Главная
К оружию! К оружию!
Только ленивый уже не высказался по поводу речи президента об оружии, не оставил своё ценное мнение по поводу легализации КС в Украине и либерализации закона о необходимой самообороне. Перетерли кости по всем фронтам – от «рабов в рай не пускают» до того, что власть боится своего народа. Скажу сразу — я сторонник легализации всего (проституции, легких наркотиков и гражданского оружия). По принципу, если не можешь предотвратить, то нужно возглавить, к черту моралистов, будет хотя бы регуляция и прибавка в бюджет. У меня есть дома карабин, хотя я и не состою в Ассоциации, в сумочке с документами и ключами лежит нож с газовым баллоном, а на службе глаза бы не видели уже всего этого железа. Но я не люблю питать иллюзии и расскажу вам свое видение того, почему в ближайшие годы «кина не будет». Возможно, придется побыть немного Капитаном Очевидностью, временно стать разжалованным на одно звание.
Оружейное законодательство — вещь патриархальная, историческая. Никого не удивляет отсутствие легального оружия в Южной Корее. Хотя рядом, на секундочку, милитаризованный сумасшедший режим, грозящий ядерными ударами и танковыми клиньями. Тяжелое прошлое тоталитаризма, японские захватчики, казнившие за кухонные ножи и приковывающие один посреди деревни на цепь, чеболи, регулирующие все аспекты жизни человека — итог один: тотальный запрет на любое гражданское оружие. Нельзя. Никого это не удивляет, никто не говорит, что, обзаведись граждане большим стволом, не было бы никаких сепаратистов Севера и прочий джентльменский набор фактов. Так сложилось. Точка. В чопорной Британии под запретом оказался КС, который коварные консерваторы решили изъять из оборота. Оружейное законодательство там «затягивалось» в рамки с начала 20 века. Сторонники теории, что пистолет решает всё, заявляют о росте насильственных преступлений из-за этого факта. Противники кивают на мигрантов и «понаехавших» в нерезиновый Лондон, мол, виноваты они, а стрелять их нельзя – должен рулить закон. Дискуссия, но государство и здесь включает аппарат насилия, приводя всё к единому знаменателю.
И тут, внезапно, наша страна — тоже тяжкое наследие СССР. Где у тех, кому положено, всё было, а остальные должны были состоять на учете в охотничьих обществах, платить взносы и не иметь претензий от участкового. Все наши чиновники выросли из этого болота, каждый милиционер в разрешительной системе впитал это с молоком матери, а судья за нанесение ран насильнику ножом запросто дает «пятерку» девушке – историй в свободном доступе море. Казалось бы, это квинтэссенция того, с чем мы боремся эти годы – совок в самом жутком виде. И тут стоить осознать разницу между «автор видит, куда всё катится» и «автор видит, и он в восторге». Так вот, многие до сих пор не понимают, как работает государство и делаются реформы. У реформ есть заказчик и исполнители. С заказчиком худо-бедно определились, это деловые круги Запада, вкладывающие сюда миллиарды. Они хотят энергетической эффективности, законности, правки торгового баланса, самодостаточности, и, как приз в конце, огромный рынок, не разбалованный услугами и зарплатами. Для своих компаний и доходов, само собой. Проклятые капиталисты давят условиями выдачи кредитов, учат при помощи палки платить за коммуналку или уменьшать аппетиты в плане квадратных метров, помогают с реформами полиции и требуют посадок коррупционеров. А что у нас с исполнителями?
Беда, ребята. И это не преувеличение. Грузины, прибалтийский десант и даже американцы появились здесь не просто так. Ибо у нас или Булатов с сисями главный спортсмен, или министерство здравоохранения без вакцин, когда начинают работать наши. Сказываются поколения воровства, откатов и раскладывания косынки на работе. Люди наверху реально задыхаются без кадров, даже в плане замов, а молодые специалисты ломаются или на полиграфе, или на зарплате. Нужны фанаты, работающие за три тысячи, у которых болит душа за Украину, а откат в 20 процентов вызывает желание набрать номер горячей линии в СБУ. Вымирающий вид. Рычкова, без мужа, не видящая ребенка месяцами, разгребающая говна в МО. Хотите так же? В этом месте все патриоты Фейсбука должны вспомнить про кровь Небесной сотни и «не за то мы стояли на Майдане», а после отправиться к своим привычным левым суммам покупок на посылках, незаполненным декларациям, фирмам-прокладкам и взяткам за дипломы. Ибо реформы — это то, что бывает с другими.
И тут первый камень преткновения в легализации и либерализации оружия. Инерция государства. Оно не понимает наших криков в социальных сетях, ассоциаций, выступающих перед единомышленниками, и телодвижений на уровне общин в самом низу. Ему требуются уложения, поправки, формы, запросы и официальные ответы. Любой закон — это прежде всего группа людей, которые его продвигают. Сколько в Раде лоббистов подобных изменений? К численности владельцев оружия мы еще вернемся, просто сделайте себе галочку в разделе «кто из элиты Украины желает дать нам КС и почему». А второй стопор в том, что любой закон оставляет после себя круги на воде, как камень, только в юридическом плане. Допустим, вы выстрелили в грабителя из Форта, прострелив ему голову в своем доме. А уже появились судьи, способные не увидеть здесь превышение необходимой самообороны? Уже есть следователь, который не возьмет взятку с подозреваемого и всё не перекрутит? Появились методы контроля, отличающиеся от участкового из села Кобыляки? А закон о милиции готовы переделывать? Теперь ведь патрульный должен отказаться от смешных выстрелов в воздух и работать на поражение при попытке полезть не в тот карман за документами. А штат и методику подготовки полиции? И деньги на это найдете. Ой, вей. Оказывается, пистолет в каждый дом — это таки не просто пистолет, но еще и геморрой. Зоны без оружия в школах, кинотеатрах, детсадах, полная реформа ЧОП, рамки металлоискателей на концертах.
И тут начинается самая неприятная лично для меня часть повествования. Президент и правящая партия — публичные политики. Им всё равно, что говорить избирателям в таких вопросах. Могут говорить, что люди ходят на руках и люди ходят на боках, если этого потребует рейтинг. Будет запрос из общества, как с люстрацией– проведут. Другой вопрос, как, и скорее всего — через пень-колоду, но это не в рамках дискуссии об КС. Так вот, пацаны и девчонки с большими пушками, а сколько нас? Официальная статистика МВД на 2014 год говорит, что на руках 851.000 зарегистрированных охотничьих стволов, еще около 50.000 единиц находится в тирах, оружейных мастерских и клубах. Плюс еще сотня с копейками тысяч устройств для отстрела резиновых пуль, плюс всевозможные герои Куликовской битвы из Рады и бывшие работники нелегкой и опасной службы, которым огнестрельное оружие подарили. Уберем статусные и богатые подарки на стенах, уберем наследство дедушки, уберем людей с тремя стволами, добавим данные Украинской Ассоциации, о том что оружия на руках больше, до 2 млн. Противоречивая картина. Ну никак не больше 1 миллиона людей ¬– без организаций, количества в сейфе и желания фанатов. На 42 миллиона населения. Около 2.3 процентов. Мы не говорим о нелегальном рынке – обрезах за копейки, ворованных пистолетах или автоматическом оружии, после начала конфликта упавшем в цене, а о законопослушных людях, которые желают защитить свои семьи, заниматься стрелковым спортом или охотиться.
Улавливаете мысль? Нас меньшинство. Абсолютное. На фоне инфантильных взрослых детей, хоплофобов, людей, недостаточно информированных в этом вопросе, домохозяек и бывших милиционеров, у которых уже есть. Откровенно говоря, легализуй завтра КС — и несколько миллионов человек будут резко против, что скажется на рейтинге, а самое главное, что общее количество оружия на порядок не изменится. Хороший пистолет по нынешнему курсу доллара стоит 12-14 тысяч гривен. Еще в сумму около 2 тысяч может обойтись сейф, плюс разрешение, расходные вещи для ухода, боеприпасы. Особенно боеприпасы — если отстреливать хотя бы десяток патронов в неделю, в год попадете на 12 тысяч гривен. Итого старт в первый год – 27-28 тысяч гривен. Напомнить среднюю зарплату по стране и факт, что миллионы людей живут на 42.000 в год, а многие и меньше? Может ли упасть ценник при росте спроса? Теоретически может. Но пока только растут цены на услуги различных центров по ускоренным выдачам медицинских разрешений. Обидно. Оказывается, реформы нужно начинать с экономики, юридических моментов и гражданского сознания. Больше всего — с сознания. Что я хочу сказать? Власти это просто не нужно — и не потому, что она чувствует угрозу от условного миллиона КС на руках у населения. Ну, было во время Майдана миллион гладкоствольных ружей и карабинов. И чего? Это предотвратило бойню или ускорило падение режима? Ну, смогут купить пистолет 5-7 процентов населения, позволяющие себе тратить на тренировки полторы тысячи в месяц, заниматься самостоятельно и посещать инструкторов. Я сейчас даже боюсь смотреть цену нормальных винтовок и 308 боеприпаса к ним. В довольно проукраинском Славянске , где за год до событий проходили конкурсы рушника и плясали гопак, было несколько сотен стволов, были активисты, были люди против «русского мира», офисы Свободы и радикальных партий. Помогло? Вот так же помогут и пистолеты.
Единственная польза от внедрения оружия, что приходит на ум – снижение количества насильственных преступлений на несколько процентов. Опять же, это довольно условная цифра, в той же Молдове был всплеск преступности, потому что слишком мало людей могло позволить себе оружие, а из МВД как раз произошли массовые увольнения. Уменьшение преступлений непосредственно с оружием и разбоев? Да. Стоит ли ради этого начинать оружейную реформу здесь и сейчас, затрагивая вопросы производства, хранения, безопасности в зеленых зонах, на концертах, в школах, о полном изменении законов по службам охраны и законе о милиции? Вопрос риторический, если честно. Был бы заказчик и было бы хотя бы 10-15 процентов людей, желающих перемен, и имеющих возможность их продвигать — перемены бы произошли сами собой.
Не буду ничего долго и нудно советовать в подробностях, я в этом не совсем компетентен. Оружие — это не панацея. На Ютубе полно видео, где вооруженные ножом люди потрошат полицейских. В полиции Лос-Анджелеса проводился тест, в результате которого выяснилось, что в семи случаях из десяти подготовленные офицеры получали удар клинком, а безопасная область при начале контакта была около шести метров. Месяцами не расстававшиеся с оружием профи могли реагировать на нападение только в определенных условиях и в 70% случаев были зарезаны или «разменялись» с нападавшим. Это постоянная работа, с сотнями повторений, с тренировками в поле, с серьёзными затратами.
В общем, я, например, смирился, что не скоро похожу с «Фортом» по гражданке. И примерно представляю, куда можно копать. Как ни крути, а во главе угла всегда стоит экономика. С этим лично мы поделать ничего не сможем, разве что больше зарабатывать и переквалифицироваться. А вот с популяризацией идеи вооруженной самообороны и аналогами эстонского кайтселийта, низовых организаций вооруженных людей, которые занимаются практической стрельбой – вполне. Опять эти проклятые вопросы лоббирования, инициативы снизу, продвижения людей во власть. Так это и работает. Хочешь увидеть изменение в мире – стань им. Один покойный индус, оказывается, знал толк в украинской оружейной реформе.
- Информация о материале
Сколько будут получать служители Фемиды?
Закон №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014, который вступил в законную силу 1 января 2015 г., существенно понизил уровень доходов судей. Напомним, в соответствии с п. 36 этого закона, должностной оклад судьи местного суда уменьшился с 15 минимальных зарплат (МЗП) до 10. А согласно п. 10 заключительных положений того же закона, в 2015 г. максимальный размер, в частности, судейского вознаграждения был ограничен еще больше – до 7 МЗП (при сокращении численности работников – до 10 МЗП).
Но судя по всему, положению об ограничении судейского вознаграждения 7 МЗП осталось существовать недолго, ведь Законом №213-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2.03.2015, вступившим в силу 1 апреля с. г., названный выше п. 10 признан утратившим силу. Почему положения, которые влияют на уровень судейского вознаграждения, находятся в законе о пенсионном обеспечении, остается неразгаданной тайной нашего парламента.
Судейская зарплата: история
Известно, что до 2010 г. вопрос зарплаты судей регулировался постановлением Кабмина №865 «Об оплате труда и ежемесячном денежном содержании судей» от 3.09.2005. Традиционно уровень зарплаты судьи привязывался к минимальной зарплате. Например, оклад судьи районного суда Киева определялся в размере 8 МЗП. Кроме оклада, существовали и другие выплаты: доплата за научную степень кандидата или доктора наук в размере, соответственно, 15% и 20% должностного оклада; надбавка за почетное звание «Заслуженный юрист Украины» – 15% должностного оклада; надбавка за квалификационный класс – от 275 до 400 грн в зависимости от класса; надбавка за выслугу лет в процентах от оклада с учетом надбавки за квалифкласс. Были и другие надбавки, не говоря уже о премиях. Максимального лимита для судейского вознаграждения не существовало, а возрастание дохода судьи справедливо зависело от его личных заслуг, квалификации, верности профессии (выслуга лет) и пр.
Многое изменилось с принятием Закона №2453-VI «О судоустройстве и статусе судей» от 7.07.2010. В контексте вознаграждения судьи у этого законодательного акта было, как минимум, несколько плюсов (по крайней мере, они декларировались изначально). Во-первых, на законодательном уровне было предусмотрено постепенное возрастание уровня оклада судьи до 15 минимальных заработных плат: с 1 января 2011 г. – 6 МЗП; с 1 января 2012 г. – 8 МЗП; с 1 января 2013 г. – 10 МЗП; с 1 января 2014 г. – 12 МЗП; с 1 января 2015 г. – 15 МЗП.
Вторым плюсом можно назвать то, что не оставались без внимания усилия судей. Так, было предусмотрено, что судейское вознаграждение состоит не только из должностного оклада, но и из доплат за: выслугу лет; пребывание на административной должности в суде; ученую степень; работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне. Кроме того, в стремлении к объективности был учтен фактор инстанции суда – должностные оклады судей устанавливались пропорционально должностному окладу судьи местного суда с коэффициентом: судьи апелляционного суда – 1,1; судьи высшего спецсуда – 1,2; судьи ВСУ и КСУ – 1,3.
Однако не все эти положения были воплощены в жизнь: Законом №716-VII от 19.12.2013 абз. 5 ч. 3 ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» был исключен, и повышение судейского вознаграждения в 2014 г. до 12 МЗП отменено. А Законом №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 был исключен и абз. 6 названной выше ст. 129. В результате оклад судьи «застрял» на уровне 2013 г. – 10 минимальных зарплат. Больше в ст. 129 исключать было нечего, но парламентарии не растерялись – тем же Законом №76-VIII они заменили в абз. 1 ч. 1 этой статьи число 15 на 10, и таким образом 10 МЗП стали максимальным размером должностного оклада судьи. Без какой-либо перспективы возрастания – инфляция пусть подождет.
Более того, если ранее в ст. 129 было предусмотрено, что судейское вознаграждение регулируется Законом «О судоустройстве и статусе судей», Законом «О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами, то Закон №76-VIII последнее словосочетание исключил. Зато добавил в эту же статью ч. 9, в соответствии с которой судье с момента окончания его полномочий до момента принятия решения о его увольнении (отставке) можно было выплачивать судейское вознаграждение в размере 1 МЗП в расчете за полный календарный месяц.
Итак, Законом №76-VIII в 2015 г. максимальный размер судейского вознаграждения был ограничен 7 размерами МЗП. Причем под этот лимит подпали не только оклад судьи, но и премии, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет, пребывание на административной должности, ученую степень и пр. В итоге даже если судья проработал 30 лет, был кандидатом юридических наук и председателям суда, все равно его вознаграждение не превышало бы 8,5 тыс. грн.
Новейшие изменения
Теперь рассмотрим свежие нормы Закона «О судоустройстве и статусе судьей» в редакции Закона №192-VIII «Об обеспечении права на справедливый суд». Как известно, согласно ему, судейское вознаграждение снова должно регулироваться исключительно законами «О судоустройстве и статусе судьей» и »О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами. А теперь сконцентрируем внимание на ст. 133 новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судьей», посвященной судейскому вознаграждению.
Судейское вознаграждение состоит из должностного оклада и доплат:
за выслугу лет: при наличии стажа работы более 3 лет – в размере 15%, более 5 лет – 20%, более 10 лет – 30%, более 15 лет – 40%, более 20 лет – 50%, более 25 лет – 60%, более 30 лет – 70%, более 35 лет – 80% должностного оклада. Судьям Конституционного Суда Украины, которые впервые назначены на должность судьи, выплачивается ежемесячная доплата за выслугу лет в размере 5,5% за каждый год работы;
за занятие административной должности в суде: судьям, которые занимают должности зампредседателя суда, секретаря судебной палаты, секретаря пленума высшего спецсуда, секретаря Пленума Верховного Суда, должна выплачиваться ежемесячная доплата в размере 5% должностного оклада судьи соответствующего суда, председателю суда – 10% должностного оклада судьи соответствующего суда;
за научную степень: судьям должна выплачиваться ежемесячная доплата за ученую степень кандидата (доктора философии) или доктора наук по соответствующей специальности в размере соответственно 15% и 20% должностного оклада судьи соответствующего суда;
за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне. Размер этой ежемесячной доплаты зависит от степени секретности информации: сведения и их носители, имеющие степень секретности «Секретно» или «Совершенно секретно» – в размере, соответственно, 5% и 10% должностного оклада судьи соответствующего суда.
Должностной оклад судьи местного суда останется на уровне 10 минимальных заработных плат. Как видим, оклад судьи даже в новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судьей» остался на уровне 2013 г.
Должностные оклады других судей будут устанавливаться пропорционально должностному окладу судьи местного суда с коэффициентом:
судьи апелляционного суда – 1,1;
судьи высшего специализированного суда – 1,2;
судьи Верховного Суда Украины и Конституционного Суда Украины – 1,3.
Стоит отметить, что судья, который не осуществляет правосудие (за исключением временной нетрудоспособности или пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске), не будет иметь права на получение доплат к должностному окладу. А общие расходы на обеспечение выплаты судейского вознаграждения будут осуществляться по отдельному коду экономической классификации.
Как видим, в ст. 133 новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судьей» никаких лимитов судейского вознаграждения не предусмотрено, речь о его ограничении 7 «минималками» не идет. А в разд. II Закона №217-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2.03.2015 п. 10 заключительных положений Закона №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014, установивший ограничение на судейское вознаграждение на 2015 г. в размере 7 МЗП, был признан утратившим силу, и с 1 апреля лимит должен быть отменен.
Но не стоит забывать, что в Законе №80-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 дальновидно предусмотрены нормы, в соответствии с которыми положения Закона «О судоустройстве и статусе судей» (учитывая изменения, внесенные Законом №217-VIII) применяются в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования. Т. е. у Кабмина есть законная «отмашка»: в бюджете денег нет!
Чтобы окончательно разобраться, какую зарплату судьи получают «на руки», нельзя забывать и о налогах. С доходов судьи удерживают:
единый социальный взнос для госслужащих в размере 6,1%, т. е. не обычная ставка для наемных работников в 3,6%, а повышенная, как для плательщиков, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, предоставляющий право на получение пенсии в соответствии со специальным законодательством;
налог с доходов – 15%;
военный сбор – 1,5%.
Сколько получают работники аппарата суда
Оплата труда судейских работников – традиционно дело очень запутанное, ведь список законов и подзаконных нормативных актов, которые влияют на уровень дохода работников судебной системы, широк и разнообразен.
Существует несколько «древних», но все еще действующих постановлений Кабмина. В частности, постановлением КМУ №268 от 09.03.2006 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (в редакции постановления КМУ №700 от 12.05.2007) утверждены схемы окладов работников судов по категориям должностей. Они установлены для всех специализаций судов и по группам областей. Условия оплаты труда, утвержденные этим постановлением, применяются с 1 мая 2007 г. А постановлением КМУ №34 от 06.02.2008 должностные оклады сотрудников судов с 1 февраля 2008 г. были повышены на 45% согласно утвержденным схемам.
Однако уровень должностных окладов, предусмотренный указанными выше постановлениями, давно не поспевает не то что за среднестатистической, но даже за установленной государством минимальной зарплатой. В связи с этим почти всем категориям должностей сотрудников аппарата установлены оклады в размере минимальной зарплаты. На момент написания статьи МЗП, из которой рассчитывался оклад работника суда, составлял 1218 грн.
Кроме постановлений КМУ, к уровню доходов работников суда имеет прямое отношение Закон «О государственной службе», нормы которого устанавливают обязательные выплаты госслужащим. В соответствии со ст. 33 этого закона, кроме непосредственно должностного оклада, в структуру зарплаты госслужащего входят такие обязательные выплаты, как надбавки за ранг, за выслугу лет и др. (например, доплата за научную степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности). А в соответствии со ст. 35, при выходе в отпуск госслужащим в обязательном порядке должна предоставляться помощь на оздоровление в размере не меньше должностного оклада. Кроме того, существует также помощь на решение социально-бытовых вопросов в размере, не превышающем среднемесячную зарплату работника – ее выплата предусмотрена постановлением КМУ №268 и не является обязательной.
К слову, о необязательных составляющих зарплаты. В соответствии все с тем же постановлением №268, таковыми являются:
надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы;
доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников;
ежемесячная премия.
Право на их выплату остается за руководителями аппарата судов в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
При этом работники аппарата платят налоги в тех же процентах, что и судьи, а именно: единый социальный взнос – 6,1%, налог с доходов – 15% и военный сбор – 1,5%.
Есть ли надежда на повышение зарплаты?
Опять-таки, непонятно почему, но нормы, влияющие на зарплату работников аппарата суда, оказались в новом Законе «О прокуратуре» №1697-VII от 14.10.2014. Так, в п. 59 раздела XII заключительных положений этого закона предусмотрено дополнение ч. 1 ст. 144 Закона «О судоустройстве и статусе судей» абз. 2, в соответствии с которым размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей госслужащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. А должностные оклады работников, должности которых отнесены к каждой следующей категории, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей госслужащих.
Кстати, согласно п. 2 ч. 13 разд. XIII переходных положений Закона «О прокуратуре», КМУ обязан в срок не более 2 месяцев со дня, следующего за днем опубликования указанного закона, внести на рассмотрения ВР предложения о приведении законодательных актов в соответствие с Законом «О прокуратуре», в частности, с целью обеспечения увеличения расходов Госбюджета на оплату труда работников аппарата судов и установления им должностных окладов не меньше, чем предусмотрено Законом «О судоустройстве и статусе судей».
Однако, как уже упоминалось, согласно п. 9 заключительных положений Закона «О государственном бюджете на 2015 год» нормы и положения Закона «О судоустройстве и статусе судей» действуют в рамках, установленных КМУ, исходя из существующих финансовых ресурсов. И судя по кошелькам и карманам работников аппарата судов, их надежды на Закон «О прокуратуре» не оправдались.
Но людей нельзя оставлять без надежды. И такая надежда заложена в положениях Закона «Об обеспечении права на справедливый суд». Именно этим законом утверждена новая редакция ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей», которая отвечает за материальное, бытовое обеспечение и социальную защиту работников судебной системы. В соответствии с ч. 1 указанной статьи, размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей госслужащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей госслужащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников, должности которых отнесены к предыдущей категории. Т. е. неисполненные нормы Закона «О прокуратуре» перекочевали в Закон «Об обеспечении права на справедливый суд». Однако здесь есть два «но».
Во-первых, повышение зарплаты работникам аппарата судов может быть приостановлено волей КМУ. Хотя он и обязан привести свои нормативно-правовые акты (в частности, и описанное выше постановление №268 от 09.03.2006) в соответствие с Законом «Об обеспечении права на справедливый суд» в 3-месячный срок со дня его вступления в силу, у него все же остается путь к отступлению от «буквы закона» – п. 9 заключительных положений Закона «О Государственном бюджете на 2015 год».
Во-вторых, хотя в соответствии с уже упомянутой ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» размер заработной платы работников аппарата судов, Государственной судебной администрации, Высшей квалификационной комиссии судей, Национальной школы судей, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньше, чем у соответствующих категорий госслужащих органов законодательной и исполнительной власти, известна позиция Минсоцполитики. Она заключается в следующем: «Составление условий оплаты труда работников аппарата, в частности повышение должностных окладов целесообразно рассматривать на единых началах при составлении условий оплаты труда государственных служащих с учетом финансовых возможностей бюджета». Т. е. если и повышать уровень должностных окладов, то всем.
* * *
Из изложенного выше вытекает неутешительный вывод. В законе предусмотрено и повышение окладов работникам суда, и снятие ограничения вознаграждения судьи 7 размерами минимальной зарплаты. Но фактически на исполнения закона денег нет. А вот обязанность выполнять закон есть. Единственная надежда найти деньги – судебный сбор. Но она тоже весьма сомнительна, ведь повышение ставок судебного сбора может повлечь уменьшение количества желающих обратиться в суд.
Сколько будут получать в судах на временно оккупированной территории?
Судьям из судов, находящихся на оккупированной территории АРК, Донецкой и Луганской областей, которые были временно прикреплены к штату судов, функционирующих на подконтрольной Украине территории (на основании решений ССУ №18 от 25.04.2014 и №76 от 23.12.2014), решение о переводе которых не принято до 28.03.2015, прекращается начисление судейского вознаграждения до их прикрепления в порядке, предусмотренном п. 10 заключительных и переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд». Таким судьям необходимо обратиться в ВККС для решения вопроса о прикреплении в другой суд того же уровня в другой местности в соответствии с новым порядком на срок не более 6 месяцев. Такие судьи будут получать должностные оклады, но без соответствующих доплат.
- Информация о материале
Почему в Украине такие дорогие загранпаспорта
Теперь цена персонализированного бланка паспорта гражданина Украины для выезда за границу с бесконтактным электронным носителем (с биометрическим чипом) составит 304,32 грн. (ранее - 261 грн.), а персонализированный бланк «классического» загранпаспорта стоит 238,32 грн. В ГП «Полиграфический комбинат «Украина» объяснили подорожание девальвацией гривны, которая с начала прошлого года обесценилась на треть (с 8 грн/$ до 23-24 грн/$) и введением импортного сбора в размере 5%.
Теперь минимальная цена украинского биометрического паспорта составляет 561,47 грн., то есть 22 евро. В эту сумму входит, кроме стоимости бланка, госпошлина (170 грн.) и цена регистрационных услуг (87,15 грн.).
Уже даже как-то неловко вспоминать, что летом прошлого года министр юстиции Павел Петренко обещал, что биометрические паспорта будут вдвое дешевле обычных загранпаспортов. «В соответствии с решением Кабмина о том, что изготовление биометрических паспортов будет происходить на государственном полиграфкомбинате Украина, стоимость паспорта будет удешевлена практически вдвое, на 40-50%», - заявлял тогда глава Минюста.
Потом дороговизну биометрического документа объяснили беспрецедентным уровнем его защиты. В полиграфическом комбинате «Украина» заявили, что для защиты информации на электронном носителе используются новейшие технологии, что делает подделку электронного документа практически нереальной. Государственные чиновники также несказанно гордятся качеством украинских биометрических паспортов. «Представители Евросоюза признали наш паспорт самым защищенным из современных паспортов не только в Европе, а в мире», - заявил глава Государственной миграционной службы Украины Сергей Радутный.
Это, конечно, приятно, но возникает вопрос - нужны ли украинцам технические новинки, которые удорожают документ? Там более, что у ЕС нет специфических требований к уровню защиты паспортов. К примеру, молдавские биопаспорта - технологически очень простые, в них нет особых уровней защиты. Поэтому бланки для документов стоят дешево - всего 6,5 евро. Для сравнения: бланк украинского паспорта стоит вдвое дороже (11,9 евро). Но, тем не менее, молдавские биопаспорта утверждены со стороны Евросоюза, а для граждан страны уже открыт безвизовый режим.
В начале этого года, когда в Украине с помпой начали выдавать биометрические загранпаспорта (первым этот документ получил президент Петр Порошенко в присутствии журналистов и телекамер), государственные чиновники в один голос уверяли, что «биометрика» в нашей стране - одна из самых дешевых в Европе. Это действительно так. Если у нас полная стоимость оформления биометрического паспорта составляет 22 евро, то, к примеру, гражданам Болгарии, а также Боснии и Герцеговины такие документы обходятся в 20 евро. Чехи платят за паспорт 22 евро, испанцы - 25 евро. Справедливости ради надо сказать, что в некоторых странах «биометрика» намного дороже. К примеру, румыны выкладывают за документы 75 евро, итальянцы - 116 евро.
Но можно посмотреть на эти цифры иначе. Средняя зарплата в Украине 3633 грн. или 142,3 евро по нынешнему курсу. То есть, наши граждане должны выложить за биометрический загранпаспорт 15,5% своей зарплаты. Болгары, которые в среднем получают 441,6 евро в месяц, отдают за этот документ 4,5% своего заработка. Для чехов это вообще мизерные расходы - 2,2% (средняя зарплата в стране 993,5 евро). Граждане Италии, где «биометрика» в пять раз дороже, чем у нас, для оформления этого документа тратят 6% зарплаты, которая составляет 1923 евро в месяц.
Правда, гражданам некоторых стран биометрические паспорта обходятся так же дорого, как и украинцам. В Румынии расходы на документ составляют 13,7% от заплаты (546 евро в месяц), а в Молдове - 16,3% (при средней зарплате по стране 223,8 евро).
В ситуации со стоимостью загранпаспортов украинцы оказались, по сути, в ловушке. Понятно, что снижать уровень защиты паспорта и печатать новые бланки никто не будет. Да и перед всем миром уже похвастались высоким качеством наших документов - теперь неудобно «откатывать» назад технический прогресс. Хотя конфуз уже произошел. В начале этого месяца на полиграфическом комбинат «Украина» сломалось оборудование, на котором печатается первая страница бланков заграничных паспортов. Это привело к уменьшению производственных мощностей предприятия до 4,5 тысяч паспортов в сутки вместо необходимых 8 тысяч. В миграционной службе уже предупредили, что «возможны задержки в оформлении загранпаспортов и нарушения установленных законодательством сроков их оформления».
Так что «паспортный сервис» по-украински оказался не только очень дорогим для наших соотечественников, но и крайне ненадежным.
- Информация о материале
Со штампом в паспорте
В начале апреля оборудование «Полиграфического комбината «Украина», на котором изготавливались биометрические паспорта, вышло из строя. Стальные станки не выдержали напряженного графика работы из-за наплыва желающих получить заветное удостоверение личности. Теперь комбинат производит всего лишь 4,5 тыс. паспортов в сутки, притом, что ежедневно миграционная служба принимает в среднем по 8 тыс. заявлений граждан на получение паспорта нового образца.
Дадут, не дадут
Людям можно не торопиться. Все равно с этими документами без виз ездить в страны Шенгенской зоны наши граждане смогут лишь после специального решения ЕС. Но в том то и дело, что европейские начальники не слишком торопятся это решение принимать. И их можно понять. Чтобы открыть границы с государством, на территории которого оборачивается огромное количество неучтенных боеприпасов, нужно испытывать не только огромную любовь в Украине, но и обладать высочайшим уровнем самоотречения. Ни в первом, но во втором руководители стран Евросоюза замечены не были.
Лоббирует свободное передвижение украинцев по Европе разве что Польша. Так, несмотря на заявление председателя Представительства ЕС в Украине Ян Томбинского, что на саммите «Восточного партнерства» в Риге 21-22 мая решение о предоставлении Украине безвизового режима с Евросоюзом принято не будет. «Этого не будет из-за того, что нет времени для принятия такого решение», – еще в конце марта сгенерировал весьма расплывчатую формулировку г-н Томбинский.
Но уже в начале апреля президент Польши Бронислав Коморовский заговорил об обратном: «Польша занимает однозначно проукраинскую позицию, и мы уверены, что есть возможность получить безвизовый режим для Украины».
Рабочая карта
Понять соседей не сложно после падения «железного занавеса» работать за границу отправилось 1,5 млн. поляков. И, говорят эксперты, это далеко не предел. А на носу начало аграрного сезона, и польскому селу так не хватает украинских рабочих рук.
Но дело в том, что открытые границы с Европой не выгодны, прежде всего, украинским властям. И вот почему. Количество экономически активного населения Украины колеблется в пределах 20-21 млн. человек. Именно они содержат отечественных пенсионеров, число которых, даже несмотря на значительное увеличение правительством пенсионного возраста, составляет более 10 млн. человек. То есть, на каждую пенсионера приходится 2 работающих украинца. И сегодняшний дефицит пенсионного фонда на уровне 18 млрд. грн. заставляет ценить каждые рабочие руки.
В странах Восточной Европы после вступления в ЕС недосчитались нескольких миллионов граждан, уехавших искать счастья за рубеж.
По самым скромным подсчетам, только после отмены визового режима с ЕС Украину покинет 3 млн. ее граждан. Только 1 млн. человек отправиться на заработки в Польшу в ближайшие несколько лет. И дело даже не в трудовой миграции как таковой. Не забывайте, руководство страны никак не может решить вооруженный конфликт на востоке, отголоски которого чувствуют на себе абсолютно все жители Украины. Чем не стимул уехать?
Петр Порошенко заявил, что получить безвизовый режим с Европой – дело принципа и сделать это нужно чуть ли не любой ценой. Думается, что президент слукавил. Никто не будет торопиться, а виновные в провале евроинтеграционных чаяний украинцев уже назначены. Неповоротлив запад, что поделать…
- Информация о материале
Блефуют все?
«Но когда ты проигрался, я же тебе дал деньги (взаймы)…»
Из разговора финансистов.
Надеюсь, участь Греции — не наш вариант. И спустить «на газ» кредиты МВФ правительство Украины, надеюсь, не намерено.
Четыре «газовых» момента, на которых, кроме других более важных проблем Украины, хочу акцентировать внимание. 9 апреля Верховная Рада приняла Закон «О рынке природного газа Украины» — это теоретическая революция на рынке газа! 8 апреля в судебном порядке оспорено повышение тарифов на газ, и вовсе не потому, что их так хотел повысить якобы в угоду МВФ премьер Яценюк. Но еще 6 апреля был подан иск к Кабмину за нищенский прожиточный минимум. И на этом фоне еще и предстоящие, как изначально согласовали все стороны, в начале следующей недели переговоры о газе в формате Украина—Еврокомиссия—РФ. Правда, после многократного перенесения встречи в течение только прошедшей пятницы, теперь никто не берется назвать дату трехсторонней встречи.
Если следовать хронологии событий, то первым следует указать иск к Кабмину за нищенский прожиточный минимум, следующим — иск об отмене повышенных тарифов на газ с 1 апреля (против того, кем и каким образом они были приняты). Об этих исках ZN.UA рассказывало своевременно и подробно. И намерено рассказывать по мере поступления информации, прежде всего, из судов.
На двух других газовых моментах остановлюсь подробнее.
Война — не оправдание ничегонеделания, или Закон «О рынке природного газа Украины»
9 апреля Верховная Рада с боями все же приняла Закон «О рынке природного газа». Этот закон призван урегулировать создание в стране полноценного рынка природного газа с учетом основных требований законодательства Евросоюза. Парламент страны сделал еще один шаг к созданию цивилизованного рынка газа в Украине, одобрив во втором чтении и в целом законопроект №2250. «За» проголосовали 290 депутатов. Напомню, 5 марта закон был принят в первом чтении, и депутаты предложили к нему массу поправок. Поправки депутата Александры Кужель учли сразу. С остальными были варианты, в том числе в зале заседаний и кулуарах ВР.
Основная цель законопроекта — «создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа в Украине с учетом основных требований законодательства ЕС». Проект закона предусматривает:
— правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа;
— создание нормативной базы деятельности на рынке природного газа;
— обеспечение недискриминационного доступа к рынку природного газа его субъектов и всех потребителей;
— создание в Украине рынка природного газа, основанного на принципах свободной конкуренции с надлежащим уровнем защиты потребителей, надежности энергоснабжения и способного к интеграции с рынками природного газа сторон Энергетического сообщества, в том числе путем создания региональных рынков природного газа.
Этот закон, конечно, могут не подписать спикер украинского парламента или президент страны (об основных положениях и спорных моментах закона см. в ZN.UA №5 от 13 февраля 2015 г., «Поставщикам «последней надежды» от гарантированных ее получателей…»). Но даже если они этого не сделают, как говорится, осадок останется. И нюансы, связанные с самой приметной (или разрекламированной?) поправкой.
Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев ранее в интервью ZN.UA заявлял, что принятие нового Закона «О рынке природного газа» будет иметь положительные последствия и приведет, в том числе, к усилению конкуренции и снижению цен на газ для конечного потребителя. В частности, закон предусматривает разделение «Нафтогаза» — функции магистрального транспорта газа и его хранения будут разделены и в идеале отделены. Согласно закону, ГТС Украины, вся транспортная инфраструктура и подземные хранилища газа, сейчас обслуживаемые ПАО «Укртрансгаз», корпоративными правами которого управляет НАК, должны быть разделены на два самостоятельных предприятия: ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) и ПАО «Подземные газовые хранилища Украины» (ПГХУ); 51% акций каждого из этих предприятий должны оставаться в госсобственности.
Новые правила работы на рынке газа предусматривают, что не только оператор (операторы) ГТС и подземных хранилищ газа, но и операторы распределительных сетей (облгазы) должны будут строго соблюдать соответствующие кодексы.
Роль НКРЭКУ как национального регулятора оговорена особо. Регулятор не только будет устанавливать цены и тарифы на газ, услуги по его транспортировке и хранению, доставке энергоносителей потребителям, но и получит большие права в части контроля за выполнением условий прозрачности и равноконкурентности всех участников рынка газа и энергорынка страны. Регулятор, в частности, будет принимать решения и о санкциях, в том числе о серьезных штрафах, к нарушителям нового газового порядка.
Но сначала должен быть принят закон о самом регуляторе энерго- и газового рынка. И вот здесь также могут возникнуть вопросы и у депутатов, и у общественности. Похоже, президент наравне с правительством хочет держать руку на пульсе регулятора (хорошо, что не на горле, или это уже одно и то же?).
«Этот закон — важный шаг Украины на пути интеграции с Европейским Союзом. Он делает наш рынок природного газа прозрачным и понятным для инвесторов, стимулирует конкуренцию, четко очерчивает функции государства. Важно, что закон также содержит механизмы государственной поддержки незащищенных потребителей и контроля над качеством услуг», — прокомментировал председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев принятие парламентом Закона «О рынке природного газа». По его словам, этот закон разработан в тесном сотрудничестве с Энергетическим сообществом, которое официально подтвердило соответствие представленного законопроекта Третьему энергетическому пакету ЕС.
Секретариат Энергетического сообщества является органом, ответственным за мониторинг выполнения обязательств государствами-сторонами в рамках сообщества, к которому Украина присоединилась в 2010-м. Закон «О рынке природного газа» закрепляет сложившиеся в Евросоюзе экономически обоснованные подходы к организации работы газового рынка, а именно: отделение функций оператора от функций добытчиков и поставщиков; четкое определение функций государства и независимость регулятора; свободное рыночное ценообразование.
213-я поправка
Накануне рассмотрения во втором чтении в Верховной Раде законопроекта №2250 премьер Арсений Яценюк (речь именно о 213-й поправке к этому законопроекту) высказался весьма категорично: «По странному стечению обстоятельств, облгазы, принадлежащие группе Фирташа и Левочкина, бесплатно пользуются всеми газораспределительными сетями, принадлежащими государству. Правительство требует принятия соответствующего закона, который предусмотрит пользование такими сетями исключительно на платной основе».
Многие и не только СМИ, не вдаваясь в детали закона о газе и 213-й поправки к нему, поспешили с выводом: мол, все, теперь Фирташ и подконтрольные ему облгазы заплатят сполна.
Попробуем разобраться в сути 213-й поправки: «Газораспределительные системы, собственником которых является государство, не могут находиться в пользовании оператора газораспределительной системы на праве хозяйственного ведения, кроме случаев, когда такой оператор принадлежит к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики».
Никакого указания, по какому праву, кроме права хозяйственного ведения, они могут находиться в пользовании (те же фирташевские облгазы), в законе не говорится. Да, наверное, и не должно. Правда, в нем есть ссылка на Кодекс о распределительных системах газа, но сам кодекс еще не принят. И утверждать его, очевидно, будет регулятор. А состав регуляторного органа — президент и правительство?..
В то же время Закон Украины «Об аренде государственного имущества» запрещает передавать в аренду газораспределительные системы. В частности, «не могут быть объектами аренды: …объекты государственной собственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации согласно части второй статьи 5 Закона Украины «О приватизации государственного имущества», а именно: «объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, других населенных пунктов, включая сети, сооружения, оборудование, которые связаны с поставками потребителям газа».
Почему, еслиправительство требует принятия соответствующего закона, предусматривающего пользование такими сетями исключительно «на платной основе», своевременно не подготовлен качественный законопроект, который установит нормы платного пользования, а не «подвесит» газораспределительные сети в неопределенном состоянии на неопределенное время?
Теперь о самом платном пользовании. Тариф на распределение газа в соответствии с новым (да и старым) Законом «О рынке природного газа» должен установить регулятор. Причем с учетом того, что в себестоимости услуг по транспортировке газа, в частности по распределительным сетям (низкого давления), будет учитываться арендная плата, которая может повлиять на увеличение тарифа и, соответственно, на итоговую цену газа для потребителей. Если это так, то население, бюджетные организации и промышленность вынуждены будут платить повышенную (на величину арендной платы) цену. И для чего тогда весь этот сыр-бор? Невольно вспоминается недавний арест перед телекамерами главы ГСЧС и его зама…
Тем не менее 9 апреля 290 депутатов ВР проголосовали за Закон «О рынке природного газа» и 213-ю поправку. Напомню, 5 марта закон был принят в первом чтении. Основной целью законопроекта, повторюсь, является «создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа в Украине с учетом основных требований законодательства ЕС».
Государству осталось определить, что с газораспределительными сетями делать дальше. Из закона следует, что все действия субъектов рынка газа будут подчинены законодательно утвержденным кодексам:
— об операторе газотранспортной системы, в данный момент это «Укртрансгаз»;
— об операторе подземных хранилищ газа;
— об операторе газораспределительных систем (сейчас это облгазы), 80% из которых на сегодняшний день фактически контролируются Дмитрием Фирташем.
Государству в лице Минэнергоугольпрома, НКРЭКУ (или другого регулятора), Фонда госимущества и той же НАК еще предстоит определить механизм передачи контроля над государственными газораспределительными сетями низкого давления, которыми сейчас пользуются облгазы, другим операторам либо узаконить их права. Причем надо быть готовыми к тому, что на каждый сантиметр этих сетей права собственности могут одновременно предъявить несколько не просто арендаторов, а владельцев. Ведь строительство части газораспределительных сетей финансировали граждане (или сообщества граждан, например, кооперативы и т.д.).
Покер как разновидность континентальной газовой игры
Пока закон «О рынке природного газа» закрепляет в Украине сложившиеся в Евросоюзе экономически обоснованные подходы к организации работы газового рынка, Украине в целом и «Нафтогазу», в частности, как предполагается ЕК, в середине апреля предстоит снова вести дебаты в формате Украина—Еврокомиссия—РФ. Скорее всего, на этот раз в Берлине. Хотя если в результате все окажутся в Брюсселе или Монако, это мало что изменит.
В начале апреля ни Еврокомиссия, ни Украина не ожидали (ну чтобы так откровенно), что Россия пойдет на такие уступки в вопросах поставок газа по сравнению даже с «зимним пакетом», который фактически был принят на ее условиях. Хоть и на два-три месяца. Цену для Украины россияне снизили чуть ли не ниже европейской, в частности, за счет очередной 100-долларовой скидки. Штрафы за минимальную покупку российского газа пока не берут. В чем подвох?
Газ на неконтролируемую территорию «ДНР» и «ЛНР» «Газпром» поставляет (уже свыше 400 млн кубометров насчитали), но и он, и Путин утверждают, что это добровольная помощь РФ, как они говорят, «нашим партнерам». Но вопрос об этих спорных поставках еще в начале апреля вынесли за скобки текущих переговоров, хотя могут и передумать. По крайней мере, министр энергетики РФ грозит украинской стороне судом… за неоплату за поставки газа их партнерам на Донбассе. Возможно, это и есть реальная причина несогласованности даты трехсторонних переговоров?
О чем пойдет речь на предстоящих переговорах, если они состоятся в ближайшее время?
«Газпром» намерен удержать свои оставшиеся позиции на рынке газа Украины и Европы. За ценой не постоит. Тем более что 5,5–6 млрд долл. на еврорынке российская компания на этих рынках уже потеряла.
Европа хочет быть уверена, что РФ не прекратит или максимально не ограничит поставки в период закачки газа в хранилища, а главное — с наступлением холодов. И хотела бы этот так называемый летний пакет зафиксировать и продлить до весны 2016-го.
Того же, в общем-то, хочет и Украина. Плюс выждать, пока цены на рынке газа в третьем квартале 2015 г. еще больше упадут (есть такие небезосновательные надежды с учетом того же тренда нефтерынка, к которому привязана формула цены российского газа для «Нафтогаза»). Хотя нет никаких гарантий, что в один прекрасный момент правительство РФ в одностороннем порядке, как это было в начале 2014-го, не «ликвидирует» в очередной раз обещанную стодолларовую скидку на газ. Вести переговоры с агрессором, даже при посредничестве Еврокомиссии, — непростое дело.
Еврокомиссия, хорошо помня газовые кризисы 2004-го, 2006-го и особенно января 2009-го и осени 2014-го, вызвалась в очередной раз быть посредником между Киевом и Москвой. Помните, еврокомиссар Г. Оттингер курсировал между Киевом и Москвой, уговаривая стороны сблизить позиции на очередном раунде переговоров в октябре 2014 г.? (Теперь это забота другого еврокомиссара). Компромисс найти не удавалось. Тогда Еврокомиссия предложила Украине и РФ принять временный «зимний пакет» на период с ноября 2014-го по 31 марта 2015 г., отложив таким образом окончательное урегулирование спорных вопросов до решения Стокгольмского арбитража. В результате многосложных переговоров, под давлением ЕС и ЕК, пообещавших финансовую помощь Украине в оплате долгов и закупке российского газа с ноября 2014-го по начало апреля 2015-го, в ночь на 31 октября в Брюсселе был подписан тот самый «зимний пакет».
Вот так и перезимовали. Теперь речь о том, как будем жить и зимовать дальше — и ЕС, и Украина, и РФ.
Если бы словаки открыли «большой реверс» для Украины… По сведениям источников ZN.UA, на это очень надеется Украина и в принципе в конце лета на это может пойти Словакия. Но кто здесь блефует, сложно предугадать.
Для Украины и «Нафтогаза» «большой реверс» не означает отказ от газпромовского газа. Это бОльшая возможность маневра: закупать газ там, тогда и именно столько, где это наиболее выгодно.
Но, как вы понимаете, такая свобода маневра Украины вовсе не устраивает «Газпром» и РФ. Да и не то чтобы очень уж нравилась Европе (им своих хватает…). Так что сюрпризов можно ожидать. В конце концов, россияне тоже могут какое-то время блефовать, как и прежде. Они ведь тоже играют в эту континентальную игру.
- Информация о материале
Декоммунизация: истории иллюзии
Вообще-то наша держава имеет свойство наступать на одни и те же грабли по 40 раз. Почему — ну так получилось, что населению Украины, а также прочих постсоветских территорий раз в пять лет полностью форматируют мозг. Если почитать старые газеты от 1980-90-какого-то года или от 2004-10, просто диву даешься — один-в-один наша ситуация! В частности с декоммунизацией…
Вообще — трудно было запретить то, во что не сильно и верили. Особенно в «верхах». Под конец своего существования великая держава СССР вместо строительства коммунизма тихо сидела на сырьевой игле, иногда побряцивая ядерным оружием (да, В. Путин не оригинален). Последним хотя бы отчасти идейным поколением номенклатуры оставались дедывоевавшие, вроде первого секретаря ЦК Компартии Украины В.Щербицкого. Но им в спину уже дышали генерации пробивных комсомольских активистов, о которых говорили «мальчики-ножички, по жизни – как по маслу». Эти ребята в привозных западных костюмах, с паркеровскими ручками, буржуйскими замашками и белозубыми голливудскими улыбками не верили ни в Бога, ни в черта (ни в Рай, ни в Ад), ни в ЦК КПСС. Главной гос. идеей с тех пор и до наших дней становится тотальный и тоталитарный цинизм…
Итак — Компартию уже однажды запрещали! Сразу после провозглашения Незалежности, а точнее — в 1991г. Цепко державшие власть советские номенклатурщики решили порадовать депутатов-руховцев, для которых запрет поганых коммунистов был важнее повального разграбления страны. С тех пор культурологическое этно-украинство напару с антикоммунизмом стали той самой безотказной костью, которую всегда можно вовремя бросить либералам и демократам, чтобы не выпендривались…
Тогда же был сброшен первый символ неправильного тоталитаризма – громадная скульптура Ленина с большевиками на Майдане, известная в народе как «Ленин под конвоем» или «Ленин с собутыльниками» (аккурат напротив в другом конце площади находилась совдеповская наливайка). Скульптуру не очень любили, однако ее снос переживали болезненно – яко частичную потерю сакральности центральной площадью столицы. Эта рана затянулась только с появленим «Гали на колонне»…
Остальные памятники крушили стихийно и бессистемно. Дело в том, что более-менее здравая часть руховцев периодически выходила из патриотического кумара и начинала задавать вопросы из серии «почему реформы не продвигаются, народ беднеет, временные трудности никак не закончатся, а бывшие гэбисты отмывают золото партии»… Тогда им позволяли снести пару – тройку тоталитарных символов, по случаю патриотической даты. Опосля чего ребята в вышиванках облегченно вздыхали – «все-таки перемога, а не зрада!»…
Тем временем на левом крае проистекали свои бродильне процессы. Компартия СССР окончательно канула в Лету. Зато появилась масса «дочек» старой доброй КПСС с новой аббревиатурой и старой номенклатурой. Были и соцпартия, и прогрессивная соцпартия, и рабочие трудовые партии… Очень трудно оказалось в нищей, хоть и евроориентированной, стране похоронить левую идеологию! Это было время вторых секретарей. Первые подались в более престижные проекты, задорные комсомольские менеджеры ударились в бизнес, притом иногда коммерческие структуры регистрировались прямо по юрадресу бывших райкомов комсомола. А вечно вторые остались на хозяйстве в компании призрака коммунизма да пыльного знамени – стеречь партийное добро, чтобы не растащили раньше времени. В конце концов они решили – уж лучше такой утлый стартовый капитал, чем вообще никакого! Хотя акции левой идеологии сильно обесценились, но окончательно не прогорели. Середину 90х принято считать периодом рождения «новой левой», которая, увы, в конце концов, оказалась и не новой, и не левой, хотя потуги предпринимались…
Левая гвардия 90х была угарной смесью активистов, карьеристов, идейных максималистов, шахтеров, стучащих касками, возмущенных ветеранов, провокаторов, профсоюзников, обкомовских служак и хипстеров, которых они еще недавно преследовали. С очень разными программами, целями и степенью искренности. Их объединяли только разочарование в диком капитализме, общие положения, красный флаг и совместные акции. В том числе — ритуальные походы к памятнику Ленина на Бессарабке, который с 90х годов правые порывались снести, а левые – отстоять.
Ежегодный батл под Ильичом с криками, матами, пятью кордонами милиции, а также традиционная драка между собой и с ментами, «Коммуняку на гилляку!» и «Смерть бандеровским фашистам» стали чем-то вроде доброй киевской традиции. Когда 7 ноября и 1 мая никто никому не бил морду на Бессарабке, киевляне уже слегка напрягались – что-то тут не то… Хотя юные участники стычек запросто потом пересекались на каком-нибудь поэтическом фесте или рок-сейшене, другие активисты могли вместе работать. Вражда никогда не выходила за пределы конкретных акций. Киев долгое время был достаточно толерантным городом.
Власти политический расклад «стенка на стенку» вполне устраивал – обыватели ошалели от свалившихся перемен, криминального беспредела, бесконечных «болезненных реформ» с сомнительным результатом и видели в любой власти последнюю гарантию стабильности. И все-таки 90е – пик популярности левых сил, которые после запрета коммунистов и войны с памятниками обрели еще и ореол страдальцев за идею (хотя компартию Украины тихой сапой разрешили уже в 1993г.). На Андреевском появляются майки с полузапрещенными серпом и молотом, выйти в такой на улицу уже считается подвигом, а не идиотизмом, лихо идет торговля советской символикой. Все левое превращается в тренд до такой степени, что когда несколько главных олигархов страны решили создать свою партию, то назвали ее… социал-демократической (уже почти мифическая СДПУо им В.Медведчука!).
Когда количество «левых» начало зашкаливать, они сумели собраться с силами и погнать к такой-то матери условно «патриотическую» номенклатуру Кравчука и состоявшую при нем тусовку руховцев. Батька Кучма пришел под знаменем левого реванша, правда, левый с него оказался, как с Кравчука правый. Деребан бывшей-настоящей номенклатуры успешно продолжался. У Кучмарика хватало ума периодически использовать карту «коммунистического реванша» и исправно натравливать правых на левых и наоборот. Правда, поначалу парламентские левые рассчитывали на определенную благодарность от косноязычного парторга Южмаша и выполнение им данных обещаний. Но ему уже было и с кем делится, и перед кем отчитываться… Быстрее всех сориентировались воскресшие коммунисты – если власть не сдается, то на этом всегда можно попиариться. С тех пор их неизменным принципом является «Должности наши, но ответственность — антинародного режима!»
А в целом левое движение сгубило в аккурат то же, что и правое – где два левых украинца, там три генеральных секретаря! Крестовый поход против буржуев, предательской номенклатуры и МВФ закончился с первой попыткой создания единого движения. За которым последовали предложения, от которых трудно отказаться. Одних пригласили, других перекупили. Остались немногочисленные энтузиасты. Эти несостоявшиеся Павки Корчагины родились на улицах, как политики, и там же и постарели… Так и не выработав ни стратегии, ни тактики, ни новых принципов и целей левого движения. Правда, у спарринг-партнеров по бессарабским боям дела шли не лучше – «Рух» раскалывался, дробился, бил горшки со скандалами … В результате – начало нулевых правые и левые встречали у одного разбитого корыта.
На правом фланге уперто маячили разве что мрачные унсовцы, на левом – загадочная Конфедерация анархистов да Молодые социалисты, у которых появился довольно харизматичный вожак. Остальные герои 90х погрязли в войнах между собой, дележе портфелей и продаже остатков принципов, у кого они были.
В принципе – Л.Кучме не нужно было много левых. Партия Петра Николаевича неплохо исполняла роль угрозы «левого реванша», надежды для бедных, ностальгического клуба «Назад в СССР», а также лучшего друга братской России. Его даже выставляли на выборы под слоганом «Или Кучма, или Симоненко». Именно Л.Кучма, а не Янык зачистил политическое поле Украины от всех более-менее идеологических партий. Остались клубы по финансовым интересам.
Движения, которые и могли стать реально авторитетной левой силой молодого и – будем называть вещи своими именами – нищего антисоциального государства скатывались в ностальгическое болото или выживались на маргинез. Популярные положения левой идеологии начали хаотично размываться по неупорядоченному политическому спектру Украины, всплывая иногда в самых неожиданных местах. Сейчас уже никого не удивляет, когда за них ратуют то бывшая «газовая принцесса» 90х, то ВО «Свобода»…
Тем временем на бочке под названием «Бывшая советская Украина» обручи уже трещали. Вырвавшись из-под идеологического пресса, разные регионы потихоньку приходили в себя. Кто-то вспоминал жизнь до Советов, кто-то — времена гетьманщины, а кому-то кроме стройки коммунизма и «Спят курганы темные…» вспомнить было нечего… Вместо старой идеологии образовалась торичеллиева пустота. Страна тихо разбредалась, без войны – и то хорошо! Иногда казалось, что всех объединяет только нищета, отчаяние и полное отсутствие перспектив. Тогда же, в начале нулевых, сложились т.н. «электоральные гетто» — выборные предпочтения разных регионов. А точнее — националистический Запад, советские-провластные Крым и Восток, пофигистически здравомыслящий Юг, социалистические, но вполне патриотичные селянские Сиверщина с Полтавщиной. И зашибенно-веселый город-праздник Киев, где можно было подраться в кайф под мраморным вождем, а потом через недельку вместе пить пиво и обсуждать высокие материи, или — «в какой мы все заднице». Насколько упомянутые гетто условны – знали только изнутри. Хотя бы потому, что Закарпатье традиционно голосовало за социалистов, Днепр и Кировоград – за оппозицию, а Крым не голосовал вообще…
Но все это казалось скорее просто привычкой выбирать своих, никому не нужным ритуалом. Потому как и правые, и левые поняли наконец – у страны появились новые хозяева, не менее жестокие и авторитарные, чем партийно-кгбешная номенклатура, а если хорошо присмотреться – то она же, родимая, дополненная бывшими и настоящими бандитами. О борьбе с коммунизмом уже все забыли, кроме все тех же унсовцев, которые периодически обливали краской какой-нибудь «тоталитарный символ» или отбивали нос очередному мраморному начальнику. Опосля чего левые «врубали ответку» и пламенно боролись с фашизмом, окрашивая все, что с оселедцем…
Потом батьку Кучму переизбрали в 1999 году на пост президента (во многом от безнадеги – «или Симоненко»), в стране наступил общенациональный траур и ощущение близкого конца. Никто еще не знал, что самые темные украинские ночи перед рассветом…
Я понимаю, что мои длинные опусы всех тут раздражают, посему – если есть желание – краткое содержание Дубля №2. Взрыв на болоте. «Украина без Кучмы», «Повстань Україно» и снова палатки. Как красно-черные и красные флаги висели рядом и кого это неслабо перепугало, на кого возлагали надежды, увы. Новые левые – старые грабли. Чем занимался провиднык Ярош. Возвращение на улицу блудных активистов, или «сходили во власть, получили по мозгам». Вечный как Ленин в мавзолее Симоненко – посады и «борьба». Попытка либерального центра — политики-менеджеры – Ющенко, Юля, мегаблоки-«пылесосы», синтетические идеологии, пиар – чего изволите. Новая национальная забава – захваты офиса Компартии. Первое призвание донцов на царство -погорячились. А в это время – Встающаясколен и Ностальгия…
А если неохота читать всю эту «допотопную муть» — может, стоит задуматься о той, что уже пришлось прочитать?
- Информация о материале
Страница 810 из 2102
