Опрошенные Контрактами аналитики были готовы к такому повороту событий. «Как мы и ожидали, экспорт металлов в мае снизился, но падение частично компенсировал рост экспорта сельхозпродукции (кукуруза и растительное масло), — заявила главный экономист Dragon Capital Елена Белан. — Импорт газа остался на уровне апреля, но резко выросли поставки нефти для переработки на отечественных НПЗ по давальческим схемам с последующим экспортом бензина в Россию, увеличился и импорт продукции машиностроения». Негативно на текущий счет повлиял и отток инвалюты, связанный с выплатой дивидендов в компаниях с иностранным капиталом. «Отрицательным был также баланс по кредитам и облигациям в банковском и в государственном секторах (-$0,43 млрд и -$0,10 млрд соответственно)», — подсчитывает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын.
В июне ситуация должна несколько улучшиться: в начале лета правительство разместило пятилетние еврооблигации на $1,25 млрд. Правда, в июле–августе значительных поступлений по финансовому счету не ожидается: платежный баланс, скорее всего, будет дефицитным.
Но такая динамика тоже вполне ожидаема. «Мы пока не видим основания для пересмотра прогнозов — к концу года сальдо платежного баланса будет положительным (+$2 млрд)», — рассказывает Елена Белан. Годовой дефицит текущего счета на уровне 3,6% ВВП перекроется положительным сальдо финансового счета (в размере 4,8% ВВП).
Несмотря на сохранение профицита платежного баланса, золотовалютные запасы Нацбанка в мае уменьшились на $500 млн — до $37,9 млрд. На первый взгляд, сокращение запасов всего на 1,3% нельзя назвать существенным. Однако продолжение этой тенденции (особенно на фоне затянувшейся паузы в сотрудничестве с Международным валютным фондом) служит негативным сигналом для инвесторов. Они уже сейчас заняли выжидательную позицию: майский приток ПИИ за вычетом второго транша средств от приватизации Укртелекома составил лишь $165 млн. Тем более что к осени данные тренды могут усугубиться глобальным ухудшением ситуации на международных финансовых рынках. Тогда доступ для Украины к внешним заимствованиям либо существенно подорожает, либо вообще закроется.
Но даже при худшем сценарии развития событий катастрофы образца осени 2008 года случиться не должно — нынешних резервов Нацбанка хватит для удержания курса гривни. Кроме того, во второй половине года правительство будет прилагать максимум усилий для возобновления сотрудничества с МВФ: протаскивая через парламент пенсионную реформу, повышая стоимость энергоносителей для населения и сокращая социальные выплаты. Также в Кабинете министров явно настроены на продолжении приватизации стратегических объектов, несмотря на то что бюджетный план по поступлениям от продажи госсобственности после приватизации Укртелекома уже выполнен на 109%. Впрочем, последняя мера вряд ли может способствовать притоку в страну прямых иностранных инвестиций, поскольку наиболее вероятным покупателем объектов энергетики будут структуры Рината Ахметова.