Главная
Региональные политические партии в Украине: зарождение феномена
Вопрос функционирования региональных политических партий из серии тех, на которые и государство, и общество в течение продолжительного времени смотрели сквозь пальцы — как на то, чего в Украине (согласно закону) существовать не может.
Такая ситуация была благоприятной для упомянутых политических образований, которые, действуя на грани закона и беззакония, по собственному усмотрению корректировали жизнь в регионах. Сегодня под давлением как внешних (агрессия России, политика Польши и Венгрии относительно Украины), так и внутренних (разворачивание в государстве процессов децентрализации) вызовов игнорировать потенциал региональных партий недопустимо.
Вопрос стоит остро: региональная политическая сила — один из рычагов демократизации страны или банальный инструмент борьбы за власть в центре и регионах? А может, это просто соседский троянский конь, который поощряет идеологию и стратегию регионализма для достижения своих целей?
Первые «регионалы»: Крым
Политические силы начали сплачиваться прежде всего в Крымском и Донбасском регионах. В 1992–1993 гг. в Крыму возникло по меньшей мере семь образований, которые называли себя «партиями» и названия которых, а также самопозиционирование и, собственно, масштабы и цели деятельности (т.е. три специфических критерия для классификации партии как региональной), свидетельствовали об их региональном статусе. Так, в 1992 г. возникла Партия экономического возрождения Крыма, руководил которой ряд весьма одиозных лиц (В.Шевьев, Е.Копыленко, В.Егудин, А.Сенченко, А.Данелян, А.Дудко), чьим приоритетом было развитие «Республики Крым». «Достижения» членов политсилы (о которых шла речь в газете ГУ МВД Украины в АРК «С места происшествия» и, например, в книге К.Чернецова «Крым бандитский: крымская братва в борьбе за сферы влияния», 1998) позволяли сделать вывод: партия была своеобразной прокладкой между крымской властью и преступным миром, рычагом в сложном механизме властвования на полуострове, который объединял формальные (государственные) и неформальные институты.
Это утверждение может быть справедливым и относительно «Народной партии Крыма» (руководители — В.Межак, В.Кличников), и силы под названием «Союз в поддержку Республики Крым» (Я.Аптер, С.Куницин), которые появились в 1993 г., а также Республиканской партии Крыма (руководитель Ю.Мешков, позже С.Цеков, Б.Кизилов), Крымской партии социальных гарантий (Ю.Токач, Е.Фикс, В.Хрипунов) и «Русской партии Крыма» (С.Шувайников). Последняя, например, в своей программе записала необходимость для Крыма получить «самостоятельный государственно-политический статус».
В 1994 г. в АРК появились еще 12 политических сил. Жизнь некоторых была весьма недолгой. Так, о Христианско-либеральной партии Крыма (она функционировала всего несколько месяцев) говорили, что это «не партия, а замаскированный… преступный клан», который пытался установить свои правила игры на полуострове. В конце концов, ХЛПК прозвали «партией расстрелянных», поскольку немногочисленные члены партии погибли буквально в течение нескольких месяцев, так и не согласовав свои интересы с интересами других группировок полуострова (в частности такой из них как «Башмаки»). Последние, что показательно, функционировали на авторитарных началах и имели преступные цели.
Местные выборы 1995 г. легитимировали процесс сращения криминалитета и власти и обусловили дальнейшее формирование в Крыму специфического регионального политического режима. «Группировки-партии», олицетворяя власть, получили (тем или иным способом) не только возможность управлять регионом по собственному усмотрению, но и доступ к государственным средствам и их использованию согласно своим корыстным интересам.
В 1996 г. в АРК появился еще ряд партий, однако развернуть легитимную деятельность они не успели: в апреле 1996 г. Л.Кучма подписал Указ «О приостановлении действия Закона Автономной Республики Крым «Об объединении граждан» (1993) как такого, который не отвечал Конституции и Закону Украины «Об объединении граждан» (1992). Последний же разрешал деятельность политсил только после их регистрации Минюстом Украины, к тому же — с всеукраинским статусом. Таким образом, внешние проявления проблемы регионализма и его активных субъектов исчезли…
Донбасская «анти-Украина»
Одним из первых городов на Востоке Украины, в котором разворачивалась общественно-политическая жизнь, стал Донецк. В 1991 г. здесь состоялся учредительный съезд Либеральной партии Украины (руководитель И.Маркулов, позже — В.Щербань), в 1992 г. — Партии труда (ПП), к созданию которой приложили усилия Н.Азаров, В.Ландик и др. Оппоненты ПП сразу отметили ее регионалистские устремления.
О зарождении в Донбассе «анти-Украины» позволяла говорить деятельность «Интердвижения Донбасса» (руководитель Д.Корнилов), «Движения за возрождение Донбасса» и других, которые объединяли людей, оппозиционно настроенных к национально-демократическим силам. На Луганщине (в конце 1990 г.) лидер «Народного движения Луганщины» (В.Чекер) заговорил о переходе под юрисдикцию РСФСР.
В такой идейной среде в дальнейшем и закалялись специфические политические силы. В 1993 г. образовался Гражданский конгресс Украины, среди ключевых установок которого были: идея федеративно-земельного устройства Украины, пророссийский настрой и антизападничество. В 1998 г. идеологическая мимикрия обусловила переименование ГКУ в Славянскую партию.
Благодаря усилиям второго секретаря Донецкого обкома Компартии Украины П.Симоненко, Донетчина стала и «родиной коммунизма» в независимой Украине: в 1993 г. здесь состоялся «восстановительный съезд» КПУ.
Во второй половине 1990-х партогенез в условиях Донетчины приобретал новые признаки. Наряду со славянскостью, коммунизмом, мнимым либерализмом, о себе заявили идеи регионализма и — подчеркну отдельно — мусульманских интересов. Результатом этого стало возникновение в 1997 г. Партии регионального возрождения Украины (ПРВУ) с ее лидером В.Рыбаком (головой Донецкой горрады) и Партии мусульман Украины, руководителем которой стал Р.Брагин (гендиректор СП «Турбо-Дон», председатель президиума Духовного центра мусульман Украины, брат криминального авторитета Алика Грека — Ахатя Брагина). Стало понятно, что, когда духовные практики не могли удержать в единстве ту или иную прослойку и обеспечить реализацию интересов региональных лидеров, последние прибегали к объединению двух инструментов влияния — партии и религии. Вместе с тем факт создания ПМУ и ПРВУ свидетельствовал о несконсолидированности элиты Донбасса: в регионе происходил процесс объединения «по интересам». Региональная партия при таких условиях становилась изысканным политическим оружием, которое использовалось не только на местном уровне, но и во время «торгов за права» с властью в Киеве.
Харьковщина и Днепропетровщина: коварное славянолюбие и циничный прагматизм
Своеобразным региональным партийно-силовым центром страны в начале 1990-х была и Харьковщина, где в 1993 г. была создана Партия славянского единства Украины. Ее основная идея — федерализация Украины, образование союза Украины, России, Беларуси и Казахстана, в пределах которого будут функционировать единые законодательство и денежная система, общая армия, согласованная внешняя политика. Предостерегая от подчиненности «быстро возрастающей иудейско-протестанской цивилизации», партия лелеяла «свою — славянскую».
Впрочем, в политсиле не было единства: наряду с умеренно настроенными членами действовала «ультранационалистическая группа»
О.Бахтиярова, который прямо называл ПСЕУ «российской партией в Украине», отстаивал идею восстановления Российской империи и подчеркивал необходимость создать в Украине «освобожденную территорию», «подпороговое образование» вроде Приднестровья и Абхазии.
Другая повестка дня была у ВО «Громада», появившегося в 1994 г. во главе со своеобразным «хозяином» Днепропетровского региона и коррупционером П.Лазаренко. Идеологией руководителя партии были никакие не -измы и -любие, а стремление бесконечно расширять власть и увеличивать возможности для грабежа «собственной» территории.
Новые региональные аппетиты на рубеже веков
С введением смешанной системы выборов партия становилась инструментом вхождения во власть, а регионализм продолжил свою институционализацию уже на уровне парламента. Первой региональной политической силой, которая, преодолев избирательный барьер, в 1998 г. вошла в Верховную Раду Украины, стала упомянутая «Громада». Днепропетровщина отдала своей партии 35,34% голосов (второй результат, полученный на Кировоградщине, выглядел значительно скромнее — 6,27%).
Готовились брать киевский олимп партии с Востока и Юга Украины — регионов, которые оставались базой для создания новых региональных политических проектов. В 1997–2001 гг. на Донетчине функционировала Партия солидарности Украины, которая выступала за «полноценную» интеграцию Украины в СНГ. На ІІ съезде (2000) руководителем политсилы стал П.Порошенко. Под его руководством были приняты решения о присоединении партии к ПРВУ (позже — Партии регионов). Аналогичное решение тогда же приняла и Партия труда, что стало свидетельством поиска региональными элитами точек соприкосновения в преддверии выборов в Верховную Раду Украины (2002).
В 1998–2003 гг. на Донетчине функционировала (по оценкам министра юстиции, вне правового поля государства) «Единая Киевская Русь». Донецк стал также местом создания Всеукраинской партии Мира и Единства (нынешний Блок Петра Порошенко «Солидарность»), которая провозгласила «восстановление единого экономического пространства на территории бывшего СССР», спекулировала антинатовскими и пророссийскими лозунгами и поощряла российское православие в Украине.
В Луганске в 2001–2015 гг. за возвращение к социализму и советской власти боролась КПСС во главе с А.Яковенко, а в Симферополе (с 1997-го) о федерализации страны мечтала партия «Союз». (Сейчас у этой политсилы есть штаб-квартира в Киеве, и она действует «под руководством»… покойного Л.Миримского, вынашивая новые мечты).
Заметным явлением на пути развития региональных политических сил, их сотрудничества в стремлении противостоять центральной власти стала в 2000 г. попытка объединить пять партий в Партию регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины» (с 2001-го — Партия регионов). Показательны два момента: политсила самим своим названием акцентировала регионализм; четыре из пяти партий сформировались на территориях Донецка (Партия солидарности Украины, Партия труда и ПРВУ) и Днепропетровска («За красивую Украину»). Кроме того, три партии возглавляли бизнесмены, в том числе — будущий президент Украины П.Порошенко и будущий мэр Киева Л.Черновецкий, которые, двигаясь к вершинам власти, ставку делали на инструмент под названием «регионализм».
На 1 января 2001 г. в Украине были зарегистрированы 109 политических партий, из которых лишь 12 имели легализованные ячейки во всех регионах Украины, 18 — не имели областных структур, а еще 12 политсил — никаких. То есть, в определенном смысле, все они были региональными.
Противоречивые попытки государства Кучмы урегулировать ситуацию
Закон «О политических партиях в Украине» (2001) не просто дал определение понятия «политическая партия», но и закрепил требования к ее созданию. Решение Верховного суда Украины обусловили аннулирование регистрационных свидетельств 28 партий (2003). Благодаря таким шагам была прекращена деятельность малозначимых партий и нанесен своеобразный удар по регионализму.
Кроме того, регионализм своеобразно признала центральная власть. Президент Л.Кучма, надеясь, что все держит под контролем, и учитывая высокую активность оппозиции (акция «Украина без Кучмы!»), поддержал на парламентских выборах 2002 г. «пропрезидентский блок» или, как сам со временем охарактеризовал, «партию власти» — Избирательный блок политических партий «За Единую Украину!», в который, напомню, кроме АПУ, НДП, Партии промышленников и предпринимателей Украины и «Трудовой Украины», вошла Партия регионов. Блок получил голоса 11,77% избирателей и занял третье место среди победителей гонок. Наибольшую поддержку блока дала базовая для регионалов Донецкая область — 36,83% голосов избирателей. Донетчина была в состоянии по-своему успокоить Кучму. Круг регионализмов, кормившихся «с руки» Кучмы, возрастал.
Заговорив в предвыборной программе об «Украине регионов» и необходимости создать в парламенте для их представителей вторую палату, блок «За ЕдУ!» (вместе с Л.Кучмой) создал почву для расширения спектра специфических желаний региональной элиты. А Украине в начале ХХІ в. была «задана программа» — эмансипация регионов и, соответственно, эмансипация региональных политических режимов.
Кроме регионализма, на который по-своему опирался Кучма, на выборах 2002 г. о себе заявил и другой, откровенно пророссийский, чьим олицетворением стал «Русский блок» (его поддержали 0,73% избирателей). Из-за малочисленности «пятой колонны» многие ее проигнорировали. Но не Путин: за десяток лет, при его поддержке, она продемонстрирует свой «российский оскал». Им радушно будут шантажировать Украину и многих «нероссийских» соседей и местных «патриотов».
Новые «партийные зонтики» для новых «регионализмов» (начало ХХІ в.)
В период 2003–2014 гг. расширилась география функционирования региональных политических сил, и проявились новые механизмы их создания:
— партия становилась фактически региональной в результате изменения программных документов и руководства. Так, «Новая генерация Украины» (1999 г., глава — Ю.Мирошниченко), в поисках себя, трансформировалась в Прогрессивно-демократическую партию (2006) и, наконец, в партию «Родина» (2009) во главе с И.Марковым. Политическая сила начала культивировать идею федерализации Украины и интеграции с Россией, Беларусью и Казахстаном, ратовала за признание русского языка вторым государственным;
— авторитетный региональный чиновник, концентрируя в своих руках админресурс, с его помощью разворачивал сеть структур конкретной партии. Олицетворение этого явления — руководитель Киевской облгосадминистрации А.Засуха, чья жена, парламентарий Т.Засуха, в период июля 2004-го — осени 2005 г. была и главой СелПУ, которую и развивала в регионе. Другой пример: исключительно на уровне области и районов работала Либеральная партия во главе с председателем Сумской госадминистрации (в марте 1999-го — январе 2005-го) В.Щербанем;
— после Помаранчевой революции к созданию своих региональных и субрегиональных политсил прибегли этнические меньшинства, вследствие чего появились КМКС — Партия венгров Украины и Демократическая партия венгров Украины.
Наличие региональных политсил по-своему подтвердили действия таких партий, как «Единство» (экс-мэра Киева А.Омельченко), Украинская морская (С.Кивалова), «Сила и Честь» (сейчас — без лидера), «Совесть Украины» (Х.Хачатуряна) и др., которые напоминали о себе лишь во время выборов, когда ради заработка сосредоточивались на работе в одной-двух областях, помогая мощным политсилам ввести в избирательные комиссии своих людей.
Следует вспомнить и другие примеры: партию «Родной город», которая появилась в 2009 г. со штаб-квартирой в Житомире, и ее лидера А.Ковалюка (сейчас этот «город» уже переехал в Киев и сменил руководителя), и Гражданскую партию Украины (2008, глава — М.Катунин), которая во главе с М.Матухно первой в Украине в своем названии подчеркнула субрегиональную привязку — «Киевляне прежде всего!».
Важным фактором, который значительно повлиял на развитие и укрепление доминантной среди региональных партий — Партии регионов, был переход к пропорциональной системе выборов. Идя на выборы в парламент в 2006 г., регионалы эксплуатировали лозунг «Децентрализация власти и увеличение прав регионов» и отстаивали «федеративный принцип государственного устройства». Впрочем, на внеочередных выборах (2007) в Верховную Раду программа регионалов уже избавилась от упомянутых лозунгов: получив власть, они переосмыслили украинские перспективы.
Двигаясь по восходящей, регионалы подарили Украине своего президента, который, подчинив Украину в 2010 г., обеспечил, соответственно, триумф своей партии на парламентских выборах 2012 г. и «пронизал» государство выходцами из Донбасса. О децентрализации уже речь не шла. Украинская территория подлежала ограблению целиком.
На фоне действий и нажима Партии регионов попытки «других регионализмов» с бЧльшим или меньшим сепаратистским задором (в 2006 г. — в виде Избирательного блока партий «За Союз» в составе «Социалистической Украины» и партий «Союз», «Отчизна», Славянской; в 2007 г. — в ипостаси Избирательного блока Людмилы Супрун — Украинский региональный актив и блока партий «КУЧМА» в составе «Союза» и ВО «Центр») выглядели бледно. Но понятно одно: в послепомаранчевый период и вплоть до Революции достоинства количество политических сил, так или иначе отстаивавших интересы региональных элит, неустанно возрастало. Политический процесс в региональных вотчинах разворачивался по собственноручно разработанным лекалам их владельцев. Перспективы государства мало кого из них волновали. А враг дрессировал «зеленых человечков»…
- Информация о материале
Оточення Кернеса без відкритих цін розіграло чверть мільярда на дороги Харкова
Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради 10-13 квітня за результатами тендерів замовило ТОВ «Паркінг+» будівництво доріг на загальну суму 262,18 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
До кінця 2019 року виконають із десятирічною гарантією:
- за 141,83 млн грн. – реконструкцію Московського проспекту від вулиці Харківських Дивізій до бульвару Богдана Хмельницького довжиною 1,3 км;
- за 79,10 млн грн. – реконструкцію вулиці Клочківської від Бурсацького узвозу до Клочківського узвозу довжиною 1,4 км;
- за 41,25 млн грн. – нове будівництво вулиці від вулиці Римарської до вулиці Клочківської.
Винесуть мережі, влаштують проїжджу частину, систему зв’язку, дощову каналізацію, освітлення, підпірні стіни, розмітку, водо- і газопостачання, благоустроять і озеленять територію. Субпідрядником з обсягом робіт не менше 20% ціни підряду буде ТОВ «Харківагроснаб», а на найменших торгах – ще й ТОВ «Будівельна компанія Будресурс».
Підсумкові відомості ресурсів і кошториси не опубліковані, що не дозволяє порівняти ціни матеріалів і обладнання з ринковими цінами на предмет можливого завищення.
На заробітну плату піде по 3%, а на прибуток – по 1% загальної вартості підрядів щодо реконструкції. На будівельному тендері показники становлять відповідно 5% і 1%.
Сума угод на 3% нижча від загальної очікуваної вартості закупівлі в 270,56 млн грн.
Переможця «Паркінг+» заснував і очолював до січня 2010 року Володимир Чумаков, нинішній директор Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міськради. Також Чумаков був радником мера Харкова Геннадія Кернеса з питань ЖКГ. Наразі офіційними власниками «Паркінг+» записано В’ячеслава Блінкіна (донедавна – бізнес-партнер дружини Чумакова), Олега Гончара та гонконгську фірму «Драгон Інвестмент Девелопмент Лімітед» («Dragon Investment Development Limited»).
Раніше частка Гончара належала Галині Давидовій, яка була партнеркою в кількох фірмах Андрія Шаптали, з яким вони разом отримували землю по «кооперативній схемі».
Із 2014 року «Паркінг+» отримав підрядів управління на реконструкцію Московського проспекту і супутню утилізацію будівельного сміття на 576,03 млн грн.
Субпідрядник «Харківагроснаб» належить Олександру Посаженнікову. Він володів ПП «Стройпласт» із тим самим Чумаковим, доки фірму не переписали на Артема Борисова.
Єдиним конкурентом було ТОВ «Метрокуб» Романа Колісника на чолі з Олексієм Осетинським, яке торік отримало єдиний підряд ПАТ «Турбоатом» на поставку щебеню на 14 тис грн. Раніше Колісник володів одним із теперішніх субпідрядників «БК Будресурс» і ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень». Остання фірма належала ТОВ КУА «Фінекс-капітал», яке платить дивіденди Геннадію Кернесу.
Разом із суперником в одному будинку за адресою село Хроли, вулиця Зорянська, 17 також зареєстровані ТОВ «Регіональний центр надання бухгалтерських та юридичних послуг» Романа Шейки – чоловіка прокурора прокуратури Слобідського району міста Харкова Вікторії Шейки, його ж ТОВ «Сучасний побут 2016» із Юрієм Ковальовим, а також ТОВ «Харківська молочна компанія» Бориса Дімова.
- Информация о материале
Еволюція механізму блокування податкових накладних в Україні
Однією з важливих подій 2017 р. в Україні було введення механізму автоматичного блокування податкових накладних. Ця подія мала наслідки не лише для бізнесу в Україні, але й для судового процесу. Так, до складностей застосування системи, що завжди виникають у роботі новоствореного механізму, додавалися численні неточності, що були допущені міністерствами при підготовці нині прийнятих регуляторних актів. Це постанова КМУ №190 від 29.03.2017 «Про встановлення підстав для прийняття рішення комісією Державної фіскальної служби про реєстрацію податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних або про відмову в такій реєстрації», наказ Міністерства фінансів України №567 від 13.06.2017 «Про затвердження Критеріїв оцінки ступеня ризиків, достатніх для зупинення реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних та Вичерпного переліку документів, достатніх для прийняття рішення про реєстрацію податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних» та постанова КМУ №485 від 4.07.2017 «Про затвердження Порядку розгляду скарг на рішення комісії Державної фіскальної служби про відмову у реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних».
З прийняттям названих регуляторних актів в Україні почалося масове блокування податкових накладних, що фактично унеможливлювало здійснення статутної діяльності багатьма юридичними особами та фізичними особами-підприємцями.
Нагадаємо, відповідно до положень Податкового кодексу України, контрагенти-платники податку на додану вартість складають податкові накладні/розрахунки коригування під час здійснення операцій з товарами та послугами, реєструють ці накладні чи розрахунки коригування у Єдиному реєстрі податкових накладних, що прямо впливає на стан так званих ПДВ-рахунків їх контрагентів. Беручи до уваги, що найбільшим джерелом надходжень до бюджету України є податки та збори, а податок на додану вартість, у свою чергу, приносить державі більшість «доходу», легко зрозуміти, що нововведення так чи інакше торкнулися абсолютної більшості підприємців.
У разі зупинення реєстрації податкової накладної платнику податків пропонувалося протягом 365 днів, що настають за датою виникнення податкового зобов’язання, відображеного у податковій накладній/розрахунку коригування, надати пояснення та направити їх на адресу органу ДФС разом із копіями документів, що підтверджують здійснення операції. Чіткої підстави у повідомленні фактично не зазначалося, не було посилань на те, які саме документи вимагаються додатково. А у разі, якщо після надання такого первинного пояснення та документів до нього розблокування не відбувалося, платнику податків надходило рішення комісії щодо блокування та надавалося 10 календарних днів для направлення письмової скарги із доданими належно завіреними копіями документів на адресу ДФС.
Автор цієї статті був свідком, коли направлені поштою такі листи тижнями не були доставлені у ДФС. Працівники пошти у приватній бесіді пояснювали таку затримку надвисоким навантаженням на відділення, адже скарги з усієї держави направлялися за єдиною адресою. Навіть у випадку подання скарги на рішення комісії про блокування податкової накладної нарочним кур’єри доповідали про величезні черги до канцелярії ДФС. Деякі платники, не маючи зразків скарг та зважаючи на те, що подання чітко зазначених у Податковому кодексі та регуляторних актах документів не завжди призводить до розблокування податкової накладної, при складанні скарги до ДФС керувалися принципом «що більше, то краще», подаючи цілі томи додатків до кожної накладної. Звісно, це мало уповільнити розгляд скарг, що подавалися. Так фактично і сталося.
Натомість, враховуючи згадану вище недосконалість прийнятих регуляторних актів та беручи до уваги широку сферу підприємців, що були охоплені нововведеннями, недивно, що не вирішені у адміністративному порядку суперечки платників податків були відображені у численних позовних заявах та передані на розгляд суду. Перші рішення окружних адміністративних судів по цій категорії справ почали з’являтися наприкінці літа 2017 р. І хоча по деяким рішенням сторонами подані апеляційні та касаційні скарги (звісно, у кожного платника податків своя правова позиція, а Державна фіскальна служба, виступаючи відповідачем, може наводити різні аргументи з огляду на таку позицію), фактично можна констатувати, що суди перших інстанцій все ж досить часто ставали на бік платників податків за умови належного обґрунтування правової позиції та надання позивачем документів, зазначених у Податковому кодексі України. Складність полягала у тому, що під час судового оскарження податкова накладна залишалася незареєстрованою, що чинило платнику податків та його контрагентам перешкоди у користуванні ПДВ-рахунками.
Наприкінці 2017 р. дія недосконалого механізму блокування податкових накладних/коригувань була зупинена, по значній кількості заблокованих накладних комісіями ДФС були прийняті рішення щодо їх реєстрації, що, у свою чергу, знизило навантаження на суди. Розроблявся новий механізм, що був відображений у постанові Кабінету міністрів України №117 від 21.02.2018 «Про затвердження порядків з питань зупинення реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних», опублікований 7.03.2018 у газеті «Урядовий кур’єр».
Нові правила блокування повинні стати більш прозорими та зрозумілими для усіх сторін, якими в даному випадку є платники податків та Державна фіскальна служба. Натомість виконання затверджених Порядку зупинення реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних, Порядку роботи комісій, які приймають рішення про реєстрацію податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних або відмову в такій реєстрації та Порядку розгляду скарг на рішення комісій, які приймають рішення про реєстрацію податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних або відмову в такій реєстрації також залежить від деяких «перемінних», що визначаються ДФС.
Так, 23.03.2018 на сайті ДФС були оприлюднені критерії ризиковості платника податків, ризиковості здійснення операцій та перелік показників, за якими визначається позитивна податкова історія платника податків, попередньо погоджені з Мінфіном. Аналіз прийнятих документів свідчить, що деякі особливості та недоліки попередньої системи були враховані та виправлені (наприклад, підстава блокування тепер повинна бути більш зрозуміла платнику), однак і оцінюючи критерії ризиковості, можна знайти формули, подібні до старих редакцій, що використовувалися в минулому році.
Отже, як і завжди, тільки час покаже вплив нової системи на бізнес та судові процеси з розгляду скарг. На момент виходу цієї статті застосування органами ДФС затверджених порядків вже почалося. Позиція судів при розгляді майбутніх справ буде сформована, з огляду на нові правила та порядки, лише після подання відповідних позовних вимог. У свою чергу, платникам податків при виникненні труднощів можна рекомендувати звертатися за професійною правничою допомогою з метою точного та чіткого формування правової позиції з кожного випадку блокування.
- Информация о материале
Україна без СНД: що змінить рішення Києва про «вихід» зі Співдружності
На п'ятому році війни з РФ Україна нарешті поставила питання про вихід із ключового інтеграційного об'єднання на пострадянському просторі – Співдружності незалежних держав.
Принаймні, про таку ініціативу заявив президент Петро Порошенко. «Я запропоную уряду підготувати пропозицію про припинення членства в статутних органах СНД», – сказав Порошенко, наголосивши, що Україна не є повноцінним членом СНД, тому не може вийти з цього органу.
Втім, така заява ставить дуже багато запитань. Як саме відбуватиметься «розлучення», з яких угод Україна воліє не виходити? А головне – як саме планує регулювати відносини з країнами-членами СНД після виходу з організації?
Спробуємо розглянути ці питання.
Навіщо? І навіщо зараз?
Очевидно, головною причиною рішення про вихід з СНД є порушення усіх основоположних принципів співпраці. Більше того, Росія на ідеологічному рівні у посланнях свого президента та статтях його ідеологів займає позицію ворожості до інших держав та ізоляціонізму.
Крім того, причиною для виходу з СНД є тектонічний розкол всередині цього утворення. РФ активно просуває створення ЄврАзЕС. Цей проект, хоч і поволі, але наполегливо підриває зсередини саму СНД. А головне – створює перешкоди для розвитку співпраці України з іншими державами-членами СНД, наприклад з Білоруссю чи Казахстаном.
Звісно, тут є і контраргумент у вигляді того, що СНД може бути платформою для організації протидії російському експансіонізму.
Розвиток подій від 2014 року – агресія з боку РФ і активна інтеграція з ЄС, у тому числі набрання чинності Угодою про асоціацію, створили нові підходи до регіоналізації. Хоч це ніде і не закріплено юридично, але дедалі частіше Україна розглядається в контексті Центральної та Східної Європи, разом з Литвою і Польщею. Це, звісно, більше символічна, але дуже важлива зміна сприйняття України. Чим рідше нас долучатимуть до пострадянського світу, тим краще.
Чому зараз? На це запитання немає чіткої відповіді.
Навряд чи є якась подія, яка стала тригером для прийняття такого рішення. Пропозиції щодо виходу з СНД лунали від 2014 року (і навіть раніше).
Але за низкою різних чинників саме тепер це завдання стає пріоритетом. І це добре, бо вихід з СНД буде проектом складним. Можливо не таким комплексним, як Brexit, але точно подібним.
Передусім тому, що СНД – це не лише організація, але й величезна кількість різних угод. І багато структур і документів СНД є непомітними, але дуже важливими для українських громадян і компаній.
Вийти звідти, куди не заходили
СНД існує в силу двох документів: Угоди про створення Співдружності Незалежних Держав та Статуту Співдружності Незалежних Держав.
Угоду про створення Співдружності Незалежних Держав було підписано від імені України 8 грудня 1991 року і вже 10 грудня було ратифіковано Верховною радою України (були ж часи).
Лише після цього (а власне, після Алматинського протоколу 21 грудня) почалась робота над Статутом СНД, який був схвалений 22 січня 1993 року. Цей Статут Україна вже не ратифікувала. Але це не заважає Україні брати участь у роботі СНД в якості держави-засновниці.
І власне, тут виникає проблема.
Вихід з СНД врегульовано статтею 9 Статуту СНД, який ми не ратифікували.
Не те щоб для нас взагалі не було виходу. Стаття 9 Статуту є продовженням статті 10 Угоди про створення СНД. У її статті 10 передбачено, що кожна з високих договірних сторін лишає за собою право припинити дію цієї Угоди або окремих її статей, повідомивши про це учасників Угоди за рік.
Тобто ми можемо вийти с Угоди про створення СНД, переставши бути державою-засновницею.
Проблема тут більше політичного характеру. Перший вихід з СНД – Грузії – базувався на статті 9 статуту. Тоді протягом року експертна група в рамках виконавчого комітету Співдружності визначила, в яких угодах Грузія може брати участь після виходу, та інші деталі її виходу з організації.
Чи буде підхід до України такий самий – питання відкрите. Формально він має бути такий самий, але через політичні обставини ми можемо почути іншу позицію від держав-учасниць СНД.
І є ще одна напівжартівлива тема. Частина друга статті 14 Угоди про створення СНД передбачає припинення діяльності органів колишнього СРСР на територіях держав-членів Співдружності.
У разі, якщо ми припинимо дію Угоди про створення СНД, то варто буде зробити застереження, що припинення застосування норми, яка скасовує чи припиняє дію інших норм, не означає автоматичного відновлення скасованих норм. Це заклинання має уберегти нас від атаки зомбі.
З менш жартівливих тем – припинення Угоди про створення СНД також стосується статті 5 Угоди, про повагу до територіальної цілісності та непорушність кордонів. Ця тема дуже дражлива в контексті розмов про Великий договір між Україною та Росією.
Переглянути все
Як і у випадку Грузії, єдине, що нас може цікавити – це збереження участі в окремих договорах СНД. Як би хто не глузував з радянськості СНД, його договірна база є добре розвинутою і достатньо важливою для двосторонніх відносин з державами-учасницями.
Тому нам буде потрібно провести роботу не лише над тим, щоб визначити, в яких угодах СНД ми залишаємося. Нам буде потрібно проговорити з кожною державою-членом СНД (принаймні з Молдовою, Білоруссю та Казахстаном), яким чином врегулювати відносини у випадку, коли Україна не зможе продовжувати свою присутність в якихось угодах СНД.
У двосторонніх відносинах це може бути підтвердження дії договорів СНД, де це є можливим; підтвердження дії інших багатосторонніх договорів (наприклад, договорів Ради Європи або ООН); або ж відновлення дії або укладення нових двосторонніх договорів.
Адже вихід з СНД – це не просто вихід з організації та низки міжнародних договорів, це де-факто повноцінний перегляд двосторонніх відносин с державами, які до СНД входять. Це насправді важлива справа. Але система договірних переплетень на пострадянському просторі така складна, що говорити про якусь просту і чітку схему у цій роботі дуже складно.
І не варто думати, що СНД – це лише проста угода про вільну торгівлю і все.
У рамках СНД діє повноцінна міжнародна організація, яка регулює залізничні перевезення. Вихід з неї не може не вплинути на бізнес «Укразлізниці», яка, очевидно, отримує доступ до ринків держав-учасниць СНД в силу механізмів Виконавчого комітету Ради залізничного транспорту СНД.
Так само важливими є положення Конвенції про правову допомогу та правові відносини в цивільних, сімейних та кримінальних справах 1993 року. Ця Конвенція є досить дієвим інструментом захисту інтересів осіб в усіх категоріях судових справ. І тут знову заплутана історія того, що до нового покоління цієї Конвенції ми не приєднались, але це окрема тема.
Нарешті, повернемось до торгівлі.
Угода про зону вільної торгівлі є важливою для істотної частки експорту України. Зокрема, наша торгівля з Білоруссю повністю залежна від цієї угоди.
Але й це не все!
Як не дивно, наша торгівля з Молдовою також регулюється угодою про вільну торгівлю СНД. Але в Кишиневі впевнені, що в разі розриву договору СНД наша торгівля не постраждає, бо є стара двостороння угода. Її мали анулювати, але вона досі значиться в базі законодавства як чинна. Та сама ситуація - із Казахстаном.
В архівах можна знайти майже повний комплект двосторонніх угод про вільну торгівлю між Україною та державами-учасницями СНД. Частину їх можна відновити, і це потребує ретельного опрацювання. Щоб зняти всі сумніви, сторони мають укласти хоч якийсь протокол, що з такого-то моменту ми застосовуємо двосторонню угоду замість угоди в рамках СНД. Але це точно легше, ніж просто домовлятися про нову угоду.
Так чи інакше, дорога до виходу з СНД починається з нотифікації на підставі статті 10 Угоди про заснування СНД. Від дати цієї нотифікації почнеться 12-місячний відлік до припинення цієї Угоди, протягом якого ми маємо знайти відповіді на всі заплутані правові питання.
- Информация о материале
Последипломная практика. Чем заинтересовал следователей Генпрокуратуры Владимир Гройсман
14 апреля 2016 года народный депутат Виталий Куприй (внефракционный) написал на своей странице в Facebook, что ему удалось найти несоответствие в данных об образовании, полученном Владимиром Гройсманом, в материалах, розданных депутатам перед назначением его на должность премьер-министра.
На основании заявления Куприя в Генпрокуратуру 25 октября 2017 года было открыто уголовное производство по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 358 Уголовного кодекса («подделка документов, печатей, штампов и бланков, сбыт или использование поддельных документов, печатей, штампов»). Санкция по этой статье предусматривает штраф до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет, — по усмотрению суда.
Куприй предполагает, что диплом специалиста, полученный Гройсманом, мог быть подделан, поскольку период его обучения не соответствует срокам, необходимым для получения высшего образования.
22 ноября 2017 года следователь Генпрокуратуры закрыл уголовное производство, но, согласно Единому реестру судебных решений, 29 января 2018-го Печерский районный суд Киева отменил постановление о закрытии производства, а материалы отправил для проведения досудебного расследования. 12 марта этот же суд поддержал ходатайство следствия с просьбой получить доступ к студенческому делу для «полного и беспристрастного расследования уголовного производства, установления фактических обстоятельств совершения уголовного преступления, а также объективных и фактических данных, свидетельствующих о подделке документов об образовании». Срок действия постановления — один месяц.
Бремя учёбы
В официальной биографии премьер-министра Гройсмана, размещённой на правительственном сайте, значится, что он с 1995 по 1999 год учился в Винницком институте региональной экономики и управления. Там же получил диплом младшего специалиста по специальности «Правоведение». В 2000–2003 годах Гройсман проходил обучение в Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), по итогам которого получил диплом специалиста по специальности «Правоведение». Напомним, что МАУП является негосударственным высшим учебным заведением. После учёбы в 2007–2010 годах в Национальной академии государственного управления при президенте Украины Гройсман получил диплом магистра по специальности «Управление общественным развитием».
Член антиплагиатной инициативы «Диссергейт» Татьяна Пархоменко объясняет Фокусу, что решение о сроках получения высшего образования по той же специальности, но в другом вузе принимает его администрация.
«По закону, с дипломом младшего специалиста можно идти учиться в другой вуз, но на ту же специальность. Администрация по своему усмотрению принимает решение о зачислении на второй или третий курс. Дальше необходимо получить диплом бакалавра, а через год — специалиста. Так было в предыдущей редакции, сейчас, напомню, специалиста исключили, оставив только бакалавра и магистра», — говорит она Фокусу.
Председатель совета общественной организации «Точка роста: образование и наука» Светлана Благодетелева-Вовк отмечает, что администрация государственных высших учебных заведений по запросу должна предоставлять всю необходимую информацию о своих выпускниках. Но иначе дело обстоит с частными вузами, которые могут не предоставлять запрашиваемые данные.
«В данном случае МАУП должен дать программу, по которой учился премьер (Владимир Гройсман. — Фокус), возможно, у него был индивидуальный график или другие варианты. Предоставить информацию об академической группе, где он числился, его работы. Но вуз негосударственный, здесь всё решает администрация», — сказала она Фокусу.
Фокусу не удалось связаться с администрацией МАУП, телефон службы по связям с общественностью и СМИ не отвечал.
Кто ответит
В законе о Кабинете министров нет чёткого указания, что премьер-министр должен иметь высшее образование. Статья 6 говорит, что в состав правительства входят премьер, первый вице-премьер, вице-премьеры и министры. Следующая статья отмечает, что членами Кабинета министров могут быть граждане Украины, которые имеют право голоса, высшее образование и владеют украинским языком.
Депутат Верховной Рады III–VI созывов Юрий Ключковский напоминает Фокусу, что все претенденты на государственную службу проходят специальную проверку.
«Проверяют документы, биографии, а для кандидатов на высшие государственные должности обязательны и проверки на злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Что не так с дипломом Гройсмана — должно установить следствие, если оно уже начало производство», — говорит Ключковский Фокусу.
Старший научный сотрудник Института государства и права им. Корецкого НАНУ Николай Сирый подчёркивает, что для премьер-министра, в отличие от президента и народных депутатов, отсутствует особая процедура привлечения к уголовной ответственности. Уголовное производство может быть открыто или закрыто в любой момент.
«В случае с делами о поддельных документах нужно смотреть, что установит следствие. Если лицо самостоятельно подделало документ или использовало в своих целях заведомо поддельный документ, наступает санкция статьи 358 Уголовного кодекса. Несмотря на то, что ответственность относительно лояльная, политическая ответственность очень большая. Ведь судимость является преградой для занимаемой должности. Но может быть ситуация, когда учебное заведение что-то не так организовало, неправильно выдало диплом. Тогда отвечать уже ему», – объясняет он Фокусу.
А вот ещё был случай
В украинской политике скандалы с дипломами об образовании возникают регулярно. В августе 2017 года мэр Киева Виталий Кличко уволил руководителя аппарата Киевской городской государственной администрации Владимира Бондаренко, в отношении которого ведётся расследование об использовании поддельного диплома. В 2009 году на основании поддельного диплома был уволен заместитель председателя Службы безопасности Украины Андрей Кислинский. В разные времена возникали скандалы с дипломами Владислава Каськива, Николая Рудьковского, Натальи Королевской, Романа Зварыча. Но до наказания ни разу не дошло.
«У академика Якова Зельдовича не было начального образования, а он экстерном закончил два вуза. Если следствие открыло производство, то оно должно поставить точку в вопросе диплома Гройсмана», — говорит Фокусу депутат Верховной Рады I созыва Владимир Крыжанивский.
Он напоминает, что премьер может уйти в отставку только по собственному желанию. Но и тогда вопрос его увольнения должна рассмотреть Верховная Рада.
О том, что диплом Гройсмана может быть поддельным, не хотят говорить ни политики, ни юристы. Они ставят под сомнение как возможный факт использования поддельных документов, так и решение суда, который сможет на это указать. Но в случае если уголовное производство дойдёт до суда и будет принято соответствующее решение, отставка должна последовать незамедлительно.
«Теоретически, если такое произойдёт, президент должен обратиться в парламент с просьбой уволить премьер-министра, который судим по уголовной статье. Вы можете себе такое представить, чтобы кадры президента были уголовно осуждены? Ещё премьер может сам пойти в отставку, обратившись с соответствующим заявлением в Раду», — делится с Фокусом своими предположениями член парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Наталья Новак (БПП).
- Информация о материале
Борьба с инфляцией или экономический рост. Что важнее?
После того, как в 2016 г. НБУ перешел на режим таргетирования инфляции и в том же году успешно «попал в цель», дальнейшие успехи в достижении запланированных темпов роста цен скромны. Как в 2017-м, когда потребительская инфляция составила 13,7% при цели 8%±2 процентных пункта (п.п.), так и в этом году — рост цен на 2,4% за январь-февраль при годовой цели 6%±2 п.п. (в соответствии с «Основами денежно-кредитной политики на 2018 год и среднесрочную перспективу»). В марте 2018 г. в месячном измерении индекс потребительских цен вырос еще на 1,1% (в годовом измерении потребительская инфляция составила 13,2%).
Что делать? Актуализировать целевой показатель по инфляции на 2018 г. с учетом складывающихся реалий? Отказаться от режима инфляционного таргетирования? Искать компромиссные варианты, учитывающие возможность достижения и других важных макроэкономических целей? Попробуем разобраться.
Мировая практика
Чаще всего центробанками применяются следующие режимы монетарного устройства — таргетирование курса национальной валюты, монетарное таргетирование и таргетирование инфляции.
Курсовое таргетирование ориентируется на курс нацвалюты в качестве целевого показателя инфляции. Могут применяться следующие подрежимы: привязка к устойчивой иностранной валюте (чаще всего, к доллару или евро), «валютный коридор», фиксированный курс. Логика использования курсового таргетирования в том, что курс как соотношение паритетов покупательной способности двух валют выступает индикатором покупательной способности нацвалюты по отношению к твердой инвалюте, с которой проводится сопоставление. Падение курса нацвалюты означает снижение ее покупательной способности.
Монетарное таргетирование предполагает управление объемом «широкой» денежной массы. При этом таргетировании влияние на уровень инфляции осуществляется посредством контроля за динамикой соответствующего денежного агрегата (М2 или М3).
А при инфляционном таргетировании (ИТ) в качестве целевого показателя чаще всего выбирается индекс потребительских цен или его производная — базовая инфляция, которая исключает краткосрочные резкие изменения цен, происходящих под влиянием административных, сезонных или конъюнктурных факторов. Этот режим нацелен на снижение инфляционных ожиданий населения и предпринимателей благодаря повышению их доверия к кредитно-денежной политике центробанка.
Согласно данным МВФ, по состоянию на прошлый год режим инфляционного таргетирования применялся в 38 государствах, а также в еврозоне (включает 19 стран). Если считать еврозону в качестве одного субъекта, то ¾ государств, в которых действует режим ИТ, — развивающиеся. В последние три года в число «таргетеров» инфляции вошли Грузия, Индия, Казахстан, Россия и Украина.
При той критике, которая сопровождает проводимое НБУ инфляционное таргетирование, нужно объективно оценивать потенциальные позитивные последствия этого режима. В частности, устанавливается номинальный якорь денежно-кредитной политики, который в наибольшей степени соответствует ценовой стабильности. При режиме ИТ есть вариативность в выборе инструментов денежно-кредитной политики, что позволяет выбирать те способы достижения целевых показателей, которые могут быть наиболее подходящими в данной ситуации и конкретной макроэкономической среде. Наконец, появляется понятный для общества критерий деятельности центробанка, состоящий в стабилизации ценовых ожиданий населения.
Что же на самом деле «таргетируют»?
Промежуточной целью денежно-кредитной политики является прогноз инфляции на некоторый период времени. По этой причине инфляционное таргетирование нередко называют «таргетирование прогноза инфляции» — такое название режиму дал профессор Принстонского университета и заместитель управляющего Центробанка Швеции Л.Свенссон в 1997 г. Из-за того, что в краткосрочном периоде инфляция частично предопределена благодаря хозяйственным и коммерческим договорам, в которых указаны цены, а также трудовыми соглашениями, в которых определена заработная плата и оговорена возможность ее индексации относительно инфляции за прошлые периоды, денежно-кредитная политика скорее может влиять на ожидаемую будущую инфляцию. Изменяя денежно-кредитную политику с учетом новой информации, центробанк воздействует на ожидаемую инфляцию и постепенно приводит ее в соответствие с целевым ориентиром. Действуя таким образом, он со временем доводит фактическую инфляцию до целевого уровня. Ключевые слова — «со временем». Кстати, Р.Лукас получил Нобелевскую премию за теорию ожиданий, которая применительно к инфляции утверждает, что динамика сегодняшней цены (то есть инфляции) является прямой функцией от ожиданий будущей цены. Поэтому из-за наличия лагов монетарной политики центробанки по сути таргетируют прогноз инфляции. И прогнозируемая инфляция сравнивается с заявленной целью инфляции, после чего центробанки корректируют монетарную политику для достижения цели. В этом и кроется нюанс, игнорирование которого иногда ведет к излишне критичной оценке результатов проводимой Нацбанком политики инфляционного таргетирования.
Национальные особенности
В применении к экономике Украины таргетирование инфляции имеет свою специфику. В частности, международный опыт говорит о том, что инфляционное таргетирование может быть эффективным, если оно базируется на долгосрочном опыте низкой инфляции. Но в годы, предшествующие введению этого режима, инфляция в нашей стране была очень высокой: 24,9% — в 2014 г. и 43,3% — в 2015-м. Казалось бы, введение в 2016 г. режима ИТ стало логичным ответом на столь высокие темпы роста цен. Казалось бы, попадание в цель по инфляции в 2016-м свидетельствует о правильности перехода на инфляционное таргетирование. Но, во-первых, не случайно переходить к этому режиму рекомендуется именно после нескольких лет низкой инфляции, а во-вторых, причины существенного замедления роста цен в 2016-м могли носить естественный характер и быть не только следствием применения режима ИТ (сыграло свою роль и окончание действия девальвационного шока). Наверное, и поэтому успехи, которые были у НБУ в таргетировании инфляции, пока носят временный характер.
Кроме этого, как показывает опыт развитых государств, эффективное достижение целевого ориентира по инфляции возможно лишь при устойчивых темпах роста экономики на протяжении длительного времени, при отсутствии серьезных диспропорций в ее структуре, при низких темпах роста цен в промышленности. В период, предшествующий введению режима ИТ, этого у нас не было. В 2014 г. ВВП снизился (по сравнению с 2013-м) на 6,8%, в 2015-м (по сравнению с 2014-м) — на 9,9. Структура экономики как была откровенно перекошенной в сторону доминирования производства сырья и полуфабрикатов, так и оставалась таковой. Цены в промышленности росли высокими темпами: в 2014-м — на 31,8%, в 2015-м — на 25,4.
То есть многих необходимых предпосылок для перехода к режиму инфляционного таргетирования у нас не было. Инфляция — сложный, многофакторный и противоречивый процесс, а мероприятия денежно-кредитной политики нередко оказывают воздействие на экономику со значительным временным лагом. Инфляция подвержена большой инерции, и планы по ее приведению в Украине к однозначным величинам за несколько лет были недостаточно реалистичными, об этом я предупреждал еще два года назад.
О качестве прогнозов
Как было показано выше, в процессе проведения политики инфляционного таргетирования решающее значение приобретают прогнозы. От их достоверности в существенной мере зависит правильность решений, принимаемых в рамках денежно-кредитной политики. Читатели заметят, что с прогнозами инфляции у НБУ дело обстоит не лучшим образом. Это правда. Как правда и то, что в практике мировых центробанков ошибочные прогнозы относительно ценовой динамики встречаются примерно с той же частотой, что и удачные. Если рассмотреть страны, экономики которых относятся к числу малых открытых экономик (Украина — в их числе), то по состоянию на середину прошлого года в 40% из них не достигнуты объявленные инфляционные цели. Есть отклонения в сторону как более высокой, так и более низкой инфляции, чем целевой показатель. Нас интересуют причины превышения «таргета». Чаще всего это повышение цен на импортируемую продукцию и «эффект переноса», возникающий в результате того, что обесценивание нацвалюты ведет к росту внутренних цен на ввозимую продукцию.
А еще в украинских условиях инфляция зачастую возникает из-за несогласованных действий органов госуправления. Достоверность прогнозов в наших условиях априори находится под сомнением (впрочем, есть некоторые сомнения и в прогностических способностях соответствующих специалистов НБУ). Поэтому они не всегда могут служить качественной базой для принятия решений.
Проблемы роста
В ходе дискуссий о пользе или вреде ИТ очень важно не забыть о главных наших стратегических целях — о росте экономики, снижении уровня безработицы и повышении доходов населения. Сама по себе стабилизация инфляции на низком уровне вовсе не гарантирует достижения этих целей. Тем более что используемый нынче для этого инструмент НБУ — повышение учетной ставки — имеет следствием удорожание кредитов.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Д.Стиглиц писал: «Подъем процентных ставок может уменьшить совокупный спрос, который может затормозить экономику и ограничить рост цен на некоторые товары и услуги. Но эти меры сами по себе не могут сбить инфляцию до запланированного уровня, если только ставки не будут задраны до невыносимого уровня. Например, даже если глобальные цены на энергию и продукты питания будут увеличиваться более умеренно, чем сегодня, и будут не столь сильно отражаться на внутренних ценах, то снижение общей инфляции, например, до 3% потребовало бы заметного снижения других цен. Практически наверняка это повлекло бы за собой заметный экономический спад и высокий уровень безработицы. Лекарство оказалось бы опаснее, чем сама болезнь».
Конечно, Нацбанк обязан стремиться к стабилизации инфляции около заданного уровня. Думаю, этот уровень должен лежать в диапазоне однозначных чисел — ближе к 5%. Но Нацбанк может также желать содействия экономическому росту на уровне максимального потенциального роста. Стабилизация переменных реального сектора, таких, как рост производства и занятость населения, не всегда входят в список целей центробанка той или иной страны. Но инфляционное таргетирование может варьироваться от жесткого, когда центробанк вообще не волнуют проблемы реального сектора экономики, до гибкого, когда он проявляет о нем определенную заботу. Учитывая, что динамичный рост экономики — это то, чего ждет от власти народ Украины, Нацбанку нужно продумать вариант использования гибкого инфляционного таргетирования, которое хотя бы не будет препятствовать экономическому росту.
Что важнее — борьба с инфляцией или экономический рост? Проблемы равноценны по значимости. Поэтому необходимы разумные компромиссы, исключающие стремление к выполнению лишь одной задачи ценой осложнений при достижении другой. Когда я задаю сторонникам жесткого инфляционного таргетирования вопрос: как подавление инфляции будет способствовать росту экономики, они обычно отвечают — благодаря тому, что экономические агенты будут уверены в ценовой стабильности, они начнут наращивать выпуск продукции. В некоторой мере с этим можно согласиться, но сама по себе низкая инфляция никоим образом не решит такие наши ключевые проблемы, как слабый внутренний спрос, технологическая отсталость, высокая энерго- и материалоемкость. А кредиты с доступной процентной ставкой для реального сектора экономики помочь решению этих проблем могут.
Есть еще одна причина, по которой я сдержанно отношусь к инфляционному таргетированию. Дело в том, что этот режим характеризуется ограниченными дискреционными возможностями: перед центробанком стоит задача удержать инфляцию на уровне целевого ориентира. Однако независимо от того, с какими макроэкономическими шоками ему приходится сталкиваться, он обязан реагировать на них одинаково: стремясь во что бы то ни стало вернуть инфляцию к заданной цели. Действия ЦБ предопределены, а значит, лишены гибкости. Не существует универсального лекарства от всех болезней. Например, при монетарном таргетировании у центробанка более широкий спектр возможностей.
Как бы то ни было, отказываться от таргетирования инфляции мы не можем. В том числе и потому, что таргетирование инфляции предусмотрено условиями сотрудничества Украины с МВФ, кредиты которого сейчас нам нужны. Но мы можем подойти к вопросу более гибко. Мне импонирует классификация видов инфляционного таргетирования, которую приводят в своей работе экономисты МВФ А.Карар и М.Стоун:
— полноценное инфляционное таргетирование;
— эклектичное инфляционное таргетирование;
— облегченное инфляционное таргетирование.
В государствах, где применяется полноценное инфляционное таргетирование, центральные банки имеют высокий или близкий к нему уровень доверия со стороны рыночных игроков и населения, четко определяют целевой показатель инфляции на определенный период с жестким обязательством его соблюдения. Полноценное таргетирование инфляции предполагает высокую степень транспарентности действий и ответственности центробанка за принимаемые им решения. Первой полноценное инфляционное таргетирование начала использовать Новая Зеландия в 1989 г., кроме нее, этот режим применяли Бразилия, Канада, Чехия, Норвегия, Польша, Швеция, Великобритания, Южная Африка и некоторые другие страны. Как правило, установленный диапазон целевого ориентира при полноценном таргетировании инфляции составляет от 0 до 3%.
Эклектичное инфляционное таргетирование позволяет поддерживать инфляцию на довольно низком стабильном уровне без жесткой ответственности относительно ее целевого уровня. Это возможно в условиях высокой финансовой стабильности и позволяет поддерживать на надлежащем уровне и другие макроэкономические переменные, такие, как занятость, экономический рост, платежный баланс и т.д. Эклектичное ИТ используют более двух десятков стран, включая такие, как Алжир, Индонезия, Румыния, Сингапур, Словакия, Швейцария, Япония и другие.
Облегченное инфляционное таргетирование рассматривается в качестве переходного режима, практикуемого в некоторых развивающихся странах в период проведения структурных экономических реформ. Его особенность заключается в том, что денежные власти объявляют широкие возможные границы колебаний инфляции, но фактически они не являются жестким обязательством и безусловным целевым ориентиром денежно-кредитной политики. Облегченное ИТ предусматривает большую непрозрачность решений центробанка, чем при полноценном и эклектичном режимах, и сравнительно невысокий уровень доверия к ориентирам со стороны общества.
По сути, сейчас в Украине действует облегченное инфляционное таргетирование. Со временем нам удастся перейти сначала к эклектичному (полагаю, такой режим может действовать в 2019–2020 гг.), а потом и к полноценному (начиная с 2021 г.) ИТ. Но мы должны воспользоваться тем, что эклектичное инфляционное таргетирование позволяет уделять внимание и проблемам экономического роста.
Д.Стиглиц в статье «Таргетирование инфляции — испытание реальностью» утверждает следующее: «Борьба с растущими ценами на продукты питания и энергию — сложное дело. Ослабленная экономика и более высокая безработица, к которым приводит таргетирование инфляции, умеренно влияют на инфляцию, но усложняют выживание в этих и без того трудных условиях». Не стоит игнорировать точку зрения Нобелевского лауреата. Чтобы в попытке подавить инфляцию не сделать то же самое и в отношении экономического роста, темпы которого нам необходимо наращивать.
- Информация о материале
Страница 72 из 2102
