Суверенные государства, реализуя политику в сфере обороны, создают военные ведомства. Обычно под вывеской министерства. Как правило, военные ведомства разных стран имеют практически одинаковые функции и задачи, схожие структурные подразделения и принципы комплектования персоналом. Как правило…
Потому что есть страна, в которой под вывеской министерства обороны, вроде бы со схожими функциями и задачами, занимаются не совсем обороной страны. Точнее — совсем не обороной страны, а чем-то другим. Вполне осязаемым и измеряемым, но не показателями боеготовности и боеспособности, а денежными единицами, гектарами, кубометрами, тоннами всевозможных ресурсов.
В военном ведомстве этой страны очень интересная, уникальная в своем роде, система управления и не менее уникальная государственная политика в сфере обороны. Реализуют эту политику очень ушлые, универсальные и по-своему вполне эффективные государственные менеджеры. В этой стране их называют емким, красивым и абсолютно непонятным для шпионов словом — «смотрящие».
Ввиду наличия неоспоримых деловых и личностных качеств «смотрящие» не претендуют на высокие должности и таблички на кабинетах. Им чужда процедура конкурсного отбора перед назначением, совсем не нужна государственная зарплата. «Смотрящие» индифферентны к рангам и стажу государственной службы, любым иным атрибутам статуса и общественного признания. Вполне достаточно удостоверения скромного советника или помощника министра обороны, причем на общественных началах. В военном ведомстве этой страны их не так уж много — всего лишь 52 «смотрящих», и это на целую тысячу сотрудников министерства обороны!
В министерстве обороны этой страны кадровая политика кипит, она в самом разгаре. Уволены руководители почти всех департаментов, ищут новых. Уволены директоры подавляющего большинства государственных предприятий военного ведомства, тоже ищут замену. Уволены начальники всех военных санаториев...
Те новые, кого нашли и назначили, — это типичные «схемотехники», послушные и молчаливые. Задачу им поставили простую и понятную: с использованием новых, более эффективных и быстрых схем осуществлять сбор средств на предвыборную кампанию и яркую высококачественную жизнь. Кому? Это уже не их дело, «смотрящие» все сами знают. Главное, чтобы с каждого госпредприятия и с каждого военного санатория наверх поступал оброк в размере от 40 до 100 тыс.долл. Ежемесячно!
В министерстве обороны этой страны соблюдают нормы трудового законодательства, внимательно прислушиваются к профсоюзам. Чтобы мимо министра не пролетела ни одна копейка, за каждым из департаментов закреплен персональный «смотрящий». В департаментах, где ресурсов больше, соответственно, больше и «смотрящих». Например, в департаменте военной медицины их не один, а четыре! Без одобрения «смотрящим» ни один серьезный документ, особенно финансовый, не подписывается. Система работает надежно.
Наиболее колоритной фигурой среди 52-х «смотрящих» является персонаж, облюбовавший себе кабинет, в котором ранее сидел директор административного департамента. Новый деятель установил в приемной и в кабинете видеонаблюдение. Видимо, демонстрируя, что взятки и оброк в этом министерстве обороны собирают вполне прозрачно, и их учет по пути наверх налажен на всех ключевых этапах. Именно в этом кабинете, куда зазывают чиновников министерства и коммерсантов извне, чаще всего и определяются (согласовываются, доводятся до исполнителей) суммы оброка.
В этой стране всем «схемотехникам» в цепочках сбора средств четко и ясно сказано: ваша напряженная и трудная работа санкционирована на высшем уровне, деньги идут в партийную кассу на выборы, потому не бойтесь — если что, вас прикроют!
В системе, правда, бывают сбои. Не все, претендующие на назначения в этом министерстве, готовы носить оброк ежемесячно, кто-то не готов выполнять план по объему, просит установить сумму поменьше…
Вот эти становятся жертвами новой кадровой политики, и прощаются с такими чистоплюями очень быстро. Независимо от рангов и званий. Даже если полномочий министра мало и требуется указ президента этой страны. К примеру, жертвой «смотрящих» пал высокий генерал, командующий ВВС этой страны. Он не согласился с предложением министра быстренько распродать бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27, представляете? Кто ж такого терпеть будет?!
Обо всем, что происходит в министерстве обороны этой страны, знают в спецслужбе этой страны, имеющей свои «уши» и «глаза» в военном ведомстве. Но случилось так, что спецслужбу возглавляет добрый товарищ и земляк министра обороны. А земляки-товарищи друг друга поддерживают и в беде, и в радости, верно? Круг замкнулся.
Как офицеру служить в армии этой страны? Какие надежды граждан этой страны на свою армию и ее защиту? Вы хотели бы жить в такой стране? Риторические вопросы.
Давайте лучше поговорим о деле.
Военно-учетная специальность — солдат-белка
Вскоре после публикации в ZN.UA моей статьи «2012-й: год деградирования Вооруженных сил?» Совбез наконец таки принял в новой редакции два важных документа — Стратегию национальной безопасности Украины и Военную доктрину Украины. Наконец — потому что президентский указ №1119 от 10 декабря 2010 года требовал принятия этих документов еще полтора года назад. Что ж, лучше позже, чем никогда.
Теперь на очереди — государственная программа реформирования и развития Вооруженных сил. Упомянутый указ требовал ее принятия в марте минувшего года. Когда теперь? Вопрос не праздный. Потому что в случае дальнейшего затягивания процесса планирования, с реформаторами команды министра обороны Дмитрия Саламатина до лучших времен наша армия может и не дожить. Для беспокойства есть причины.
(для просмотра в полном размере - кликните по изображению) |
Пока президентская рать вычитывала тексты стратегий и доктрин, Саламатин старательно разрабатывал свой план — реформы хозяйственной деятельности воинских частей. Ему это ближе и понятнее: не так давно Дмитрий Альбертович управлял хозяйствующим субъектом — оборонным концерном «Укроборонпром». Очень хорошо, что свои концептуальные подходы министр обороны изложил письменно и направил документ в адрес 11-ти министерств и ведомств (см. документ). Саламатин просит коллег-министров согласовать ему перечень видов хозяйственной деятельности, которыми будут заниматься воинские части украинской армии. Почитайте идеи Саламатина, не пожалеете!
Министр предлагает добавить воинским частям аж 78 новых видов хозяйственной деятельности. Среди них вы найдете весьма экзотические.
Верьте — не верьте, но министр обороны предлагает военным заняться разведением крупного рогатого скота, буйволов и домашней птицы?! Это помимо выпаса свиней, овец и коз, выращивания ягод, орехов и «других фруктов».
Аграрная политика в армии будущего, в соответствии с планами Саламатина, на первом месте. Кроме скотоводства, воинские части будут заниматься выращиванием зерновых и технических культур, а также декоративным садоводством. Но это еще не все. На армейские части возлагается задача продажи зерна, переработанного табака и комбикормов, оптовой торговли живыми животными. Не решился Дмитрий Альбертович на продажу шкур, исключив эту позицию из перечня хозяйственной деятельности воинских частей. А вот розничную торговлю алкогольными напитками, продуктами питания и ресторанный бизнес твердо решил оставить.
Справедливости ради отметим: министр сделал примечание к документу о том, что воинские части, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, могут продавать лишь ту продукцию, которую сами производят. Спасибо Саламатину за спасение оптовых рынков и базаров от военных перекупщиков, спекулянтов и посредников!
Учитывая направленность реформаторских потуг Минобороны, назрела необходимость ввести в армии новый перечень военно-учетных специальностей. Например, на сборе ягод и орехов будет специализироваться солдат-белка, готовить орехи к продаже — солдат-щелкунчик и т.д. Сложности возникнут с названием специальности военных, которым предложено производить метлы, дверные петли и металлические наковальни. Пофантазируйте, может, вам удастся?
Очевидно, буйволы и поросята тоже найдут достойное место в Программе реформирования и развития армии. Ведь использовали когда-то в войсках боевых дельфинов для уничтожения подводных целей. Вполне вероятно, что и домашние хрюшки будут не только любимым национальным лакомством, но в армии Саламатина они приобретут статус боевых свиней, подрывающих танки и бронетранспортеры вероятного противника?
А как назвать тех, кому на службе придется добывать декоративный камень, щебень и каолиновую глину? Понятно название — рабы! Не солдаты, не воины точно!
Саламатин настолько увлекся, что в перечень видов хозяйственной деятельности воинских частей включил даже ремонт и техническое обслуживание космических летательных аппаратов. Уж не о «Майбахе» ли киевского мэра переживает министр обороны, ведь это, наверное, самый известный космический аппарат на территории Украины?!
На самом деле, не смешно, скорее грустно…
Говорим «Минобороны» — подразумеваем «Укроборонпром»
Не оставляя попыток контролировать свой бывший «Укроборонпром», Саламатин постепенно превращает Минобороны в ресурсный придаток этого предприятия.
Свидетельством тому является занятный документ, рожденный заместителем министра обороны г-ном Пляцуком.
Пляцук докладывает Саламатину, что в военное ведомство обратилась компания «Укрспецэкспорт» касательно возможности проведения испытательных стрельб из артиллерийской установки 2М-3М. Передать компании на законных основаниях эти боеприпасы невозможно — Кабмин не включил их перечень излишнего имущества армии. Потому замминистра обороны предлагает «для безусловного выполнения контрактных обязательств ГК „Укрспецэкспорт" выделить необходимый боезапас из комплекта Военно-морских сил, с последующей компенсацией со стороны компании. Свое решение министр обороны Саламатин сформулировал кратко: „ЗГОДЕН".
Не надо быть юристом, чтобы понять, какие статьи Уголовного кодекса были нарушены Саламатиным. Министр присвоил себе полномочия правительства по распоряжению военным имуществом. Это единичный случай, или система? А если система, то сколько еще таким же образом передано Министерством обороны на сторону — боеприпасов, оружия и военной техники «для безусловного выполнения контрактных обязательств» предприятиями «Укроборонпрома»? И как это скажется на боеготовности армии?
Вряд ли боеготовность беспокоит Саламатина сильнее, чем положение дел в «Укроборонпроме». Оно и понятно — предприятия оборонно-промышленного комплекса, за которые боролся бывший руководитель концерна, оказались на поверку далеко не такими лакомыми кусками, как представлялось: долги по зарплате, коммунальным платежам, энергоносителям. Да и в трудовых коллективах неспокойно.
Как неспокойно и в коллективе донецкого завода «Топаз», который пока не входит в концерн «Укроборонпром». «Топаз» задолжал своим работникам более 25 млн. гривен зарплаты. А общих долгов у предприятия более 42 млн. гривен. Это при том, что заводчане исправно выдают на-гора продукцию — известные во всем мире «Кольчуги». И вовсе не по собственной вине «Топаз» лихорадит. Проблема в том, что компания «Укрспецэкспорт» не реализовала до сих пор два внешнеэкономических контракта. Один за №USE-16.1-287-D/K-11 от 04.11.2010г. с Исландией, второй — №USE-20.2-287-D/K-11 от 02.08.2011г. с Азербайджаном. На поставку трех комплексов «Кольчуга» на общую сумму 80 млн. долл.
Точно неизвестно, почему зарубежные партнеры потеряли интерес к покупке этой техники. Как думают на «Топазе», цена оказалась завышенной, а может, были и другие причины. Ведь именно в этот период создавался концерн «Укроборонпром», и аппетиты его руководителей могли уж слишком вырасти. Не исключаю и возможную некомпетентность и халатность.
Но история с «Кольчугами» на этом не закончилась.
24 апреля 2012 года, когда «Укроборонпром» подписал с заводом «Топаз» договор №УОП-3.0-1-2012 на поставку тех же изделий Министерству обороны. Правда, в этот раз сумма была скромной — 120 млн. гривен против ожидаемых от реализации внешнеэкономических контрактов 640 млн. гривен. Завод в том же месяце быстро поставил продукцию Минобороны.
Однако вышла нестыковка. Денег на закупку «Кольчуг» в оборонном бюджете предусмотрено не было, а посему Минобороны лихорадочно бросилось на поиски источников финансирования проекта, ведь брешь в финансах «Топаза», возникшую в результате деятельности ГК «Укрспецэкспорт», надо было как-то ликвидировать.
Саламатин решил, что такие средства он найдет в карманах украинских налогоплательщиков, обратившись к премьер-министру с просьбой поручить Минфину проработку вопроса о внесении изменений в госбюджет и выделении Минобороны дополнительно 100 млн. гривен.
При этом, глава военного ведомства указывает: денег на эту покупку в оборонном заказе не предусмотрено, а обеспечить «концептуальные задания президента относительно создания боеспособных, мобильных, оптимальных по количеству вооружений и численности личного состава Вооруженных сил» — он обязан. Видимо, об этом своем обращении Саламатин подзабыл, поскольку, по данным источника в Минобороны, министр подписал другое письмо в Кабмин — с просьбой перераспределить средства в оборонном заказе, направив их на закупку изделий «Топаза». А снимать их будут с программ строительства корвета и самолета Ан-70?
В итоге, не дополучив 640 млн. гривен от двух нереализованных внешнеэкономических контрактов, страна теперь вынуждена выделять дополнительно из бюджета 100 млн. гривен, и еще примерно такую же сумму необходимо снять с целевых государственных программ, которые реализуются в рамках госзаказа. Таким образом, деятельность Саламатина и его соратников из «Укроборонпрома» обойдется нам почти в 840 млн. гривен.
И вообще, что это за новая схема по закупке Министерством обороны у украинского предприятия специзделий при посреднических услугах любимого детища Дмитрия Альбертовича? Напрямую закупать — не? А какую сумму комиссионных получил посредник? Не удивлюсь, если и маркетинг, и предпродажная подготовка включены в стоимость «Кольчуг»!
Телефонное право с шифром
Если в ситуации с «Топазом» министр обороны бросался на амбразуру, переживая о боеспособности армии, то вот в ситуации с передачей столичного военного городка №217 в сферу управления Высшего специализированного суда Саламатин даже ухом не повел.
10 мая 2012 года на заседании правительства было принято внесенное «с голоса» распоряжение Кабмина «О размещении Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел», которым предусматривалось передать суду здания №57, 58 и 59 военного городка №217, расположенного в столице на улице Дегтяревской, 28а. При этом, как указывалось в проекте распоряжения, передача происходит по предложению Минобороны и суда.
Подмахивая документ, Саламатин, вероятно, был не очень обеспокоен боеспособностью армии и выполнением «концептуальных задач президента», поскольку министр обороны не мог не знать, что своими действиями он ставит под вопрос стабильное функционирование системы управления Вооруженными силами страны, вносит дезорганизацию в систему мобилизационной подготовки.
Военные знают, что за период независимости на базе этого городка формировалась логистика обеспечения армии, создавалась система закрытой связи. Именно отсюда ведется управление сотнями воинских частей!
Может, в Минобороны или Генштабе найдется хоть один специалист, который объяснит министру, что мобильная связь во время военных конфликтов умирает первой. А может, Саламатин считает, что надежная система шифрованной связи больше нужна не армии, а суду для выполнения его функций?
Когда такие решения принимаются без проработки, «с голоса», нет смысла напоминать, что передислокация таких органов военного управления требует больших финансовых и материальных ресурсов, не говоря уже о времени.
Засученные реформы
На состоявшихся в мае парламентских слушаниях «О состоянии и перспективах развития Военной организации и сектора безопасности Украины» внеплановое выступление Саламатина запомнилось артистическим засучиванием министром рукавов пиджака для демонстрации неустанной работы над реформами.
Уже очевидно, что военные не скоро дождутся повышения денежного содержания, равно как и получения обещанных министром квартир. И вовсе не потому, что для этого нет средств. Ресурсы есть, в самих Вооруженных силах. Излишнего имущества и земель — на миллиарды!
Но Саламатин и его команда действительно, засучив рукава, это имущество раздают налево и направо, причем без каких-либо компенсаций.
Пример? Пожалуйста: 30 гектаров дорогой земли в селе Гореничи Киево-Святошинского района, которые с легкой руки министра «уплыли» в сторону Киевской областной государственной администрации (см. документ). Без какой-либо компенсации армии. При стоимости земли здесь в среднем 5000 долл. за сотку в бюджет Минобороны могло поступить до 120 млн. гривен, за которые, в соответствии с правительственными нормами, можно было купить (построить) от 300 до 500 квартир для военных Киевской области, в зависимости от района. Напомню, в жилищной очереди в области 9675 офицеров. Но знаете, я не сильно удивлюсь, если на тех 30 га вскоре вырастет коттеджный городок для сотрудников Генпрокуратуры…
А за базары ответишь!
С учетом изложенных реформаторских новаций, не пора ли Кабмину принимать решение о создании специализированных военных рынков и базаров?
Может, превратить Минобороны в государственное предприятие и влить его в состав «Укроборонпрома»? Ликвидировать все штабы с их узлами связи и инфраструктурой, а в освободившихся помещениях устроить места для оказания услуг по «обеспечению физического комфорта», поскольку именно такой вид хозяйственной деятельности Дмитрий Альбертович предложил осуществлять силами воинских частей в упомянутом выше перечне?!
Все больше военное ведомство становится похожим на описанное в начале статьи министерство обороны одной из стран.
Интересно, правда ли, что глядя на реформы Саламатина, на Банковой уже якобы дозрели, и в ближайшее время президент может начать свою нелюбимую игру — «Найди министра обороны»?