят.
Поэтому для Европы и Штатов ставки в нашей игре пока низковаты, чтобы они начали играть не на уровне слов и санкций, а более решительными действиями, в том числе и военными. А значит, то, что мы называем привязанностью мира к Украине и нашему народу, является лишь компромиссной формой конформизма. Санкции санкциями, но проходит время, о блокаде РФ забудут, а энергетическая зависимость развитых стран от российских энергоресурсов останется. Видимо, на это надеется и Путин.
Европейцам и американцам есть что терять в открытом противостоянии, а Россия может только получить, причем не что-нибудь, а жизнь — еще несколько лет беззаботного существования. При таких предпосылках глобального противостояния не будет, но в этом случае может пролиться много крови украинцев, что, похоже, в мире никого не интересует. Украина брошена против России, как Давид против Голиафа. Поэтому только упорный труд для развития экономики, а также молитва и упование на Бога могут склонить чашу весов в нашу сторону: других средств противодействия прагматичному путинскому «безумию» мы не имеем.
- Информация о материале
Страница 1073 из 2102
