14 апреля 2016 года народный депутат Виталий Куприй (внефракционный) написал на своей странице в Facebook, что ему удалось найти несоответствие в данных об образовании, полученном Владимиром Гройсманом, в материалах, розданных депутатам перед назначением его на должность премьер-министра.
На основании заявления Куприя в Генпрокуратуру 25 октября 2017 года было открыто уголовное производство по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 358 Уголовного кодекса («подделка документов, печатей, штампов и бланков, сбыт или использование поддельных документов, печатей, штампов»). Санкция по этой статье предусматривает штраф до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет, — по усмотрению суда.
Куприй предполагает, что диплом специалиста, полученный Гройсманом, мог быть подделан, поскольку период его обучения не соответствует срокам, необходимым для получения высшего образования.
22 ноября 2017 года следователь Генпрокуратуры закрыл уголовное производство, но, согласно Единому реестру судебных решений, 29 января 2018-го Печерский районный суд Киева отменил постановление о закрытии производства, а материалы отправил для проведения досудебного расследования. 12 марта этот же суд поддержал ходатайство следствия с просьбой получить доступ к студенческому делу для «полного и беспристрастного расследования уголовного производства, установления фактических обстоятельств совершения уголовного преступления, а также объективных и фактических данных, свидетельствующих о подделке документов об образовании». Срок действия постановления — один месяц.
Бремя учёбы
В официальной биографии премьер-министра Гройсмана, размещённой на правительственном сайте, значится, что он с 1995 по 1999 год учился в Винницком институте региональной экономики и управления. Там же получил диплом младшего специалиста по специальности «Правоведение». В 2000–2003 годах Гройсман проходил обучение в Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), по итогам которого получил диплом специалиста по специальности «Правоведение». Напомним, что МАУП является негосударственным высшим учебным заведением. После учёбы в 2007–2010 годах в Национальной академии государственного управления при президенте Украины Гройсман получил диплом магистра по специальности «Управление общественным развитием».
Член антиплагиатной инициативы «Диссергейт» Татьяна Пархоменко объясняет Фокусу, что решение о сроках получения высшего образования по той же специальности, но в другом вузе принимает его администрация.
«По закону, с дипломом младшего специалиста можно идти учиться в другой вуз, но на ту же специальность. Администрация по своему усмотрению принимает решение о зачислении на второй или третий курс. Дальше необходимо получить диплом бакалавра, а через год — специалиста. Так было в предыдущей редакции, сейчас, напомню, специалиста исключили, оставив только бакалавра и магистра», — говорит она Фокусу.
Председатель совета общественной организации «Точка роста: образование и наука» Светлана Благодетелева-Вовк отмечает, что администрация государственных высших учебных заведений по запросу должна предоставлять всю необходимую информацию о своих выпускниках. Но иначе дело обстоит с частными вузами, которые могут не предоставлять запрашиваемые данные.
«В данном случае МАУП должен дать программу, по которой учился премьер (Владимир Гройсман. — Фокус), возможно, у него был индивидуальный график или другие варианты. Предоставить информацию об академической группе, где он числился, его работы. Но вуз негосударственный, здесь всё решает администрация», — сказала она Фокусу.
Фокусу не удалось связаться с администрацией МАУП, телефон службы по связям с общественностью и СМИ не отвечал.
Кто ответит
В законе о Кабинете министров нет чёткого указания, что премьер-министр должен иметь высшее образование. Статья 6 говорит, что в состав правительства входят премьер, первый вице-премьер, вице-премьеры и министры. Следующая статья отмечает, что членами Кабинета министров могут быть граждане Украины, которые имеют право голоса, высшее образование и владеют украинским языком.
Депутат Верховной Рады III–VI созывов Юрий Ключковский напоминает Фокусу, что все претенденты на государственную службу проходят специальную проверку.
«Проверяют документы, биографии, а для кандидатов на высшие государственные должности обязательны и проверки на злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Что не так с дипломом Гройсмана — должно установить следствие, если оно уже начало производство», — говорит Ключковский Фокусу.
Старший научный сотрудник Института государства и права им. Корецкого НАНУ Николай Сирый подчёркивает, что для премьер-министра, в отличие от президента и народных депутатов, отсутствует особая процедура привлечения к уголовной ответственности. Уголовное производство может быть открыто или закрыто в любой момент.
«В случае с делами о поддельных документах нужно смотреть, что установит следствие. Если лицо самостоятельно подделало документ или использовало в своих целях заведомо поддельный документ, наступает санкция статьи 358 Уголовного кодекса. Несмотря на то, что ответственность относительно лояльная, политическая ответственность очень большая. Ведь судимость является преградой для занимаемой должности. Но может быть ситуация, когда учебное заведение что-то не так организовало, неправильно выдало диплом. Тогда отвечать уже ему», – объясняет он Фокусу.
А вот ещё был случай
В украинской политике скандалы с дипломами об образовании возникают регулярно. В августе 2017 года мэр Киева Виталий Кличко уволил руководителя аппарата Киевской городской государственной администрации Владимира Бондаренко, в отношении которого ведётся расследование об использовании поддельного диплома. В 2009 году на основании поддельного диплома был уволен заместитель председателя Службы безопасности Украины Андрей Кислинский. В разные времена возникали скандалы с дипломами Владислава Каськива, Николая Рудьковского, Натальи Королевской, Романа Зварыча. Но до наказания ни разу не дошло.
«У академика Якова Зельдовича не было начального образования, а он экстерном закончил два вуза. Если следствие открыло производство, то оно должно поставить точку в вопросе диплома Гройсмана», — говорит Фокусу депутат Верховной Рады I созыва Владимир Крыжанивский.
Он напоминает, что премьер может уйти в отставку только по собственному желанию. Но и тогда вопрос его увольнения должна рассмотреть Верховная Рада.
О том, что диплом Гройсмана может быть поддельным, не хотят говорить ни политики, ни юристы. Они ставят под сомнение как возможный факт использования поддельных документов, так и решение суда, который сможет на это указать. Но в случае если уголовное производство дойдёт до суда и будет принято соответствующее решение, отставка должна последовать незамедлительно.
«Теоретически, если такое произойдёт, президент должен обратиться в парламент с просьбой уволить премьер-министра, который судим по уголовной статье. Вы можете себе такое представить, чтобы кадры президента были уголовно осуждены? Ещё премьер может сам пойти в отставку, обратившись с соответствующим заявлением в Раду», — делится с Фокусом своими предположениями член парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Наталья Новак (БПП).