Главная
Топ-мент-менеджеры для Авакова
В теплой дружественной обстановке состоялось заседание «теневой коллегии МВД», на котором рассматривался единственный – кадровый вопрос. Как известно, министр Аваков совместно с главой люстрационной комиссии Соболевым решил провести назначение начальников областных главков милиции по демократической процедуре: с набором кандидатов, с открытым обсуждением морально-деловых качеств претендентов, согласованием назначенцев с местными громадами. Сайт ТЕМА решил организовать виртуальную «раздачу портфелей» до того, как этим займутся Аваков с Соболевым.
За дубовым столом собрались три грозных милицейских генерала с богатым управленческим опытом. У всех троих одно важное достоинство: они не служат в настоящее время в органах внутренних дел и не спешат записываться в подчиненные министра Авакова. В списке кандидатов нет их протеже, поэтому они могут позволить себе роскошь оценивать кандидатов объективно. Все три генерала, должен отметить, прекрасно сохранились: при богатом опыте службы они крепки, энергичны, востребованы, и до встречи со старческим слабоумием им еще предстоит долгий путь. Выступление докладчиков стенографировал уполномоченный представитель сайта ТЕМА.
Со списком желающих порулить милицейскими главками четырех областей: Киевской, Львовской, Волынской и Тернопольской желающие могут ознакомиться на сайте МВД. Казалось бы: 33 претендента на 4 кресла – есть из кого выбрать. На практике почти не из кого! Имена подавляющего большинства кандидатов ничего не говорили не только членам «теневой коллегии», которые воспитали не один десяток милицейских менеджеров. Не смогли вспомнить о соискантах и их более молодые колеги. За исключением нескольких фамилий в списке темные лошадки.
Не выходя из-за дубового стола товарищи генералы названивали своим коллегам в регионы, наводили справки… Общий вывод: скамейка запасных в МВД полупуста или занята случайными людьми. Переходим к конкретике.
Наиболее яркий претендент на пост начальника ГУ МВД Волынской области:
Генерал-майор Виктор Швыдкый. Дважды возглавлял волынскую милицию, оба раза – при министре Луценко. Как единодушно утверждают коллеги – крышевал в области все, что мог. Сменив в 2005-м на этом посту генерала Ходорива, стал достойным продолжателем схемы по легализации контрабандных авто. Всего за несколько лет через Волынь прошло около 10 тысяч недешевых иномарок, за которые в бюджет не поступило ни копейки налогов. Правда, в карман генерала немного накапало. В схеме были задействованы милиция, прокуратура, суды. Так что при очередном возвращении Швыдкого в кресло волынского милиционера №1 запустить этот механизм будет очень просто. Впрочем, кто из генералов живет на одну зарплату?.. Но тут наши собеседники с генеральскими лампасами качают головой: Швыдкой просто с ума сходит при виде денег. Это уже болезнь.
Из кандидатов в руководители милиции Львовской области членов «теневой коллегии» заинтересовали несколько персон.
Полковник Ярослав Ващишин. Последняя должность – начальник райотдела. Недостаточно опыта для руководства облуправлением. Заслуга Ващишина заключается в том, что по команде тогдашнего зампреда облсовета Василия Писного (ныне – начальника Департамента МВД по борьбе с экономическими преступлениями), полковник отправился на киевский Майдан, чтобы засвидетельствовать: милиция с народом, а героям – слава! Естественно, эту смелость он проявил, когда стало очевидным: Януковичу власть не удержать.
Станислав Броневицкий. Это человек Андрея Клюева. Нужна ли львовской милиции такая креатура? Решение – за министром Аваковым. Послужной список в целом не плох. Жесткого компромата насобирать не удалось. Может службе внутренней безопасности повезет больше…
Дмитрий Загария.Человек Виталия Яремы: когда-то вместе трудились в угрозыске Киева. Одно время Загария возглавлял штаб Управления внутренних дел на транспорте – ответственный пост, дающий необходимый опыт руководящей работы. В общем-то не случайный человек на скамейке запасных. Есть одно «но»: последние девять лет почему-то выпал из рядов милиции. Всякое в жизни бывает, но этот факт заставляет службу Внутренней безопасности МВД проявить особую бдительность при проверке: уж не «залетел» ли на какой-то афере товарищ Загария в 2005 году и где он провел последние годы?..
Михаил Зинько.Прервал службу в ОВД в далеком 1991-м. Ушел на гражданку из службы БХСС. Все служилые люди хмурятся: в советское время оттуда просто так не уходили – надо бы проверить на компрматериалы. Возраст – 59 лет, тоже аргумент «против». То в общественной организации «Майдан» состоял, то вдруг возглавил детективное агентство «Шерлок Холмс», нынче – в общественной организации «Львовский центр прав человека». Ну какой из бэхээсника детектив, а еще и правозащитник? Да и детективная деятельность в Украине не разрешена. Это что за развод клиентов? По жизни Зинько – общественник. Наверное, очень много выступал на майданах. Но какое он имеет отношение к милиции?
Рустам Казимов. Уникальный кандидат! Внимание: офицер в звании капитана трудится на должности участкового милиционера. Вот, решил сменить место работы – пересесть в генеральское кресло. Безусловно, революционные идеи нам близки: кухарки, наверное, могут управлять государством. Но участковый областной милицией – никогда!
Назарий Козак.Еще один яркий персонаж. 24 года. Очень одаренный юноша: три высших образования. Никакого отношения к милиции не имеет. Его шансы примерно равны шансам Рената Кузьмина стать Президентом Украины.
Виталий Максимов.Неплохой послужной список. Руководил УВД Тернополя, Львова, Закарпатья. Опыта достаточно. Возраст – 59 лет. Работать придется по 16 часов. Не факт, что здоровья хватит. Ну и отзывы коллег не самые доброжелательные. В 2005-7 годах Максимов руководил милицией Львовской области. И именно в этот период в области была отмечена вспышка угонов автомобилей «на заказ».
Подполковник Александр Богомол. Человек всю жизнь провел в следствии. Очень неплохой послужной список для дальнейшего роста по специализации: можно дойти до замнач по следствию, начальника Главного следственного управления. Но для руководства милицией области недостаточно опыта. Тут нужны иные навыки, которые приобретаются на иных должностях. К тому же, судя по биографии, Богомол ОРД не изучал, с чем его едят – не знает. А значит, и организовать конвейер по раскрытию преступлений в области не сможет.
Михаил Курочка. Пожалуй, единственная вменяемая кандидатура. Руководящий опыт есть – возглавлял львовскую городскую милицию. Коллеги вспоминают, что на общем фоне львовского милицейского руководства, перманентно пребывающего в состоянии прострации, Курочка всегда выделялся энергией и желанием хоть что-то делать – даже вопреки обстоятельствам.
Полковник Владимир Дитюк. Может составить конкуренцию Курочке. Менеджерского опыта более чем достаточно. Трудился и в центральном аппарате МВД и возглавлял городское управление милиции. Служил начальником милиции на транспорте. Во время революции четко выполнял команды Банковой по задержке составов со Львова на Киев. Вину за это может искупить доблестной службой во благо европейской Украины. Есть один недостаток: дикция плохая. Да и черт с ней, с дикцией! Лишь бы пахал на ниве борьбы с преступностью. Единственное настораживает: начинал службу в отделе кадров.
Переходим к назначению начальника милиции очень значимой большой и проблемной Киевской области.
Полковник Иван Гринцевич. При Авакове возглавил милицию Киевщины, придя на область с должности начальника Шевченковского райуправления Киева. Спору нет – райуправление центральное, пост очень ответственный. К плюсам Гринцевича отнесем его послужной список: прошел весь путь от опера до начальника в одном райотделе. Вот только этого не достаточно, чтобы руководить областью. Ну, нет у Гринцевича опыта координации действий подразделений и служб. А этот опыт приобретается только на должности заместителя начальника главка. А до этого поста Гринцевич дорасти не успел. Обвинения в содействии преступному режиму в ходе революции можно отбросить, если следствие по событиям на Майдане не докажет обратного. Просто не повезло Гринцевичу: оказался в ненужное время на ненужном месте. Правда, в негативе – смерть студента Индыло и обвинение коллег в склонности к садизму: есть работа для службы внутренней безопасности.
На посту начальника Шевченковского РУВД Гринцевич не проявил себя ни с хорошей, ни с плохой стороны. Интеллектом не блистал, но, говорят, умеет оперативно выбивать нужные показания.
Гринцевич, помимо связи с «силовым» вице-премьером Яремой, значится в категории «креатура и.о. главы Администрации Президента Пашинского». Авакову будет полезным знать при принятии решения, что список кандидатов на милицию Киевской области подбирался таким образом, чтобы Гринцевич оказался лучшим из худших и сохранил свой пост. В подтверждение упомянем еще нескольких ярких претендентов.
Полковник Иван Закорко. Да, нам нужны в милиции выпускники института физкультуры и специалисты по огневой подготовке. Но на руководство областной милиции их на пушечный выстрел подпускать нельзя. Особенно, если человек перескочил на эту должность с поста тренера детско-юношеской секции по борьбе.
Николай Горбонос. Сегодня он возглавляет ГАИ Киевской области. Но этого мало: «полумилиционер» Горбонос хочет «рулить по-полной». Про этого стража автострад мы писалив далеком 2008 году. Не знаю, следует ли еще что-то добавлять к ранее сказанному… Думаю, и так ясно, что это сугубо технический кандидат…
Нет, не сможем умолчать: сегодня уже пошла команда по МРЭО – какие автошколы должны продолжить работу, а каким следует уйти. Ну, мы все понимаем, что запущены старые схемы по сбору дани. Если кто-то не понял, дополним. Есть такая страховая компания «ПСК-Захід». При «злочинном режиме» она была под крылышком Арбузова. И это сулило ей некоторые преференции. А именно: все, кто проходил обучение в автошколах, обязан был оплатить 70 гривен страховки – именно в этой компании. Причина: ГАИ желала в принудительном порядке застраховать учеников от несчастного случая в процессе обучения. Так вот: сегодня принудительное страхование в «ПСК-Захід» возвращается. В общем, времена поменялись, Арбузов исчез с горизонта, а прежние схемы налаживают под новых людей…
Арсену Авакову - персонально
После всего вышеизложенного хочется по-человечески посочувствовать гражданскому министру Авакову. И от имени «теневой коллегии МВД» дать несколько дельных советов от профессионалов по решению кадровой проблемы МВД.
В действительности, при наличии искреннего желания министра, проблему топ-менеджмента можно решить в течение нескольких дней. Процедура проста как пучок петрушки. Следует поднять в отделах кадров данные на начальников главков и их заместителей, которые трудились с 2000 года. Из этого числа отсеять ярковыраженных негодяев, пьяниц, преступников. Далее провести отсев по возрастному цензу. Редко какой генерал сможет полноценно руководить областной милицией после 60 лет. Заметим при этом: не пьющий генерал – это нонсенс. А ведь пахать придется по 16-18 часов. Тут, конечно, бывают исключения, но прохождение медкомиссии должно быть обязательным и не формальным.
Идем далее. Никаких ГАИшников, БХССников, кадровиков-снабженцев-паспортистов. Полноценное и эффективное руководство милицией области может осуществлять только профессиональный розыскник или следователь.
После этого следует процедура изучения послужного списка. Принципиально, чтобы человек прошел все ступени нелегкой милицейской службы: с райотдела и выше: без скачков, длительного ухода на гражданку… При этом, если человек, например, начинал службу в городском отделе угрозыска, ни дня не поработав «на земле» - в районе – это большой минус. Тут есть специфические моменты, которые профессионал должен был изучить именно в районе.
Обязательное условие: претендент должен поработать год-два в должности заместителя начальника городского или областного управления. На таком уровне у руководителя появляется опыт взаимодействия между службами. Это очень важно. И даже на должности начальника райотдела научиться этому нельзя.
Когда список кандидатов сузили, начинаем изучать их повнимательнее. Полезно посмотреть список поощрений и наград. Если все они приурочены к профессиональным праздникам, значит, реально человека и награждать было не за что. Далее знакомимся с «производственными показателями». Если человек прослужил в «органах» лет 20, то каков должен быть результат его труда? Правильно – список осужденных нарушителей закона. Выясняем: сколько уголовных дел или оперативных разработок кандидата дошло до суда, сколько преступников оказались за решеткой? Вы не поверите, но большинство сотрудников правоохранительных органов, уже оказавшись на пенсии, не назовут ни одного уголовного дела, которое раскрыли, и преступник оказался в тюрьме.
Параллельно с этим кандидатов «прощупывает» служба внутренней безопасности – ее учить не надо. Можно закрыть глаза на мелкие прегрешения, приняв за аксиому: никто до сих пор не жил на одну зарплату. Но если страсть к деньгам перешла грани разумного, если руководитель большую часть времени проводил в банях-ресторанах-на бизнес-встречах, то пусть он продолжает заниматься этим на гражданке.
Надеемся, министр Аваков действительно хочет навести порядок в МВД и желает одного: превратить милицию из коммерческой структуры в правоохранительную. Пока такой уверенности в господине Авакове у нас нет. Что ж, будем судить по делам его. А если МВД останется министерством внутренних делишек, непременно укажем кто в этом виноват и кого пора отправлять в отставку или под суд.
- Информация о материале
«Там только бриллиантов было на миллиард»
Когда резиденция Виктора Януковича после сногсшибательного побега последнего «гостеприимно распахнула двери» перед толпой майдановцев и просто зевак, каждый нашел себе занятие по душе. Кто-то просто осматривал все закоулки Межигорья, кто-то пытался прихватить на память «сувенир» из бескрайних сусек вчерашнего тирана, кто-то фотографировал распятых беркутов, а кто-то - дергал за хвост президентского страуса.
Но были и те, кто действовал быстро и профессионально: увидев в воде у ангара с яхтами брошенные туда бумаги, неравнодушные бросились вылавливать добычу. Увиденное и прочитанное превзошло все ожидания: в черной бухгалтерии Януковича фигурировали и взятки, указанные в пяти - шестизначных цифрах, и списки диссидентов на контроле спецслужб - от «Фемен» до простых пользователей «Фейсбука», и люстры за несколько миллионов долларов, и какие-то «информационные таблички для собак» за 85 тысяч гривен...
Новая власть уже успела национализировать этот рай на 50 гектарах и потерять над ним контроль. Так, скажем, в экспозиции, открывающейся в Национальном художественном музее, среди четырех сотен «артефактов» из Межигорья НЕ БУДЕТ знаменитого золотого батона, зафиксированного майдановцами и прессой в имении Януковича сразу после победы революции. Виктор Федорович отлил тот батон из явно краденого золота - а теперь его украли другие. Хотя не стоит считать, что Президент бежал «голым и босым».
Как показали очевидцы и камеры наблюдения, Янукович успел забрать все самое ценное - драгоценности, оружие, картины, антиквариат, часы, наличные (якобы аж два миллиарда долларов) - в нескольких грузовиках. Причем вывозил он «пожитки» еще 19-20 февраля - а значит, возвращаться не собирался, и выполнять мирный договор от 21 февраля - тоже.
Впрочем, остались и ценности, и множество документов. Общественный активист и журналист Дмитрий Гнап вместе с коллегами и волонтерами реставрировал и отсканировал «Межигорской архив», выложив его на специально созданный сайт - Yanukovych Leaks (по аналогии со знаменитым «Викиликс»). Это была тяжелая и кропотливаяработа, которая до сих пор полностью не завершена. Но о многих вещах мы можем говорить уже сейчас, анализировать их и делать выводы.
«Чтобы сжечь всю черную бухгалтерию Януковича, понадобилась бы мартеновская печь»
- Дмитрий, почему экс-президент и его команда так бездарно поступили со своей черной бухгалтерией? Зачем было ее топить - разве сжечь не проще?
- Не проще. Мы сначала нашли 150 папок с документами (в каждой 200-300 документов), а затем - в административном здании - увидели еще 700 папок. Это огромная куча бумаг. Просто так облить бензином и сжечь не получится. Хотя они пытались - часть документов (3 или 5 папок) они сожгли, но для остальных понадобилась бы мартеновская печь. Бросать по одному листу в костер - на это ушло бы несколько лет. Есть и такие папки, которые обгорели по краю, а внутри все целое. Когда они поняли, что наступил конец, тогда взяли и бросили все это в воду.
- Тогда не понятно, зачем вообще годами накапливать на себя компромат. Конечно, такого финала Янукович и представить себе не мог, но в принципе - зачем?..
- А здесь надо понимать их психологию. В Донецке есть такой принцип: «наведи порядок, и порядок сохранит тебя». Люди усердно занимались накоплением документации, чтобы был полный контроль.
Янукович никому не доверял. Система контроля за всеми денежными потоками была налажена достаточно мощно. Там работали профессиональные бухгалтеры и финансисты. Все было под контролем, чтобы никто, как говорят в Донецке, «не крысятничал из общака». Побега из Межигорья действительно никто не предполагал - они до последнего верили, что все обойдется. Но не обошлось.
- Вот то, что было найдено в пруду, - лишь верхушка айсберга?
- Именно так. Мы потом нашли «первоисточник»: в административном здании располагался офис компании «КиевУниверсалСервис», которая занималась эксплуатацией Межигорья. Там мы увидели еще 700 папок - все документы оттуда мы отсканировали и отдали затем в Генпрокуратуру.
- Какой процент документов можно считать утраченными?
- Небольшой. Большинство мы уже выложили на сайт.
- Сейчас на Yanukovych Leaks около 20 тысяч документов. Это еще не конец истории?
- Уже более 20 тысяч. Еще немного мы «зальем», но, в принципе, осталось немного - где-то 2 или 3 тысячи документов.
- Документы эти можно разделить на несколько категорий. Наибольшую из них составляют бухгалтерские бумаги, да?
- Да. Наибольшая часть - первичная бухгалтерия Межигорья. Меньше документов, касающихся финансовых сделок семьи Януковича, - то есть каким образом зарабатывались все эти миллионы долларов. Были еще списки потенциально опасных для Януковича журналистов, досье на некоторых политиков, общественных активистов, так называемые «ориентировки» на Татьяну Чорновол и т.п..
- Есть ли какой-то процент документов, которые вы отложили в сторону и решили не печатать, потому что там, возможно, содержится нечто, не предназначено для общего прочтения?
- Нет таких. Все, что мы нашли, свидетельствует либо о коррумпированности, или о преследовании людей. Все это мы выкладываем на сайт. 95% всех документов - уже там.
«Найдено досье на сожительницу Януковича Любовь Полежай, отчет о слежке за ней»
- Поделитесь какой-то сенсацией или, по крайней мере, скажите, что лично вас поразило в этих находках больше всего?
- Дело в том, что «болевой порог» со временем уменьшается. И то, что поражало месяц назад, сейчас уже совсем не впечатляет. Например, расписки о внесении средств наличными на десятки миллионов долларов, которые приносили Павлу Литовченко - завхозу Януковича.
- Что интересного среди, так сказать, неформальных записей?
- Были рисунки падчерицы Януковича и интересное досье на саму его сожительницу Любовь Полежай, отчет о слежке за ней. Охрана докладывала Януковичу о ее перемещении. Мы об этом вскоре опубликуем материал.
- А как нашли видео, где зафиксировано, как Янукович оставляет Межигорье?
- Его нашло агентство «Лига-БизнесИнформ» и «5-й канал». Об этом лучше спросить у них.
- Давайте о технической стороне дела. Как происходила реставрация найденных документов, кто вам с этим помогал?
- Сначала спасать документы от размокания нам помогали работники Украинского государственного архива. Они привезли специальные «тепловые пушки», показывали, как страницы правильно листать, чтобы они окончательно не раскисли. Теперь же, когда все документы отсканированы и спасены, настала очередь журналистов и специалистов по IT-технологиям, которые помогают упорядочить этот огромный архив.
- Как вам удалось уберечь архив от расхищения? Автопарку Януковича повезло меньше...
- У нас работала группа журналистов примерно из 15 человек, плюс были волонтеры и активисты Автомайдана... Все одни друга знают, все наблюдали за порядком.
- Вы упомянули о том, что межигорский архив передан для ознакомления в Генпрокуратуру. Что с ним сейчас? Что говорит ГПУ?
- Генпрокуратура его у нас торжественно изъяла. Докладывать они не обязаны, а мы и не интересуемся. Свое собственное расследование мы Генеральной прокуратуре не доверяем. Пусть работают сами, результат увидим по факту.
- Не думали ли вы написать книгу на базе всего прочитанного и увиденного?
- Думали. Но пока занимаемся журналистскими расследованиями. На сайте уже есть несколько текстов. А книга... Вопрос не ко времени. Может, через полгода до нее и дойдут руки...
«За кражи ответственна милиция»
- Что сейчас в Межигорье?
- Межигорье закрыто, ведь встречались случаи мародерства.
- Кто конкретно охранял Межигорье? Чем дальше от 22 февраля, тем больше различных версий...
- Насколько мне известно, Межигорье охраняли несколько сотен Самообороны. Там были, в частности, Третья сотня, Вышгородская сотня, Автомайдан. Но их было недостаточно, чтобы покрыть весь этот огромный массив - 50 с лишним гектаров. Они все не могли охватить, поэтому где-то и происходили случаи мародерства.
Третья сотня и Автомайдан охраняли хранилище драгоценностей у Януковича в гараже. Позже все это передали в Национальный художественный музей.
- Но раритетные авто и некоторые другие ценные вещи из парка Януковича исчезли. Кто за это должен нести ответственность?
- Милиция, я думаю. Я лично обращался через народных депутатов к Авакову, чтобы он обеспечил надлежащую охрану, но в первые дни этого не сделали... Впрочем, авто позже нашлись, и эта проблема была решена.
- Поскольку в Межигорье остались «неэвакуированными» картины Шишкина и Поленова, то вывезли оттуда, пожалуй, вообще мегашедевры. Кто-то высказал предположение, что Виктор Федорович владел и Босхом, и Рембрандтом, а в соцсетях шутили, что он имел и «Джоконду», тогда как в Лувре выставлена копия...
- Я думаю, оставляли действительно менее ценное, но что именно он вывез, сказать трудно. Бросили на произвол судьбы то, что считали не таким стоимостным - например, украинские первопечатные книги. Точно была вывезена огромная коллекция бриллиантов, потому что в «Хонке» мы нашли сертификаты на все эти драгоценности. Это были бриллианты от «Картье», их количество приближалось к сотне единиц.
- А стоимость?
- Стоимость не определена, но, согласно сертификатам, это были бриллиантовые колье, диадемы, различные украшения - очевидно, не менее, чем на миллиард долларов.
- Но перечень ценностей среди документов не найден? Например, описание всех картин?
- Перечень имущества есть, но неполный. Личные или суперценные вещи туда не внесены - их никто не учитывал.
- Какое у вас сложилось впечатление: Янукович знал, чем он владеет? Или в силу своей умственной ограниченности рассматривал ту же живопись как чисто статусную вещь, которая должна быть у каждого «реального пацана»?
- Наверное, он все прекрасно понимал. Или были люди, которые могли объяснить ценность этих вещей. Именно поэтому они у него и складировались, именно поэтому он и тянул все к себе в нору. Это все были атрибуты преступного «понта», чтобы было чем похвастаться.
- Информация о материале
Взаимные ожидания ЕС и Украины: что дальше?
12 марта состоялась совместная конференция представителей Европейского союза и Украины, ключевым предметом обсуждения которой стал вопрос дальнейшей политики взаимоотношений. В частности, дискуссия была посвящена теме «Окно возможностей: что ЕС ждет от Украины и Украина от ЕС?» Основными спикерами выступили заместитель министра иностранных дел Даниил Лубкивский, глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский, экс-министр иностранных дел Украины (2005–2007 гг.) Борис Тарасюк, посол Франции Ален Реми, посол Австрии Вольф Дитрих Хайм, посол Великобритании Саймон Смит и экс-министр иностранных дел Украины (2007–2009 гг.) Владимир Огрызко. Участники конференции делились своими предположениями касательно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и возможного введения безвизового режима для Украины, обсуждали предложения по дальнейшей деятельности ЕС и возможные реформы в Украине.
Не обошли вниманием специалисты и ситуации в Автономной Республике Крым. Более того, Ян Томбинский призвал все население Украины к объединению и посоветовал выстраивать политику государства, ставя во главу угла желания народа. Представители Европейского Союза сделали большой упор на том, что ЕС готов оказать поддержку не только в разрешении ситуации в Крыму, но и в последующем выходе Украины из кризиса. По словам Д. Лубкивского, сейчас наша страна должна вести миротворческую политику и действовать согласно закону. Министр также подчеркнул, что активное взаимодействие с Европой Украина может начать после президентских выборов и полного реформирования системы органов местного самоуправления. В свою очередь, Ян Томбинский рассказал о дальнейших действиях, которые готов предпринять ЕС для помощи Украине, и о том, чего, собственно, Евросоюз ожидает от нашего правительства.
Чего ожидает ЕС от Украины?
1. План по выходу из кризиса и долгосрочный план развития Украины. Это поможет стабилизировать политическую и экономическую ситуацию, развить производственную деятельность Украины и подготовить ее к масштабному международному сотрудничеству. Как показывает практика, работа по долгосрочным стратегиям более эффективна для Украины, чем по краткосрочным (менее чем на 20 лет) планам.
2. Украина должна показать себя как стабильно развивающееся единое государство. В каждой стране может произойти кризис, и в данном случае ЕС готов помочь найти выход из кризисной ситуации, которая сложилась в Украине.
3. Обезличивание политики Украины. Органы, институты, процедуры принятия решений – это основные составляющие управления страны. Политика должна вестись прозрачно и в интересах народа. Пожелание ЕС: чтобы все решения принимались не в интересах определенных должностных лиц, а сугубо в интересах граждан страны.
4. Ведение политики объединения нации. Судя по последним событиям, политика, нацеленная на сплочение населения, положительно скажется на укреплении целостности Украины.
Чего ожидает Украина от ЕС?
1. Решения относительно действий России. Как сообщило агентство Reuters, государства Евросоюза согласовали проект санкций против РФ, предполагающий в т. ч. и визовые ограничения, и замораживание активов тех, кто в ответе за нарушение суверенитета Украины. 7-страничный документ подробно описывает ограничительные меры, которые будут приняты, если РФ не начнет переговоры с международными посредниками о разрешении кризиса в Украине. «Государства-участники примут необходимые меры, чтобы предотвратить въезд на их территорию или проезд через нее лиц, несущих ответственность за действия, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины», – гласит первая статья документа. Вторая касается активов, которые находятся в Евросоюзе, и предполагает, что «все средства и экономические ресурсы, принадлежащие или контролируемые» теми, кто в ответе за действия, подорвавшие целостность Украины, «будут заморожены». Министры иностранных дел ЕС встречаются в Брюсселе 17 марта – тогда и будет принято решение относительно реализации данного проекта.
2. Немедленного подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Особенно важна срочная реализация данного соглашения на внутригосударственном уровне – это позволит стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в Украине и будет являться дополнительным рычагом защиты территориальной целостности Украины.
3. Политического заявления Европарламента о четкой позиции и европейской перспективе Украины.
4. Введения безвизового режима для Украины, которое поможет открыть новые пути для улучшения международной торговли и дальнейшего развития международных взаимоотношений.
Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС: почему только политическая часть?
Б. Тарасюк рассказал во время конференции, как он видит дальнейшее взаимодействие Украины и ЕС. По его словам, они имеют общие цивилизованные подходы, и ЕС готов помочь Украине стать стабильным, процветающим государством. Но существует значительная разница в реалиях восприятия. На данный момент ЕС выступает за подписание Соглашения и заявляет, что в будущем Украина может претендовать на членство в Евросоюзе. В 2005 г. Европарламент к подобным заявлениям готов не был и подобных предложений не вносил. Да и со стороны Украины тогда не было четкой стратегии касательно ЕС. По мнению г-на Тарасюка, лучшим вариантом развития событий было бы подписание Соглашения до президентских выборов.
Отметим, что на данный момент планируется подписание политической части Соглашения до президентских выборов, которые состоятся 25 мая 2014 г. Однако 29 ноября 2010 г. в Вильнюсе Украине было предложено подписать такое соглашение полностью. Как сообщил г-н Томбинский, Соглашение об ассоциации с ЕС является полноценным документом, который имеет свою политическую ценность и стратегию дальнейшего сотрудничества. И как только Украина будет в состоянии правильно воспользоваться всеми перспективами, ЕС будет готов подписать Соглашение об ассоциации полностью. Сейчас же ЕС готов, при желании украинского государства, оказывать всестороннюю помощь в регулировании необходимых процессов.
Также глава представительства ЕС подчеркнул, что для Евросоюза важно наличие правовой определенности, а законодательство нашей страны сейчас переживает множество изменений. Основная задача правительства Украины на ближайшее время – принять изменения в законодательство, которые помогут стабилизировать ситуацию в стране и создать эффективную систему управления на всех уровнях.
ЕС заинтересован в украинских реформах
Посол Австрии Вольф Дитрих Хайм сообщил участникам конференции, что Австрия очень заинтересована в развитии Украины и проведении реформ. Совершенствование законодательства, по его словам, является одним из основ процветания государства. Посол напомнил, что серьезными проблемами для нашей страны являются неэффективная борьба с отмыванием денег, а также коррупция, которая разрушает все конституционные основы Украины. С этими негативными явлениями и следует бороться в первую очередь. Правительство Австрии хочет видеть решительные действия независимой Украины как самостоятельного государства и новые реформы, разработанные ее новым правительством.
Посол Франции Ален Реми подчеркнул важность дальнейшего развития производственной деятельности Украины. Ведь после вступления в ЕС страна будет полноправным участником международной торговли, и она должна быть готова к этому. Смена инвесторов украинских предприятий, по мнению г-н Реми, позитивно повлияет на экономику страны, поскольку в сложившейся ситуации одной из важнейших задач является привлечение новых инвестиций. Это длительный процесс, но Франция готова статью его частью.
Уполномоченный посол Великобритании Саймон Смит заявил, что Великобритания оказала политическую поддержку новому правительству Украины, а в дальнейшем готова предоставить и материальную помощь. Наше государственно имеет огромный потенциал, который может быть эффективно реализован.
Комментарий
Владимир Огрызко, министр иностранных дел Украины в 2007–2009 г.г.
– Для безвизового режима требуется только политическая воля руководства нашего государства, которое должно максимально быстро осуществить несколько простых шагов. Я считаю, что до конца 2014 г. мы можем этот процесс успешно завершить. Что касается нашего законодательства, то нужно принять еще несколько законов, чтобы оно вполне соответствовало тем требованиям, которые выдвигает Европейский союз. Это очень быстро делается – в течение одной недели в парламенте. В частности, надо наконец-то сделать реальными положения закона о биометрических паспортах. Это вещи, которые касаются не политики, а простого желания и конкретных действий.
- Информация о материале
Новая Украина VS старые рейдеры
Основной угрозой для граждан и бизнеса являются не «титушки», «самооборона» или «менты», а суды, легитимизирующие любое преступление против свободы и собственности. Ничто так не пугает инвесторов, как непредсказуемость и неразборчивость отечественной Фемиды.
Режим пал, рейдерство процветает
Какие громкие мероприятия по привлечению иностранных инвестиций не проводил бы новый министр экономики, главной «рекламой Украины» в последние месяцы являются рейдерские захваты банков и предприятий. 19 марта очередная «самооборона» взяла приступом водочный завод Nemiroff в Винницкой области, выбив оттуда другую «самооборону». Стороны тщательно снимали свои действия на видео в лучших традициях гражданской журналистики. Учитывая, что одна из сторон конфликта - западная фирма, можно монтировать некий любительский рекламный ролик «Инвестируйте в Украину».
Веселый штурм завода в Немирове с ужасом наблюдает другой европейский инвестор: эстонский девелопер Arricano Real Estate, акции которого торгуются даже на Лондонской бирже. Эта фирма инвестировала около $360 млн в сеть торгово-развлекательных центров в крупнейших городах Украины (в т.ч. и в такой знаковый, как киевский Sky Mall). И вот 5 марта Arricano получила свой «кусочек счастья» из Хозяйственного судаг. Киева: постановление о запрете продажистоличного ТРЦ «РайОN».Поскольку продавать его, согласно заявлению в биржевом бюллетене, Arricano и не собиралась, ясно: это начало классической рейдерской атаки.
Формально на инвестора из Евросоюза нападает ЧАО «Днепровская Пристань». Эта компания в прошлом арендовала земельный участок под ТРЦ и выступала техническим «застройщиком» ТРЦ. Arricano, в 2012 году, после завершения проекта, получила от «Пристани» землю вместе с построенным ТРЦ в собственность своей дочерней компании «Левобережьеинвест», - и заплатила за это 245,5 млн грн. Через 2 года (!) после окончания проекта, в марте 2014-го, «Днепровская Пристань» вспомнила о якобы недополученных средствах и подала на «Левобережьеинвест» в суд. По версии экспертов, речь идет о создании несуществующей задолженности путем махинаций с документами.
Словом, ситуация была бы обычным «спором хозяйствующих субъектов», если бы впоследствии не начались типичные рейдерские фокусы. Чтобы гарантировать погашение «задолженности», судья Ломака В.С. одобрила запрет на отчуждение «Левобережьеинвеста». Основание (внимание): в «сети Интернет» (!) появилось объявление о продаже торгового центра. Как судья идентифицировала его автора в Интернете? Если это достаточное основание для правомерного решения - завтра можно разместить объявление о продаже самого Хозяйственного суда...
Последние сомнения относительно того, что ТРЦ «РайОN» рейдят, снимает информация о реальных бенефициарах «Днепровской Пристани». По данным «Forbes Украина», «Пристань» через кипрскую офшорку Assofit Holdings Limited контролирует одесский бизнесмен Андрей Адамовский. У них с Arricano уже идет затяжной конфликт совладельцев за еще больший и лучший в Киеве ритейл-объект: ТРЦ SkyMall. Суд по «РайОNу» совпал со слухами о том, что Адамовский активно ищет средства на постройку третьей очереди SkyMall. Ну что ж, в таком случае логично... забирать у партнера другой объект. Замечательная инвестиционная среда формируется в столице новой Украины, правда?
Рейдерство на конвейере в судах?
«События вокруг ТРЦ «РайON» - однозначное рейдерство», - утверждает Андрей Семидидько, исполнительный директор Антирейдерского союза предпринимателей Украины. – «Открытое судебное производство фиксирует правовую ситуацию, основанную на надуманных, искусственно созданных событиях. В данном случае - на объявлении в Интернете. По сути, это замораживание активов объекта в дальнейшем приведет к убыткам как самого ТРЦ, так и связанных с ним субъектов предпринимательства - арендаторов, кредиторов и т.д.», - считает Семидидько.
По мнению Андрея Семидидько, хозяйственные суды обычно являются сознательными игроками рейдерских схем. «С 2010 г. созданная в них система стала настоящим бичом для честного бизнеса. Она обеспечивает принятие неправосудных решений как по существу дела, так и процессуальных: назначений-увольнений арбитражных управляющих, обеспечения исков при отсутствии необходимых оснований. Такие неправосудные решения потом остаются без изменений со стороны высших судебных инстанций: апелляционных судов, Высшего хозяйственного суда Украины. Случай с ТРЦ «РайON» в этом контексте является типичным. Иск инициировал В.Л. Лецкан, арбитражный управляющий ЧАО « Днепровская Пристань», решение о запрете продажи вынесла судья Ломака В.С. За последние два года «Днепровской Пристанью» инициировано рассмотрение пяти дел в киевском хозяйственном суде, и все они в первой инстанции рассматриваются одними и теми же судьями - Васильченко и вышеупомянутой Ломака. И это несмотря на официально задекларированное автоматическое распределение дел среди более чем 40 судьями. По этому же стечению обстоятельств все инициированные «Днепровской Пристанью» дела имели положительный для нее результат. Вывод очевиден».
К сожалению, рейдерство в Украине является феноменом не только экономической жизни. При всей существующей разнице между бизнес-рейдерством и установлением диктатуры их юридическая природа в Украине, к сожалению, одна. Это использование судов в качестве бесстыдной резиновой печати в руках сильного (более богатого, более наглого и т.п.). Именно с незаконных, «полуночных» судебных решений в пользу милиции началась зачистка Майдана 30 ноября, которая переросла в революцию. Именно суды выносили вопиюще незаконные решения об аресте людей, жестоко избитых «Беркутом» 1 декабря на Банковой и 20 января на Грушевского. Вместо того чтобы вовремя остановить озверевших, загнанных в угол милиционеров.
Фактически именно судейское беззаконие стало последней каплей, побудившей общество перейти границу между протестом и революцией, между плакатом и пистолетом. Первые капли упали очень давно: еще на выборах 2006-2007 годов, - когда мандаты откровенно покупались в судах. Уже мало кто помнит, что «титушки» родились не как политический, а именно бизнес-рейдерский инструмент с судебным «постановлением» на ошейнике.
Теперь рейдерство несовместимо с выживанием
Нынешнюю победу украинского народа над собственным и московским диктаторами следует как можно быстрее закрепить восстановлением и реформированием экономики. Мы должны «вернуться с войны» и начать хозяйничать честно. И в этом деле не обойтись без иностранных инвестиций. Точнее, без инвестиций западных. Щедрые российские инвестиции утекут из Украины так же быстро и непрозрачно, как они сюда «затекли» под Януковича. Ведь монополизированной огосударствленной экономикой России рулит Владимир Владимирович Наполеон. Пока он был доволен политикой хозяина Межигорья, суперрисковые банковские кредиты просто «штамповались» для непрозрачных «пирамидных» украинских государственных одалживателей типа «Нафтогаза», Укравтодора, «Укрзализныци». Сейчас на это надеяться не стоит.
Еще до Еврореволюции доля западного акционерного капитала в экономике Украины составляла 52,6% по итогам 2013 года. После революции только эта доля имеет реальный шанс на рост. Сейчас надеяться можно только на бизнес цивилизованных стран. Собственно, только он способен принести, вместе с «европейскими» деньгами, европейское отношение к собственности и экономике. Только он оценит уже очевидную склонность украинцев к свободе, конкуренции и собственной инициативе.
К сожалению, западные инвесторы имеют длительный и печальный опыт «изнасилования» своих прав в Украине. Эта история началась задолго до «титушек» и личных бронежилетов. Более того, до «титушек» и «самообороны» иностранцы обычно не доходят. По данным их объединений, многие инвесторы обжигаются на «нормальном» отношении украинских силовиков и регуляторов.
По нормальной европейской практике инвестор не спешит разбрасываться взятками и оспаривает произвол в судах. А что там? Как выяснил журнал «Forbes Украина», еще в 2012 году Государственная налоговая служба выигрывала 88% налоговых споров в судах! Вполне азиатская цифра, сопоставимая с 123% голосов «за» присоединение к России на севастопольском «референдуме» 16 марта.
Что может быть для инвестора хуже неожиданного, несправедливого поражения в суде против налоговой? Только затягивание дела до бесконечности. По 43% судебных споров с налоговиками в 2012 году решения вообще не были приняты! В денежном выражении говорим о 102 млрд гривень зависших штрафов и перерасчетов. И это, напомним, еще до того, как «семья» Виктора Януковича окончательно стала «королевской» и подмяла под себя все суды.
Среди жертв отечественных силовиков и рейдеров есть как микроинвесторы-фермеры в ковбойских шляпах, так и огромные западные компании. Например, мировой аграрный рынок до сих пор не может забыть истории с корпорацией Bunge, которую в 2008 году «зарейдили» без «титушек»: почти отсудили у нее торговую марку. Bunge устояла на украинском рынке благодаря ее уникальности, а также собственному мировому обороту в $25 млрд. А сколько мелких западных инвесторов должны были уйти?
Какими непредсказуемыми и дикими не казались бы нынешние украинские «варты», «самообороны» и «титушки», не они сейчас являются главной внутренней угрозой демократии, бизнеса и инвестиций. Трагические события на киевском Евромайдане показали, что на силу всегда найдется контрсила. И победит из двух только та, у которой правда. Но в большинстве споров правду найти труднее, чем в революции. Лучше всех это может сделать суд - настоящий, прозрачный, нейтральный, понятный для обеих сторон спора без подковерных конвертов и телефонных звонков.
«Одна из самых распространенных ошибок иностранных компаний-целей при рейдерской атаке - считать, что спасение находится в зале суда (или в правовой плоскости вообще). Хотя рейд формально связан с правовыми вопросами, де-факто он происходит вне поля гражданского и корпоративного законодательства. Юридическая казуистика в рейдерских схемах является лишь искусственным поводом для незаконного захвата предприятия», - отмечает Андрей Семидидько из Антирейдерского союза.
Что делать
Украина все еще имеет шансы установить правосудие и обуздать разрушительный потенциал внутренних насильственных конфликтов. Во-первых, необходимо как можно быстрее воплотить в жизнь только что подписанную «политическую часть» Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Она не предусматривает торговых преференций (как «экономическая» часть). Но там «забиты» четкие обязательства новой власти по реформированию судебной и правоохранительной систем. На самом деле именно за такие изменения, а не за шенгенские визы люди вышли на ноябрьский Евромайдан. Если этих изменений не произойдет, если суды останутся в «той» Украине - об «экономической части» Ассоциации с постоянным режимом свободной торговли можно даже не мечтать!
Во-вторых, необходимо реально выполнять решения Европейского Суда по правам человека по Украине (среди которых есть и десятки выигранных исков от частных предприятий). Ничто так не повысит доверие к отечественным судам и правоохранителям, как выстраданная людьми справедливость.
В-третьих, новая украинская власть должна во что бы то ни стало удержаться от соблазна «временно» насиловать закон и правосудие - во имя противодействия российскому агрессору, борьбы с сепаратизмом, спасения экономики, люстрации и т.п. Некоторые нынешние «спасатели» запачкались политической коррупцией и притеснениями бизнеса еще при президентстве Виктора Ющенко. Нельзя допустить такого снова. Иначе - новый цикл «Янукович-революция-кровь-самооборона-война».
В-четвертых, нужно срочно возобновить работу правительственной Межведомственной комиссии по вопросам противодействия рейдерству и незаконному захвату предприятий. Значимость этого органа нельзя переоценивать. Но полное его исчезновение как канала для анализа обращений пострадавших предприятий и их лоббистов - очень тревожный сигнал о политике новой власти.
- Информация о материале
Верхом на тигре, с чемоданом без ручки в руках...
В далеком 1998 году, когда подготовка к президентским выборам 1999-го уже началась, один сотрудник Администрации президента Украины в разговоре "за рюмкой кофе" заметил, что ни одно внешнеполитическое решение, даже самое необходимое, не рассматривается, если одним из его результатов может стать хоть минимальное снижение рейтинга тогдашнего президента Л. Кучмы. И наоборот: если тот или иной внешнеполитический шаг обещает увеличить популярность хотя бы на 0,5%, он обязательно будет сделан, даже ценой "временных внешнеполитических потерь". Похоже, аналогичной логике следовало и российское руководство, приняв решение об оккупации Крыма. Резкий скачок популярности В. Путина — более 70% жителей РФ, среди которых оказались и многие любимые украинцами актеры и деятели культуры, поддержавшие его действия, — красноречивое свидетельство этого.
Китайская пословица утверждает, что, при большом желании можно оседлать тигра, но слезть с него потом будет невозможно. Владимир Путин оседлал тигра под названием "российская власть" еще 14 лет назад. Болотная площадь в Москве показала ему, что первый украинский Майдан не прошел бесследно. Оседланный тигр, спавший до недавних пор, зашевелился. Второй украинский Майдан мог окончательно его взбудоражить. Поэтому Кремль решил действовать на опережение и в конце февраля дал старт "русской весне".
Конечно же, мотивов для решения об общем наступлении на Украину и аннексию Крыма было намного больше. Здесь и традиционные мантры о недопущении вступления Украины в НАТО и ЕС, и попытка вынудить украинских (и европейских тоже) политиков выбирать между евроинтеграцией и территориальной целостностью нашего государства, и блокирование украинских усилий по разработке энергоносителей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, и ряд других причин, уже неоднократно называвшихся украинскими экспертами. Но основополагающим, глубинным мотивом решения В. Путина об аннексии Крыма был все-таки тот "основной инстинкт", который вынуждает всадника на несущемся через джунгли тигре все крепче цепляться за его шкуру, ведь всадник понимает, что "нормально жить" может ровно до тех пор, пока способен удерживаться верхом.
Не исключено, что Кремль принял окончательное решение об аннексии Крыма, увидев довольно вялую реакцию Запада на введение российских войск на полуостров и результаты референдума. Могла ли быть реакция Запада другой? Вряд ли. По крайней мере, не в условиях "странной войны" в Крыму, где "военные действия" велись в основном кулаками, штатное вооружение украинских военных, как правило, без единого выстрела, сдавалось на склад под "общий контроль", а тяжелое вооружение, за небольшим исключением, переходило в руки россиян даже без попыток предварительно его повредить. Исключение РФ из "Большой восьмерки", запрет на въезд для российских деятелей и замораживание их активов (если найдут) были вполне прогнозируемыми шагами и не считались российской стороной способными нивелировать внутриполитические достижения. Еще несколько лет назад В. Путин провел кампанию, целью которой было вынудить российских чиновников под угрозой утраты должности избавиться от собственности за рубежом. Вряд ли кто-то из них отказался от своих зарубежных активов, но они были переписаны на жен, детей и других доверенных лиц, на которых пока что санкции не распространяются. Кстати, то же касается и бывших украинских должностных лиц, попавших под санкции в Европе и Америке. Введение запрета на въезд также может дать противоположный эффект. По крайней мере опыт Беларуси свидетельствует, что попадание высших чиновников в "запретный" список является для них хорошей рекомендацией, поскольку свидетельствует об их лояльности правящему режиму.
К более весомым результатам могут привести санкции, которые США и их союзники обещают России в случае дальнейшей эскалации напряженности (очевидно, продолжение концентрации российских войск на восточных границах Украины таковой не считается; для этого следует дождаться нового вторжения). Обещанное Б.Обамой разрешение на экспорт сланцевого газа из США в Европу и наложение скоординированных санкций на отдельные секторы российской экономики, в первую очередь экспорт энергоносителей, дадут ожидаемый эффект в среднесрочной перспективе.
Этот эффект неизбежно наложится и на смену настроений тех жителей Крыма, кто во время референдума голосовал за более зажиточную и спокойную жизнь. Обещанные штатными кремлевскими пропагандистами миллиардные инвестиции в Крым сразу после референдума волшебным образом трансформировались в ежемесячную помощь на сумму 80—90 млн долл., что соразмерно предоставляемым из Киева дотациям. Плюс их неэффективное, мягко говоря, использование. Пенсии российского уровня уже трансформировались в украинские по размерам, выплачиваемые в рублях. Плюс провал в этом году курортного сезона и неизбежный проигрыш конкурентной борьбы с Сочи, в инфраструктуру которого только что было вложено несколько десятков миллиардов долларов. Плюс появление огромного количества присланных из центра и неравнодушных к крымской недвижимости новых чиновников и неизбежное перераспределение собственности в пользу "освободителей". Плюс "закручивание гаек" во всех сферах общественной жизни, вызванное намного более высоким уровнем авторитаризма в России (что особенно резко ощущается на фоне предыдущих 23 лет жизни крымской элиты в условиях слабой центральной власти). К тому же, неизбежная борьба с "агентами Киева" по всему Крыму как прикрытие для перераспределения собственности. Плюс монетизация льгот, немедленный возврат к общей воинской обязанности и "почетное право", начиная с 2017 г., служить по всей территории необъятной "новой Родины" — от Чечни и Дагестана до Владивостока, Камчатки и Чукотки. Эти и куча других новых проблем еще до президентских выборов в РФ в 2018 г. снимут розовые очки с глаз тех, кто сейчас радуется приходу "освободителей".
Понимает ли это Кремль? Думаю, да. Поэтому и выборы в крымские органы власти назначены аж на сентябрь 2015 г. До тех пор, очевидно, планируется, как программа-минимум, локализовать/выдавить/зачистить крымских татар, проукраинские или просто потенциально оппозиционные элементы на полуострове, а как программа-максимум — окончательно решить "украинский вопрос" путем использования по назначению той военной группировки, которая сейчас нависает над всей нашей восточной границей.
Развертывание полевых штабов и медпунктов красноречиво свидетельствует, что В.Путин не намерен ждать, пока результаты внешних санкций наложатся на вышеупомянутые выше изменения в настроениях людей. Он не будет ждать, пока Крым, который сейчас так легко упал в руки скачущего верхом на тигре всадника превратится в чемодан без ручки, под грузом которого всадник слетит вниз...
Рискну предположить, что сейчас в Кремле взвешивают все "за" и "против" относительно конкретной даты "освободительного похода" российской армии против "бендеровских захватчиков". Среди возможных вариантов конкретных дат его начала приходят в голову две: август (есть хорошие шансы "закончить все" еще до появления запоздалой по понятным причинам реакции Запада) или, например, 9 мая (если окажется, что на президентских выборах в Украине победит "неправильный" кандидат).
Что делать Украине в этих условиях?
Во-первых, желая жить в мире, следует все-таки готовиться к войне. "Революция только тогда чего-нибудь стоит, когда может себя защитить", — это выражение, которому почти сто лет, не теряет для нас актуальности. Наши солдаты должны быть психологически готовы стрелять в агрессоров, которых еще вчера считали друзьями и братьями, а офицеры и генералы, многие из которых служили плечом к плечу с россиянами еще в Советской Армии, — не иметь никаких сомнений, отдавая приказ об открытии огня. Иначе за их сомнения и психологическую неготовность придется расплачиваться новыми Крутами, оккупацией Левобережья (включая Киев) и Юга...
Во-вторых, на получение более существенной, чем до сих пор, внешней помощи мы можем надеяться только после того, как сами начнем делать не меньше. Если хотим более весомых санкций со стороны Запада, должны показать пример. Где наши списки причастных к военной оккупации и аннексии Крыма российских должностных лиц, которым запрещен въезд в Украину и чьи активы в нашем государстве заморожены? Ну и что, что эти активы зарегистрированы, как правило, на безымянные оффшорные компании? Раскрытие конечного владельца — вполне посильная задача, особенно, если обратиться за помощью к финансовым разведкам США и их союзников. Были ли высланы из Украины российские дипломаты, чья деятельность несовместима с дипломатическим статусом? Или хотя бы введены ограничения на их передвижения по Украине? Эти шаги и сейчас сделать еще не поздно.
В-третьих, считаю перспективной идею построения "финской модели" сосуществования Украины и РФ. Членство Украины в ЕС и формальный нейтралитет вместе с гарантиями непередачи на Запад украинских технологий, являющихся основой ракетно-ядерных сил РФ, могут стать базой для долговременной нормализации отношений с Россией. Согласится ли на такие условия нынешнее российское руководство? Не знаю. Но стоит также помнить, что Финляндия пришла к нынешним отношениям с РФ ценой тяжелых испытаний. В частности, финны с оружием в руках отстаивали право на суверенитет во время "зимней войны" 1939—1940 гг., заплатив за это жизнями почти 50 тыс. своих военнослужащих. Красная Армия хоть и победила, но более 330 тыс. погибших бойцов продемонстрировали советскому руководству бесперспективность силового давления на Финляндию.
В-четвертых, следует немедленно вносить изменения в Стратегию национальной безопасности Украины и Военную доктрину, определять в них вероятных противников и потенциальных союзников. У нас нет времени придумывать новую программу реформ всего сектора безопасности, поэтому нужно просто продолжать осуществлять меры, предусмотренные в ежегодных планах сотрудничества Украина—НАТО, которые традиционно выполнялись едва наполовину.
В-пятых, признать, что в случае продолжения агрессии с востока и юга войну силами только регулярной армии мы не выиграем. Это можно будет сделать лишь путем партизанской войны, которая увеличит материальную "цену победы" до неподъемного для России уровня. И к ней надо готовиться уже сейчас. Кроме специальных мероприятий по подготовке (в том числе к повреждению нашей инфраструктуры, которую могут использовать оккупанты), необходимо срочно принять закон, разрешающий свободное владение оружием всем, кто служил в армии и сдал экзамен на умение им правильно пользоваться.
В-шестых, стоит воспользоваться благоприятной для Украины международной ситуацией и попробовать решить те стратегические задачи, которые до недавних пор оставались недостижимыми. В частности, есть определенные основания считать, что под давлением обстоятельств и идя навстречу просьбам союзников, Турция может пересмотреть свою позицию по пропуску через Босфор танкеров с нефтью и сжиженным газом для Украины. Исходя из этих соображений, почему бы не предложить Анкаре задействовать трубопровод Джейран—Самсун для заполнения нефтью маршрута Одесса—Броды. Канада, чья поддержка Украины не нуждается в дополнительной рекламе, буквально года через два будет обладать избыточными мощностями по производству сжиженного газа, и канадский премьер С.Харпер в среду выразил надежду на его поставки в Европу.
В-седьмых, следует начать двусторонние проекты по обучению украинских военных и правоохранителей в учебных заведениях США, Канады и стран ЕС. Сейчас, когда симпатии и сочувствие всего мирового сообщества на стороне Украины, существуют как никогда широкие возможности получить значительное количество учебных мест для украинских курсантов в лучших западных заведениях и за счет принимающей стороны. К тому же, наши военные, в частности выведенные из Крыма, побывав на обучении за рубежом, собственными глазами увидят перспективу, за которую стоит дальше бороться...
В-восьмых, создать правительственную комиссию по вопросам Крыма под руководством не ниже вице-премьер-министра. Впоследствии, в случае необходимости и наличия средств, ее можно будет трансформировать в отдельное Госагентство по делам Крыма. Задача комиссии — координация решения всего массива вопросов, возникших вследствие аннексии Крыма, а также разработка и реализация государственной политики, направленной на реинтеграцию страны. Именно эта комиссия должна уделять отдельное внимание обеспечению прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в Крыму, требуя от России их безусловного уважения и соблюдения.
После решения безотлагательных проблем, связанных с "процессом развода", придется создавать в Херсоне или Николаеве ориентированный на Крым исследовательский и информационный центр, увеличивать ретрансляционные мощности для ориентированных на крымскую аудиторию теле- и радиоканалов Украины, FM-станций, специализированных программ (наподобие Радио Свобода), интернет-порталов и т.д.
Итак, существует множество возможностей и еще больше работы, которую нам необходимо сделать. По большому счету, только от того, как мы ими воспользуемся и как хорошо сделаем свою работу, зависит, в какой стране мы будем жить дальше. И будет ли она зависеть от прихотей "всадника на тигре". Да и вообще, сможет ли этот всадник продолжать удерживать "чемодан без ручки"...
- Информация о материале
Частное уголовное преследование - это одна из составных частей перезагрузки власти
В нашем Комитете работает молодая женщина. Она живет под Киевом, и каждый день тратит на дорогу на работу 3,5 часа времени. Выезжает рано утром, а домой к своему ребенку попадает поздним вечером. Несколько лет кряду она пыталась получить комнату в общежитии Верховной Рады, но человек, от которого зависело принятие этого решения, с решением медлил. Комнату она получила только сейчас, когда этот чиновник был смещен со своего «поста», а на его место пришел другой.
Причину промедления я узнала всего несколько дней назад. Поскольку от женщины было бесполезно требовать какое-то денежное вознаграждение за предоставления общежития (денег у нее все равно не было, и взять их ей было негде), господин-принимающий-решения требовал от нашей сотрудницы определенных услуг интимного характера, от предоставления которых она категорически отказалась. Поэтому и продолжала полжизни проводить в изматывающей дороге к месту работы. В этом конкретном случае все закончилось хорошо, потому что после Майдана мерзавец был изгнан со своей должности.
У каждого из нас есть множество таких примеров из нашей жизни. Чиновник, пользуясь полной своей безнаказанностью, может растоптать наше человеческое достоинство, унизить, уничтожить.
При этом чиновник формально находится «на службе» у народа, живет на наши налоги и якобы является нашим слугой.
Скажите, возможна была бы подобная мерзость, если бы чиновник знал, что его накажут за нарушение законов и попрание элементарных прав человека? Если бы знал, что за каждым отвратительным поступком немедленно последует возмездие, а каждый случай вымогательства, унижения и коррупции будет уголовно наказуем? Вопрос риторический. Почему-то уверена, что пару лет за решеткой вряд ли показались бы ему адекватной платой за вымогательство и душевную гнусность.
Не нужно обманываться – коррупция есть везде, в любой стране мира. Но только в странах Таможенного союза, в который нас так еще недавно упорно затаскивали, коррупция полностью разрушила не только государственную власть. Это страшно, но поддается корректировке. Теперь мы знаем, что народ своей волей эту власть может сменить. Коррупция, и это мне представляется почти фатальным, разрушает нравственные ценности народа, разрывает единое поле нравственных ориентиров.
В Германии для защиты граждан от произвола чиновника реализуется принцип «четырех глаз» - при общении чиновника с посетителем в помещении должны находиться еще как минимум два человека. В некотором смысле они являются свидетелями, предотвращающими произвол чиновника. В США существует положение о вознаграждении работников, сообщивших о неправильно заключенных государственных контрактах. Также функционирует система добровольных осведомителей, получающих от 15 до 30% стоимости выявленного по его сигналу материального ущерба и защищенных от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.
Но в Украине на сегодняшний день у нас в государстве фактически нет правового механизма, обеспечивающего возможность каждого гражданина защитить себя. Предпринимателя – от жаркого шепотка проверяющего: работаем с половины. Бизнесмена – от налоговика: 20% отката налом. Пенсионера – от бесстыдного предложения работника ПФ отдать определенную сумму, для пенсионера - фантастическую, за «правильное» начисление пенсии…
В мире с коррупцией борются и на государственном уровне, но многие методы в нашей стране не сработают. Создание контролирующих органов в рамках правительства и комиссий по борьбе с коррупцией просто множат число коррупционеров. Будут иметь реальный эффект непрямые методы контроля за доходами чиновников и ежеминутный контроль за государственным бюджетом, первые шаги в этом направлении уже предпринимаются, но путь этот долгий и тернистый, учитывая бешенное сопротивление чиновничьей братии.
Вчера на заседании фракции Юлия Тимошенко презентовала законопроект «Про внесение изменений в КПК Украины и в некоторые другие законы относительно частного уголовного преследования коррупционных действий». Под этим законопроектом поставить подпись будет для меня делом чести. Потому что, по сути, Юлия Тимошенко предлагает обществу реальный механизм люстрации власти. И в этом процессе может участвовать каждый, кто больше не в силах терпеть мерзость чиновника.
Законопроектом предлагается путем внедрения нового для Украины института частного преследования коррупции разрушить образовавшийся в последние 4 года треугольник смерти – мощную коррупционную спайку милиции, судов и прокуратуры. И борьбу с этой смертоносной спайкой теперь сможет вести каждый из нас.
Этот законопроект дает нам не только законный механизм действенной защиты наших прав, но и работающий, жизнеспособный механизм уголовного наказания чиновника-коррупционера.
Впервые в истории Украины в случае принятия этого законопроекта государство обеспечит каждому из нас юридическую защищенность и признает приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров каждой личности над произволом чиновника. Это – совершенно новая ступень общественного развития, приближающая нас к демократическим цивилизованным странам.
Частное уголовное преследование - это одна из составных частей перезагрузки власти. Если чиновник будет знать, что его неправомерные действия в любую минуту могут стать объектом уголовного разбирательства, он будет бояться нарушить закон. К сожалению, в Украине сегодня наряду с коррупцией комфорта и коррупцией престижа распространена особого вида коррупция – коррупция выживания. Это самое позорное явление для общества, которого нет в цивилизованных странах. Только вдумайтесь в это слово – выживания!
Целиком предвижу, что в той части нашего общества, которая не забыла мрак сталинского и брежневского времени, когда по клеветническому доносу человека могли лишить не только свободы, но и жизни, будет присутствовать некоторая моральная настороженность перед новым институтом частного преследования. Но сейчас настали другие времена, и наше общество доказало, что не допустит ни шагу в сторону от демократических целей. И теперь, как говорил Аристотель, «самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».
- Информация о материале
Страница 1072 из 2102
