Главная
Реформа полиции по-грузински
Как, побывав в Грузии, не рассказать о реформе тамошнего ведомства внутренних дел? В отличие от российской реформы МВД, грузины не ограничились переименованием милиции в полицию, а провели действительно глубокие, системные изменения в структуре министерства, добившись значительных, очевидных результатов. Одна только реформа ГАИ чего стоит — эта служба была коррумпирована настолько, что для реформации потребовалась полная её ликвидация. Три месяца страна жила без автоинспекции, которая была в Грузии одной большой преступной группировкой, вымогавшей деньги у населения. По дороге из Тбилиси в Кутаиси (немногим меньше 400 км) вас могли остановить около двадцати раз, чтобы забрать мелкую мзду за проезд. Дошло уже до того, что водители большегрузных фур, чтобы не тратить время на остановку, вкладывали купюру в спичечный коробок и, проезжая мимо поста ГАИ, выбрасывали деньги на обочину. Поэтому, первым шагом на пути реформы МВД была полная ликвидация ГАИ.
15 августа 2004 г. на дороги выехали экипажи т.н. Патрульной полиции — сотрудников набирали жёстко, с конкурсным отбором (из 2500 претендентов было отобрано 650 участников, лучшие из которых прошли специальное обучение в Академии МВД). Патрульная полиция занимается не только обеспечением порядка на дорогах — это оперативная служба быстрого реагирования на любые происшествия. Все патрульные автомобили оснащены компьютерной техникой с выходом в интернет, а экипажи — оружием хорватского производства (HS9).
В ведении Патрульной полиции находится всё, что касается немедленного реагирования, за прочее отвечает Криминальная полиция. Здесь принцип отбора сотрудников был не менее жестким — в рядах Криминальной полиции оказались только 5% бывших милицейских чинов. Поступившие во вновь созданную Полицейскую академию проходили там трёхмесячный курс обучения, причём криминалистом или детективом мог стать только уже имеющий высшее юридическое образование.
C 2004 г. Грузия фактически объявила войну т.н. «ворам в законе». Парламент официально признал понятия «вор в законе» и «воровской мир». В стране взяли на вооружение факт, что по воровскому «кодексу», «вор в законе», который хотя бы раз отказался от этого звания, переставал им быть. Для срока заключения в 10 лет больше не требовалось доказывать совершение какого-либо преступления — достаточно было слов обвиняемого о собственном статусе, о признании себя, как части преступного сообщества. Сказал, что ты «вор в законе» — отправляйся за решетку.
Через год после начала реформы Михаил Саакашвили объявил, что уровень доверия к Патрульной полиции вырос с 5 % до 90%.
Новое здание МВД на Кахетинском шоссе фотографируют, кажется, все приезжающие в Тбилиси. Придумал эту прозрачную волну итальянский архитектор Микеле де Луччи.
С мая 2005 года в Грузии поменяли порядок регистрации преступлений и начали учитывать их уже в момент предварительного следствия. 2006-й год для войны с преступностью был переломным: полиция Грузии зарегистрировала максимальное количество преступлений за всё время правления Михаила Саакашвили — 62283, причём 29249 из них попали в категорию тяжких. После 2006-го количество преступлений стало неуклонно снижаться, что дало право Саакашвили заявить о победе над организованной преступностью и, в частности, «ворами в законе». «Американская» модель полиции и правосудия, взятая сознательно, принесла, по мнению президента страны, успех на грузинской земле. «В Грузии не осталось организованной преступности. Ни одного вора в законе на свободе у нас нет. У нас действуют такие же жесткие законы, как и в Америке», — сказал тогда Саакашвили.
Вано Мерабишвили, бывший министр внутренних дел, сейчас премьер-министр в интервью журналу Forbes:
«— То, что в Грузии криминальный народ, — это миф. Каждый человек хочет жить лучше в любом обществе. А от криминала в первую очередь страдают обычные люди. Нам также поспособствовал тот факт, что за сотрудничество с полицией человек получает определенное денежное поощрение. Также мы приняли новый закон о договоре с преступником. У нас 96% всех процессов заканчивается договором. Например, я подозреваемый, мне предлагают договориться с прокурором. Если закон предполагает от трех до шести, давайте не будем мучиться, и ты, и я, договоримся на три. Если соглашаешься — через 15 минут суд заканчивается. Прямо как в американских фильмах. Это точная копия американской системы. Если не договариваешься — вся система работает против тебя и старается дать тебе шесть. В Грузии раньше судебный процесс занимал полтора года»
Вход в здание МВД.
Посетителей министерства встречают здесь.
У «парадного» входа скучает военнослужащий внутренних войск, который находится в составе подразделения, охраняющего комплекс министерства внутренних дел.
Столовая для сотрудников министерства и солдат, охраняющих здание (об общей кухне для всех распорядился бывший министр внутренних дел).
В марте 2010 г. участковому инспектору платили не менее $390, сотруднику Патрульной службы — $480, а начальники отделов и детективы получали от $720, что было намного выше средней заработной платы в Грузии. В качестве дополнительных условий полагалась премия и медицинская страховка. Профессия полицейского стала одной из престижнейших в стране, а конкурс на место в Полицейской академии составил 50 человек на место.
В одном из служебных помещений Криминальной полиции.
На реформу МВД Грузия регулярно получала деньги из госбюджета США: например, в 2006 году $1 млн на компьютеризацию машин патрульной полиции и $20 млн в 2009 году на развитие полиции. В настоящее время зарплаты полицейских выросли и более чем в два раза превышают среднюю зарплату в Грузии, которая составляет $200—300. Помимо различного рода страховок и премий за выслугу лет участковый зарабатывает $400—500, патрульный $600—1000, а начальники отделов и детективы — до $2000.
В одном из служебных помещений Криминальной полиции.
В полиции сменой личного состава не ограничились. За взятку размером в $50 сотрудник полиции мог отправиться за решётку на десять лет. Взятки фиксировались скрытыми камерами, дела о взятках громко освещались в СМИ, причём за недонесение на коллегу на полицейского также могли завести уголовное дело. Кроме того, сотрудники специально созданной инспекции регулярно устраивали проверки: давали взятки, притворяясь обычными гражданами, или же в качестве напарников совершали правонарушения, проверяя — напишет ли полицейский служебный рапорт.
В одном из служебных помещений Криминальной полиции.
Каков же результат усилий, прилагаемых для улучшения работы полиции и искоренения коррупции?
По данным Международной правозащитной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, по уровню коррупции в полиции Грузия занимает 5 место в мире. По этому показателю Грузия входит в группу самых некоррумпированных стран вместе с Австралией, Канадой, Данией, Финляндией, Германией, Израилем, Польшей Норвегией, Испанией, Великобританией, США и другими развитыми странами. Только 3 % опрошенных признались, что за 2010 год давали взятки в каком-либо грузинском госучреждении, и лишь 9 % считают, что ситуация с коррупцией ухудшилась. В то же время 78 % респондентов заявили, что коррупция снизилась.
В одном из служебных помещений Криминальной полиции.
Грузинская полиция продолжает оснащать всех своих сотрудников планшетными компьютерами, которые получили название PolicePad.
С помощью такого планшета любой сотрудник МВД может войти в базу данных МВД, чтобы получить исчерпывающие сведения о гражданине страны.
В «прозрачном» здании МВД у начальников нет своих кабинетов — все работают вместе. Найдите здесь руководителя этим отделом. Правильно, вон тот, в белой рубашке.
Эта девушка — сотрудник Патрульной полиции на дежурстве.
Это двор министерства внутренних дел. Вечерами сюда приходят местные жители — отдохнуть среди зелени.
Шкода Октавия — рабочая лошадка Патрульной полиции Грузии. Эти машины работают практически круглосуточно в течение года, потом их заменяют на новые. Патрульные экипажи все время в движении, никто не стоит на обочине, помахивая полосатой палкой. Машины на фотографии только что оказались на служебной стоянке у здания МВД. Скоро на них нанесут надписи POLICE и они отправятся работать.
Это казарма отделения военнослужащих внутренних войск, охраняющих здание МВД.
Здесь солдаты срочной службы живут и учатся.
Иллюстрированное приложение к репортажу:
Отделение полиции в деревне по пути из Кутаиси.
Одно из районных отделений полиции в Тбилиси.
Отделение полиции у одного из поселков беженцев из Южной Осетии.
Районное отделение полиции в Гоми.
P.S. В Грузии активно работает Агентство по экспорту реформ.
Как говорят, сейчас там учится целая команда из Киргизии.
Я вот думаю, не нужно ли россиянам занять очередь?
Ну правда, хорошее ведь дело!
- Информация о материале
Оправдал ли ожидания новый Таможенный кодекс Украины?
На Украине прошел месяц со дня введения нового таможенного кодекса. Документ получил положительную оценку международных организаций. Бизнес-сообщество пока отмечает лишь некоторые перемены к лучшему, а эксперты призывают продолжить упрощение таможенных процедур для преодоления коррупции и снятия препятствий для бизнеса.
Бюджету стало лучше
От введения нового таможенного кодекса на Украине ожидали значительного упрощения процедур пересечения границы автотуристами, сокращения простоя грузов до четырех часов и уменьшения количества документов на груз с 28 до 14. Одной из самых приятных новостей для экспортеров и импортеров стала отмена оценивания товаров таможней. Теперь для этого должны приглашаться специалисты, имеющие лицензии на этот вид деятельности.
Новый Таможенный кодекс облегчил жизнь бизнесу
Таможенный кодекс заслуживает положительных оценок – отметил директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец в ходе круглого стола «Доходы бюджета и новый Таможенный кодекс: основные риски сохранения стабильности», который провела «Лига финансового развития» при поддержке еженедельника «Зеркало недели. Украина».. При этом экономист считает, что важными элементом реального реформирования таможенных взаимоотношений в государстве стала публикация на сайте ГТСУ «Базы данных таможенной стоимости товаров», в которой размещена информация о средневзвешенной таможенной стоимости, рассчитанной на единицу, по группам товаров.
По мнению координатора комитетов Американской торговой палаты Татьяны Прокопчук, среди первоочередных «околотаможенных» вопросов, требующих внимания власти, — реформирование системы валютного контроля (в частности, в части принятия законодательства о порядке расчетов в иностранной валюте), совершенствование перечня документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, порядок выпуска товаров под гарантийные обязательства и основания истребования таможенными органами дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости; более детальное определение в нормативной базе практики применения некоторых таможенных режимов, реформирование системы админвзысканий за нарушение таможенных правил и т.д..
В свою очередь главный научный консультант Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Андрей Будаков отметил, что нецелесообразно точечно вносить изменения в Таможенный кодекс. По его мнению, усовершенствования должны иметь комплексный характер. Говоря, в частности, о перспективах введения административной ответственности юрлиц за нарушение таможенных правил, эксперт отметил, что согласно решению Конституционного суда от 2001 года, в отечественном правовом поле ее могут нести только физические лица.
Как отметил директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины Николай Чмерук, Минфин сегодня активно работает над адаптацией нормативной базы к требованиям Таможенного кодекса (эта функция была передана министерству от Гостаможслужбы). «Совместно с таможенным органом подготовлено около 30 постановлений, принято 40 приказов Министерства финансов, — отметил минфиновец. - Согласно поручению правительства, создана рабочая группа. Первое заседание состоялось в мае, следующее проведем в ближайшее время и посвятим проблематике таможенной стоимости, по которой существует больше вопросов».
На сессии Всемирной торговой организации 30 июня в Брюсселе генсек ВТО Кунио Микурия отметил, что новый таможенный кодекс Украины соответствует международным стандартам. В свою очередь, министр финансов Украины Юрий Колобов заявил, что опасения по поводу возможного сокращения перевозок и уменьшения платежей после введения нового закона не подтвердились. "В июне поступления в бюджет от таможенных платежей составили 11,6 миллиардов гривен (1,16 миллиарда евро), что на треть больше, чем в прошлом году", - заявил министр.
Противоречивые оценки бизнеса
Колобов объяснил это "ликвидацией ряда теневых схем ввоза товаров после введения таможенного кодекса". Однако другой участник дискуссии, старший советник "Альфа-банка" и член совета Национального банка Украины Роман Шпек, заметил, что рост поступлений в бюджет не совпадает с ростом экономики. По мнению банкира, этот рост обеспечивается искусственно - путем принуждения бизнесменов властями к выплате не только текущих, но еще и авансовых налоговых, а также таможенных платежей для улучшения финансовых показателей. "С одной стороны это достигается уничтожением теневых схем, а с другой за счет предпринимателей. Надо создавать прозрачные правила игры, а не играть этими правилами", - сказал банкир.
В отличие от него исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко в интервью журналистам выделила положительные последствия введения кодекса. Экспортеры и импортеры могут теперь оформлять грузы на любом таможенном посту, а не только по месту регистрации. Время на таможенное оформление имеет "более чем позитивную тенденцию" к сокращению до четырех часов, а в пунктах таможенного оформления стало меньше досмотров и очередей. Зампредседателя комитета Верховной рады по финансам, банковской деятельности, таможенной и налоговой политике Евгений Царьков заявил по телевидению, что таможенный кодекс будет стимулировать рост украинского экспорта в страны Евросоюза.
Напрасные ожидания
Однако директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский в интервью DW сказал, что эти ожидания безосновательны. Ключевой функцией таможенного кодекса, как пояснил эксперт, является всего лишь "создание рациональных процедур проверки документов и законности ввоза-вывоза товаров". Бураковский уверен, что первые итоги кодификации таможенных процедур можно будет подвести не ранее, чем через полгода и только при условии проведения широкомасштабного исследования, а также опроса мнений всех участников таможенных операций.
В свою очередь лидер общественной организации "Комитет экономистов Украины" Андрей Новак сослался на слова сотрудников таможенной службы. В конфиденциальных беседах они отмечают, что упрощение таможенных процедур "совпало" со значительным повышением оценки таможенной стоимости грузов. Во избежание этих выплат многие предприниматели "стали охотнее давать взятку". Поэтому экономист посоветовал не только "максимально упростить процедуру уплаты таможенных пошлин", но и одновременно усилить ответственность за коррупцию. "До сих пор мы еще не становились свидетелями прецедентов сколь-нибудь серьезного наказания взяточников из числа таможенных служащих", - констатировал Новак.
Месяц Таможенному кодексу: бизнес жалуется на завышение стоимости товаров
Пресс-служба Гостаможслужбы Украины действительно ничего не сообщает о фактах наказания таможенников за взятки. В своем пресс-релизе она лишь признала, что в 2012 году из 43 дел, возбужденных в отношении таможенников, 19 содержали обвинения в коррупции. Неприкосновенность украинских таможенников нашла свое подтверждение и в случае с задержанием первого замглавы Киевской областной таможни Сергея Наумова. По сообщениям украинской прессы, 15 июня чиновник был пойман на взятке, но практически сразу отпущен на свободу.
Президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмилевский также отметил, что в его организацию поступают жалобы от участников рынка на намеренное завышение таможенной стоимости работниками таможни, пишет "Дело".
"У нас есть обращения предпринимателей, которые растаможивают товар, по определению таможенной стоимости. Поэтому это делается иногда на абсолютно коррупционном уровне — документы не принимаются, положительного решения не дается, и бизнес подводится под то, что надо решать вопрос — или платить заявленную таможенную стоимость втрое больше или, скажем, "гони бабло налом", — сказал Хмилевский.
При этом предприниматели боятся открыто жаловаться на поведение работников таможни, потому что, как пояснил Хмилевский, "завтра он уже не будет работать".
- Информация о материале
Центр теряет контроль над местным самоуправлением
Перед местными выборами 2010 года по Украине прокатилась волна репрессий в отношении ряда мэров, которых власть больше не желала видеть хозяевами мэрий. Самые яркие примеры — градоначальники Каменец-Подольского Анатолий Нестерук и Новомосковска Виктор Литвищенко, которые оказались в СИЗО в аккурат перед выборами. Расправляться с неугодными мэрами власть продолжила и после выборов: самый вопиющий пример — отставка многолетнего мэра Черновцов Николая Федорука. Однако все эти «боевые действия» были санкционированы Киевом. С начала этого года — года парламентских выборов — украинских мэров накрывает новая волна давления, которое ближе к октябрю угрожает превратиться в девятый вал. И в этом случае «подозрительных и неблагонадежных» градоначальников прессуют уже без оглядки на Киев местные «бароны» — либо губернаторы, ответственные за результат парламентских выборов, либо столичные «регионалы», покровительствующие кому-либо из кандидатов, либо сами будущие кандидатымажоритарщики от власти.
Последним таким случаем стала отставка на Луганщине мэра Рубежного Константина Козюберды, имевшего несчастье представлять КПУ и руководить городом, который является центром «непростого» мажоритарного округа. На этот округ положил глаз ставленник Дмитрия Фирташа Юлий Иоффе, который, видимо, посчитал, что мэркоммунист если и не помешает ему, то уж точно активно помогать не будет. Соответственно у «белоголубого» большинства горсовета Рубежного, до этого ладившего с мэром, сразу появились претензии к работе Козюберды по ремонту дорог, и он был уволен. На Луганщине не так давно досталось и мэрам«регионалам», которые возомнили о себе слишком много. С избирателями перестал общаться мэр спутника Луганска — Александровска «регионал» Николай Греков, после того как несколько месяцев назад против него было возбуждено дело по подозрению во взяточничестве. А на прошлой неделе в суд потащили руководителя другого спутника Луганска — поселка Юбилейный «регионала» Владимира Струка, которому инкриминируется нецелевое использование бюджетных средств. Однако, судя по всему, главной проблемой Грекова и Струка является то, что они всегда имели самостоятельную позицию и могли если не стать конкурентами ставленника главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова Владимира Гончарова, то уж точно не проникнуться необходимостью его избрания нардепом. Теперь оба достаточно «мотивированы», чтобы вовсю помогать Гончарову.
И таких примеров не счесть. Изрядно потрусили и мэров Донетчины — в апреле этого года вотум недоверия был выражен мэру Дебальцево коммунисту Владимиру Проценко, еще в июле прошлого года уголовные дела были открыты против руководства Красноармейска, который возглавлял бывший «оранжевый», но на тот момент уже «белоголубой» Андрей Ляшенко, а в феврале этого года в СИЗО угодил вицемэр Горловки Роман Живенко, что многими было трактовано как давление на беспартийного мэра Евгения Клепа. Что касается двух последних персонажей — Ляшенко и Клепа, то пикантность ситуации заключается в том, что оба якобы входят в «пул» креатур вицепремьера Бориса Колесникова и стали жертвами разборок влиятельных групп в ПР.
«Стращают» мэров и в других исконно «белоголубых» регионах — в феврале на Одесчине задержан якобы за взятку мэр Болграда Сергей Ковалев (поговаривают, что он не угодил нардепу от ПР Игорю Плохому, имеющему виды на округ с центром в Болграде), а в крымской Алупке в мае 2012го вынудили окончательно уйти мэра Виктора Толстонога (пока город находится под «оперативным контролем» мэра Ялты Алексея Боярчука).
Практически в одночасье были отправлены в отставку все мэры «атомных» городов — градоначальник Южноукраинска от «Батькивщины» Андрей Стулин после обвинений в коррупции и суда в марте 2012 года был отставлен депутатами, тогда же были уволены руководитель Нетешина Ольга Омельчук («Фронт Змін») и мэр Кузнецовска Сергей Анощенко. Мэр еще одного «атомника» — Энергодара «регионал» Игорь Наумичев отделался легким испугом — в феврале этого года за решетку угодил только первый вицемэр Евгений Шентябин. Поговаривают, что мэры «атомных» городов поплатились за то, что ориентировались на лидера парламентской фракции НУ — НС Николая Мартыненко, который в свое время курировал «атомную тему». Почти год продолжаются судебные тяжбы вокруг кресла мэра Новоднестровска (Черновицкая область), из которого еще осенью прошлого года не без влияния областной власти был выдворен «фронтовик» Руслан Панчишин — ему, в частности, депутаты «инкриминировали» отсутствие мест на кладбище и плохое состояние спортзала в одной из школ города.
Из выше приведенных примеров видно, что практически ни один украинский мэр, несмотря ни на какие «крыши» и «правильную» партийность (не говоря уже об отсутствии оных), не может быть уверен в своем будущем. И проблема в том, что глубина «жесткой вертикали власти» сейчас достигает максимум областных центров. Все, что интересует на данный момент официальный Киев, — это «дань» из области, которая, в частности, на выборах будет измеряться голосами за провластного кандидата и ПР. Но даже в этих, казалось бы, простых отношениях «столица — областной центр» нет ясности: у многих губернаторов есть «теневые» конкуренты, которые «несут» в Киеве в другой «Центр». Что же касается уровня ниже областного центра, то, что там происходит, президентское окружение (в первую очередь АП), судя по всему, особо не интересует и решение всех вопросов отдано на откуп тем или иным партийным бонзам: губернаторам, столичным нардепам, кураторам областей и прочим. По сути, в Украине сформировалась пирамида феодальных отношений — когда каста региональных «баронов» на свое собственное усмотрение вершит судьбы «крепостных», в роли которых и оказались украинские мэры. Таким образом, вертикаль власти де-факто не уходит глубже областного центра. А это, в свою очередь, приводит к тому, что единое государство рассыпается на множество мелких вотчин.
- Информация о материале
Можно подождать
Одним из итогов заседания комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, состоявшегося в конце июня в Киеве, стало поручение Минэнерго РФ и Минэнергоугольпрому Украины разобраться в споре по «Укртатнафте». Поручение не новое, вялые консультации шли и раньше, но в последние два года Киев ставил решение этого вопроса в зависимость от хода переговоров по газу. И хотя особых сдвигов на газовом фронте по-прежнему нет, вновь поднятый вопрос об «Укртатнафте» можно использовать как шанс решить сразу несколько вопросов в нефтяной сфере. С другой стороны, Киев может позволить себе ничего не предпринимать: в отличие от ситуации с газом, проблем с поставками нефтепродуктов и ценами на них нет.
Крупнейший (Кременчугский) нефтеперерабатывающий завод страны был взят под контроль группой «Приват» в октябре 2007 года в результате классического рейдерского захвата. Необычность развития событий состояла в том, что вход на предприятие и дальнейшую охрану нового «режима» обеспечили внутренние войска, сдержавшие натиск коллег из милиции. В последующие два года команда юристов во главе с Геннадием Корбаном переписала историю татарско-украинского предприятия, оспорив в судах легитимность продажи 56% акций «Укртатнафты», консолидированных «Татнефтью». В итоге владельцем этого пакета стали некие ООО «Корсан» и «Вилорис», учредители учредителей которых прописаны чуть ли не по всей планете.
Параллельно «Приват» свил вокруг завода классический кокон: с 2008 года официальная отчетность «Укртатнафты» показывает исключительно убытки, кредиторская и дебиторская задолженность контролируется дружественными структурами, не исключено, что оборудование и технологические установки уже заложены по кредитам в «правильных» днепропетровских и иных банках.
Не сидели без дела и татары: они быстро добились блокады поставок российской нефти в Кременчуг, притом не только по трубопроводу, но и по морю, проведя соответствующую работу с трейдерами. В результате переработка нефти на заводе упала вдвое и фактически ограничилась украинскими ресурсами. В 2009 году начались поставки азербайджанской нефти по морю. Однако «Приват» так и не вышел на запланированный объем в 2,4 млн. тонн, а в августе 2011 года эпохальная программа по диверсификации источников поставок энергоносителей на этом НПЗ была свернута. По крайней мере, уже скоро год, как «каспийской» нефти в Кременчуге нет.
Одновременно «Татнефть» подала иск в международный арбитраж, требуя взыскать с Украины компенсацию убытков в размере не менее 2,4 млрд. долл. В своей отчетности «Татнефть» указывает, что решение по данному вопросу ожидается в 2013 году.
Напрасные надежды
Разворот ситуации по Кременчугу ожидался с приходом новой власти в начале 2010 года. И действительно, спустя буквально пару месяцев после формирования нового правительства Николай Азаров дал поручение всем известным ведомствам осуществить комплексную проверку «Укртатнафты». Результат этой проверки точно неизвестен, да это и не важно, ведь с тех пор на этом НПЗ так ничего и не изменилось.
Летом 2010 года наблюдательный совет «Укртатнафты» возглавил председатель «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин, несколько мест в этом органе управления заняли также представители НАКа и Минэнергоугольпрома. За прошедшие два года обнаружить признаки какой-либо, тем более активной, деятельности чиновников на «Укртатнафте» не удалось. Даже трагикомический проект по переработке нефти для последующих топливных интервенций Минэнергоугольпром и «Нафтогаз» провели в 2011 году на Лисичанском НПЗ, а не в более близком, казалось бы, Кременчуге («Нафтогазу» принадлежат 43% акций «Укртатнафты»).
Причины нежелания помогать российским нефтяникам стали известны чуть позже. «Нам четко заявили, что решение вопроса по „Укртатнафте" будет полностью зависеть от хода газовых переговоров», — вспоминает участник одного из заседаний в Минэнергоугольпроме, состоявшегося летом 2011 года.
Похоже, что этой «газовой» привязкой обусловлены неприятности и у других российских нефтяников в Украине. Так, уже два года без нефти стоит Одесский НПЗ «Лукойла», хотя для его запуска достаточно включить неработающую трубу Одесса—Броды. В марте остановился Лисичанский НПЗ компании ТНК-ВР, не дождавшись ни малейшей помощи от профильного министерства. (Характерно, что сегодня именно Минэнергоугольпром призывает срочно заняться поддержкой нефтеперерабатывающей отрасли).
Представители «Татнефти» в частных беседах признают, что перспектива их возврата на «Укртатнафту» не просматривается. «Даже если будет политическая воля, что делать с заводом, на который навешаны убытки, кредиты, залоги? — спрашивает источник, близкий к татарским акционерам Кременчугского НПЗ. — А как раскрутить клубок судебных решений в отношении наших акций?». Правда, опытные юристы говорят, что определенные зацепки есть. Так, небезупречным считают юристы решение Антимонопольного комитета Украины, принятое в политически неспокойный период между первым и вторым турами президентских выборов, о концентрации «Укртатнафты» и «Укрнафты», что привело к значительной монополизации соответствующих рынков нефти и нефтепродуктов.
Этим же решением фактически одобрено вхождение представителей новых акционеров в наблюдательный совет «Укртатнафты». Дело в том, что этот список — Боголюбов, Коломойский, Корбан, Киперман, Франчук — полностью соответствует перечню лиц, состоящих в органах управления другой полугосударственной отраслевой компании — «Укрнафты». Обжалование или пересмотр этого весьма сомнительного решения АМКУ (выданного под грифом «секретно» и до сих пор не ставшего достоянием общественности) может повлечь за собой признание соответствующих сделок недействительными, запустить принудительные процедуры по разделу группы «Укрнафта» —«Укртатнафта», наложение больших санкций на участников этой концентрации и привлечению к уголовной ответственности должностных лиц АМКУ, которые «дали добро» этому суперобразованию.
Свет в конце лабиринта
Такой путь может пригодиться и… Кабмину. Учитывая ситуацию в нефтепереработке и очевидные причины ее упадка, где не обошлось без политики россиян, оптимальным выходом из щекотливой ситуации в Кременчуге могло бы стать установление госконтроля на предприятии. Потенциально «Укртатнафта» может обеспечить 70—80% потребностей страны в нефтепродуктах. Есть возможность обеспечить диверсифицированные поставки сырья из России, Азербайджана плюс украинская нефть, на которой завод держится сегодня.
Однако для этого необходимо урегулировать вопрос с «Татнефтью», которая очевидно смирилась с потерей завода, но рассчитывает на сатисфакцию. При всем уважении к татарским нефтяникам, их оценка ущерба в 2,4 млрд. долл. выглядит завышенной минимум раза в два. Это даже принимая во внимание 450 млн. долл., в которые оценивает компания стоимость принадлежавших ей сырья и нефтепродуктов, хранившихся на заводе в момент захвата.
Другой вопрос: почему государство должно компенсировать потери, которые нанес татарам «Приват»? Разговор об этом, а также о том, как дальше будут жить «Нафтогаз» и «Приват» в Кременчуге, может получиться очень содержательным. В арсенале государства как юридические рычаги, включая вышеупомянутые, так и прочие, например, повышение цен на украинскую нефть. Но, судя по тому, как Минэнергоугольпром подчеркнуто сторонится своих прав государственного акционера в контролируемых «Приватом» нефтегазовых предприятиях (включая «Укрнафту»), существует соответствующее (скорее всего, устное) распоряжение свыше.
Однако если думать о будущем уникального кременчугского предприятия, то обсуждение программы его развития необходимо начинать немедленно. Тем более что, по данным источников в Кременчуге, финансирование модернизации несколько месяцев как остановлено, это при том, что и раньше эти суммы не поражали воображение.
Возвращение в государственную орбиту «Укртатнафты» выглядит желательным еще и потому, что в противном случае Украина отдаст россиянам последний НПЗ. А учитывая, что провалены программы развития всех приватизированных российскими компаниями заводов — Одесского, Лисичанского, Херсонского, судьба Кременчугского выглядит весьма тревожно.
Но самая прелесть ситуации в том, что Киеву некуда спешить. В отличие от газа, где ценовой прессинг Москвы очень силен (при этом из страны вымываются колоссальные средства), в деле обеспечения нефтью и нефтепродуктами роль России укладывается в скромные 7—8% рынка. Проблем с поставками бензина или дизтоплива и с их ценой тоже нет, зато сохраняются они с газом. Поэтому с решением российских проблем в Украине Киев может по-прежнему не спешить.
- Информация о материале
Фискальную удавку на шее бизнеса затягивают?
Фискальные ведомства получили новые полномочия, которые позволят им ужесточить контроль над уплатой налогов. Народные депутаты узаконили ежемесячную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль и сузили круг компаний, получающих автоматическое возмещение налога на добавленную стоимость. Эксперты отмечают, что новая система авансовых платежей прописана так, что заставит платить налог даже предприятия, которые уже стали убыточными.
Принятый законопроект N10224, как оказалось, не только приводит Налоговый кодекс в соответствие с административной реформой, но и позволяет увеличить фискальные сборы с бизнеса, пишет "Коммерсант-Украина".
Парламент узаконил до сих пор добровольную практику ежемесячной уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Аванс, который составит не меньше 1/12 от начисленных сумм налога за предыдущий год, с 1 января 2013 года будет применяться к предприятиям с годовым доходом более 10 млн грн. При этом декларацию они будут подавать не ежеквартально, как сейчас, а раз в год. Это сократит временные затраты на составление и подачу отчетности по налогу на прибыль, считает глава комитета Верховной рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.
По словам главы налогового комитета "Европейской бизнес ассоциации" Владимира Котенко, бизнес соглашался на авансовые платежи, основанные на данных текущего налогового периода, а не предыдущего, как это было до 2003 года.
"Теперь же получается, что обязательства возникают в связи с хорошими результатами прошлого года, а в текущем году у меня уже могут быть убытки. И есть деньги у предприятия или нет — все равно надо платить",— возмущен господин Котенко.
Президент группы "Украинская промышленная энергетическая компания" (УПЭК) Анатолий Гиршфельд уверен, что ничего хорошего в уплате авансов нет: "Это вымывание оборотных средств. Еще неясен результат по году, а уплата авансов обязательна".
По словам главы совета Ассоциации предприятий-производителей техники и оборудования для АПК "Украгромаш" Павла Штутмана, несмотря на то что система администрирования налогов, в частности НДС, за последние два года стала лояльнее к предприятиям, иногда вопросы возмещения все еще решаются в ручном режиме. "От предприятий часто требуют уплаты налогов по обязательствам, которые еще не наступили. Многие экспортеры уже накопили значительные переплаты по налогу на прибыль. Экспортное производство остается сверхрисковым",— считает он.
Если предприятие по итогам I квартала станет убыточным, оно перестанет платить налог авансом, пока прибыль не появится в последующих отчетностях.
При этом плательщики налога смогут больше не подавать вместе с декларацией перечень доходов и расходов в разрезе контрагента—плательщика единого налога. По словам господина Хомутынника, наличие такой нормы "значительно усложнило учет и отчетность, особенно банков".
Поправки коснулись и критериев автоматического возмещения НДС. Их список был расширен — налог по упрощенной процедуре не вернут убыточным компаниям.
По мнению первого вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергея Прохорова, новое ограничение сократит количество получателей НДС в ускоренном режиме.
"Критерий действительно является жестким, но оправданным. Предприятие, которое работает, должно по своей сути приносить прибыль. Если у него есть убытки, то пусть закрывается. Видимо, правительство сделало ставку на лучших плательщиков, чтобы обеспечить наполнение бюджета",— добавляет он, отмечая, что следующим шагом должны стать нормы по улучшению условий ведения бизнеса и инвестиционного климата в стране.
Стоит отметить, что в рамках административной реформы Государственная налоговая служба лишилась ряда полномочий. Она больше не может утверждать формы налоговой декларации, отчетов о предоставлении данных по ввозу на таможенную территорию импортных товаров, порядок контроля над таможенными органами по уплате НДС, акциза и экологического налога, а также отсрочки обязательств или налоговых долгов плательщика. Эти полномочия получило Министерство финансов.
Принята также норма, инициированная Государственной таможенной службой, об увеличении количества обязательных реквизитов в налоговой накладной — субъекты будут обязаны указывать номер и дату таможенной декларации, чтобы не допустить в розницу "серый" импорт.
Пополнился Налоговый кодекс и двумя новыми разделами, касающимися деятельности должностных лиц органов ГНС и налоговой милиции, а также их социальной защиты. В связи с этим будет отменен закон "О государственной налоговой службе", но почти все его нормы будут сохранены в кодексе.
Среди новшеств и усиление соцзащиты налоговиков в виде введения обязательного государственного личного страхования на случай ранения, контузии, получения травмы или инвалидности во время осуществления своих служебных обязанностей. При наступлении страхового случая выплаты могут составить от 6-месячного до 5-годового размера зарплаты налоговика. Сейчас действует страховка только на случай гибели (10-годовой размер зарплаты).
Налог на роскошь, или Двойной обман
Но вернемся к налогу на добавленную стоимость. Государственная налоговая служба Украины предлагает снизить ставку НДС при внутренних торговых операциях в Украине до 7%. Об этом говорится в проекте либеральной фискальной реформы ГНСУ.
Согласно проекту, ГНСУ предлагает не реформировать налог на прибыль, но снизить НДС. Вместо 20-процентной ставки будет взиматься 12% - при импорте для всех видов услуг и отраслей, которые относятся к естественным монополиям, и до 7% - при внутренних операциях.
Разные ставки для импорта и отечественной продукции приведут к международному конфликту Украины с ВТО, предупредили в ГНСУ.
"Импортируемым в Украину товарам не может предоставляться менее благоприятный режим, чем товарам национального происхождения",- говорят в Гостаможне. Но если Украина все же понизит ставку НДС, это приведет к потерям бюджета в 73,5 млрд грн.
Налоговики уже нашли способы, как компенсировать эти потери и получить от бизнеса 98,2 млрд грн. Самое неожиданное предложение - введение налога с оборота в размере 2,5% при снижении через полгода до 2%. Этот компенсатор даст наибольший объем поступлений - почти 54 млрд грн (экспортеры заплатят 17,8 млрд грн, а внутренние потребители - 36 млрд грн).
Еще 24,5 млрд грн будет сэкономлено на возмещении НДС, а 14,3 млрд грн - получено от детенизации. По словам источника издания в правительстве, "отмывание" денег через "налоговые ямы" и конвертационные центры стоит бюджету половину ставки от НДС.
То есть на входе 20%, а на выходе уже 10%. Именно это неофициальная ставка НДС. И налоговики об этом знают. Рано или поздно такая ситуация привела бы к коллапсу бюджета. Но почему они считают, что детенизация сработает, никто в службе объяснить не может.
Одновременно будут отменены все льготы по уплате налога на прибыль (2,1 млрд грн) и НДС (5,6 млрд грн), который сейчас не платят с лекарственных средств, услуг образования, прессы, зерновых. "В дальнейшем ожидается прирост поступлений в бюджет за счет резкого роста добавленной стоимости - около 40 млрд грн в год, начиная с 2014 г.",- уверены в ГНСУ.
Одновременно будет повышена плата за использование недр для высокорентабельных и монопольных отраслей: ставка на уголь марки Т поднимется до уровня угля марки А, а налог на добычу железной руды повысится в 30 раз.
ЕБА назвала причины низкой инвестиционной привлекательности Украины
"Мы не говорим, что власть вообще ничего не делает, но если посмотреть, какие действия предпринимаются, а что реально нужно бизнесу, то эти вещи не совпадают. Поэтому показатели индекса доверия, инвестиционная привлекательность, мне кажется, в будущем не поменяются",— говорит Деревянко. Улучшить их может эффективная судебная система, в которой можно доказать свою правоту без взяток, а также минимизация коррупции за счет публичного обсуждения законодательных изменений. Однако в такие изменения почти никто не верит.
- Информация о материале
Владельцев СМИ разоблачат
Министерство юстиции представило для общественного обсуждения законопроект «О внесении изменений в некоторые законы относительно обеспечения прозрачности отношений собственности относительно СМИ». Он предусматривает запрет на создание и деятельность телерадиоорганизаций, учредителями, соучредителями или собственниками которых являются нерезиденты, зарегистрированные в оффшорных зонах. А владельцам печатных СМИ будет запрещено контролировать их через своих родственников-акционеров.
Поскольку монополизация общегосударственных и региональных общественно- политических печатных изданий в Украине уже запрещена, никакое физическое или юридическое лицо не может быть учредителем или соучредителем более 5% таких изданий или их контролировать. Но под «контролем» теперь будет пониматься не «возможность осуществлять влияние», как в нынешнем законодательстве, а обладание паями или акциями, которые обеспечивают 50% голосов и более в органе управления юридического лица, основавшего газету или журнал.
Законопроект Минюста запрещает вводить в советы акционеров родственников, чтобы контролировать СМИ через них. Для них будет применяться термин «связанные лица». К таковым относятся: муж, жена, дети, родители, мачеха и отчим. Если они владеют акциями СМИ, их имена нужно будет указывать при регистрации и перерегистрации издания. Следить за выполнением учредителями этих требований будет Антимонопольный комитет Украины.
Для получения лицензии теле- и радиоорганизациям нужно будет сообщать сведения о распределении частей уставного капитала. Если телеканалом или радиостанцией владеет акционерное общество, оно должно будет сообщить Национальному совету по телевидению и радиовещанию имена акционеров, являющихся собственниками более четверти акций.
Теле- и радиокомпании будут обязаны ежегодно до 31 марта обнародовать отчеты о результатах своей деятельности, в которых должны указывать: сведения об источниках финансирования, об изменениях состава учредителей, собственников, распределении долей уставного капитала или смене акционеров, владеющих пакетами акций в размере более 25%; руководителе, составе исполнительного и наблюдательного органов.
Исходные данные газет и журналов предполагается дополнить инициалами и фамилией лица, ответственного за выпуск соответствующего номера издания. А перечень исходных данных каждого выпуска продукции информационных агентств должен содержать сведения об учредителе и соучредителях. Таким образом, власть рассчитывает «свести к минимуму возможности использования средств массовой информации как рычагов манипулирования общественным сознанием и личным мнением граждан».
Министр юстиции Александр Лавринович напоминает, что законодательством уже установлен запрет на учреждение телерадиоорганизаций иностранцами и лицами без гражданства, политическими партиями, профсоюзами, религиозными организациями и гражданами, отбывающими тюремные сроки. «Однако регулирование общественных отношений относительно прозрачности собственности средств массовой информации является недостаточным»,— считает министр. Он утверждает, что изменения в законе приведут к постепенному выводу из состава собственников юридических лиц, зарегистрированных в оффшорах. Также, по его мнению, законопроект усилит ответственность лиц, по разрешению которых распространяется определенная информация, поможет определить реальных собственников СМИ, создать прозрачный рынок собственности на средства массовой информации.
Исполнительный директор Института средств массовой информации Виктория Сюмар в разговоре с «i» подчеркнула, что о необходимости подобного законопроекта уже давно заявляли общественные организации. «Сегодня рынок СМИ непрозрачен. Так 90% украинского телеэфира контролируют четыре человека — Валерий Хорошковский, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Петр Порошенко. Имеют к нему отношение также Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин»,— сказала она.
Медиа-эксперт отмечает, что большинство владельцев СМИ не заинтересованы в принятии закона. А поскольку они активно задействованы в отношениях с властью, неясно, какие последствия будет иметь этот законопроект. Принять его рекомендовала Парламентская ассамблея Совета Европы в 2005-м и в 2010 г., и Украина взяла на себя эту обязанность, подписав соответствующий план действий.
«Законопроект может привести как к созданию прозрачного рынка, так и к крупному переделу собственности, например, к разделу медиа-империи Виктора Пинчука»,— предположила госпожа Сюмар.
Председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Юрий Стець (НУНС) заявил «i», что законопроект, предложенный Минюстом, содержит «хорошие, логичные нормы, соответствующие нормальной европейской практике». «Пугает только то, что такая инициатива появилась перед выборами. Для меня это сигнал о попытке давления на СМИ. Кабмин почему-то не интересует: кому в стране принадлежат сталь, трубы, нефть, бензин. Правительство же намерено выяснить только, кто является собственниками средств массовой информации»,— отметил депутат.
В связи с этим господин Стець утверждает, что выяснение властью имен владельцев СМИ позволит оказывать на них давление. «А чтобы доказать, что я не прав, пусть введут норму о прозрачности для всего бизнеса»,— говорит он. По мнению депутата-оппозиционера, из оффшоров следует вывести весь бизнес, и все коммерческие организации должны декларировать, кто является их владельцем.
- Информация о материале
Страница 1498 из 2102
