Главная
Трудоустройство по-украински: ни работы, ни безработных
Работа в Украине есть! По крайней мере, именно в этом уверяет нас Госстат, по подсчетам которого уровень безработицы в нашей стране вообще сущие пустяки - 1,7% от трудоспособного населения. Международная организация труда же сомневается в отечественных математических подсчетах и считает, что безработица в Украине втрое выше официальных данных.
Кассиры, водители трамвая, дворники и санитары – это именно те профессии, которыми готова обеспечить наша страна безработного гражданина. Увы, видимо, зажравшиеся украинцы совсем не хотят работать руками и ищут себе работу высокооплачиваемую, интеллектуальную! Более способные таки находят ее, чаще всего за «бугром».
Оценить украинский рынок вакансий и его возможностей корреспонденты Новости Украины - From-UA попросили наших экспертов.
Экс-министр труда и социальной политики Украины Людмила Денисова считает ситуацию, которая сложилась с рабочими местами в Украине, катастрофической: «На сегодняшний день тот закон, который был подготовлен правительством Тимошенко и принят ВР (о занятости), не работает, потому что сегодняшняя власть считает, что поддерживать безработных, выплачивая им помощь, — это бесперспективно. Переквалифицировать людей, дать им новую специальность — тоже бесперспективно. И дать им возможность через общественные работы заработать — это тоже бесперспективно. Поэтому сегодня безработный находится просто на грани выживания и занят сам собой».
«В нынешней ситуации, когда у нас действует оккупационно-криминальный режим банды Януковича, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, - грустно отметила Денисова. - Действовать можно только через массовые акции, которые мы поддержим, потому что рынок труда есть, но он закрыт для самого безработного».
Депутат от БЮТ Виталий Курило также оценивает сложившуюся ситуацию как критичную: «Основная причина в том, что у нас упадок среднего и мелкого бизнеса. По официальной статистике, у нас только 10 % ВВП составляет средний и мелкий бизнес, а в таких странах, как Германия, США, Канада, Германия, Франция, — это 60-70 %. Рабочие места создаются только при условия спроса на какой-то вид работ. Страну может поднять мелкий и средний бизнес. Но чтобы сегодня у нас начать бизнес, даже самый элементарный — большинство людей не имеет стартового капитала. Поэтому государство должно дать толчок людям: ликвидировать полностью налоги для тех, кто начинает свой бизнес, дать кредиты беспроцентные или просто дать оборудование тем, кто работает. Здесь есть масса вариантов, но надо их использовать, иначе у нас будет высокий уровень безработицы. Он уже высокий, особенно высокий уровень скрытой безработицы».
«У безработицы очень много составляющих, - рассказывает депутат. - Это и социально-психологическая, когда люди не очень активно ищут работу, люди опускаются, деградируют. А есть люди, которые просто не могут найти работу. Особенно это относится к людям, которым за 45-50 лет, — это люди советской эпохи, которые привыкли всю жизнь работать на одном месте и не менять работу. И они просто боятся перемен или просто физически не могут выполнять какую-то работу».
Экс-министр труда и социальной защиты Украины Михаил Папиев считает, что «если говорить о методике оценки этого явления, то у нас была внедрена международная методика, соответственно, теперь можно сопоставлять положение дел по безработице в Украине и других странах. Если финансовый кризис сказался на странах Европы одним образом, то в Украине — другим, и показатели безработицы показывают, что у нас отклонения от общей нормы не произошло. Есть цивилизованные страны, такие как Германия, Франция, Италия. А есть новые страны ЕС — Польша, Болгария, страны Прибалтики. Мы берем показатели по безработице этих стран и наши и видим, что у нас показатели даже лучше».
По мнению эксперта, «кроме показателей, которые дает статистика, есть еще такие показатели, как социальное самочувствие людей, есть показатели индекса человеческого развития — это совершенно другие показатели». И вырвать какой-то один компонент и на основе этого делать заключение обо всей системе — это, по его словам, «все равно, что если бы у вас заболел палец, и один человек на основании этого делал вывод, что вы неизлечимо больны, а другой говорил бы — что вы абсолютно здоровый человек со временными трудностями. То же самое и здесь: нельзя рассматривать вопрос с безработицей в отрыве от вопроса индекса ВВП, от вопросов достойного труда, его оплаты».
«К тому же есть разное качество рабочих мест. Говорить, что у нас сегодня, допустим, есть 6 претендентов на рабочее место с зарплатой 10 тысяч гривен - это один вопрос, а говорить, что у нас есть 2 претендента на зарплату в тысячу гривен — это уже совсем другой вопрос. То есть, - продолжил Папиев, - если взять, сколько у нас на вакансию претендует людей, то тут надо еще и анализировать одновременно уровень этой вакансии: предусматривает ли она квалифицированную рабочую силу или неквалифицированный труд. То есть это всеобъемлющие показатели, которые оторвано друг от друга рассматривать невозможно. Их надо рассматривать в комплексе экономического роста страны, в комплексе индекса потребительских цен, импорта и экспорта, комфортности бизнеса», - подытожил эксперт.
Депутат от НУ-НС Ксения Ляпина также видит проблемы с рабочими местами, особенно с легальными, но знает, как их решить: «Решить это методами а-ля Тигипко невозможно. Это можно решить только одним способом — кардинальным уменьшением нагрузки на фонд заработной платы. То есть работодатели просто не в состоянии платить официальные зарплаты среднего уровня с той нагрузкой на фонд зарплаты, которую от них хочет родное государство. Поэтому, естественно, существуют полулегальные или вообще нелегальные рабочие места — граждане на это соглашаются, потому что мыслят категорией «заработать сейчас», потому что как-то не получается думать о завтра, когда тебе сегодня нечем заработать».
«Если бы была нормальная конкуренция на рынке труда, то многие проблемы были бы решены, - говорит Ляпина. - В частности, проблема возраста — это проблема малого количества рабочих мест. У нас количество рабочих мест меньше, чем предложений на рынке труда, и выбирают тех, кто моложе — от 25 до 40 — самый трудоспособный возраст, когда меньше всего работают страховые случаи и когда чаще всего человек соглашается на какие-то нелегальные зарплаты, потому что он еще не думает о пенсии. Рабочие места — это производная от бизнес-климата. Рабочие места создает не государство, потому что те, которые оно создает, едят бюджетные деньги. Создавать новые рабочие места бизнесу мешает в первую очередь коррупция. К нам не хотят идти инвесторы, а без инвестиций, без денег развиваться новый бизнес не будет, а следовательно, не будут создаваться и новые рабочие места. Но от коррупции никто не хочет отказываться — вот в чем проблема. До тех пор, пока бизнес чисто добровольно будет вынужден отдавать свою собственность кому-то из чиновников, о каких рабочих местах можно говорить? Они будут только сокращаться».
Директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш рассказал о том, какие рабочие места создает власть: «И Ющенко, и Янукович в своих программах обещали создание миллиона рабочих мест за короткий срок, но реально единственные рабочие места, которые они создали, это места для строителей-гастарбайтеров: у Ющенко они строили страусиную ферму, а у Януковича - «Межигорье». Да и то, скорее всего, это были нелегальные рабочие места. Мы видим, что проблема с безработицей что при прошлой «оранжевой» власти, что при нынешней региональной власти не решается, а только усугубляется. И действительно, Международная организация труда права — у нас огромный процент скрытой безработицы. В подавляющем большинстве регионов Украины очень много людей работают на минимальные ставки, которые не позволяют просто физически выжить, и люди вынуждены работать на мелких приработках. Сама система устроена так у нас, что не дает возможность большей части людей найти нормальную работу. А если люди пытаются сами себе организовывать рабочие места, то власть делает ряд шагов, которые их лишают этой работы. Например, принятие Налогового кодекса лишило десятки и сотни тысяч мелких предпринимателей работы. Поэтому до тех пор, пока в Украине не будет изменена система (а это невозможно, в свою очередь, без смены власти), ситуация с безработицей кардинальным образом не улучшится».
Эксперт уверен, что проблема не в квалификации работников, а в квалификации людей, которые управляют страной: «В Украине было и частично еще остается огромное количество высококвалифицированных инженеров, которые работали на предприятиях мирового уровня в оборонной промышленности, ВПК и т.д., - рассказывает эксперт. - Все предприятия этих отраслей были уничтожены и остались только сырьевые, которые принадлежат олигархам, которые гонят металл и химию на Запад. Олигархи за счет этого живут припеваючи, а работники всех остальных отраслей промышленности остались без работы. Или возьмем колхозы, которые были уничтожены, и многие их работники остались без работы и вынуждены на огородах спасаться и что-то продавать. Государство, власть не только не создают чего-то нового для возможности реализации людей, а еще и уничтожают то, что было. Так что тут дело не в квалификации наших работников, не в образовании (мы знаем, что в Украине был как раз один из высоких уровней образования), а дело в том, что выпускники вузов не востребованы по специальности. И то, что очень многие граждане Украины работают за границей, показывает, что им, наверно, все-таки хватает квалификации, если их там берут на работу, но не хватает квалификации украинских властей, чтобы обеспечить нормальные условия труда. Я бы сказал, что главная проблема в квалификации не работников, а власти и чиновников».
По мнению директора по социальным программам центра Разумкова Людмилы Шангиной, рабочие места в Украине есть: «Еще Ющенко пообещал в своей программе создать 5 млн. рабочих мест. Тогда специалисты по этим вопросам говорили о том, что у нас столько безработных просто нет и, соответственно, нет необходимости создавать столько рабочих мест, так как в 2006-2007 гг. число официально зарегистрированных безработных было меньше, чем число вакансий. Но качество этих вакансий оставляет желать лучшего, потому что в вакансии входят, например, половина ставки библиотекаря или четверть ставки сельским завклубом. Есть вакансии немного лучше — там, где работодатель предлагает минимальную зарплату. Желающих занять такие вакансии немного».
«У нас нет качественных рабочих мест, - говорит эксперт. - В 2005 году мы проводили опрос о причинах безработицы в Украине. На 1 место вышла не недостаточность рабочих мест, а заниженная стоимость труда. Когда мы этот вопрос мы задали в 2008 году, на 1 место вышла недостаточность рабочих мест, но это означает только то, что часть рабочих мест была переведена в тень».
Людмила Шангина уверена, что и образование тут совсем ни при чем: «Наше образование на сегодняшний день не имеет никакого отношения к тому, что называется национальной экономикой. Это два совершенно разных, не связанных между собой ничем и никем отдельных мира. Наше образование давно потеряло школу, качество. Наша национальная экономика такова, что не заинтересована в качественном образовании, а следовательно, и спрос на качественное образование падает. Соответственно, падает и качество образования. Наша экономика построена на низких технологиях и не нуждается в интеллектуалах, в развитии интеллектуальных наук, поэтому образование не имеет значения. Кроме того, национальная экономика в том виде, в каком она сегодня существует, оказывает крайне негативное влияние на систему образования. Мы получаем замкнутый круг: национальная экономика не требует — качество образования падает. Экономика требует рабочих высококвалифицированных, и недостаток высококвалифицированных рабочих ощутили наши олигархи, которые владеют крупными предприятиями, потому что система наших ПТУ была фактически разрушена. И сегодня наиболее остро стоит вопрос квалифицированных рабочих, а не работников. Квалифицированные работники никому не нужны».
- Информация о материале
«Серым» смартфонам открыли двери
В страну снова начали везти телефоны неопределенного происхождения. В основном - дорогие смартфоны. Абонент, покупая такой товар, не застрахован от того, что в случае выхода из стоя сложного устройства качественно отремонтировать его или обменять на новый уже не получится.
Электронная база IMEI (специальных пятнадцатизначных серийных номеров) мобильных телефонов, которая должна была заработать ещё пару лет назад, до сих пор не функционирует в полную силу. Операторы по-прежнему не отключают «серые» мобилки, а попытки регулятора обязать их это делать пока ни к чему не приводят.
Ведь для мобильных компаний абоненты, пусть даже с нелегальными трубками, все равно приносят доход.
20 июня парламентарии в очередной раз отложили законопроект, который дал бы юридические основания для отключения телефонов-нелегалов, поскольку другие вопросы на повестке дня оказались более важными. Народный депутат Юрий Мороко сообщил «Комментариям», что, возможно, документ будет рассмотрен в июле.
Задержка с запуском базы кодов IMEI мобильных терминалов активизировала торговлю «серыми» телефонами. Ещё в 2011 году глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Петр Яцук рассказывал «Комментариям», что поставщики, почувствовав «слабинку» и промедление со стороны государства, начали стремительно отказываться от «легальных» поставок.
Как выяснилось, в этом году ситуация с «серым» импортом выглядит еще более настораживающей.
Как рассказали «Комментариям» в сети «Цитрус Дискаунт», приостановка процесса отключения серых телефонов привела к тому, что активизировалось большое количество новых «серых» интернет-магазинов.
«Сейчас «серые» телефоны продаются исключительно в интернете, в различных интернет-магазинах. В торговых сетях «серых» телефонов практически нет», – рассказал директор по маркетингу «Цитрус» Виктор Шолошенко.
С ним соглашается и гендиректор сети «Мобилочка» Антон Володькин. По его словам, на крупные специализированнее сети приходится всего 30% выручки розничного рынка.
Ритейлеры жалуются, что из-за «серости» рынка им становится сложнее продавать топовые смартфоны-флагманы, в сегменте которых больше всего «нелегалов». При этом задержка с официальными поставками «новинок» в Украину только играет на руку продавцам «серых» устройств.
«Чем выше интерес покупателей к новой топовой модели гаджета, тем сильнее активизируются «серые» поставщики. Надо сказать, что цена на «серые» и официальные устройства отличается достаточно серьезно - так, в серых интернет-магазинах новую модель флагмана Samsung Galaxy S III можно увидеть начиная от 5500 грн, тогда как официальное устройство будет стоить 6999 грн», – рассказал Шолошенко.
«Пользователю гораздо резонней купить дорогой аппарат, пусть и серый, но зато не за 5 тыс. грн., как в официальном магазине, а на несколько сотен дешевле. А бюджетные мобилки поставщикам нет смысла завозить нелегально, поскольку выигрыш невелик», – добавляет Володькин.
Несмотря на заявления ретейлеров, Украинский государственный центр радиочастот продолжает утверждать, что рынок мобильных устройств отбелен. По словам директора предприятия Павла Слободянюка, уже несколько лет подряд удается доводить долю на рынке легально ввезенных терминалов до 95-97%. Для сравнения в 2008 году этот показатель соcтавлял 5-8% в 2008 году.
«Да, конечно, есть некоторые «минусы» в том, что до сих пор система до конца не заработала и «серые» терминалы не отключаются, Но я не думаю, что с её полноценным запуском ситуация кардинально поменяется. Ведь процент нелегальных мобилок в Украине и так очень низкий», – рассказал Слободянюк.
В то же время в УГЦР признаются, что на самом деле никогда не вели статистики, сколько в Украину завозится нелегальных телефонов.
«Мы просто сравниваем объем поставок, который озвучивают маркетологи, с количеством кодов IMEI, внесенных в «белый» список, и делаем выводы», – рассказал Павел Слободянюк.
Слободянюк добавляет, что работа базы IMEI основывается, в первую очередь, на защите личных интересов граждан, которые «не любят, когда их обманывают».
«Мы не возлагаем функцию проверки легальности телефона на какие-либо контролирующие органы. Контрабандный телефон или нет – это может проверить совершенно бесплатно каждый гражданин. И, как показывает практика, люди проверяют, потому что беспокоятся о своих деньгах», – рассказал он.
Пока чиновники рассчитывают на сознательность украинцев, те придумывают способы, как делать из «серых» телефонов «белые». По словам Петра Яцука, небольшие дистрибуторы берут из единой базы устройств номера IMEI аппаратов, которые уже отжили свое, и «перепрошивают» завезенную неофициальную продукцию. Эффективного способа борьбы с такой «легализацией» пока не придумали.
Можно предположить, что предпринимателей все-таки настораживают сообщения в прессе о том, что скоро, мол, законодательство изменится, и нелегальный телефон в сети работать не сможет. Вот они и стараются, пока есть время, завезти в страну и активировать столько товара, сколько возможно. Ведь депутаты дали понять – вся продукция, попавшая в эксплуатацию до вступления в силу закона, подлежит амнистии.
- Информация о материале
Бесконтрольные тарифы
Государственным чиновникам, видимо, очень нравится решать свои проблемы за счет рядовых украинцев. На этот раз у них возникла необходимость срочно компенсировать просчеты в организации скоростного сообщения между городами, принимающими футбольный чемпионат Евро-2012, и переход на «европейскую схему пассажирских перевозок». Двукратного превышения стоимости проезда на скоростных поездах Hyundai («Интерсити+») и четырехкратного на Skoda («Интерсити») по сравнению с традиционными поездами и электричками, с одновременной ликвидацией удобных ночных рейсов по всей стране, чиновникам показалось мало. Министерство инфраструктуры разработало проект постановления Кабмина и даже вынесло его на заседание правительства. В документе предлагалось исключить из сферы государственного регулирования тарифы на перевозку пассажиров в скоростных поездах «Интерсити+». Другими словами — повышение цен чиновники собирались сделать постоянным и бесконтрольным.
Более того, проект предусматривает, что тарифы будет сама себе устанавливать «Українська залізнична швидкісна компанія», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров скоростными поездами «Интерсити+»...
Необоснованное обоснование
К счастью, на заседании правительства от 13 июня данный проект был отклонен как противоречащий законодательству и содержащий риски коррупционных правонарушений. Однако уже сам факт его появления заставляет серьезно задуматься. И даже не о растущих аппетитах руководства Министерства инфраструктуры, а о том, с какой легкостью и беззастенчивостью «слуги народа» залезают в наши с вами карманы, компенсируя необдуманность своих волюнтаристских решений либо защищая свои бизнес-интересы.
В пояснительной записке к данному проекту в качестве обоснования необходимости принятия документа приводится лишь существующая нормативная база, согласно которой цены на билеты министерству приходится согласовывать. На сегодняшний день тарифы на перевозку пассажиров в международном и внутреннем сообщении (кроме городских перевозок) устанавливаются Министерством инфраструктуры по согласованию с Министерством экономического развития и с Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. В пригородном сообщении пассажирские тарифы утверждаются управлениями железных дорог по согласованию с областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями и Советом министров Автономной Республики Крым. Почему данная процедура согласования не устраивает государственное предприятие «Українська залізнична швидкісна компанія» (руководитель — бывший заместитель генерального директора «Укрзалізниці» Леонид Лобойко), в ведении которого находятся скоростные поезда,
в частности «Интерсити» и «Интерсити+», и интересы которой соответственно отстаивает данный проект, из пояснительной записки не понятно.
Действительно, согласно ст. 9 Закона «О ценах и ценообразовании» на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке, устанавливаются государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. В соответствии с нормами ст. 4—6 и 8 Закона «О естественных монополиях», внутренние и международные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, относящихся к смежным рынкам с участием субъектов естественных монополий, и тарифы на эти услуги подлежат обязательному государственному регулированию. Этими законами не предусмотрено исключений относительно тарифообразования на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в зависимости от скорости движения.
В анализе регуляторного влияния проекта, также поданного на рассмотрение КМУ, чиновники Мининфраструктуры более откровенно раскрыли причину появления данного проекта, возведя необходимость согласований тарифов на скоростные поезда до уровня государственной проблемы. В данном документе в качестве основной составляющей проблемы упоминается факт заключения «Укрзалізницею» (при поддержке государства) контракта на приобретение 10 электропоездов производства корейской компании Hyundai за счет заимствованных средств, которые по условиям договора необходимо вернуть до 2020 года.
Создается впечатление, что чиновники, в свое время подписывая контракт с южнокорейским Эксимбанком на 261 млн. долл. (85% стоимости партии из 10 поездов Hyundai), не думали о реальных источниках его погашения, и сегодня внезапно обнаружили, что кредит, оказывается, нужно отдавать. И лучше всего за счет неконтролируемого роста цен на билеты.
Далее, разумеется, следуют традиционные жалобы на убытки от перевозки льготных категорий пассажиров и на низкий уровень компенсации со стороны государства за бесплатно предоставленные услуги, а также на рыночное формирование цен на продукцию, потребляемую железнодорожным транспортом, в связи с чем якобы сохраняется тенденция отставания темпов роста тарифов от темпов роста цен в промышленности. Далее следует неубедительная игра цифрами с указанием роста цен на отдельные виды продукции, рассчитанные почему-то либо за период с 1991 года, либо с июня 2009 (пиковый месяц финансового кризиса и обвального падения цен). Все эти выкладки скорее перечеркивают тот факт, что повышение железнодорожных тарифов никогда не было ниже уровня инфляции в стране, а чаще всего значительно опережало рост индекса потребительских цен.
Как отдельная социальная проблема представлено отставание темпов роста уровня среднемесячной заработной платы в отрасли от некоторых других отраслей. «На протяжении 2011 г. по этому показателю железнодорожный транспорт по сравнению с другими видами экономической деятельности занимал лишь 10—11-е места, хотя в 2005 году был на 5 месте (!)», — сказано в документе Мининфраструктуры.
Никто не возражает, что тяжелый труд машинистов, проводников должен оплачиваться достойно. Но, с другой стороны, когда повышение зарплат в отрасли осуществляется за счет ее монопольного положения и увеличения тарифов на безальтернативные услуги, то социальной справедливостью тут и не пахнет. Это уже создание отдельной «привилегированной касты», причем особое положение работников монопольной отрасли неминуемо оплачивается другими членами общества, зачастую менее социально защищенными.
Мифы и реальность
Чиновники «Укрзалізниці» и профильного министерства стараются укрепить в сознании украинского общества мысль об убыточности пассажирского железнодорожного транспорта. Якобы пассажирские поезда эксплуатируются исключительно по милости железнодорожного монополиста за счет более прибыльных грузовых перевозок. Именно этот аргумент послужил причиной сохранения монопольного положения «Укрзалізниці», создания ведомству ореола всеобщего благодетеля и позволил отечественным железнодорожникам практически ежеквартально повышать цены на билеты, доведя их уровень до уровня стран Центральной и Восточной Европы. С появлением же первых скоростных поездов Hyundai и Skoda, приобретенных в рамках подготовки к Евро-2012 и имеющих достаточно сомнительный уровень комфортности, безопасности и удобства, процесс повышения цен ускорился просто фантастически и уже превысил на скоростных рейсах среднеевропейский уровень.
При этом скоростные характеристики поездов и уровень комфорта значительно отстают от европейских норм. Если отсутствие разрекламированного Wi-Fi или сгоревшую в розетке вагона зарядку к мобильнику можно стерпеть, но оплатить первый класс и почти семь часов добираться в летний зной из Донецка в узком кресле душного вагона с неработающим кондиционером не каждый сочтет комфортным. Увы, сегодня это реальность. И когда в новеньком вагоне вдруг заклинивают двери, пассажир поневоле задумается о надежности других систем, между прочим, скоростного поезда.
На сегодняшний день ГП «Українська залізнична швидкісна компанія» расчеты за предоставляемые услуги осуществляет согласно приказу Мининфраструктуры от 16.05.2012 г. № 262 «Об утверждении изменений в Тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении». В этом документе уровень тарифов определен с учетом себестоимости услуг и рентабельности в размере 6,1% к себестоимости. Стало быть, об убыточности тарифов, по крайней мере, на скоростные пассажирские перевозки, говорить не приходится. Другое дело, что сверхдорогие и не очень удобные по времени рейсы не пользуются у народа популярностью и даже при отсутствии альтернативных железнодорожных маршрутов, по словам очевидцев, заполняются на 20—30%. Но это уже, согласитесь, проблема менеджмента конкретной компании и профильного министерства.
Естественно, возникает вопрос: «А почему при сопоставимых уровнях цен на билеты пассажирский транспорт в Европе и в большинстве других стран мира с рыночной экономикой приносит прибыль, а у нас традиционно считается убыточным? Скорее всего, дело в том, что в реальности „перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых" достаточно спорная и трудно проверяемая категория.
Так, согласно финансовому плану, „Укрзалізниця" тратит около 7 млрд. грн. на дотацию пассажирских перевозок. (Действительно, Госкомстат зафиксировал убыток от пассажирских перевозок в 2011 г. в размере 6,57 млрд. грн.) Однако если внимательно посмотреть документ, большая часть этих денег используется крайне неэффективно — на цели, слабо связанные с работой «Укрзалізниці». В частности, 2,5 млрд. грн. идет на выплату процентов по ранее взятым кредитам, а 3,5 млрд. грн. расходуются на социальные вопросы, не связанные с профильной деятельностью предприятия (санатории, больницы, льготы для железнодорожников). Оставшийся 1 млрд. грн. тщательно размыт по разным статьям финплана, как правило, предусматривающие общие расходы на обеспечение пассажирских и грузовых перевозок.
Кстати, рентабельности грузовых перевозок можно только позавидовать — более 47% в 2011 году. Так что не все так плохо в ж/д королевстве.
Квазиконкуренция
В документах к проекту постановления приведена еще масса откровенно хвалебных и не совсем логичных утверждений. Например, в случае внедрения проекта о бесконтрольных тарифах для «Интерсити+» чиновники обещают положительное влияние на процесс использования внутренних возможностей железных дорог — гарантированной безопасности, соблюдения расписания движения поездов и уменьшения загрязнения окружающей среды.
Некоторые аргументы вообще не доступны пониманию обычных смертных. В частности, целесообразность принятия проекта постановления, оказывается, заключается в «совершенствовании регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта, привлечении дополнительных пассажиропотоков и ведении активной конкурентной борьбы на рынке пассажирских перевозок».
В условиях отсутствия нормативно-методологической базы формирования тарифов совершенствование их регулирования выглядит как минимум сомнительно и содержит явные предпосылки для коррупции. Возможность привлечения дополнительных пассажиров при повышении цен на билеты еще более нелогично: это уже либо откровенная казуистика, либо продолжение политики по перераспределению пассажиров путем ликвидации удобных традиционных рейсов и создания условий безальтернативности дорогих скоростных перевозок. В любом случае выгоду от этого может получить лишь конкретная компания за счет других подразделений «Укрзалізниці».
Впрочем, не исключено, что, в случае продолжения наступления на интересы людей, может быть достигнут обратный эффект — уход пассажиров в автомобильный транспорт, который уже сегодня на 30% дешевле и в свете политики Мининфраструктуры удобнее железнодорожного.
И последнее. Возможность бесконтрольного повышения тарифов одним из подразделений «Укрзалізниці» вряд ли может способствовать здоровой конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Зато возможна квазиконкуренция, когда вслед за повышением цен на скоростные поезда у чиновников возникнет повод требовать аналогичных либо еще более внушительных повышений цен остальными железнодорожными субъектами.
- Информация о материале
Банкам запретили отбирать все имущество у должников кроме того что было заложено
В принципиальных спорах банкиров с недобросовестными заемщиками поставлена точка. По решению Высшего специализированного суда Украины кредитные учреждения не имеют права отбирать у должника имущество, которое не является залогом по займу. Юристы считают позицию суда справедливой и просят закрепить это решение законодательно. Банкиры уверяют, что суд поставил не точку, а многоточие. Кредиторы по-прежнему будут требовать с неплательщика полную сумму долга, правда, теперь процедура взыскания станет более длительной и сложной.
Высший специализированный суд Украины постановил, что должники банков имеют право свободно распоряжаться своей собственностью, если она не была заложена при оформлении кредита. То есть банк не может отбирать для погашения кредита, квартиру, если был заложен только автомобиль. Похожая норма есть и в действующем Гражданском кодексе, однако до недавнего времени банкиры при помощи судей повсеместно ее нарушали. Если продажа залога полностью не покрывала сумму долга, банки свободно отбирали любое другое имущество.
Банкиры называют такую практику последствием финансового кризиса. «Кредитный бум обернулся массовыми неплатежами по займам, и параллельно с этим резко обесценилось залоговое имущество, — рассказывает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. — Вспомните, как сильно обвалились цены на недвижимость. Когда банк выдавал кредит, цена залоговой квартиры, как правило, намного превышала обязательства заемщика. После кризиса продажа такой квартиры не покрывала и половины выданного займа. Но «простить» остаток долга банк не может, ведь чей-то кредит — это и чей-то депозит. Потому и появилась практика взыскания долгов посредством продажи незаложенного имущества».
Ставшие неплатежеспособными украинцы кинулись переписывать незаложенные дачи и автомобили на родителей, детей, братьев и двоюродных бабушек — только бы банк не отобрал. Финансисты в свою очередь старались признать эти сделки фиктивными и аннулировать договора купли-продажи или дарения. Единой позиции в таких делах украинские суды не имели, хотя чаще решения принимались в пользу банков. Как только фемида признавала право собственности за прежним владельцем, в его двери звонила исполнительная служба с «приветом» от кредитора. Пика активности такая война между банкирами и их должниками достигла в минувшем году.
Нынешнее решение ВССУ призвано положить конец своеволию банков. «По сути, они нарушают права человека, — утверждает независимый юридический консультант Андрей Осадчий. — Обесценивание залогового имущества не должно быть проблемой заемщика, потому что кредитор обязан сам адекватно оценивать залог и на момент выдачи займа, и на перспективу до конца срока погашения. Понятно, не все банкиры могли предусмотреть последствия кризиса и падение цен на недвижимость и авто. В то же время они почему-то не пошли навстречу заемщикам в части снижения процентных ставок сразу, а дожидались соответствующего предписания от НБУ. Получается, что для финансистов правила игры оставались докризисными, тогда как для заемщиков изменились в худшую сторону».
Осадчий называет позицию высшего суда шагом в правильном направлении. Но в то же время юрист предупреждает заемщиков, что расслабляться не стоит. Во-первых, решение было принято судом в конкретном случае по иску конкретных лиц. Поскольку в нашей стране нет прецедентного права, значит нет никаких гарантий, что суды будут принимать такие же решения. «Особенно, если похожее дело будет рассматривать районный суд. Как правило, в регионах банкиры тесно «дружат» с судебной властью», — конкретизирует Осадчий. Так что реальной эффективности от решения ВССУ можно ждать только тогда, когда оно будет зафиксировано в виде закона.
Впрочем, даже в этом случае заемщик не вздохнет свободно, потому что второй риск для него заключается в противоречивости украинского законодательства. Действительно, Гражданский кодекс защищает права должников в отношении незаложенного имущества. Однако сейчас банкиры идут другим путем и отбирают у неплательщика не залог, а полную сумму задолженности. По словам Куща, они имеют на это все основания — закон оставляет банку право выбора, что именно забирать у должника — залог или одолженные деньги.
«Главным регулятором обязательств заемщика являются нормы того договора, который был заключен между ним и банком, — поясняет Кущ. — В основном такие договора предусматривают возврат кредитору полной суммы кредита, независимо от стоимости залога. Поэтому раньше для обращения взыскания на незаложенное имущество не требовалось дополнительных разрешений. Сейчас взыскание будет проходить в два этапа: продажа залога по решению суда, затем новое обращение банка в суд на взыскание остатка долга. Процедура станет дольше, но это не значит, что ее не будет совсем». Проще говоря, чтобы погасить кредит не банк будет отбирать и продавать имущество. Должник будет сам заниматься поиском денег.
Длительные судебные разбирательства будут на руку тем, у кого сумма долгового остатка достаточно небольшая, считает Осадчий. Кроме них выиграют еще должники, которые успели переписать на родных свои незаложенные активы. «Банки не станут судиться только ради процесса, и будут тщательно анализировать, стоит ли овчинка в виде имущества заемщика такой выделки, как долгий процесс в суде. Еще один плюс заключается в том, что на основе решения ВССУ можно будет пересмотреть принятые решения о признании сделок по отчуждению незаложенного имущества фиктивными. Хотя для этого заемщику понадобится немало времени и средств», — резюмирует юрист.
- Информация о материале
Киллеры в белом
Что принято делать в день медицинского работника? Поздравлять, говорить дежурные приятные слова и всячески превозносить замечательные качества «людей в белых халатах». Однако нам сегодня хочется отойти от этой светской традиции и обратить внимание на вещи, почему-то остающиеся вне сферы внимания как самой медицинской общественности, так и СМИ, и даже (немногочисленных) критиков медицины – проблему безответственности и непрофессионализма медицинских работников.
Поразительно, но факт – надежных данных о количестве предотвратимых (то есть не неизбежных) медицинских ошибок, количестве жертв и материальном ущербе, наносимом ими, в нашей стране нет. Лишь изредка сообщения о наиболее вопиющих случаях попадают в СМИ (и, как правило, на телевидение, которое все же смелее печатных изданий).
Например, позавчерашний случай, о котором сообщило ТВ: мужчина умер на улице из-за сердечного приступа прямо у входа в поликлинику. Никто из врачей на помощь не вышел – видите ли, они обедали. Похожий случай прогремел в Москве, где делегат «Справедливой России» от Екатеринбурга Максим Головизнин умер на пороге столичной больницы – его, потерявшего сознание, привезли в НИИ им. Вишневского, но на проходной в помощи отказали, и на территорию клиники не пустили.
Лишь единицы несут наказание. В прошлом году прокуратура Луганска возбудила уголовное дело против троих лекарей областной детской больницы из-за ненадлежащего лечения полугодовалого ребенка, приведшего к гибели ребенка (первоначальный диагноз был ОРВИ).
Другая проблема – это коррупция. Здесь практически каждый из нас может многое рассказать – о нянечках и медсестрах, вытягивающих деньги, или врачах, требующих несусветные суммы за самые банальные операции, вроде удаления аппендицита. Опять-таки, лишь единицы из вымогателей в белых халатах несут наказание. Анекдотичным симптомом неблагополучия стало появление псевдоврача и «Супермозга» Слюсарчука, столь долго «лечившего» людей, хотя на лице его отчетвливо заметны признаки идиотии.
Многие из нас с интересом смотрели сериал «Доктор Хаус», и подобные ему поделки отечественного производства, однако мало кто задумывался о том, почему медицинские сериалы появились только сейчас? Еще десять лет этого «опиума для народа» просто не было, народ развлекался сериалами про полицейских. Всезнающий и всемогущий врач, пусть и хромой, но при этом абсолютный бессребреник – это то, чего не хватает нам всем. Само появление медицинских сериалов говорит о том, что в медицине что-то глубоко не в порядке.
Впрочем, есть и цифры. Конечно, они касаются только положения в Соединенных Штатах, но даже их достаточно для понимания серьезности проблемы. В США предотвратимые медицинские ошибки (читай, халатность и непрофессионализм) являются шестой по значению причиной смерти людей, по данным justice.org, унося за год 98 000 жизней!
1. Болезни сердца – 652 тысячи смертей.
2. Рак – 559 тысяч.
3. Инсульт – 143 тысячи.
4. Хронические респираторные заболевания – 131 тысяча.
5. Несчастные случаи – 118 тысяч.
6. Предотвратимые медицинские ошибки – 98 тысяч.
7. Диабет – 75 тысяч.
8. Болезнь Альцгеймера – 72 тысячи.
9. Грипп и пневмония – 63 тысячи.
10. Сепсис – 34 тысячи.
Что же является причиной ошибок? Конечно, в такой профессии риск неизбежен, и все же главной причиной гибели такого количества людей участники Американской Ассоциации за справедливость считают не что иное, как невежество, negligence, медицинских работников. Медицинские ошибки, вызванные халатностью и невежеством, убивают сотни тысяч людей. Любая дискуссия о невежестве медицинских работников не может не учитывать этот факт и эту фундаментальную проблему, говорится на сайте Ассоциации.
98 тысяч в год, это только умерших, а сколько людей остаются инвалидами, и какой материальный ущерб наносится всему обществу – тут возможны только приблизительные оценки. Американский Институт по улучшению здравоохранения оценивает общее число медицинских ошибок, которые нанесли вред пациентам, в 15 миллионов случаев в год (сравните население США с населением Украины или России, и вы получите ориентировочную цифру по нашим странам).
Впрочем, есть и еще более устрашающие цифры. Исследователи Гарвардской школы медицины выяснили, что примерно 18% пациентов становятся жертвами медицинских ошибок. Генеральный Инспектор в сфере здравоохранения США оценивает количество погибших еще выше – в 180 тысяч человек в год! Примерно каждому седьмому лечение приносит не пользу, а вред.
«Несмотря на все эти цифры, американское общество не осознает остроты проблемы», такой вывод делает Ассоциация за справедливость. Хотя каждый третий житель страны признает, что он или член его семьи был жертвой медицинской ошибки, а каждый пятый признает, что она вызвала серьезные проблемы со здоровьем, общество в целом сильно недооценивает опасность ситуации. И если даже в Соединенных Штатах против невежественных и халатных лекарей выставляется лишь горстка судебных исков (хотя и на приличные суммы), то что говорить о постсоветских странах? Судебные иски против врачей единичны, да и они могут принести пострадавшим (даже в случае выигрыша дела) лишь моральное удовлетворение.
Конечно, несправедливым будет говорить о врачах как неких монстрах и воплощении зла. Большинство из них это вполне нормальные люди, которые пытаются извлечь для себя какую-то пользу из сложившейся ситуации. Однако верно и обратное: положение дел в медицине отражает положение дел во всем обществе, и «нечего пенять на зеркало, коль рожа крива». И она не просто крива, а еще и страшна.
Все мы привыкли считать средневековую медицину неким воплощением дикости и варварства, но положа руку на сердце – многое ли изменилось по существу?
Да, медики научились творить чудеса, пересаживая сердце или спасая новорожденных. Особенно больших успехов добилась хирургия. Но, увы, все эти чудеса науки и техники сводятся на нет безответственностью медработников, их равнодушием и алчностью…
День медработника, говорите? Так поздравим же себя за то, что мы все еще живы, вырвавшись из их заботливых рук!
- Информация о материале
О медицинских ошибках, коррупции и одной тайной страсти
Медицинские ужасы сегодня товар ходовой: только зайдешь в Интернет, откроешь почтовый ящик, баннер выскакивает – «мужчине по ошибке отрезали не ту ногу». Тут же другой – «в Украине на людях испытывают лекарства». Телевидение тоже не дает расслабиться: вслед за рекламой передачи «Танцуют все!» выскакивает ролик о средстве против вшей. Тут же идет реклама чудодейственных средств «антигрипан» и «антипростатит», пилюль от мигрени и скрепляющего порошка. Вечером – сериал «Доктор Хаус», который не только лечит других, но и постоянно болеет сам, видимо, из солидарности. Причем болезни серьезные, из тех, с которыми в аптеку – без очереди: хромоногость, наркомания, алкоголизм, рак и, наконец, психоз.
Давайте признаемся, наконец: мало кто из нас не стремится быть здоровым. Пить за здоровье – это мы можем, а постоянно заботиться о теле, нам как-то не интересно. Только болея, ты участвуешь в жизни общества, эту нашу особенность заметил еще М.Зощенко. Болезнь, это как бы послание окружающим: вот видите, как я стараюсь, а ведь я хороший, я заслуживаю большего!
Конечно, в странах протестантской культуры все иначе, но среди католиков и православных все обстоит именно так. Американский «чииз» и «кип смайл» прижились у нас только в бизнес-среде.
Нельзя отказать нашему премьеру Юлии Владимировне Тимошенко в тонком понимании народных потребностей: ее истерика по поводу эпидемии гриппа была вызвана ощущением того, что народу нужна болезнь. Причем не та, что ввергает нас в одиночество и муки, а такая, чтобы можно было и себя показать, и с другими поделиться – грипп в масочном режиме. Пропаганда здорового образа жизни, о необходимости которой стонут разные академики и импотенты, сегодня никому не нужна. Украинцы, румыны, итальянцы, южные славяне – все это люди одного типа. Они любят яркие краски, веселую музыку, толстых баб и не выносят дисциплину. Потому и болеют часто, и живут недолго, но ярко. Да и кому нужна она, это нудная «после-жизнь»?
Медицинские ошибки
Цифры, однако, настораживают. Несмотря на то, что медицинская статистика у нас закрыта по причине своей непопулярности, кое-что все же просачивается.
Как сообщило нам Общество защиты прав пациентов, риск гибели от внутрибольничной инфекции в 33000 раз выше, чем вероятность погибнуть в авиакатастрофе. Правда, Общество не уточнило, почему люди подхватывают инфекции: то ли потому, что не моют руки, то ли потому, что не моют руки врачи? Разве безответственность врачей не является отражением безответственности пациентов? Да, является, но есть одно существенное «но»…
Можно согласиться с тем, что склонность нашего населения к употреблению водки, а не вина или пива, портит демографические показатели, являясь причиной крайне высокой смертности взрослых мужчин в Украине. Однако не надо сбрасывать со счетов и медицинские ошибки.
Свежее исследование, проведенное в семи странах (Канаде, Австралии, Голландии, США, Германии, Новой Зеландии и Великобритании) показало, что это – проблема острая даже для развитых стран. В среднем, каждый шестой пациент заявил о совершенных ошибках, причем, как выяснилось, 36% из них медики вполне могли избежать.
Наиболее распространенные ошибки – неправильная дозировка лекарств, интоксикация из-за их взаимодействия, ошибочные результаты анализов.
Это происходит в развитых странах, где есть крепкая судебная система, врачебные ассоциации, и где одна фатальная ошибка может стоить врачу карьеры. Что же говорить об Украине. Любой из нас может рассказать несколько ужасных историй о медицине.
Так, несколько лет назад ко мне обратился один знакомый, уважаемый в городе человек – как выяснилось, когда он, наконец, уже после шестой по счету операции привез свою жену в Главный военный госпиталь МО, белоцерковские хирурги, которых даже местные медики называют не иначе, как «коновалы», забыли у нее в животе ватный тампон. (В английском языке такая разновидность медицинской халатности даже имеет свое название - gossypiboma). Рассказав о злоключениях своей супруги, и попросив написать об этом статью, чтобы отомстить незадачливым эскулапам, он спустя какое-то время передумал и махнул на это дело рукой – главврач больницы баллотировался в мэры…
Другая знакомая рассказывала о том шоке, который она получила, увидев ржавые скальпели в той самой операционной. Между тем это не помешало господам хирургам заломить за операцию по удалению варикоза на ногах 20 тысяч гривен. К счастью, до Киева недалеко – в клинике Шалимова ту же операцию ей сделали втрое дешевле.
Ошибки врачей иногда выглядят трагикомично. Вот десять самых нелепых из них, получивших огласку в американской прессе.
Бриллиантовая нога. Как выяснилось, ампутация не той ноги, это не такая уж редкость. Во всяком случае, некоему Вилли Кингу из Флориды отрезали не ту ногу еще в 1995 году, что вызвало скандал. То, что это не та нога, заметили посреди операции, когда «возвращать ее на место было уже поздно». 52-летний Вилли не растерялся, и отсудил неслабую компенсацию: 900 тысяч долларов у госпиталя и 250 тысяч у лопоухого хирурга. Любопытно, что перепугавшись скандала, больную ногу вылечили. Выходит, могут лечить, если захотят?
Железный желудок. Дональду Чарчу, попавшему в больницу по поводу опухоли в животе в больницу Сиэтла, опухоль удалили, но вместо нее оставили 35-сантиметровую железяку, которую вскоре увидели на рентгене. Железяку удалили, а ушлый американец договорился с госпиталем о компенсации в 97 тысяч долларов. Пресса тем временем наперебой публиковала дивные рентгеновские снимки.
Черный ребенок. Не повезло и тетеньке по имени Нэнси Эндрюс из штата Нью-Йорк. В клинике, где ей делали внутрипробирочное зачатие, персонал использовал сперму не того донора, в результате чего ребеночек на свет появился, но оказался значительно чернее мамаши, а уж о папаше и говорить нечего – на папу совсем не похож. Судиться родители не стали, чтобы не омрачать ребенку детство.
Остальные случаи, попавшие в десятку, уже не смешные. Совсем не смешно родственникам девочки, которой сделали пересадку сердца и легких, не проверив группу крови – ребенок погиб. Не смешно родственникам пожилого мужчины, которому неправильно сделали анестезию и он умер от болевого шока. Не смешно женщине, которой вскрыли грудную клетку и добрались до сердца, когда за ней с криками прибежал лечащий врач – перепутали пациента…
Ежегодно от медицинских ошибок умирает больше людей, чем от СПИДА, дорожных аварий, рака груди и авиакатастроф, вместе взятых.
Любопытны различия в психологии. Например, в Евросоюзе такую проблему признают, но особо не заостряют. Более-менее надежные данные есть только по США, где ее обсуждают с начала 90-х. Считается, что ежегодно от медицинских ошибок гибнет до ста тысяч человек в год, а ежегодный материальный ущерб оценивается до 37 миллиардов долларов.
Исходя из среднемировых показателей, можно предположить, что в Украине из-за халатности лекарей погибает порядка десяти тысяч человек в год. Сколько становятся инвалидами, можно только догадываться.
Я очень надеюсь, что когда-нибудь и в Украине появится общественная организация, которая озаботится качеством медицинского обслуживания, или хотя бы опубликует список десяти самых нелепых или трагичных ошибок уже наших врачей и самых ненадежных наших, а не американских больниц. А до тех пор наши люди так и будут заниматься самолечением, испытывая глубокое недоверие к «кудесникам в белых халатах». Конечно, может показаться, что 3% ВВП, что в нашей стране официально тратится на здравоохранение, это очень мало по сравнению с Германией, Францией или Японией. Но есть же еще и неофициальные платежи, поборы и просто взятки, которые составляют еще столько же, если не больше. Вполне возможно, что если будет проведено широкое независимое исследование, то мы неожиданно обнаружим, что мы не только не «недоплачиваем» медикам, а значительно переплачиваем… В конце концов, никто ведь не проверяет качество работы наших врачей, кроме них самих.
Сказанное не касается, пожалуй, лишь самого низового звена, участковых терапевтов, кто изо дня в день обходит свои участки, зная наизусть подъезды многоэтажек и своих больных, при этом едва сводя концы с концами.
Водителей на дорогах контролирует ГАИ. Торговцев на базарах – санэпидемстанция. Чиновников – Счетная Палата. О том, как отличить качественные продукты питания от некачественных, нам рассказывают в телепередачах. И только медиков и качество их работы в нашей стране не контролирует никто.
Мошенники в белых халатах
На Западе, чей правящий класс мыслит значительно рациональнее, с недавних пор за медицину взялись всерьез. Возможно, это связано с выходом сериала «Доктор Хаус» - ведь как это ни смешно, но мышление европейцев подвержено своего рода моде, что отметил еще в 18-веке въедливый горбун Лихтенберг (которому мы обязаны, между прочим, изобретением знаков «+» и «–»). Возможно, это связано с шумной попыткой Обамы реформировать здравоохранение в США. Важно другое: на медиков больше не смотрят как на детишек, радуясь всему, что бы они не делали.
Еще в 2005 году была создана «Европейская Сеть по борьбе с коррупцией и обманом в здравоохранении». В нее вошли 10 стран, включая Англию, Францию и Германию. По данным этой организации, 5,6% бюджетных средств, выделяемых на медицину, разворовывается. А поскольку общий объем расходов на здравоохранение по 27 странам Евросоюза составляет около триллиона евро, то сумма потерь, учитывая взятки, составляет 150 миллионов евро в день.
Мошенники от медицины есть и в благополучной Европе. Только один случай: один бельгийский терапевт отчитался, что за 7 лет посетил одну умственно нездоровую старушку 5000 раз. По бумагам выходило, что в отдельные дни он бывал у нее по восемь раз, хотя, как заявила сестра старушки, та ничем особенно не болела. Местная медицинская ассоциация возмутилась поведением нахала, и наказала его временным отнятием лицензии. Власти же потребовали от него вернуть полученные обманом 138 тысяч евро.
Печально, но информация по этой теме, и без того редкая, нашими СМИ просто фильтруется. Мне неизвестно, сообщал ли хоть один из украинских телеканалов о подписании 11 ноября в Дохе Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которую подписали представители 125 стран. Не попала в СМИ информация о награждении министра здравоохранении Польши Евы Копач наградой за успехи в борьбе с коррупцией в медицине. Что сделала г-жа Копач? Да просто запретила рекламу лекарств. Фармацевты перестали осаждать докторов, а больницы уже сэкономили 37,5 миллиона евро за счет того, что доктора стали выписывать не разрекламированные дорогие средства, а дешевые и проверенные.
Мы привыкли считать коррупцию неким чиновничьим пороком. Это – взгляд устаревший. Медицинская мафия, сливающаяся с фармацевтической и продовольственной – это крупнейший из глобальных монстров. В странах, где существует страховая медицина, проблема стоит еще более остро, и заостряется с каждым годом.
Но самое неприятное, это симптомы нравственного разложения медперсонала, дегуманизации медицины. Структура смертности в Украине такова, что примерно каждый третий наш соотечественник умирает от рака – и этот процент все время растет. На последней стадии этой болезни люди испытывают острые боли. Чем можно оправдать не предоставление этим людям обезболивающих? Борьбой с наркоманией? На сегодняшний день родственникам приходится вызывать специальную бригаду, которая (как у нас и все и делается), может сделать укол, а может и не сделать, намекая, что неплохо бы и заплатить. Если найдутся родственники, готовые раскошелиться, чтобы облегчить если не душевные, то хотя бы физические страдания больного, это хорошо. Но 90% онкобольных умирают в страшных муках – и это мрачное будущее ждет практически каждого третьего из нас...
Американский урок
Особый случай – это Соединенные Штаты, где страховики и фармацевты создали мощнейшее в мире лобби. На одного члена Конгресса приходится уж по шесть профессиональных лоббистов, а всего их насчитывается 3300 человек, причем только в этом году сумма их вливаний в Конгресс составила 263 миллиона долларов. Напомню, что средняя зарплата американского конгрессмена составляет около 180 тысяч долларов в год – нетрудно подсчитать и сравнить, что больше...
Фармацевтические фирмы уже много лет являются крупнейшими вкладчиками в президентские кампании, причем как в партию демократов, так и республиканцев, а часто и в обе партии одновременно. Неудивительно, что на протяжении 50 лет рост расходов на здравоохранение в США на 2,5% опережает рост ВВП. В этом году на финансирование медицины в Америке уйдет около 17,6% ВВП, что в три с лишним раза больше, чем полвека назад. При этом каждый шестой житель этой страны не имеет медицинской страховки.
Проблема усугубляется медицинской коррупцией и мошенничеством медперсонала, о чем миру поведал доклад «Трэнспэренси Интернешнл», вышедший в феврале 2006.
Множество жалоб вызвала и наглость страховиков, втрое повысивших норму прибыли – с 1,5 до 5%, а кроме того, упрямо не желающих платить по страховке.
Наконец, то, что надо что-то менять, стало ясно всем. Консервативный журнал «Форбс» недавно провел сравнение американского здравоохранения и европейского – ситуация в Европе оказалась не в пример лучше. В конце концов, нигде в Европе операция по удалению аппендицита не стоит 23 тысячи долларов. Развитые страны Европы в большинстве своем имеют смешанные системы здравоохранения, с крепким государственным сектором. Но именно попытка Обамы создать государственное страхование здоровья, которое было бы дешевым, и конкурировало с приватными компаниями, и вызвало бурную реакцию республиканцев.
Если реформа здравоохранения (а она была, пожалуй, наиболее смелым предвыборным обещанием Обамы) не будет проведена через сенат еще в этом году, то за зимние каникулы республиканцы подтянут ресурсы, и ее вообще не удастся провести, либо она будет выхолощена. Если же дебют президентства будет проигран, и 46 миллионов американцев так и останутся без медицинского обслуживания, перспективы Обамы остаться на второй срок существенно ухудшатся.
Чем нам важен американский пример? Тем, что, во-первых, страховая медицина имеет свои серьезные недостатки из-за изобилия посредников и их безответственности. Во-вторых, демонстрацией того, главная проблема современного здравоохранения – организационная и, если хотите, духовная: врач не может и не должен быть бизнесменом, тупо выбивая из больных деньги. В-третьих, своей открытостью – ведь больше нигде в мире язвы здравоохранения, его неэффективность, его коррумпированность, его несправедливость, так открыто не обсуждаются.
Медицина как индикатор
Если в нашей стране когда-нибудь появится власть, которая действительно захочет изменить жизнь людей к лучшему, то первое, с чего она начнет, это с наведения порядка в здравоохранении. «Коррупция буквально пожирает доверие общественности к медицине. Люди имеют право знать, что лекарства, которые они принимают, настоящие. Они имеют право думать, что врачи ставят интересы пациента выше своей выгоды. Но более всего они имеют право верить, что индустрия здравоохранения существует, чтобы лечить, а не убивать», считает Дэвид Хобсбаум, исполнительный директор «Transparency International».
Конечно, медики могут жаловаться, что люди утратили уважение к ним, и что пациенты впадают в форменный идиотизм, глотая любые таблетки, какие им только ни покажут по телевизору. Но согласитесь, когда врач получает зарплату от государства и формально независим от пациента (и при этом имеет возможность требовать деньги), это еще хуже, чем когда бы он такой зарплаты не получал, и требовал деньги, находясь с больным в отношениях «клиент – обслуга». Если вас плохо обслужили, или искалечили, вы можете, по крайней мере, подать на врача в суд. В нашей системе, на это надеяться нельзя.
В странах, где сильно влияние «оплакивающих религий», где народ не хочет (или не может, в силу разных причин), жить здорово и долго, терзаемый тайной страстью к болезни – спрос с медиков должен быть особым. Увы, но наша медицина работает в обстановке не только безответственности, но и совершенно извращенной системы ценностей.
Конечно, реформа здравоохранения назрела. Но какая? То, насколько все непросто, показывает положение дел с детской смертностью. Начиная с 1960-х годов смертность новорожденных постоянно снижалась, и снизилась по странам Евросоюза примерно в 5–10 раз. Почему? Не только за счет появления новых лекарств, а и за счет повышения квалификации и ответственности персонала. Но стоило ослабить вожжи, дать проявиться расхлябанности, и кривая смертности поползла вверх – что и происходит в нашей стране в последние годы.
Мне бы не хотелось, чтобы эта статья воспринималась как примитивный «наезд» на медицину. Большинство медиков вовсе не являются какими-то порочными людьми изначально, но увы, само положение дел в отрасли таково, что лучшие ее представители всю жизнь сидят на одном месте, в то время как наиболее коррумпированные обогащаются и делают карьеру. Это проблема не только медицины, это болезнь всего общества. Никакая реформа здравоохранения в нашей стране невозможна без восстановления нормальной системы мотивации и повышения ответственности медперсонала.
И все же я снова должен сделать оговорку: в этом виноваты не только врачи, а и мы, пациенты. Если мы позволяем медицинской Машине обращаться с собой как с людьми низшего сорта, то она и дальше будет обирать, калечить и даже губить нас, равнодушно и безнаказанно.
- Информация о материале
Страница 1510 из 2102
