Главная
Янукович и Азаров заплатят по 13 тысяч гривен налога на роскошь
Сезон обнародования доходов первыми лицами страны - в самом разгаре. Свои кошельки перед народом уже открыли президент, глава его администрации Сергей Левочкин, премьер Николай Азаров, спикер Владимир Литвин и некоторые министры. В документах указали, в каких квартирах и домах живут и на каких автомобилях ездят. Машины, прямо скажем, непростые - например, глава Минэкологии Николай Злочевский собрал в гараже целый автопарк из двух (! ) "Бентли Континенталь", "Роллс-Ройса Фантом" и "БМВ-750". Все его движимое имущество потянет на 5500 гривен "роскошного" налога. Эту сумму министр будет платить раз в год.
Много это или мало за автопарк из четырех авто класса люкс? Учитывая горячие дискуссии о том, должны ли богатые поделиться с бедными и нужно ли узаконить налог на роскошь, "КП" решила провести несложные подсчеты: какой налог с имущества придется заплатить самым видным политикам в случае, если соответствующий закон будет принят. Мы вычисляли налог, исходя из последних предложений вице-премьера Сергея Тигипко. Он предлагал облагать налогом квартиры свыше 200 кв. м - 2% от минимальной заработной платы (МЗ) (по состоянию на 1 января 2012 г. она составила 1073 гривны). По такой же ставке облагаются и дома свыше 400 кв. м.
Президент Виктор Янукович за столичную квартиру на Оболонской набережной площадью 239,4 кв. м, в которой он не проживает, заплатил бы налог на роскошь 4 тысячи 700 гривен. А вот за роскошный дом на 619 "квадратов" в Киевской области Виктору Федоровичу придется заплатить чуть больше 13 тысяч гривен. В три раза дороже обойдется налог на земельный участок. За 1,17 га земли необходимо будет заплатить примерно 34 тысячи гривен.
Потратится на налог на богатство и премьер Николай Азаров. За квартиру площадью 190 кв. м он платить не будет, так как ее размеры не подходят под графу "роскошь". Но дом площадью 594 кв. м влетит в копеечку - 12 тысяч 747 гривен. В прошлом году Азаров передал своей супруге элитный кроссовер Lexus RX 400h. Но он не будет облагаться налогом как роскошный. Двигатель "слабый" - 3,3 л.
Под налог попадают автомобили с двигателем 3,4 литра. К примеру, такие, как у первого вице-преьмера Валерия Хорошковского. В его гараже 6 автомобилей Mercedes Benz G500 (куплен в прошлом году - 5,3 млн), Porshe Cayenne Turbo, два Mercedes Benz GL500, Mercedes S600 L, Maybach 62-S. Средний объем двигателя каждой из этих машин - 5 литров. То есть за каждый свой автомобиль Хорошковский отнесет в Налоговую по 1 тысяче гривен.
- Информация о материале
«В кругу друзей лицом не щелкай»
«В оригинале» сия «поговорка», хорошо знакомая большинству членов ПР, звучит как: «в кругу друзей е..м не щелкай». Что, в переводе с фени на русский, значит буквально: не ротозейничай, не расслабляйся с приятелями – подставят и обставят, гады, в два счета. Когда речь заходит о подготовке ПР к парламентской кампании – именно эта формула, как наиболее универсальная характеристика происходящего, приходит на ум.
Захарченко вместо Клюева
«Специфика» этой подготовки скажет гораздо больше, чем самые откровенные – даже и кулуарные – признания активистов ПР.
Руководство кампанией фактически распределено между «трио». Сергей Тигипко, как и прогнозировалось, курирует публичную плоскость. Впервые подобный функционал был введен в 2006-м – для Евгения Кушнарева. В 2012-м эстафету принял Сергей Леонидович.
Финансовый блок закрепили за Сергеем Арбузовым.
Организационно-технические вопросы – за Андреем Клюеевым. Несколько оклемавшись от последствий опалы, последний вернулся в родную для себя стихию. В настоящее время он больше времени проводит в кабинете на Липской (штаб ПР, - С.К.), чем на Каменева (офис СНБО, - С.К.). С Арбузовым он покамест не конфликтует. Хотя, очевидно, что усиление позиций главы НБУ секретаря СНБО не может не раздражать, провоцируя приступы политической ревности.
Кстати о Клюеве. С течением времени, на вопрос о том, какая «оса ужалила» Виктора Федоровича, внезапно выдворившего Андрея Петровича из Кабмина (именно внезапно. Утром того дня, когда случилась рокировка, он – еще ничего не подозревая – ехал на работу на Грушевского), появляется все больше вариантов ответа.
Один из них: «осу» зовут Валерий Иванович Хорошковский. Который, как судачат злые языки в АП, незадолго до этих событий, предоставил – сообразно функционалу главы СБУ – главе государства папочку, будто бы содержавшую свидетельства масштабных коррупционных деяний в ведомствах, находящихся в вертикали первого вице-премьера. То есть, прямых обвинений – никаких, токмо документы. Бумаги отправили на проверку. ГПУ, по имеющейся информации, изложенные в них факты подтвердила. Один из эпизодов – коррупция, ни много ни мало, на 200 миллионов. Вообразите: приезжаете вы на склад, где якобы должен находиться товар на энную сумму. На первый взгляд – все в норме, товар действительно наличествует. Вот только, если вы подвинете несколько мешков-ящиков, обнаружите под ними … пустоту. Пустое пространство, каркас – обложенный, для видимости, мешками-ящиками.
Имел ли к этому отношение лично Андрей Петрович? Не факт. Но вертикаль-то его, вице-премьерская. Что ж удивляться последовавшим «оргвыводам» главы государства?
Выгодно ли это было многочисленным оппонентам Андрея Петровича в целом и Сергею Левочкину в частности, рассуждают узкие круги? Безусловно. Особенно, если учесть, что позиции самого ныне, судачат злопыхатели, Сергея Владимировича не столь сильны, как прежде. Не столь сильны якобы ввиду того, что не сложились у него личные отношения с Александром Викторовичем. Который, по слухам, решает сейчас очень многие вопросы. А, для того, чтобы эффективность «решения вопросов» возросла, не помешало б иметь лояльного главу АП. Каковым Сергей Владимирович точно не является. Кто бы мог им стать? Ну, например Виталий Захарченко. Почему нет? Явно более приемлемый – в логике «Семьи» - вариант, чем тот же Андрей Петрович.
Ежели сия теория верна, то Андрей Петрович, считайте, пострадал «зазря». Что, кстати, объясняет довольно быструю нынешнюю его «реинкарнацию».
Сопровождающуюся, тем не менее, системной «зачисткой» наиболее верных его кадров. Прежде всего – Николая Злочевского. Выдворенного с должности – сообразно лучшим традициям крепкой президентской вертикали – вечером пятницы, аккурат к окончанию трудовой недели.
То, что следующей «полетит» «голова» Николая Присяжнюка, бойца «отряда им. Юры Енакиевского», сомнений практически не вызывает.
Любопытная деталь: в день, когда Lb.ua впервые сообщил о готовящемся «устранении» Присяжнюка, с достойнейшим Николаем Владимировичем связи не было. В следующий день - тоже. Поскольку Николай Владимирович – как вежливо ответствовал его помощник, по совместительству – хранитель мобильного телефона – все это время находился в АП.
Цена мандата – пять «лямов»
Вернемся, впрочем, к выборам.
Завести в Раду по списку регионалы, как уже рассказывал Lb.ua, планируют около семидесяти душ. Остальные «штыки» - необходимые для формирования большинства – добрать по «мажоритарке». С этим у власти, в отличие от оппозиции, проблем возникнуть не должно. При нынешнем-то админресурсе, подконтрольности судебной системы – точно.
Тогда как оппозиция обречена не на жизнь, а на смерть сражаться за каждого своего мажоритарщика. Потому-то меньшевики ориентируются больше на список (120-130 человек), остальное – «как Бог пошлет».
К предметному формированию списка в ПР еще не приступали. Но напряженность в рядах бело-голубых назрела уже серьезная. Судите сами.
По пять мест условно зарезервированы за сателлитами – Тигипко и Литвиным. Еще 10 – «рабочие лошадки» типа Чечетова, без которых невозможно представить парламентскую фракцию ПР. Еще 15 – «старые кадры», «прокинуть» которых невозможно «по понятиям». Тот же Рыбак, Звягильский иже с ними. Само собой разумеется – «имиджевая» первая десятка. Уже 35 получается. Плюс – энное количество «бойцов» из «полтинника Александра Януковича». Допустим, по квоте бело-голубых их зайдет лишь половина (хотя, есть основания предполагать, значительно больше). Сколько остается? 15 человек всего-то.
Как оказаться в числе «счастливчиков»? Самый простой способ – заплатить. Знаете, почем нынче бело-голубой мандат? Пять миллионов. Долларов разумеется. Около десяти «умников» (точная арифметика, как понимаете, здесь невозможна) уже заплатили. Почему «умников»? Да, потому что «пятерка» - явно не предел, почти наверняка позже придется еще доплачивать – на нужды партии, правительства, голодающих детей Уругвая и т.д.
Посему, формула: «по списку идти дешевле, чем по округу» - весьма сомнительна.
Те из «регионалов», кто это понял – торопятся «занять места» на округах. За счет них, также – «независимых» мажоритарщиков, вынужденно сочувствующих власти, бело-голубые планируют сформировать, как отмечалось, в седьмой Раде лояльное большинство.
Так или иначе, приоритетная задача каждого из крупных «центров влияния» в ПР – воспроизвести себя во власти. То есть, «группа Ахметова», «группа Клюева» и т.д., каждая «заточена» на попадание в парламент своих представителей. Для них это, собственно, залог выживания. Причем не только политического.
Особо непросто, в данной связи, «группе Ахметова». Лидер которой, Ринат Леонидович, в Раду, по имеющимся ныне данным, несмотря на сгущающиеся над ним тучи, идти не собирается. Но, своих людей туда завести – непременно. Наиболее внушительная и опасная из туч – возобновленное «дело Щербаня». Которое ударить, вроде как, должно по Тимошенко. А может, на самом деле, по Ахметову.
Подробнее об этом, в следующем тексте, под рабочим названием «фактор Р».
Губернаторы – «сидящие на заборе»
За результаты в округах, как известно, «головой отвечают» губернаторы.
Какая им ставится задача? Обеспечить прохождение «верных бойцов». Верных – что крайне важно – с точки зрения краткосрочной перспективы. Конкретно – осени 2012—го и, собственно, упоминавшегося большинства.
Тут имеет место очевидная подмена понятий. Ведь долгосрочная цель власти какова? Верно, 2015-й.
Теперь вспомним никем пока не отмененную формулу от ПР: ни высокопоставленные сотрудники АП, ни члены КМУ, ни губернаторы в выборах не участвуют. По округам – точно. В список попасть, как мы уже выяснили, весьма непросто – мест слишком мало. Хотя, понятно, что кому-то из них таки повезет – надо же ПР предъявить избирателям хоть какие-то позитивно узнаваемые лица.
Поставим себя на место губернатора. Сперва надо подобрать «правильных бойцов», которых не стыдно выдвинуть по округам на «вверенной территории». Затем – утвердить их на уровне партии. Потом еще и должный результат обеспечить.
Все ради чего? Блага партии? Бесспорно. Но личная-то выгодна тоже должна быть. А какая может быть выгода, если личностные перспективы руководителям областей не ясны. Ну, кто из них с уверенностью может сказать, где окажется к 2015-му? Имелся б еще мандат в резерве – одно дело. А, так…
Проще говоря: губернаторы явно должны подбирать «кадры» с учетом долгосрочных задач. Но, ввиду сложившихся обстоятельств, подбирают с учетом краткосрочных.
Результат - выдвижение людей, которые в октябре 2012-го ПР на верность наверняка присягнут. Но вот как изменится их позиция ближе к президентским, каково будет влияние конъюнктуры – вопрос риторический.
Особенно – с учетом опыта 2002-го. Когда «независимые» бегом бежали записываться в ряды пропрезидентского большинства. Осенью 2004-го – галопом неслись оттуда прочь.
Недавняя история, судя по всему, ПР не учит.
У бывалых партийцев, в данной связи, возникает стойкое ощущение де жавю. Как метко выразился один из них, сегодня губернаторы – «сидящие на заборе». Одна нога – справа, другая – слева. Куда ветер дунет, в смысле, на ту сторону и соскочат.
В 2004-м этот человек говорил те же слова.
- Информация о материале
Где в Украине самые опасные дороги
По оценкам экспертов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), убытки от количества аварий для экономики Украины оцениваются в $5 млрд. в год. Сейчас Верховная Рада готовит законопроект, которым предлагается в два раза поднять взыскания за нарушения правил движения (ПДД). Главной целью повышения штрафов, авторы этого законопроекта, называют постоянно растущее количество ДТП в Украине. Однако, как выяснилось, это аргумент надуман.
Запросив в МВД информацию о количестве транспортных средств зарегистрированных в Украине и случаях ДТП, «Комментарии» составили рейтинг наиболее опасных для жизни региональных дорог.
Согласно информации, предоставленной изданию Центром безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины, за 2011 год в нашей стране произошло 186220 ДТП. Пострадало в них 30927 человек. Еще для 4831 водителей и пассажиров эти поездки закончились летальным исходом. Иными словами, смертность на дороге в Украине случается в 15,6% аварий.
Больше всего дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими за прошлый год случалось в Донецкой области – 3766. Погибло в этих авариях 436. Дальше в рейтинге идут густонаселенные Днепропетровская и Харьковская области. Как уже писали «Комментарии», Донбасс и Днепропетровск также находятся в лидерах по количеству выписанных штрафов за нарушение ПДД, Днепропетровская область - 54 100 800 грн., Донецкая – 46 910 400 грн. То есть, количество ДТП и смертельных случаев пропорционально количеству населения области – чем больше людей, тем выше аварийность и смертность. Поэтому, издание решило подсчитать «опасность» областей по-другому, взяв за основу соотношение количества аварий к количеству летальных исходов.
Вот и получилось, что если говорить в процентном соотношении летальных случаев к количеству ДТП, то самые смертоносные дороги в Житомирской области, здесь фатальные случаи наступали в 26,9% происшествий (215 жертв в 795 авариях). На втором месте Тернопольская область – 25,7% (77 из 307), третья Ровенская – 25% (120 из 486). Также на общем фоне выделяются Ивано-Франковская область – 24% (89 из 372) и Черновицкая – 21,2% (68 из 325).
Наименьший процент смертей приходится на Киев, здесь в прошлом году, фиксировали летальный исход в 8,3%, если говорить языком цифр – 181 случай на 2173 ДТП. На втором месте еще одна независимая административная единица – Севастополь, здесь процент смертности равен 9,3%, то есть 54 в 586 случаях. Третье место делят между собой Донецкая и Харьковская области, здесь летальный исход фиксировали в 11,5% случаев ДТП.
Иными словами, западные регионы страны являются самыми смертоносными на дорогах, а восточные наиболее безопасные. Но вместе с тем, если подсчитать количество зарегистрированных в Украине транспортных средств и случаи ДТП, то здесь картина противоположная, больше всего дорожных происшествий случается в восточных областях и в Крыму.
Так, Севастополь, хоть и был отмечен, как город, где меньше всего в Украине гибнет людей на дорогах, в соотношении транспорта и случаев аварий занимает первое место. Здесь на 69894 транспортных средства (ТС), зарегистрированных на 1 января 2012 года, приходилось 586 аварий, то есть 0,83%. Второе место у Донецкого региона, здесь соотношение 0,54%, третья – Полтавская область – 0,5%. Меньше всего попадают в аварии в Винницкой области – 0,12%, Ивано-Франковской – 0,15% и Хмельницкой и Черновицкой областях – 0,16%.
Если говорить об общем проценте попадания украинцев в ДТП, то на 9670462 ТС, приходится 30927 аварий, то есть 0,31%. Так было в прошлом – 2011 году.
Интересно, но, как показывает официальная статистика Госавтоинспекции, в Украине год от года снижается количество происшествий на дороге. Например, в 2009 году было зафиксировано 37 тыс. ДТП, в 2010 – 31914 и 30927 в прошлом году, то есть на 3,1% меньше.
Кстати, в Украине никто не ведет статистику, сколько ДТП случалось из-за состояния дорог, на которых свежий асфальт сходит вместе со снегом, а новые дороги рассыпаются через пару месяцев. Возможно, именно качество дорог заставляет водителей быть внимательнее на дорогах или цены на бензин вынуждают оставлять своих «железных коней» в гаражах, но факт есть фактом – аварий становится меньше. Поэтому, когда депутаты очередное повышение штрафов объясняют ростом количества ДТП, они, мягко говоря, лукавят.
- Информация о материале
Коррупционеры Януковича. «Вышки» Бойко
Год назад в Украине состоялось событие, громко сдетонировавшее в информационном пространстве. Отголоски долетели даже до сессионного зала ПАСЕ. Со временем стало понятно, что, кроме шумового эффекта, никаких иных последствий сия история не имеет. Но проглотить это молча — означает согласиться с тем, что подобное может безнаказанно происходить и в дальнейшем.
Тем более что чем дальше, эта история обрастает новыми подробностями. Некоторые из них удалось выяснить и автору этих строк. Это было не так легко: несколько месяцев поисков, десятки встреч и запросов. Зато в результате накопилось достаточно документов, которые должны были стать предметом расследования правоохранительных органов. Также хочу, чтобы все детали и подробности этой истории знала общественность. Чтобы президента Януковича спрашивали о «вышках Бойко» на каждой международной встрече и пресс-конференции. Я хочу услышать, что он, в конце концов, будет говорить своим избирателям.
Родившийся из пены черноморнефтегазовской
Итак, 29 марта 2011 года появился на свет контракт на поставку самоподъемной плавучей буровой установки (морской платформы), заключенный между Государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз» и зарегистрированной в Великобритании компанией Highway Investment Processing LLP. Никому не известная в то время фирма обязалась предоставить Украине такую услугу за 400,3 млн. долл.
Скандал вспыхнул через два месяца, когда еженедельник ZN.UA обнародовал сумму, которую загадочные британцы заработали на этой операции, — свыше 150 млн. долл.
Между тем в этой почти детективной истории осталось еще многое, скрытое от посторонних глаз. Исследуя ее, я обнаружил некоторые неизвестные аспекты. Так что попробую обобщить картину, дополнив пазл новыми элементами.
Чудо-тендер
В тендере «Черноморнефтегаза» на закупку платформы, кроме уже упомянутой Highway Investment Processing LLP (далее — Highway), приняла участие еще новозеландская Falcona Systems Limited (далее — Falcona) с предложением на 410 млн. долл.
1 марта 2011 года деньги достались Highway. Копии платежных доверенностей, которые есть в моем распоряжении, свидетельствуют, что по состоянию на 6 октября фирма получила 319 млн. долл., то есть 80% предоплаты, предусмотренной контрактом.
Функционеры «Черноморнефтегаза» почему-то не обременили себя внимательным ознакомлением ни с самими участниками тендера, ни с пакетами их документации. И напрасно. Прежде всего, напомню, их связывает один интересный персонаж по имени Эрик Ванагельс.
Основателями Highway являются две офшорных компании — Ireland&Overseas Acqusitions Ltd» (далее — Ireland) и Milltown Corporate Services Ltd» (далее — Milltown). Так вот, рижанин Ванагельс записан в документах как владелец половины акций и один из действующих директоров Ireland. Кроме этого, до 2005 года он фигурировал и как руководитель Milltown. Одновременно этот самый латвиец возглавляет фирму Inhold Limited в Новой Зеландии, которая является… конечным акционером компании Falcona.
Еще одно интересное совпадение, которое мне удалось обнаружить: и Highway, и Falcona обслуживаются в одном банке — Trasta Komercbanka (Рига).
И это еще не все. В документах обоих участников тендера мне встретилось имя нотариуса из США — Мери Л.Квинн. Она занималась и регистрацией Falcona в Новой Зеландии, и перерегистрацией Ireland с Британских Виргинских Островов в Белизе. Какой же тесный, оказывается, этот мир, и как мало в нем нотариусов!
Все это еще раз подтверждает: тендер как таковой не проводился. Была только его имитация.
Фантомы
А дальше вообще начинается мистика. Судя по всему, руководство «Черноморнефтегаза» подписывало контракт с… человеком-невидимкой! Ведь директор Highway Стан (на английский манер — Стен) Горин, которого журналисты ТВі разыскали в Риге, оказывается, впервые услышал о компании Highway, а о существовании своего партнера Ванагельса и не подозревал. И это в то время, когда, по документам, Горин и Ванагельс владеют в равных долях (по 50%) компанией Ireland, да еще и руководят ею как директоры.
Сам же Эрик Ванагельс тоже оказался фиктивным владельцем акций и «директором»-многостаночником. В действительности это 71-летний бомж-алкоголик, давно потерявший свой паспорт.
Недалеко от Горина с Ванагельсом ушли и «директор» компании Falcona Инта Билдер, и один из «директоров» Ireland Юрий Витман (тоже латвийцы). Вообще-то, все четверо давно засветились как фиктивные руководители целого ряда офшорок, задействованных в разных темных аферах.
Для иллюстрации — небольшой экскурс в недалекую историю.
Из того, что попадало в информационное пространство, известно, что речь идет о сети подставных фирм, зарегистрированных в разные годы в разных странах и причастных к отмыванию денег, к мошенничеству, нелегальной торговле оружием и т.п.
Их участие в торговле оружием прослеживается с середины 1990-х годов, когда была создана украинская государственная компания «Укрспецэкспорт» — монополист в сфере продажи продукции военного назначения. Тогда на имена Ванагельса, Горина и некоторых других латвийцев в Ирландии и Великобритании регистрировались подставные компании, которые и становились полезными «Укрспецэкспорту» в лихой час. В частности, в этом процессе были замечены Milltown и Ireland.
Еще довольно свеж в памяти народной скандал с судном «Фаина», в 2008 году вопреки эмбарго ООН перевозившем танки, тяжелое вооружение и боеприпасы из Украины в Судан. Судно принадлежало панамской компании Waterlux AG, которой управляли две другие панамские фирмы — Systemo AG и Cascado AG, их руководителями значились Ванагельс и Горин.
В 2008—2009 годах в Латвии раскрыли незаконную аферу с конфискованными автомобилями, где была задействована новозеландская компания Geomark под «руководством» Ванагельса.
В 2009-м разгорелся скандал вокруг латвийской финансовой пирамиды Rockford. К ней была причастна компания, основанная Milltown и Ireland, а также еще одна, имевшая общего основателя из Waterlux AG (владелец судна «Фаина»). Кстати, среди банков, в которых оказались деньги обманутых вкладчиков пирамиды, упоминался тот же Trasta Komercbanka, где имеют счета Highway и Falcona.
В 2010 году были обмануты вкладчики инвестиционного онлайн-фонда HYIP Сherryshares, которым владела новозеландская компания Brooksell Universal Limited. В роли ее руководителей фигурировали Эрик Ванагельс и Инта Билдер.
Очевидно, этот список далеко не полный. Но и его достаточно, чтобы представить, кого выбрал себе в партнеры «Черноморнефтегаз».
Бумага стерпит
Еще много интересного нашли бы начальники «Черноморнефтегаза», если б внимательно почитали предоставленные им документы фирмы, которой они решили отсыпать 400 млн. долл., или более 3,2 млрд. грн. Вместо них бумаги полистал автор этих строк. И вот что выяснилось.
Поскольку подпись господина Горина, как уже понятно, фиктивная, то и документы, подтверждающие ее подлинность, очевидно, липовые.
Во-первых, это свидетельство юриста верховного суда Англии и Уэльса Джеймса Пирсона. «Заверяю, что подпись Стена Горина, который представляет Ireland&Overseas Acqusitions Ltd как директор компании, и подпись Денни Бенгера, который представляет Milltown Corporate Services Ltd… являются подлинными подписями вышеназванных Стена Горина и Денни Бенгера, поставленными от их собственного имени и собственноручно», — утверждается в документе от мистера Пирсона.
В унисон с ним сформулировано и свидетельство государственного нотариуса из Дублина Стенли Сива: «Подтверждаю, что Филипп Урвелл… личность которого установлена мной, лично появился и заявил, что образец подписи, приведенный ниже в этом документе, является подлинной и настоящей подписью Стена Горина, сделанной от настоящего имени и собственноручно, в чем заявитель полностью уверен».
Интересно, знают ли вообще уважаемые Пирсон и Сив о том, что они засвидетельствовали такие документы своими подписями и печатями?
Идем дальше. Согласно условиям тендера, его потенциальные участники должны были подтвердить свой опыт проведения таких операций в 2009—2010 годах. Компания Highway предоставила перечень своих контрагентов. Почему-то захотелось его проверить. И, как выяснилось, не зря. Первая же компания из списка — российская Laky Verf, к которой я обратился за подтверждением этой информации, однозначно заявила, что никакой Highway в глаза никогда не видела. Грешным делом думается, что такое же «сотрудничество» было у наших «британцев» и с другими фигурантами списка. Сейчас пытаюсь это установить.
Фирма из туманного Альбиона нагнала тумана даже с датой своей регистрации. В уже упомянутом документе имени Джеймса Пирсона сказано, что Highway «официально зарегистрирована в Великобритании 8 февраля
2008 года». Но учредительное соглашение о ее основании было подписано только 12 декабря 2008-го. Эта же дата указана и в других документах.
На этом нестыковки в бумагах Highway не заканчиваются. Чего только стоят сказки о глобальном размахе ее деятельности, команде из десятков опытных специалистов, крутом офисе в столице Уэльса и т.д. На самом деле это только «бумажная» офшорка, зарегистрированная в тесной двухэтажке, где торгуют сантехникой и кухнями…
Деньги, которые пахнут
Вернемся к вопросу цены буровой установки, на которую так легко согласился подконтрольный Юрию Бойко «Черноморнефтегаз».
Итак, компания Highway купила платформу, построенную сингапурским заводом Keppel FELS, у ее дилера Seadrill за 248,5 млн. долл. Об этом сообщает дилер на своем сайте. Как и о том, что сам он заработал на этой операции 18 млн.
А вот должностные лица украинской нефтегазовой отрасли почему-то всячески избегают прямых ответов на вопрос о деньгах.
В сообщении НАК «Нафтогаз Украины» от 7 июня 2011 года со ссылкой на заявление главы правления компании Евгения Бакулина в эфире «5 канала» отмечается: «Средства на приобретение платформы поступили непосредственно от заказчика — ГАО «Черноморнефтегаз» — на завод-производитель в Сингапуре. По словам Е.Бакулина, на сегодняшний день непосредственно на завод перечислено 202 млн. долл. США, что составляет 80% от стоимости платформы». Такое впечатление, что господин Бакулин говорил о какой-то совершенно другой платформе, да еще и дешевле на полторы сотни миллионов долларов…
Со временем Бойко, Бакулин и его заместитель Вадим Чупрун стали дружно озвучивать версию о том, что 248,5 млн. долл. — это цена буровой установки в базовой комплектации, а остальные деньги пойдут на «дополнительное оборудование, услуги и доставку». При этом сакраментальное число — 150 млн. долл. — никак не хотело слетать из их уст…
В то же время ни в тендерной документации, ни в контракте ничего не сказано о дополнительном оборудовании. Наоборот, в техническом предложении Highway подчеркивается, что «буровая установка полностью укомплектована передовыми технологиями». А в контракте написано, что Highway обещает передать «Черноморнефтегазу» в Сингапуре буровую установку «в количестве 01(одной) единицы, а покупатель обязуется заплатить предусмотренную контрактом цену». И все.
Есть, правда, замечание, что «цена буровой установки установлена в соответствии с условиями FCA Сингапур», то есть сумма включает оплату за доставку товара в место его передачи продавцом покупателю. Но доставка из Сингапура в Сингапур — это точно не те затраты, которые подтверждали бы слова господина Бойко и его подчиненных.
Возможно, поняв это, они и решили сделать ход конем — внести в контракт изменения, которые должны были бы убедить возмущенную общественность в обоснованности израсходованной суммы.
После того как закупка платформы стала предметом публичного обсуждения, появились три дополнительных соглашения к контракту. Два из них носят сугубо технический характер, а вот третье, подписанное 12 сентября 2011 года, представляет незаурядный интерес. Настоящим соглашением было изменено место поставки платформы: теперь это уже не Сингапур, а черноморский порт в Турции. Дескать, прием буровой установки покупателем возможен только после ее прохождения через Босфорский пролив, а для этого вышку надо частично демонтировать, потом снова смонтировать и испытать.
Согласитесь, это выглядит довольно странно. Ведь на момент подписания контракта и покупатель, и продавец платформы прекрасно знали, что ее придется транспортировать в Черное море и разбирать для проведения под Босфорским мостом. А теперь Highway ни с того ни с сего согласилась все это сделать вместо «Черноморнефтегаза». За те же деньги. Не потому ли, что продавцы платформы очень тесно связаны с покупателями?
Что же касается попытки оправдать завышенную стоимость установки, то очень сомнительно, что организаторы комбинации с платформой прописали в дополнительном соглашении такие дорогие работы, что лишили себя хорошей прибыли.
И все же подписанты соглашения так пытались замылить глаза окружающему миру, что пошли на нарушение самого контракта, в котором зафиксировано: «Условия этого контракта не должны изменяться после подписания контракта до полного выполнения покупателем и продавцом обязательств, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования затрат покупателя и согласованного уменьшения цены контракта».
Третий нелишний
Ключевым звеном схемы по возможному отмыванию денег «Черноморнефтегаза» является рижский Trasta Komercbanka (TKB). Почему британская компания Highway и ее спарринг-партнер из Новой Зеландии стали обслуживаться именно в латвийском банке?
Ключом к разгадке этого ребуса может быть информация, которая свидетельствует, что ТКВ не чужой для Юрия Бойко и его друзей по неформальному «союзу четырех», более известному как «группа „РосУкрЭнерго“, — Дмитрия Фирташа, Ивана Фурсина и Сергея Левочкина.
К Trasta Komercbanka от «группы „РосУкрЭнерго“ тянется множество нитей.
Одна из них носит имя Чарльз Эдвард Трехерн. Этот британский гражданин владеет 9,31% акций ТКВ. С 2001 года он входит в состав совета банка, и на сегодняшний день является советником главы совета ТКВ. С другой стороны, мистер Трехерн по состоянию на март 2011-го фигурировал в должности заместителя председателя наблюдательного совета компании Фирташа Centragas Holding AG — соучредителя «РосУкрЭнерго». Кроме того, он был замечен в руководстве фирмы OSTCHEM Holding AG, которая входит в бизнес-группы Фирташа Group DF и ряда других структур, связанных с одиозным олигархом.
В 2004 году Трехерн вместе с компаньоном Фирташа и персональным другом-партнером Левочкина Иваном Фурсиным зарегистрировал на Кипре компанию Arcadea Investment Fund Ltd. Ее инвестиционным консультантом был еще один британец Роберт Шетлер-Джонс, коллега Трехерна по наблюдательному совету Centragas Holding AG и управляющий директор всей Group DF. Кроме Трехерна и Фурсина, еще одним директором офшорки был киприот Константинос Константиноу. Сейчас он возглавляет филиал TKB на Кипре.
Давние связи с членами «группы «РосУкрЭнерго» имеет также глава совета TKB и самый крупный акционер банка Игорь Буймистер (43,21% акций), уроженец Харькова. Он неоднократно публично подтверждал, что имеет бизнес-интересы в Украине, в частности, связанные с «Нафтогазом Украины» и с украинско-польским СП «Девон» (разработка Сахалинского нефтегазового месторождения в Харьковской области). Как отмечается на сайте TKB, «накопленная база знаний сегодня помогает ему успешно заниматься финансовым консультированием других предпринимателей — И.Буймистер консультирует наблюдательные советы компаний «Девон» (разработка месторождений углеводородного сырья в Украине) и «Нафтогаз Украины». Известно, что среди совладельцев СП «Девон» раньше фигурировали «Нафтогаз Украины» (Бойко), «Місто-банк» (Фурсин, Левочкин) и ООО «Правовой альянс» (Фирташ). Кроме того, по некоторым данным, структуры Фирташа контролировали британскую нефтяную компанию JKX Oil&Gas, которая владела активами в ареале деятельности СП «Девон».
В прессу попал еще один красноречивый факт, проливающий свет на общие бизнес-интересы и личные отношения Буймистера и Фурсина. Как следует из интервью вдовы одного из акционеров TKB Наталии Тарасенок латвийской газете «Вести Сегодня» (№40 от 16 февраля 2006 года), в 2004 году бывшие друзья ее покойного мужа Буймистер и Фурсин осуществляли на нее давление с целью овладения 22,45% акций банка, принадлежавших ее мужу. «Во время одной из бесед уже после смерти мужа Фурсин мне сказал, что готов выступить гарантом между мной и Игорем Буймистером. Якобы контроль за Trasta Komercbanka хочет взять на себя какая-то финансово-политическая группировка Украины, интересы которой в Швейцарии, Латвии и других странах… Но когда дело дошло до подписания этого мирового соглашения, мне выдвинули абсолютно другие условия и назвали совершенно другую, значительно меньшую сумму, чем обещал Фурсин», — рассказывала вдова.
Нетрудно догадаться, какую финансово-политическую группировку с интересами в Швейцарии имел в виду Иван Фурсин. Остальные акции ТКВ, кроме принадлежащих сейчас Буймистеру и Трехерну, распределены между офшорными компаниями, имена владельцев которых старательно скрываются.
В 2008 году TKB упоминался в СМИ как возможный участник аферы со средствами, полученными для рефинансирования от НБУ банком «Надра», контролируемый Фирташем, а также банком «Клиринговый дом» и «Місто-банком», за которыми стоит Фурсин и, по мнению экспертов, Левочкин.
В тот же период состоялась странная афера TKВ и «Місто-банка». В июле 2008 года TKB приобрел 9% акций «Місто-банка» и 100% компании «Ролвенден Стандарт», владевшей 41,3% акций «Місто-банка». В финансовой отчетности TKB оценил сумму операции в 24,9 млн. долл. А уже в марте следующего года TKB объявил о продаже приобретенных 50,3% акций другому владельцу «Місто-банка» — компании «Юнимакс», которая к тому времени владела остальными акциями. Продажа состоялась в конце 2009 года. Операция оценивалась в 30 млн. долл.
Зачем была нужна «Місто-банку» такая убыточная афера? Очевидно, она имела какой-то скрытый смысл. Если, например, владельцы обоих банков — одни и те же лица, тогда все становится на свои места: никто не понес убытки, просто деньги переложили их одного кармана в другой.
Провести средства, полученные от «Черноморнефтегаза», через подконтрольный банк, — очень логичный ход для организаторов схемы с покупкой буровой платформы. Постороннее финучреждение с подозрением отнеслось бы к перечислению свыше 400 млн. долл. на счет явным образом фиктивной фирмы и могло бы поделиться этим подозрением с «компетентными органами».
Следовательно, даже при наличии многих (пока что) белых пятен довольно четко обрисовывается некий «бермудский треугольник» из продавцов буровой установки, ее покупателей и карманного банка, обслуживающего первых и вторых. В этот треугольник и канули деньги государственного предприятия «Черноморнефтегаз»… чтобы вынырнуть потом в новой упаковке и в другом контексте.
Вместо эпилога
Вероятно, именно так часть этих средств — около 30 млн. долл. — снова появилась в Украине. Теперь они приобрели вид 97,6% уставного капитала частного ООО «Амадеус Ко», которое является владельцем строительства… вертолетной площадки для президента Януковича в центре Киева.
Основателем этой фирмы выступила британская компания Fineroad Business LLP, созданная нашими давними знакомыми — Ireland и Milltown. Она даже зарегистрирована в том же здании в Кардиффе, где и ее родная сестра Highway.
Даже для непосвященных очевидно, что такой вопрос как сооружение терминала для президента не мог решаться без главы его администрации Сергея Левочкина.
Очевидным является и то, что организаторы всей многоходовой аферы сейчас пытаются замести следы. Так, 10 января с.г. начался процесс ликвидации Highway, который, правда, со временем остановили (по информации СМИ, по инициативе британских правоохранителей).
Кстати, свои договорные обязательства по поставке буровой установки эта фирма еще не выполнила, а, в соответствии с условиями контракта, решение о ее ликвидации является основанием для аннулирования контракта «Черноморнефтегазом».
Кроме этого, через неделю после начала процесса ликвидации Highway компании Ireland и Milltown были выведены из числа основателей Fineroad Business LLP.
В то же время ведомство господина Бойко, очевидно, решило превратить в традицию закупку буровых установок за 400 млн. долл. Как уже писало ZN.UA, осенью 2011 года «Черноморнефтегаз» купил еще одну платформу за 399,8 млн. долл. На этот раз продавец — латвийская компания Rigas Kugu Buvetava — настоящее предприятие, вот только цена почему-то вдвое больше мировой…
В конце жизнеутверждающих историй зло всегда наказано. В нашей повести этого пока не происходит. И она — замечательная лакмусовая бумажка лично для каждого, кто к ней причастен, — и для тех, кто устраивал аферу, и для тех, кто обязан был бы на это отреагировать.
Пока что фигуранты коррупционного скандала отмахиваются от всех претензий, и кресла под теми из них, кто на службе государевой, не качаются. Молчат и генпрокурор, и премьер, и президент. Поэтому хочется напомнить всем этим людям: игнорирование и молчание не избавляют от ответственности.
А значит, продолжение следует…
- Информация о материале
Депутаты готовят законопроект, который позволяет закрыть любой сайт
Депутат ВР Украины Леся Оробец сообщила о готовящемся законопроекте, который в случае принятия может стать инструментом для закрытия файлообменников и других интернет-ресурсов в Украине без обязательного судебного решения, пишет Телекритика.
Речь идет о законопроекте №6523, внесенном в Верховную Раду Комитетом по образованию под руководством депутата Максима Луцкого (Партия регионов).
Ко второму чтению рекомендована редакция проекта №6523 О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины про регулирование вопросов авторского права. Соавторами закона являются Луцкий М. (ПР), Самойлик К. (Компартия Украины) и Зарубинский О. (Блок Литвина).
По мнению Леси Оробец, в случае принятия данного законопроекта, финансовые и правовые санкции можно будет предъявить любому украинскому провайдеру; а также онлайн-СМИ и файлообменникам, что особенно удобно для установления контроля за интернет-пространством в период предвыборной кампании в Верховную Раду.
Авторы закона мотивируют необходимость его принятия очередным раундом борьбы за соблюдение авторских прав в интернете.
В частности, законопроект предусматривает возможность прекращения работы интернет-ресурса при содействии интернет-провайдеров и поставщиков услуг хостинга.
Отметим, что несколько лет назад депутаты ВР уже пытались принять "закон 404", посвященный интернет-мониторингу и контролю за сайтами со стороны провайдеров, который так и не прошел повторное чтение и даже с учетом множества поправок и доработок не вступил в действие.
***
Напомним, 19 апреля в хостинговую компанию Mirohost пришли представители налоговой инспекции с целью изъять сервера крупнейшего интернет-магазина Украины - Rozetka.ua.
После этого украинские СМИ со ссылкой на ГНС сообщили, что общество с ограниченной ответственностью Розетка.уа обвиняют в уклонении от уплаты налогов на сумму около семи-восьми миллионов гривен.
Позже стало известно, что в апреле этого года по материалам сотрудников налоговой милиции, на основании акта проверки возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 212 Уголовного кодекса Украины относительно директора ООО Розетка УА, которое осуществляет свою деятельность в сфере интернет-торговли.
Также налоговики заявили, что не препятствовали работе крупнейшего в Украине интернет-магазина, сайт которого, впрочем, работал с перебоями.
В конце дня 19 апреля стало известно, что руководство ООО Розетка УА может избежать уголовной ответственности в случае погашения полной суммы убытков до предъявления обвинений.
- Информация о материале
Минздрав хочет принудительно изымать органы у мертвецов
Минздрав планирует сделать изъятие органов умерших для последующей трансплантации обязательным. О начале подготовки соответствующего законопроекта заявил главный трансплантолог Минздрава Украины Александр Никоненко.
Ведомство предлагает ввести "презумпцию согласия" на извлечении внутренних органов после смерти человека и пересадки их другим лицам. Изменение в законодательстве позволит изымать для трансплантации органы любого умершего, который не отрицал при жизни.
Таким образом Минздрав планирует кардинально изменить действующий закон Украины "О трансплантации органов и других анатомических материалов человека", который регламентирует правила изъятия внутренних органов. Ведь сейчас в нем заложена "презумпция несогласия" потенциального донора.
Сейчас, по данным Минздрава Украины, в стране действует Государственная целевая социальная программа "Трансплантация", работают 7 государственных трансплантационных центров. Ежегодно они могли бы делать примерно 6500 операций по пересадке печени, сердца, почек, помогать больным сахарным диабетом.
Однако, по данным главного трансплантолога Минздрава Украины, врачи делают лишь 1% от необходимых операций. В прошлом году только 86 пациентам пересадили почки - исключительно благодаря донорству родственников. Пересадку печени удалось сделать 14 больным, и только одному - сердца. Такие показатели в Министерстве здравоохранения объясняют фактическим отсутствием внутренних органов.
Народный депутат, секретарь комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Лилия Григорович, медик по специальности, в интервью отметила, что за десять лет существования Закона о трансплантации медицинские центры в действительности ничего не сделали, чтобы поощрять людей к донорству - нет ни социальной рекламы, ни разъяснений о достоинстве таких поступков.
"У нас есть люди, которые хотят творить добро. Я знаю очень много людей, которые готовы присоединиться к донорству, но их нужно позвать", - убеждена Григорович.
Еще одну причину нехватки добровольных доноров эксперт Харьковской правозащитной группы Андрей Роханский видит в том, что потенциальные доноры боятся сотрудничать с государством, ведь оно не в состоянии полностью засекретить медицинские базы данных. "Вот, например, человек хочет отдать свои органы, когда умрет. Так его просто убьют где-то возле дома! ", - предостерегает правозащитник.
Роханский хотя и считает инициативу Кабмина по реформированию трансплантологии в целом прогрессивной, настаивает на том, что в законопроекте должны быть учтены не только интересы медицины, но и интересы, например, тех людей, кто по своему вероисповеданию не может быть донором после смерти.
"Брать у всех внутренние органы на усмотрение врачей? Если будет введено презумпцию согласия, это не выход", - убежден Роханский.
Ирина Сенюта из "Фонда медицинского права и биоэтики Украины" напоминает, что Украина подписала Международную конвенцию о правах человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей, которая предусматривает получение согласия и запрещает изъятие органов, если умерший возражал против этого.
Отметим, год назад в Боярке работников местного морга обвинили в том, что они нелегально вырезали у мертвых роговицы глаз на продажу. В сентябре 2011-го дело было передано в суд.
А в октябре 2007 года в Донецке был задержан гражданин Израиля Михаэль Зис, которого правоохранительные органы Молдовы подозревали в незаконной торговле человеческими органами. В совершении аналогичных преступлений Зиса подозревали и в Израиле, где его называли лидером группы "чёрных трансплантологов". В конечном итоге суд амнистировал Зиса.
- Информация о материале
Страница 1555 из 2102
