Главная
Сто и один способ "перехитрить" Нацбанк
С 1 сентября 2013 вступает в силу Постановление правления Национального банка Украины от 6 июня 2013 № 210 "Об установлении предельной суммы наличных расчетов". В Нацбанке объясняют: этим постановлением "с 1 сентября запрещены наличные расчеты между физическими лицами и физическими лицами с предприятиями, если сумма превышает 150 тысяч гривен".
По словам заместителя Председателя Национального банка Украины Веры Рычакивской, физические лица имеют право осуществлять расчеты на сумму, превышающую 150 000 гривен, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет, внесением и/или перечислением средств на текущие счета, в том числе в депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте.
В то же время, предельная сумма наличных сделок предпринимателей между собой в течение одного дня остается неизменной и составляет 10 000 гривен. Рычакивская отметила: Основной целью внедрения ограничений на расчеты наличными является увеличение объемов безналичных расчетов и привлечение дополнительных ресурсов для кредитования экономики.
Надеемся, что внедрение ограничений на наличные расчеты увеличит поступления финансовых ресурсов субъектов национальной экономики к банковской системе и повысит ликвидность банков (дополнительный источник краткосрочных ресурсов на сумму около шести миллиардов гривен), будет способствовать снижению уровня долларизации депозитов (по прогнозам – на 0,5 процентного пункта) и росту безналичных расчетов физических лиц (до 5% в год)".
Многие европейские государства уже установили предельные суммы наличных расчетов, – заявляет руководство Нацбанка. Поэтому постановление Национального банка Украины по этому вопросу полностью соответствует международному опыту, отмечает Рычакивская. По ее словам уровень ограничение в размере 150 000 гривен должно способствовать постепенному восприятию населением необходимости использовать безналичные расчеты и повышать привлекательность таких расчетов.
Между тем, юристы наперегонки соревнуются в наиболее ловком законном способе обойти постановление Нацбанка. Среди нескольких десятков способов, уже активно тиражируемых в соцсетях, мы выбрали наиболее, на наш взгляд, интересный. Во-первых, учитывая автора. Ведь упражняться в тонкостях финансового права и "достать" НБУ решил бывший адвокат Юлии Тимошенко, а ныне – "временно неработающий" (как он сам указал на своей странице Facebook) юрист Сергей ВЛАСЕНКО:
- Во-первых ограничены расчеты между физическими лицами только по операциям купли-продажи (остальные операций не охвачены этим Постановлением). Во-вторых, речь идет только о сделках купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению. Все, что не подлежит нотариальному удостоверению – также выпадает из постановления.
Простая схема: даже при продаже недвижимого имущества вы заключаете два договора с "вашим покупателем": купли-продажи недвижимого имущества (Вы продаете – он покупает) и, например, займа (не требует нотариального заверения, а просто составляется в письменной форме) на ту же сумму (он занимает Вам ту же сумму денег) и, конечно же, наличными.
В договоре купли-продажи недвижимого имущества вы прописываете систему оплаты безналичную но, например, через 15 дней после подписания договора. После нотариального удостоверения договора, составляете акт зачета встречных однородных требований. И это – самый простой вариант!
А за взаимоотношениями "физическое лицо-предприятие", стоит ограничение "в течение дня", так что оформляйте рассрочку.
- Информация о материале
Инициатива Голландии ударит по офшорам Рината и Семьи
В рамках саммита G20, проходящего в Санкт-Петербурге, Нидерланды предложили способ борьбы с бедностью: пересмотреть налоговые соглашения с развивающимися странами, которые недополучают доходов от корпораций, пишут российские "Ведомости”. Эта инициатива может ударить по интересам холдинговых компаний и компаний-прокладок, которые активно используются Ринатом Ахметовым, Александром Януковичем и Игорем Гуменюком.
Для борьбы с уходом от налогов нужно пересмотреть около 20 соглашений с развивающимися странами, предложило правительство Нидерландов странам G20. Лазейки в соглашениях позволяют международным компаниям обходить законы, а бедные страны лишаются доходов, которые могли бы потратить на инфраструктуру и образование, сказала министр по делам сотрудничества Нидерландов Лилианна Пломен (ее слова приводит Financial Times). Кроме того, Амстердам намерен повысить прозрачность и ужесточить контроль за компаниями-прослойками, зарегистрированными в Нидерландах.
Нидерланды решились на пересмотр соглашений после того, как рост иностранных инвестиций в Африку привлек внимание офшорных финансовых центров. Маврикий, Сингапур и Люксембург подписали с африканскими властями договоры о защите инвестиций и соглашения об избежании двойного налогообложения. Одновременно низконалоговые юрисдикции стали предлагать инвестирующим в Африку компаниям услуги по налоговой оптимизации. В этой гонке Нидерланды — традиционный офшорный центр — проигрывают: под давлением борцов с бедностью и налоговой оптимизацией страна уже перезаключила соглашения с Ганой, Угандой и Замбией.
Голландия — классическая транзитная юрисдикция, которая используется для структурирования холдингов, внутригруппового финансирования и выплат роялти. Дивиденды из других стран налогом не облагаются, ставка по процентам по займам и роялти — 25%, но если платежи проходят транзитом через Нидерланды в офшор, то в Нидерландах налогом облагается только небольшая маржа, рассказывает партнер EY Владимир Гидирим. По его мнению, голландцы, скорее всего, потребуют от владельцев "прослоек” увеличить реальное присутствие, нанимать сотрудников и вести бизнес.
Среди украинских бизнесменов лидером по использованию офшоров в голландской юрисдикции является Ринат Ахметов. Например, холдинговая компания крупнейшего актива Рината Ахметова группы "Метинвест” Metinvest BV зарегистрирована в Нидерландах. Именно через эту структуру выплачиваются дивиденды акционерам "Метинвеста”.
Там же, в Нидерландах, расположен и Euroasia Telecom — холдинговая компания оператора мобильной связи "Астелит”, где СКМ принадлежит почти 45%.
До недавнего времени в Голландии находилась и холдинговая структура второго по масштабам бизнеса Рината Ахметова ДТЭК — DTEK Holdings BV. Однако, в настоящее время сайт СКМ сообщает, что теперь холдинговой структурой энергетического бизнеса украинского олигарха является DTEK Holdings Limited, зарегистрированный на Кипре. Тем не менее, именно голландская компания прописана в учредительных документах практически всех энергоактивов Рината Ахметова как получатель финансовой помощи, превышающей 3 млрд. долларов с их стороны. К тому же именно в Голландии зарегистрирована компания DTEK Finance BV, на которую ДТЭК в 2010 году выпустил облигации на сумму 500 миллионов долларов.
Примеру Рината следует и сын президента Украины Александр Янукович. В июне он принял решение о передаче его пакета акций ЧАО "Артемовск Вайнери” голландской офшорке ARTVIN Holding BV.
Голландской компании Energoinvest Holding B.V. принадлежит 92% акций "Энергоинвест Холдинга”, который 21 августа получил контрольный пакет акций "Донбассэнерго”.
- Информация о материале
Зачем украинским олигархам ассоциация с ЕС
Украинские олигархи оказались одними из главных сторонников подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, включающим создание Зоны свободной торговли (ЗСТ). Однако такие симпатии к евроинтеграционным процессам сложно объяснить исключительно экономическими причинами. Ведь согласно подсчетам большинства специалистов, быстро заработать украинскому бизнесу на продаже своей продукции в Евросоюз не получится. Основой украинского экспорта в ЕС является сырье - продукция металлургии и зерно, экспортерам которых договор о свободной торговле не предлагает больших стимулов.
Согласно исследованию Польского института международных отношений «Выиграют или проиграют украинские олигархи от подписания Соглашения об ассоциации», в краткосрочной перспективе от ликвидации ввозных тарифов в пределах зоны свободной торговли выиграть могут лишь украинские производители продуктов питания. Но и это зависит прежде всего от того, смогут ли они выдержать жесткую конкуренцию и на европейском, и на внутреннем рынке, куда начнет поступать продукция из ЕС. Предполагается, что в будущем крупный украинский бизнес сможет расширить доступ к североамериканским рынкам после того, как ЕС и США подпишут договор о зоне свободной торговли, но эта перспектива также достаточно туманна.
Однако все последнее десятилетие как раз представители крупного украинского капитала активнее всего упрочняли свои связи с западом. Начиная от ставшей уже признаком хорошего тона традиции отправлять на Запад своих отпрысков для получения высшего образования и покупать недвижимость в Европе, и до регистрации своих компаний в странах ЕС и приобретения европейских активов. Некоторые же, как например совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский, и вовсе предпочитают заниматься бизнесом в Украине не покидая Европы.
Стоит вспомнить, что о своей приверженности курсу на евроинтеграцию крупнейший предприниматель страны Ринат Ахметов заявлял еще осенью 2004 года, при чем до второго тура президентских выборов и начала Помаранчевой революции. Он же первым начал волну структуризации олигархических бизнесов, оформляя в разные времена и разными способами накопленные активы в относительно прозрачную холдинговую структуру.
Сегодня же можно говорить о том, что этап первичного накопления капитала находится на стадии завершения. Лакомые активы, которые еще продолжают оставаться в госсобственности, можно пересчитать по пальцам. Дальнейший активный рост активов финансово-промышленных групп возможен преимущественно за счет перераспределения уже накопленного в пользу наиболее близких к власти групп. И основные игроки согласны «зафиксировать прибыль», постепенно переходя во внешней деятельности на европейские правила ведения бизнеса, основанные на верховенстве права и незыблемом праве собственности. Уже сегодня, если собственникам крупнейших украинских компаний и доводиться выяснять отношения в судебном порядке, то суды они предпочитают выбирать отнюдь не украинские.
Кроме этого, в последние годы вместо классических оффшоров и Кипра все более популярным среди украинского крупного бизнеса становится регистрировать компании в респектабельных европейских Нидерландах, Австрии и Швейцарии. Для многих именно европейская регистрация бизнеса и размещение акций подконтрольных компаний на европейских фондовых площадках стали неплохой защитой от возможных проблем на родине. К примеру, в 2011 году массовые обыски с выемкой документов прошли в офисах большинства предприятий Констатина Жеваго. Однако этой участи избежал крупнейший актив бизнесмена - ОАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат», оформленный на швейцарскую Ferrexpo AG, которой в свою очередь владеет зарегистрированная в Великобритании компания Ferrexpo plc, чьи акции с 2007 года котируются на Лондонской фондовой бирже. И пример Жеваго или того же Виктора Пинчука стал весьма заразительным с учетом того, что украинские олигархи боятся 2015 года. Однако они боятся не только поражения Виктора Януковича, вслед за которым многим могут предложить «поделиться», а и победы Виктора Федоровича, которая его настолько укрепит, что его ближайшее окружение не будет считаться даже с самыми заслуженными олигархами из ПР.
Еще больше украинский капитал уверился в том, что, иметь дело с Брюсселем гораздо надежнее, чем с Москвой, после генеральной репетиции «торговой войны», которую Россия провела в августе. По крайней мере ни от олигархов, ни через подконтрольные им средства массовой информации призывов пересмотреть евроинтеграционные планы Украины не прозвучало, несмотря на угрозы со стороны России о грядущей потере рынка стран Таможенного союза для украинского импорта.
Не добавляет привлекательности Таможенному союзу в глазах бизнеса и широко применяемая практика выдвижения сомнительных претензий к продукции компании, собственники которых попали в немилость Кремля. Более того, последние события в Беларуси показывают, что проблемы в отношениях между странами-участниками Единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси, перешли на уровень, когда руководители и собственники крупнейших компаний рискуют становятся в буквальном смысле заложниками межгосударственных конфликтов.
При этом, если крупный украинский бизнес ради Европы готов смирится с потерей части прибылей от поставок своей продукции на рынок стран ТС, то очевидно стремление и власти, и крупного капитала евроинтегрироваться «малой кровью», не проводя в полной мере необходимых реформ в самой Украине. А значит - максимально законсервировать существующую ситуацию и не допустить на внутренние рынки конкурентов из ЕС. Несмотря на то, что большинство аналитиков сходятся в мнении, что наиболее значительный позитивный эффект евроинтеграция для Украины в целом сможет принести как минимум в среднесрочной перспективе - когда европейский бизнес начнет вкладывать в Украину инвестиции и принесет с собой технологии, необходимые для производства продукции более высокого передела и, как следствие, с более высокой добавленной стоимостью.
Но вероятность того, что этого не произойдет, крайне высока. Власть предержащие постараются, чтобы ныне существующая в Украине модель спайки бизнеса и власти просуществовала максимально долго. Этим, в частности, объясняется и то, что необходимые изменения для приведения украинского законодательства в соответствие европейскому зачастую выглядят чистым очковтирательством. К примеру, если в борьбе с коррупцией принятые законодательные изменения носят преимущественно косметический характер, то к важнейшим с точки зрения иностранного бизнеса реформам прокуратуры и судов и вовсе еще не приступали.
Наиболее красноречиво об эффективности принятых изменений в практике не имеющих прямого лобби во власти предпринимателей могут свидетельствовать ежеквартальные исследования Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) по инвестиционной привлекательности Украины. Согласно данным последнего исследования ЕВА, оценка предпринимателями текущего инвестиционного климата застыла на отметке в 1,7 пункта из пяти возможных, что является самым низким уровнем за последние пять лет исследований.
В конечном итоге, и бизнес и власть попытаются максимально обеспечить свою выгоду от интеграции Украины с ЕС. Но вряд ли стоит ожидать, что после Вильнюсского саммита, на котором запланировано подписание исторического для Украины соглашения, обещанное «покращення» из Европы настигнет каждого украинца. Пока украинский капитал блюдет свои интересы, максимум, который предложат обычным гражданам – упрощение визового режима со странами ЕС. По крайней мере, такую возможность.
- Информация о материале
Многоликая взятка
Эта статья преднамеренно не поставлена в рубрику "Право". Потому что речь в ней пойдет о "духе закона", а не о его "букве". Ибо к настоящему времени мы наплодили достаточно много букв "о коррупции", но ее дух, как и ранее, витает в практике повседневных отношений.
Если повести разговор о "таинственном духе", стоит начать с Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.). В качестве поднадзорного объекта Конвенция рассматривает "публичное должностное лицо": то есть "любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию". В качестве объекта правового регулирования рассматривается "подкуп публичных должностных лиц", а именно "обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу неправомерного преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей" либо прямое вымогательство со стороны такого публичного должностного лица.
Вполне всеобъемлющие и четкие формулировки. Ничего ни добавить, ни убавить. Ратифицируй и действуй. Проблема в том, что в самой Конвенции прямо признается: она является лишь рамочным документом и в своей практической реализации должна опираться на национальные законодательства. Вот тут и начинается разговор об отечественных юридических буквах.
Вроде как базовой карой выступает ст. 368 Уголовного кодекса: "Получение служебным лицом взятки за исполнение или неисполнение действий в интересах некоторого лица с использованием предоставленной власти или служебного положения". Пока никаких противоречий с Конвенцией: понятие "служебного лица" (из 90-х гг.) можно считать отдаленным эквивалентом "лица публичного права" (времен нынешних). В дополнение к этим "международным стандартам" статья даже упоминает уникальные отечественные традиции "крышевания" или "кумовства": "Получение служебным лицом незаконного вознаграждения от подчиненных за покровительство или содействие также следует рассматривать как получение взятки". Честь и хвала романтикам-законодателям начала 90-х!
Потому что по нынешним временам все это наталкивается на следующие директивы правоприменения:
1) если служебное лицо, исполняя какие-либо действия, использует не должностные возможности, а личное знакомство или дружественные связи, то в его действиях отсутствует состав преступления по направлению "коррупция";
2) не считаются коррупцией случаи получения подарков по служебной линии с целью подхалимажа или установления "добрых" отношений;
3) не считаются коррупцией случаи получения незаконного вознаграждения за исполнение профессиональных функций, не связанных с реализацией должностных возможностей (например, вручение денег врачу за удачно проведенную операцию).
Что после этих уточнений остается от уголовной ответственности?
Правоведы могут возразить: субъектом преступления по теме "коррупция" выступает исключительно "служебное лицо", а для остальных "профессионалов на службе" существует ст. 354 УК "Получение незаконной выгоды работником государственного учреждения, не являющимся служебным лицом". Внешне тоже достаточно серьезное обвинение: "Объектом преступления является авторитет государственных учреждений". Состав преступления формируется из следующих признаков: 1) само вознаграждение является незаконным (не предусмотрено порядком организации работы на данном предприятии); 2) способом его получения является вымогательство; 3) вознаграждение является платой за исполнение или неисполнение определенных действий.
А теперь правоприменение этой статьи:
1) уголовно наказуемым считается получение вознаграждения, если оно получено путем вымогательства; если же оно вручается в качестве добровольного вознаграждения, уголовная ответственность исключается, и происходящее может расцениваться только как дисциплинарный проступок;
2) если вознаграждение получено за действия, не обусловленные служебным положением сотрудника на предприятии, уголовная ответственность также исключается;
3) если это не использование служебных возможностей, а всего лишь "профессиональная или дружественная помощь", об уголовной ответственности также не может быть и речи.
Что остается от содержательной части этой уголовной статьи? Почти то же самое, что и от предыдущей.
Интересно, что для привлечения к ответственности представителей "окологосударственных" профессий в отечественном Уголовном кодексе сохранились и более раритетные статьи из правосознания начала 90-х: ст. 183 "Нарушение права на получение образования" и ст. 184 "Нарушение права на бесплатную медицинскую помощь". По нынешним временам выглядит как издевательство. Потому что Верховные суды всех без исключения постсоветских стран не устают повторно разъяснять, что "не может подпадать под определение взятки оказание профессиональных услуг, не связанное с использованием административного ресурса" (Россия). Или: "Работники предприятий, учреждений и организаций, выполняющие профессиональные функции (адвокат, учитель, врач), производственные функции (водитель) или технические функции (охранник, секретарь) могут признаваться служебными лицами лишь при условии, что они выполняют еще и некоторые организационно-распорядительские или административно-хозяйственные обязанности. В противном случае наказанием для них может служить лишь общественное порицание, дисциплинарное взыскание или отстранение" (Украина). А иначе пришлось бы пересажать основной контингент рядовых исполнителей по причине упорного игнорирования важнейших проблем в области здравоохранения и образования.
Таким образом, на данный момент в уголовном законодательстве достаточно сложно представить какое-либо действие согрешившей стороны, которое сторона защиты не постаралась бы подвести под "профессиональную консультацию", "вознаграждение за профессионально выполненную работу", "дружеский совет и содействие", "особый способ передачи уникального профессионального опыта". А если еще и вспомнить о модной ныне бюрократической стратегии — "Я не буду препятствовать, я могу просто не помочь…", — то любая взятка просто вписывается в "право на благодарность". И единственное формальное отличие в том, что "благодарность" у нас зачастую следует до самого действия или решения. Но это тоже можно признать "издержками воспитания". Следствием тотального недоверия друг к другу.
И все это вполне вписывается в судебную стратегию "индивидуализации наказания": посмотреть на мотивы преступления, оценить личность виновного, обстоятельства произошедшего, жизненные обстоятельства, реальный уровень служебного положения и влияния, предыдущую деятельность и характеристики, уровень нанесенного ущерба, общественную опасность содеянного, и сравнить все это с размером "незаслуженной выгоды". В большинстве случаев при грамотном адвокатском подходе получится просто ангел, случайно попавший на скамью подсудимых.
Хотя существует и другая, вполне правовая точка зрения, что в случае злоупотребления должностными полномочиями лицо наносит непоправимый моральный ущерб авторитету государственных и публичных органов, что не может идти ни в какое сравнение с возможным размером полученной индивидуальной выгоды. А все предусмотренные на сегодня варианты наказания абсолютно не соответствуют конечной воспитательной цели — наставлению самого служебного лица (и его сослуживцев) на путь истинный в служении коллективным интересам.
Недовольных нынешним Уголовным кодексом начинают убеждать, что он давно не обновлялся, а потому нужно обратиться к более молодым нормативным актам вроде законов "О борьбе с коррупцией" (2009 г.) или "О противодействии коррупции" (2011 г.). Подобные обновления антикоррупционного законодательства мы принимаем почти каждый раз, когда намереваемся куда-нибудь вступить. По совету более опытных старших товарищей, подкрепляющих эту помощь финансовыми грантами.
По странному стечению обстоятельств "ужесточение ответственности" в этом случае всегда совпадает с "демократизацией наказаний". После активного правотворчества в 2009—2011 гг. в качестве кары за неисполнение антикоррупционных предписаний появилась целая дополнительная глава, но почему-то — в Кодексе об административных правонарушениях и со странным номером 13а, где для сознательного коррупционера предполагается штраф в столько-то необлагаемых минимумов. Напугать подобное может разве что сотрудников низшего звена, а вот высочайшее лицо фраза "Мы составим на вас административный протокол про коррупцию" разве что повеселит или введет в сиюминутное раздражение. Для "закрытия вопроса" особыми методами.
В этом году в очередной раз в перспективе ассоциации с ЕС мы что-то "принимаем", "подписываем" и "совершенствуем". Конечно же, "сто первой самой удачной формулировкой" боремся с коррупцией. При этом каждый (в том числе — и сами законодатели) удачно делают вид, что не принадлежат к той самой тотальной, уже сложившейся, коррупционной культуре. Вроде как все обозревают этот процесс "со стороны", и каждый видит свое в меру своей испорченности.
Представляется, что для настоящего оздоровления общественных отношений благотворную роль имели бы следующие действия.
Во всеуслышание признать, что настоящее антикоррупционное законодательство отнюдь не ограничивается государственными служащими, а распространяется на всех лиц, вовлеченных в "публичные отношения". Без разделения на субъекты государственной и негосударственной формы собственности. Потому как в последнее время стало модным призывать к показательной ответственности представителей государственной вертикали, "берущих не по чину", но напрочь умалчивать об абсолютно аналогичных отношениях в бизнесе или "гражданском обществе". Дескать, коррупция — это не про нас. Для нас все, что не запрещено законом, разрешено. Хотя в случае, если человек использует должностные полномочия в личных целях, последствия для корпоративной культуры и предпринимательской практики наступают абсолютно такие же. А после нескольких "политических революций" с массовым хождением из бизнеса во власть и обратно ситуация полностью выравнивается. В своем неприглядном свойстве. У временно выброшенных с нагретого государственного места в "гражданское общество" или "бизнес-среду" нет никаких моральных оснований показывать пальцем исключительно на нынешних "закоренелых коррупционеров у власти". Пусть каждый по достоинству ощутит свое реальное место в этой всеобщей практике попрания общественных устоев.
Проблески подобной догадки уже присутствовали в антикоррупционном законе образца 2011 г., где субъектами привлечения к ответственности определены не только "лица, уполномоченные на выполнение функций государственного и местного самоуправления", но и "должностные лица юридических лиц публичного права", "субъекты предоставления публичных услуг (аудиторы, нотариусы, оценщики, эксперты, арбитражные управляющие, независимые посредники, третейские судьи)"; "должностные лица с правом выполнения административно-распорядительных функций в составе юридических лиц частного права" (независимо от формы собственности).
Теперь же следует признать, что практика борьбы с коррупцией в государственных органах как раз наиболее отработана. А что касается оздоровления общественных и предпринимательских отношений, еще только предстоит выбрать осознанную стратегию противодействия. Должны ли мы вторгаться в корпоративную культуру каждого конкретного предприятия силовым путем или же только обеспечивать конкурентную среду, в которой "праведники" получат возможность одерживать верх над "хитрыми" в естественном ходе событий? Понятно, что в случае единой вертикально-интегрированной управленческой структуры нет другого пути, кроме как оспаривать руководящие действия и решения. Но в рыночной ситуации возможны иные, более мягкие методы воздействия. Например, проект закона "О внутренней торговле" на самом деле должен был лечить сомнительную предпринимательскую культуру внутренних взаимоотношений путем глобальных государственных предписаний о взаимной конкуренции и ответственности. Это чтобы не входить внутрь каждого предпринимательского коллектива, и не учить традициям праведной предпринимательской этики. Закон отложили в сторону, но проблема отношений осталась. И есть подозрения, что сама собой, без дополнительных воспитательных воздействий, она не рассосется.
Далее прямая рекомендация Совета Европы: четко установить, что случаи коррупции должны трактоваться как уголовные преступления. Или, в крайнем случае, четко разграничить требования к применению административных и уголовных процедур. Насколько изложено выше, проблема здесь — не просто в очередной корректировке Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях. Проблема — в трактовке правоприменения, даваемой высшей судебной властью. Вот пусть эта самостоятельная и очень закрытая ветвь власти расскажет что-нибудь своему народу. Немного остудит интеллектуальный пыл адвокатов и пропишет более прямой алгоритм неотвратимого наказания. А если нормы закона не соответствуют реальной действительности (в области образования и здравоохранения, например), то напрямую укажет это своей соседке — власти законодательной. Но не маскирует проблему путем уточнения формулировок и оговорок.
Наконец, стоит подумать еще об одной, преимущественно отечественной, коррупционной традиции. По аналогии с "крышеванием" и "кумовством", появившимся отдельной строкой в Уголовном кодексе начала 90-х гг. Если на Западе заподозренный в коррупции чиновник как можно скорее стремится уйти в отставку, то у нас подобными "чеснотами" никто не страдает. И долго балансирует на грани процесса "ничего не докажете", а потом и вовсе восстанавливается через суд на основании дружественного трудового законодательства. Для прекращения подобной вольницы то и дело появляется предложение ввести "презумпцию виновности" в отношении государственных служащих (что сомнительно с точки зрения законодательства). На самом деле решение давно найдено и называется "процедура увольнения с должности "по недоверию" (смотри удачный опыт российского президента Медведева во взаимоотношениях с мэром Москвы Юрием Лужковым). Человека информируют о серьезных сомнениях в его праведности и предоставляют возможность уйти с должности до начала подробного официального расследования. Тогда расследование действительно проходит достаточно быстро и объективно, а в ряде случаев достигает своей общественно-значимой (воспитательной) цели и без вынесения судебного приговора.
Не надо хоронить обычные разумные мысли под тяжестью юридических терминов.
- Информация о материале
Интим предлагать. Украина – европейский центр секс-индустрии
Я звоню по объявлению в газете «Требуются девушки, работа в центре города, хороший коллектив, возможно проживание». Моя собеседница тут же раскрывает карты: «Это оказание интимных услуг. Устраивает вас такая работа?» Я соглашаюсь, и приятный женский голос приглашает на собеседование в любое удобное для меня время. Всё происходит так буднично, будто я устраиваюсь в фирму по торговле стеклопакетами.
Гости с юга
По данным исследования Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине, проведённого в 2012 году, в стране около 80 тысяч женщин в возрасте от 15 до 49 лет занимаются проституцией. Иными словами, в больших городах около 1,5% женского населения вовлечено в оказание секс-услуг. Для сравнения: в других странах Восточной Европы этот показатель колеблется в пределах от 0,4% до 1,4%, а в Западной Европе — от 0,1% до 1,4%. Украинского уровня достигла только Россия, но для секс-туризма эта страна менее удобна: для въезда к северным соседям европейцам нужна виза.
Молодая брюнетка Аня, которая работает администратором в одном из харьковских борделей, о секс-туристах знает не понаслышке. По её словам, именно Харьков уверенно держит статус «интимной» столицы Украины. «Об этом можно судить по специальным сайтам, — отмечает Аня. — Например, объявлений из Донецка или Львова очень мало, зато Харьков лидирует — тут красивые девушки и приемлемые расценки. На втором месте Киев, но там, если девушка более-менее симпатичная, цена зашкаливает». Летом же вся «движуха» перемещается в Одессу, куда подтягиваются секс-туристы со всего мира.
Почему Харьков? Во-первых, из-за большого количества учебных заведений в город стекается множество девушек из провинции, готовых подзаработать в свободное от учёбы время. Во-вторых, сюда ежедневно летает лоу-кост из Стамбула. По словам Ани, каждые выходные в Харьков прилетают организованные группы по 20–100 секс-туристов из Турции. «Приезжают целыми семьями: дедушка, сыновья и внуки лет по 16 — лишаться девственности», — рассказывает Аня. Гостей сопровождают таксисты, вовлечённые в секс-индустрию, а также местные турки, которые постоянно живут в Харькове.
Каждый «гид» или таксист, приводя в бордель туристов, берёт с них плату. Причём если цена одного часа интимных услуг в заведении — 400 грн., то сопровождающие не стесняются требовать с клиента до 1000 грн., разницу оставляя себе. Кроме того, в Харькове есть масса предприимчивых турецких студентов, которые ходят по клубам в поисках студенток и «продают» их своим соотечественникам напрямую, минуя «официальные» бордели. При этом девушка получает максимум 500 грн., даже если обслужила пятерых. По словам Ани, секс-туристы из Западной Европы, в отличие от турок, ведут себя более осторожно, предпочитая лишний раз не светиться.
Кроме зарубежных гостей, клиенты борделя — преимущественно отечественные командировочные. Некоторые приглашают девушку на дом — в таком случае к клиенту домой её везёт «специальный» таксист, который ждёт её внизу. Клиенты могут заказать не одну девушку, некоторые берут до пяти. Заказывают проституток и семейные пары, но всегда только домой.
Секс-работницы
Бордель, в котором работает Аня, открыт круглосуточно, но ночью заработки намного больше. За сутки нераскрученная точка приносит минимум 6 тыс. грн., а в хороших борделях в центре города заработок хозяйки доходит и до 25 тыс. грн. в день. Из стандартной суммы в 400 грн. девушка получает 190 грн., администратор — 10 грн., а всё остальное уходит хозяевам и сутенёрам. При этом многие накладные расходы — аренду квартиры, уборку, чай-кофе, моющие средства, новые полотенца и постельное бельё — девушки оплачивают из своих заработков. Деньги с них снимают уже в первые дни месяца — так что, даже не начав работать, проститутка уже в долгах.
Девушек набирают по объявлениям в газетах и в интернете. «Какая придёт — такая и работает, мы принимаем всех, — говорит Аня. — Единственное условие, чтобы было 18, я всегда делаю ксерокс паспорта и прописки. Есть женщины и под 40, и даже до 50 — главное, чтобы хорошо выглядели». Как правило, приходят те, кто больше ничего не умеет делать. «Иногда они даже внятно не могут ответить на вопрос, зачем им это надо», — рассказывает Аня. А одна кандидатка попросту хотела заработать на айфон. «Напоминает историю о том, как китайский мальчик продал почку ради гаджета», — презрительно комментирует администратор.
Востребованные девушки, чьи услуги оплачиваются по специальным тарифам, могут зарабатывать до 50 тыс. грн. в месяц. «Ну где они ещё такие деньги заработают? — восклицает Аня. — Поэтому никто не уходит. А те, кто уходит, возвращаются. Всегда». Она вспоминает историю, похожую на сюжет повести Александра Куприна «Яма» — в современной секс-индустрии такие случаи не редкость. «На одной из наших точек в девушку серьёзно влюбился клиент и стал её уговаривать оставить бордель и жить с ним, — рассказывает Аня. — Просто свалить она не могла — это не по понятиям. Девушка сказала, что её нужно выкупить. Он пошёл, заплатил хозяйке, забрал любимую. Но она вернулась через три года».
Лёгкие деньги легко и уходят — несмотря на режим работы с одним выходным в неделю плюс несколько суток в месяц на «критические дни», девушки умудряются в единственный свободный день зависнуть в клубе. «Самые умные приходят с целью заработать на машину или квартиру: заработали и уходят, — говорит Аня. — Но таких единицы — как правило, после выхода «в тираж» (обычно в возрасте за 30) денег у них нет, а потому приходится перебиваться случайными заработками, в лучшем случае маникюром или чем-то подобным, если успели научиться».
День милиции
Организация борделей в Украине запрещена: согласно статье 302 ч. 2 Уголовного кодекса, за это можно схлопотать до двух лет ограничения свободы. Поэтому, по словам Ани, бордель можно открыть, только имея связи в правоохранительных органах и $10 тысяч на взятки. «Мелкая шушера — участковые, опера, местная милиция — вообще в это не могут соваться при наличии нормальной «крыши», — отмечает Аня. — Разве что, если соседи жалуются, можно немного участкового «подмазать».
А соседям есть на что пожаловаться. Как правило, бордели располагаются в обычных съёмных квартирах, где постоянно орёт музыка, стучат каблуки, слышны пьяные вопли и не прекращается поток клиентов. По этим причинам время от времени заведения меняют дислокацию.
Несмотря на наличие покровителей во власти, иногда правоохранители проводят плановые рейды по борьбе с проституцией. Например, особый рейд случился прямо перед Евро-2012. «Тогда закрыли все бордели, и у нас был небольшой отпуск, — вспоминает Аня. — Правда, как раз к Евро мы тихонько открылись и снова работали. Но после этого рейда многие бордели исчезли».
Визит милиции, который на местном сленге называется «приём», напоминает инсценированный спектакль. «Приезжает наряд, укладывает всех на пол, начинает пугать, — рассказывает Аня. — Все делают вид, что боятся». Гости в погонах забирают дневную кассу — это их заработок. Затем несколько проверенных девушек, которые умеют держать язык за зубами, едут в участок, дают показания, что работают сами на себя, их штрафуют на 200 грн. и привозят обратно. «Мы им возвращаем деньги за штраф, и работа продолжается в тот же вечер», — говорит администратор. Серьёзными проблемами рейд может закончиться только в том случае, если «крыша протекает». «Но у нас, слава богу, всё в порядке», — улыбается Аня, стуча по дереву, чтобы не сглазить.
Сама она считает, что бордели и проститутки, несмотря на всю неоднозначность этого бизнеса, всё же нужны. «Иногда к нам приходят клиенты с действительно безумными глазами, в которые даже страшно смотреть, — рассказывает Аня. — Но после часа, проведённого в комнате с девушкой, он выходит совершенно другим, спокойным человеком». В такие моменты Аня уверена: пусть лучше такие люди приходят в бордель, чем поймают где-нибудь в кустах школьницу.
Запретный плод
В мировой законодательной практике есть три основных способа отношения к коммерческому сексу. Первый — различные уровни легализации (Германия, Великобритания, Нидерланды); второй — уголовное преследование клиентов (Норвегия, Швеция); третий — уголовное преследование проституток (страны Восточной Европы, включая Украину).
Несмотря на широкое распространение проституции в нашей стране, шагов по её легализации не только не предвидится, но даже наоборот. 12 января 2005 года Верховная Рада ужесточила ответственность за организацию борделей. А в октябре 2009 года в парламенте зарегистрировали законопроект депутата от НУ-НС Кирилла Куликова о криминализации клиентов по скандинавской модели. Согласно документу, который активно лоббировала группа Femen, человек, попавшийся на пользовании платными секс-услугами, должен заплатить штраф до 8,5 тыс. грн.
Елена Цукерман, глава правления Благотворительной организации «Всеукраинская лига «Легалайф», которая объединяет секс-работников в Украине и их сторонников, выступает против ужесточения законов. «Не существует полновесных доказательств, подтверждающих, что криминализация клиентов или владельцев публичных домов может положить конец или значительно уменьшить количество секс-работников», — говорит она. За легализацию проституции выступает и юрист Сергей Воробьёв. «На данный момент деятельность государственного аппарата в большинстве своём сводится не к борьбе с организацией проституции, а имеет целью банальное выжимание денег из тех самых организаторов», — комментирует он. По словам юриста, легализация проституции поможет снизить уровень насильственных преступлений против представителей секс-индустрии и их клиентов, а также устранить на законодательном уровне источник коррупции.
В то же время в Евросоюзе под давлением Скандинавских стран ситуация с коммерческим сексом накаляется. Например, в Амстердаме идут разговоры о закрытии знаменитого Квартала красных фонарей как рассадника секса по принуждению и торговли людьми. Это вызывает массовые протесты секс-работников, которые утверждают, что их никто не принуждает к подобному роду деятельности.
- Информация о материале
Против взлома. Как защититься от шпионажа и утечек в интернете
После того как экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден рассказал о слежке спецслужб США за гражданами, немало сервисов по защите данных в интернете смогли поправить свои дела. Слив Сноудена, например, помог заработать канадскому стартапу SurfEasy, который прежде не пользовался особой популярностью. "Он и Агентство национальной безопасности США сделали нам бесплатный маркетинг", - цитирует Forbes.comСЕО стартапа Криса Хьюстона.
Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ приводит пятерку платных и бесплатных сервисов, позволяющих обезопасить свои данные в интернете.
SurfEasy
Плюсы: сервис позволяет маскировать IP-адрес, шифровать весь трафик на устройстве, разблокировать Facebook, Netflix, Hulu, Pandora, BBC, а также Skype и Viber. Программа защищает устройство от перехвата данных при использовании публичным Wi-Fi или сетями мобильной связи. Используется в 80 странах.
Минусы: погигабайтная оплата шифрованных данных. При использовании в офисе сервис создает проблемы для IТ-отдела, поскольку дает возможность пользователю обходить запрещенные внутри компании сайты.
Интересный факт: стартовый капитал компания собрала на kickstarter.com. Сервис разработан еще в прошлом году, но популярным стал лишь после скандала со Сноуденом.
I2P
Плюсы: сеть с открытым программным кодом позволяет шифровать весь трафик от отправителя до получателя. Разработана для создания зашифрованных сетей, анонимных сайтов, форумов и чатов, электронной почты, а также файлообмена. Для пользователей, не желающих устанавливать на компьютер ПО, существует доступ к сети из интернета. При пересылке данных используется четыре уровня шифрования. Никто из участников сети не знает, кто отправитель, а кто получатель.
Минусы: скорость сети и надежность зависят от количества участников - чем их больше, тем эти показатели выше.
Интересный факт: сеть I2P (от англ. Invisible Internet Project, рус. "Проект невидимый интернет") создана в 2003 году немецкими разработчиками. До мая 2009 года продукт работал в статусе бета-версии, а разработчики просили участников сети не рекламировать ее. К 2013 году российский сегмент I2P наиболее многочисленный. К группе разработчиков может присоединиться любой пользователь, готовый улучшить сеть.
Tor
Плюсы: бесплатная программа с открытым исходным кодом, которая исключает возможность встраивания так называемого "черного хода" для спецслужб и других заинтересованных в шпионаже лиц. Система шифрует данные в несколько этапов, из-за чего получила название "луковой маршрутизации" (The Onion Router).
Минусы: некоторые сайты полностью или частично блокируют работу Tor. Система не работает, когда компьютер не защищен от вирусов. ПО допускает перехват содержимого сообщений без выявления отправителя на выходном узле. Но для такого перехвата необходимо дополнительное оборудование, которое не всегда легко установить.
Интересный факт: система разрабатывалась в лаборатории ВМС США. В 2002 году разработка была рассекречена. А исходные коды переданы независимым разработчикам, которые создали клиентское ПО и опубликовали исходный код, чтобы все желающие могли проверить его на отсутствие багов и прочих уязвимостей.
В России на законодательном уровне рассматривают вопрос о блокировке доступа рунета к сети Tor. Запретить ее предлагали и в Японии, мотивируя тем, что в сети прочно обосновались наркоторговцы, педофилы и пр. В Китае разработана и обновляется система блокировки системы Tor.
Hide My Ass
Плюсы: прокси-сервис или сайт-анонимизатор, который шифрует пересылаемые данные, позволяет маскировать IP-адрес, защищает электронную почту от взлома. Помогает разблокировать доступ к ресурсам, которые блокирует провайдер или администратор. Выдерживает большие видео-потоки с YouTube.
Минусы: пользователи жалуются на подключение к серверам, которые находятся в России и Украине. Также отмечают проблемы со скоростью при торрент-обмене.
Интересный факт: в 2011 году сервис заблокировали в Казахстане и Кыргызстане.
Scrambls
Плюсы: плагин для браузера создан для шифрования данных в социальных сетях Facebook, Twitter, LinkedIn и Google+. Сервис может зашифровывать сообщение перед тем как его запостят в социальных сетях, и наоборот, превращать шифрованный фрагмент в текст. Пользователь выбирает, кто может расшифровать его запись. Для остальных сообщение будет выглядеть как случайный набор символов.
Минусы: для использования плагина нужно зарегистрироваться. С помощью плагина невозможно шифровать фотографии и изображения.
Интересный факт: проект создан в мае 2012 года компанией Wave Systems. По словам гендиректора Wave Systems Стивена Спрега, создание Scrambls потребовало весьма скромных инвестиций. Спустя год заработал еще один американский стартап Ionic Security, который пытается дублировать Scrambls. В мае проект получил от Google Ventures первый транш инвестиций в $10 млн на развитие и маркетинг.
- Информация о материале
Страница 1208 из 2102
