Главная
Как выбирают кандидатов в судьи: кто не успел - тот опоздал?
Пройдет еще немного времени, и в суды поступит первая партия судейских кадров, отобранных по новой процедуре. Как известно, кандидатов на должность судьи впервые, успешно прошедших этапы анонимного тестирования и квалификационного экзамена, ожидает конкурс на вакантные места в судах. Впервые он состоится в сентябре этого года. И по мере приближения осени количество вопросов от желающих обрести статус судьи постоянно растет: сколько заявлений можно подать? В какие суды? Можно ли подать их одновременно на несколько вакансий?
Как известно, по итогам тестирования и квалификационного экзамена из почти 3500 желающих были отобраны 687 кандидатур. Теперь всем им придется пройти еще один «кастинг». Как пояснил председатель ВККСИгорь Самсин, «когда мы огласим конкурс на занятие вакантных должностей, будет проводиться специальная тщательная повторная проверка. Мы будем проверять все, начиная с анкеты, с которой к нам обратился кандидат, на предмет наличия неправдивых данных». Свою роль могут сыграть и жалобы граждан на будущих судей, морально-этические характеристики кандидатов, их умение работать в коллективе и пр.
Конкурсы среди кандидатов в судьи будут проводиться по региональному принципу. Уже известно, что первый будет объявлен на вакантные места в судах Донецкой, Луганской, Винницкой и Харьковской областей, поскольку именно там ощущается наибольшая нехватка кадров.
По информации из собственных источников, следующий конкурс на занятие должностей в судах состоится на вакантные места в Одессе, Крыму, Херсоне, Николаеве (в октябре); затем в Киеве, Житомире, Ровно; и потом – во Львове, Ивано-Франковске.
Напомним, что согласно Регламенту ВККС, решение об объявлении конкурса на замещение вакантных должностей судей в каждом отдельном местном суде общей юрисдикции принимается Комиссией с учетом количества вакантных должностей. Список судов с наличием свободных мест публикуется одновременно с объявлением конкурса, чтобы кандидаты могли определиться, куда они могут претендовать. Как пояснил председатель ВККС, «в пределах одного решения Комиссии об объявлении конкурса кандидат имеет право подать несколько отдельных заявлений об участии в конкурсе на замещение вакантных должностей судьи в нескольких, но не более чем в пяти местных судах». Таким образом, будущий судья сам определяет очередность судов, на место в которых претендует, по принципу «если не здесь, то там». И если кандидат не сможет по результатам конкурса занять вакантное место, допустим, в Ворошиловском районном суде Донецка, он может претендовать на должность в районном суде Макеевки Донецкой области, а если и туда не пройдет – тогда, например, в райсуде Горловки...
Возникает другой вопрос: можно ли в рамках одного конкурса претендовать на вакансии сразу в нескольких судах в разных областях, например, в райсудах Луганска и Донецка? Как пояснили в ВККС, можно. Более того, если кандидат не прошел по конкурсу, объявленному в одном регионе, он может претендовать на должность в рамках другого. Так, Комиссия опубликует четыре объявления о проведении конкурсов с условиями их проведения не меньше, чем за месяц до каждого. Очевидно, можно будет подать четыре заявления об участии в этих конкурсах. Если, допустим, кандидат подал только одно заявление и не получил рекомендацию для назначения в Луганск, он может подать заявление еще и об участии в конкурсе в Одессе, Киеве или Львове – если не закончился срок подачи таких заявлений, указанный в объявлении о проведении следующего конкурса. Может ли кандидат подавать заявление на места в судах разных специализаций? Закон этого не запрещает, однако это идет несколько вразрез с тем, что, сдавая квалификационный экзамен, каждый выбирал себе практическое задание по специализации.
А теперь момент, который не очень обрадует кандидатов, находящихся в нижней части рейтинга. Как заявил председатель ВККС, кандидатам с наименьшим количеством баллов будут «настоятельно рекомендовать» занимать должности в «проблемных», т. е. отдаленных регионах.
Шансы справиться с огромным потоком дел в центральных судах у судей с недостаточной подготовкой невелики. Таким образом, дорога в суды Киева для тех, у кого 66 баллов, по всей вероятности, закрыта. Если такие условия кандидата устраивать не будут, он может «зависнуть» в резерве.
Впоследствии это может означать для него необходимость пройти специальную подготовку в Национальной школе судей и новый отбор, при котором шансы попасть в судебную систему значительно уменьшатся, так как повысится проходной балл. Однако есть и положительные моменты. Так, представители высших органов судебной системы будут добиваться от Кабмина и Президента Украины предоставления служебного жилья судьям, работающим на периферии. Кроме того, как отметил Игорь Самсин, нынешний Закон дает хорошую возможность для карьерного роста будущего судьи: «Например, он набрал 66 баллов и согласен на работу в удаленном районе, в суде, где нет и трех судей – пожалуйста, пусть работает. Но если он будет хорошо характеризоваться, выполнять свою работу, и откроется место, например, в суде в областном центре, ему достаточно будет написать заявление в ВККС. Мы должны будем рассмотреть это заявление и с учетом заслуг судьи перевести на лучшее для профессионального роста место».
В связи с этим нельзя не отметить тенденцию, вследствие которой в последнее время, очевидно, наиболее достойные кадры из региональных судов переводятся в столичные суды различных специализаций. В итоге на сегодня вакансий в киевских судах немного – в начале июля в так называемых общих судах их было около 20.Возникает резонный вопрос: а как же рейтинг? Зачтутся ли наиболее успешным кандидатам их высокие баллы, и как это повлияет на выбор их места работы? Как пояснил глава ВККС, «тот, у кого больший рейтинг, имеет право выбрать любую специализацию в любом суде, начиная со столицы. Если на одну вакансию будет претендовать 2–4 лица с одинаковым рейтингом, первым будет тот, у кого больший стаж работы в отрасли права. Если стаж одинаковый, мы будем решать вопрос при участии всех, кто причастен к этому процессу».
Следующим этапом для кандидата будет рассмотрение рекомендации ВККС по итогам конкурса на заседании Высшего совета юстиции. Что будет с кандидатом, если ВСЮ не сочтет его достойным судейской мантии, законодатели не предусмотрели.
Отметим, что сейчас ВСЮ занимается среди выполнения прочих задач изучением проблемных вопросов, связанных с порядком проведения отбора кандидатов на должности судей впервые – в Совет поступила первая жалоба на решение ВККС об установлении результатов квалификационного экзамена кандидата на должность судьи. В связи с этим ВСЮ принял решение истребовать материалы, которые были предметом рассмотрения комиссии при принятии обжалуемых решений, и создать рабочую группу для изучения этого вопроса. Напомним, что второй этап отбора не прошли более 200 человек, а в ВККС поступило уже пять заявлений об ознакомлении с его результатами.
Кандидаты, не прошедшие конкурсный отбор, остаются в резерве на три года
О том, что будет, если ВСЮ удовлетворит жалобу кандидата в судьи на решение ВКСС, а также о других аспектах процедуры отбора мы попросили рассказать председателя ВККС Игоря Самсина.
– Игорь Леонович, если лицо, зачисленное в резерв, подаст заявление об участии в конкурсе на вакантные должности сразу в нескольких судах (одного региона или различных), как будет действовать ВККСУ?
– В пределах одного решения Комиссии об объявлении конкурса кандидат имеет право подать несколько отдельных заявлений об участии в конкурсе на замещение вакантных должностей в нескольких, но не более чем в пяти местных судах. При использовании кандидатом такого права он обязан дополнительно предоставить в Комиссию заявление на назначение на должность судьи, в котором четко определить приоритет и очередность судов, в которые он желает быть рекомендованным. Если по результатам конкурсного отбора такой кандидат получает рекомендацию для назначения на должность судьи в суд в порядке определенного им приоритета и очередности, его заявления об участии в конкурсе на замещение вакантных должностей в других судах, следующих по очереди, считаются отозванными и не учитываются Комиссией при проведении других конкурсов.
– Что фактически будет означать для кандидата непредоставление ВККСУ рекомендации по итогам конкурса?
- Кандидаты, не получившие рекомендации о назначении их судьями по результатам конкурсного отбора, остаются зачисленными в резерв на замещение вакантных должностей судьи в пределах трехлетнего срока действительности результатов их квалификационного экзамена.
– Если Высший совет юстиции найдет основания для недопуска к следующему этапу кандидата, рекомендованного ВККС по результатам конкурса, придется ли ему вновь проходить все этапы отбора, или он останется в резерве?
– Этот вопрос не урегулирован законодательством и нормативно-правовыми актами, а значит, требует изучения, обсуждения и законодательного урегулирования.
– В случае, если ВСЮ отменит результаты квалификационного экзамена в отношении подавшего жалобу кандидата, придется ли ему проходить этот этап отбора вновь?
– В случае принятия Высшим советом юстиции решения по жалобе кандидата на должность судьи об отмене решения Комиссии по установлению результатов квалификационного экзамена, Комиссия повторно проводит квалификационный экзамен для этого кандидата в порядке, установленном Законом, и по общим правилам, определенным Регламентом Комиссии.
– Если лицо, находящееся в резерве, не подаст заявление об участии в конкурсе в этом году, сможет ли оно сделать это в следующем году?
– В резерве на замещение вакантных должностей судей находятся в пределах трехлетнего срока действительности результатов квалификационного экзамена кандидаты, сдавшие квалификационный экзамен, но ни разу не участвовавшие в конкурсе на замещение вакантных должностей судьи, или кандидаты, сдавшие квалификационный экзамен, участвовавшие в конкурсе на замещение вакантных должностей, но по результатам конкурсного отбора не получившие рекомендации ВККС о назначении их судьями.
Объявлен первый конкурс. Вакантны 174 места
19 июля 2011 г. ВККС приняла решение, которым среди кандидатов на должность судьи впервые объявлен конкурс на замещение 174 вакантных должностей в местных общих, хозяйственных и местных административных судах Винницкой, Донецкой, Луганской и Харьковской областей. Он пройдет с 6 по 28 сентября 2011 г.
Даты проведения конкурса: 6, 7 сентября 2011 г.; 13, 14 сентября 2011 г.; 20, 21 сентября 2011 г.; 27, 28 сентября 2011 г.
Место проведения конкурса: Киев, ул. Жилянская, 120-А.
Время проведения – 10.00 – 17.00.
Заявления об участии в конкурсе принимаются с 1 по 26 августа 2011 г. в рабочие дни с 9.30 до 17.00. Телефон для справок: (044) 581-85-38.
Кандидат на должность судьи, который находится в резерве на замещение вакантных должностей судей и желает принять участие в объявленном конкурсе на замещение вакантных должностей, лично подает в ВККС письменное заявление и документы с соблюдением условий проведения конкурса, утвержденных решением ВККС от 19 июля с. г.:
– письменное заявление об участии в конкурсе;
– копию паспорта гражданина Украины (всех страниц);
– анкету кандидата на должность судьи (по форме и содержанию, утвержденным Комиссией и размещенным на ее официальном веб-портале) с наклеенной фотографией;
– копии дипломов об образовании, научной степени или ученом звании;
– выписку из трудовой книжки о стаже работы в области права или копию трудовой книжки (заверенную в установленном порядке ответственным лицом по месту работы кандидата). Если на момент подачи заявления кандидат не работает, копия трудовой книжки заверяется при приеме документов уполномоченным должностным лицом секретариата Комиссии, для чего кандидат предъявляет оригинал трудовой книжки;
– медицинские справки о состоянии здоровья, если закончился срок действия справок, представленных им вместе с заявлением об участии в отборе кандидатов на должность судьи.
К конкурсу не допускаются кандидаты, заявления которых поданы по истечении указанного в объявлении срока или способом, не предусмотренным Условиями.
Наибольшее количество вакансий в следующих судах: Хозяйственном суде Донецкой области (10), Винницком окружном админсуде (8), Хозяйственном суде Харьковской области (7), Артемовском (7) и Ясиноватском (4) горрайонных судах Донецкой области. По 4 вакансии в Донецком окружном административном суде, Хозяйственном суде Винницкой области, Кировском райсуде Донецка, Орджоникидзевском райсуде Мариуполя, Кировском горсуде Луганской области. В Хозяйственном суде Луганской области – 3 вакансии.
Образец заявления об определении приоритета и очередности судов, на назначение на должность судьи в которых кандидат желает быть рекомендован
До Вищої кваліфікаційної комісії суддів України
_________________________
(повне ПІБ кандидата)
_________________________
(адреса постійного фактичного місця проживання кандидата)
_____________________________
(номери контактних телефонів (в т. ч. мобільного)
______________________________
(адреса електронної пошти)
З А Я В А
про пріоритет і черговість судів
Мною подані окремі заяви про участь у конкурсі на заміщення вакантних посад суддів у ____(кількість)_____місцевих судах загальної юрисдикції в межах конкурсу на заміщення вакантних посад суддів, оголошеного рішенням Комісії від 19 липня 2011 року № 2500/пп-11.
Прошу врахувати визначені мною пріоритет і черговість судів, на призначення на посаду судді до яких я бажаю бути рекомендованим (-ою), а саме:
1 черга – ____________________
2 черга – _____________________
3 черга – _____________________
4 черга – _____________________
5 черга – _____________________.
Підтверджую, що я обізнаний (-на) із положеннями пункту 8 Умов проведення Комісією конкурсу на заміщення вакантних посад судді, затверджених рішенням Комісії від 19 липня 2011 р. № 2499/пп-11.
дата особистий підпис ПІБ
Комментарий
Член ВККС Николай Мельник:
– По большому счету, кандидат на должность судьи впервые может подавать любое количество заявлений. Что касается цифры 5, мы установили ее по аналогии с требованиями МОН. Причина в том, что человек вряд ли будет обращаться с заявлениями относительно вакантных мест во всех судах. Например, если он проживает в каком-то областном центре, он будет выбирать суды, находящиеся ближе к его жилью. Но если он напишет заявления и на 6, и на 10 вакантных должностей, я думаю, мы не сможем требовать от него ограничиться, и будем проводить конкурс с учетом всех его заявлений. Т. е. условия, утвержденные ВККС, носят рекомендационный характер. Можно было бы ограничить не 5 судами, а сроками подачи заявлений. Но мы в принципе не вправе это делать.
Конечно, если человек находится в начале рейтинга, он будет подавать заявления в столичные суды или областные центры. Хотя первоначально он указывал, что желает попасть, допустим, в районный суд, сейчас, когда получил хороший балл, может претендовать на большее. Таким образом, у нас будет проблема с отдаленными судами – там опять будет недобор судей.
- Информация о материале
Экономика дефицита: как правительство будет бороться с дефицитом платежного баланса в 2011 году
Опрошенные Контрактами аналитики были готовы к такому повороту событий. «Как мы и ожидали, экспорт металлов в мае снизился, но падение частично компенсировал рост экспорта сельхозпродукции (кукуруза и растительное масло), — заявила главный экономист Dragon Capital Елена Белан. — Импорт газа остался на уровне апреля, но резко выросли поставки нефти для переработки на отечественных НПЗ по давальческим схемам с последующим экспортом бензина в Россию, увеличился и импорт продукции машиностроения». Негативно на текущий счет повлиял и отток инвалюты, связанный с выплатой дивидендов в компаниях с иностранным капиталом. «Отрицательным был также баланс по кредитам и облигациям в банковском и в государственном секторах (-$0,43 млрд и -$0,10 млрд соответственно)», — подсчитывает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын.
- Информация о материале
Один день Януковича стоит украинцам $170 тыс.
Два года пребывания Президента Виктора Януковича у власти составляют для Украины сумму, эквивалентную полутора бюджетам области с населением 1,3 млн. человек.
Так, ежедневно на содержание главы государства тратится $170 тыс. бюджетных средств, что равно (а иногда и превышает) стоимости трехкомнатной квартиры в Киеве. Более половины этой суммы, $91 500 в день, идет на то, чтобы обеспечить главе государства комфорт, которого не было у его предшественников, - аренду вертолета и самолета высшего класса, ремонт госрезиденций, строительство спецдороги в Межигорье, где он живет.За эти блага налогоплательщики заплатили около $50 млн. в 2010-2011 годах. Кроме этих дополнительных средств государство ежегодно выделяет на нужды Януковича и Администрации Президента значительные суммы: в 2010 году на это казна направила на счета Госуправления делами $30,5 млн., в 2011 - почти на треть больше - около $44 млн.
Таким образом по итогам двух лет пребывания Януковича у власти с учетом основных и дополнительных расходов первое лицо государства и его аппарат обойдутся Украине как минимум в $124,5 млн. - полтора годовых бюджета Хмельницкой области с населением 1,3 млн человек.
- Информация о материале
Раздвоение совести
«Офицеры, что вы делаете, подонки, бл...! Офицеры, что вы делаете, подонки!? Бл…! Сволочи!».
Этот отчаянный крик Андрея Кожемякина - зажатого между стеной, лавкой и скопищем черных милицейских спин, заполонивших зал Печерского райсуда – как удручающий приговор. Который уже ни отменить невозможно, ни смягчить, ни исправить. Приговор не только власти, что прискорбнее – всему обществу.
Во вторник в Печерском суде случилось сразу две примечательные потасовки. До обеда и после. Но поскольку вторая выдалась более жестокой, о первой все уже почти забыли. А зря.
Хорошенькая картина. Дубль один
Всмотритесь внимательно в эти кадры.
«Юрий Михайлович, пожалуйста, покиньте зал суда», - уговаривает силовик депутата Прокопчука, отличившегося в словесной баталии с медлительно-косноязычным Киреевым. «Я никуда не пойду», - отнекивается Прокопчук, то и дело вскидываясь – «Я вас предупреждаю! Предупреждаааю!».
«Аю!» дребезжит на высоких тонах – получается звонко, надрывно и довольно неприятно.
«Ну, пожалуйста!», - тихо канючит милиционер.
«Я Владимирович, а не Михайлович!».
«Пожалуйста! Ну, пожалуйста», - ноет мужчина.
«Эти падлюки отправили вас на пенсию в 60 лет, а вы сейчас, подневольные люди…», - заметив, что его снимают, Прокопчук принимается агитировать.
«Мы же договаривались», - разочарованно тянет милиционер, технично подминая под себя жертву.
«Товарищ майор!», - слышится истеричное.
Тут начинается свалка. Депутаты громко напоминают о своей неприкосновенности, бранятся, матерятся… «Шо ви робите!? Не рвіть погони!», - отчаянно бормочет здоровенный амбал.
Хорошенькая картина: неприкосновенных депутатов дубасят милиционеры, а те с них срывают погоны. И все это – в суде центрального столичного района.
Сюр? Абсурд? Нет, к сожалению – реальность.
***
А поставьте-ка вы себя на место этих несчастных бойцов. Думаете, они бегом бежат в Печерский суд – депутатов лупить? Думаете, испытывают от этого особое садистское наслаждение? Ну, может, конечно, и такие есть, но они явно в меньшинстве. Большинство - вояки подневольные. Скажут наступать – наступают. Скажут вытеснять – вытесняют. Поди, ослушайся. Поди, докажи начальнику, что ослушался ввиду нежелания нарушать закон – дубасить неприкосновенное тело. Поди, не вылети после этого с хорошего места. Поди, семью прокорми, карьеру сделай и т.д.
Вот и приходится увещевать этих самых депутатов (что пытается, собственно, сделать майор на видео). Убалтывать, будто детей малых.
Логично? Логично.
Преимущество свое нардепы чудесно осознают. И порою, к сожалению, им откровенно злоупотребляют. Не просто сознательно идут на конфликт, но норовят всячески унизить, оскорбить противника.
С другой стороны. А поставьте-ка вы себя на место этих немногочисленных депутатов. Думаете, им очень нравится сидеть в Печерском суде? Кто-то скажет: надеются засветиться перед камерами и перед ЮВТ – чтоб легче потом было о месте в списке хлопотать? Да, не без этого. Хотя подобное сподвижничество еще никому ничего в политике не гарантировало. Впрочем расчет, конечно, присутствует. Поскольку эти люди в политике делают карьеру, политика – публичная ли, теневая ли – их бизнес, такие действия можно понять. И оправдать.Фото: страница Юлии Тимошенко на Twitter
Ведь без этой женщины, они – ноль. Ну, почти ноль. Она – их крыша, оборонная стена, паровоз и прочая-прочая. Если они не будут ее отстаивать, всячески шуметь, злонамеренно дебоширить, привлекая к процессу внимание, останутся ни с чем. А у них семьи, вторые семьи, артриты, панкреатиты, избиратели… Хочешь – не хочешь, вертись, а то придут честолюбивые дублеры…
Поверьте, тем, кому Юлия Владимировна действительно дорога – как человек, подруга, соратница, поддерживать ее начали не сегодня, а еще когда она до одиннадцати ночи сидела в прокуратуре на допросах. Поддерживали, когда никто этого не видел, когда не стояли на двадцатиградусном морозе десятки камер, когда угроза ареста была реальной как никогда…
И она сама это прекрасно знает. Кстати, большинство этих людей и сейчас в суде – просто, за спинами вертлявых коллег, их почти не видно.
…Ну, в самом деле, как быть? И одним, и другим? Что превыше: неприкосновенность, необходимость повиновения суду, недопустимость препятствовать сотруднику при исполнении? Правовой статус всех этих норм приблизительно равен. Плюс – минус. Морально-этический – тоже.
Кто смеет поднять руку на народного депутата? Будь ты хоть адмирал, от «статьи» тебя это не спасет. Ну, а если ты – рядовой бекутовец-грифонновец, тебя не только от «статьи» не спасут, могут даже под нее «подставить». Смотрите, мол, как мы образцово-показательно караем излишне ретивых своих сотрудников. Никто не заступится. Как не заступится и в том случае, если ты посмеешь не выполнить приказ. Дилемма? Дилемма.
Контраргумент? Да, пожалуйста! Депутаты-то друг-друга бьют! Не просто бьют – дубасят головами об стену, креслами по спинам, душат, сбрасывают с высоты президиума… И им за это, как мы знаем, ничего не бывает. Где же справедливость!? В чем же правда? Кто в этом обществе уважает законы, если их не уважает целый (прости, Господи!) народный депутат?!
***
Идем дальше. Повиновение суду. «Знаете, у нас немыслимо, чтоб человек не встал перед судом. Кем бы он ни был. Нет, просто немыслимо», - сказала, на днях, знакомая сотрудница посольства одной из европейских стран. Ее родина еще недавно носила клеймо «бывшего соцлагеря», била все рекорды коррупции, не слишком привечала свободу слова… То есть, не слишком от Украины отличалась. За исключением того, что страну эту в ЕС уже приняли. А нас – нет. И Латвию приняли. В Латвии теперь нормой считается распустить парламент из-за подозрений в попустительстве коррупции. И Литву приняли. И Болгарию… Только не Украину…
Реплик, подобных вышеприведенной, я могу перечислить много. Еще больше – чуть попримитивнее содержанием, но сродных по сути. Да, вы и сами можете – ежедневно слышите их в транспорте, на улице, на собственных кухнях. Что-то вроде: «Тимошенко – воровка! Так ей и надо!», «Все посадить, всех уволить, все они там одинаковые!», «Совсем обнаглела, бедный этот Родион», «Юлю посадят, может хоть что-то к лучшему изменится», ну и т.д. и т.п.
Адекватные аргументы, глупые ли – имеют право на жизнь. Но почему никто не возмущается откровенным издевательствам обвинения? Почему не указывает на жонглирование правом (очевидным не только для юристов - слесарей-сантехников) судьи Киреева? Почему категорически не желает хотя б попробовать вникнуть в содержание обвинения?
Нет, это не кровожадность, не тупость наших граждан… Нет. Может, тотальное неверие никому из политиков. Ведь Тимошенко – в зените премьерского успеха – на бездоказательные обвинения тоже не скупилась. С той, конечно, разницей, что ни при ней, ни при Ющенко, над оппонентами так изощренно не издевались. И оппозиционеров пачками «не принимали». Ладно, отвлеклись. Вновь вопрос: что выше – здравый рассудок, собственное достоинство или фарс, который почему-то назван судом? Что приоритетнее для представителей обвинения и судьи: участвовать в фарсе или сохранить доброе имя? Что возвысит политика-Тимошенко: почтительно-уважительное смирение или нарочитая фронда? Дилемма? Дилемма.
Где же справедливость!? В чем правда? Кто в этом обществе уважает законы, если их не уважают судьи, прокуроры, политики?
***
… Наконец сотрудники при исполнении. Ну, с ними почти разобрались. Все «про» и «контра» проанализировали. Каков выбор: идти на компромисс с совестью или остаться при деле? При деле, но без совести? Удовлетворить совесть, но стать безработным? А если на компромисс, то сколько раз? Ведь сегодня – суд, завтра – Майдан, а там, может быть – младший брат, двоюродная сестра, первая любовь… Или другой сценарий: при деле. Да! А что такого!? Кого жалеть? Депутатов?! Не смешите. Многие еще и денег заплатят, чтоб им по портрету дать.
Дилемма? Дилемма.
Я, конечно, упрощаю. И утрирую. Но все эти логики имеют право на жизнь. Как там у Киплинга: «Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу. В черта верить иль молиться Богу , каждый выбирает для себя».
Выбирая – несет ответственность. Каждый за себя.
Хорошенька картина. Дубль два
На протяжении минувшего вторника в Печерскому суде каждый мог сделать выбор. И проявить истинное свое лицо.
Посмотрим теперь второе видео.
Грифоновцы уже куда менее сдержаны. Никто никого более не увещевает. Не церемонятся ни с женщинами, ни с журналистами. Их всех попросту давят. Бесцеремонно, нахрапом.
Орут матом бойцы. Орут матом депутаты. Визжат худосочные журналистки, которых разбрасывают во все стороны, будто котят.
Хорошенька картина – дубль два. Заодно с депутатами, милиционеры дубасят еще и журналистов. Отбрыкиваясь, цепляясь за лавки, коллеги не выпускают камер и диктофонов – новости за них никто не передаст. Позже, очухавшись, представители СМИ, конечно возмущаются. Вполне справедливо возмущаются. Ведь они тоже по-своему неприкосновенны. На завтра информационные ленты полны апелляциями ко всем, кому можно – к Януковичу, Могилеву, Пшонке, Репортерам без границ, Папе Римскому и т.д. Реакции – ноль. Если же гневный окрик следует из-за рубежа, власти в Украине его уверенно спокойно игнорируют.
На белое говорят черное и хоть бы хны. Плюй в глаза – все Божья роса. Оппозиционеры этому, конечно, радуются и – едва уличив возможность - обвиняют правящий класс в ущемлении свободы слова, в сворачивании демократии.
Потом они меняются местами. Спикеры уже другие, рефрены – те же. И так – двадцать лет подряд.
Общество подхихикивает: никому нет веры, все врут, в том числе – журналисты. Всех зачистить! Подхихикивает, совершенно не задумываясь о том, кто же завтра передаст новости, если всех зачистить. Ну, хоть какие-нибудь новости. А ежели не будет новостей – что потреблять? Нет, простите, отсутствие новостей – равно отсутствие демократии. Что это такое и зачем она нужна большинство наших граждан не ведают, но ратуют за наличие оной!
И даже готовы за это самое наличие бороться. Бороться и разбираться: отчего исчезли новости? Ах, власть прессует СМИ? Как же так! Кто допустил?! Безобразие!
Дилемма? Нет. Замкнутый круг. Порочный замкнутый круг.
Хорошенькая картина. Дубль три
Уставший избиратель приходит домой. Садится на диван. Включает телевизор. Ой, простите, интернет – по телевизору такое не показывают. Да, включает, значит, интернет. Смотрит видео. И произносит сакраментальное: «так им всем, сволочам, и надо!».
Давят депутатов? Отлично! Все они гады!
Депутаты отправили на койку парочку бойцов? Великолепно! Менты совсем оборзели! Журналистов по стенке размазывают? Поделом! Давите! Все продажные!
Не все избиратели таковы? Не все, согласна. Но именно такие, зачастую, делают результат. Именно для таких придумали «хлеба и зрелищ». Именно таких один умный человек называет «голосующим большинством», противопоставляя их «рефлексирующему меньшинству».
«Рефлексирующее меньшинство», тем временем, задается вопросами: где гражданское общество, где – общественный контроль, где – ответственность власти?
Было бы в Украине гражданское общество – власть бы не осмелилась измываться над оппозицией. Оппозиций – хамить власти. Работали б механизмы общественного контроля - никто б не покушался на СМИ, а силовики не отважились бы бесчинствовать; судьи не обслуживали бы АП, а депутаты б не рвались в Раду для того, чтобы выжить, чтоб обезопасить себя и бизнес.
Если бы существовала традиция ответственности власти, мы жили б в качественно иной стране. Скорее всего, в составе ЕС.
Но мы живем в Украине. Знаем, как «искать правду» в Печерском суде, сколько стоит выйти из Лукьяновки, сколько - попасть в Раду; депутатам известен тысяча и один способ победить на выборах, журналистам – подтекст фразы «тема важная и актуальная»…
За все это, дорогие сограждане, нам остается «благодарить» лишь себя. Самих себя. Наше гражданское мужество, общественное сознание, личное достоинство. Убрать тут кавычки или сохранить – решайте самостоятельно.
- Информация о материале
Сталина на вас нет…
Около 36% украинцев считают Иосифа Сталина великим вождем, еще 34% соотечественником не согласны с таким мнением, свидетельствует опрос Киевского международного института социологии.
Опрос был проведен КМИС 10-20 июня. Методом интервью были опрошены 2040 респондентов во всех областях Украины, Крыму и Киеве. Погрешность выборки не превышает 3,3%.
Социологи отмечают, что с учетом погрешности разница в 2% между количеством тех, кто считает И.Сталина вождем (36%) и тех, кто так не считает (34%), не является статистически значимой.
Согласно опросу, не определились в своем отношении к И.Сталину 17 % украинцев.
По уровню образования склонны считать И.Сталина великим вождем люди с неполным средним и ниже образованием (43% согласных против 25% несогласных).
Не согласны со значимостью личности И.Сталина преимущественно люди со средним образованием (31% несогласных против 24% согласных), со среднем специальным образованием (35% против 25%) и люди с высшим образованием (40% несогласных против 25% согласных).
В региональном разрезе не согласны с тем, что И.Сталин был великим вождем преимущественно жители запада Украины (52% несогласных против 28% согласных), жители южных и восточных регионов более склонны считать его вождем (юг: 41% согласных против 27% несогласных, восток: 43% против 29%).
- Информация о материале
Судебный сбор заработает. Но когда?
О том, как будет способствовать принятие Закона «О судебном сборе» (принят в целом 8 июля 2011 г., ждет подписи Президента) наполнению бюджетов судов, сказано немало. Как отметил председатель Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Леонид Фесенко, этот закон, которым предусмотрено зачисление судебного сбора в специальный фонд Госбюджета, изменит порядок финансирования судов по остаточному принципу, который действовал на протяжении последних 20 лет. Это означает, что главные распорядители средств смогут использовать их на обеспечение надлежащих условий для полноценного осуществления правосудия, в т. ч. улучшение материально-технической базы судов, которая, как известно, сегодня находится в плачевном состоянии. Как ранее прогнозировала Государственная судебная администрация, в случае принятия Закона «О судебном сборе» поступления в специальный фонд Госбюджета, из которого финансируются расходы судов, могут увеличиться примерно до 2 млрд грн. На сегодняшний день, напомним, в спецфонд от судебной системы поступают только средства оплаты за ИТО, и они стопроцентно идут на ее (судебной системы) содержание. Средства от уплаты государственной пошлины по рассмотрению судебных дел поступают в общий фонд Госбюджета. И поскольку расходы общего фонда, в отличие от специального, не имеют конкретной привязки к источникам их создания, нельзя сказать, что средства госпошлины идут на содержание судебной системы.
Итак, прогнозы были более чем оптимистичными, но станут ли они спасательным кругом для Фемиды в действительности?
Госпошлина зависит от уровня минимальной зарплаты
Итак, в соответствии с ЗУ «О судебном сборе», ставки такого сбора возрастают для всех категорий лиц и будут расти год от года. Исчисляться они будут по новой методике – не исходя из действующей с 1996 г. перманентной суммы необлагаемого минимума дохода граждан (17 грн), а в соответствии с изменяющейся цифрой минимальной заработной платы, которая, напомним, с 1 января 2011 г. составляет 941 грн. Сегодня даже в сумме с оплатой ИТО платежи объективно меньше. Например, за подачу иска неимущественного характера по хозделам по новому Закону придется уплатить 941 грн вместо нынешних 85 грн, а по гражданским – 94 грн. (сейчас – 8,5 грн). Предусмотрен документом и сбор за выдачу в электронном виде копии технической записи судебного заседания (15 грн), а также за распечатку технической записи – 5 грн за каждый лист текста.
Увеличение платежей обосновано курсом государства на мирное внесудебное урегулирование споров, т. е. перед тем, как обращаться в суд, лицу придется несколько раз подумать, ведь платить придется из своего кошелька.
Как отмечает председатель Высшего хозяйственного суда Украины Виктор Татьков, что касается уплаты судебного сбора при обращении в хозяйственный суд, то этот платеж имеет своей целью стимулирование субъектов хозяйствования к соблюдению договорной дисциплины и требований законодательства. Солидарен с ним и председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко, отметивший в ходе заседания коллегии ГСА: «Я разделяю инициативу относительно того, куда должен поступать судебный сбор и каким должен быть его размер. Думаю, на сегодня это единственный источник улучшения ситуации с финансированием. Он создает такие условия, когда количество обращений в суд уменьшится – понятно, не с целью ограничить доступ к правосудию, но он подтолкнет к тому, чтобы человек взвешенно подходил к вопросу необходимости обращения в суд и использовал максимум возможностей для мирного урегулирования спора».
Стоит отметить, что если субъект спор выиграет, он сможет вернуть себе уплаченные средства, поскольку судобязывает проигравшую сторону (в случае с админспорами – за счет госбюджета) возместить второй стороне все понесенные ею и подтвержденные документально судебные расходы. Таким образом, судебный сбор также носит характер залога.
Поможет, но не всем
Платежи возрастут, но станет ли от этого легче всем судам? Как известно, административные суды в основном рассматривают споры неимущественного характера по обжалованию решений, действий или бездеятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления. Оплата за подачу административного иска по неимущественному спору составит около 30 грн (см. Таблицу). При этом, как отмечает председатель Высшего административного суда Украины Александр Пасенюк, годовая потребность окружных апелляционных судов и ВАСУ в расходах на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дел составляет около 81,5 млн грн. При сумме сбора в 30 грн для всех категорий истцов, по его мнению, платежи не покроют даже текущие процессуальные затраты.
Норма ст. 9 Закона о судебном сборе, согласно которой судебный сбор зачисляетсяв специальный фонд Госбюджета, не заработает раньше ноября 2011 г., когда, в соответствии с переходными положениями, он и вступит в силу.
И кстати, Закон заработает лишь при условии, что будут внесены соответствующие изменения в Закон о Госбюджете. Так, ст. 13 Бюджетного кодекса предусмотрено исключительно законодательное (БК или Законом о госбюджете) распределение бюджета на общий и специальные фонды и поступлений в них. Проблемой некоторые народные депутаты называют и то, что судебный сбор не предусмотрен в Налоговом кодексе.
Кто оплатит сбор по делам о соцвыплатах?
Как известно, до недавних пор споры, связанные с соцвыплатами, были отнесены к гражданской юрисдикции. Это существенно затрудняло доступ к правосудию для социально незащищенных граждан, поскольку на них возлагалась обязанность оплатить расходы на материально-техническое обеспечение рассмотрения дела при подаче иска об обжаловании решений, действий или бездеятельности органов Пенсионного фонда или органов социальной защиты, их должностных лиц, подаче апелляционной и кассационной жалоб. Размер расходов на ИТО составлял, согласно постановлению КМУ от 21 декабря 2005 г. №1258 (в редакции от 5 августа 2009 г. №825), от 30 до 120 грн в зависимости от того, имущественного или неимущественного характера требования заявляются.
Такой сбор, однако, не уплачивается в административном судопроизводстве, рассмотрению в котором эти споры подлежат теперь. Тем не менее, согласно п. 18 ч. 1 ст. 5 Закона «О судебном сборе» в редакции, подготовленной ко второму чтению, от уплаты судебного сбора освобождаются Пенсионный фонд и все соответствующие фонды: органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального страхования по временной потере трудоспособности, социальной защиты инвалидов и его отделения. О льготах же для истцов, выступающих с требованиями к Пенсионному и другим фондам, чтобы отстоять право на надлежащую им соцвыплату, в тексте этого варианта законопроекта речь не идет. Впрочем, Закон на момент сдачи номера не подписан Президентом Украины, поэтому о том, какой будет его окончательная редакция, говорить пока сложно.
Но в любом случае принятие Закона «О судебном сборе» является важным шагом. Особенно потому, что долгое время такие платежи регулировались, по сути, ненадлежащим актом – Декретом Кабмина «О государственной пошлине», хотя, согласно Конституции, должны устанавливаться на законодательном уровне. А какой будет практика применения нового Закона и станет ли в связи с этим меньше споров в судах, покажет, как известно, время.
Комментарии
Председатель Государственной судебной администрации Руслан Кирилюк:
– Чтобы Закон «О судебном сборе» был реализован, необходимо внести изменения в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2011 год». Планируется, что в ноябре ЗУ «О судебном сборе» вступит в силу, до этого времени КМУ будут подготовлены соответствующие изменения. Мы будем работать совместно с правительством.
Говорить о дополнительных 2 млрд грн поступлений сложно, так как до конца этого года с момента вступления Закона в силу останется только два месяца. Называть конкретные цифры сейчас вообще не стоит, поскольку законодательством предусмотрены новые объекты налогообложения. Но мы надеемся на положительное для судебной системы решение и на улучшение материально-технической базы судов. Пройдет определенное время после того, как Закон вступит в силу, тогда мы сможем говорить о конкретных цифрах.
Член Комитета ВР по вопросам правосудия Владимир Пилипенко:
– Нужно отметить одно: судебный сбор – это не плата «наперед», ведь его, в конечном счете, оплачивает то лицо, которое нарушило чье-либо право. Даже если оно и освобождается от сбора, то потом, после вынесения решения суда, все равно должно его оплатить.
Чтобы судебный сбор шел в специальный фонд, на судебную систему, нужно внести изменения в определенные законы – о Госбюджете и др. Думаю, этой осенью мы их внесем, ведь Закон «О судебном сборе» вступает в силу не сейчас, а с ноября. У нас есть время откорректировать законодательство. И что однозначно – Закон не направлен против общества. Он направлен только на благо общества и системы правосудия. А те лица, которые говорят обратное, – это, наверное, не позиция общества, а позиция отдельных депутатов, которые на этом хотят заработать себе определенные политические дивиденды на будущее.
Первый заместитель Комитета ВР по вопросам правосудия Юрий Кармазин:
– Лица, подающие иски в административные суды по поводу надлежащих им социальных выплат, фактически не освобождаются от оплаты судебного сбора. На мой взгляд, закон реакционный. Фактически, устанавливается дополнительный налог. И если посмотреть на стенограмму обсуждения парламента, то я поднимал вопрос и говорил о том, как может быть так, что за один лист ксерокопии нужно заплатить 5 грн? Он что, золотой? И таких моментов в Законе множество.
Речь идет о том, что механизм, согласно которому люди платят в бюджет средства на содержание судов, сейчас фактически не функционирует, т. е. работает на 20–25% от потребности. Поэтому государство решило сэкономить и взыскивать деньги с людей. Фактически сделано так, чтобы люди меньше обращались в суд. Т. е. государство фактически отказывается от своего обязательства на обеспечение справедливого суда и перекладывает все обязанности на плечи граждан. При этом, например, Пенсионный фонд освобождаются от уплаты сбора, т. е. он может бесконечно жаловаться, доводить дело до абсурда, как бывает сейчас, а материально наказаны за это будут люди.
- Информация о материале
Страница 1744 из 2102
