Главная
Космический корабль «Новороссия»
Зашел я на днях на страничку в ФБ одного моего старого знакомого, музыкального критика. Там была запись, содержание ее примерно следующее. Во дворе у него (Артем его зовут) по ночам какие-то люди выпивают и орут. Немного мешают Артему заниматься своими делами (спать, работать). Но не слишком. Поскольку у него самого музыка играет всю ночь и заглушает, в общем, эти вопли. И пишет он о них исключительно ради своих вечных изысканий в «народном менталитете».
Читатели не обратили внимание на приписку о менталитете и затеяли спор, следует ли Артему выказать свои мачизм, то есть пойти «разобраться» с орущими. Или оставить все как есть. Более ста коментов там было о сути мачизма, да (как ее понимают постоянные читатели странички).
В Луганске по ночам уже никто давно не орет. Последний раз я пьяные выкрики слышал еще прошлым летом. После чего приехал патруль, и крики быстро затихли.
Максимум, что можно услышать ночью – это автоматные очереди.
Очень хотелось написать об этом в дискуссии у музыкального критика, но я сдержался. До меня уже начинает доходить, что такого рода коменты всем оставшимся миром воспринимаются, как занятная экзотика, не более. Ну, вот есть миры, где в порядке решения проблем аборигены бьют в тамтамы и плюются отравленными иглами дикобраза. А есть миры, где давно не пользуются наличными деньгами, а просто суют свою кредитную карточку. Или, даже просто дают просканировать специальному устройству отпечаток пальца, и все.
Интересно об этом знать или даже услышать реплику от человека, постоянно живущего в таком мире. Но дураку понятно, что у них там своя свадьба, а тут у нас своя. Свой подход к делу. Свои проблемы и способы их решения.
В этом мире крики пьяного человека за окном – проблема. Ее нужно решать. Или не решать. Или по ее материалам писать книгу в пятьсот страниц «Народная душа и место в ней ночного крика за окном после совместного распития вина» (название вина и завода – изготовителя не указываем, чтобы не делать рекламы, поскольку производитель не заказывал).
Мы словно летим на космическом корабле, который стартовал с земли больше года назад, на неведомую планету. И с каждым днем удаляемся все больше от того, что осталось там, на Земле.
Есть товарищи, которые уверены, что корабль можно развернуть на 180 градусов, вернуться обратно и «все станет, как было».
У меня другое предположение: миссия этого корабля – разведка. И скоро все остальное население Земли полетит в том же направлении.
Так что нам лучше. Раньше начнешь – раньше достигнешь конечного пункта. Раньше всех научишься питаться тем, что можно вырастить в бортовой оранжерее. Получать новые товары только с торговой ракеты. Вдыхать не раньше, чем произведешь специальным прибором анализ окружающей атмосферы.
По этой причине все телодвижения по поводу беженства мне кажутся малоосмысленными. Думается, что беженцы просто пытаются оттянуть свой старт к далекой звезде, цепляются за это вот все, привычное, родное, до дыр заношенное. За жизнь, сутью которой является «покой», а разборки подвыпивших людей там, на улице, от которой отгораживают стены дома, три двери с кодовыми замками, евроокна – это проблема. Проблемища!
Относится к прошлой жизни, находясь здесь, можно по-разному. Многие по ней скучают. Завидуют этому музыкальному критику и миллионам таких же, как он.
Есть те, кто считает своим долгом возращение прошлой жизни Луганск и прилежащие к нему окрестности. Даже можно прочесть на некоторых страничках: «Я очень хочу, чтобы в Луганск вернулась былая власть». Это в смысле – Кравченко и Ефремов и всем известные люди их команды?
Всерьез это воспринимать просто невозможно тому, кто владеет проблемой. Ну, разве что сами эти странички принадлежат Кравченко и Ефремову.
Ни у истории, ни у жизни нет ни сослагательного наклонения, ни обратного хода. Так, как было, уже не будет, это ясно.
И посему после освежающего ночного отдыха (за окном-то никто не кричал, не мешал спать), луганчанин сегодня решает текущие проблемы. Например, если у него еще остались гривни, то обращать их в товары (как вариант: менять на доллары, рубли) или пока нет. Как ни странно, кое у кого гривни еще остались. Именно этим можно объяснить, я думаю, покупку в магазине неподалеку богатых ковров. Увидев такую картину, я долго думал, с какого перепугу это сейчас можно делать в Луганске. Потом дошло. Слухи о том, что гривни окончательно выйдут из обращения, ходят не столь давно, но упорно. Следовательно, обыватель, далекий от валютных махинаций просто пытается вложить гривни в товары.
Так же ходят слухи о выдаче российских паспортов. Я с трудом себе представляю юридическую базу такого шага, и тем не менее (в гармоничной личности теоретик, исследующий логические связки явлений, спокойно уживается с практиком, которому выгода значительнее важнее, чем логика) тут же начинаю размышлять, что мне это даст.
Размышлять об этом – пустое занятие, поскольку абсолютно неизвестно, какова будет законодательная база к моменту раздачи таких паспортов. Может, тогда они будут единственным валидным документом для установления личности, например.
Большинство же луганчан до таких изысков умозрительности не доходит, а действует по принципу: если за чем-то стоит очередь, то продают или раздают нужное и важное, стало быть, и я встану, постою и получу.
Что доказывает простую вещь: в главном луганчане пока еще не сильно далеко зашли в своем отличии от всего остального мира. Впрочем, вполне возможно, что сходство с обителями наружного мира больше всего выражено у тех луганчан, которые на этом космическом корабле не подпущены к рычагам управления.
Их взяли в полет с одной-единственной целью: обеспечить прирост населения на той планете, которая является конечным пунктом путешествия.
Носители генофонда, так сказать.
Может, таких еще высадят с корабля, по мере уточнения целей и задач путешествия.
- Информация о материале
Святаш продав Харківщині п’ять шкільних автобусів за 4 мільйони
Департамент науки і освіти Харківської облдержадміністрації 14 серпня уклав договір з ПІІ «Автоінвестстрой-Брок» на постачання п’яти шкільних автобусів на суму 4,46 млн грн.Про це йдеться у «Віснику державних закупівель».
Автобуси повинні бути 2013-2015 років випуску з пробігом не більше 1000 кілометрів, з витратою палива не більше 19 л на 100 км при середній швидкості 60 км/год. Моторесурс двигуна транспортного засобу повинен бути розрахований не менш ніж на 500 тис км, крім того корозійна стійкість кузову має бути не менше десяти років.
Автобус також має відповідати екологічним нормам не нижче EVRO-3, обслуговуватися на СТО на території регіону та мати гарантію – два роки.
Пасажировмісність – не менш ніж 25 осіб.
Автобуси планують передати у Богодухівській, Кегичівський, Вовчанський, Нововодолажський та Сахновщанський райони Харківської області.
Переможцем торгів стало підприємство з іноземними інвестиціями «Автоінвестстрой-Брок» з групи АІС народного депутата Дмитра Святаша (депутатська група «Відродження»). Номільнальним засновником фірми є кіпрська компанія «Радолін Трейдінг лімітед». Офіційним бенефіціаром вказана Марія Чанзіантона. Директором підприємства з травня є Микола Онищенко.
Також в торгах прийняли участь ПАТ «Чернігівський автозавод», яке разом з ПАТ «Бориспільський автозавод» входить до корпорації «Еталон».
Власниками ПАТ «Чернігівський автозавод» є Володимир Бутко та швейцарська фірма «Bodmin AG» Петера Герберта Швотцера.
Автозавод пропонував поставити автобусу за 5,15 млн. грн.
Крім того, в торгах прийняло участь ТОВ «Окраїна» Олександра Рибальченко, який є офіційним ділером Бориспільского автозаводу. Пропозиція «Окраїни» на торгах склала 5,47 млн. грн.
У липні ПАТ «Чернігівський автозавод» виграло тендер на поставку двох шкільних автобусів до Харківської області вартістю 2,07 млн. грн.
- Информация о материале
Фальшивка від тричі генпрокурора. Кругова порука з елементами фарсу
Розслідувати складні кримінальні справи є невдячним заняттям, бо немає гарантій, що роки збору доказової бази зрештою виведуть на злочинця або гарантуватимуть вирок. Але коли сама доля дає прокуратурі можливість викрити шахрая, а вона нею нехтує – це для мене перший індикатор змови.
Нещодавно я направив до Генпрокуратури подання щодо відкриття провадження проти колишнього "тричі генпрокурора" Піскуна. Ідеться про підробку документів.
Якщо пам'ятаєте, на парламентських виборах 2014 року Піскун балотувався за списком Тігіпка "Сильна Україна". Але в Піскуна, як і в іншого кандидата за цим же списком Валерія Хорошковського, була одна проблема. Останні роки президентства Януковича вони переховувалися за кордоном, начебто побоюючись репресій (на моє ж переконання – просто ховаючись від невиконаних зобов'язань).
І Хорошковський свою відсутність в Україні "виправив" тим, що підробив (точніше – виготовив заднім числом) документи власної юридичної фірми про своє відрядження до Монако... для пошуку клієнтів. Цього року за зверненням мене та моїх колег відкрили кримінальне провадження щодо цього факту.
Так само не було в Україні Піскуна, але для виконання вимоги про п'ятирічний термін проживання він пішов значно далі – вдався до відвертої фальсифікації. Спочатку ЦВК відмовила у реєстрації екс-генпрокурора, аргументуючи листом прикордонників про те, що Піскун виїхав з України 27 жовтня 2012 року, тобто після поразки на парламентських виборах, та повернувся лише після падіння Януковича 14 березня 2014 року. Сумарно його не було в Україні півтора роки.
Ось це листування:
Проте Піскун пішов у суд оскаржувати свою відмову. Як доказ він подав свій закордонний паспорт, де стояли штампи про те, що він... повертався до України протягом цих півтора років. Хоча ці дані відсутні (!) в єдиній базі Державної прикордонної служби.
Зокрема, в паспорті Піскуна стояли штампи про те, що 21 січня 2013 року він повернувся в Україну, жив тут майже рік та знову виїхав за межі держави 23 грудня 2013 року. І суд допустив його до виборів.
Я маю всі підстави вважати, що Піскун фальсифікував штампи про в'їзд/виїзд в своєму паспорті.
У своїх чисельних виступах Піскун казав, що проживав закордоном. Зокрема, 23 жовтня 2013 року, тобто коли Піскун, згідно зі штампами, мав бути на території України, вийшло його інтерв'ю на сайті "Ліга", де він каже, що в цей момент перебуває у Франції, а повернутися збирається ближче до 2017 року.
А тепер найцікавіше. Згідно з фальшивими штампами, в обох випадках Піскун фіктивно влітав та вилітав до України не через Київ, а через Дніпропетровськ. При чому з різницею в рік штампи йому ставив... один і той самий контролер прикордонної служби. Ну, от такий дивний збіг обставин! При тому, що останні роки відмітки взагалі не ставляться у закордонний паспорт – окрім як на прохання самого громадянина.
Ну і апофеоз цього цирку. Хоча, згідно з фальшивими штампами в паспорті Піскуна, він був в Україні з січня по грудень 2013 року, на одній із сусідніх сторінок цього самого паспорту стоїть відмітка... про перетин Піскуном 20 квітня 2013 року кордону Об'єднаних Арабських Еміратів. Ось ця сторінка:
Для мене очевидно – і, сподіваюсь, для вас також – що Піскун підробив свої штампи в паспорті та випадково не помітив, що вони суперечать вже раніше проставленим справжнім відміткам.
Загалом вся легенда Піскуна нагадує дешеву комедію. Згідно зі штампами, протягом 2013 року він "перетинав" кордон в Дніпропетровську, після чого... відправився на курорт Буковель в Івано-Франківській області. Дуже дивна географія.
Весь 2013 рік включно з літом, за словами Піскуна в позовній заяві, він прожив у будинку на гірськолижному курорті, який орендував його водій Сидоренко.
При чому як аеропорт Дніпропетровська, так і курорт Буковель – обидві точки начебто дислокації Піскуна – пов'язані з Ігорем Коломойським. При тому, що Піскун зробив декілька послуг олігарху протягом своєї роботи в прокуратурі. В 2006 році він закрив справу проти Коломойського за замах на вбивство юриста Сергія Карпенка, а через декілька років Піскун виступав як свідок олігарха в лондонському суді за обленерго.
Не знаю, як для вас – а для мене очевидними є те, що Піскуну поставили штампи в паспорт заднім числом, але не змогли внести ці дані в базу прикордонників. Це є кримінальним правопорушенням з боку Піскуна, передбаченим статтями 358 (використання підробленого документа) та 366 (співучасть у службовому підробленні).
Мною було направлено звернення до генпрокуратури. Але через декілька місяців я отримав відповідь прокурора міста Києва Валендюка про те, що у всій цій історії "не міститься достатніх даних, що свідчать про наявність ознак вчинення кримінального правопорушення". Хоча моєю вимогою було не оцінювати докази, а внести відомості до Єдиного реєстру досудових розслідувань.
І ви можете уявити рівень законності в Україні, якщо тричі генпрокурор вдається до такої відвертої фальсифікації, а прокурор столиці просто її не помічає. Не вдаючись у подробиці, скажу, що я продовжую вимагати відкрити проти Піскуна кримінальне провадження. З огляду на місцеві вибори, слід покласти край подібному шахрайству. Подивимося на подальший розвиток.
- Информация о материале
Прагматизм экономики и экономика прагматизма
Прагматизм — философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач… истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Прагматизм возник в 70-х годах 19 столетия в США.
(Энциклопедический словарь)
Недавно в Киеве было представлено исследование "Политика экономического прагматизма", подготовленное группой экспертов, имеющих значительный опыт научной и практической деятельности как в Украине, так и за рубежом. Автор статьи является вдохновителем и координатором этой работы, реализуя идеи, которые возникали в ходе многолетней работы в экономическом блоке правительства, но не воспринимались официальной экономической идеологией.
В этой статье от имени авторов исследования хотел бы разъяснить читателям ZN.UA основные его результаты и выводы, а также суть "Политики экономического прагматизма" (ПЭП) как практически полезного подхода к разрешению социально-экономических проблем Украины в нынешней критической ситуации.
Почему прагматизм?
Мы задали себе фундаментальный вопрос: почему Украина, которая, обретя независимость, имея сравнительно лучший из всех стран бывшего Союза экономический потенциал для развития, в результате пользования этой независимостью практически ее теряет, скатываясь в категорию стран с призрачными перспективами? Почему образованный, трудолюбивый народ, достойный быть среди народов, определяющих путь развития человечества, сегодня является одной из беднейших наций Европы?
Анализируя историю экономики независимой Украины, мы пришли к выводу, что беспрецедентная потеря потенциала страны произошла вследствие ряда причин, из которых следовало бы выделить три основные:
— неверная модель развития;
— ущербная система управления, вернее, ее отсутствие как таковой;
— неверие в собственный народ, постоянный поиск чужого опыта вместо генерирования собственного.
Изменение модели
Что касается модели экономического развития, то создается впечатление, что украинские политические и бизнес-элиты вообще не представляли, как организовать продуктивное использование огромного потенциала, доставшегося от советской системы. Часть из них продолжали производить продукцию по-советски, не заботясь, куда ее продавать и кто будет это покупать через 10–15 лет. А когда их продукцию уже никто не покупал, то обращались к государству за помощью, не имея ни средств, ни собственной стратегии развития. Другие начали жить по-новому, по-рыночному: купить и продать все, что можно, не заботясь, что в стране будет производиться через 10–15 лет.
А что касается потребления, то все единодушно стали потреблять западную продукцию, начиная с менеджеров и заканчивая автомобилями, бытовой техникой, медицинскими услугами, высшим образованием и отдыхом. При этом отсутствие видения будущего заменялось рыночной риторикой и лавированием между Западом, который давал деньги, и Россией, которая поставляла дешевые энергоресурсы и оставалась рынком для перерабатывающих отраслей.
В результате сформировалась пассивно-реактивная модель, которая формулируется так: "Все лучшее создается и производится за рубежом, и мы готовы и хотим это покупать, продавая то, что дано нам от природы или создано предыдущими поколениями".
А поскольку все лучшее находится за пределами страны, то и деньги от заработка выводились за рубеж и работали на экономику других стран, будучи инвестированными в активы или потраченными на отдых или образование. Часть из заработанных денег возвращалась в страну для скупки активов ниже их реальной стоимости, которая была названа "приватизацией". Потом эти активы перепродавались, в том числе западным или российским компаниям, как это происходило в банковском, металлургическом и других секторах.
Другим каналом поступления денег в Украину были так называемые спекулятивные инвестиции. Это финансовые инвестиции с высоким риском, но и с высокой доходностью. Суть проста: ресурс покупается в странах, где низкая процентная ставка, и продается там, где она выше. Чтобы она держалась на высоком уровне, в стране должна быть или высокая инфляция, или высокие риски вложения, что мы и наблюдаем в Украине. Чтобы продавать эти финансовые ресурсы, был создан рынок гособлигаций, розничного кредитования и розничной торговли. Ну, а чтобы было что покупать за кредиты, нужны товары. Поскольку внутри производятся преимущественно продукты питания, то все остальное, включая энергоносители, импортируется, создавая дефицит торгового баланса, а значит, и текущего счета платежного баланса. Пока мировой рынок рос, схема работала: в Украину заходили финансовые инвестиции, с помощью финансового счета покрывался дефицит текущего счета. Но во время кризисов эти спекулятивные деньги уходят, и страна остается с угрожающим дефицитом платежного баланса, который или покрывается деньгами МВФ, или объявляется дефолт. Это то, что мы имеем сегодня. А дальше идет программа с МВФ, которую выполнить трудно, а иногда и опасно с социальной точки зрения.
Такая модель работала и сейчас работает в нашей стране с поправкой на военные действия, которые значительно повысили риски для инвесторов, а значит, и стоимость заимствований, сделав их фактически невозможными, кроме кредитов МФО и доноров. В сухом остатке от такой модели стране остаются: высокий государственный долг, подбирающийся к уровню ВВП, деградация промышленности, которая по заявлению Минэкономразвития падает уже 35 месяцев, и снижение реальных доходов населения (минус 23,5% за первый квартал этого года), высокие инфляция (более 40%) и учетная ставка НБУ (30%). При таких параметрах экономика не может развиваться, поскольку факторы роста ВВП — инвестиции, потребление и экспорт — имеют отрицательную динамику.
Прагматический взгляд показывает, что дальнейшая эксплуатация этой модели приведет не к развитию, а к возникновению новых дисбалансов и кризисов.
Может ли страна жить так дальше? Может. Возможно, когда-нибудь мы дождемся экономического роста после окончательного падения и достижения "дна". Но этот рост будет 2–3% по отношению к "дну", а если будет способствовать ситуация на международных рынках — не более 5%. Однако история показывает, что этот рост идет в минус во время очередных глобальных или локальных кризисов, которые неизбежны. Ведь экономика Украины после кризиса 2008–2009 гг. так и не достигла докризисного уровня. Такой рост не позволит Украине приблизиться не только к ведущим мировым державам, но даже к своим соседям по уровню ВВП на душу населения. Более того, мы будем постоянно отставать, перемещаясь в категорию бедных стран с неясными перспективами.
Что предлагается?
Изменить модель развития экономики, а соответственно, страны в целом. В основе новой модели предлагается поставить опору на собственный потенциал и активное использование преимуществ глобального рынка. Эта модель должна быть активной, и мы для себя сформулировали ее так: "Все лучшее создается и производится у нас, и мы готовы это продавать, покупая за границей лишь то, что нам нужно, но производить невыгодно или невозможно".
Что нужно, чтобы эта модель заработала? Во-первых, нужно изменить точку приложения реформ, происходящих в стране. Вместо реформ для получения финансирования на покрытие дефицитов нужны реформы для генерирования и прихода инвестиций. Это не игра слов, а совершенно другая политика. Во-вторых, нужно изменить характер и качество финансовых ресурсов, приходящих в экономику или генерируемых внутри страны. Вместо спекулятивных и реанимационных предлагается внедрить модель, которая бы привлекала производственные инвестиции в основной капитал и стимулировала инновации как источник экономического роста.
Другими словами, в ближайшие 5–10 лет увеличение инвестиций в капитал должно стать национальным приоритетом и критерием успешности деятельности экономического блока, да и всего правительства. Тогда вопросы защиты прав собственности, борьбы с коррупцией, экономизации внешнеполитической деятельности или валютно-кредитной политики перестанут быть отдельными реформами с неясными целями для тех, кто их осуществляет. Они станут естественными элементами общей программы реформ, направленной на то, чтобы инвестору было в Украине удобно и прибыльно, чтобы он сюда шел и хотел здесь остаться. А если колеблется, то взять его за руку и привести, предложить стимулы, лучшие, чем у наших соседей и конкурентов. Нам могут возразить, что стимулы — это плохо, это ведет к нарушению конкуренции и коррупции.
Конечно, можно ждать, когда вся Украина по мановению "невидимой руки" вдруг превратится в "единую свободную экономическую зону" в результате дерегуляции, стабилизации и приватизации. Но за многие годы такой политики не превратилась. Почему? Потому что это — теория, а жизнь показывает, что, например, СЭЗ в Закарпатье чуть не превратилась в автомобильный кластер. Если бы в 2005 г. "героически" не отменили льготы для инвесторов, стараясь "создать равные условия ведения бизнеса для всех", то, глядишь, сегодня автомобильной державой была бы не Словакия, а Украина. А жители этого края не контрабандой бы занимались, а на сборочной линии трудились и назывались бы инженерами и рабочей интеллигенцией с хорошей зарплатой.
Может, это мои фантазии? Но вот факт неопровержимый. Мы помним эпопею с отменой экспортной пошлины на семечку подсолнечника. Как нам настоятельно объясняли, этим мы создаем барьеры в торговле. Устояли и создали целую отрасль по производству подсолнечного масла, в которой мы сейчас лидеры как в производстве, так и в экспорте. И в эту отрасль с удовольствием вкладываются и иностранные инвесторы. А если бы не устояли? Тогда лидером в этой отрасли стала бы другая страна, а мы — сырьевым придатком. Вывод, который базируется на историческом опыте других стран, таков: если вы хотите что-то развивать, то развивайте. Но для этого нужны не голые теоретические выкладки, а конкретные инструменты, институты и стимулы. Инвесторы приходят не на слова, а на дела.
Что мы предлагаем развивать в соответствии с "Политикой экономического прагматизма"? Для определения приоритетных направлений мы применили абсолютно новый подход, который раньше у нас не практиковался.
Сейчас мы слышим, что приоритетами правительства являются сельское хозяйство, инфраструктура, энергетика и приватизация. Так было и раньше, но возникал вопрос: а все остальное развиваться не будет? Отвечали: будет, но потом, когда эти разовьем, — на всех денег не хватает. После демонстраций и пикетов под Кабмином к приоритетным отраслям прибавлялись металлургия, химическая и угольная отрасли и… все остальные. Приоритетами становилось все, терялся смысл приоритизации. На этом все заканчивалось.
Что предлагает ПЭП? Выделить два основных критерия приоритетности: высокая добавленная стоимость в выпуске продукции и высокий удельный вес экспорта. Эти показатели очищаются от природной ренты и госсубсидий. В результате все виды экономической деятельности страны разбиваются на четыре группы. Мы их назвали:
1. Стратегические лидеры.
2. Перспективные лидеры.
3.Текущие лидеры.
4. Проблемные сферы.
Такой подход стал результатом тщательного изучения опыта стран, которые добились высоких темпов экономического роста и сохраняют их на протяжении длительного времени. Критерии позволяют основным двигателем экономического роста сделать инновации, а источником — человеческий капитал. Они прозрачны и понятны, что существенно снижает риски коррупционности при их поддержке.
Для каждой из групп мы предлагаем свою политику развития, стимулирования и поддержки со стороны государства. Не может быть одинаковой политики по отношению к сфере ИТ (стратегические лидеры) и угольной промышленности (проблемные сферы). Но политика должна быть ко всем. Наш подход не оставляет "мертвых зон". Государству отводится ключевая роль в определении стратегии и поддержке приоритетов.
О государстве и управлении
Теперь о системе управления. Что касается общих вопросов реформы управления, то авторы исследования считают, что реформы, начатые в рамках реализации Соглашения об ассоциации с ЕС, достаточно полно охватывают вопросы создания условий для бизнеса и инвестиций, включая вопросы гарантирования прав собственности и борьбы с коррупцией, технического регулирования. Без решения этих вопросов никакая экономическая политика реализована быть не может, кроме той, которую можно определить как "никакая".
Поэтому в исследовании больше внимания уделяется вопросам управления инвестиционным процессом в Украине. Ведь недостаточно определиться с приоритетами, важно найти средства на поддержку этих приоритетов и иметь механизмы и инструменты, через которые эти средства будут направлены на конкретный инвестиционный проект. Не имея возможности рассмотреть детально, остановлюсь только на наиболее важных предложениях.
Документ предлагает стройную систему управления инвестиционным процессом. Она включает технологические и экономические предвидения, стратегическое планирование, органы управления инвестиционным процессом, инструменты и механизмы, объединенные в Государственную корпорацию развития — систему исследовательских и финансовых институтов (учреждений развития), призванных как осуществлять поиск объектов инвестирования, так и реализовать эти проекты. Ведь в Украине отсутствуют не только средства на осуществление инвестиционных проектов, но и сами проекты, подготовленные по международным стандартам, которые могли бы быть приняты к финансированию за счет как внешних, так и внутренних ресурсов. Это тормозит поступление средств, в том числе международных. Мы убеждены, что государство должно решить этот вопрос через специальные учреждения, которые помогали бы готовить эти проекты, и Государственный банк восстановления и развития, который бы делал их экспертизу в случае, если речь идет о господдержке.
Вторая и основная функция банка развития — кредитование процесса структурных изменений экономики с целью преобразования ее из аграрно-сырьевой в высокотехнологичную. Основная задача: все, что можно переработать и экспортировать с высокой добавленной стоимостью, должно быть переработано в Украине. Но нужно понять, что с нашей нынешней коммерческой банковской системой не только структурные изменения, даже оборотные средства не прокредитуешь. А для развития новых отраслей и модернизации старых, но перспективных нужны кредиты не под 30–40% годовых, а под 5–8%, что соответствует уровню рентабельности, а не уровню инфляции. Естественно, ресурсы, которые будут формироваться под эти кредиты, должны быть не депозитами населения, которые, во-первых, дорого стоят, а во-вторых, ими нельзя рисковать (а это то, что сейчас делают комбанки, создавая финансовые кризисы).
Риски должно взять на себя государство, которое должно предоставить и ресурсы. Но для этого нужно изменить государственную финансовую политику и государственные финансовые институты, куда должны быть встроены элементы так называемого дирижизма и индикативного планирования, то есть активной роли государства в определении приоритетов и их финансовом стимулировании. Эта политика применялась в таких странах, как Франция, Турция, Индия, Индонезия, что позволило им сформировать свои приоритеты и добиться высоких темпов экономического роста. Ее элементы применялись и в нашей стране в начале 2000-х, когда НБУ выдавал целевые кредиты коммерческим банкам на кредитование инвестиционных проектов.
Однако ключевой проблемой финансового сектора стала потеря доверия основного инвестора — населения. Средства населения — основной инвестиционный ресурс государства, но для его вовлечения в экономический оборот нужно, чтобы граждане, во-первых, имели этот ресурс, то есть были состоятельными, а во-вторых, чтобы существовали механизмы инвестирования, кроме банковских вкладов. И тут мы предлагаем обратить внимание на практику "народного капитализма", когда предприятия продаются не только местным олигархам или транснациональным корпорациям, но и гражданам своей страны, которые начинают принимать активное участие в управлении этими предприятиями. Но для этого нужен качественно иной уровень развития финансового рынка и финансовых институтов.
О человеке
И наконец, о самом главном — о человеке. Разрабатывая "Политику экономического прагматизма", мы пришли к выводу, что главной ошибкой и причиной неудач предыдущих программ было неправильное отношение к людям. Почему-то нам навязывали мнение, что лучший реформатор тот, кто проводит непопулярные реформы. Это — абсурд. Успешными могут быть только те реформы, которые поддерживают граждане страны, где они проводятся. А значит, они должны быть популярны по определению. Другой вопрос, что для этого их необходимо подробно объяснить людям. Люди должны понимать, почему и на какое время их призывают затянуть пояса и что они получат завтра или через десять лет реформирования. Если этого нет, реформы не будут успешными.
Второй вывод состоит в том, что если целью любых изменений в стране является не увеличение благосостояния человека, а различного рода дерегуляция, стабилизация, приватизация или модернизация, то все закончится социальным популизмом как следствием отстраненности человека от экономических процессов.
Мы предлагаем посмотреть на человека не как на объект борьбы с бедностью, а как на самый ценный ресурс для преобразований, как на объект инвестиций, которые приносят несравненно больший доход, чем любые другие. Это — национальный ресурс!
Для этого человек должен иметь работу и социальные условия, позволяющие реализоваться и принести пользу обществу. В последнее время в обществе незаметно укореняется культ бедности и осуждается богатство. Это опасно и с экономической, и с политической точек зрения. Ведь бедный человек зависим от государства или от того, кто ему благотворит. А с зависимыми людьми не построить независимое государство. Чтобы люди были независимыми, они должны иметь работу и заработок. Тогда они не будут продавать свои голоса за "пакет гречки". В этом мы видим экономический прагматизм по отношению к человеку. Реализация "Политики экономического прагматизма", по расчетам авторов, позволит удвоить ВВП страны за десять лет, а его показатель на душу населения утроить — с 3 тыс. долл. в 2014 г. до 9 тыс. — в 2025-м.
Само исследование содержит множество цифр, таблиц и деталей, которыми мы решили не перегружать читателей, остановившись только на самом важном и существенном. Полностью исследование доступно на сайте Института общественно-экономических исследований, где с ним можно ознакомиться.
Заключение
И наконец, последний вопрос, который нам задают: зачем вы это написали? Это политический проект? Кто это будет выполнять и как к этому относится официальная власть? Ответ таков: это не политический проект. Это общественная инициатива группы экспертов, которые имеют определенные знания и опыт в разных сферах деятельности и небезразличны к тому, что происходит с экономикой Украины. Как общественная организация, авторы исследования хотели бы объединить вокруг идей, изложенных в нем, тех, кто с этими идеями согласен и готов их осуществлять. Будут ли это ассоциации производителей, торговцев, финансистов, политические силы или общественные объединения, ученые или эксперты — мы будем рады организовать совместное обсуждение проблем и выработку решений. Единственное условие: подход должен быть прагматичным с точки зрения общественных интересов.
Что касается позиции официальной власти, это вопрос в первую очередь к правительству. Мы понимаем, что КМУ имеет другой объём информации и обязательств. Но хотели, чтобы правительство восприняло эту политику и на ее основе разработало прагматическую стратегию ускоренного экономического развития и повышения благосостояния украинцев. И готовы в этом помочь. Если это произойдет, будем считать, что авторы внесли свой вклад в построение успешной и богатой Украины. Выбор за нами.
- Информация о материале
Дружина чиновника Кернеса отримала від мерії дозволи на рекламні щити
Виконавчий комітет Харківської міськради надав дев’ять дозволів на розміщення зовнішньої реклами ТОВ «Рекламне агентство «Макс». Про це йдеться у рішенні виконкому.
Усі дозволи діють до 30 червня 2016 року і стосуються розміщення стаціонарних щитів розмірами 6х3 м.
ТОВ «Рекламне агентство «Макс» належить Яні Макарець, а керівником підприємства є Володимир Деркач.
Чоловіком Яни Макарець є директор Департаменту самоврядного контролю за використанням та охороною земель Харківської міськради Максим Макарець.
Згідно його декларації за 2014 рік, його дружина-підприємець Яна Макарець будучи власником рекламної агенції заробила лише 15,81 тис. грн, а також отримала матеріальну допомогу у розмірі 1705 гривень.
Номер телефону – 7191566 , який вказано у реєстрі як контактний для ТОВ «Рекламне агентство «Макс», співпадає з одним з номерів, який вказаний контактним для ТОВ «Віал-медіа» – один з найбільших гравців на ринку розміщення реклами у Харкові. Крім того, ці фірми розташовані за однією адресою.
Власником ТОВ «Віал-медіа» є Віктор Манжос, директором підприємства – Антон Яцкевич.
- Информация о материале
Будни «столицы ЛНР»
Когда у меня спрашивают: «Как там, в Луганске?», я сразу думаю о работе, а, точнее, о её отсутствии. Года два назад и подумать бы не мог, что в областном центре можно год (!) сидеть без работы. Худо-бедно, но подработку несложно было найти. С компьютером дружу, неплохо монтирую – свадьбы, видеоролики – без проблем. Но, кому это нужно теперь? Позволить себе видеосъёмку, видеомонтаж могут только люди при деньгах. То есть те, кто имеет прямое или косвенное отношение к ополчению. Работать на этих людей я не готов. Ни за какие деньги. Но, обо всём по порядку.
Одно время друзья советовали мне обратиться на «сепар-ТВ». Говорят: попробуй, сейчас люди нужны. Тем более сидишь за компом, на передовую не ездишь, «лицом не светишь». Но я даже «за кадром» не готов участвовать в этом балагане. Меньше всего хочется попадать в разного рода «чёрные списки». Вернётся законная власть, и объявят тебя еще «врагом народа», а порядочный человек руки не подаст. Так что трудоустройство на местное ТВ я закрыл для себя, не успев открыть.
Живу тем, что делаю небольшие «халтурки для своих» и друзья по возможности помогают. Но, чувствую, осенью, прижмет так, что работать всё же придётся. Скорее всего, это будет рынок. «Купи-продай» – единственная отрасль, которая как-то работает. Причём, продавать надо еду. Поскольку всё остальное людей мало интересует. Овощи, фрукты… Хорошо тем, у кого есть огороды. Ну, а если своей земли нет, думаем, как наладить экспорт. Как сами понимаете, в основном товары завозят из России. С украинской стороны – блокада или непомерные взятки.
Спасает то, что моя девушка – медик, а им зарплаты платят. В рублях, в гривнах, в долларах. Через месяц, через два, раз в сезон, но деньги они получают. То же самое и с учителями. Все остальные – в ***. И это самая культурная характеристика происходящего вокруг.
К сожалению, за время войны у отца моей девушки пошатнулось здоровье, и его не стало. Он был уважаемым человеком в городе, тоже – медик. Это и спасло положение – его коллеги помогли организовать похороны. Нам самим это было бы не под силу. Но кроме похорон есть же и юридические моменты. Хотя бы получение свидетельства о смерти. Оно, разумеется, «элэнэровское», потому что получить свидетельство законное украинское – невозможно. Для этого надо вывозить тело на территорию, подконтрольную Украине. Ну, чтобы там удостоверились, что такой-то гражданин действительно умер. Глупо даже думать о таком. Как и том, что полученное свидетельство даст право вступить в наследство. Так и завис этот вопрос на неопределённый срок…
А вообще, если говорить о недвижимости, о жилье, то такого рынка нет в принципе. До недавнего времени, я знаю, риелторы оформляли сделки задним числом, что-то мудрили, хитрили до того момента, пока Украина не прикрыла лавочку. Цены на недвижимость не упали, они – рухнули.
Как язык поворачивается называть «столицей» город, где уже даже нет трамваев? Ладно, «орки» свалят при малейшем шухере, но рядовые граждане должны в конце концов снять… нет, не розовые очки, а черную повязку. «Власти» «ЛНР» чётко сказали – трамваев не будет. И я им охотно верю, поскольку рельсы заржавели и заросли, а в некоторых местах их просто убрали. Покращення – не то слово.
Хотя, в сознании некоторых адептов «русского мира» какие-то сдвиги есть. Ехал недавно в маршрутке на облбольницу. Навстречу – часть машин из колонны гумконвоя с триколорами. Бабки, как увидели, так и давай причитать: «Вот завтра это всё начнут продавать в «Народном», а это ж Россия бесплатно, и для людей...» Что ж вы на митинг не выйдите, что ж не призовёте к справедливости? Хотели «ЛНР»? Получи, собака, пряник!
Хоть я и живу в Луганске, и держат меня некоторые обстоятельства и попадаю я под раздачу вместе с «ватой», я твёрдо уверен, люди получили то, что заслужили. Они получили пустые улице после пяти вечера (и это в августе), заслужили продукты по цене в два раза выше, заслужили безработицу...
До некоторого времени недалеко от моего дома было нечто вроде комендатуры. постоянные крики, шум, куча военной техники и боевики. Вечером на улицу я не выходил. Сейчас движение не такое активное, но день ВДВ «порвал» город. Пьяная десантура бегала по городу, орала, нарывалась на неприятности, а ночью – фейерверки, стрельба – всё в лучших традициях «ЛНР». И это при том, что рядовым жителям города выходить на улицу запрещено.
Но, знаете, что по-настоящему символизирует происходящее вокруг? Заполненные «под завязку» кабаки, пьяные бабы и окончательно оборзевшее «ополчение». Пир во время чумы. Стоит отметить, что при космических ценах в магазинах и на рынках, в генделях цены поднялись совсем немного. Я, например, в среднего уровня пиццерии могу сделать заказ гривен на 70. Это будет средняя пицца и что-то безалкогольное (сок, «пепси»). Причин тому несколько. Объясняю. Во-первых, если кабаки повысят цены так, как это они любили делать до войны, то посетителей не будет вообще. Во-вторых, кто завсегдатаи этих заведений? Правильно, – «защитнички». А что будет с хозяином заведения, если цены не устроят таких посетителей? К тому же, я думаю, что излюбленным «кормушкам» «ополченцы» помогают с поставкой продуктов и всех всё устраивает. Но, не стоит думать, что «ополченцы» – нищий народ. Наблюдал картину, как рядовой вояка сделал заказ на 500 гривен. И это было только спиртное...
Можно, конечно, оправдать весь этот беспредел юным возрастом «республики» – молодая кровь бурлит и всё-такое. Но, знаете, за ошибки молодости приходится расплачиваться старости. Так, может, стоит уже взяться за голову и вернуться в семью, пока там ещё ждут?
- Информация о материале
Страница 726 из 2102
