«В оригинале» сия «поговорка», хорошо знакомая большинству членов ПР, звучит как: «в кругу друзей е..м не щелкай». Что, в переводе с фени на русский, значит буквально: не ротозейничай, не расслабляйся с приятелями – подставят и обставят, гады, в два счета. Когда речь заходит о подготовке ПР к парламентской кампании – именно эта формула, как наиболее универсальная характеристика происходящего, приходит на ум.
Захарченко вместо Клюева
«Специфика» этой подготовки скажет гораздо больше, чем самые откровенные – даже и кулуарные – признания активистов ПР.
Руководство кампанией фактически распределено между «трио». Сергей Тигипко, как и прогнозировалось, курирует публичную плоскость. Впервые подобный функционал был введен в 2006-м – для Евгения Кушнарева. В 2012-м эстафету принял Сергей Леонидович.
Финансовый блок закрепили за Сергеем Арбузовым.
Организационно-технические вопросы – за Андреем Клюеевым. Несколько оклемавшись от последствий опалы, последний вернулся в родную для себя стихию. В настоящее время он больше времени проводит в кабинете на Липской (штаб ПР, - С.К.), чем на Каменева (офис СНБО, - С.К.). С Арбузовым он покамест не конфликтует. Хотя, очевидно, что усиление позиций главы НБУ секретаря СНБО не может не раздражать, провоцируя приступы политической ревности.
Кстати о Клюеве. С течением времени, на вопрос о том, какая «оса ужалила» Виктора Федоровича, внезапно выдворившего Андрея Петровича из Кабмина (именно внезапно. Утром того дня, когда случилась рокировка, он – еще ничего не подозревая – ехал на работу на Грушевского), появляется все больше вариантов ответа.
Один из них: «осу» зовут Валерий Иванович Хорошковский. Который, как судачат злые языки в АП, незадолго до этих событий, предоставил – сообразно функционалу главы СБУ – главе государства папочку, будто бы содержавшую свидетельства масштабных коррупционных деяний в ведомствах, находящихся в вертикали первого вице-премьера. То есть, прямых обвинений – никаких, токмо документы. Бумаги отправили на проверку. ГПУ, по имеющейся информации, изложенные в них факты подтвердила. Один из эпизодов – коррупция, ни много ни мало, на 200 миллионов. Вообразите: приезжаете вы на склад, где якобы должен находиться товар на энную сумму. На первый взгляд – все в норме, товар действительно наличествует. Вот только, если вы подвинете несколько мешков-ящиков, обнаружите под ними … пустоту. Пустое пространство, каркас – обложенный, для видимости, мешками-ящиками.
Имел ли к этому отношение лично Андрей Петрович? Не факт. Но вертикаль-то его, вице-премьерская. Что ж удивляться последовавшим «оргвыводам» главы государства?
Выгодно ли это было многочисленным оппонентам Андрея Петровича в целом и Сергею Левочкину в частности, рассуждают узкие круги? Безусловно. Особенно, если учесть, что позиции самого ныне, судачат злопыхатели, Сергея Владимировича не столь сильны, как прежде. Не столь сильны якобы ввиду того, что не сложились у него личные отношения с Александром Викторовичем. Который, по слухам, решает сейчас очень многие вопросы. А, для того, чтобы эффективность «решения вопросов» возросла, не помешало б иметь лояльного главу АП. Каковым Сергей Владимирович точно не является. Кто бы мог им стать? Ну, например Виталий Захарченко. Почему нет? Явно более приемлемый – в логике «Семьи» - вариант, чем тот же Андрей Петрович.
Ежели сия теория верна, то Андрей Петрович, считайте, пострадал «зазря». Что, кстати, объясняет довольно быструю нынешнюю его «реинкарнацию».
Сопровождающуюся, тем не менее, системной «зачисткой» наиболее верных его кадров. Прежде всего – Николая Злочевского. Выдворенного с должности – сообразно лучшим традициям крепкой президентской вертикали – вечером пятницы, аккурат к окончанию трудовой недели.
То, что следующей «полетит» «голова» Николая Присяжнюка, бойца «отряда им. Юры Енакиевского», сомнений практически не вызывает.
Любопытная деталь: в день, когда Lb.ua впервые сообщил о готовящемся «устранении» Присяжнюка, с достойнейшим Николаем Владимировичем связи не было. В следующий день - тоже. Поскольку Николай Владимирович – как вежливо ответствовал его помощник, по совместительству – хранитель мобильного телефона – все это время находился в АП.
Цена мандата – пять «лямов»
Вернемся, впрочем, к выборам.
Завести в Раду по списку регионалы, как уже рассказывал Lb.ua, планируют около семидесяти душ. Остальные «штыки» - необходимые для формирования большинства – добрать по «мажоритарке». С этим у власти, в отличие от оппозиции, проблем возникнуть не должно. При нынешнем-то админресурсе, подконтрольности судебной системы – точно.
Тогда как оппозиция обречена не на жизнь, а на смерть сражаться за каждого своего мажоритарщика. Потому-то меньшевики ориентируются больше на список (120-130 человек), остальное – «как Бог пошлет».
К предметному формированию списка в ПР еще не приступали. Но напряженность в рядах бело-голубых назрела уже серьезная. Судите сами.
По пять мест условно зарезервированы за сателлитами – Тигипко и Литвиным. Еще 10 – «рабочие лошадки» типа Чечетова, без которых невозможно представить парламентскую фракцию ПР. Еще 15 – «старые кадры», «прокинуть» которых невозможно «по понятиям». Тот же Рыбак, Звягильский иже с ними. Само собой разумеется – «имиджевая» первая десятка. Уже 35 получается. Плюс – энное количество «бойцов» из «полтинника Александра Януковича». Допустим, по квоте бело-голубых их зайдет лишь половина (хотя, есть основания предполагать, значительно больше). Сколько остается? 15 человек всего-то.
Как оказаться в числе «счастливчиков»? Самый простой способ – заплатить. Знаете, почем нынче бело-голубой мандат? Пять миллионов. Долларов разумеется. Около десяти «умников» (точная арифметика, как понимаете, здесь невозможна) уже заплатили. Почему «умников»? Да, потому что «пятерка» - явно не предел, почти наверняка позже придется еще доплачивать – на нужды партии, правительства, голодающих детей Уругвая и т.д.
Посему, формула: «по списку идти дешевле, чем по округу» - весьма сомнительна.
Те из «регионалов», кто это понял – торопятся «занять места» на округах. За счет них, также – «независимых» мажоритарщиков, вынужденно сочувствующих власти, бело-голубые планируют сформировать, как отмечалось, в седьмой Раде лояльное большинство.
Так или иначе, приоритетная задача каждого из крупных «центров влияния» в ПР – воспроизвести себя во власти. То есть, «группа Ахметова», «группа Клюева» и т.д., каждая «заточена» на попадание в парламент своих представителей. Для них это, собственно, залог выживания. Причем не только политического.
Особо непросто, в данной связи, «группе Ахметова». Лидер которой, Ринат Леонидович, в Раду, по имеющимся ныне данным, несмотря на сгущающиеся над ним тучи, идти не собирается. Но, своих людей туда завести – непременно. Наиболее внушительная и опасная из туч – возобновленное «дело Щербаня». Которое ударить, вроде как, должно по Тимошенко. А может, на самом деле, по Ахметову.
Подробнее об этом, в следующем тексте, под рабочим названием «фактор Р».
Губернаторы – «сидящие на заборе»
За результаты в округах, как известно, «головой отвечают» губернаторы.
Какая им ставится задача? Обеспечить прохождение «верных бойцов». Верных – что крайне важно – с точки зрения краткосрочной перспективы. Конкретно – осени 2012—го и, собственно, упоминавшегося большинства.
Тут имеет место очевидная подмена понятий. Ведь долгосрочная цель власти какова? Верно, 2015-й.
Теперь вспомним никем пока не отмененную формулу от ПР: ни высокопоставленные сотрудники АП, ни члены КМУ, ни губернаторы в выборах не участвуют. По округам – точно. В список попасть, как мы уже выяснили, весьма непросто – мест слишком мало. Хотя, понятно, что кому-то из них таки повезет – надо же ПР предъявить избирателям хоть какие-то позитивно узнаваемые лица.
Поставим себя на место губернатора. Сперва надо подобрать «правильных бойцов», которых не стыдно выдвинуть по округам на «вверенной территории». Затем – утвердить их на уровне партии. Потом еще и должный результат обеспечить.
Все ради чего? Блага партии? Бесспорно. Но личная-то выгодна тоже должна быть. А какая может быть выгода, если личностные перспективы руководителям областей не ясны. Ну, кто из них с уверенностью может сказать, где окажется к 2015-му? Имелся б еще мандат в резерве – одно дело. А, так…
Проще говоря: губернаторы явно должны подбирать «кадры» с учетом долгосрочных задач. Но, ввиду сложившихся обстоятельств, подбирают с учетом краткосрочных.
Результат - выдвижение людей, которые в октябре 2012-го ПР на верность наверняка присягнут. Но вот как изменится их позиция ближе к президентским, каково будет влияние конъюнктуры – вопрос риторический.
Особенно – с учетом опыта 2002-го. Когда «независимые» бегом бежали записываться в ряды пропрезидентского большинства. Осенью 2004-го – галопом неслись оттуда прочь.
Недавняя история, судя по всему, ПР не учит.
У бывалых партийцев, в данной связи, возникает стойкое ощущение де жавю. Как метко выразился один из них, сегодня губернаторы – «сидящие на заборе». Одна нога – справа, другая – слева. Куда ветер дунет, в смысле, на ту сторону и соскочат.
В 2004-м этот человек говорил те же слова.