Закон №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014, который вступил в законную силу 1 января 2015 г., существенно понизил уровень доходов судей. Напомним, в соответствии с п. 36 этого закона, должностной оклад судьи местного суда уменьшился с 15 минимальных зарплат (МЗП) до 10. А согласно п. 10 заключительных положений того же закона, в 2015 г. максимальный размер, в частности, судейского вознаграждения был ограничен еще больше – до 7 МЗП (при сокращении численности работников – до 10 МЗП).

Но судя по всему, положению об ограничении судейского вознаграждения 7 МЗП осталось существовать недолго, ведь Законом №213-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2.03.2015, вступившим в силу 1 апреля с. г., названный выше п. 10 признан утратившим силу. Почему положения, которые влияют на уровень судейского вознаграждения, находятся в законе о пенсионном обеспечении, остается неразгаданной тайной нашего парламента.

Судейская зарплата: история

Известно, что до 2010 г. вопрос зарплаты судей регулировался постановлением Кабмина №865 «Об оплате труда и ежемесячном денежном содержании судей» от 3.09.2005. Традиционно уровень зарплаты судьи привязывался к минимальной зарплате. Например, оклад судьи районного суда Киева определялся в размере 8 МЗП. Кроме оклада, существовали и другие выплаты: доплата за научную степень кандидата или доктора наук в размере, соответственно, 15% и 20% должностного оклада; надбавка за почетное звание «Заслуженный юрист Украины» – 15% должностного оклада; надбавка за квалификационный класс – от 275 до 400 грн в зависимости от класса; надбавка за выслугу лет в процентах от оклада с учетом надбавки за квалифкласс. Были и другие надбавки, не говоря уже о премиях. Максимального лимита для судейского вознаграждения не существовало, а возрастание дохода судьи справедливо зависело от его личных заслуг, квалификации, верности профессии (выслуга лет) и пр.

Многое изменилось с принятием Закона №2453-VI «О судоустройстве и статусе судей» от 7.07.2010. В контексте вознаграждения судьи у этого законодательного акта было, как минимум, несколько плюсов (по крайней мере, они декларировались изначально). Во-первых, на законодательном уровне было предусмотрено постепенное возрастание уровня оклада судьи до 15 минимальных заработных плат: с 1 января 2011 г. – 6 МЗП; с 1 января 2012 г. – 8 МЗП; с 1 января 2013 г. – 10 МЗП; с 1 января 2014 г. – 12 МЗП; с 1 января 2015 г. – 15 МЗП.

Вторым плюсом можно назвать то, что не оставались без внимания усилия судей. Так, было предусмотрено, что судейское вознаграждение состоит не только из должностного оклада, но и из доплат за: выслугу лет; пребывание на административной должности в суде; ученую степень; работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне. Кроме того, в стремлении к объективности был учтен фактор инстанции суда – должностные оклады судей устанавливались пропорционально должностному окладу судьи местного суда с коэффициентом: судьи апелляционного суда – 1,1; судьи высшего спецсуда – 1,2; судьи ВСУ и КСУ – 1,3.

Однако не все эти положения были воплощены в жизнь: Законом №716-VII от 19.12.2013 абз. 5 ч. 3 ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» был исключен, и повышение судейского вознаграждения в 2014 г. до 12 МЗП отменено. А Законом №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 был исключен и абз. 6 названной выше ст. 129. В результате оклад судьи «застрял» на уровне 2013 г. – 10 минимальных зарплат. Больше в ст. 129 исключать было нечего, но парламентарии не растерялись – тем же Законом №76-VIII они заменили в абз. 1 ч. 1 этой статьи число 15 на 10, и таким образом 10 МЗП стали максимальным размером должностного оклада судьи. Без какой-либо перспективы возрастания – инфляция пусть подождет.

Более того, если ранее в ст. 129 было предусмотрено, что судейское вознаграждение регулируется Законом «О судоустройстве и статусе судей», Законом «О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами, то Закон №76-VIII последнее словосочетание исключил. Зато добавил в эту же статью ч. 9, в соответствии с которой судье с момента окончания его полномочий до момента принятия решения о его увольнении (отставке) можно было выплачивать судейское вознаграждение в размере 1 МЗП в расчете за полный календарный месяц.

Итак, Законом №76-VIII в 2015 г. максимальный размер судейского вознаграждения был ограничен 7 размерами МЗП. Причем под этот лимит подпали не только оклад судьи, но и премии, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет, пребывание на административной должности, ученую степень и пр. В итоге даже если судья проработал 30 лет, был кандидатом юридических наук и председателям суда, все равно его вознаграждение не превышало бы 8,5 тыс. грн.

Новейшие изменения

Теперь рассмотрим свежие нормы Закона «О судоустройстве и статусе судьей» в редакции Закона №192-VIII «Об обеспечении права на справедливый суд». Как известно, согласно ему, судейское вознаграждение снова должно регулироваться исключительно законами «О судоустройстве и статусе судьей» и »О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами. А теперь сконцентрируем внимание на ст. 133 новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судьей», посвященной судейскому вознаграждению.

Судейское вознаграждение состоит из должностного оклада и доплат:

за выслугу лет: при наличии стажа работы более 3 лет – в размере 15%, более 5 лет – 20%, более 10 лет – 30%, более 15 лет – 40%, более 20 лет – 50%, более 25 лет – 60%, более 30 лет – 70%, более 35 лет – 80% должностного оклада. Судьям Конституционного Суда Украины, которые впервые назначены на должность судьи, выплачивается ежемесячная доплата за выслугу лет в размере 5,5% за каждый год работы;

за занятие административной должности в суде: судьям, которые занимают должности зампредседателя суда, секретаря судебной палаты, секретаря пленума высшего спецсуда, секретаря Пленума Верховного Суда, должна выплачиваться ежемесячная доплата в размере 5% должностного оклада судьи соответствующего суда, председателю суда – 10% должностного оклада судьи соответствующего суда;

за научную степень: судьям должна выплачиваться ежемесячная доплата за ученую степень кандидата (доктора философии) или доктора наук по соответствующей специальности в размере соответственно 15% и 20% должностного оклада судьи соответствующего суда;

за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне. Размер этой ежемесячной доплаты зависит от степени секретности информации: сведения и их носители, имеющие степень секретности «Секретно» или «Совершенно секретно» – в размере, соответственно, 5% и 10% должностного оклада судьи соответствующего суда.

Должностной оклад судьи местного суда останется на уровне 10 минимальных заработных плат. Как видим, оклад судьи даже в новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судьей» остался на уровне 2013 г.

Должностные оклады других судей будут устанавливаться пропорционально должностному окладу судьи местного суда с коэффициентом:

судьи апелляционного суда – 1,1;

судьи высшего специализированного суда – 1,2;

судьи Верховного Суда Украины и Конституционного Суда Украины – 1,3.

Стоит отметить, что судья, который не осуществляет правосудие (за исключением временной нетрудоспособности или пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске), не будет иметь права на получение доплат к должностному окладу. А общие расходы на обеспечение выплаты судейского вознаграждения будут осуществляться по отдельному коду экономической классификации.

Как видим, в ст. 133 новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судьей» никаких лимитов судейского вознаграждения не предусмотрено, речь о его ограничении 7 «минималками» не идет. А в разд. II Закона №217-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2.03.2015 п. 10 заключительных положений Закона №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014, установивший ограничение на судейское вознаграждение на 2015 г. в размере 7 МЗП, был признан утратившим силу, и с 1 апреля лимит должен быть отменен.

Но не стоит забывать, что в Законе №80-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 дальновидно предусмотрены нормы, в соответствии с которыми положения Закона «О судоустройстве и статусе судей» (учитывая изменения, внесенные Законом №217-VIII) применяются в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования. Т. е. у Кабмина есть законная «отмашка»: в бюджете денег нет!

Чтобы окончательно разобраться, какую зарплату судьи получают «на руки», нельзя забывать и о налогах. С доходов судьи удерживают:

единый социальный взнос для госслужащих в размере 6,1%, т. е. не обычная ставка для наемных работников в 3,6%, а повышенная, как для плательщиков, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, предоставляющий право на получение пенсии в соответствии со специальным законодательством;

налог с доходов – 15%;

военный сбор – 1,5%.

Сколько получают работники аппарата суда

Оплата труда судейских работников – традиционно дело очень запутанное, ведь список законов и подзаконных нормативных актов, которые влияют на уровень дохода работников судебной системы, широк и разнообразен.

Существует несколько «древних», но все еще действующих постановлений Кабмина. В частности, постановлением КМУ №268 от 09.03.2006 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (в редакции постановления КМУ №700 от 12.05.2007) утверждены схемы окладов работников судов по категориям должностей. Они установлены для всех специализаций судов и по группам областей. Условия оплаты труда, утвержденные этим постановлением, применяются с 1 мая 2007 г. А постановлением КМУ №34 от 06.02.2008 должностные оклады сотрудников судов с 1 февраля 2008 г. были повышены на 45% согласно утвержденным схемам.

Однако уровень должностных окладов, предусмотренный указанными выше постановлениями, давно не поспевает не то что за среднестатистической, но даже за установленной государством минимальной зарплатой. В связи с этим почти всем категориям должностей сотрудников аппарата установлены оклады в размере минимальной зарплаты. На момент написания статьи МЗП, из которой рассчитывался оклад работника суда, составлял 1218 грн.

Кроме постановлений КМУ, к уровню доходов работников суда имеет прямое отношение Закон «О государственной службе», нормы которого устанавливают обязательные выплаты госслужащим. В соответствии со ст. 33 этого закона, кроме непосредственно должностного оклада, в структуру зарплаты госслужащего входят такие обязательные выплаты, как надбавки за ранг, за выслугу лет и др. (например, доплата за научную степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности). А в соответствии со ст. 35, при выходе в отпуск госслужащим в обязательном порядке должна предоставляться помощь на оздоровление в размере не меньше должностного оклада. Кроме того, существует также помощь на решение социально-бытовых вопросов в размере, не превышающем среднемесячную зарплату работника – ее выплата предусмотрена постановлением КМУ №268 и не является обязательной.

К слову, о необязательных составляющих зарплаты. В соответствии все с тем же постановлением №268, таковыми являются:

надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы;

доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников;

ежемесячная премия.

Право на их выплату остается за руководителями аппарата судов в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

При этом работники аппарата платят налоги в тех же процентах, что и судьи, а именно: единый социальный взнос – 6,1%, налог с доходов – 15% и военный сбор – 1,5%.

Есть ли надежда на повышение зарплаты?

Опять-таки, непонятно почему, но нормы, влияющие на зарплату работников аппарата суда, оказались в новом Законе «О прокуратуре» №1697-VII от 14.10.2014. Так, в п. 59 раздела XII заключительных положений этого закона предусмотрено дополнение ч. 1 ст. 144 Закона «О судоустройстве и статусе судей» абз. 2, в соответствии с которым размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей госслужащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. А должностные оклады работников, должности которых отнесены к каждой следующей категории, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей госслужащих.

Кстати, согласно п. 2 ч. 13 разд. XIII переходных положений Закона «О прокуратуре», КМУ обязан в срок не более 2 месяцев со дня, следующего за днем опубликования указанного закона, внести на рассмотрения ВР предложения о приведении законодательных актов в соответствие с Законом «О прокуратуре», в частности, с целью обеспечения увеличения расходов Госбюджета на оплату труда работников аппарата судов и установления им должностных окладов не меньше, чем предусмотрено Законом «О судоустройстве и статусе судей».

Однако, как уже упоминалось, согласно п. 9 заключительных положений Закона «О государственном бюджете на 2015 год» нормы и положения Закона «О судоустройстве и статусе судей» действуют в рамках, установленных КМУ, исходя из существующих финансовых ресурсов. И судя по кошелькам и карманам работников аппарата судов, их надежды на Закон «О прокуратуре» не оправдались.

Но людей нельзя оставлять без надежды. И такая надежда заложена в положениях Закона «Об обеспечении права на справедливый суд». Именно этим законом утверждена новая редакция ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей», которая отвечает за материальное, бытовое обеспечение и социальную защиту работников судебной системы. В соответствии с ч. 1 указанной статьи, размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей госслужащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей госслужащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников, должности которых отнесены к предыдущей категории. Т. е. неисполненные нормы Закона «О прокуратуре» перекочевали в Закон «Об обеспечении права на справедливый суд». Однако здесь есть два «но».

Во-первых, повышение зарплаты работникам аппарата судов может быть приостановлено волей КМУ. Хотя он и обязан привести свои нормативно-правовые акты (в частности, и описанное выше постановление №268 от 09.03.2006) в соответствие с Законом «Об обеспечении права на справедливый суд» в 3-месячный срок со дня его вступления в силу, у него все же остается путь к отступлению от «буквы закона» – п. 9 заключительных положений Закона «О Государственном бюджете на 2015 год».

Во-вторых, хотя в соответствии с уже упомянутой ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» размер заработной платы работников аппарата судов, Государственной судебной администрации, Высшей квалификационной комиссии судей, Национальной школы судей, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньше, чем у соответствующих категорий госслужащих органов законодательной и исполнительной власти, известна позиция Минсоцполитики. Она заключается в следующем: «Составление условий оплаты труда работников аппарата, в частности повышение должностных окладов целесообразно рассматривать на единых началах при составлении условий оплаты труда государственных служащих с учетом финансовых возможностей бюджета». Т. е. если и повышать уровень должностных окладов, то всем.

* * *

Из изложенного выше вытекает неутешительный вывод. В законе предусмотрено и повышение окладов работникам суда, и снятие ограничения вознаграждения судьи 7 размерами минимальной зарплаты. Но фактически на исполнения закона денег нет. А вот обязанность выполнять закон есть. Единственная надежда найти деньги – судебный сбор. Но она тоже весьма сомнительна, ведь повышение ставок судебного сбора может повлечь уменьшение количества желающих обратиться в суд.

Сколько будут получать в судах на временно оккупированной территории?

Судьям из судов, находящихся на оккупированной территории АРК, Донецкой и Луганской областей, которые были временно прикреплены к штату судов, функционирующих на подконтрольной Украине территории (на основании решений ССУ №18 от 25.04.2014 и №76 от 23.12.2014), решение о переводе которых не принято до 28.03.2015, прекращается начисление судейского вознаграждения до их прикрепления в порядке, предусмотренном п. 10 заключительных и переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд». Таким судьям необходимо обратиться в ВККС для решения вопроса о прикреплении в другой суд того же уровня в другой местности в соответствии с новым порядком на срок не более 6 месяцев. Такие судьи будут получать должностные оклады, но без соответствующих доплат.